Керамические изделия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    171,61 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Керамические изделия

Министерство образования и науки Украины

Сумский государственный университет

Кафедра маркетинга








Обязательное домашнее задание

по дисциплине: Товароведение

на тему:

Керамические изделия



Выполнила: студентка гр. МК-31

Кливенок А.Н.

Проверила: Петренко В.В.




Сумы 2005

Содержание

Введение

1. Характеристика рынка керамических изделий и его основных фигурантов

2.       Классификация керамических изделий

.        Виды сырья и иго характеристика

.        Свойства керамических изделий

.        Оценочная характеристика и ассортиментная политика завода

.        Требования к качеству керамических бытовых товаров

.        Маркировка и упаковка керамических бытовых товаров

.        Условия сохранения качества керамических бытовых товаров при транспортировке и хранении

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Керамическими бытовыми товарами, или бытовой керамикой, называют изделия культурно-бытового назначения из глинистых материалов с различными минеральными добавками, обожженные до камневидного состояния. Для улучшения потребительных свойств керамические изделия в большинстве случаев покрывают тонким (0,1-0,3 мм) стекловидным слоем - глазурью.

К керамическим относят изделия, получаемые из глинистых веществ.

В настоящее время основу фарфоровой и фаянсовой промышленности составляют мощные современные заводы. На смену ручному формированию изделий пришли автоматы и полуавтоматы.

Керамика - один из самых древних искусственных материалов. Уже первобытные люди умели применять обожженную глину для изготовления простейших сосудов. Современная фарфорофаянсовая промышленность представляет собой развитую в техническом отношении отрасль. Перед фарфорофаянсовой промышленностью поставлены большие задачи по увеличению объемов производства посуды, расширению и обновлению ассортимента, повышению качества изделий.

Наряду с увеличением объема производства ежегодно расширяется ассортимент и улучшается качество фарфоровых и фаянсовых изделий. Снимаются с производства изделия устаревших моделей, разнообразнее и красочнее становятся украшения, наносимые на изделия, увеличивается удельный вес комплектных изделий (сервизов, наборов и приборов).

В данном обязательном задании было проведено исследование производства керамических изделий. Как пример был взят «Сумской фарфоровый завод».

Цель данного исследования - высветить понятие керамики, определить её сущность, исследовать рынки сбыта, а также рынок Украины, а также раскрыть назначение, свойства, характеристики керамических изделий.

Главными задачами данного обязательного задания являются:

. выявление рынков сбыта и спроса на этих рынках,

. расширение и целесообразность поставки изделий на рынок Украины и изучение основных фигурантов его,

. соответствие оборудования предприятия его целям и запросам потребителей,

. увеличение объёмов производства продукции и пути его увеличения,

. расширения ассортимента производимого товара,

. изучение и способы увеличения качества керамических изделий,

. улучшения дизайна, декорации, разнообразие росписи,

. снижение к минимуму различных дефектов производимой продукции, а также разнообразных потерь предприятия,

. правила маркировки, упаковки товара, соответствие его стандартам,

. правильное транспортирование и хранение керамических изделий.

1. Характеристика рынка керамических изделий и его основных фигурантов.

Как и предупреждали эксперты, в 2004 г. поставщики китайских товаров рвали украинский рынок на части. Не только большинству украинских, но и европейским производителям не удалось расширить свое присутствие на нем.

За 2004 г., по сравнению с 2003 г., поставки унитазов и прочих изделий из Китая увеличились в 3 раза - до 376 тыс. шт. Это при том, что в 2004 г. общий рост рынка сантехники составил 25-30% (до $100-110 млн.). Китайцы заняли 10-15% украинского рынка санкерамики.

Специалисты отмечают несколько причин популярности китайской сантехнической керамики:

) китайские производители предлагают ее минимум на 20% дешевле;

) они умело копируют дизайн европейского товара, и продукция выглядит современнее, чем санкерамика украинских и российских производителей.

Среди крупных импортеров, которые работают с китайскими производителями с 2002-2004 гг., специалисты отмечают компании "Агромат", "Цермет» (обе - г. Киев), «Новий Світ» (г. Днепропетровск), "Антей" (г. Одесса). "Агромат" контролирует около 50% всего китайского импорта сантехники. Она - единственная в Украине раскручивает китайскую продукцию под торговой маркой.

Низкая цена китайской санкерамики спровоцировала рост спроса на сантехнику именно в дешевом ценовом сегменте (до $100 за компакт (унитаз, сливной бачок, сиденье с крышкой)), емкость которого в прошлом году увеличилась примерно на 40%. Традиционно эту нишу занимали украинские, российские, восточноевропейские и турецкие производители. По данным Госкомстата, в 2004 г. импорт из России сократился почти в 10 раз.

Хороших результатов в прошлом году удалось добиться поставщикам болгарской (рост на 60%) и турецкой (рост более чем в 3 раза) санкерамики. Поставщики продукции болгарской торговой марки Vidima, завод по производству которой входит в международный концерн Ideal Standard, предложили современный модельный ряд по невысоким ценам.

В 2004 г заметного роста продаж в среднем ценовом сегменте (классы "стандарт" и "престиж"), чего уже несколько лет ждут операторы, не произошло. Спрос на изделия европейских брендов, в том числе позиционирующихся в этом сегменте, вырос в среднем на 10-15%.

По официальной статистике, в 2004г. импорт из Польши увеличился всего на 11%, а из Чехии так и вовсе сократился на 19%. Есть несколько причин таких низких показателей. Во-первых, увеличились поставки дешевых китайских "клонов" самых продаваемых моделей санкерамики восточноевропейских производителей. Во-вторых, вступление Чехии в ЕС весной 2004г. и связанное с этим изменение таможенных правил вынудили импортеров на несколько месяцев сократить ввоз товара. Тем не менее, по словам импортеров изделий восточноевропейских заводов, продажи этой санкерамики на украинском рынке в прошлом году выросли на 25-30%.

Рис.1 Структура продаж компактов в Украине(в количественном выражении ),%

- Эконом (до$100)

- Стандарт ($100-200)

- Престиж ($200-350)

- Люкс (от$350)

Рис.2 Продажа дорогой санкерамики (класс «люкс») по торговым маркам, %

- Villeroy&Boch (Германия)

- Laufen (Швейцария)

- Остальное

- Keramag (Германия)

Наиболее известные в Украине бренды - Kolo, Cersanit (оба - Польша), Jika (Чехия), Ido, Ifo (оба - Финляндия), Gustavsberg (Швеция). Пока потребители не видят смысла переплачивать за сантехнику, качество которой, на взгляд обывателя, сопоставимо с качеством недорогих моделей восточноевропейских производителей.

Очевидно, поэтому продажи дорогой санкерамики в прошлом году увеличились примерно на 30-З5%. По оценкам операторов, лидирующие позиции в дорогом сегменте удерживает продукция немецкой торговой марки Villeroy&Boch.

Несмотря на потерю в прошлом году 10-15% внутреннего рынка, немного численным украинским производителям санкерамики (три завода), пока удается удерживать его большую часть - около 55-60%(в количественном выражении). Продажи отечественной санкерамики в прошлом году на внутреннем рынке выросли примерно на 10% (до 1,3-1,4 млн. изделий). Главный козырь украинских фабрик - низкие цены - после появления китайской керамики постепенно перестает быть таковым. К тому же большие объемы выпуска, умывальников и унитазов в Украине обеспечиваются во многом благодаря высокому экспорту в страны бывшего СССР и национальным особенностям сбыта. По данным специалистов, в прошлом году в Украине было произведено около 3,2 млн. санкерамических изделий. А экспортировано согласно официальной статистике, 1,9 млн.шт. Высокий же уровень внутренних продаж достигается за счет тесных контактов со строителями, которые предпочитают устанавливать отечественную сантехнику в новостройках. Например, по оценкам операторов, продукция ОАО "Львовский керамический завод" почти полностью идет на комплектацию строительных объектов и редко появляется в свободной продаже.

Очевидно, экспансия и демпинг китайцев заставили украинские предприятия изменить подходы к продвижению продукции (формировать новые каналы сбыта, стимулировать оптовиков доставкой сантехники или предоставлением отсрочки платежей), совершенствовать качество товара и расширять его ассортимент.

Импортеры китайской продукции наращивают объемы поставок - за это время им удалось увеличить импорт в 3 раза (до 181 тыс.шт.). Сейчас импорт китайского товара становится все менее привлекательным. Из-за жесткой конкуренции демпинговая война привела к тому, что самые дешевые китайские компакты за последние 7-8 месяцев подешевели с 330-350 грн. до 250-260 грн. А заработки торговцев сократились в несколько раз.

А теперь рассмотрим рынок керамической черепицы. Она пока не приобрёла большой популярности в Украине, так как дорого стоит(1 кв.м.=12$ и более) и потому что керамическая черепица тяжёлый кровельный материал(масса 1кв.м.=32 кг. и более),поэтому требует специальной усиленной стропильной системы, что приводит к удорожанию готовой кровли. Стоимость обустройства 1 кв.м. кровли из керамической черепици=90-95$(в том числе стоимость работ =30-32$).

Но более быстрому распространению на рынке керамической черепицы мешает отсутствие в Украине высококвалифицированных специалистов, которые могут профессионально спроектировать стропильную систему под керамическую черепицу, а также уложить её. Но с ростом благосостояния страны спрос на керамическую черепицу растёт.

Как показывают статистические данные объёмы рынка увеличиваются на 50% и более в год. В 2004 году украинский рынок потребил 250-300 тыс.кв.м. керамической черепицы. В 2005 году -0.5 млн.кв.м. Если объёмы данного рынка ежегодно будут расти в 1.5 раза ,то через 3-4 года достигнут 2-2.5 млн.кв.м.

В Украине импортируется керамическая черепица кампанией Jamina(Венгрия), Tondach(Чехия\Австрия), Braas(Франция), Creaton, Muller(Германия), Euronit(Польша) и др. По данным Госкомстата в нашей стране производство керамической черепицы занимаются 4 предприятия. В Украине нет глины, подходящей по качеству для изготовления такой плитки, а если и есть, то она залегает глубоко и добывать ее нерентабельно. Таким образом, объемы этой продукции еще совсем малы - вкладывать деньги в производство не собирается.

А также за 2004г. Рынок и керамической плитки вырос в среднем на 20-25% (до 35-36 млн.кв.м. или до 220-250 млн. $), а в 2003г. Рост был значительнее-30%. В этом году поставщики даже не надеются на значительное увеличение объёмов рынка. В компании Cersanit (г. Киев) темпы роста продаж уменьшились с 25-30%до 10-15%.

В Украине опережающими темпами растёт потребление напольной плитки. За последние 2 года доля её продаж увеличилась на 5-10%. Среднегодовые темпы роста рынка напольной плитки в Украине в 2003-2004 гг. составили 34%, а настенной-22%. Эксперты прогнозируют, что лет через 5 соотношение продаж напольной и настенной плитки в Украине приблизится к общеевропейскому-70%. Также в 2004г. поставки керамогранита (используется для покрытия полов) выросли на 45%, а объёмы его продаж составили 7-8 млн.кв.м.

По прежнему самой ходовой является плитка «грес» размером 40*40 и 60*60см. А в 2005г. возросла продажа и керамогранита размером 60*120, недорогого полированного (от 55грн. за 1 кв.м.) и матового(от 33грн. за 1 кв.м.).

Вследствие высокой динамики роста плиточного рынка и наличия хорошей сырьевой базы, создание новых производств в Украине набирает обороты. Так, например ЗАО «Зевс Керамика» - г. Славянск, Донецкая область с 2004 года специализируется на производстве керамогранита (2 млн. кв.м. в год) - первым освоил это производство. К 2011г. предприятие рассчитывает ежегодно производить 12 млн.кв.м. всех видов плитки на 6-ти производственных линиях и занять 25% украинского рынка керамической плитки. Недавно в Славянске запустили завод по производству керамических масс, применяемых в качестве сырья для изготовления различных видов керамической продукции. Его мощность- 60 тыс.т. смесей в год. Таким образом скоро у нас должно подешеветь сырьё. Завод «Харьковская керамика»- г. Харьков. Он производит плитку с 1939г. С 2004г. выпускает глазурованную плитку для пола 30*30см. по итальянскому образцу. Он планирует закупить новое оборудование, чтобы выпускать новую, более качественную и усовершенственную плитку. ООО «Карпатская керамика» - г. Калуш, Ивано-Франковская область - выпускает 0,7 млн.кв.м. настенной плитки. ЗАО ИИ «Пластелла-К» - г. Киев, с 2003г. производит плитку. В 2004 году произвёл 1,4 млн.кв.м. плитки. ООО «Белгород-днестровский исследовательно-экспериментальный завод ноздреватого бетона и изделий, ООО «Обуховский завод пористых изделий».

Всё бы было хорошо, на рынок поступала бы своя продукция, но вышел закон о снижении импортной пошлины на керамическую плитку в 2 -4 раза, что повысило импортные поставки в страну. Теперь тяжеловато будет нашим производителям отвоёвывать рынок.

Таблица 1

Рынок классической плитки в 2004г. в Украине

Поставщики из-за рубежа %

Импорт настенной керамической плиты млн.кв.м.

Производство настенной керамической плитки в Украине млн.кв.м.

Производство напольной и глазурованной плитки в Украине, млн.кв.м.

15

6,7

12,2

3,6


2. Классификация керамических изделий

Номенклатура бытовой керамики широка. Ее классифицируют по строению, степени плотности, типам, видам и разновидностям черепка, наличию глазури и назначению.

По строению выделяют: грубую и тонкую керамику. К грубой керамике относят изделия, имеющие на изломе неоднородное крупнозернистое строение и естественную красновато-коричневую окраску черепка. Изделия тонкой керамики на изломе имеют однородное мелкозернистое строение и белый или слабоокрашенный черепок, не пропускающий воду, газы (фарфор, фаянс, майоликовые изделия).

По степени плотности различают керамику с плотным спекшимся (водопоглощение до 5%) и с пористым (водопоглощение свыше 5%) черепком. Изделия со спекшимся черепком на изломе имеют плотное раковистое строение, при постукивании издают высокий, долгое время не затухающий звук, в тонких слоях некоторые из них просвечивают. Изделия с пористым черепком на изломе рыхлы, при постукивании по черепку издают низкий, глухой, быстро затухающий звук, не просвечивают при любой толщине стенок. По наличию глазури различают изделия глазурованные и неглазурованные. Изделия тонкой керамики чаще всего изготовляют глазурованными, а грубокерамические - неглазурованными. Глазурованные изделия имеют гладкую, ровную и глянцевую поверхность, не пропускают воду и газы. Поверхность неглазурованных изделий шероховатая, матовая; они, как правило, пропускают воду.

По наличию глазури различают изделия глазурованные и неглазурованные. Изделия тонкой керамики чаще всего изготовляют глазурованными - имеют гладкую, ровную и глянцевую поверхность, не пропускают воду и газы. А грубокерамические - неглазурованными - имеют шероховатую, матовую поверхность и пропускают воду.

По назначению керамические изделия делят на бытовые, архитектурно-строительные и технические.

К бытовым относят посуду и художественно-декоративные изделия (фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и др.).

Изделия архитектурно-строительные - преимущественно изделия грубой керамики, применяемые для кладки стен и кровли зданий и сооружений(кирпич, черепица), отделки и облицовки наружных и внутренних стен.

Изделия технические применяют в радиотехнической, авиационной, автомобильной и др. отраслях народного хозяйства, а также для оборудования лабораторий (посуда, ступки, пестики и др.)

3. Виды керамических товаров и их характеристика

Фарфор изготовляют двух видов: твердый и мягкий. По рецептурам твердого фарфора вырабатывают в основном посуду повседневного пользования для личного и общественного потребления.

Мягкий фарфор, отличающийся повышенными эстетическими свойствами, применяется преимущественно для изготовления изделий праздничного, а также сувенирного и подарочного назначения. Разновидностью твердого является низкотемпературный фарфор (низкоспекающийся), изделия из которого предназначаются для использования только на предприятиях общественного питания школьных, детских, лечебных и т. п. учреждений. К разновидностям мягкого относят высокополевошпатовый и костяной фарфор, их высокие эстетические свойства получены благодаря использованию повышенных количеств полевого шпата или соответственно костяной муки. Фаянс бывает твердым и мягким. Массы мягкого фаянса, дающие изделия с более низкими эксплуатационными свойствами, используются сейчас лишь в производстве печных изразцов (кафелей). Майолика бывает: фаянсовая и гончарная. Фаянсовая майолика по свойствам и внешним признакам приближается к фаянсу, только внешне покрыта цветными прозрачными или заглушёнными поливами. Гончарная майолика напоминает гончарную керамику, отличаясь от не более тонкими стенками, тщательностью обработки и декорирования, разнообразием ассортимента изделий. Полуфарфор и гончарная керамика на виды и разновидности не подразделяются.

Важнейшие физико-механические и химические свойства керамики, определяющие потребительную ценность изделий, обусловлены особенностями ее состава и строения.

Классический состав массы твердого фарфора включают: 50% глинистых веществ (в основном каолина), 25% полевого шпата, 25% кварца. Твердый фарфор получают из массы, содержащей 50% глины и каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата. Это классический состав, который может быть изменен в зависимости от вида исходных материалов. Наиболее рациональный состав твердого фарфора - 55% глинистых веществ и по 22,5% кварца и полевого шпата. Особенностью твердого фарфора является малое содержание оснований и повышенное количество глинозема.

Для получения плотного спекшегося черепка твердый фарфор обжигают при повышенной температуре -1350-1400°С.

Для твердого фарфора коэффициент кислотности равен 1,1-1,3, по мере перехода к мягкому фарфору он возрастает до 1,68-1,75. С повышением коэффициента кислотности увеличивается хрупкость черепка и способность к деформации.

Твердый фарфор характеризуется повышенным содержанием в массе каолина и глины, что придает ему высокую белизну, обусловливает образование кристаллической фазы и повышение термической стойкости. Каолин способствует диффузии ионов алюминия и растворимого дегидратированного остатка каолинита в расплав полевого шпата, что ведет к увеличению их концентрации и образованию муллита. Муллит и отвердевший при охлаждении расплав обусловливают механические, термические и химические свойства изделий. Твердый фарфор глазуруют тугоплавкими глазурями. Основную массу фарфоровых изделий в нашей стране изготовляют из этого фарфора.

Для мягкого полевошпатового фарфора содержание глинистых компонентов уменьшают на 5-8%, увеличивая соответственно количество вводимого полевого шпата. Мягкий костяной фарфор имеет в массе вместо полевого шпата 43-50% костяной муки. Глазурь для фарфора во всех случаях тугоплавкая, полевошпатовая.

В массе для получения мягкого фарфора содержится больше плавней и меньше глины и каолина. При увеличении в массе плавней количество стекловидной фазы в черепке возрастает и повышается и просвечиваемость. Масса для получения мягкого фарфора содержит 25-30% каолина и глины, 20-45% кварца и 30-36% полевого шпата. Иногда добавляют 1,5-2,5% мела и 1,2-4,0% окиси цинка.

Кристаллическая фаза (высокая прочность)- незначительна. Прочность и термическая стойкость мягкий фарфор - ниже. Обжиг его ведут при более низкой температуре - 1250-1300°С.

Разновидностями мягкого фарфора являются фриттовый, костяной, бисквитный и др.

Фриттовый фарфор получают из массы, не содержащей кварц, полевой шпат и пластичные материалы. Состав его: 75-80% фритты, 17% мела и около 8% отмученного мергеля. Фритта - это тонкоизмельченный сплав песка, гипса, соды, поваренной соли, калийной селитры и аммиачных квасцов. Этот фарфор занимает промежуточное положение между твердым фарфором и стеклом. Для придания пластичности при формовании в смесь добавляют специальные клеящие вещества. Фриттовый фарфор не получил широкого распространения ввиду сложности производства быстрым размягчением черепка, малой термической стойкости и высокой стоимости(деформация изделия). Трудности производства обусловлены быстрым размягчением черепка, что приводит к деформации изделий. Для глазурования применяют легкоплавкую глазурь. Краски, наносимые на такие изделия, сплавляются с глазурью и имеют высокий блеск и красивые тона.

В состав костяного фарфора входит от 20 до 60% костяной муки, каолина 20-45%, иногда частично заменяют пластичной беложгущейся глиной.

По свойствам этот фарфор занимает промежуточное место между твердым и фриттовым фарфором. Обжиг проводят до полного спекания черепка. Особенностью костяного фарфора является высокая просвечиваемость. Для глазурования используют боросвинцовую фриттованную глазурь.

Бисквитный фарфор не покрывают глазурью, имеет мягкий матовый блеск. Состав: глинистые материалы (33-36%), кварц (45%) и фритты (24%) или без нее.

Для получения фарфоровых изделий с высокой прочностью, малым термическим расширением и хорошей термостойкостью в состав массы вводят корунд, тальк, циркон, окись бериллия и др.

Свойства изделий взаимосвязаны: повышение одного из показателей свойств часто приводит к снижению или повышению других, например, повышение просвечиваемости черепка сопровождается понижением механической прочности. Основными свойствами фарфора являются физические и химические.

К физическим свойствам относятся плотность, белизна, просвечиваемость, механическая прочность черепка и глазури, блеск и твердость глазури, термическая стойкость, электрическая прочность и др. Они зависят от структурных элементов черепка, и, прежде всего от соотношения стекловидной и кристаллической фаз, а также от количества и характера пор и наличия дефектов в виде трещин. На некоторые свойства фарфора влияет также толщина черепка и глазури.

Плотность фарфора 2,4-2,5 г/см3, объемная масса на V10 меньше плотности. Фарфор имеет плотный спекшийся черепок с пористостью по водопоглощению не более 0,2%.

Белизна- важный показатель качества фарфора. Зависит от наличия в сырьевых материалах примесей железа, титана, хрома и других окрашивающих соединений, а также от режима и среды в печи при обжиге. Исходные материалы очищают от окрашивающих примесей. Белизна фарфора повышается с увеличением в массе каолина, а с увеличением толщины глазурного слоя она снижается.

Определяют ее путем сравнения с эталоном (баритовая пластинка), белизна которого принята за 100%. Белизну фарфора учитывают при установлении сорта готовых изделий. Для обычного фарфора она должна быть в пределах от 55 до 63%, для изделий со знаком качества - не менее 65%.

Просвечиваемость фарфора зависит от содержания стекловидной фазы. С увеличением в черепке полевошпатового стекла при одновременном снижении содержания глинистых материалов просвечиваемость возрастает. Она улучшается и при повышении температуры обжига. Кристаллы муллита, остаточного кварца, пузырьки газа и поры, снижают просвечиваемость. Просвечиваемость некоторых масс с увеличением толщины черепка с 1 до 2 мм снижается в несколько раз. Мягкий фарфор имеет более высокую просвечиваемость, чем твердый, так как у него показатель преломления стекловидной фазы близок к показателю преломления кристаллической фазы (1,56).

Механическая прочность имеет большое практическое значение. Для фарфора различают прочность черепка и прочность глазури. Прочность черепка зависит от количественного соотношения кристаллической и стекловидной фаз, его толщины и пористости. С увеличением кристаллической фазы прочность черепка повышается.

При увеличении толщины изделия на 0,5мм механическая прочность возрастает на 12-17%. Изделия из массы с повышенным содержанием глинистых материалов (50-54%) имеют более высокую механическую прочность. Фарфор в 12-13 раз лучше сопротивляется сжатию, чем растяжению.

Чем тоньше слой глазури, тем выше прочность изделий, особенно если глазурь находится в состоянии сжатия. Если глазурь находится в состоянии растяжения, то прочность изделий резко снижается.

Блеск и твердость глазури являются важными показателями фарфоровых изделий, характеризующими их внешний вид и пригодность для использования по назначению.

Блеск глазури придает изделиям красивый внешний вид и повышает их санитарно-гигиенические свойства, так как гладкие изделия меньше загрязняются и легче очищаются. Чем ровнее поверхность глазурного слоя и меньше шероховатость, тем выше блеск. По изменению блеска глазури можно судить о появлении микротрещин, которые со временем увеличиваются.

Блеск глазури зависит от ее состава, температуры обжига и среды, а также от наличия в ней различных газовых включений и коэффициента преломления.

Твердость глазури - эксплуатационный показатель, характеризующий поведение глазурного слоя при пользовании режущими столовыми приборами. Глазурь не должна разрушаться столовыми приборами, на ней не должны оставаться штрихи от ножа, вилки. Твердость глазури зависит от ее химического состава. Более твердые полевошпатовые глазури, более мягкие - свинцовые и баритовые.

Фарфоровые глазури являются твердыми, майоликовые - мягкими, а фаянсовые глазури относятся к средним.

Термическая стойкость- надежность фарфоровых изделий и возможное использование их по назначению. Они в процессе эксплуатации часто подвергаются воздействию разных температур. Низкая термическая стойкость приводит к преждевременному износу и выходу из строя фарфоровых изделий. Термическая стойкость фарфора зависит от химического состава черепка и глазури, соответствия их коэффициентов термического расширения, сложности формы изделия, толщины черепка и глазури, прочности и модуля упругости черепка, а также от теплопроводности и плотности. Термическая стойкость изделий сложной конфигурации снижается c увеличением толщины глазурного слоя. На снижение термической стойкости влияют микротрещины и другие дефекты черепка и глазурного слоя.

Трещины глазури чаще всего образуются в тех случаях, когда коэффициент термического расширения глазури выше, чем черепка. Если термическое расширение черепка выше, чем глазури, то происходит отскок глазури, что ухудшает внешний вид изделий. С появлением трещин сильно снижается блеск глазури.

Химическая устойчивость - важный показатель качества фарфоровых изделий. Следует различать химическую устойчивость глазури к воздействию влаги, соды, уксусной и лимонной кислот. Устойчивость глазури к различным средам зависит от ее химического состава: чем меньше в ней щелочей, тем выше ее химическая устойчивость. При малой химической стойкости глазури и украшений ухудшаются внешний вид готовых изделий и их санитарно-гигиенические свойства. При разрушении глазури ее поверхность становится шероховатой и снижается блеск.

Полуфарфор по составу близок к фарфоровым массам, отличается от них уменьшенным содержанием (9-10%) полевого шпата. Глазурь для полуфарфоровых изделий фриттованная и по составу близка к фаянсовым.

Тонкокаменные изделия получают из массы, состоящей из 50% пластичных материалов(17-30% каолина и 25% глины) и 50% кварцевого песка и полевого шпата. Глазуруют прозрачными и цветными глухими глазурями. Формуют тонкокаменные изделия пластическим методом в гипсовых формах и способом литья. Их подвергают 2-х кратному обжигу: утельному - при температуре  и политому .

Полуфарфоровые изделия имеют белый черепок с поглощением от 3-5%. По свойствам они занимают промежуточное положение между фарфоровыми и фаянсовыми изделиями. Для формования этих изделий чаще всего применяют литье, реже- пластический метод; обжиг двукратный.

Схема приготовления фаянсовой массы, формования, сушки, обжига, декорирования и сортировки фаянсовых изделий в основном аналогична производству фарфора. Утельный фаянс проводят при более высокой температуре (1250-1280° С), чем политой (1140-11800C). При обжиге их тщательно устанавливают в капсели на специальные подставки. Глазуруют фаянсовые изделия легкоплавкими глазурями методом окунания.

По составу, структуре и свойствам фаянс делят на твердый, мягкий и глинистый. Твердый фаянс - полевошпатовый, получают из массы с повышенным содержанием глинистых веществ - от 45 до 60%, полевого шпата - от 5 до 15, кварца - от 25 до 40% Мягкий фаянс - известковый, содержит глинистых веществ от 35 до 55%, кварца -от 30 до 40, мела и доломита -от 15 до 20 и боя -от 5 до 7%. В глинистом фаянсе больше пластичных веществ (75-85%) и меньше кварцевого песка.

Наиболее распространенным является твердый фаянс, характеризующийся наибольшей механической прочностью. Формирование фаянсового черепка завершается при утельном обжиге - изделие приобретает высокую прочность и сохраняет пористость, необходимую для глазурования. Обжиг при максимальной температуре проводят в слабоокислительной или нейтральной среде. Цель политого обжига - равномерное расплавление глазури по всей поверхности и закрепление ее. Политой обжиг ведут в окислительной среде, чтобы изделия не приобрели серый цвет за счет конденсации смолистых веществ.

Благодаря незначительному содержанию в массе плавней и невысокой температуре обжига стекловидная фаза развита слабо. Зерна дегидратированного глинистого вещества и кварца цементируются небольшим количеством расплава, образующегося при взаимодействии легкоплавких веществ с глиной и кварцем- образуются поры, обусловливающие глухой звук при ударе и повышенное водопоглощение черепка.

Производство майоликовых изделий в основном аналогично изготовлению фаянсовых. Формуют эти изделия пластическим методом и методом литья. Политой обжиг майоликовых изделий в отличие от фаянсовых проводят при более низкой температуре- 1040-11000C, поэтому для глазурования применяют свинцовые и другие легкоплавкие глазури. Декорируют их ангобированием - частичное (барботин) или полное покрытие слоем беложгущейся или цветной глины, росписью, цветными глазурями или поливами однокрасочными либо многокрасочными. Часто для украшения их применяют кракле, кристаллические и потечные глазури.


. Свойства керамических изделий

Керамика характеризуется и своим физико-механическим свойствам: плотность, механическая прочность, твердость, термическое расширение, теплопроводность, термическая стойкость, пористость, белизна, просвечиваемость, блеск глазури.

Плотность керамического тела характеризует массу единицы его объема и составляет в среднем (2,25-2,5) X l0 кг/м3. Плотность керамики мало зависит от состава, условий обжига и других факторов.

На счет механической прочности: керамика обычно разрушается в результате одновременного действия на нее приложенных нагрузок, а также остаточных и локальных микронапряжений. Кристаллическая фаза керамики практически всегда имеет дефектную структуру, обусловленную образованием микротрещин, внедрением в кристаллическую решетку примесных ионов. Активными концентраторами напряжений являются поры. Разрушению керамики способствует также различие коэффициентов термического расширения фаз, приводящее к повышению напряжений на их границах при изменении температуры. Особенно велики остаточные и локальные микронапряжения в керамике, пористой, сложенной из относительно крупных зерен, менее однородного строения (фаянс, майолика). В нормальных условиях внешние нагрузки керамических материалов характеризуются малыми упругими деформациями и высокой хрупкостью. Они, хорошо противостоят сжатию, менее прочны к напряжениям изгиба и растяжения, непрочны к ударным воздействиям. Хрупкость керамических изделий может быть несколько снижена в результате увеличения модуля упругости путем повышения тонины помола сырья, снижения содержания стекловидной фазы в обожженной керамической массе и ввода новых кристаллических фаз - глинозема, искусственного муллита и др.

Бытовые керамические изделия в процессе эксплуатации, транспортирования, хранения подвергаются мгновенным ударным воздействиям, поэтому наибольшее значение имеет показатель их прочности на удар.

Твердость глазурного покрытия также связана с долговечностью керамических изделий, так как в процессе эксплуатации изделия подвергаю і ся многократным истирающим, царапающим, режущим воздействиям (ножом, вилкой, чистящими средствами и др.). Износ глазури выражается в скалывании и сдвиге частиц поверхностного слоя с последующим их отрывом. Глазурованная поверхность при этом становится шероховатой. Стойкость глазури к истиранию зависит от состояния ее поверхности и химического состава. Присутствие микротрещин, прыщей, пузырей на поверхности резко повышает истираемость глазури. Стойкость к истиранию увеличивается введением в состав глазури окиси кальция, глинозема и кремнезема. Наблюдения за посудой в быту показывают, что на глазури фарфоровых тарелок следы истирания появляются после четырех месяцев эксплуатации, у фаянсовых тарелок- 2 месяца, а у майоликовых изделий- три-четыре недели с начала эксплуатации. Истираемость глазури определяется отношением потери массы образца после истирания к площади истирания (в г/см2). Об истираемости глазури судят также по твердости: чем тверже, тем менее истираема глазурь. Твердость керамических глазурей по шкале Мооса находится в пределах 4,5-7 единиц. Наиболее твердыми являются фарфоровые глазури, наиболее мягкими - майоликовые. В научных целях измерение твердости глазурей производится с помощью прибора ПМТ-3.

Рассмотрим термическое расширение. Керамические изделия бытового назначения в процессе эксплуатации претерпевают термическое обратимое расширение, которое происходит равномерно, без резкого роста или сжатия и характеризуется в основном коэффициента линейного термического расширения черепка и глазури при нагревании керамики па 1°. Соответствие коэффициента линейного термического расширения (ТКЛР) черенка н глазури является важнейшим требованием к керамике любого состава и назначения. При ТКЛР керамической массы меньше, чем ТКЛР глазури, в контактном слое последней возникают растягивающие напряжения, вызывающие крупную или мелкую сетку трещин (цек) глазури. Наоборот, при ТКЛР массы, значительно превышающем ТКЛР глазури, в глазури возникают напряжения сжатия, приводящие к ее отслаиванию. Соответствие ТКЛР обожженной керамической массы и глазури достигается изменением их составов, повышением температуры обжига, фриттованием компонентов глазури. Термическое расширение керамики является следствием увеличения амплитуды колебаний атомов или ионов относительно их среднего положения, происходящего под влиянием температуры. Согласованность ТКЛР черепка и глазури достигается при значениях: для твердого фарфора:

ТКЛР черепка - (4-5) • 10-6;

ТКЛР глазури - (3,5-4,8) • 10-6; для майолики:

ТКЛР черепка (7,0-9,I)-10-6;

ТКЛР глазури - (6,7-8,0) • 10-6.

А вот теплопроводность характеризует скорость переноса тепла керамическим материалом. На теплопроводность керамики оказывают влияние различные факторы, и прежде всего количество и состав кристаллической и стекловидной фаз черепка, форма, размер количество пор. Стекловидная фаза, с повышением температуры увеличивает теплопроводность керамики, а кристаллическая и газовая уменьшают. Повышение теплопроводности увеличивает термическую стойкость изделий. Значения коэффициентов теплопроводности составляют: для твердого фарфора-0,8-1,27 Вт/(м-К), для фаянса -1,04-1,62 Вт/(м-К), или соответственно 0,7-1,1 и 0,9-1,4 ккал/(м*ч °С)

Термическая стойкость- способность керамики выдерживать не разрушаясь значительные перепады температуры, на значения термостойкости оказывают большое влияние размер и форма изделия.

Разрушение керамического изделия под влиянием температурных перепадов происходит в результате возникающих в материале напряжений. Главными причинами их возникновения являются: различие температуры в отдельных частях нагреваемого или охлаждаемого изделия (наличие термоградиента), различие коэффициентов термического расширения структурных фаз черепка и глазури. Если не учитывать размер и форму керамических изделий, термостойкость - величина прямо пропорциональная коэффициенту линейного термического расширения. Термическую стойкость керамики оценивают по разным методикам. Для изделий бытового назначения методом теплосмен- характеризует число теплосмен, которое изделие выдерживает не разрушаясь при нагревании его до заданной температуры (Tn) с определенной скоростью и последующим резким охлаждением в воде при температуре 20°. Термостойкость фарфоровых изделий по этой методике должна составлять не менее 8 теплосмен (Tn= 180°), фаянсовых - не менее 7 (Tn= 170°).

Не менее важной для керамики есть пористость. Степень заполнения керамического материала порами, их характер, форма и размер оказывают существенное влияние на механическую прочность, термостойкость, водопроницаемость изделий. Влияние пористости на механическую прочность: поры уменьшают площадь поперечного сечения материала, к которому приложена нагрузка. При пористости около 10% прочность керамики понижается примерно в 2 раза по сравнению с прочностью материала, полностью свободного от пор. Связь пористости с термической стойкостью керамики оказывается более сложной. В общем виде наличие пор не влияет на ТК. ЛР черепка, если только твердая фаза в черепке, является непрерывной. Если же керамическое тело состоит из слабо связанных между собой изолированных частиц, то ТКЛР черепка может зависеть от их размера, степени сцепления друг с другом. Неодинаково влияние пор на теплопроводность: крупные поры с повышением температуры повышают теплопроводность керамики, а мелкие ограничивают перенос тепла. В случае термического удара поры могут иметь и положительное значение, препятствуя распространению микротрещин вглубь изделий.

Общее количество пор составляет от 2 до 5% объема фарфора, до 30% - фаянса, до 38% -майолики. Равномерно распределенные в черепке небольшие (10-15 мкм) поры фарфора почти не оказывают отрицательного влияния на его механическую и термическую стойкость. В то же время поры фаянса (до 60 мкм) и майолики (до 200 мкм), неравномерно распределенные в черепке, значительно снижают эти свойства.

С характером пор (открытые, закрытые) связаны такие свойства керамики, как водопоглощение и водопроницаемость. Boдопоглощение характеризуется степенью заполнения открытых пор при кипячении керамики, в воде. Поглощение влаги пористой обожженной и глазурованной керамической массой (через микротрещины и места с зачищенной глазурью) приводит к влажностному набуханию (приращению объема в эксплуатации), что способствует образованию цека глазури. Водопоглощение фарфоровых изделий составляет 0,2%, фаянсовых - 9-12%. Открытые поры в фаянсовых и майоликовых изделиях неглазурованных или глазурованных с одной стороны являются причиной пропускания жидкостей. Водопроницаемость керамики увеличивается с возрастанием радиуса пор более 5 мкм. Уменьшение радиуса пор фаянсовых и особенно майоликовых изделий будет способствовать повышению их эксплуатационных свойств.

Белизна - одно из ценных потребительных свойств фарфора и фаянса. Белизна зависит от чистоты и состава сырьевых материалов. Присутствие в керамическом сырье красящих окислов (Оз, FeO, ТіО, МnО и др.) строго нормируется. Для повышения белизны в массу фарфора вводят специальные добавки, заменяют часть глины каолином, ведут обжиг по определенному режиму и осуществляют ряд других мер. Глазурь снижает белизну изделий на 2-3%. Белизна твердого фарфора в среднем колеблется от 55 до 70%. Белизна фаянса строго не нормируется (повышение пористости увеличивает и светорассеяние, что приводит к искусственному завышению белизны этого вида керамики).

Просвечиваемость - свойство, которое присуще только фарфору. Просвечиваемость - отношение количества прошедшего через образец диффузно рассеянного света к количеству падающего света. Значение просвечиваемости колеблется от 2 до 0,1%. Фарфоровая пластинка толщиною 2,5 мм имеет минимальную просвечиваемость. При большей толщине твердый фарфор не просвечивает. Снижают просвечиваемость красящие примеси, поры, неоднородность массы. Наибольшей просвечиваемостью обладают изделия, в черепке которых образуется наибольшее количество стекловидной фазы.

Блеск глазури улучшает эстетическое восприятие керамических изделий, поэтому является важным потребительным свойством. Глазурованная поверхность керамических изделий может быть отнесена к зеркально-диффузным, которые характеризуются преобладанием зеркальной составляющей в отраженном потоке. Поэтому блеск глазури тем больше, чем выше коэффициент ее преломления, так как с его повышением увеличивается зеркальная составляющая, создающая впечатление блеска. Майоликовые и фаянсовые глазури, содержащие соединения бария, стронция, цинка, олова, свинца и других элементов высокой плотности, обычно имеют более высокий показатель преломления и больший блеск, чем глазури изделий из фарфора. Дефекты глазурованной поверхности в зависимости от их размера и характера снижают блеск на 5-20%- Блеск глазури определяется фотометрическим методом (фотометрами ФМ-1, ФБ-2, ФБ-5 и др.). Мерой блеска служит количество отраженного под углом 30-50° света по сравнению с количеством света, отраженного от эталона. За эталон блеска обычно принимают блеск увиолевого стекла.

А также керамика характеризуется своей химической стойкостью.

Устойчивость керамики к воздействию веществ, с которыми она соприкасается в процессе эксплуатации, обусловлена химической стойкостью глазури и надглазурного декора. Многократное воздействие воды, растворов органических кислот, моющих веществ постепенно разрушает поверхность глазури и надглазурных красок, снижая их блеск, гладкость, вызывает образование микротрещин. Разрушение глазури начинается с поверхности вследствие растворения силикатов калия, натрия.

(*; *) в жидкости. Фарфоровые глазури, содержащие небольшое количество щелочных окислов, обычно более устойчивы, чем фаянсовые, майоликовые. Химическая стойкость глазурованных керамических изделий характеризуется потерей массы (не более 2-3%) измельченного материала, обработанного соответствующим реагентом (кислотой, щелочью). Определяют устойчивость глазури к 24-часовому действию 3%-ной соляной кислоты и устойчивость надглазурных красок к 3-часовой обработке 3%-ной уксусной кислотой. Изменение блеска глазури, цвета и блеска декора при этом не допускается.

бытовой керамика ассортиментный качество

5. Оценочная характеристика и ассортиментная политика завода

Мы- изготовители качественной, удивительной красоты продукции из керамики. Наши изделия пользуются огромной популярностью, потому что они сделаны с качественного сырья, очень красивые, качественные, имеют внешнюю, очень даже привлекательную форму, дизайн, размер, со вкусом сделана декорация, подобраны цвета- всё, как хотел бы потребитель. Потребительные свойства бытовых керамических изделий обусловлены природой и свойствами керамических материалов, а также уровнем проектного и производственного исполнения изделий.

Также очень важную роль играет ассортимент товара. Ведь, если будут стоять пару чашек, тарелок, ваз и пр., то клиентов у нас не много будет, вследствие- продукция не будет пользоваться спросом. В связи с этим пострадаем, в первую очередь, мы. Никто не захочет работать в убыток.

Ведь мы знаем, какой наш народ перебирливый. Да и людей можно понять, ведь мы уже живём в третьем тысячелетии и никак не хочется, чтобы у каждого дома был один и тот же столовый набор, декоративные изделия, предметы быта. Ведь мы уже отжили «коммунистические времена», когда у всех было одно и тоже, даже декорация!

Таким образом, «Сумской фарфоровый завод», учитывая все пожелания потребителей и свои возможности, выпускает большой ассортимент продукции, в связи с чем и пользуется такой популярностью в Украине. Его продукцию можно встретить не только в Сумской области, но и в Полтавской, Черниговской, Киевской, Харьковской, хотя у них есть и свой фарфоровый завод (г. Будянск), Запорожской и многих других. Причём его изделия намного качественнее, красочнее, удобнее и лучше других изготовителей.

«Сумской фарфоровый завод» выпускает такой ассортимент фарфоровых изделий бытовой посуды: мелких тарелок - не менее 100 шт. различных (от 180-240мм.), глубоких- не менее 100 различных шт. (от 180-240мм), разных видов блюдец, сливочниц, заварных чайников, фруктовниц, салатников, чашек, селёдочниц, блюд, подставок, сервизов, наборов, керамических фигурок, сувенирных изделий и прочей красоты.

Продукция развозится по различным магазинам, базам, на рынок- опт, а также возможна розница. Изделия по цене доступны каждому и рассчитаны на разных потребителей (от детей младшего возраста и до пенсионеров).

Конкурентов у предприятия достаточно, но если оно будет работать усердно, считаться с потребителями - они ему будут не помеха.

Керамическая бытовая посуда предназначена принять, сохранить, а затем «отдать» человеку помещенные в нее пищу, напитки. Она является частью интерьера жилища.

Фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика, гончарные изделия отличаются друг от друга определёнными свойствами. Исходя из этого, выпускают различные виды изделий. Все они очень нужны в быту. У каждого из них есть своё назначение. Керамические изделия помогают нам ощутить своего рода комфорт, придать дому уют, красоту.

Из мягкого фарфора вырабатывают посуду (разнообразные по форме, величине, свойству, красоте, декорации чашки, тарелки, блюда, салатницы, селёдочницы и т.д.), а также художественно-декоративные изделия(вазы, подставки, пепельницы, кувшины, маленькие статуи, сувенирные изделия и т.д.). Также фарфоровые изделия бывают различной декорации, формы, размером, по назначению, украшению и т. д.

Полуфарфоровые изделия выпускают плоскими(пепельницы) и полыми (кувшины, сосуды для вина, бокалы). По размерам их делят на малоразмерные (диаметром или длинной до 175мм. и высотой до 250мм.) и крупноразмерные (высотой более 250мм.). Они могут быть гладкой или рельефной поверхностью, ровным или вырезным краем.

Форму, декор, качество обработки и отделки этих изделий оценивают в баллах - соответственно 12-11, 11-12, и 16-15.

Тонкокаменные изделия имеют окраску коричневого, кремового и желтоватого цвета в зависимости от наличия примесей. Благодаря повышенному содержанию пластичных материалов и высокой температуре обжига они обладают высокой прочностью, термической и химической стойкостью, но не просвечивают даже при толщине до 1мм.

Фаянсовые изделия отличаются от фарфоровых большей пористостью (9-12%) и меньшей механической прочностью (от 60 до 100 МПа при сжатии и от 0,1 до 0,3 МПа при изгибе). При легком ударе издают глухой звук и не просвечивают даже в тонких слоях; объемная масса фаянсовых изделий находится в пределах от 1,9 до 2 г/см. Посудохозяйственные изделия относятся к твердому фаянсу.

Декорируют фаянсовые изделия подглазурными видами украшений. По сложности разделок их подразделяют на семь групп - и одну дополнительную -7а. За более сложные рисунки установлена надбавка к цене изделий с разделкой 7-й группы.

Ассортимент фаянсовых изделий делят на посуду и художественно-декоративные изделия. Фаянсовая посуда (чайная и кофейная) менее разнообразна по сравнению с фарфоровой. Подразделяют ее по тем же признакам - форме, размерам, комплектности и т. д. Наибольший удельный вес занимают толстостенные плоские изделия, столового назначения.

Фаянсовые изделия не просвечивают и имеют пористый черепок белого цвета с желтоватым оттенком. Термостойкость их не менее семи теплосмен, а изделий со Знаком качества - не менее восьми.

В зависимости от внешнего вида, физико-механических показателей, а также наличия, размера, количества, характера и местонахождения дефектов фаянсовые изделия подразделяют на 1, 2 и 3-й сорта.

Художественно-эстетические показатели фаянсовых изделий оценивают по балловой системе, при этом максимальная оценка за форму и декор - по 12 баллов, качество отделки и обработки - 16 баллов.

К майоликовым относятся изделия с пористым черепком белого, коричневого, кремового, желтого и других цветов, покрытым цветной глухой или прозрачной глазурью. На поверхности часто имеются рельефные украшения. При постукивании изделия издают глухой звук.

Ассортимент майоликовых изделий по сравнению с ассортиментом фарфоровых и фаянсовых менее разнообразен по форме, украшениям, назначению и размерам.

Майоликовые изделия делят по назначению на бытовые и декоративные. К бытовым относятся предметы, применяемые для хранения пищевых продуктов, для принятия и подачи их на стол. Декоративные майоликовые изделия - вазы, настенные тарелки и блюда, пепельницы, скульптура и сувенирные изделия.

Бытовые майоликовые изделия по форме делят на полые и плоские, по размерам - на мелкие и крупные. К плоским изделиям относятся блюдца, миски, сухарницы, тарелки и фруктовницы; к полым - банки, вазы для бульона, вареницы, конфетницы, кофейники, сахарницы, сливочники, стаканы, чашки и др. Размеры мелких и крупных плоских и полых бытовых изделий аналогичны размерам фарфоровых и фаянсовых изделий.

По внешнему виду, размерам, оформлению и украшению они должны соответствовать образцам и отвечать предъявляемым к ним требованиям. Изделия должны иметь черепок с водопоглощением не более 12%, поверхность гладкую и рельефную, край ровный или фигурный. Глазурь должна прочно удерживаться на черепке и выдерживать без появления цека не менее четырех теплосмен, а на изделиях без тепловой обработки - не менее трех.

Глазурование гончарных изделий в зависимости от вида и назначения бывает одно- и двусторонним. На внешней поверхности могут быть рельефные украшения. Декорируют их ангобом, росписью, подглазурной живописью или сплошной краской.

По назначению гончарные изделия подразделяют на посуду и художественно-декоративные.

Посуду делят на две группы: для приготовления и подогрева пищи в огневых печах при температуре 400-5000C кухонные горшки, крынки и другие изделия); для хранения пищи с температурой не выше 80-1000C и сухих продуктов (миски, кувшины, масленки, сухарницы, банки для хранения сухих продуктов и др.).

Художественно-декоративные изделия - вазы для цветов, настенные блюда, сувениры, скульптура малых форм, игрушки и др. Для этих изделий характерна оригинальная форма, отображающая национальные и местные особенности районов производства. Большой удельный вес занимают горшки для цветов и подставки для них, выпускаемые с незаглазурованной поверхностью.

Специфичность же единичных свойств керамической посуды определяется свойствами керамических материалов и особенностями объемно-пространственного и декоративного исполнения изделий.

Так, к функциональным свойствам керамических изделий относится способность принимать и сохранять пищу и напитки. Обусловлена такими свойствами, как плотность черепка и глазури, их стойкость к воде, растворам солей, кислот, щелочей. Основными свойствами посуды, характеризующими ее устойчивость к внешним воздействиям, являются светостойкость, стойкость к влажной атмосфере, теплопроводность, термо- и теплостойкость (в том числе к низким температурам). Стойкость керамических изделий к механическим воздействиям характеризуют, прежде всего прочность на удар, на сжатие, на изгиб, а также твердость глазури.

Рис. 3. Чайники заварные: а - формы «Элегант»; б - традиционной формы

Художники-конструкторы керамических предприятий, проектируя опытные образцы изделий, учитывают эти свойства. Например, чайники для заварки, которые в процессе эксплуатации подвергаются термоударам, изготовляют преимущественно из более термостойкого фарфора (рис. 3). Необходимость повышения долговечности изделий предопределяет выбор низкотемпературного фарфора как материала для посуды в системе общественного питания и т. п.

Для выполнения конечной функции - «отдавать» пищу и напитки- посуда в соответствии с назначением должна иметь функционально обоснованную форму и размеры. Так, сосуды, предназначенные для питья (чашки, кружки), отличаются по форме и размерам от сосудов, содержимое которых выливается (чайники, кофейники, подливочники) или отбирается ложками, вилками и другими приспособлениями, не являющимися конструктивной частью сосуда (тарелки, салатники, вазы для супа и т. п.).

Каждый человек выбирает себе продукцию такую, какую он хотел бы по качеству, дизайну, украшению, красоте, цене, функциям и т.д. Например, предстоит выбор между 2-мя заварными чайниками (рис. 3). Известно, что (рис. 3, б) более крутится в руке и жидкость, вытекаемая из носика чайника, разбрызгивает чай. А в заварном чайнике (рис. 3, а)- эти 2 недостатка устранены. Ну что же выберет покупатель? Заварной чайник новой формы «Элегант» (рис. 3, а) или традиционной формы (рис. 3, б). Функциональная обоснованность размеров керамических изделий предполагает обязательную их увязку со свойствами и традициями приема пищи, напитков. Например, фарфоровые сливочники по размеру всегда меньше молочников. Емкость заварного чайника свыше 600 см3 (т. е. рассчитанного более чем на 12 чашек) для семьи из 3-4 человек не оправдана, так как неиспользованная заварка чая теряет свои вкусовые достоинства, и т. п.

Для потребителя также важно гигиеничность и удобство пользования

Гигиеничность посуды обусловлена ее безвредностью и загрязняемостью. Известно, что токсическими свойствами обладают окислы и соли ряда тяжелых металлов, прежде всего свинца, содержащегося в надглазурных керамических красках в гончарных и майоликовых глазурях. Безвредность керамической посуды считается установленной, если при кипячении в 4%-ном СНзСООН в течение 30 мин она не выделяет соединений свинца. Фарфоровые глазури токсических веществ не содержат, и исследование их безвредности не производят. Загрязняемость керамической посуды зависит от состояния поверхности, а также наличия углов, выступов и других конструктивных элементов.

Удобство выполнения изделием функций в значительной степени зависит от соответствия размеров держателей крышек, размеров и места расположения ручек размерам и форме руки человека, Соответствие посуды физиологическим и психофизиологическим свойствам человека следует рассматривать как соответствие изделий силовым возможностям человека.

Нередки случаи, когда заводы злоупотребляют нанесением лент, отводок и других рисунков золотом, с тем чтобы повысить объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. Постоянное изучение спроса на посуду разных видов и групп разделок, осуществление повседневного контроля за соблюдением необходимых потребителям соотношений в разделках различных групп сложности - одна из основных задач, над которым, собственно, и работает «Сумской фарфоровый завод».

Промышленные предприятия страны должны постоянно улучшать, расширять и обновлять ассортимент выпускаемых изделий. Заметное значение в обновлении ассортимента имело и освоение производства фарфоровой посуды повышенной долговечности для предприятий общественного питания. Срок службы таких тарелок повышенной механической прочности составляет 18-24 месяца против 4-8 месяцев обычных.

6. Требования к качеству керамических бытовых товаров

Также очень важно для потребителя являются качество керамических бытовых товаров. Ведь население Украины не так уж и богато, чтобы покупать некачественную продукцию. На этот случай подходит пословица: скупой платит дважды. Действительно, лучше купить одну вещь, но хорошую, достойную, чтобы радовала глаз!

Качество керамических изделий формируется на стадии проектного и производственного исполнения и сохраняется (поддерживается) в сфере обращения. На стадии потребления (эксплуатации) качество товара реализуется и оценивается потребителем. В соответствии с этапами формирования и сохранения качества требования потребителей к качеству керамических изделий целесообразно объединить в четыре группы:

) к опытному образцу-эталону;

2) к производственному исполнению изделия;

) к таре и упаковке.

В связи с этими требованиями и изготовляется продукция на «Сумском фарфоровом заводе». На этом заводе выпускается действительно качественная продукция, так как она импортируется в другие города Украины, на её сравнительно велик спрос, изготовляется продукция, учитывая предложения и пожелания клиента. Все изделия проверяются на качество по определённым ГОСТам и ОСТам.

Требования к образцу-эталону: керамические изделия «Сумского фарфорового завода», поступающие в торговлю, по форме, декоративному решению, размерам, толщине черепка, подбору и количеству предметов в комплекте должны соответствовать образцам-эталонам, их чертежам и фотографиям, утвержденным в установленном порядке. В образец-эталон художник-конструктор должен «заложить» тот комплекс функциональных, эргономических, эстетических показателей и свойств надежности, которые в наибольшей мере отвечают «социальному заказу» потребителя. Утверждённые художественным советом предприятия и рекомендованные к производству эталоны хранятся на предприятии, а в ряде случаев и в ассортиментном кабинете министерства, ведомства, которому принадлежит предприятие-изготовитель «Сумской фарфоровый завод» (Министерство легкой промышленности Украины).

Совершенство производственного исполнения изделия в заводских условиях обусловлено многими факторами: техническим оснащением предприятия, уровнем организационных работ, качеством сырьевых, комплектующих и других материалов и т.д. Малейшее отклонение от установленного технологического режима может привести к появлению на изделиях целого ряда дефектов. Дефекты керамических изделий обычно объединяют в две группы: отклонения от установленных физико-технических показателей и дефекты внешнего вида. Такие дефекты не исключены и на нашем предприятие, но они тотчас устраняются.

Наиболее существенными отклонениями от физико-технических показателей изделий являются: недостаточная механическая прочность черепка и приставных деталей, низкая термическая стойкость и повышенная пористость. Для изделий из фарфора, кроме того, очень важно не допустить ухудшения цвета(белизны) черепка и его просвечиваемости. Снижение значенийэтих свойств ниже установленных нормативов приводит к значительному ухудшению качества изделий. Поэтому показателифизико-технических свойств тщательно контролируются заводом.

Дефекты внешнего вида в зависимости от происхождения объединяются в две группы: дефекты оформления и обжига и дефекты декорирования. Общими требованиями к оформлению и обжигу изделий являются: устойчивость изделии на ровной плоскости, зашлифованность неглазурованных краев и ножек изделий, соответствие крышек по оттенку изделия, наличие углубления для чашки у чайных и кофейных блюдец. Возможные дефекты оформления и обжига изделий:

Неправильное монтирование деталей - отклонение приставных деталей (ручек, носиков) от вертикальной и горизонтальной осей, зазор между крышкой и корпусом изделия, крышки, выпадающие из чайников при наклоне на 70°. Подрыв приставных деталей в месте прикрепления их к корпусу. Одной из причин дефекта является неодинаковая усадка корпуса и приставных деталей во время сушки. Выбоины, щербины по краю или ножке изделий являются следствием механических повреждений на разных стадиях производства. Заглазурованные односторонние трещины (посечки черепка) возникают при неправильной сушке изделий, резком охлаждении, при обжиге, ударах. Обнаруживают пробой по дребезжащему звуку, издаваемому изделием с таким дефектом при ударе.

Деформация часто встречается в керамических изделиях, особенно фарфоровых. Выражается в нарушении правильности формы изделий при несоблюдении режима обжига, недостатках конструкции и других причинах. Неровный разлив, натеки глазури характеризуются наплывами глазури обычно внизу изделия. На верхних участках изделия глазурь имеет недостаточную толщину, иногда заметную матовость.

Наколы - это точечные углубления на поверхности глазури, возникающие из-за неправильного подбора ее к черепку. Плешины глазури - небольшие участки, не покрытые глазурью из-за загрязненности поверхности жиром, пылью. Сборка глазури - свёртывание ее из-за неправильно подобранного химического состава.

Цек имеет вид мелких волосяных трещин глазурного слоя. Основная причина дефекта - несоответствие коэффициентов термического расширения черепка и глазури. Засорка образуется при приплавлений посторонних частиц к изделию, бывает подглазурная и надглазурная. Мушка - цветное пятно на поверхности изделий. Основная причина темной мушки - восстановление окислов железа при плохой очистке сырья.

Прыщ и пузырь представляют собой небольшие (диаметром до 3-5 мм и высотой до 1-2 мм) вздутия на глазурной поверхности. Прыщ внутри имеет твердую частицу, пузырь - всегда пустотелый. Выгорки и выплавки - это небольшие углубления в черепке, заполненные зеленоватым стекловидным (выгорка) или темно-коричневым (выплавка) веществом. Могут возникнуть при попадании на изделие частичек гипса от формы или железа от аппаратуры. Задувка - зеленоватый или коричневатый налет на поверхности глазури. Дефект появляется при попадании топочных газов во время обжига изделий в печи.

Эти дефекты встречаются у всех видов бытовой керамики.

Керамические изделия с пористым черепком, особенно фаянс и майолика, могут иметь такие специфические дефекты, как летелый край, сухость глазури, слипыш, следы от полозков и гребенок.

Летелый край появляется обычно по краю, ножке, ребру изделия вследствие значительной разницы между коэффициентами термического расширения черепка и глазури. В месте отскока глазурь имеет острые углы, грани.

Сухость глазури образуется при использовании тугоплавких глазурей. Изделие с таким дефектом становится шероховатым, легко загрязняется.

Слипыш представляет собой зашлифованный участок в месте приплавления изделий друг к другу при обжиге. Следы от написания полозков, спичек, гребенок выглядят в виде симметрично расположенных участков с нарушенным глазурным слоем на оборотной стороне изделия в месте соприкосновения с полозками, гребенками (разделяющими изделия при обжиге).

Дефекты, возникающие при оформлении и обжиге, по-разному влияют на качество посуды. Одни из них резко снижают ее долговечность, поэтому не допускаются в изделиях (пузыри, подрыв носиков у чайников, кофейников, цек). Другие дефекты (подрыв ручек, выбоины, щербины, натеки глазури, заглазурованные односторонние трещины, прыщи, выгорки, выплавки, засорка) также снижают механическую и термическую стойкость изделий, но их влияние на долговечность посуды меньше. В изделиях эти дефекты допустимы, однако их размеры, количество, место нахождения строго нормированы. Неправильная монтировка деталей и деформация затрудняют использование изделий по назначению, способствуют преждевременному выходу их из строя, поэтому указанные дефекты допустимы только в обусловленных пределах.

Гигиенические свойства изделий, особенно с пористым черепком, снижаются при наличии таких дефектов глазурного слоя, как наколы, плешины, сухость и матовость, летелый край. Допустимость этих дефектов в изделиях также оговорена. Почти все дефекты оформления и обжига одновременно ухудшают и эстетическое восприятие изделий.

Дефекты декорирования снижают главным образом эстетическую ценность изделий. Важнейшие из них:

Сборка деколи и разрыв красок возникают при быстром повышении температуры в процессе муфельного обжига. В результате пережога красок резко меняется их цвет, в то время как при недожоге краски становятся тусклыми и матовыми. Возможны также помарки краской, царапины на рисунке, различие в тоне краски, нечеткость контуров красочных покрытий (в случае подглазурного декорирования), вскипание краски, отслоение (полет краски). Наиболее серьезные дефекты декорирования - полёт краски и стирание ее при трении. В изделиях они недопустимы. Наличие других дефектов декорирования в изделиях нормировано.

Дефекты, встречающиеся на фаянсовых изделиях, аналогичны дефектам фарфоровых изделий. Но некоторые дефекты черепка и глазури оказывают на них более отрицательное влияние, чем на фарфоровые, вследствие большей пористости черепка: цек, плешины.

Фаянсовые изделия могут иметь и специфические дефекты: сухость глазури, и следы от кассет, полозков, гребенок, крестиков, возникновение которых обусловлено пористостью черепка и особенностями производства.

Следы от кассет, полозков, гребенок и крестиков появляются при установке фаянсовых изделий в капсели для политого обжига. Они чаще всего бывают на ребрах или оборотной стороне плоских изделий.

На фаянсовых изделиях не допускаются такие дефекты, как подрыв приставных деталей, щербины, незаглазурованные трещины, разлив глазури, летелый край, сухость глазури, плешины, засорка подглазурная, прыщ, выгорки, задувка, недожог и пережог красок и деколи, сборка деколи и разрыв красок, царапины на рисунке и др. Следов от кассет, гребенок, полозков и крестиков может быть не более трех, только на оборотной стороне, площадью не более 7 мм.

В зависимости от наличия, вида, характера, количества и местонахождения дефектов черепка и глазури и дефектов декорирования майоликовые изделия делят на три сорта. Дефекты, встречающиеся на майоликовых изделиях, аналогичны дефектам фаянсовых изделий и допускаются с определенными ограничениями по видам и размерам изделий (подрыв носиков у кофейников и пузырь не допускаются ни в одном сорте, цек - в изделиях 1-го сорта, задувка - 1-го и 2-го сортов).

Гончарные изделия в зависимости от наличия дефектов делят на 1-й и 2-й сорта. Допуски по сортам зависят от вида и назначения изделий, а также от характера, размера и количества дефектов. Цек, пузырь, отслоение глазури, выступающие включения в черепке - эти дефекты не допускаются ни в одном сорте.

«Сумской фарфоровый завод» старается не допускать таких дефектов, а если и случилась такая неприятность - немедленно устранить их!

. Маркировка, упаковка и стандартизация керамических бытовых товаров

Маркировка и сопроводительные материалы должны содержать достаточно полную и достоверную информацию о товаре, быть художественно выполненными.

Маркировку наносят на керамические изделия несмываемой краской или декалькоманией с нелицевой стороны и закрепляют ее обжигом. На дне изделия указывают товарный знак, группу сложности разделки и розничную цену. На мелкие изделия и на майолику наклеивают этикетку с указанием цены. Цвет краски и этикетки зависит от сорта изделий: красный - для изделий 1-го сорта, синий - 2-го, зеленый - 3-го. На аттестованные изделия красной краской наносят государственный Знак качества.

Упаковывают керамические изделия в пачки, пакеты и картонные коробки. Чашки с блюдцами завертывают в бумагу через одно изделие, а затем по 2-6 шт. упаковывают пачками.

Кружки упаковывают в пакет или коробки, предварительно завернув их в бумагу по 4 шт. каждого размера. Изделия, входящие в сервиз, укладывают в картонные коробки массой не более 20кг. Тарелки завертывают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25-40 шт. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой.

Художественно-декоративные и подарочные изделия упаковывают в коробки из гофрированного картона, строго фиксируя их положение. На каждое упакованное место наклеивают этикетку с указанием наименования завода-изготовителя, наименования и количества изделий, сорта, группы сложности разделки, даты и номера ГОСТа или ТУ.

Упаковка керамических бытовых изделий должна обеспечивать их сохранность при транспортировании и хранении, быть удобной в обращении, удовлетворять эстетическим требованиям (сувенирные и подарочные изделия, так как в этом случае упаковка несет дополнительные функции информативности, рекламной выразительности). Упаковочный картон не должен быть блеклым и серым, этикетки должны быть художественно оформлены, сообщаемая информация легко запоминаться и т. п.

Приемка и проверка качества керамических изделий в торговле проходит на высшем уровне.

А теперь целесообразно будет рассмотреть стандартизацию керамических изделий.

Современный уровень качества керамических бытовых товаров нормируется целым рядом нормативно-технических документов: отраслевыми стандартами (ОСТами) на посуду фарфоровую, фаянсовую, майоликовую (с белым фаянсовым черепком); отраслевыми техническими условиями на посуду из низкотемпературного фарфора; техническими условиями предприятий на большую часть гончарных изделий. Качество фарфоровых изделий с государственным Знаком качества нормируется государственными стандартами (ГОСТами).

В соответствии с указанными документами керамическую посуду (кроме гончарной) выпускают трех сортов: 1, 2, 3. Гончарные изделия изготовляются 1-го и 2-го сортов. Изделия, аттестованные государственным Знаком качества, на сорта не подразделяются. Перечисленные документы содержат также раздел «Правила приемки и методы испытаний».

В соответствии с установленным порядком заводы - изготовители бытовых керамических изделий гарантируют соответствие качества изделий требованиям действующих ОСТов, ТУ, ГОСТов. Торговые организации имеют право производить контрольную проверку качества изделий по всем показателям, перечисленным в этих документах. Для осмотра и контрольного испытания изделий из партии товаров, поступивших из разных мест, отбирают образцы, обычно в количестве 1%, но не менее 10 шт. одноименных изделий. В случае проверки изделий разного наименования, размера и сорта для испытания отбирают образцы в том же количестве каждого размера и сорта. Отобранные образцы тщательно проверяют.

Цвет (белизну) фарфоровых изделий устанавливают визуально сравнением с эталонами либо с помощью электрических фотометров на черепках, вырезанных из дна изделий. Черепки должны быть плоскопараллельными, размером 30x50 мм, глазурованная поверхность их до окна быть ровной, гладкой, без изъянов. Белизну фаянсовых и полуфарфоровых изделий проверяют только визуально.

Механическую прочность фарфоровых и полуфарфоровых плоских изделий проверяют пятидневным хранением их в стопках по 120 шт., переложенных бумагой через одно изделие так, чтобы края их не соприкасались, причём нижние изделия не должны разрушаться. Фаянсовые плоские изделия проверяют также, но в стопки укладывают по 100 тарелок или по 150 блюдец. Механическую прочность приставных деталей полых изделий проверяют только у фарфора. Изделие наполняют до полного объема влажным кварцевым песком, после чего приподнимают его за ручку или носик. Приставные детали при этом не должны отламываться. Проверка механической прочности майоликовых и гончарных изделий нормативными документами не предусматривается.

Термическую устойчивость бытовых керамических изделий проверяют, устанавливая число теплосмен, выдерживаемых изделием до появления цека. Полуфарфоровые изделия при этом должны выдерживать не менее 9 теплосмен, фарфоровые - 8, фаянсовые - 7, майоликовые - 3-4, гончарные - 2-3 теплосмены.

О пористости черепка керамических изделий судят по его водопоглощению. Для этого черепки изделий размером сторон 20-30 мм, освобожденные по торцам от глазури, высушивают в термостате при температуре 100-120° до постоянной массы, затем охлаждают в эксикаторе и взвешивают с точностью до 0,1 г. Взвешенные черепки подвергают кипячению на водяной бане в течение 4 ч. После кипячения образцы оставляют в воде на 24 ч, затем вынимают, вытирают увлажненным отжатым полотенцем и взвешивают с точностью до 0,01 г.

За результат принимают средние арифметические показатели испытаний не менее пяти образцов.

Размеры изделий и толщину черепка проверяют миллиметровой линейкой, штангенциркулем или толщиномером. Емкость устанавливают с помощью цилиндра или по массе воды, заполняющей изделие. Допустимые отклонения (+,-) зависят от вида и размера изделий (не более 2 мм у блюдец для варенья и 8-9 мм у блюда для пирога и т. п.).

При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из вышерассмотренных физико-технических показателей необходима повторная проверка удвоенного количества образцов, взятых от той же партии. Результаты повторной проверки являются окончательными.

Наличие дефектов внешнего вида обнаруживают визуальным осмотром изделий. Для установления сортности следует учитывать: вид дефекта, его размер, размер изделия, местонахождение, размер изделия количество одноименных дефектов в изделии. Измерение таких дефектов, как деформация, отклонение носиков и ручек от нормального положения, угла наклона чайника, при котором выпадает крышка, производят по методикам, указанным в соответствующих ОСТах.

Особенности проверки качества керамических изделий с государственным Знаком качества заключаются в том, что у этих изделий дополнительно оцениваются: у фарфоровой посуды - форма, декор, качество отделки и обработки, просвечиваемость; у фаянсовой и майоликовой посуды - форма, декор, качество отделки и обработки. Указанные свойства оцениваются в условных единицах-баллах, и их контрольная проверка возможна только при наличии образцов-эталонов.

Керамические изделия с государственным Знаком качества должны иметь оценку художественно-эстетических показателей не ниже 37 баллов. При этом показатели физико-технических свойств и дефекты внешнего вида не должны быть ниже норм, установленных для изделий 1-го сорта.

. Условия сохранения качества керамических бытовых товаров при транспортировке и хранении

Заводы-изготовители отгружают керамические изделия торгующим организациям в крытых железнодорожных вагонах и контейнерах. Погрузка изделий, упакованных в картонные коробки, укрупненные пакеты и пачки, должна производиться под навесом, чтобы изделия не подвергались воздействию снега и воды.

В вагоне, контейнере изделия должны размещаться так, чтобы исключалась возможность их перемещения от тряски. Пол вагона, контейнера при перевозке укрупненных пакетов должен быть выстлан плотным слоем древесной стружки высотою 30см, при перевозке посуды в картонных коробках - гофрированным картоном в один слой.

Зазоры между коробками, пакетами и стенками вагона, контейнера, а также между рядами пакетов должны быть заполнены плотным слоем стружки, обеспечивающей сохранность изделий при транспортировании. После загрузки вагона, контейнера пространство между изделиями и дверным проемом должно быть заложено стружкой, закрыто двойным слоем бумаги и заставлено деревянной решеткой из досок толщиной 25-30 мм.

Укладку пакетов, коробок в вагон (контейнер) производят максимально плотно, не допуская пустот и неплотно заполненных стружкой мест. В первый ряд обычно укладывают тарелки и блюдца ребром к полу и торцу вагона, контейнера. Во второй ряд при соблюдении тех же правил укладывают пакеты, коробки с пиалами, мисками, селедочницами. В третьем ряду устанавливают чайники и сахарницы и подобные им изделия дном к торцу вагона. В четвертый ряд укладывают кружки и чашки с блюдцами. В верхнем ряду устанавливаются комплектные изделия.

Общее количество рядов пакетов, коробок в вагоне (контейнере) по высоте должно быть кратным числу, полученному от деления высоты вагона на высоту пакетов, коробок и упаковочного материала. Вагон (контейнер) должен быть загружен до полной вместимости. На контейнерах и железнодорожных вагонах завод-изготовитель должен сделать надпись «Осторожно, стекло!». При транспортировании керамических бытовых товаров установлены нормы боя, за которые отправитель не несет ответственности.

Хранят керамические бытовые товары в крытых сухих, отапливаемых помещениях, так как в случаях резких и частых колебаний температуры на изделиях, особенно с пористым черепком, возможно появление цека.

Изделия на хранение укладывают по группам, видам, артикулам, сортам и другим ассортиментным признакам. Желательно, чтобы в складском помещении была свободная площадь для разборки и сортировки посуды.

В случае длительного хранения керамические изделия размещают на стеллажах или полках в распакованном виде. Тяжелые и плоские изделия укладывают на нижние полки, а более легкие и полые изделия - на средние и верхние.

При кратковременном хранении изделия размещают штабелями на полу, при этом по высоте штабеля должно быть не более 120 фарфоровых или 100 фаянсовых тарелок, а для полых изделии в пакетах - не более двух пакетов в высоту. Каждый ряд должен быть переложен упаковочным материалом.

Выводы

Как мы видим, керамика играет огромную роль в жизни каждого человека, так как изделия производимые из керамики необходимы каждому.

Так, например, жутко даже представить себе, что у нас нет предметов первой необходимости: тарелок, чашек, сервизов и т. д., а также нет тех мелочей, с помощью которых мы можем украсить и разнообразить свой дом, сделать свою жизнь легче, лучше, приятнее…

Рассмотрев рынок Украины, можно сделать выводы, что он насыщен полностью. Рынок забит разнообразными керамическими изделиями, как собственного производства, так и зарубежного. Причём, как и три года назад, идёт война за него. Каждый хочет произвести продукцию с минимальными затратами, продать её и, естественно, получить максимальную прибыль!

Следует отметить, что, по сравнению с прошлыми годами, керамическая продукция наших заводов-изготовителей становится всё более и более востребованной, спрос на неё увеличивается, что способствует лучшему развитию этой отрасли в нашей стране.

Действительно, по данным Госкомстата, украинские заводы-изготовители с каждым годом занимают всё больше и больше процент на рынке Украины. Конечно, обходится не без жёсткой конкуренции!

Очень тяжело на данном этапе нашим четверым производителям: ЗАО «Зевс Керамика» г. Славянск Донецкая область, ООО «Карпатская Керамика» г. Калуш, Ивано-Франковская область, завод «Харьковская Керамика» г. Харьков, ЗАО ИИ «Пластелла-К» г. Киев, так как им пока тяжеловато конкурировать с европейскими производителями керамических изделий, а также китайскими. Особенно это стало ощутимо после принятия закона Верховной Радой и Президентом Украины о снижении таможенных пошлин на импорт разнообразных керамических товаров. Но наши отечественные производители не опускают руки, а наоборот, принимают вызов и идут вперёд бесстрашно, не опуская головы. Они мгновенно учатся на своих ошибках, с огромным желанием исправляют их и остаётся только удивляться их силе воли, что они не теряют даже в безвыходных ситуациях! Взять тот же самый факт, что даже собственная страна пошла против них, уменьшив пошлину!

Очень существенным стал тот факт, что в нашей стране был запущен в Донецкой области, г. Славянск завод по производству керамических масс, применяемых в качестве сырья для изготовления различных видов керамической продукции, вследствие этого должно подешеветь сырьё. А это приведёт к снижению цены на отечественную продукцию и в дальнейшем - увеличению спроса не неё.

Это очень важно для Украины, так как на нашем рынке должно покупаться и продаваться больше отечественной продукции.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!