Анализ преимуществ и недостатков крупных российских предприятий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,25 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ преимуществ и недостатков крупных российских предприятий

Содержание

Введение

ОАО «ГМК «Норильский никель»

Преимущества компании

Недостатки компании

ОАО «Северсталь»

Преимущества компании

Недостатки компании

ОАО НК «Лукойл»

Преимущества компании

Недостатки компании

Заключение

Информационные источники

Введение

Последнее время на Российском рынке наблюдается огромное количество слияний и поглощений компаний в различных отраслях. Главной целью данного объединения является контроль над производством продукции от начала до конца, а также контроль над сбытом продукции. Это обеспечивает компаниям конкурентоспособность на мировых рынках.

В данной работе рассмотрены 3 крупных российских предприятия: ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «НК «Лукойл». Целью данной работы является анализ преимуществ и недостатков этих предприятий.

ОАО «ГМК «Норильский никель»

ОАО «ГМК «Норильский никель» крупнейший в мире производитель палладия и никеля, один из крупнейших производителей платины, а также один из 10 крупнейших производителей меди.

Помимо пяти видов основной продукции - цветных металлов: никеля и меди, металлов платиновой группы (МПГ): платины и палладия, а также золота, компания производит побочную продукцию: кобальт, родий, серебро, иридий и рутений.

Преимущества компании

. сильная вертикальная структура

В 2000 году начался процесс реструктуризации группы «Норильский никель». Реструктуризация была направлена на повышение эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности компании и была призвана:

·обеспечить прямой доступ акционерам в капитал компании, являющейся собственником реализуемой продукции и основным центром прибыли в группе;

·существенно повысить прозрачность корпоративной структуры группы для акционеров;

·повысить экономическую эффективность при распределении дивидендов;

·интегрировать в корпоративную структуру торгово-сбытовую сеть за рубежом;

·повысить эффективность системы управления.

. выгодное местоположение:

ОАО «Норильский никель» находится в очень выгодном положении. Все его металлургические предприятия располагаются рядом с рудной базой, что минимизирует затраты на транспорт. Разведанных запасов сырья без введения новых мощностей хватит до 2050г. Производственная база «Норникеля» изначально была современнее и морально, и технически, нежели у остальных игроков отечественного медного рынка.

. монополист в производстве палладия:

С покупкой в 2002 году американской компании Stillwater Mining Ltd., ГМК «Норникель» стал мировым монополистом в производстве палладия, оккупировав самый крупный рынок его потребления - автопром США.

4.устойчивое и эффективное развитие существующей производственной базы; снижение затрат и издержек на основных производственных переделах;

5.наличие собственной системы энергоснабжения производства, а также обеспечение транспортной безопасности производства;

.фокусирование сбытовых и маркетинговых подразделений на эффективный сбыт, продвижение на рынок и маркетинг основной продукции;

.улучшение финансового менеджмента, внедрение современных информационных технологий в целях повышения эффективности операционной деятельности и принимаемых управленческих решений;

.приведение корпоративного управления и практики отношений с инвесторами в соответствие с международными стандартами;

.определение и использование стратегических возможностей, возникающих в области цветных, драгоценных и других металлов, в которых группа имеет стратегическую заинтересованность или обладает конкурентными преимуществами.

10.Факторы конкурентоспособности основных видов продукции ОАО "ГМК "Норильский Никель":

В области снабжения:

·наличие собственной сырьевой базы с высоким содержанием основных элементов;

·обеспеченность дешевыми источниками энергии.

В области производства:

·владение высокоэффективными технологическими процессами;

·обеспеченность современным оборудованием;

·наличие собственного отраслевого института;

·высококвалифицированные кадры.

В области сбыта:

·низкая себестоимость продукции (в силу вышеперечисленных факторов);

·эффективная логистическая схема доставки продукции;

·развитая сбытовая сеть и ориентация продаж на конечное потребление;

·соответствие продукции международным стандартам.

11.независимость от потребителей

Компания не имеет потребителей, на оборот с которыми приходится не менее 10 процентов общей выручки от продажи продукции эмитентом. Компания не является экономически зависимой от ограниченного числа покупателей, поскольку все товары, производимые ОАО «ГМК «Норильский никель», могут быть реализованы на товарных рынках.

Недостатки компании

Существенными факторами и условиями, влияющими на деятельность компании, остаются:

·рыночные риски;

Цены на металлы, производимые ОАО «ГМК «Норильский никель», а также уровень мирового спроса в большой степени зависят от роста мировой экономики. Мировые цены на металлы, производимые компанией, напрямую влияют на финансовое состояние компании.

Компания подвержена риску изменения цен на металлы, т.к. значительная часть выручки от реализации металлов поступает по долгосрочным контрактам на физическую поставку фиксированных объемов металлов по ценам, привязанным к периоду поставки.

·курс обмена национальной валюты;

·изменение законодательства в области безопасности труда и защиты окружающей среды;

·производственные риски, связанные с тяжелыми погодными условиями Крайнего Севера;

·риски, связанные со сделками по слияниям (поглощениям).

Указанные риски могут существенно повлиять на операционную деятельность, продажи, прибыль, активы, ликвидность и капитальные ресурсы компании.

ОАО «Северсталь»

Основная, т.е. преобладающая и имеющая приоритетное значение для компании, хозяйственная деятельность - производство и сбыт металлопроката.

За последние 5 финансовых лет черная металлургия России развивалась с положительной динамикой. На протяжении этого времени наблюдался устойчивый рост производства практически по всем видам продукции. В целом производство готового проката за период выросло более чем на 5 млн. тонн. За весь период производство падало только в 2001 году вследствие ухудшения конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции, а российские предприятия традиционно экспортируют примерно 50% своей продукции.

Ожидается, что текущее благоприятное состояние мирового рынка стали продолжится до конца 2005 года -2006 гг. Сильные рынки потребления стали вывели на высокий уровень финансовые показатели сталепроизводителей и усилили интерес этих производителей к расширению мощностей по производству стального металлопроката. Такие условия явились предпосылками к усилению консолидации в отрасли, которая носит хоть и фрагментированный, но уже оформившийся долгосрочный характер.

Основные отрасли-потребители продукции ОАО «Северсталь» на внутреннем рынке - это Трубные предприятия, Автомобилестроение, Машиностроение и Региональная дистрибьюция. Все 4 сегмента имеют высокую стратегическую важность для Общества, за исключением спотовых сегментов Машиностроения и Региональной дистрибьюции. На экспорте Общество работает в основном в сегменте Региональной дистрибьюции.

Преимущества компании

. Выгодное местоположение

. Контроль над поставщиками сырья

ОАО Северсталь зависит также от взаимоотношений со своими основными поставщиками сырья и энергетических ресурсов. Акционеры ОАО Северсталь имеют контроль над рядом поставщиков угля и железорудного сырья. При необходимости ОАО Северсталь может покрыть свои потребности в угле на 100% и в железорудном сырье на 75% за счет поставок от этих предприятий.

. Конкурентоспособность

Главными факторами конкурентоспособности являются цена, качество, выполнение спецификаций клиентов и графиков поставок, а также уровень доступных финансовых ресурсов, технологическая оснащенность, низкие затраты на сырье, местоположение относительно ключевых потребителей и поставщиков и более удобные транспортные маршруты.

В России основными конкурентами ОАО Северсталь являются OAO Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО Новолипецкий металлургический комбинат и ООО ЕвразХолдинг, в состав которого входят OAO Нижнетагильский металлургический комбинат, OAO Западно-Сибирский металлургический комбинат и ОАО Новокузнецкий металлургический комбинат.

На международных рынках основными конкурентами также являются металлургические компании России и стран СНГ (главным образом из Украины). По продуктам высокого передела ОАО Северсталь конкурирует и с крупными транснациональными концернами.

. Консолидация металлургической отрасли

В 90-х годах начался процесс активной консолидации в мировой металлургической отрасли, что привело к образованию крупнейших транснациональных концернов, в частности LNM Group, Arcelor, ThyssenKrupp Stahl и JFE. Необходимость сохранения конкурентоспособности на мировых рынках обусловила начало процесса консолидации и в российской металлургии.

ОАО Северсталь также следует общемировой тенденции к консолидации. На данный момент компания входит в состав холдинга «Северсталь-Групп». Это дает возможность компании стабильно получать сырье от подконтрольных компаний, а также сбывать свою продукцию, используя возможности холдинга.

Недостатки компании

. Зависимость от изменения цен

Результаты деятельности ОАО Северсталь в значительной степени зависят от изменения спроса и цены на металлопрокат и стальную продукцию. ОАО Северсталь особенно чувствительно к изменению спроса в автомобилестроительной и нефтегазовой отраслях, поскольку эти отрасли являются наиболее крупными потребителями стальной продукции.

. Наличие материалов-заменителей для стали

Конкуренцию производителям стали составляют производители материалов-заменителей, используемых вместо стали в автомобилестроении, строительстве и производстве упаковочных материалов. Интенсивность конкуренции и цикличный характер рынков стальной продукции могут привести в итоге к значительному снижению прибыли или даже к убыткам как в отрасли в целом, так и для отдельных компаний.

. Зависимость от естественных монополий

В составе основных поставщиков ОАО Северсталь имеются также естественные монополии (поставщики электроэнергии и природного газа, а также Министерство путей сообщения), ценовая политика которых регулируется государством.

Нарушение поставок сырья или энергоресурсов, или существенное увеличение их цен, включая затраты на транспортировку сырья, может неблагоприятно повлиять на финансово-хозяйственную деятельность ОАО Северсталь.

ОАО НК «Лукойл»

ЛУКОЙЛ - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.

ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтяной компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти - около 2,1%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки нефти.

Преимущества компании

. Вертикальная структура компании

Наличие вертикальной структуры позволяет контролировать весь процесс от добычи до переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Таким образом, обеспечивая конкурентоспособность компании на мировом рынке.

.Собственная сырьевая база

В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем активов. Основным регионом нефтедобычи компании является Западная Сибирь. Новым быстрорастущим регионом является Тимано-Печора, где за последние пять лет добыча нефти выросла более чем в 1,6 раза. ЛУКОЙЛ также реализует ряд проектов в секторе разведки и добычи за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Иране, Колумбии, Венесуэле, Ираке.

. Наличие собственных нефтеперерабатывающих заводов

ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 41,8 млн. т/год нефти. Зарубежные НПЗ Компании расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, их совокупная мощность составляет 16,7 млн. т/год нефти. В 2004 году на собственных заводах Компании было переработано 44,0 млн. т нефти, в том числе на российских - 35,5 млн. т.

. Наличие собственной сбытовой сети

По состоянию на конец 2004 года сбытовая сеть компании охватывает 17 стран мира, включая Россию, страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), государства Европы (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Румыния, Чехия, Эстония) и США, и насчитывает 199 объектов нефтегазового хозяйства и 5 405 автозаправочных станций. Сбытовая сеть Компании на территории России включает 10 организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих свою деятельность в 59 субъектах РФ.

5. Конкурентоспособность на мировом рынке

Основная часть продукции компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной Европе, странах СНГ и США.

Говоря о деятельности компании за рубежом, следует отметить, что к числу приоритетных относятся те страны, в которых компания имеет свои нефтеперерабатывающие мощности: Болгария (НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нефтохим» в Бургасе), Румыния (НПЗ «ЛУКОЙЛ-Петротел» в Плоешти) и Украина («ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ», в настоящее время остановлен на реконструкцию). Сбыт нефтепродуктов производства этих НПЗ ориентирован как на внутренние рынки стран, где расположены заводы, так и на экспорт, в страны, где Группа «ЛУКОЙЛ» располагает собственными розничными сетями для реализации нефтепродуктов (Белоруссия, Молдова, страны Балтии, Сербия, Венгрия, Кипр и др.), в том числе в США для обеспечения автозаправочных сетей «Getty Petroleum Marketing» и «Mobil».

Конкурентная ситуация на зарубежных рынках сбытовой деятельности компании весьма разнообразна. В Румынии основным конкурентом Компании до недавнего времени была государственная нефтяная компания «SNP-Petrom» - крупнейшая компания, которая диктовала ценовую политику на румынском рынке нефтепродуктов - недавно она была приватизирована, ввиду чего на сегодня на рынке Румынии наблюдается достаточно жесткая конкуренция между крупнейшими компаниями-производителями топлив (OMV - владелец 2-х крупных НПЗ, Ромпетрол - владелец НПЗ Петромидия, Рафо Онешти). Конкурентная ситуация для предприятий Группы «ЛУКОЙЛ» на территории Румынии осложняется тем, что некоторые крупные участники рынка имеют налоговые преференции, что позволяет им продавать свою продукцию по демпинговым ценам. На рынке Болгарии, наоборот, НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нефтохим» - монопольное предприятие-производитель нефтепродуктов, что является несомненным конкурентным преимуществом компании и позволяет обеспечивать более 80% потребности болгарского рынка в моторных топливах.

Недостатки компании

конкурентоспособность северсталь лукойл риск

1. зависимость от мировых цен на нефть

ОАО «ЛУКОЙЛ» активно работает на внутреннем и международном рынках как продавец сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа. Поэтому деятельность компании существенно зависит от мировых цен на энергоносители.

ОАО «ЛУКОЙЛ» не может влиять на факторы, определяющие цены на нефть и газ. Несмотря на то, что в последние несколько лет цены на энергоносители находятся на высоком уровне, есть риск того, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе может произойти их снижение. В случае неблагоприятной ценовой конъюнктуры ОАО «ЛУКОЙЛ» будет вынуждено снижать текущие издержки, пересматривать свои инвестиционные проекты, ускорять продажу непрофильных активов, а также части низкодебетных месторождений.

. Зависимость транспортировки нефтепродуктов от государственной компании ОАО АК «Транснефть».

Несмотря на развитие альтернативных источников доставки нефти потребителям (например, с помощью железнодорожного транспорта и строительства собственных трубопроводов) ОАО «ЛУКОЙЛ» существенно зависит от государственной компании ОАО АК «Транснефть», контролирующей значительную долю магистральных трубопроводов. Соответственно, возможности компании по экспорту сырой нефти ограничиваются принципами предоставления доступа к трубопроводной системе ОАО «АК «Транснефть».

Использование системы трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» несет в себе следующие риски:

·поскольку пропускная способность трубопроводов ограничена, компания в случае необходимости не сможет увеличить экспортные поставки;

·тарифы и доступ к системе трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» контролируется государством. Любые неурегулированные взаимоотношения с государством могут привести к отключению компании от системы трубопроводов;

·увеличение тарифов за пользование трубопроводами ОАО «АК «Транснефть» может негативно сказаться на результатах финансовой деятельности компании;

·в системе трубопроводов происходит смешение сортов нефти, поступающей от всех компаний, имеющих доступ к трубопроводам ОАО «АК «Транснефть», в результате чего качество нефти, поставляемой ОАО «ЛУКОЙЛ», может отличаться от нефти, непосредственно добываемой компанией, и неблагоприятно отражаться на цене нефти ОАО «ЛУКОЙЛ», поставляемой на экспорт.

. Зависимость транспортировки газа от государственной компании ОАО «Газпром».

Доказанные запасы газа ОАО «ЛУКОЙЛ» в нефтяном эквиваленте составляет около 20% его общих запасов углеводородов, однако предоставление этого газа потребителям возможно только через систему магистральных газопроводов ОАО «ГАЗПРОМ». Отказ российского правительства предоставить разрешение на доступ независимым газодобывающим компаниям к газопроводной системе ОАО «ГАЗПРОМ» при транспортировке природного газа на экспорт может оказать существенное негативное влияние на деятельность Компании.

. Невысокая рентабельность газа на внутреннем рынке

Продажи газа внутренним потребителям имеют невысокую рентабельность из-за того, что цены на внутреннем рынке значительно ниже мировых, и несут в себе риски ухудшения существующих договорных отношений с ОАО «ГАЗПРОМ», а также риски ухудшения тарифной политики ОАО «ГАЗПРОМ».

Компания реализует значительную часть нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, что влечет следующие существенные риски:

·исторически низкие внутренние цены на нефть и нефтепродукты негативно отражаются на результатах хозяйственной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»;

·государственные органы могут потребовать осуществления значительных поставок нефти и нефтепродуктов для нужд Министерства обороны, агропромышленного комплекса и т.д. по ценам ниже внутреннего рынка.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что в целом, крупные предприятия контролируют весь процесс производства продукции, однако они не в силах предугадать процесс изменения мировой конъюнктуры. В частности, практически все крупные компании зависят от мировых цен. Однако, предприятиям удается уменьшать издержки производства при выстраивании сильной вертикальной структуры, а также быстро и адекватно реагировать на изменение спроса и цен на продукцию.

Информационные источники

1.ОАО «НК «Лукойл» #"justify">2.ОАО ГМК «Норникель» #"justify">.ОАО «Северсталь» www.severstal.ru

.Федеральная Таможенная Служба (#"justify">.МЭРТ (#"justify">.статистический сборник Госкомстат за 2005 (http://www.gks.ru/wps/portal)

Похожие работы на - Анализ преимуществ и недостатков крупных российских предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!