Система и структура денежного довольствия военнослужащих

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система и структура денежного довольствия военнослужащих

Введение

Процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в непростой социально-экономической обстановке. Это обстоятельство делает проблему социальной защищенности военнослужащих одним из ключевых моментов современного этапа военного строительства. От того, как будет социально защищен военнослужащий, зависит престиж военной службы и, в конечном итоге качественный и количественный уровень укомплектованности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях российской действительности особое внимание уделяется проблеме правильного определения цены воинского труда в соответствии с его качеством, которое, с одной стороны, обеспечило бы удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих, а с другой стороны, было бы увязано с размерами денежного содержания других государственных служащих и принятыми в мире стандартами. От правильности определения проблем структуры денежного довольствия зависит выбор методов и форм её совершенствования. Но прежде чем приступить к их анализу, необходимо рассмотреть механизм формирования денежного довольствия военнослужащих, природу финансовых методов стимулирования, определить их значение для формирования действенных стимулов, побуждающих военнослужащих повышать результаты своего труда, рассмотреть, какое влияние оказывают законы рынка на порядок формирования денежного довольствия военнослужащих, на основании каких закономерностей строится денежное довольствие, какие основные факторы играют роль при введении тех или иных дополнительных выплат, при соблюдении каких условий система денежного довольствия будет обладать заданной эффективностью.

Зачастую проблемы денежного довольствия неоправданно упрощают, сводя их к недостаточному размеру денежного довольствия военнослужащих. Безусловно, размер денежного довольствия - одна из основных проблем и порой она заслоняет остальные, менее острые, но не менее важные проблемы: недостаточная стимулирующая роль денежного довольствия; проблема дифференциации денежного довольствия; регулярность, своевременность и полнота выплаты денежного довольствия; множественность, а порой, и несогласованность нормативных правовых актов, регулирующих денежное довольствие военнослужащих; слабая разработанность института ответственности за совершенные правонарушения в области денежного довольствия; отсутствие четко прописанных процедур в области денежного довольствия, от правильного понимания которых зависит эффективность их разрешения и ответ, пожалуй, на самый сложный вопрос - каким образом усовершенствовать регулирование денежного довольствия, с тем, чтобы при современных ограниченных возможностях государства привлечь и удержать в Вооруженных Силах необходимое количество высококлассных специалистов, сделать военную службу привлекательной.

Ответ на этот вопрос непрост. Недостаточно лишь усовершенствовать существующую систему, сформировавшуюся в советскую эпоху в условиях централизованной экономики и не отвечающую современным требованиям. Она не может в условиях действия рыночных отношений обеспечить выполнение задач, решение которых подразумевает собой переход на качественно новый уровень правового регулирования денежного довольствия.

Объектом исследования является система и структура денежного довольствия военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней службы.

Предметом исследования являются экономические отношения по поводу формирования и доведения норм денежного довольствия, удовлетворяющих потребности военнослужащих, а также социальных гарантий и их прав.

Целью написания дипломной работы является проведение анализа сложившейся системы и структуры денежного довольствия военнослужащих по контракту, устранения противоречий в механизме оплаты и стимулирования воинского труда, учету его особенностей, разработке направлений и финансово-экономическом обосновании мер по совершенствованию структуры денежного довольствия и иных дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Реализация указанных целей предполагает решение следующих задач:

  • оценка изменений в характере и содержании воинского труда;
  • анализ экономических и нормативных аспектов военной службы;
  • - рассмотрение проблем соответствия правового и экономического обеспечения военной службы потребностям общества и конкретных категории личного состава Вооруженных сил РФ;
  • выявление различий в условиях служебной деятельности и системах оплаты труда военнослужащих и федеральных государственных служащих;
  • устранение противоречий в механизме оплаты и стимулирования воинского труда;
  • финансово-экономическое обоснование мер по совершенствованию структуры денежного довольствия и иных дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

- разработка предложений по изменению структуры денежного довольствия военнослужащих.

При проведении исследований использовались сравнительный метод, процентный метод, логический метод, графический метод и метод анализа.

Теоретической и методологической основой для написания дипломной работы явились Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства обороны РФ, научные труды и монографии отечественных экономистов, военных ученых, таких как кандидата экономических наук Н.А. Вербы, кандидата военных наук Е.Э. Федоровский, кандидата экономических наук В.И. Уразова.

Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, перечень принятых сокращений и приложения.

В соответствии со стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации можно выделить следующие направления совершенствования структуры денежного довольствия, которые легко просматриваются в новом проекте федерального закона «О денежном довольствии»:

  1. Оптимизацию существующей структуры денежного довольствия путем объединения и укрупнения существующих выплат.
  2. Повышение окладов денежного содержания и стимулирующих выплат с одновременным сокращением нефункциональных выплат.

Важно, чтобы денежное довольствие военнослужащих всех силовых компонентов военной организации государства имело одинаковую исходную базу. Существующие в настоящее время расхождения в установлении должностных окладов военнослужащих в Вооруженных Силах, силовых структурах и правительственных органах негативно влияют на мотивацию воинской службы. Возможная разница в уровне денежного содержания военнослужащих разных силовых структур, стимулирующая особенности военной службы, может быть обеспечена только надбавками к окладам денежного содержания, выплачиваемыми в связи с особенностями прохождения службы.

Реформа системы денежного довольствия военнослужащих призвана преодолеть тенденцию "пробивания" льгот, гарантий и компенсаций для отдельных министерств, ведомств, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, или групп военнослужащих в составе Министерства обороны, которые пытаются решать материальные проблемы своей группы за счет остальных военнослужащих.

В представленной работе лишь обозначена часть существующих проблем, предложены возможные направления их разрешения. Но процесс этот нельзя затягивать, ведь уже сейчас тысячи военнослужащих проходят военную службу по контракту и от того какие усилия будут предприняты в этом направлении зависит, останутся ли они в Вооруженных Силах.

Глава 1. Сущность и структура денежного довольствия военнослужащих проходящих военную службу по контракту

.1 Сущность и структура денежного довольствия

Воинский труд является частью общественно необходимого труда и служит гарантом зашиты государства и населения, кроме того профессия военнослужащего является одной из самых трудных и опасных профессий в мире, все это потому, что военнослужащий каждый день сталкивается с решением поставленных перед ним задач, тем самым обеспечивая постоянную боевую готовность подразделения в котором он проходит службу и Вооруженных Сил в целом.

В современном обществе существует понятие "рабочая сила военнослужащих" - это часть трудовых ресурсов общества, занятых профессиональной воинской деятельностью. Этот термин даёт понять, что некоторая категория общества создаёт полезную для общества услугу вооруженной защиты, соответственно у любой услуги должна быть стоимость в денежном выражении, которая будет выглядеть для данной услуги в виде денежного довольствия военнослужащих.

Стоимость товара рабочая сила профессиональных военнослужащих, определяется стоимостью жизненных средств, которые необходимы для поддержания социальных и культурных потребностей военнослужащего и его семьи, а так же воспроизводства рабочей силы, что очень важно в наше время.

Следовательно, необходимой предпосылкой воспроизводства услуги вооруженной защиты государства является, прежде всего, воспроизводство самого человека в биологическом и социальном смыслах. Для этого необходима некоторая сумма, которая будет полностью обеспечивать все человеческие нужды военнослужащего, тогда военнослужащий будет готов продолжать карьеру, воспроизводить свои силы и воспроизводить новую рабочую силу[14].

Рассматривая воинский труд как общественно важный, увидим, что он включает в себя многогранную, целенаправленную деятельность личного состава, а именно: боевую подготовку, боевое дежурство, учебные занятия, учения, тренировки, несение караульной, гарнизонной и внутренней службы.

Он, как и всякий труд имеет конечный результат, который выражается в мирном и военном времени. В мирное время результатом является: боевая готовность воинских частей, поддержание на требуемом уровне состояние боевой техники, обеспеченность товарно-материальными ценностями и другие. В военное время - качественное выполнение поставленных задач, с минимальными потерями личного состава, вооружения и военной техники, а так же поддерживать на требуемом уровне дисциплину в подразделениях.

Сложность и характер воинского труда целесообразно рассмотреть по нескольким принципам:

1. Труд сложный, квалифицированный.

А) Сложность труда профессиональных военнослужащих обусловливается наличием в Вооруженных Силах РФ самой современной техники и созданием условий для ее функционирования. Так, из действующей номенклатуры технических средств и систем общегражданского назначения только в авиации применяется более 80% их аналогов, а по отдельным ее видам в гражданской сфере аналогов не существует. Сложность современных систем оружия требует соответствующего уровня подготовки офицерских кадров, причем по весьма широкому кругу специальностей. Именно поэтому вузы Министерства обороны РФ готовят офицерские кадры по 456 специальностям и 185 специализациям.

Б) Учет сложности труда производится на основе таких факторов, как содержание и характер выполняемых работ, разнообразие (комплексность) работ, руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности (принятие решений, риск для здоровья и жизни).

Квалифицированность воинского труда может быть охарактеризована исходя из перечня специалистов в Вооруженных Силах РФ. Так, в соответствии с перечнем воинских должностей для военнослужащих, проходящих службу по контракту, предусмотрено 2176 ВУС, из них 1254 ВУС для офицерского состава и 922 ВУС для прапорщиков и военнослужащих по контракту, что составляет около 60% всех общегражданских специальностей.

2. Труд руководящий, управленческий, интеллектуальный, творческий.

А) Штатами воинских частей, учреждений и организаций только по нижестоящим командным должностям предусмотрена штатная численность подчиненных от 30 до 150 человек. Управленческая деятельность офицера - это самостоятельная деятельность командира воинского формирования, направленная на выполнение стоящих перед ним задач. Она включает организацию, планирование, мотивирование, контроль и регулирование технологических, социальных, индивидуально-психологических и других процессов, происходящих в подразделении (части, соединении). Жесткая регламентация военной службы, на первый взгляд, не способствует воспитанию творческого отношения. Тем не менее, одна из особенностей управленческой деятельности кадрового офицера - руководителя состоит в том, чтобы находить разумный компромисс между необходимостью следовать предписаниям (тенденцией к неизменчивости, стереотипности решений) и возрастающим осознанием относительности установленных правил (тенденцией увеличения степеней свободы личностного выбора).

Б) Расширение объема интеллектуального труда в воинской деятельности объективно выдвигает проблему увеличения доли профессионального воинского труда в общей его структуре, что также определяет особенности его содержания.

3. Труд разной продолжительности, интенсивности и напряженности.

А) В соответствии со статьей 31 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели регламентируется распорядком дня и регламентом служебного времени (статья 226 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ), что увеличивает его нормальную продолжительность. Рабочий день офицера по времени практически не регламентирован. Служебная необходимость зачастую обязывает его находиться на службе до 12 часов и более. Средняя продолжительность рабочего дня составляет 9-10 часов при 3-4 нерегулярных выходных в месяц и 3-6 суточных нарядах. При таком режиме службы у офицера практически не остается времени на семейные заботы, воспитание детей, полноценный отдых. Кроме того, в Вооруженных Силах действует перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности служебного времени. К ним относятся: мероприятия, связанные с введением степеней боевой готовности, боевое дежурство, оперативные, командно-штабные, тактические, мобилизационные и специальные учения и тренировки, выходы в море кораблей и вылеты авиации по планам боевой подготовки, выполнение задач в чрезвычайных ситуациях, инспектирование войск, служебные командировки [21].

Рассмотрев принципы воинского труда, становится понятно, что этот труд гораздо объемней в интеллектуальном и моральном смыслах, у него гораздо больше особенностей определяющие характер службы. К основным направлениям, характеризующим особенности воинского труда, следует отнести:

1)Особенности, связанные с источниками формирования бюджета семьи профессионального военнослужащего.

Исходя из рыночного подхода к воспроизводству рабочей силы, следует учесть возможности, которые окружающая человека обстановка может предоставить ему для дополнения его заработков по основной работе путем приработков. Необходимо также принять в расчет и предоставляемые его окружением возможности обеспечить работой других членов его семьи. Кроме того, ряд экономистов предложили принять в качестве единицы измерения доходов доходы семьи в виде доли, приходящейся на каждого члена семьи. Таким образом, при формировании окладов денежного содержания профессиональных военнослужащих должны быть учтены особенности воспроизводства, связанные с источниками формирования бюджета семьи военнослужащего. С одной стороны, трудоустройство жен военнослужащих весьма ограничено, профессия главы семьи редко оказывает непосредственное влияние на профессии других членов семьи, за исключением того случая, когда его место работы закреплено, виды занятий, которые могут быть доступны членам его семьи, ограничены возможностями данной местности. С другой стороны, военнослужащий ограничен в праве заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Таким образом, система денежного довольствия и материального обеспечения военнослужащих остается, по сути, единственным источником дохода в бюджете семьи профессионального военнослужащего. Ограничения дохода семьи профессионального военнослужащего не касаются только размера его денежного довольствия.

2) Особенности служебной деятельности, связанные с риском для жизни, выполнением обязанностей в условиях, приближенных к экстремальным, вредных для состояния здоровья и жизни.

Воинский труд характеризуется повышенным риском для жизни военнослужащих. Защита интересов РФ в так называемых «горячих точках» влечет гибель военнослужащих в мирное время. Учет этого обстоятельства связан с формированием предложения рабочей силы, то есть с предпочтением занятия более безопасного, но и менее доходного, чем выполнение работ, связанных с непосредственной угрозой жизни и здоровью, но оплачиваемого по повышенным ставкам. Система организации воинского труда не предоставляет военнослужащему выбора в выполнении или невыполнении данных работ, поскольку носит характер приказа, обязательного для исполнения. Следовательно, при формировании системы оплаты воинского труда, связанного с риском для жизни или здоровья, необходима система рыночного предложения более высоких доходов (система ожидания негативных последствий) или введения ряда гарантированных надбавок, доплат и компенсаций за выполнение работ, связанных с риском для жизни. Также объективна система, когда военнослужащие подлежат обязательному страхованию на случай гибели, увечья, получения инвалидности, с законодательными гарантиями получения страхового возмещения.

Действительно, значительная часть территории РФ - это местности с неблагоприятными природно-климатическими условиями и неблагоприятной экологической средой. И, кроме того, часть контингента войск РФ дислоцируется на территории стран СНГ, как правило, с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Особенно значимо влияние природно-климатических условий на величину и структуру физиологических потребностей военнослужащих и членов их семей. Географическая удаленность мест дислокации, изолированность их от освоенных регионов, крупных и средних экономических центров, слабое развитие социальной инфраструктуры ограничивают возможности по реализации воспроизводства рабочей силы и затрудняют социальную адаптацию населения.

4) Особенности, учитывающие мобильность в прохождении военной службы, перемещении по службе, прохождении службы не по месту постоянного проживания, получении помощи родственников, необходимости самостоятельного формирования комплекта жизненных благ в виде жилья, мебели, предметов домашнего обихода.

Действительно, за период службы профессиональный военнослужащий в среднем совершает 6-8 переездов, связанных с профессиональной деятельностью, в том числе при перемещении по замене, на вышестоящие должности, на обучение, в связи с увольнением с военной службы. В связи с этим военнослужащий несет дополнительные расходы, связанные с переездом к месту службы или учебы, обустройством на новом месте, учитывая временный характер служебного жилья и фактор времени в его получении. Кроме того, подлежат учету расходы, связанные с преждевременным износом имущества, мебели и предметов домашнего обихода, приходящего в негодное состояние, несением расходов в пути следования к месту службы. Таким образом, в системе оплаты воинского труда подлежит учету фактор изменения места службы в виде единовременных выплат, компенсирующих затраты по переезду к новому месту службы и расходов непосредственно в пути следования. Мобильность службы затрагивает и проблему смены места работы или учебы членов семьи профессионального военнослужащего, их неполную занятость или отсутствие возможностей устройства на работу по специальности (учебу).

5) Особенности, связанные с возрастными ограничениями в праве заниматься определенными видами деятельности, вынужденная необходимость в смене в будущем сферы приложения профессиональных знаний и навыков, освоение другой (в том числе гражданской) или смежной специальности.

Особенности действия закона спроса и предложения в сфере воинского труда рассматриваются и по критериям длительности в занятости определенной деятельностью (долгосрочный характер занятости), а с другой стороны, особенностями, связанными с возрастными ограничениями вправе заниматься определенным видом профессиональной деятельности. С одной стороны, это связано с формированием альтернативной стоимости воинского труда, то есть согласием лица проходить службу в Вооруженных Силах, и иметь соответствующий доход или отдать предпочтение другому виду деятельности из гражданской сферы. С другой стороны, это особенность, связанная с изменением характера трудовой деятельности в будущем в связи с ограничением срока военной службы. Период профессиональной деятельности военнослужащего ограничен возрастными рамками от 18 до 50 лет в среднем. Следовательно, по истечении срока службы военнослужащий, как правило, вынужден сменить сферу профессиональной деятельности, освоить общегражданскую специальность, пройти переучивание, что связано с дополнительными нагрузками, а зачастую и с необходимостью оплаты дополнительного образования. Таким образом, данное ограничение должно формировать надбавку к окладу денежного содержания в виде выплаты за продолжительность в прохождении службы, учитывая еще и то обстоятельство, что продолжительный срок работы в отрасли, прохождения службы непосредственно связан с накоплением специальных знаний и приобретением трудовых навыков. Причем этот процесс, особенно интенсивный в первые годы работы по специальности, через 15-20 лет практически заканчивается. Следовательно, размеры надбавок должны повышаться ежегодно и достигать максимального размера, когда стаж работы по специальности составит 15-20 лет.

6) Особенности служебной деятельности, ограничивающие права военнослужащих как граждан Российской Федерации:

- наличие ограничений на право свободного передвижения;

ограничений права на свободное использование служебной информации и ее разглашение;

  • ограничений права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • и другие.
  • Современные рыночные отношения изменяют традиционные подходы к воспроизводству рабочей силы профессиональных военнослужащих, то есть особенности воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих проявляются под воздействием определенных факторов, изменяющих как их структуру, так и динамику развития. Среди них:
  • -внешняя политика государства, поскольку она определяет цели, задачи и способы достижения внешнеполитического курса, военную доктрину;
  • -внутренняя политика как фактор воздействия на реформирование Вооруженных Сил, военное строительство в целом, военную экономику, систему и механизмы обеспечения удовлетворения потребностей, комплектования, воспроизводства рабочей силы и подготовки кадров;
  • -модернизация военного дела, предполагающая структурные изменения в составе Вооруженных Сил РФ и НТР в области вооружений и военной техники, что способствует совершенствованию способов ведения вооруженной борьбы и определяет новые требования к профессиональным кадрам - все это предполагает расширенное воспроизводство рабочей силы профессиональных военнослужащих, рост образования, квалификации, умений, знаний и навыков [17].
  • Специфика служебной деятельности военнослужащих характеризуется в большинстве случаев значительной ограниченностью возможностей удовлетворения потребностей, имеющихся в пунктах постоянной дислокации, а тем более в полевых условиях (инфраструктура, жилищная обеспеченность, Жилищное строительство).

Похожие работы на - Система и структура денежного довольствия военнослужащих

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!