Ревизия операций по формированию финансовых результатов деятельности организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,05 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ревизия операций по формированию финансовых результатов деятельности организации

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования основу экономического развития коммерческих организаций составляют финансовые результаты их деятельности. За счет прибыли организация создает основу для самофинансирования, стимулирует собственников и работников к повышению производительности своей деятельности, влияет за счет отчислений в бюджет на темпы экономического развития страны в целом. Проверка обоснованности распределения прибыли способствует выяснению, насколько целесообразно используется прибыль, а контроль за своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов из прибыли поможет избежать штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Цель написания курсовой работы состоит во всестороннем исследовании методики ревизии учета финансовых результатов и их использования, проведении самостоятельной проверки отдельных аспектов учета прибылей и убытков,

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

. рассмотрение методики ревизии формирования финансовых результатов от видов деятельности, от операционных и внереализационных доходов и расходов;

. подтверждение достоверности информации о финансовых результатах, отражаемых в бухгалтерском учете и отчетности в исследуемой организации;

. изучение порядка проверки своевременности и полноты уплаты налогов из прибыли;

. рассмотрение типичных ошибок, наиболее часто встречающихся в практике учета финансовых результатов.

Курсовая работа написана на основе данных бухгалтерского учета и отчетности Гомельской дистанции гражданских сооружений, которая является обособленным структурным подразделением Транспортного республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

В первой главе рассматривается экономическая сущность прибыли, ее функции и классификация. Также приведен перечень нормативно-правовой базы, регламентирующий порядок учета и контроля финансовых результатов, дана правовая и экономическая характеристика организации контроля в исследуемой организации.

Вторая глава посвящена исследованию методики проверки учета финансовых результатов. Раскрываются цели и задачи, источники информации для ревизии финансовых результатов. Изучается методика и осуществляется проверка отдельных операций по учету финансовых результатов по видам деятельности, операционных и внереализационных доходов и расходов, конечного финансового результата, а также по начислению и уплате налогов из прибыли.

Теоретической базой для написания курсовой работы главным образом послужили нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учету финансовых результатов и его контролю.

1. Теоретические аспекты ревизии формирования финансовых результатов

.1 Экономическая сущность финансовых результатов как объекта ревизии

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности организации, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики одну из важнейших ролей в системе экономических показателей играют финансовые результаты деятельности организации.

Конечный финансовый результат характеризует производственно-хозяйственную деятельность всей организации, то есть составляет основу экономического ее развития. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности субъекта хозяйствования, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения. Таким образом, прибыль становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Она характеризует сметы ее деловой активности и финансовое благополучие.

В экономической литературе существуют различные взгляды на сущность прибыли.

Марксистская теория рассматривает прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального производства. Превращенной эта форма является потому, что она представляется порождением не только наемного труда, но и всего затраченного капитала. Прибыль выступает как разница между выручкой от реализации товара и затратами капитала на его производство. Теория прибыли и ее нормы использовалась для объяснения как экономических процессов образования средней прибыли в ходе конкуренции, цены производства, ренты и процента, так и классовых взаимоотношений наемного труда и капитала. Прибыль в капиталистическом обществе - и цель производства, и движущий мотив технического прогресса, экономического роста.

В современной неоклассической экономической теории отсутствует единая точка зрения на сущность прибыли. Некоторые западные экономисты (К. Макконнелл, С. Брю, Ф. Найт) рассматривают прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность или как компенсацию за неопределенность и риск в предпринимательской деятельности. Другие связывают прибыль со способностью монополистов воздействовать на цену в свою пользу (Д. Робинсон, А. Хиртой, У. Боумоль, А. Бриндер).

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыли.

В основе экономической теории прибыли лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу, как и труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом, - прибыли.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерны риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Теоретики рисковой прибыли выделяют два вида риска: поддающийся измерению (убыток от него определяется издержками страхования) и непредсказуемый, неисчисляемый риск. Здесь прибыль рассматривается как компенсация, вознаграждение за преодоление неопределенности.

Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрения достижений научно-технического прогресса и за экономические услуги государства обществу. Представители данной теории видят особенности функциональной прибыли в том, что она проявляется в динамике и носит временный характер.

Прибыль как конечный результат функционирования производства является важным элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса: фирм, государства, работников, финансово-кредитных учреждений. В связи с этим в экономической науке выделяют учетную, распределительную и стимулирующую функции прибыли.

Рисунок 1.1 - Функции прибыли

Учетная функция состоит в том, что прибыль представляет собой необходимый элемент цены. Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, и общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат организации на производство и реализацию продукции.

В современных условиях повышается значение распределительной функции прибыли. При этом прибыль рассматривается как объект распределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства, между организациями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. При первичном распределении прибыли образуются различные денежные фонды, обеспечивающие при их последующем использовании (перераспределении) финансирование проектов фирм и расходов государства, других рыночных структур - финансовых и кредитных организаций, банков, страховых компаний, бирж.

Работа организации в современных условиях хозяйствования связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении организации и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Прибыль как реализованный доход организации совершает кругооборот, в котором выделяются ее образование, распределение и использование. На образование (увеличение) прибыли, ее масштаб влияют такие факторы, как объем производства (и продаж), цены, издержки производства, факторы увеличения внереализационных доходов.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии с ее функциями, потребностями хозяйственной деятельности организаций и нуждами общества. Можно выделить три основных направления распределения прибыли:

прибыль направляется в бюджет и внебюджетные фонды;

прибыль направляется на погашение кредитов и уплату процентов;

прибыль остается в организации (располагаемый доход) для расширения его материальной базы, экономического стимулирования и удовлетворения социальных нужд работников, создания резервных фондов.

Схема распределения общей прибыли организации представлена на рисунке 1.2.

В конечном счете, прибыль используется на накопление (расширение производства) и потребление. Накопление включает пополнение капитала (уставного и оборотного), формирование инвестиционного фонда, создание резервного капитала. Потребление, кроме фонда оплаты труда, охватывает часть прибыли, направленной на стимулирование труда (премии, социальные выплаты) и выплату дивидендов.

Рисунок 1.2 - Распределение общей прибыли организации

В процессе бухгалтерского учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности используются различные показатели прибыли, классификацию и механизм формирования которых представлен на рисунке 1.3.

По видам хозяйственной деятельности различают:

прибыль от основной (операционной) деятельности;

прибыль от инвестиционной деятельности;

прибыль от финансовой деятельности

По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный организацией для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала). Прибыль до налогообложения - это результат после выплаты процентов кредиторам. Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

 

Рисунок 1.3 - Схема формирования и использования прибыли

По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу организации).

По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую.

Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.

Потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

Большое значение для учета финансовых результатов имеет разграничение доходов и расходов организаций, а соответственно и прибыли (убытка):

по видам деятельности;

от операционной деятельности;

от внереализационных операций.

Выделяют выручку от реализации и себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) по видам деятельности организации, разность между которыми и определяет финансовый результат от тех видов деятельности, ради осуществления которых организация создавалась. Именно данная составляющая финансового результата характеризует эффективность деятельности субъекта хозяйствования.

Операционные доходы и расходы возникают в результате осуществления отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации (реализация активов организации, предоставление за плату во временное пользование активов или займов, участие в уставных капиталах других организаций).

Внереализационные доходы и расходы не связаны непосредственно с процессом производства и реализации продукции (работ, услуг). К ним относят доходы и расходы, связанные с внутренними хозяйственными операциями (излишки или недостачи, выявленные при инвентаризации, прибыль или убыток прошлых лет), штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, безвозмездное получение активов, курсовые и суммовые разницы и другие.

За счет прибыли организация создает основу для самофинансирования, стимулирует собственников и работников к повышению производительности своей деятельности, влияет за счет отчислений в бюджет на темпы экономического развития страны в целом. Поэтому установление достоверности данных учета и отчетности по формированию финансовых результатов позволяет выявить реальное финансовое состояние организации. Проверка обоснованности распределения прибыли способствует выяснению, насколько целесообразно используется прибыль, а контроль за своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов из прибыли поможет избежать штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Все это свидетельствует о высокой значимости ревизии финансовых результатов как для деятельности организации, так и для пополнения бюджета страны.

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая объект проверки

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и контроль финансовых результатов.

Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете в целом состоит из закона «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. №3321-XII, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь, других законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь и инструкций по бухгалтерскому учету, утверждаемых Министерством финансов. На данных нормативно-правовых актах основывается и проведение ревизий, поскольку основной целью контроля является установление соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующему законодательству.

В самом Законе нет прямых упоминаний о финансовых результатах и системе их учета. Исключение составляет статья 12 «Инвентаризация имущества и обязательств», в которой финансовые результаты выступают объектом, с помощью которого регулируются расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. При этом статьей 5 Закона устанавливается система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются Инструкции по бухгалтерскому учету.

К Инструкциям, устанавливающим принципы, правила, способы организации и ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации относятся Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181 и Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182.

Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» определяет основные понятия, состав и структура доходов, правила принятия и отражения выручки от реализации в бухгалтерском учете. В данной инструкции также освещаются вопросы учета и оценки операционных и внереализационных доходов, порядок признания доходов и раскрытия информации о доходах в бухгалтерской отчетности.

Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации» по своей структуре и содержанию во многом схожа с Инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации» - она также состоит из шести глав, каждая из которых излагает правила учета и оценки расходов по видам деятельности, операционных и внереализационных расходов, признания расходов и порядок раскрытия информации о расходах в бухгалтерской отчетности. В Инструкции определяется взаимосвязь понятий «доходов» и «расходов» и финансового результата: «Сопоставлением величины расходов с суммой полученного дохода рассчитывается финансовый результат отчетного периода - прибыль или убыток».

Развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Типовом плане счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных Постановлением Министерства финансов от 30 мая 2003 г. № 89. Счета раздела VIII Типового плана счетов «Финансовые результаты» предназначены для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Кроме указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль». С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финансовых результатов. В данном Законе дано определение финансового результата, определяется понятие «валовой прибыли», «налогооблагаемой прибыли», перечисляются льготы по налогу на прибыль и условия их предоставления.

Помимо законодательных и нормативных документов, регулирующих учет формирования, распределения и использования прибыли, каждый субъект хозяйствования формирует учетную политику, где в соответствии с особенностями своей деятельности отражает способы и методы учета финансовых результатов.

Одним из важнейших документов, регламентирующих организацию ревизии, является Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 №673 «О порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применение экономических санкций». Данный законодательный акт определяет основные понятия ревизионной деятельности, задачи, решаемые в ходе проведения проверок, права и обязанности работников контролирующих органов, способы осуществления контроля. В нем четко изложены этапы проведения контроля, порядок оформления результатов ревизии, а также виды и основания предъявления экономических санкций.

Документами, определяющие порядок осуществления ведомственного контроля, являются Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» и Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь».

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций Белорусской железной дороги проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Белорусской железной дороги, утвержденной Приказом начальника БЖД от 02.02.2007 №51Н и Инструкцией ревизору по контролю доходов от грузовых и пассажирских перевозок, утвержденной Приказом начальника БЖД от 08.05.2007 №208Н.

1.3 Правовая и экономическая характеристика и организация контроля на Гомельской дистанции гражданских сооружений

Гомельская дистанция гражданских сооружений является обособленным структурным подразделением Транспортного республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». Дистанция гражданских сооружений не является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс (с последующим включением его в сводный баланс РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»), счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и штампы.

Основными целями деятельности организации являются:

осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли;

обеспечение своевременного и качественного технического обслуживания, реконструкции и ремонта жилого фонда, объектов коммунального хозяйства, служебно-технических зданий и сооружений, культурно-просветительских и оздоровительных учреждений Белорусской железной дороги, собственной производственной базы, инженерного оборудования и коммуникаций на договорной основе, как собственными силами, так и с привлечением внешних субподрядных организаций.

Предметом деятельности дистанции гражданских сооружений является деятельность по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, а также всего жилищного фонда, принадлежащего РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Структурная схема управления Гомельской дистанции гражданских сооружений представлена в Приложении А. Руководство деятельностью дистанции гражданских сооружений осуществляется начальником, назначенным на должность Начальником РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

В соответствии с Уставом Гомельская дистанция гражданских сооружений осуществляет виды экономической деятельности, представленные на рисунке 1.4.

Также дистанция гражданских сооружений занимается проектированием и строительством зданий и сооружений 1 и 2 уровней сложности и проводит изыскания для этих целей; деятельностью по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, а также деятельностью в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и связи.

Прибыль, остающаяся на дистанции гражданских сооружений после уплаты налогов и других платежей в бюджет, а также отчислений в РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», поступает в полное распоряжение дистанции гражданских сооружений и распределяется ею самостоятельно и в соответствии с учетной политикой Белорусской железной дороги.

Виды деятельности Гомельской дистанции гражданских сооружений










Рисунок 1.4 - Виды экономической деятельности Гомельской дистанции гражданских сооружений

Дистанция гражданских сооружений организует бухгалтерский учет согласно Учетной политике Белорусской железной дороги.

Руководство бухгалтерским учетом на дистанции гражданских сооружений возлагается на главного бухгалтера, у которого в подчинении находится заместитель, 8 бухгалтеров и 2 обслуживающих бухгалтера.

В организации используется автоматизированная форма бухгалтерского учета с использованием программы, специально разработанной для Белорусской железной дороги.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета основной деятельности Белорусской железной дороги.

Дистанция гражданских сооружений является структурным подразделением Гомельского отделения железной дороги, поэтому данное предприятие не является субъектом аудиторской проверки.

При этом ежегодно проводится комплексная ревизия деятельности организации, которая имеет ведомственный характер, т.е. осуществляется контрольно-ревизионной отделом Гомельского отделения Белорусской железной дороги. Последняя комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводилась в ноябре 2009 года. Результаты комплексной ревизии оформляются актом ревизии.

Кроме ведомственной комплексной ревизии, финансово-хозяйственная деятельность проверяется организациями вневедомственного контроля. Так, Инспекция Министерства по налогам и сборам по Советскому району г. Гомеля производит проверку по вопросу полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в государственный и местный бюджеты. вневедомственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

Внутрихозяйственный контроль за деятельностью цехов, участков, отделов, служб и других внутрихозяйственных подразделений ведется на дистанции гражданских сооружений руководителем, главным бухгалтером, бухгалтерами, экономистами, технологами в пределах их компетенции и полномочий. Проводятся плановые и внеплановые инвентаризации денежных средств, материальных ценностей, иного имущества организации, состояния расчетов, с целью проверки соответствия реального наличия ценностей с данными бухгалтерского учета.

Объемные и качественные показатели, характеризующие производственно-финансовую деятельность организации, изложены в статистической и бухгалтерской отчетности, в частности в бухгалтерском балансе (приложение Б), отчете о прибылях и убытках (приложение В), отчете об изменении капитала (приложение Г), отчете о движении денежных средств (приложение Д), приложении к бухгалтерскому балансу (приложение Ж), пояснительной записке (Приложение К) и других документах.

Основные экономические показатели работы Гомельской дистанции гражданских сооружений за 2007 и 2008 годы представлены в таблице 1.1.

Как видно из таблицы 1.1, в 2008 года снизилась выручка от реализации на 1605 млн. руб. (на 9 %). Себестоимость также понизилась - на 1357 или на 14,6 %. Опережающий темп снижения себестоимости повлиял на рост прибыли от реализации на 3 %. Убыток от операционной деятельности увеличился на 62 млн. руб., в то время как убыток от внереализационных операций снизился на 895 млн. руб., что положительно сказалось на сумме прибыли отчетного периода - прирост прибыли на 43,5 %. Наблюдается снижение рентабельности реализованной продукции до 91,3% (на 12,4 п.п.), что вызвано опережающим ростом себестоимости над прибылью от реализации. Имело место снижение среднесписочной численности на 14 чел. При этом фонд оплаты труда возрос на 15,3 % и составил 4442,1 млн. руб. Производительность труда возросла на 13,2 %. Среднемесячная заработная плата увеличилась на 19,2%. Несоответствие темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда свидетельствуют об нецелесообразном расходовании средств на оплату труда.

Таблица 1.1 - Основные показатели производственно-финансовой деятельности Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»

Показатели

Единица измерения

2007 г.

2008 г.

Абсолютное отклонение, (+, -)

Темп роста, %

1 Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом налогов и сборов)

млн.руб

17829

16224

-1605

91,0%

2 Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

млн.руб

9320

7963

-1357

85,4%

3 Прибыль (убыток) отчетного периода, всего В том числе: - прибыль от реализации продукции, (товаров, работ, услуг) - убыток от операционной деятельности - убыток от внереализационных операций

млн.руб

2487 8261 -381 -5393

3568 8509 -443 -4498

+1081 +248 -62 +895

143,5 103,0 - -

4 Среднесписочная численность персонала

чел.

429

415

-14

96,7%

5 Фонд оплаты труда

млн.руб.

3852,3

4442,1

589,8

115,3%

6 Производительность труда

тыс.руб. / чел.

38937,1

44074,7

5137,6

113,2%

7 Среднемесячная заработная плата

тыс.руб.

748,3

892,0

143,7

119,2%

8 Рентабельность реализованной продукции

%

103,7

91,3

-12,4

88,0


На основе вышеизложенного следует, что прибыль играет решающую роль в стимулировании повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Она является важнейшим показателем эффективности работы организации. Поэтому своевременный и достоверный контроль за правильностью отражения хозяйственных операций, составления отчетности по финансовым результатам, уплаты налогов из прибыли является одной из важнейших задач контролирующих органов и в рамках внутрихозяйственного контроля - руководителей и специалистов организации.

2. Методика проведения ревизии операций по формированию финансовых результатов

.1 Цель, задачи, источники информации ревизии операций по формированию финансовых результатов

Цель ревизии финансовых результатов состоит в установлении достоверности данных учета и отчетности по формированию финансовых результатов, обоснованности распределения прибыли, а также своевременности и полноты перечисления в бюджет налогов из прибыли.

Достижение указанной цели обуславливается задачами проверки учета финансовых результатов, представленными на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Задачи проверки учета финансовых результатов

Источниками информации при проверке учета финансовых результатов являются:

банковские выписки;

кассовые отчеты с приложенными первичными документами,

данные аналитического и синтетического учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 90, 91, 92, 99, 84;

налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль и местным целевым сборам, уплачиваемым из прибыли, остающейся в распоряжении организации;

бухгалтерский баланс (форма № 1);

отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

отчет о финансовых результатах (форма №5-ф);

отчет по основным показателям производственно-финансовой деятельности организаций Белорусской железной дороги (по видам деятельности) (форма № 69-жел)

бизнес-план организации, учредительные документы и др.

При проведении проверки хозяйственных операций по формированию финансовых результатов следует учитывать, что конечный финансовый результат (прибыль или убыток) определяется как сумма финансового результата от вида деятельности, операционных и внереализационных доходов, за вычетом расходов по этим операциям, поэтому проверке подвергается каждый в отдельности источник формирования прибыли (убытка).

2.2 Проверка операций по формированию финансовых результатов от основных видов деятельности

Наибольший удельный вес в формировании конечного финансового результата коммерческой организации составляет финансовый результат от видов деятельности, т.е. от реализации товаров, продукции (работ, услуг), указанных в Уставе организации.

Так, для Гомельской дистанции гражданских сооружений основными видами деятельности является деятельность по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, а также жилищного фонда.

Этапы ревизии финансового результата от основных видов деятельности представлены на рисунке 2.2.

Достоверность определения финансового результата от реализации продукции, а также соответствия фактически принятого порядка признания выручки принятому в учетной политике определяется путем проверки последовательности бухгалтерских записей по счету 90 «Реализация».

Особенностью формирования финансовых результатов на Белорусской железной дороге является централизованное формирование доходов и последующее финансирование текущей деятельности всех структурных подразделений. На дистанции гражданских сооружений величина доходов формируется ежемесячно путем представления в Гомельское отделение заявки на причитающуюся сумму доходов и отчета о фактических расходах. Сумма доходов рассчитывается исходя из величины фактических эксплуатационных расходов, уровня рентабельности и налогов из выручки (кроме НДС, расчет и уплата которого осуществляется Управлением дороги централизованно). Передача Гомельским отделением дистанции гражданских сооружений суммы причитающихся ей доходов осуществляется на основании извещения (авизо). Расчеты осуществляются при использовании счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Рисунок 2.2 - Последовательность проверки формирования финансовых результатов от видов деятельности

Поступление доходов от отделения дороги в регистрах бухгалтерского учета по счету 90 (Приложение Л) дистанции гражданских сооружений отражается следующей корреспонденцией счетов:

Д 79.2 «Расчеты с предприятиями НОД»

К 90.1 «Выручка от реализации»

Финансовые результаты от иных видов деятельности полностью остаются в распоряжении дистанции. К иным видам деятельности дистанции гражданских сооружений относятся следующие: реализация тепловой энергии, изготовление столярных изделий, аренда, ремонт жилья населению, выполнение наряд-заказов, услуги автотранспорта и другие.

Учетная политика Гомельской дистанции гражданских сооружений едина для всех отделений и подразделений Белорусской железной дороги. Она предусматривает определение выручки от реализации по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Произведем проверку фактически применяемого порядка учета выручки по иным видам деятельности. Согласно учетному регистру по счету 90 (Приложение Л) выручка от реализации отражается проводкой:

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К90.01 «Выручка от реализации»

Следовательно, фактический порядок признания выручки соответствует учетной политики организации.

Проверим полноту отражения выручки от реализации продукции, работ, услуг. Произведем выборочную проверку правильности отражения данных в документах счет-фактура, а также счет-фактура по НДС. Сопоставление осуществим по ремонтным работам административного здания санитарно-эпидемического учреждения ОЦГЭ на ст. Гомель, результаты которого представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Ведомость проверки правильности отражения стоимости работ

Показатель

Согласно Справке о стоимости выполненных работ и затрат (Приложение Р)

Согласно Счету-фактуре (Приложение С)

Согласно счету фактуре по НДС (Приложение Т)

Отклонения

Стоимость работ без НДС

-

3 317 449

3 317 449

-

Сумма НДС

-

597 141

597 141

-

Стоимость работ с НДС

3 914 590

3 914 590

3 914 590

-


Достоверность данных фактической себестоимости реализованных товаров, продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета подтверждается на основании записей по дебету счета 90 «Реализация» и кредиту счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на реализацию».

Произведем сопоставление расходов по перевозкам исходя из расчета прибыли с данными ведомственной отчетности формы 69-жел и результаты сравнения представим в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Ведомость проверки правильности отражения расходов, относимых на себестоимость

Показатель

Согласно данным  Расчета прибыли (Приложение М), руб.

Согласно Ведомости аналитического учета по счету 90 (Приложение Н), руб.

Согласно  формы 69-жел  (Приложение У), млн. руб.

Отклонения

Расходы по перевозкам (включая непроизводительные)

3812313778

3787712734

3812

-



24601044




Состав затрат, включаемых в себестоимость товаров, продукции, определен Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) от 30 октября 2008 г. № 210/161/151 (в ред. № 8/20374 от 22.01.2009. Для целей налогообложения в состав затрат по производству и реализации товаров продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 г. № 398, включаются следующие расходы: на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, на обучение кадров по договорам, заключенным с учреждениями, обеспечивающими получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования; отчисления на финансирование организаций, осуществляющих ведомственный контроль.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 (в ред. от 28.12.2007 г. № 682) «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» устанавливает нормы расходов на проведение обязательного аудита в зависимости от объема выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость. К примеру, если организация имеет годовую выручку от реализации свыше 100 млн. руб., то расходы на оплату обязательного аудита, включаемые в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) должны не превышать 600 тыс. рублей + 0,2 процента от объема выручки, превышающей 100 млн. рублей, с учетом налога на добавленную стоимость.

В ходе проверки ревизору необходимо убедиться в правильности отражения в налоговом учете вышеперечисленных нормируемых расходов в соответствии с законодательными актами, определяющие нормы расходов.

Для проверки правильности расчета налогов из выручки воспользуемся внутренним документом по расчету прибыли (Приложение М). На Белорусской железной дороге имеется особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость из выручки, полученной за оказание услуги перевозки: он централизованно уплачивается Управлением дороги. Гомельская дистанция гражданских сооружений начисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в части выручки, полученной от осуществления иных видов деятельности. Сбор в республиканских фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 1% выплачивается в полном размере, в том числе и из выручки по перевозкам.

Произведем выборочную проверку расчета НДС и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки:

. по аренде (относимой к виду деятельности организации):


. по содержанию теплосетей:

Расчеты совпадают с данными, указанными в документе расчета налогов и прибыли.

Освобождены от уплаты НДС виды деятельности, связанные с оказанием жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (теплоэнергия жилому фонду, наряд-заказы по жилому фонду, ремонт жилья и другое), что соответствует статьям Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII.

Начисление сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» от 13 ноября 2008 г. № 450-З.

Для подтверждения суммы расходов, доходов, налогов из прибыли данные показатели сопоставляются с соответствующими субсчетами счета 90, а также с Отчетом о прибылях и убытках за первое полугодие 2009 года. Результаты проверки отразим в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Ведомость проверки правильности отражения финансовых результатов по видам деятельности Гомельской дистанции гражданских сооружений

Наименование показателя

Согласно Расчету прибыли по НГЧ-4 (Приложение М ), руб.

Согласно регистру бухгалтерского учета по счету 90 (Приложение Л), руб.

Согласно Ведомости аналитического учета по счету 90 (Приложение Н), руб.

Согласно Отчету о прибылях и убытках (Приложение В), млн. руб.

Отклонения

Расходы (себестоимость)

4362160662

4362160662

4362160662

4362

-

Доходы (выручка от реализации)

8611312658

8611312658

8611312658

8611

-

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации, в том числе

161981784

161981784

161981784

161

неточное округление

 - НДС

79394768

79394768

79394768

-

-

 - сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

82587016

82795951

82795951

-

-

Прибыль от реализации

4087170212

4086961277

4086961277

4088

208935


Анализируя данные, представленные в таблице 2.3, необходимо отметить несоответствие суммы прибыли по регистру бухгалтерского учета и фактическому расчету. Данное отклонение в размере 208935 руб. составляет налог с продаж, который не отражается в расчете. Однако при расчете налога на прибыль данная сумма была учтена, поэтому не повлияла на снижение налогооблагаемой базы (Приложение П).

Имеет место неточное округление сумм в Отчете о прибылях и убытках. Однако эти расхождения взаимообусловлены (занижение налогов ведет к завышению прибыли) и не влияют значительно на суммы показателей.

2.3 Проверка операций по формированию финансовых результатов от операционных и внереализационных операций

Счета 91 «Операционные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации об операционных доходах и расходах отчетного периода, полный перечень которых представлен в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89. Данная Инструкция также регламентирует состав внереализационных доходов и расходов, информация по которым обобщается на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Признание и оценка доходов организации приведены в Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 181, а признание и оценка расходов - в Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 182.

Последовательность проведение ревизии финансовых результатов от операционных и внереализационных операций представлена на рисунке 2.3.

При этом при проверке правильности и обоснованности отражения в учете операционных и внереализационных доходов и расходов, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

обоснованности отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;

правильности определения финансовых результатов от реализации и прочего выбытия основных средств, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и иных активов организации;

правильности списания убытков от стихийных бедствий;

обоснованности и своевременности отражения в учете штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров;

правильности оценки имущества, принятого к учету, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;

правильности списания положительных и отрицательных курсовых разниц, возникающих при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; а также суммовых разниц, возникающих при погашении дебиторской и кредиторской задолженности.

Для проверки обоснованности отражения в учете соответствующих доходов и расходов необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт возникновения и величину таких доходов и расходов.

Рисунок 2.3 - Последовательность проведения ревизии операционных и внереализационных доходов и расходов

Для подтверждения правильности отражения в Отчете о прибылях и убытках сумм операционных и внереализационных доходов и расходов, произведем сопоставление в таблице 2.4 этих данных с регистрами бухгалтерского учета по счетам 91 и 92.

Таблица 2.4 - Ведомость проверки правильности отражения финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности Гомельской дистанции гражданских сооружений

Наименование показателя

Согласно Отчету о прибылях и убытках  (Приложение В), млн.руб.

Согласно регистрам бухгалтерского учета по счету 91 (Приложение Ф) и 92 (Приложение Х), руб.

Отклонения

 

1

2

3

4

 

Операционные доходы

186

184937851

неточное округление

 

Налоги, включаемые в операционные доходы

6

5143479

неточное  округление

 

Операционные расходы

345

345092559

-

 

Убыток от операционных доходов и расходов

-165

-165298187

-

 

Внереализационные доходы

44

44874380

неточное  округление

Налоги, включаемые во внереализационные доходы

1

781625

-

Внереализационные расходы

2119

2120341414

неточное  округление

Убыток от внереализационных доходов и расходов

-2076

-2075074089

неточное  округление


В результате сопоставления значительных расхождений не обнаружено, отклонения заключаются в неточном округлении, которые нейтрализуют друг друга и не вызывают искажения отчетности.

2.4 Проверка учета прибылей (убытков) и организации налогового учета финансовых результатов

Под формированием финансовых результатов понимается определенная последовательность (алгоритм, методика), конечной целью которой является определение значения показателя прибыли и ее производной (налогооблагаемой, чистой, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)).

Конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период формируется на балансовом счете 99 «Прибыли и убытки». Этот результат определяется как сумма финансового результата от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов. По дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

В течение отчетного года на счете 99 «Прибыли и убытки» отражаются:

прибыль или убыток от основных видов деятельности - в корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 90 «Реализация»;

сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 91 «Операционные доходы и расходы»;

сальдо внереализационных доходов и расходов за отчетный месяц в корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

начисленные налоги и сборы из прибыли: налог на прибыль, налог на недвижимость и иные налоги и сборы из прибыли, исчисленные в соответствии с законодательством, а также суммы причитающихся налоговых и неналоговых санкций и пени (за исключением санкций и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров) - в корреспонденции с кредитом счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Счет 99 закрывается заключительной записью по дебету (кредиту) счета 99 и кредиту (дебету) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в конце года. С целью обеспечения действенного контроля за достаточностью средств нераспределенной прибыли для осуществления мероприятий, предусмотренных сметой использования нераспределенной прибыли (выплата дивидендов, осуществление капитальных вложений и т.д.), организации могут предусмотреть в своей учетной политике закрытие счета 99 на счет 84 по окончании месяца или квартала.

правильность определения сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и порядка отражения их в бухгалтерском учете;

правильность обоснованность покрытия убытков отчетного года;

обоснованность и законность использования сумм нераспределенной прибыли.

правильность применяемых организацией схем корреспонденции счетов по учету прибылей и убытков и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Этапы ревизии учета конечных финансовых результатов представлены на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Последовательность проведения ревизии конечных финансовых результатов деятельности организации

Произведем расчета налогов из прибыли для проверки правильности их уплаты.

. Рассчитаем величину налогооблагаемой базы, для чего при определении суммы прибыли по видам деятельности не будем учитывать сверхнормативные расходы. Внереализационные доходы снизим на величину прибыли прошлых лет, выявленную в отчетном году, а внереализационные расходы откорректируем на величину расходов, не участвующих в налогообложении (расходы социального характера). Данный расчет представим в таблице 2.5.

. Рассчитаем налог на прибыль поставке 24%:


. Рассчитаем транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта (2%):


. Произведем расчет сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (1%):


Таблица 2.5 - Расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль Гомельской дистанции гражданских сооружений за январь-июнь 2009 года

Финансовый результат

Величина финансового результата, руб.

Сумма корректировки для целей налогообложения, руб.

Налогооблагаемая база, руб.

Прибыль от реализации

4 086 961 277

+24 601 004

4 111 562 321

Убыток от операционной деятельности

-165 298 187

-

-165 298 187

Убыток по внереализационным операциям

-1502458179

332821916

-1 169 636 263

- внереализационные доходы

44 874 380

-1 036 211

43 838 169

- внереализационные расходы

3 412 833

-210 322

3 202 511

- расходы, не участвующие в налогообложении

333 647 805

-333 647 805

-

- расходы на цели потребления

1 209 490 296

-

1 209 490 296

 - НДС

781 625

-

781 625

Налогооблагаемая прибыль

-

-

2 776 627 871

Налог на недвижимость

-

-

533893145

Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль

-

-

2 242 734 726


Сопоставим суммы рассчитанных налогов с данными бухгалтерского учета по счету 99 и по Расчету налогов из прибыли в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Ведомость проверки правильности отражения налогов из прибыли Гомельской дистанции гражданских сооружений

Наименование налога

Согласно собственного расчета

Согласно Расчету налогов из прибыли по НГЧ-4 (Приложение П), руб.

Согласно регистру бухгалтерского учета по счету 99 (Приложение Ц), руб.

Согласно Отчету о прибылях и убытках (Приложение В), млн. руб.

Отклонения

Налог на прибыль

538 256 334

538 256 334

538 256 334

538

-

Транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта

34 089 568

34 089 568

91 912 566

34

-

Сбор на содержание и развитие инфраструктуры города

17 044 784

17 044 784


17

-

Отчисление 50 % доходов от сдачи имущества в аренду

-

40778214


41

-

Налог на недвижимость

-

533 893 145

533893145

534

-


В результате проверки расчета сумм налогов, уплачиваемых из выручки, и правильности отражения этих данных в бухгалтерском учете и отчетности, несоответствий не выявлено.

Произведем сопоставление данных бухгалтерского учета по формированию конечного финансового результата с данными Отчета о прибылях и убытках в таблице 2.7 (проверка налогов, уплачиваемых из выручки произведена в таблице 2.6)

Таблица 2.7 - Ведомость проверки правильности отражения прибылей и убытков в учете и отчетности Гомельской дистанции гражданских сооружений

Наименование показателя

Согласно регистров бухгалтерского учета по счетам 90, 91, 92 (Приложения Л, Ф, Х ), руб.

Согласно регистру бухгалтерского учета по счету 99 (Приложение Ц), руб.

Согласно Отчету о прибылях и убытках (Приложение В), млн. руб.

Отклонения

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг

4 086 961 277

4 086 961 277

4088

неточное округление

Убыток от операционных доходов и расходов

-165 298 187

-165 298 187

-165

-

Убыток от внереализационных доходов и расходов

-2 075 074 089

-2 075 074 089

-2076

неточное округление


В результате проведения проверки значительных расхождений не обнаружено. Отражение финансового результата и начисление налогов из прибыли произведено в соответствии с методикой бухгалтерского учета и законодательством Республики Беларусь.

2.5 Анализ типичных нарушений в практике учета финансовых результатов и меры ответственности за возможные нарушения

Ошибки, которые могут быть осуществлены в процессе бухгалтерского учета финансовых результатов, представлены на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 - Перечень типичных ошибок, встречающихся в процессе проверок формирования и использования финансовых результатов деятельности организаций

Особое внимание при проведении проверки ревизор должен уделить следующим моментам:

) При проверке полноты отражения в учете выручки за реализованные товары, продукцию, работы и услуги следует установить, включена ли в состав выручки стоимость продукции, товаров, выдаваемых работникам организации взамен денежной заработной платы. Кроме этого, необходимо проверить полноту и правильность отражения в учете выручки за реализованные товары, продукцию при зачете взаимных требований между организациями.

) При проверки суммы затрат по производству и реализации товаров продукции (работ, услуг) для целей налогообложения необходимо определить, все ли затраты, в отношении которых определены нормы включения в себестоимость, отнесены правильно на соответствующие источники возмещения. К таким расходам относятся следующие: расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, на обучение кадров по договорам, заключенным с учреждениями, обеспечивающими получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования; отчисления на финансирование организаций, осуществляющих ведомственный контроль; расходы по проведению обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; расходы на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль; расходы по командировкам; потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материльных ценностей; расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта и др.

) Проверяющему необходимо проследить, не было ли в отчетном периоде случаев необоснованного включения в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролируемыми органами, процентов по полученным займам; убытков от безвозмездной передачи имущества и т. п., в то время как такие затраты должны включаться в стоимость приобретенного имущества (основные средства и нематериальные активы) или производиться за счет чистой прибыли организации.

) При проверке учета операционных расходов, необходимо обратить внимание на порядок образования резервов по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервы по сомнительным долгам создаются на основе проведенной организацией в конце квартала или отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме. Правильность образования резервов по сомнительным долгам устанавливается проверяющим на основании анализа материалов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности и записей по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам».

) При проверке правильности и обоснованности покрытия убытка отчетного года необходимо помнить, что в качестве источников покрытия убытков могут быть использованы средства: резервного фонда; нераспределенной прибыли прошлых лет; целевых взносов участников или акционеров.

На покрытие убытков истекшего отчетного года не могут быть направлены средства целевых резервов и фондов, создаваемых по решению Правительства Республики Беларусь (резервный фонд оплаты труда, средства фонда накопления, фонда безвозмездно полученных основных средств и иного имущества).

За нарушения в учете финансовых результатов положены меры ответственности в отношении организаций и должностных лиц, виновных в осуществлении допущенных ошибок. Меры ответственности за соответствующее нарушение, а также нормативные акты, регламентирующие меры ответственности приведены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Меры ответственности за нарушения в учете финансовых результатов

Вид нарушения

Ответственность

Регламентирующий нормативный акт

1

2

3

Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности

Штраф в размере от 4 до 20 базовых величин

Ст. 12.1 п.1  КоАП РБ

Уничтожение бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения, либо их сокрытие, либо иное нарушение правил их хранения

Штраф в размере от 10 до 35 базовых величин

Ст. 12.1 п.2  КоАП РБ

Нецелевое использование или использование с нарушением законодательства средств из бюджета либо государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов

Штраф на должностное лицо в размере от 10 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере указанных средств

Ст. 11.16  КоАП РБ

Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)

Штраф в размере до 40 базовых величин.  Повторно в течение одного года - до 80 базовых величин

Ст. 12.4  КоАП РБ

Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет

Штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин

Ст. 12.18  КоАП РБ

Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, а также отсутствие учета начисленных и выплаченных доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин)

Штраф на индивидуального предпринимателя в размере от 2 до 10 базовых величин, а на юридическое лицо - от 5 до 50 базовых величин.

Ст. 13.5 п.1  КоАП РБ, «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»: Указ Президента РБ от 30.06.2006 №419 (п.1.4)

Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также учета начисленных и выплаченных доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года

Штраф в размере от 2 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 3 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - от 10 до 80 базовых величин

Ст. 13.5 п.2 КоАП РБ, «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»: Указ Президента РБ от 30.06.2006 №419 (п.1.4)

Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа

Штраф на индивидуального предпринимателя в 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо - в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин.

Ст. 13.6 КоАП РБ

Незаконные начисление и выплата премий

Штраф в размере от 20 до 100 базовых величин.

Ст. 13.12 КоАП РБ

Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них

Штраф в размере до 50 базовых величин

Ст. 13.14 КоАП РБ

Нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, а равно указание в них недостоверной информации

Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах

Ст. 23.17 КоАП РБ

Отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета с нарушением установленного порядка

Санкции в размере 10 % причитающихся сумм налогов

«О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: Закон РБ от 20.12.1991 №1323-XII (Ст.9 п.4)

Сокрытие, занижение объектов налогообложения

Штраф в трехкратном размере суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

«О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: Закон РБ от 20.12.1991 №1323-XII (Ст.9 п.5)

Сокрытие доходов, полученных в иностранной валюте

Перерасчет суммы доходов по курсу валюты, действующему на дату оплаты счетов

«О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: Закон РБ от 20.12.1991 №1323-XII (Ст.9 п.7)

Осуществление незаконных финансовых операций

Штраф в двукратном размере сумм таких операций

«О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»: Указ Президента РБ от 16.01.2002 №40 (п.1.7)

Реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов)

Штраф в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Повторно - до 50 %

«О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)»: Указ Президента РБ от 19.05.1999 №285 (п.1.7)

Реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов

Штраф в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг)

«О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)»: Указ Президента РБ от 19.05.1999 №285 (п.1.7)

Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)

Штраф в размере до 40 базовых величин. Повторно - до 80 базовых величин

«О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)»: Указ Президента РБ от 19.05.1999 №285 (п.1.9)

Нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов); нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов).

Взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами и наложение штрафа в таком же размере. Повторно - штраф в двукратном размере такой выручки (суммы средств).

«О ценообразовании»: Закон РБ от 10.05.1999 №255-З (Ст.14)

финансовый результат аудиторское заключение

Меры ответственности, предусмотренные нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, применяются с целью недопущения искажения учетных данных, а также для правильности и полноты перечисления в бюджет налогов и сборов.

Ревизор при проведении проверки руководствуется знаниями о типичных ошибках, осуществляемых в соответствующей сфере бухгалтерского учета. Это позволяет более эффективно использовать время работы специалиста, так как он обращает внимание в первую очередь на те хозяйственные операции, в которых наиболее вероятны допущения ошибок.

3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

В расчетной части необходимо произвести анализ и оценку ошибочной ситуации, возможной в практике учета различных организаций, а также оформить результаты проверки с позиций аудита.

При этом необходимо выполнить следующее:

руководствуясь нормативной правовой базой, регулирующей объект проверки, установить факт допущенной организацией ошибки, законности или незаконности совершенной организацией финансово-хозяйственной операции, дать ей правовую оценку;

проанализировать влияние допущенной ошибки, установленной в ходе проведения аудита условной организации на результаты финансово-хозяйственной деятельности и достоверность данных бухгалтерского учета организации;

рекомендовать организации порядок внесения исправлений в бухгалтерском учете, связанных с ошибочной ситуацией;

рекомендовать организации порядок регулирования взаимоотношений с органами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

определить размер экономических санкций за нарушение налогового законодательства;

подготовить письменную информацию (отчет) аудитора - индивидуального предпринимателя, аудиторской организации и аудиторское заключение по результатам проверки.

Исходные данные:

Подтверждая достоверность показателя «Затраты по производству и реализации произведенных товаров (работ, услуг)» налоговой декларации по налогу на прибыль за январь-декабрь отчетного года по данным налогового учета в составе прочих затрат аудируемого лица, принятых для налогообложения, числятся следующие затраты:

налог на землю, экологический налог - 850000 руб.;

оплата услуг связи - 630000 руб.;

оплата услуг банка - 250000 руб.;

оплата аудиторских услуг - 1200000 руб.;

проценты банка по полученному кредиту на приобретение основных средств - 210000 руб.;

арендная плата - 1730000 руб.;

командировочные расходы - 320000 руб.

Примечание. Аудит проводился с 10 по 20 апреля года, следующего за отчетным.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по бухгалтерской (финансовой) отчетности

с выражением аудиторского мнения, отличного от безусловно положительного

«20» апреля 2009 г. г. Гомель

Адресат: Республиканское унитарное строительное предприятие «СП»

(лицо, которому адресуется аудиторское заключение)

Аудируемое лицо:

наименование: Республиканское унитарное строительное предприятие «СП»

местонахождение: 246045 г. Гомель ул. Рабочая, 16.

(юридический адрес)

сведения о государственной регистрации: от 28 ноября 2001 года № 169.

УНН 490766902

(номер и дата государственной регистрации, УНН)

Аудиторская организация:

наименование: аудиторская организация ОДО «Владаудит»

местонахождение: 220022, г. Минск, ул. Чайлытко, д. 20, кв. 64,

(юридический адрес)

сведения о государственной регистрации: от 24 августа 2000г.№ 955 выдано Минским горисполкомом. УНН 100990426.

(номер и дата государственной регистрации, УНН)

лицензия: № 02200/0055589 от 3 февраля 2007г. выдано Министерством финансов Республики Беларусь, сроком действия до 2 февраля 2010г.

(номер, дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность, срок действия)

Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской (финансовой) отчетности РСУП «СП» за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно. Бухгалтерская (финансовая) отчетность РСУП «СП» состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами;

пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление названной бухгалтерской (финансовой) отчетности несет руководство РСУП «СП». Наша обязанность заключается в том, чтобы на основе проведенного аудита выразить мнение о достоверности данной отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству республики Беларусь.

Мы провели аудит в соответствии с:

Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;

республиканскими правилами аудиторской деятельности;

правилами аудиторской деятельности аудиторской организации;

нормативными правовыми актами, регулирующими отдельные виды деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности РСУП «СП, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, определение и анализ существенных оценочных значений, применяемых РСУП «СП».

Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для выражения аудиторского мнения о достоверности во всех существенных отношениях бухгалтерской (финансовой) отчетности РСУП «СП» и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству Республики Беларусь.

Вместе с тем, в ходе аудита было установлено неверное отнесение проценты банка по полученному кредиту на приобретение основных средств на себестоимость товаров (работ, услуг), в то время как они должны быть отнесены на вложения во внеоборотные активы.

По нашему мнению, за исключением влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность обстоятельств, изложенных в предыдущей части, бухгалтерская (финансовая) отчетность РСУП «СП» отражает достоверно во всех существенных отношениях его финансовое положение на 1 января 2009 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за 2008 г.

Руководитель аудиторской организации или аудитор - индивидуальный предприниматель:

директор В.Д. Михаленя

(должность, Ф.И.О., подпись)

Руководитель аудиторской проверки или лицо, проводившее аудит:

руководитель группы аудиторов Н.А. Глинков

(Ф.И.О., подпись)

Печать аудиторской организации

Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита № 17

«20» апреля 2009 г. г. Гомель

Адресат: Республиканское унитарное строительное предприятие «СП»

(лицо, которому адресуется аудиторское заключение)

Аудиторская организация:

наименование: ОДО «Владаудит»

местонахождение: 246045 г. Гомель ул. Рабочая, 16..

(юридический адрес)

сведения о государственной регистрации: от 24 августа 2000г.№ 955 выдано Минским горисполкомом. УНН 100990426.

(номер и дата государственной регистрации, УНН)

лицензия: № 02200/0055589 от 3 февраля 2007г. выдано Министерством финансов Республики Беларусь, сроком действия до 2 февраля 2010г.

(номер, дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность, срок действия)

Сведения об аудиторах, принимавших участие в аудите:

Глинков Н.А., № 2313 20.06.2005 _
Матвеенко К.С., №1996 11.12.1996

(Ф.И.О., номера и даты выдачи квалификационных аттестатов аудиторов)

Аудируемое лицо:

наименование: Республиканское унитарное строительное предприятие «СП»

местонахождение: 246045 г. Гомель ул. Рабочая, 16.

(юридический адрес)

сведения о государственной регистрации: от 28 ноября 2001 года № 169.

УНН 490766902

(номер и дата государственной регистрации, УНН)

должностные лица, ответственные за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности:

главный бухгалтер Тимофеенко Л.П. ________________________

Основание для проведения аудита договор от 12.02.2009 №123 .

(дата и номер договора оказания аудиторских услуг)

Период времени, за который проводился аудит 01.01.2008 - 31.12.2008

Дата начала аудита _____10.04.2009 .

Дата завершения аудита ____20.04.2009_ .

Содержательная часть

В результате проведения аудиторской проверки установлено, что в нарушение Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) от 30 октября 2008 г. № 210/161/151 (в ред. № 8/20374 от 22.01.2009), проценты банка по полученному кредиту на приобретение основных средств были включены в состав себестоимости товаров (работ, услуг). Данные расходы согласно методологии бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы, а также Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств должны быть отнесены на вложения во внеоборотные активы.

В бухгалтерском учете должны быть произведены следующие исправительные записи:

. Сторнирование ошибочной записи по отнесению процентов по кредиту на приобретение основных средств на себестоимость:

Д20 К51 210000

. Сторнирование ошибочной записи по отнесению на реализацию в составе затрат на производство процентов по кредиту на приобретение основных средств:

Д90 К20 210000

. Отражение в учете прибыли от реализации, возникшей в результате исправления ошибочной записи:

Д90 К99 210000

. Начисление процентов банка по полученному кредиту на приобретение основных средств:

Д08 К51 210000

. Затраты на выплату процентов банка по полученному кредиту на приобретение основных средств формирую первоначальную стоимость основных средств:

Д01 К08 210000

. Доначислена сумма налога на прибыль:

Д99 К68 50400

Экономические последствия неверного отнесения затрат на выплату процентов банка по полученному кредиту на приобретение основных средств на себестоимость ведет к занижению налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, к неуплате части суммы налога прибыль, что влечет за собой необходимость уплаты экономических санкций.

Организации необходимо ввести соответствующие исправления в налоговую декларацию по налогу на прибыль, доперечислить в бюджет неуплаченную вследствие учетной ошибки суммы налога на прибыль. Кроме того, необходимо пересчитать и доплатить сумму местных налогов.

Согласно статье 13.5 п.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, если эти деяния повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года, - влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 80 базовых величин, на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от 2 до 20 базовых величин. Однако поскольку организация предоставила уточненную налоговую декларацию самостоятельно до проведения налоговой проверки, она освобождается от вышеуказанных санкций, кроме пени за несвоевременную уплату недоплаченного налога на прибыль, которая составляет 1701 руб. (0,135*(1/360) *90*50400)

Руководитель аудиторской организации:

директор В.Д. Михаленя

(должность, Ф.И.О., подпись)

Руководитель аудиторской проверки или лицо, проводившее аудит:

руководитель группы аудиторов Н.А. Глинков

(Ф.И.О., подпись)

Печать аудиторской организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведения проверки операций по учету финансовых результатов значительных нарушений не выявлено. Учет финансовых результатов на Гомельской дистанции гражданских сооружений ведется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

В ходе проверки были подтверждены следующие данные учета финансовых результатов:

. Соответствие учетной политике метода определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг - по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Подтверждена верность расчета налогов из выручки при помощи выборочного способа проверки. В результате встречной проверки не обнаружено расхождений в первичных документах, регистрах синтетического и аналитического учета и отчете о прибылях и убытках данных о выручке, себестоимости, налогов из выручки и прибыли от видов деятельности организации.

. Проверены данные об отраженных в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках суммах операционных и внереализационных доходов и расходов.

. Конечный финансовый результат рассчитан правильно. Подтверждены суммы начисленных налога на прибыль и местных сборов.

В целях недопущения ошибок в учете финансовых результатов необходимо организовать действенный внутрихозяйственный контроль, важнейшие функции которого должны осуществляться главным бухгалтером. Необходимо своевременно следить за изменением законодательства во избежание учетных ошибок, особенно в налоговом учете. Необходимо обеспечить такую организацию бухгалтерского учета, которая обеспечивала бы гарантию правильности и своевременности отражения финансовых операций и хозяйственных процессов, а также была бы максимально удобна для осуществления контроля.

При проведении комплексной ревизии специалисты контрольно-ревизионного отдела должны не только выявлять недостатки и нарушения, но и оказывать помощь работникам организации в их устранении, разъяснять действующие положения, если ошибки в работе были допущены в результате их незнания. В свою очередь должностные лица ревизуемой организации должны оперативно рассматривать результаты проверки, принимать решения по устранению отмеченных нарушений и возмещению материального ущерба, привлекать к ответственности виновных лиц и обеспечить контроль за выполнением данных решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.    О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений: Указ Президента Респ. Беларусь от 30.06.2006 г. № 419 (в ред. от 01.03.2007 г. № 116) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

2.       О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений: Указ Президента Респ. Беларусь от 16.01.2002 г. № 40 (в ред. от 01.03.2007 г. № 116) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 (в ред. от 28.02.2008 г. № 313) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.06.2006 г. № 398 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 25.05.2000 г. № 293 (в ред. от 23.01.2009 №53) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

.        Об административных нарушениях: Кодекс Респ. Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (в ред. от 20.07.2007 г. № 274-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): Кодекс Респ. Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-З (в ред. от 26.12.2007 г. № 302-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г. № 1321-XII (в ред. от 26.12.2007 г. № 302-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 г. № 255-З (в ред. от 05.01.2008 г. № 317-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        О налогах на доходы и прибыль: Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 г. № 1330-XII (в ред. от 13.11.2008 №449-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З (http://tamby.info).

.        О вопросах распределения и использования организациями чистой прибыли и расходов на потребление: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 г. № 1887 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации": Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 181 (в ред. от 31.03.2008 №49).

.        Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации": Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 182 (в ред. от 31.03.2008 №49) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 (в ред. от 13.11.2003 г. № 153) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

.        Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151 (в ред. № 8/20374 от 22.01.2009).

.        Инструкциz о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Белорусской железной дороги, утвержденная Приказом начальника БЖД от 02.02.2007 №51Н.

.        Инструкция ревизору по контролю доходов от грузовых и пассажирских перевозок, утвержденная Приказом начальника БЖД от 08.05.2007 №208Н.

.        Павлович Т.П. Ревизия и аудит: ответы на экзаменац. вопр. / Т.П. Павлович, Е.Г. Павлович. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 240 с.

.        Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учеб. пособие для вузов/ Г. М. Пупко. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 429 с.

.        Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. Учебный комплекс: учеб. пособие / В.А Хмельницкий. - Мн.: Книжный дом, 2005. - 479 с.

.        Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: уч. пособие. - Мн: Мисанта, 2004. - 265 с.

.        Экономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 431 с.

.        Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.: Под ред. Н.И. Базылевой, С.П. Гурко. - 2-е узд., стереотип. - Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2002. - 637 с.

.        Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.К. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.К. Давыденко. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 366 с.

Похожие работы на - Ревизия операций по формированию финансовых результатов деятельности организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!