Налогообложение ООО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение ООО

Введение

Определение «субъект малого предпринимательства» закрепилось в научной, юридической, экономической литературе, однако в настоящее время оно не имеет четких правовых границ. Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства, и прежде всего - выработать режим наибольшего благоприятствования. По неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Актуальность темы определяется тем, что специальные налоговые режимы в настоящее время применяются параллельно со стандартной системой налогообложения, что позволяет субъектам малого предпринимательства самостоятельно выбирать наиболее выгодную и подходящую систему налогообложения.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей ведения налогового учёта субъектами малого бизнеса.

Объектом исследования является система налогового учёта на предприятии ИП Удачная С.А.

Предметом исследования является ведение налогового учёта.

Для решения данной темы исследования используются следующие задачи:

1. Дать определение понятию «субъект малого предпринимательства»

2. Установление критериев отнесения к малым предприятиям

. Определение нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства

4. Определить порядок постановки на налоговый учёт

. Определить особенности налогообложение субъектов малого предпринимательства

6. Охарактеризовать ИП Удачная С.А

. Описать постановку налогового учёта у ИП Удачная С.А. и составить его оптимизацию

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Этот сектор экономики образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Каждая форма юридического лица имеет свои особенности, поэтому перед учредителями малых предприятий возникает весьма нелегкая задача - выбрать именно ту форму своего предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.

1. Организации, характеризующиеся как малые предприятия

.1 Определение понятия «субъект малого предпринимательства»

малый предпринимательство налогообложение правовой

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий):

в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

средняя численность работников которых за отчетный период не превышает 150 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность работников которых не превышает 15 человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, с численностью до 35 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 20 работников), а также к работодателям - физическим лицам (ст. 59 ТК РФ). Заключение срочного трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловным и будет считаться правомерным, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.

Отсутствие единых подходов к определению субъектов малого предпринимательства на практике приводит к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством.

Перечень критериев отнесения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в ст. 4 Закона №209-ФЗ, нельзя признать:

исчерпывающим (для применения мер налогового стимулирования необходимо соответствовать еще и условиям, зафиксированным в соответствующих главах Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ));

единственно возможным (что подтверждается вышерассмотренным примером, когда для реализации норм трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства допустимой признана иная численность работников предприятия, чем установленная специальным нормативным актом - Законом №209-ФЗ).

Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным, иначе предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом №209-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки и защищать свои законные права и интересы.

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) независимо от количества различных видов деятельности относятся к таковым также на общих основаниях, т.е. средняя численность работников не должна превышать 100 человек, а размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Но при этом следует учесть, что предельные нормативы выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов будут установлены с 1 января 2011 г.

1.2Установление критериев отнесения к малым предприятиям

До недавнего времени получение статуса малого предприятия предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так как и налоговые отношения субъектов малого предпринимательства с бюджетом регулировались особо.

Однако п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (далее - Закон №122-ФЗ) был признан утратившим силу ряд статей ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №88-ФЗ). Признаны утратившими силу статьи, регулировавшие следующие вопросы, не учтенные в Законе №209-ФЗ.

Порядок создания и использования фондов поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем деятельность подобных фондов не предполагается. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №106.

Особый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы отмена норм ст. 9 Закона №88-ФЗ получила практическое продолжение, необходимо было внести изменения в ряд глав НК РФ. Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона №88-ФЗ была продублирована и уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: «В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации». Эта норма теперь также отменена.

Пунктом 1.3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций установлено, что такие налогоплательщики при изменении ставки налога (фактически в 2005 г. изменение может быть только с 50 до 100% действующей ставки налога) в течение налогового периода должны представлять отдельно листы 02 декларации за периоды:

от начала налогового периода до даты изменения ставки налога;

от даты изменения ставки налога до конца отчетного (налогового) периода с заполнением строк с 010 по 280.

Вместе с тем за каждый отчетный (налоговый) период в состав декларации входит лист 02 с заполнением всех строк. При этом не уточняется, каким образом следует производить расчет налога на прибыль, подпадающего под действие льготы. Наиболее безопасным (с точки зрения возможных разногласий с налоговыми органами) представляется расчет исходя из общей суммы прибыли, полученной за отчетный период, в котором право на льготу было утрачено, и количества календарных дней с начала периода до даты прекращения права на льготу.

Порядок начисления ускоренной амортизации. Механизм ускоренной амортизации фактически был отменен в 2002 г. - с введением в действие главы 25 НК РФ, которой подобная мера поддержки субъектов малого предпринимательства не предусматривалась. Данная льгота не считалась непосредственно налоговой льготой и, следовательно, могла быть отменена без нарушения норм ст. 5 НК РФ. Что же касается общего конституционного требования о недопустимости принятия законов, ухудшающих положение граждан, то пример Закона №122-ФЗ наглядно продемонстрировал, что практическое содержание данной нормы весьма неопределенно - ухудшением может считаться такое положение дел, когда взамен отмененной льготы (или иной преференции) не предлагается ничего взамен. А НК РФ предоставил другие возможности оптимизации и минимизации налогообложения (например, специальные налоговые режимы).

Таким образом, отмена механизма начисления ускоренной амортизации представляла собой техническую правку, целью которой являлось приведение положений Закона №88-ФЗ в соответствие с требованиями других законодательных актов.

Порядок применения льгот малыми предприятиями, зарегистрированными до введения в действие Закона №88-ФЗ.

Однако в Законе №209-ФЗ, действующем на настоящее время, ни одна из льгот, установленных ст. ст. 11, 13 и 16 Закона №88-ФЗ, не сохранена.

Статьями 17 - 25 Закона №209-ФЗ предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке малого предпринимательства, который включает в себя: финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Поскольку комплекс перечисленных мер напрямую зависит от финансовых возможностей органов местного самоуправления, регионов и федерального центра, рассчитывать на то, что меры поддержки будут обязательно предоставлены любому субъекту малого предпринимательства, не приходится.

Получение статуса субъекта малого предпринимательства целесообразно только в том случае, если имеется уверенность, что необходимые меры поддержки действительно будут разработаны соответствующим уровнем власти, а хозяйствующий субъект сможет ими воспользоваться.

1.3 Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства

Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона №209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм предпринимательской деятельности и приводит не к взаимодействию, а к соперничеству уполномоченных государством органов и носителей деловой активности. Это означает, что содержащиеся в том или ином нормативно-правовом акте положения о субъектах малого предпринимательства должны строго соответствовать букве и духу Закона, смысловому содержанию этого базового нормативного источника, его основным целям, задачам, принципам, предмету.

В случае расхождения норм, содержащихся в законах или иных нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, приоритет имеет тот закон, который принят позднее изданного акта. Однако, кроме этого, действуют и другие принципы, которые нередко сталкиваются или пересекаются с ним.

В части спорных вопросов соответствия норм НК РФ и положений Закона №209-ФЗ, регулирующих налоговые правоотношения субъектов малого предпринимательства, следует руководствоваться п. 1 ст. 1 НК РФ, согласно которому законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, Закон №209-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах и не может регулировать налоговые правоотношения.

Ситуация осложняется возникающими коллизиями регионального и федерального законодательства, регулирующего единый налог на вмененный доход, что может повлечь весьма неблагоприятные последствия для субъектов малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ, (а с 1 января 2006 г. - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Законом от 29 июля 2004 г. №95-ФЗ) и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, согласно которым законами субъектов РФ определяются:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ (согласно Федеральному закону от 18 июня 2005 г. №63-ФЗ);

значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №101-ФЗ.

Список указанных полномочий представительных органов власти субъекта Российской Федерации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ, льготы же по региональным налогам - НК РФ или законами субъектов РФ о налогах.

Действовавший до 1 января 2005 г. п. 2 ст. 9 Закона №88-ФЗ также учреждал право устанавливать льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства законами Российской Федерации и законами субъектов РФ.

Между тем согласно ст. ст. 13 - 15 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не причислена ни к федеральным, ни к региональным, ни к местным налогам.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ специальные налоговые режимы, а также порядок введения их в действие и применения устанавливаются НК РФ.

Кроме того, в главе 26.3 НК РФ нет упоминания о возможности получения льгот плательщиками единого налога на вмененный доход.

Норма, стимулирующая деятельность налогоплательщиков на федеральном уровне, была исключена (ст. 9 Закона №88-ФЗ), но законодатель не предусмотрел возможность ее беспрепятственного применения на региональном уровне. Однако ст. 7 Закона №209-ФЗ все же введен комплекс мер, направленных на стимуляцию деятельности налогоплательщиков.

По нашему мнению, бесспорна необходимость пересмотра законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий, приводит к столкновению разноотраслевых и даже одноотраслевых (федерального и регионального) актов законодательства о налогах и сборах, где участником отношений выступает специфическая и нуждающаяся в такого рода поддержке категория лиц, именуемых субъектами малого предпринимательства.

2. Малые предприятия как субъект налоговых правоотношений

.1 Порядок постановки на налоговый учёт

На основании сведений из ЕГРИП или ЕГРЮЛ территориальные налоговые органы ФНС России осуществляют постановку малого предприятия или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по месту жительства.

При постановке на учет налоговая инспекция присваивает предпринимателю или предприятию идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Порядок присвоения ИНН физическим лицам утвержден Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (NNNN);

собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет:

для организаций - 5 знаков (XXXXX);

для физических лиц - 6 знаков (XXXXXX);

контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам:

для организаций - 1 знак (C);

для физических лиц - 2 знака (CC).

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый при постановке на учет иностранной организации, формируется с применением Справочника «Коды иностранных организаций» в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

ИНН необходимо указывать во всех декларациях, отчетах, заявлениях и иных документах, подаваемых в налоговые органы (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ).

Вместе со Свидетельством о государственной регистрации налоговые органы будут выдавать (или высылать по почте):

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, если речь идет о предпринимателе, или по месту нахождения для юридических лиц;

Уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

В Единый государственный реестр (ЕГРИП или ЕГРЮЛ) регистрирующие органы вносят идентификационный номер (ИНН) и дату постановки на учет в налоговом органе на основании сведений из единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Индивидуальному предпринимателю не надо отдельно подавать заявление о постановке на налоговый учет, так как подобная постановка происходит путем регистрации предпринимателя в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

ЕГРН содержит информацию обо всех гражданах и организациях, поставленных на учет в налоговых органах. Также в реестр заносятся данные о том, каким недвижимым имуществом владеет то или иное физическое лицо (организация), сведения о выданных им лицензиях.

Реестр формируется территориальными налоговыми инспекциями и обобщается на федеральном уровне. Основные сведения поступают в реестр при первичной регистрации предпринимателей и организаций. Документом, который подтверждает внесение записи в ЕГРН, является Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме №2-3-учет.

Если в дальнейшем данные в ЕГРИП меняются, то автоматически обновляется и реестр налогоплательщиков.

После регистрации налоговые органы направляют сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Государственный комитет РФ по статистике. Территориальные органы статистики должны в недельный срок присвоить коды, сообщить об этом налоговикам. Данные о кодах, присвоенных предпринимателю, вносятся в ЕГРИП, а о кодах, присвоенных юридическому лицу - в ЕГРЮЛ.

Помимо классификатора ОКВЭД для классификации присваивается код ОКПО. Этот код является порядковым номером и остается неизменным на протяжении всей деятельности предпринимателя.

В течение 5 дней с момента регистрации регистрирующий орган направляет сведения, содержащиеся в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в государственные внебюджетные фонды для регистрации их в качестве страхователей.

После регистрации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в качестве страхователей внебюджетный фонд сообщает в налоговые органы его регистрационный номер и дату регистрации в качестве страхователя. Эти данные налоговики вносят в ЕГРИП или ЕГРЮЛ и сообщают субъекту малого предпринимательства.

От Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования субъекты малого предпринимательства получают свидетельства о постановке на учет. Регистрационный номер, полученный в ПФР, ФСС и ФОМС, указывается во всех документах, которые касаются расчетов с этими фондами.

Напомним, что регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика.

2.2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Малые предприятия в целях налогообложения своих доходов могут применять следующие системы налогообложения:

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Общая система налогообложения (ОСН)

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ее применение регулируется гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) малые предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену целого ряда налогов единым, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Какие же налоги не подлежат уплате субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения? Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, где говорится: «Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса».

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). За исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при исполнении обязанности налогового агента в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ. Кроме того, для них сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности, ведения кассовых операций.

Таблица №2. Ограничения при применении упрощенной системы налогообложения

Статус организацииНорма НК РФПримечанияОрганизации, имеющие филиалы и представительстваПодп. 1 п. 3 ст. 346.12Филиалы и представительства указаны в учредительных документах организацииБанкиПодп. 2 п. 3 ст. 346.12Банком признается кредитная организация, созданная в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»СтраховщикиПодп. 3п. 3 ст. 346.12Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»Негосударственные пенсионные фондыПодп. 4п. 3 ст. 346.12Организации, созданные в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»Инвестиционные фондыПодп. 5 п. 3 ст. 346.12Организации, созданные в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»Профессиональные участники рынка ценных бумагПодп. 6 п. 3 ст. 346.12Организации, созданные в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»ЛомбардыПодп. 7 п. 3 ст. 346.12Ломбарды - это организации, осуществляющие деятельность по принятию от граждан в залог и (или) на хранение движимого имущества, предназначенного для личного потребления, и по реализации невыкупленного или невостребованного имущества в порядке, установленном действующим законодательством РФОрганизации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных)Подп. 8 п. 3 ст. 346.12Подакцизные товары указаны в ст. 181 НК РФ. При определении понятия «полезные ископаемые» следует руководствоваться п. 1 ст. 337 НК РФ. Определениепонятия «общераспространенные полезные ископаемых» приведено в Законе РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»Организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнесаПодп. 9 п. 3 ст. 346.12Любые заведения игорного бизнеса (казино, букмекерские конторы и т.д.), осуществляющие деятельность в соответствии с нормами гл. 29 НК РФУчастники соглашений о разделе продукцииПодп. 11 п. 3 ст. 346.12Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции»Организации, перешедшие на уплату единого сельхозналогаПодп. 13 п. 3 ст. 346.12Если вновь созданная организация подает заявление о переходе на уплату ЕСХН в соответствии с гл. 26.1 НК РФ, она не вправе одновременно подать заявление о переходе на УСНОрганизации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25%Подп. 14 п. 3 ст. 346.12Организации вправе участвовать в других юридических лицах в пределах их правоспособности. При этом в правоспособность большинства юридических лиц входит возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом п. 1 ст. 49 ГК РФ)Организации, осуществляющие виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доходП. 4 ст. 346.12Организации не вправе применять УСН только по видам деятельности, переведенным на ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ и региональным законодательством

При применении общего режима налогообложения (ОРН) предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в соответствии с главой 23 Налогового Кодекса РФ (НК РФ).

Индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают налог с полученных доходов. Доходы уменьшаются на сумму обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.

При этом расходы исчисляются в порядке, предусмотренном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. На это прямо указано в п. 1 ст. 221 «Профессиональные налоговые вычеты» НК РФ

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, исчисляющих и уплачивающих налог в соответствии с требованиями гл. 23 НК РФ (далее - Порядок учета) утвержден совместным Приказом Минфина России №86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.

Учет доходов и расходов, а также хозяйственных операций ведется в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, предназначенной для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в ст. 224 Налогового кодекса РФ. Доход индивидуального предпринимателя от занятия предпринимательской деятельностью облагается по ставке 13%.

Индивидуальные предприниматели несут обязанность по уплате авансовых платежей по НДФЛ.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. При этом расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Уплата авансовых платежей производится налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Если фактический доход по сравнению с планируемым значительно, более чем на 50 процентов, увеличиться или уменьшиться, то в этом случае налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. А налоговый орган обязан пересчитать суммы авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность представления декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями предусмотрена п. 5 ст. 227 НК РФ. Она представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации - плательщики ЕНВД в соответствии с п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ освобождаются от следующих налогов:

налога на прибыль;

налога на имущество;

налога на добавленную стоимость (НДС).

А для индивидуальных предпринимателей ЕНВД заменяет следующие виды налогов:

налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

налог на имущество физических лиц;

налог на добавленную стоимость (НДС).

Надо отметить, что замена уплаты перечисленных налогов осуществляется только по той предпринимательской деятельности, которая переведена на ЕНВД. Если предприниматель занимается помимо деятельности, переведенной на уплату единого налога, еще и деятельностью, не подпадающей под ЕНВД, то по этому второму виду деятельности он обязан платить все «общережимные» налоги.

В первую очередь это касается НДС, который плательщики ЕНВД должны перечислять при ввозе товаров на таможенную территорию России. Определяя этот НДС, необходимо руководствоваться положениями гл. 21 Налогового кодекса РФ, а также российским таможенным законодательством.

Помимо этого, исходя из перечня налогов и сборов, приведенного в ст. ст. 13 - 15 Налогового кодекса РФ, «вмененщики» (при возникновении соответствующих объектов налогообложения) могут перечислять в бюджет следующие федеральные налоги и сборы:

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственную пошлину;

водный налог.

А также региональные налоги:

транспортный налог.

И местные налоги:

земельный налог.

Кроме того, за коммерсантами, переведенными на ЕНВД, сохраняется обязанность уплаты страховых взносов во все фонды.

Если плательщики ЕНВД признаются налоговыми агентами (ст. 24 Налогового кодекса РФ), то они обязаны исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет налоги в общеустановленном порядке (включая НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц).

Индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН) одновременно с уплатой ЕНВД. Напомним, что раньше действовал пп. 12 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Он запрещал «вмененщикам» использовать УСН. Теперь же в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных сфер предпринимательства. Обратите внимание: из п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, устанавливающего порядок совмещения «упрощенки» и ЕНВД, исключены слова «размеру дохода от реализации».

То есть теперь эта норма звучит следующим образом: «Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности».

Учитывая изложенное, организации не учитывают доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, при определении лимита доходов, позволяющего не утратить право на применение УСН.

Надо сказать, что, несмотря на всю заманчивость совмещения этих двух режимов, оно сопряжено с рядом трудностей. Дело в том, что в действующем законодательстве почти не прописано, каким образом при этом будут выглядеть бухгалтерский и налоговый учет и отчетность. Так что налогоплательщику, который решил одновременно применять ЕНВД и УСН, необходимо разработать собственную методику организации учета, основанную на всех применимых нормах и положениях.

3. Ведение налогового учёта и анализ правильности выбора объекта налогообложения ИП Удачная С.А.

.1Описание ИП Удачная С.А. и анализ выбора объекта налогообложения

малый предпринимательство налогообложение правовой

Удачная Светлана Александровна занимается предпринимательской деятельностью с октября 2010 года. Основной вид деятельности рекламная деятельность, код по ОКВЭД -74.40.

Численность сотрудников на 1.10.2011 год - 5 человек.

Удачная С.А. применяет упрощенную систему налогообложения.

В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, то есть сумма налога для УСН рассчитывается по ставке 6% от суммы доходов. На основании расчетов, приведенных ниже, я обосную утверждение, что этому предпринимателю выгоднее, то есть целесообразнее, перейти на уплату единого налога для УСН, исчисляемого по ставке 15% от суммы доходов, уменьшенных на величину расходов.

Проанализируем ситуацию ИП Удачная С.А. с выбором объекта налогообложения в 2011 году

Итак, по итогам 2011 года ИП Удачная С.А. заплатила единый налог (6% от суммы дохода) в размере 16723 рубля. При этом по данным бухгалтерского учета расходы за 2011 год составили:

По расчетам с поставщиками - 1048603 рублей

По расчетам с бюджетом (Налог для УСН) - 67408 рублей

По расчетам по зарплате - 51636 рублей

По расчетам с внебюджетными фондами - 10827 рублей

Итого: 1178474 рублей

По итогам года доход составил 1285517 рублей

Налог для УСН по ставке 6% за налоговый период - 16723 рублей

Рассчитаем возможный налог для УСН по ставке 15%:

(Доход - расход) х 15% = (1285517 - 1178474) х15% = 16056 рублей

Разница с уплаченным налогом по ставке 6% составляет 667 рублей. Если учесть, что в случае выбора в качестве налогооблагаемой базы объекта «доходы минус расходы» увеличились бы затраты на ведение бухгалтерского учета (ИП Удачная С.А. обслуживается в компании, предоставляющей бухгалтерские услуги) и расходы превысили доходы (убыток за налоговый период), то предпринимателю все равно пришлось бы заплатить 1% от дохода.

% =12855 рублей, но оплата за бухгалтерское сопровождение увеличилась бы на 2000 рублей в месяц и увеличила бы расход предпринимателя на 24000 рублей в год. Это экономически не выгодно.

Вывод: для ИП Удачной С.А. в 2011 году выбор в качестве объекта налогообложения статьи «Доходы» являлся целесообразным и экономически выгодным.

Рассмотрим эту же ситуацию на конец 3 квартала 2012 года.

Итак, за отчетный период 9 месяцев 2012 года ИП Удачная С.А. заплатила единый налог (6% от суммы дохода) в размере 98233 рубля. При этом по данным бухгалтерского учета расходы за 9 месяцев 2007 года составили:

рублей

По итогам 9 месяцев 2012 года доход составил 1637219 рублей

Налог для УСН по ставке 6% за налоговый период - 98233 рублей

Рассчитаем возможный налог для УСН по ставке 15%:

(Доход - расход) х 15% = (1637219 - 1591636) х15% = 6837 рублей, что меньше 1% от суммы полученных доходов.

% = 16372 рубля. 3.2

3.2 Рекомендации по ведению налогового учёта

Если бы ИП Удачная С.А. в 2012 году выбрала объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то с учетом уплаты в качестве налога 1% от доходов и увеличения оплаты бухгалтерских услуг на 2000 рублей в месяц, этот выбор был бы экономически выгоден и целесообразен.

Можно рекомендовать ИП Удачная С.А. с учетом просматриваемой тенденции к увеличению расходов на текущую деятельность поменять объект налогообложения для оптимизации налогообложения данного предприятия. Смена объекта налогообложения позволила бы предпринимателю существенно уменьшить сумму налога, соответственно увеличив прибыльность предприятия.

Заключение

Определение «субъект малого предпринимательства» закрепилось в научной, юридической, экономической литературе, однако в настоящее время оно не имеет четких правовых границ. Для того чтобы малый бизнес стал прочной основой хозяйства страны, необходимо создать экономику малого предпринимательства, и прежде всего - выработать режим наибольшего благоприятствования. По неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, малое предпринимательство призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Этот сектор экономики образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Каждая форма юридического лица имеет свои особенности, поэтому перед учредителями малых предприятий возникает весьма нелегкая задача - выбрать именно ту форму своего предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.

Для динамичного развития малого бизнеса, особенно в некоторых отраслях экономики, необходима помощь государства. В настоящее время можно выделить отдельные формы государственной поддержки малого предпринимательства в России:

Актуальность данной темы всегда была высока, так как минимизация налогообложения является одной из главных целей любой организации, целью которой является извлечение прибыли из своей деятельности.

При рассмотрении курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Был определён критерий отнесения к малым предприятиям:

в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

средняя численность работников которых за отчетный период не превышает 150 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность работников которых не превышает 15 человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Список использованных источников

1.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011

2.Экономический анализ. Учебник для вузов/ под редакцией Л.Т. Гиляровской. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011

.Ковалёв В.В., Ковалёв В.В. Финансы организаций (предприятий). Учебник. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2011

.М.И. Бухалков. Внутрифирменное планирование. Учебник. - М, ИНФРА-М, 2011

.Экономика предприятия. Учебник/ под редакцией О.И. Волкова. - М., ИНФРА-М, 2010

.Финансы. Учебник/под редакцией В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2011

.Н.П. Кондаков. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010

.«Упрощенная система налогообложения». Налоговый практикум/под реакцией И.А. Феоктистова. М.: ГроссМедиа, 2010 г.

.И.Н. Елисова. «100 решений для упрощенки». Библиотека журнала «Главбух», М.: Главбух, 2010 г.

.В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. «Бухгалтерский учет на малых предприятиях». Учебник. М.: ТК Велби, Издательство «проспект», 2011 г.

.Предпринимательство. Учебник./ Под редакцией М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2011

.Основные нормативные акты по бухгалтерскому отчету и бухгалтерской отчетности с комментариями, 2004 г.

. «Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практическое пособие» (2-е издание, переработанное и дополненное) (Соснаускене О.И., Сергеева Т.Ю., Пименова Е.В.) («Омега-Л», 2010)

. «Все о малом предпринимательстве» (6-е издание, переработанное и дополненное) (Толмачев И.А.) (под. ред. А.В. Касьянова) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2011)

Похожие работы на - Налогообложение ООО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!