Государственные финансы: история развития отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные финансы: история развития отношений

Содержание

Введение

. Сущность и роль государственных финансов

.1 Структура государственных финансов

.2 Источники формирования государственных финансов

.3 Место энергетических компаний в экономике страны (историческая справка о том, какая роль энергетических компаний в формировании государственных финансов СССР-Россия)

. Цифры. Финансово-экономические показатели деятельности энергетических компаний

.1 Доля отчислений энергетических компаний в государственный бюджет

.2 Налогообложение частных энергетических и государственных компаний

.3 Распределение результатов хозяйственной деятельности государственных энергетических компаний

. Перспективы развития экономики РФ

.1 Запасы энергоресурсов: источники формирования государственных финансов в долгосрочной перспективе (запасы углеводородов, износ основных фондов, снижение доходов отрасли)

.2 Стабилизационный фонд и фонд будущих поколений как гарант стабильности экономики РФ в целом

Заключение

Используемая литература

Введение

Государственные финансы являются важным элементом любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство является уникальной структурой, обладающей возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов. Т.е. государство постоянно осуществляет определенные операции по сбору и перераспределению денежных средств. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами.

Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП (внутреннем валовом продукте), можно сказать, что ВВП является общим доходным источником.

Энергетика является одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, по уровню ее развития и потенциальным возможностям можно судить об экономической мощи страны.

Энергетическую ситуацию в мире можно назвать относительно благополучной благодаря большим запасам ископаемого топлива, стабильности цен, неуклонному прогрессу в области сохранения и рационального использования энергии, совершенствованию энергетических технологий, более эффективному применению рыночных регуляторов.

Одной из жизненно важных предпосылок существования и развития общества является его надежное энергоснабжение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выполняющий функции энергоснабжения, сам является крупным сектором народного хозяйства.

1. Сущность и роль государственных финансов

.1 Структура государственных финансов

Государственные финансы представляют собой систему парораспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

·это всегда денежные отношения;

·эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

·эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.

Структуру государственных финансов можно определять с двух точек зрения. Государственные финансы могут быть рассмотрены с точки зрения преемственности к тем или иным органам государственной власти или с позиции разделения государственных финансов на бюджетные и не бюджетные фонды. Рассмотрим государственные финансы с точки зрения структуры государственной власти. Здесь можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования. Другими словами, в унитарных государствах отсутствуют региональные финансы, поскольку нет регионов, и все финансовые процессы происходят на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Здесь определяется направление расходования государственных средств и производится контроль за использованием государственных ресурсов. Именно от точного и продуманного использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. Именно на данном уровне происходит формирование бюджета, в котором отражены все направления развития страны, объемы и источники финансирования данных программ. Кроме того, федеральные финансы являются важным звеном в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов.

К региональным финансам относят финансовые операции, осуществляемые на региональном уровне в целях выполнения государственных функций региона. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. Это могут быть как финансы региона, так и финансы штата, федеральной земли, как в Германии, или финансы областей и республик. Вне зависимости от названия данные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на данном уровне формируются как путем извлечения дохода из собственных источников, так и при использовании ресурсов, предоставляемых федеральным центром.

Местные органы власти формируют, соответственно, местный уровень финансов, или муниципальные финансы, как их часто называют. К местным органам власти относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах. Местные органы власти формируют так называемые муниципалитеты, благодаря чему финансы, которыми обладают местные власти, получили название муниципальных финансов. Данные финансы формируются за счет специфических источников и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета.

Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.

Рассматривая государственные финансы с точки зрения распределения средств по фондам различной направленности, следует отметить, что данные фонды одинаковы по своей сущности на любом уровне. Здесь можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы унитарных предприятий. В зависимости от принадлежности к тому или иному уровню государственного управления можно выделить федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Таким образом, различаются и все остальные элементы структуры государственных финансов. Соответственно, можно различить финансы государственных казенных унитарных предприятий, финансы предприятий, принадлежащих субъектам РФ и финансы муниципальных унитарных предприятий. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.

Бюджет является первым и основным элементом системы государственных финансов. Именно на бюджет ложится основная нагрузка финансирования проектов государственных структур управления. Именно в бюджете отражены все доходы и расходы той или иной структуры.

Социальные статьи бюджета всегда являлись незащищенными, поскольку денежные средства всегда являются ограниченными и при любом распределении средств денег меньше, чем необходимо. Исторически сложилась система, при которой социальные статьи первыми подвергались сокращению. Тем не менее, современное общество невозможно представить без достаточного финансирования социальных программ. В результате средства на финансирование социальных программ необходимо аккумулировать вне бюджета. Именно поэтому широкое распространение получили внебюджетные фонды, формируемые на всех уровнях для эффективного распределения денежных ресурсов в целях финансирования социально значимых программ.

Внебюджетные фонды могут включать в себя средства, формируемые самими государственными структурами, и добровольные отчисления граждан. Все внебюджетные фонды имеют четкое предназначение и являются независимыми по отношению к бюджету.

Третьим элементом системы государственных финансов является кредит на всех уровнях его предоставления. Потребность в кредите проистекает все из того же постоянного недостатка финансовых ресурсов. Дефицит средств может быть покрыт при помощи использования займов двух типов: внутреннего и внешнего.

Причем следует учитывать, что внешний кредит подразумевает не только международные займы, но и кредит, предоставленный другим уровнем финансовой структуры. Например, для муниципального образования внешним будет являться кредит, предоставленный федеральными органами власти.

Следующим звеном в структуре государственных финансов являются финансы государственных предприятий. Финансы предприятий, принадлежащих государственным органам, представляют собой не просто периодически пополняемый источник денежных средств, но и возможность увеличения доходности за счет эффективной работы предприятия.

Следует заметить, что в основном государству принадлежат заведомо экономически неэффективные, но имеющие большое общественное значение, предприятия. Тем не менее, финансы государственных предприятий необходимо учитывать и четко понимать их возможности по представлению дополнительных средств в распоряжение государственных органов власти.

Следует отметить, что рассмотренная нами вертикальная структура государственных финансов присуща всем формам государственного устройства.

.2 Источники формирования государственных финансов

Налоги - это источник государственных финансов. Государство постоянно совершенствует порядок их взимания. Коммерсанты же заинтересованы в снижении налоговой нагрузки. В результате на каждое усовершенствование находится несколько способов минимизации налога и уклонения от его уплаты.

В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Нефтегазовый сектор (НГС) российской экономики, обеспечивающий более 75% общего потребления первичных энергоресурсов и 80% их производства, служит главным источником налоговых и валютных поступлений в государственный бюджет. Россия располагает значительной долей мировых запасов нефти и газа (соответственно 13 и 45%), углеводородные ресурсы являются основой экономической безопасности и суверенитета страны.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические операции превратились в России в один из основных источников формирования государственных финансовых ресурсов. Например, в 2001 году, по данным Государственного таможенного комитета РФ, 38% доходной части бюджета приходилось на таможенные платежи (для сравнения: в 1995 году - только 22%).

В России около 40% федерального бюджета формируется за счет внешней торговли. Доминирующее (по оценкам экспертов, около 70%) положение в структуре экспорта занимают топливно-энергетические ресурсы: нефть, нефтепродукты и природный газ. Динамика торгового баланса России (внешнеторгового сальдо, то есть разницы между экспортом и импортом товаров и услуг в стоимостном измерении) следует за изменением мировых цен на нефть. Это означает, что существуют важные показатели, определяющие эффективность российской внешней торговли и наполняемость федерального бюджета: объемы экспорта российской нефти и динамика цен на мировом нефтяном рынке.

1.3 Место энергетических компаний в экономике страны (историческая справка о том, какая роль энергетических компаний в формировании государственных финансов СССР-Россия)

Одной из жизненно важных предпосылок существования и развития общества является его надежное энергоснабжение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выполняющий функции энергоснабжения, сам является крупным сектором народного хозяйства. Россия благодаря ТЭК занимает второе место в мире после США по объёму производства энергии. На её долю приходиться 12,3% мирового первичного производства энергии, 10% мирового производства нефти и 4,9% электроэнергии, а по добыче газа Россия является мировым лидером (25-30% мировой добычи). На долю России приходится до 53% межстрановой торговли газа, а в Европе по различным оценкам от 2/3 до 3/4 импорта газа занимает российский газ. По объёму экспорта сырой нефти наша страна уступает лишь Саудовской Аравией и делит с ней первенство по общему экспорту энергоресурсов. В общем мировом объёме торговли энергоресурсами на Россию приходится 11-12%, причём по жидкому топливу - 3-3,5%. При этом Россия располагает крупнейшим в мире потенциалом энергетических ресурсов. Запасы нефти составляют 13% мировых запасов, угля - 23% и 43% газа. По разведанным запасам доля России заметно меньше, что наряду с малой степенью извлечения (ни по одному виду топлива не достигнут критический рубеж в 25% от прогнозных запасов, после которого прирост добычи маловероятен) говорит о больших перспективах, связанных с геологоразведкой. В ТЭК России входят четыре основные отрасли: электроэнергетика (включая атомную), нефтяная отрасль (включая нефтедобычу и нефтепереработку), газовая и угольная отрасли, каждая из которых представляет собой производственный комплекс с мощной материально технической базой.

До начала 90-х годов электроэнергетика была одной из отраслей плановой экономики СССР, полностью контролируемой государством и имевшей централизованную систему административно-хозяйственного управления во главе с Министерством энергетики и электрификации. Результатом многолетнего развития отрасли стало создание Единой электроэнергетической системы страны (ЕЭС СССР), которая согласовывала и объединяла на параллельную работу энергосистемы союзных республик. Основными достоинствами функционирования этой системы являлись: возможность мгновенной балансировки производства и потребления электроэнергии в стране; надёжность энергоснабжения обеспечивалась при меньшей потребности в резервных мощностях по сравнению с условиями изолированной работы энергосистем; наличие возможности оптимизации перетоков электроэнергии по обширным территориям давало значительную экономию органического топлива при обеспечении разновременных максимумов нагрузки. После распада СССР начался процесс децентрализации и регионализации отрасли. Нависла угроза "энергетического сепаратизма", которая могла привести к нарушению энергоснабжения в энергодефицитных регионах России. Для её предотвращения были приняты меры по реформированию отрасли, созданию новой огранизационно-хозяйственной структуры и сохранению диспетчерского управления в рамках единой электроэнергетической системы как основы устойчивого электроснабжения потребителей.

Проведенные на рубеже 90-х гг. исследования и разработанные на их основе схемы развития и размещения отраслей топливно-энергетического комплекса показывали, что в предстоящие 15-20 лет основными направлениями совершенствования топливно-энергетического баланса страны должны были стать:

концентрация народнохозяйственных усилий на всемерном ускорении энергосберегающей политики на базе структурной перестройки народного хозяйства с приоритетным развитием менее энергоемких производств, а также повышения эффективности использования топлива и энергии путем внедрения энергоэкономичных технологий и техники;

качественная перестройка структуры баланса первичных энергоресурсов за счет опережающего развития их наиболее экономичных видов и в первую очередь природного газа, углей открытой добычи и атомной энергии, а также широкого использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Эти направления сохранили актуальность и в наши дни. Именно поэтому они практически даже в тех же формулировках более чем через пять лет положены в основу Энергетической стратегии России.

Играя традиционно значительную роль во внешней политике СССР, энергетический фактор обеспечил в 70-80-е годы существенное укрепление общего влияния Союза на развитие всей мировой политики. Топливно-энергетический комплекс СССР стал как бы третьей силой в борьбе производителей и потребителей энергии, нередко играя стабилизирующую роль. Но для самой страны выгода от этого была чисто политическая, да и то, по сути, минимальная.

В 1991 г. рухнула общая модель развития советского общества. Уменьшились возможности и энергетического фактора в одночасье была практически потеряна управляемость внешнеэкономических связей ТЭК. Накопленные в предыдущие годы проблемы и противоречия прорвались резким падением экспорта нефти: вывоз её за пределы границ бывшего СССР всего за один год с 1990 г. по 1991 г. сократился более чем на 43%. Сократились поставки и других энергоносителей - нефтепродуктов (на 18%), каменного угля (на 12%), природного газа. Была потеряна значительная часть рынка энергоносителей. Начался сепаратизм в действиях отдельных частей некогда единого государственного механизма.

Потребовались чрезвычайные усилия для нормализации положения, восстановления значимости энергетического фактора во внешней политике России. Учитывая, что изменились возможности страны влиять на внешних партнеров (централизованные ресурсы государства стали минимальными), потребовалось создать новый эффективный инструмент воздействия, соответствующий всем новым рыночным и геополитическим реалиям. Одним из таких инструментов стали мощные интегрированные компании. С их помощью Россия стала постепенно возвращать рынки сбыта энергоресурсов, усилила присутствие на ресурсных территориях.

На сегодняшний день электроэнергетическая отрасль, в основном, представляет собой естественную монополию - РАО «ЕЭС России».

Кроме РАО "ЕЭС России" в электроэнергетической отрасли присутствуют 4 компании (АО-энерго), которые не входят в состав РАО «ЕЭС России», суммарной мощностью 20,2 млн. кВт: «Татэнерго», «Иркутскэнерго», «Новосибирскэнерго» и «Башкирэнерго».

Российская Федерация характеризуется широким и неравномерным распространением нефтегазовых месторождений, которые обладают разной экономической ценностью. Открытие в начале 50-х годов больших запасов нефти обусловило бурное развитие нефтяной промышленности в СССР. Начавшаяся вскоре после этого замена твёрдого топлива нефтью, газом и нефтепродуктами дала огромный эффект как в сфере производства энергии, так и в сфере использования топлива. В последующие 30 лет доля нефти и газа в общем объёме добычи топливных ресурсов увеличилась почти в 2 раза, что произвело подлинную техническую революцию во многих секторах отечественной экономики и, в частности, в энергетике.

Недостаточная самостоятельность предприятий влекла за собой их не заинтересованность в повышении эффективности производства и приводила к "размыванию" капитала. Общеэкономический кризис 90-х годов и распад СССР только усилили негативные тенденции в нефтяной отрасли. За период с 1990 года по 1993 год добыча нефти упала с 505,7 млн.т. до 346 млн.т.. Необходимость мобилизации инвестиционных средств для преодоления кризиса производства, интенсификации использования технологии добычи из низко-дебитных месторождений, модернизации нефтеперерабатывающих заводов с целью увеличить глубину переработки нефти послужила главной причиной формирования вертикально интегрированных нефтяных компаний в России. На данном этапе основу нефтяной отрасли России составляют 16 крупных нефтяных компаний. Из них 14 являются вертикально интегрированными компаниями, такими как «ЛУКОЙЛ», которые включают в себя предприятия по добыче сырой нефти, нефтеперерабатывающие заводы, фирмы, отвечающие за транспортировку нефтепродуктов до потребителей или сырой нефти на экспорт (в основном, железнодорожным транспортом), а также торговую розничную сеть по реализации продуктов нефтепереработки. Две остальные крупные компании не занимаются добычей сырой нефти, а специализируются только на нефтепереработке и розничной продаже нефтепродуктов: «Центральная топливная компания», в распоряжении которой находится Московский НПЗ, а также компания «НОРСИ-ОЙЛ» с нижегородским заводом. На территории России находятся 27 нефтеперерабатывающих заводов (исключая «Грознефтеоргсинтез») и 25 из них принадлежат какой-либо вертикально интегрированной компании, включая ОАО «Газпром» на долю которого приходится около 2,6% мощностей первичной переработки и около 3% объёмов добычи нефтяного сырья. Необходимо заметить, что система магистральных нефтепроводов протяжённостью почти в 50 тыс. км., предназначенных, главным образом, для транспортировки сырой нефти на экспорт, а также на оптовый внутренний рынок, находится в ведении 10 открытых акционерных обществ, контролируемых государственной компанией «Транснефть». Помимо этого государству принадлежат 100% акций компании "Роснефть", 85% НК "ОНАКО", 85,36% - "Норси-Ойл", около 15,5% - "Лукойл", почти 75% - "Славнефть". Это означает, что под контролем государства находится порядка 30% всех мощностей нефтедобычи. Кроме крупных компаний, на нефтяном рынке России присутствуют множество (более ста) мелких компаний специализирующихся на добыче нефти из «тяжёлых» низкодебитных скважин, либо добыче нефти на труднодоступных месторождениях.

2. Цифры. Финансово-экономические показатели деятельности энергетических компаний

.1 Доля отчислений энергетических компаний в государственный бюджет

государственный финансовый бюджет налогообложение

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

А.Кудрин также отметил, что Минфин разработал методику определения нефтяного баланса бюджета. "Я бы назвал его нефтегазовым", - отметил министр. Как сообщил А.Кудрин, разработанная методика позволит определить, насколько федеральный бюджет зависит от цен на нефть и газ и как эта зависимость меняется.

По мнению главы Минфина РФ, "сама экономика стала меньше зависеть от цен на нефть, в то время как расходы и доходы бюджета остаются в высокой степени зависимости от них и при этом имеют влияние на общий рост экономики". "Зависимость бюджета (от нефтяных цен) нужно снижать", - подчеркнул он. А.Кудрин сообщил, что в 2006г. общий объем доходов бюджета составил 22,6% ВВП, при этом несырьевые доходы составят 10,9% ВВП, доходы от нефти и газа - 11,8% ВВП. Таким образом, по словам министра, "52,2% доходов придут от нефти и газа - это самая высокая зависимость бюджета за последние годы".

Это означает, что в 2006г. бюджет "мог позволить потратить 3,8% ВВП из этих доходов", сказал министр. В 2009г. сырьевые доходы составят 6,4% ВВП, то есть они сократятся, но одновременно произойдет сокращение базовых доходов бюджета. Это связано, по мнению А.Кудрина, с дополнительным укреплением рубля - доходы от экспорта товаров в рублевом выражении будут снижаться. При этом темпы роста добычи нефти также будут снижаться, и одновременно будет снижаться прирост экономики. "В этих условиях мы должны проанализировать, как обеспечить гарантированный уровень расходов по взятым социальным обязательствам", - заключил А.Кудрин.

2.2 Налогообложение частных энергетических и государственных компаний

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.

2.3 Распределение результатов хозяйственной деятельности государственных энергетических компаний

«Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе» означает хозяйственную деятельность, относящуюся к разведке, добыче, переработке, производству, хранению, транспортировке по суше, передаче, распределению, торговле, сбыту или продаже Энергетических Материалов и Продуктов.

Российская экономика крайне энергоемка. Так, на единицу ВВП тратится в 5-6 раз больше энергии, чем расходуется в развитых европейских странах, и, по некоторым данным, в 10-12 раз больше, чем в Америке и Японии. Если эти страны перейдут на новые технологии генерации энергии, то наше отставание еще увеличится.

Основной потребитель газа в России - электроэнергетика, "съедающая" 39% от общего объема потребления газа отраслями народного хозяйства. С 2000 года объем потребления газа в электроэнергетике растет (в 2001 году - 141,3 млрд. куб. м, что больше уровня 2000 года на 5,1 млрд. куб. м). Эта тенденция сохраняется. В Приволжском, Центральном, Южном и Северо-Западном федеральных округах за счет сокращения использования угля и мазута доля газа в котельно-печном топливе достигла 77-83%. В Москве и Московской области этот показатель составляет 95%. Если тенденция увеличения поставок газа электростанциям в перспективе сохранится, потребуется снижение объемов его экспорта. При сокращении экспорта газа только на 1 млрд. куб. м будет недополучено порядка 90 млн. долларов. Нарушение экспортных обязательств повлечет за собой не только снижение валютных поступлений в бюджет, но и выплату штрафных санкций.

Назрела острая необходимость определить отношение государства к переходу от "газовой" к "газо-угольной" энергетике, то есть к стимулированию замены природного газа углем. В России актуальность такой политики, помимо экономических факторов, диктуется необходимостью надежного теплоснабжения населения в условиях сурового климата, характеризующегося длительным периодом отрицательных температур.

Одно из основных мест в перспективных энергетических балансах развитых стран занимают нефтепродукты и уголь. Россия же, имея огромные запасы угля, снизила долю данного вида топлива в своем балансе до 18%. И это при том, что уголь - наиболее обеспеченный разведанными и промышленными запасами топливный ресурс, используемый ведущими странами мира для придания устойчивости национальной энергетике. К тому же при полноценной рыночной экономике цены на уголь в большинстве стран существенно ниже, чем на газ и нефтепродукты. Неслучайно доля выработки электроэнергии на угле в США (стране с жесткой рыночной экономикой) составляет 52%, в Германии (стране с социально ориентированной рыночной экономикой) - 54%, в Китае (стране с переходной экономикой) - 72%.

А в балансе топливопотребления отечественной электроэнергетики доля угля сокращается, начиная с 1980х годов: сегодня с использованием этого энергоносителя вырабатывается менее пятой части всей электроэнергии, производимой в стране.

3. Перспективы развития экономики РФ

.1 Запасы энергоресурсов: источники формирования государственных финансов в долгосрочной перспективе (запасы углеводородов, износ основных фондов, снижение доходов отрасли)

Нефть является ценным полезным ископаемым и представляет собой жидкую природную смесь разнообразных углеводородов с небольшим количеством других органических соединений. Добыча нефти происходит посредством буровых скважин, закрепленных стальными трубами высокого давления.

В 2006 году продолжилось снижение темпа роста спроса на нефть, который составил менее 1%. В странах ОЭСР потребление нефти снизилось, по разным оценкам, на 0,8% или 0,6%, в частности, в США - на 0,7%. Ожидается, что в 2007 и 2008 годах мировой спрос вновь укрепится.

В течение большей части 2006 года цена нефти продолжала расти. Ожидается, что в 2007 году цены будут колебаться вблизи отметки 60 долл. за баррель. На 2007 год эксперты прогнозируют укрепление рынка и уровень цен в районе 60 долл. за баррель.

Резерв мощностей в странах ОПЕК расширился, при этом EIA отмечает увеличение мощности добычи в Ираке до 2 млн баррелей в день.

ОПЕК в ноябре 2006 года сократила квоту на добычу 10 стран Организации на 1,2 млн баррелей в день, но цены продолжали снижаться.

Добыча нефти в России в 1990-1999 годах резко снизилась - с 570,5 до 304,8 млн тонн. С 2000 года наблюдалось увеличение объемов добычи нефти - с 323,3 млн тонн в 2000 году до 480,5 млн тонн в 2006.

По данным Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), в 2006 году открыто 37 новых месторождений углеводородного сырья. Прирост запасов нефти за счет проведения геологоразведочных работ составил 570 млн тонн. Добыча нефти за период с 2002 по 2006 годы увеличилась на 26,6%.

Нефтеперерабатывающая отрасль промышленности - одна из самых развитых в мире. Из сырой нефти различными физико-химическими методами производится более 3 тысяч продуктов, включающих горючие газы, бензин, лигроин, растворители, керосин, газойль, бытовое топливо, широкий состав смазочных масел, мазут, дорожный битум и асфальт и другие.

Мировые мощности по первичной переработке нефти в 2006 году, с учетом возможных статистических погрешностей, не изменились, а количество НПЗ сократилось еще на четыре единицы. Список компаний, владеющих наибольшими мощностями переработки, возглавляют ExxonMobil, RD/Shell и китайская Sinopec.

В настоящее время российская нефтепереработка представлена 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. Суммарная мощность российских НПЗ составляет 320 млн тонн, и почти в 1,5 раза превышает потребности внутреннего рынка, в связи с чем объем экспорта нефтепродуктов имеет тенденцию к росту, даже несмотря на наличие экспортных пошлин.

Вступление России в ВТО ставит перед российской нефтепереработкой задачи по повышению качества нефтепродуктов (введение европейских стандартов Евро-4 и Евро-5), ускоренной модернизации НПЗ, созданию новых конкурентоспособных отечественных технологий.

В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах добывается около 2/3 российской нефти (включая газовый конденсат) и 90% естественного газа. Следующими по значимости центрами добычи нефти в России являются республики Татарстан и Башкортостан. Практически все месторождения Сибири были открыты еще в советское время. В то время СССР был крупнейшим в мире нефтепроизводителем с объемом добычи существенно выше, чем в США и в Саудовской Аравии. В 1988 году уровень добычи в стране достигал 11,4 млн баррелей в день, в Западной Сибири - 8,3 млн баррелей в день. Значительного падения уже невозможно было избежать из-за устаревших технологий управления добычей. Несмотря на резкий рост капитальных вложений, Советский Союз мог сдержать падение добычи только до начала 1990 года.

Примерно с середины 1990-х началось «проедание» запасов. По оценкам директора Института геологии нефти и газа СО РАН, академика РАН Алексея Конторовича, сохранить достигнутые масштабы добычи нефти и газа возможно еще в течение 7-10 лет. Дальше - неизбежное падение, противодействовать которому можно, расширяя геологоразведочные работы и смещая естественным образом добычу в новые перспективные месторождения Восточной Сибири. То и другое требует серьезных инвестиций.

Между тем, отношение федеральной власти к регионам Сибири, имеющим огромные запасы стратегически важного природного ресурса, нельзя признать справедливым. Во всяком случае, оно отличается от отношения к другим центрам нефтедобычи. Один пример. Длительное время провозглашается необходимость ужесточения политики в отношении особого бюджетного статуса республик Башкортостан и Татарстан. Практически ужесточение проявилось, например, в том, что в законе о федеральном бюджете на 2003 год предусмотрено финансирование из фонда регионального развития федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года» в объеме 11,3 млрд рублей и аналогичной, касающейся Башкортостана, но в меньшем объеме - 7,4 млрд рублей. Любопытно, что общий объем фонда составляет всего 23 млрд рублей. Примерно те же самые пропорции были заложены в законе о федеральном бюджете на 2002 год. О чем-либо подобном в отношении автономных округов на территории Тюменской области или нефтедобывающей Томской области не слышно.

Состояние основных производственных фондов (ОПФ) нефтяного комплекса характеризуются большой долей износа, а их технологический уровень является отсталым. В целом, в нефтедобывающей промышленности степень износа ОПФ составляет около 55%, а по отдельным нефтяным компаниям достигла 70% (Башнефть, Татнефть, ОНАКО, ТНК, Самаранефтегаз). По ряду нефтяных компаний выбытие ОПФ превышает их поступление (ЮКОС, Сиданко, ОНАКО, ВНК, Саратовнефтегаз). Соответствующие данные приведены в таблице.

Табл. Износ основных фондов нефтяных компаний

КомпанииИзнос ОПФ (%)Выбытие/ввод ОПФБашнефть700,89Татнефть700,66Лукойл600,49КОМИТЭК600,79ОНАКО701,83Роснефть600,65Сибнефть600,52СИДАНКОн.св1,89Саратовнефтегаз702,94Славнефть600,49Сургутнефтегаз600,53ТНК700,90ЮКОС (Самаранефтегаз)602,14

Износ основных фондов в нефтепереработке составляет 60%. Доля полностью изношенных основных фондов на которые не начисляется амортизация составила в нефтедобыче и нефтепереработке соответственно 22% и 39%. т.е. ситуация в нефтепереработке хуже, чем в нефтедобыче, в том числе с точки зрения экологической безопасности.

Следует констатировать, что нефтеперерабатывающая промышленность характеризуется крайне низкой эффективностью и высокой техногенной опасностью. С 1991 года практически не вводилось мощностей по переработке нефти, при том, что суммарная мощность вторичных процессов по отношению к мощности первичной переработки составляет 58%, в то время как в развитых странах этот показатель находится в интервале 1,5 - 3 раза. Причем рост доли вторичных процессов переработки на 8% по сравнению с 1991 годом произошел не за счет ввода новых мощностей, а за счет снижения избыточных мощностей первичной переработки.

Анализируя сегодняшнюю энергетическую стратегию, нужно сказать:

Во-первых, это ориентация на экстенсивный путь развития топливно-энергетического комплекса страны, который подразумевает последовательное увеличение ресурсо-энергопроизводства как необходимого условия роста всей экономики. Так, в программе Энергетической стратегии, например, планируется увеличение уровня добычи нефти к 2020 году до 520 млн. тонн. На заключительном этапе ТЭК должен выйти на новые рубежи: энергопотребление в России вырастет на 22-36% (потребление газа увеличится на 18-24%, нефтепродуктов - на 36-53%, угля - на 33-70%), планируется значительный рост экспорта углеводородного сырья.

Во-вторых, в принятой «Энергетической стратегии…» полностью игнорируется предельная изношенность всей российской инфраструктуры добычи энергоресурсов, источников производства энергии и коммуникаций их распределения. Проблема устранения высокой степени износа основных фондов ТЭК, в котором уже устарело от 60% до 80% оборудования - в зависимости от отраслей, стала в настоящее время поистине ахиллесовой пятой российской экономики в целом. Практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Кроме этого, возрастает вероятность возникновения новых аварийных ситуаций и катастроф в топливно-энергетическом секторе экономики. К сожалению, уже сейчас техногенные катастрофы стали реальностью повседневной жизни ТЭК.

По оценкам российских специалистов, только на модернизацию существующей энергетической инфраструктуры необходимо около 600 млрд. долл. США.

В-третьих, низкий технологический уклад российской экономики. Это означает перерасход инвестиций и ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий производства. Положения принятой «Энергетической стратегии…» не учитывают, что современная отечественная промышленность как огромная черная дыра всасывает в себя значительно больше энергоресурсов, чем это необходимо для производства требуемого количества продукции. На единицу ВВП мы тратим в 5-6 раз больше, чем развитые европейские страны, и в 12-16 раз больше, чем США и Япония.

Торгово-промышленная палата РФ в докладе «Государственная промышленная политика России», характеризуя состояние российской промышленности, отмечает: «Средний возраст основных производственных фондов в России составляет более 20 лет, и их технологический уровень отстает от развитых стран на несколько поколений. Степень износа основных фондов промышленности составляет в настоящее время 50% и продолжает расти».

По оценкам многих специалистов, потенциал возможного энергосбережения составляет около 360-400 млн. тонн условного топлива. Это означает, около 40% текущего потребления энергии или расходуется нерационально или вообще теряется впустую.

В-четвертых, одной из главных внутренних проблем российской энергетики является значительный перекос в сторону использования природного газа. Его доля в энергетическом балансе России увеличилась с 16% в 1965 году до 40% в 1990- м и до 62% в 2003-м (для сравнения: в Швеции - 2%, во Франции - 13%, в Германии - 21%, в США - 27%, в Канаде - 30%). Подобная структура топливного баланса страны могла бы считаться рациональной в силу высокой экологичности природного газа, если бы состояние ресурсной базы «Газпрома» позволяло бы поддерживать сложившийся уровень добычи и сохранять данную структуру потребления газа на достаточно большой срок.

Однако реальных перспектив существенного увеличения добычи газа у «Газпрома» нет. Из 26 триллионов куб. метров запасов природного газа, контролируемых в настоящее время ОАО «Газпром», 6,5 триллиона кубометров приходится на месторождения с падающей добычей; 3,3 триллиона - на месторождения, находящиеся на стадии постоянной добычи; 2,5 триллиона - на месторождения, содержащие сероводород, ограничением добычи газа по экологическим соображениям; 5,8 триллиона - на месторождения, удаленные от существующей газотранспортной системы более чем на 500 километров. Разработка всех этих месторождений при существующих ценах на газ экономически нецелесообразна. Таким образом, освоение ОАО «Газпром» новых крупных месторождений к сегодняшнему дню уже превратилось в проблему, напрямую связанную с энергетической безопасностью России.

В-пятых, для выполнения задач, поставленных в принятой Энергетической стратегии России на период до 2020 года, необходимо привлечь огромные инвестиция. При этом основная часть инвестиций должна быть привлечена из собственных средств предприятий топливно-энергетической отрасли, на втором месте идет заемный капитал. Государство будет вкладывать деньги из бюджета лишь на реализацию особо важных с экономической точки зрения и социально-значимых проектов.

Наряду с другими подходами в решении стоящих перед Российской Федерацией экологических и энергетических проблем наиболее перспективным путем является разработка и широкое внедрение энергопреобразующих систем на основе машин, работающих по прямому и обратному циклам Стирлинга (машины Стирлинга). Данное направление в развитии малой энергетики получило широкое распространение в развитых странах за последние 10-15 лет и считается наиболее перспективным в XXI веке.

Широкое применение автономных систем электроснабжения на основе двигателей Стирлинга позволяет разработать и быстро реализовать Концепцию энергоснабжения Северо-Западных, Центральных и сибирских регионов РФ на основе использования автономных электрогенераторов, работающих на местном топливе.

В Российской Федерации уже существуют компании, занимающиеся вопросами внедрения КУ с двигателями Стирлинга на отечественном рынке, например, одна из них, ООО «Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг-технологии», являющееся дилером ведущих зарубежных фирм, производящих когенерационные установки с двигателями Стирлинга.

По оценке как отечественных, так и зарубежных специалистов, наиболее перспективным экологически чистым и дешевым моторным топливом до 2050 года следует считать сжиженный природный газ (СПГ).

Проблемы создания инфраструктуры производства СПГ и снижения стоимости топливных систем автомобилей могут быть решены за счет применения гаражных заправочных станций СПГ на основе криогенных машин Стирлинга (КГМ). Предварительные расчеты показали высокую экономическую и экологическую эффективность предлагаемого оборудования. Так, срок окупаемости гаражных заправочных станций СПГ составляет не более 3 лет, а себестоимость СПГ в 2,5 раза дешевле эквивалентного количества бензина. Комплектование и изготовление оборудования предполагается в основном за счет отечественных производителей.

Таким образом, применение заправочных станций СПГ на основе КГМ Стирлинга устраняет все препятствия для перевода автотранспорта Российской Федерации на дешевый и экологически чистый вид альтернативного моторного топлива - сжиженный природный газ, а применение СПГ сделать таким же простым, как и традиционных нефтяных топлив.

Потери нефтепродуктов при транспортировке, хранении, приеме и выдаче потребителям возникают вследствие различных причин и носят разный характер. К наиболее существенным потерям относятся естественные потери, обусловленные испарением нефтепродуктов, состоящих в основном из углеводородных легких фракций (УФЛ). За одно наполнение вертикального резервуара вместимостью 5000 м3 теряется в среднем 4 т бензина. В южной зоне России из емкости объемом 5 тыс. куб. метров, при коэффициенте оборачиваемости 96, в год теряется до 230 тонн нефтепродуктов. В зависимости от условий (температуры окружающей среды, объема газового пространства в резервуаре и т. д.) концентрация бензина в паровоздушной смеси может достигать более значительных величин - до 1,2 кг в 1 м3.

В настоящее время на современном уровне технического оснащения нефтебаз и складов горючего естественные потери нефтепродуктов от испарения с высокой экономичностью могут быть практически полностью устранены за счет применения установок на основе низкотемпературных машин Стирлинга. Данные технологии относятся к классу конденсационных систем, обеспечивающих улавливание легких фракций углеводородов (ЛФУ) за счет их охлаждения с последующей конденсацией. Низкотемпературные холодильные машины Стирлинга высокоэффективно работают в диапазоне - 2500оС, что позволяет сжижать при атмосферном давлении весь спектр легких углеводородов. Эффективность применения низкотемпературных машин Стирлинга для охлаждения и конденсации газообразных углеводородов доказана многолетней эксплуатацией систем реконденсации на зарубежных газовозах.

.2 Стабилизационный фонд и фонд будущих поколений как гарант стабильности экономики РФ в целом

Как сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин, в 2008 году предполагается утвердить доходы в размере 6 триллионов 673 млрд рублей, расходы - 6,6 триллиона рублей. Как ожидается, в 2009 году доходы составят 7 триллионов 421 млрд рублей, а расходы - 7 триллионов 361 млрд рублей. В 2010 году доходы составят 8 триллионов 35 млрд рублей, а расходы - 7 триллионов 995 млрд рублей. Доходы федерального бюджета от нефтегазового сектора с 2008 года будут зачисляться на отдельный счет. Речь идет о НДПИ на нефть и газ, экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты. Все остальные доходы федерального бюджета, не связанные напрямую с нефтью и газом, будут зачисляться на другой счет федерального бюджета. По поручению президента РФ правительству, данному в Бюджетном послании этого года, с 2008 года принято также решение преобразовать Стабилизационный фонд РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Как высказался В. Панюшин, главный специалист «Ренессанс-Капитал», основное, что нужно понимать при выборе инструментов инвестирования средств - это цель создания Фонда будущих поколений. А она в реальности двояка. Во-первых, она на самом деле состоит в том, что необходимо сберечь деньги для тех самых будущих поколений, для которых предназначены средства этого фонда, что подразумевает не только сбережение основного капитала, но и желательно его приумножение. То есть этого вытекает вывод, что хорошо бы эти деньги вложить с хорошей доходностью, естественно, имею в виду, что желательно при этом и не потерять их тоже.

А второе - это то, что вытекает из контекста недавних прогнозов Минфина и отражено в трехлетнем бюджете, который сейчас уже обсуждается в правительстве: это тот факт, что, скорее всего, добыча нефти в среднесрочной перспективе в России будет снижаться. То есть, в принципе, не так далек тот день (по оценкам Минфина), когда доходы от нефти по той причине, что у нас меньше будет ее добываться, начнут снижаться. И, собственно, как раз размышления о целесообразности покупки нефтяных опционов как раз на эту вторую тему накладывается. Предполагается, что аукционы станут компенсацией того, что Россия будет получать меньше денег от нефти. Но не потому, что цена нефти упадет, а потому что ее будет меньше добываться.

Вообще, Стабфонд в том виде, в котором он существует, или Резервный фонд, в принципе, это вещи одного порядка. А смысл, каторый вкладывался в Стабфонд и будет вкладываться в Резервный фонд, следующий: это именно страховка на случай непредвиденных или ожидаемых ухудшений на мировых рынках, в первую очередь нефтяных. То есть в первую очередь - это защита для бюджета. Отчасти это будет защита для всей экономики, но в первую очередь это именно страховка для бюджета, страховка на случай выпадения доходов в связи со снижением нефтяных котировок. И в этом смысле здесь есть достаточно серьезное отличие от Фонда будущих поколений, в том числе по принципу инвестирования.

Во-первых, Фонд будущих поколений - это все-таки долгосрочные вложения, плюс ориентиром при его формировании в гораздо большей степени является доходность. А для Резервного фонда, каким он будет, или для нынешнего Стабилизационного фонда, основным принципом является именно сбережение денег, чтобы на случай непредвиденного осложнения всегда был запас, который можно использовать в тот же момент. То есть принцип получения максимальной доходности тут является совершенно третичным. Он, конечно, важен, но не настолько, чтобы поставить его на первое и на второе место.

В связи с тем, что есть уже упомянутая выше проблема замещения упадающих нефтяных доходов, мы можем обсудить и отдельно рассмотреть какие-то инструменты, которые помогут этого избежать или как-то компенсировать, но, на мой взгляд, это просто такой маленький эпизод в большом вопросе. Плюс надо иметь в виду, что фьючерсы не совсем подходят для решения такой долгосрочной задачи, как инвестирование средств Фонда будущих поколений, в связи с тем, что и так называемые длинные фьючерсы, т.е. фьючерсы, покупаемые на долгие сроки, - это достаточно плохо торгуемые инструменты. И можно говорить, что они на данном этапе не подходят, это можно будет обсуждать лет через 5-10 в будущем, но сейчас я буду удивлен, если они будут выбраны как инструмент инвестирования этих средств.

Но на самом деле набор инструментов инвестирования средств Фонда будущих поколений не должен быть ограничен. Я просто хочу отметить, чтобы не было у нас недопонимания, в сюжете про нефтяные фьючерсы, что я имею в виду, что исходя из принципа компенсации нефтяных доходов, я бы их сейчас не покупал. Но исходя из принципа доходности, если, например, фондом распоряжается профессиональный управляющий, который ожидает, что в ближайшие год и два цены на нефть пойдут вверх, то здесь привлекательность нефтяных опционов, естественно, становится достаточно высокой. И может быть даже она будет выше, чем, скажем, акции и облигации с сопоставимым риском. Поэтому, исходя из этого принципа, естественно, будет иметь смысл купить нефтяные опционы.

Роман Горюнов, зампредседателя правления ОАО «РТС», считает, что в российской биржевой практике нефтяные опционы пока не используются и если решение о введение такого инструмента будет принято, целесообразно рассмотреть возможность использования именно российской инфраструктуры финансового рынка.

С экономической точки зрения, покупка опционов пут - это хэджерская стратегия, защищающая участника рынка от падения цены. И поскольку российская экономика зависима от цен на нефть, в макроэкономическом смысле данная стратегия, безусловно, оправдана. Но следует отметить, что если сделки с опционами на нефть будут внебиржевыми, то нужно проработать систему гарантий. Также нужно помнить, что в долгосрочной перспективе стоимость такого хэджирования может оказаться сравнительно высока. Помимо этого опцион имеет конечный срок исполнения, что также может оказать свое влияние.".

Заключение

Энергетика является одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, по уровню ее развития и потенциальным возможностям можно судить об экономической мощи страны. Энергетическую ситуацию в мире можно назвать относительно благополучной благодаря большим запасам ископаемого топлива, стабильности цен, неуклонному прогрессу в области сохранения и рационального использования энергии, совершенствованию энергетических технологий, более эффективному применению рыночных регуляторов. Но высокого уровня потребления энергии достигли лишь промышленно развитые страны.

После мирового энергетического кризиса были приняты меры по сохранению и рациональному использованию энергии, что способствовало значительному снижению энергоемкости материального производства. В результате общая энергоемкость единицы ВВП в промышленно развитых странах с 1973 г. до начала 1990-х гг. снизилась на 22%, при этом нефтеемкость - почти на 38%.

Рост инвестиций не в производство электроэнергии, а в энергосберегающие технологии способствовал сокращению потребления энергии в промышленно развитых странах, что в свою очередь привело к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

За прошедшие три десятилетия структура энергопотребления на глобальном и национальном уровнях претерпела значительные изменения, однако по-прежнему исключительно важное значение имеют ископаемые виды топлива, на которые в конце 1990-х гг. приходилось более 90% мирового потребления энергоресурсов, в том числе: на нефть - 40,1, уголь - 27,8, природный газ - 22,9%.

Несмотря на почти трехкратное увеличение производства энергии за счет использования водных и ядерных источников, их доля в мировом энергобалансе остается незначительной - примерно 5 и 6% в конце 1990-х гг. При современных темпах роста потребления ископаемых видов топлива запасов нефти хватит минимум на 75 лет, природного газа - более чем на 100, угля - более чем на 200 лет.

По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), при сохранении современных тенденций в мировой энергетике в период до 2020, г. глобальное потребление первичных энергоресурсов может возрасти на 65%. Доля ископаемых видов топлива в мировом энергобалансе к 2020 г. должна сократиться до 76% и к 2050 г. - до 45% (табл. 1).

Для того чтобы Россия приблизилась к индустриально развитым странам по показателям удельной энергоемкости промышленного производства, необходимо время - время перехода. И если Россия хочет вернуть себе статус одной из самых передовых стран, времени на перестройку своей энергетики, и экономики в целом осталось не более 10 лет. Иначе в условиях сложившихся темпов развития научно-технического прогресса в мире Россия окончательно превратится в топливно-сырьевую периферию развитых стран.

Концепция новой Энергетической стратегии России на ближайшие 20 лет должна основываться на:

усилении государственного контроля за движением и использованием природных ресурсов;

увеличении доли экспортной валютной выручки на инвестиционные цели в нефтегазовой отрасли ТЭК;

восстановлении геологоразведочных работ и опережении роста разведанных запасов топлива по сравнению с добычей;

осуществлении широкой модернизации добычи и переработки топливно-сырьевых ресурсов;

изменении самой структуры ресурсопотребления в теплоэнергетических системах;

широком применении энергосберегающих технологий и т. д.

Для реализации этапа перехода в масштабах страны необходимо проведение следующих мероприятий:

перевод ТЭЦ и крупных котельных с природного газа на уголь;

перевод средних и мелких котельных с мазута и угля на местное низкокалорийное топливо (биомассу, торф, горючие сланцы, бытовые твердые отходы и т. д.);

развитие производства и широкое применение в энергетике нетрадиционных, альтернативных природному газу, метансодержащих газов (биометана, угольного метана, попутного нефтяного газа и т. д.);

широкое применение децентрализованных систем теплоснабжения на основе тепловых насосов и применение автономных систем для одновременного производства электроэнергии и тепла на основе когенерационных установок;

широкое внедрение в малую энергетику стирлинг-технологий и т. д.

Используемая литература

Кожевников Н.Н. Экономика и управление в энергетике. - м., 2003. - 384с.

Лавровский Б. Нужна ли России Сибирь?//Эксперт-Сибирь. - 13 (27) - 31 мая - 6 июня 2004

Моргунов Е. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОРНОЙ РЕНТЫ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ РОССИИ // Вопросы экономики. - 2005. - №2.

Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.:Инфра-М, 2007. - 368с.

Одинцов М. Российская энергетика: время развиваться// Экономика России: ХХI век». - № 22

Самсонов В.С. Экономика предприятий энергетического комплекса / Самсонов В.С., Вяткин М.А.. - М., 2003. - с.416

Чернухин А. А., Флаксерман Ю. Н. Экономика энергетики СССР: Учебник для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1985.

Щеглов А. Инвестиции в грядущее//странару. Национальная информационная служба. www.strana.ru

Похожие работы на - Государственные финансы: история развития отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!