Государственные финансы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,02 Mb
  • Опубликовано:
    2012-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные финансы

Содержание

1. Базовые принципы функционирования финансов

2. Структура бюджетной системы

3. Доходы местных бюджетов

4. Функции муниципальных финансов (распределительная, регулирующая, контрольная)

5. Понятие государственного (муниципального) долга

6. Формы и виды страхования

Список использованной литературы

Приложение

1. Базовые принципы функционирования финансов

Естественно финансовая политика в ее конкретном механизме функционирования финансов корпорации должна базироваться на определенных принципах, соответствующих рыночной экономике.

По рекомендации российского ученого принципами современной организации финансов корпораций могут являться следующие показатели:

. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования, т.е. бюджетирования и контроля.

. Финансовое соотношение сроков - обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимается и возможность их сохранения от обесценивания при размещении в ценные бумаги, депозиты.

. Гибкость, т.е. маневрирование-обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

. Минимизация финансовых издержек - финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым "дешевым" способом.

. Рациональность - вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

. Финансовая устойчивость - обеспечение финансовой независимости, т.е. соблюдение критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности корпорации, т.е. ее себестоимости к погашению своих краткосрочных обязательств.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной корпорации. При этом необходимо у читывать:

сферу материального производства и непроизводственной сферы;

отраслевую принадлежность, т.е. промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля;

виды или направления деятельности, как-то экспорт, импорт;

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

2. Структура бюджетной системы

Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных). Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления. В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).

Рис. 1. Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства:

Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

Госбюджет

Местный бюджеты

Федерального (США, Канада, Россия)

Госбюджет

Федеральные бюджеты

Местные бюджеты

К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.

Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

·        федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·        бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·        местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

·        бюджеты городских и сельских поселений.

В комментируемой статье рассматривается структура бюджетной системы РФ. Она состоит из трех уровней. По сравнению с прежними законодательными актами основное изменение состоит в том, что в состав бюджетной системы включены бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подобное расширенное толкование ввелось в БК РФ впервые. Можно сказать, что авторы БК РФ определили три уровня бюджетов и бюджетную систему РФ, состоящую из трехуровнего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система в РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется посредством норм права.

В бюджетную систему РФ входят бюджеты трех уровней:

к первому уровню относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень состоит из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Денежные средства, находящиеся в бюджетной системе РФ, в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет использования средств, привлеченных на возвратной основе через внутренний или внешний кредит. Из налогового законодательства следует, что под доходами, полученными за счет налогов, следует понимать федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также сюда можно отнести штрафы и пени. Доходы с налогов закрепленные за бюджетами соответствующего уровня и бюджетами государственных внебюджетных фондов, считаются собственными доходами бюджетов. БК РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Одной из наиболее важных и основных проблем для РФ стала проблема нехватки денежных средств, необходимых для решения всех государственных задач, проблем и реализации планов. Чтобы обеспечить выполнение наиболее важных направлений деятельности государства по аналогии с зарубежным опытом, стали создаваться внебюджетные фонды.

Средства внебюджетных фондов формируются за счет специально установленных обязательных платежей юридических и физических лиц, а также добровольных выплат, и расходуются строго в соответствии с целями, для которых они были учреждены.

Внебюджетный фонд - это денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, которые нужны для реализации необходимых условий жизни и достойного существования граждан, а именно: на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Наряду с внебюджетными фондами существуют также бюджетные целевые фонды.

Целевым бюджетным фондом является фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:

в материальном аспекте бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый государством либо его территориальными образованиями и обеспечивающий выполнение функций органов власти и управления соответствующей территории;

в экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов;

как правовая категория бюджет - это основной финансовый план соответствующей территории.

Бюджет как в целом для РФ, так и для территориальных единиц играет значительную роль, через него реализуется региональная и национальная политика, за его счет происходит развитие международных связей; бюджет является основой финансовых ресурсов государства и является единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов предназначены для решения задач и вопросов, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетной системы РФ.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).

финансы бюджетный муниципальный страхование

3. Доходы местных бюджетов

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Порядок формирования местных бюджетов определен Бюджетным кодексом РФ.

Формирование и исполнение местных бюджетов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, открытости формирования и использования финансовых ресурсов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1)      доходов от местных налогов;

2)      доходов от региональных налогов и сборов;

4)      доходов от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

5)      межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, иных безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней;

6)      доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

7)      добровольных пожертвований;

8)      бюджетных кредитов.

Местные налоги - это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами.

В БК РФ доходы местных бюджетов подразделяются на собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов (ч. 1 ст. 60 БК РФ); а также на налоговые и неналоговые доходы (ст. 61, 62 БК РФ).

К собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 47, 62 БКРФ): налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы; доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением средств на исполнение делегированных полномочий).

К собственным доходам местных бюджетов относятся и средства самообложения граждан. Это разовые платежи граждан, уплачиваемые из принадлежащих им средств, для решения вопросов местного значения, возникающих на территории муниципального образования. Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования, размер платежей может быть уменьшен.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований включают: собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ (согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ перечень местных налогов и сборов ограничен двумя налогами: земельным налогом и налогом на имущество физических лиц); отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам в соответствии с бюджетным законодательством; государственную пошлину, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии с бюджетным законодательством в доходы федерального бюджета, по нормативу 100% по местонахождению кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формулируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ. К ним относятся: доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Например, средства, полученные от аренды или сдачи во временное пользование муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждения находящихся в ведении местных органов власти (например, коммунальные услуги, предоставленные организациями органов местно самоуправления); штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения и ); часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления; безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней, имеющих целевое (субвенции) и нецелевое (дотации) назначение (они играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов).

Допускается поступление иных неналоговых доходов по нормативам, установленным федеральными и региональными законами, а также правовыми актами органов местного самоуправления. Например, пожертвования в пользу муниципального образования от физических и юридических лиц.

. Функции муниципальных финансов (распределительная, регулирующая, контрольная)

Муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.

Распределительная функция муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Регулирующая функция финансов.

Распределительная и контрольная функции финансов проявляются не стихийно, а на основе законов и правовых актов. Совокупность правовых норм, положений, правовых актов позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства и хозяйствующих субъектов, тем самым воздействовать на процесс воспроизводства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений государством в лице органов федеральной власти, Центрального банка России используются такие методы, как государственное бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование, федеральные программы помощи отдельным категориям бюджетной сферы.

Регулирующая функция финансов проявляется и на уровне элементов институциональной экономики, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. В последнем случае можно говорить о саморегуляции финансов под воздействием внешних и внутренних факторов.

Основной ролью финансов является то, что они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

Контрольная функция муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

o   контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

o   контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

5. Понятие государственного (муниципального) долга

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

.        кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

.        государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

.        договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

.        переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

.        соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:

·        ревизия бюджета субъекта РФ;

·        передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;

·        иные меры.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);

нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:

·        на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");

·        начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;

·        начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

6. Формы и виды страхования

Страхование осуществляется преимущественно в двух формах: в добровольной и обязательной.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования определяются страховщиком самостоятельно в соответствии с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ГК РФ. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами РФ. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

К сфере обязательного страхования также относятся:

♦ обязательное медицинское страхование граждан; обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте; обязательное государственное личное страхование военнослужащих; обязательное личное страхование сотрудников Государственной налоговой службы РФ; должностных лиц таможенных органов РФ; обязательное страхование работников с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав гражданской авиации, спасатели Министерства чрезвычайных ситуаций, работники железнодорожного транспорта);

♦ обязательное страхование имущества граждан (дома, садовые домики, гаражи, хозяйственные постройки) в размере 40% их стоимости по государственной оценке.

Классификация предусматривает 23 вида страховой деятельности (медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование транспортных средств и других видов имущества, ответственности за неисполнение обязательств по договору, страхование предпринимательских рисков ).

Условно эти виды можно объединить в четыре группы: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Личное страхование. Перечень объектов страхования и возможных страховых случаев по договору личного страхования определен Федеральным законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 172-ФЗ Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Объектами личного страхования могут быть "имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица". В соответствии со ст. 934 Гражданского кодекса РФ сущность договора личного страхования заключается в следующем: по нему одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

К видам личного страхования относятся: страхование жизни, детей в возрасте до 16 лет, воспитанников детских домов, жизни на случай родов, на случай болезни, на случай хирургического вмешательства, от несчастных случаев и др.

Правительство РФ в части личного страхования разрешило относить на себестоимость продукции платежи по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней. Это постановление освободило от налога на прибыль предприятия, направляющие средства на уплату страховых взносов по договорам страхования жизни. Личное страхование осуществляется в форме добровольного и обязательного страхования.

Имущественное страхование. В современных условиях имущественное страхование приобретает все большее значение. В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск недополучения ожидаемых доходов.

Наиболее распространенными видами имущественного страхования являются: страхование имущества предприятий, организаций, учреждений, граждан; страхование грузов; противопожарное страхование; страхование самолетов и морских судов. Договор страхования перевозки грузов заключается с ответственностью за все риски или без ответственности за повреждения. Обязательным является страхование грузов при международных перевозках. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено проведение как добровольного, так и обязательного противопожарного страхования. Затраты на страхование от пожаров выводятся из-под налогообложения предприятий. Распространенным видом имущественного страхования стало страхование автотранспортных средств (на случай угона, аварии, взрыва, пожара, повреждений) воздушных и морских судов.

Страховые платежи по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества включаются в себестоимость продукции. Однако суммарный размер платежей на эти цели страхования (доля включения в издержки производства) не должен превышать 1% объема реализуемой продукции.

Существует и вид имущественного страхования, как страхование жилья (имущественного фонда).

Распространенными видами являются добровольное страхование домашнего имущества, страхование домашних животных, семей пчел. К виду страхования домашнего имущества относится страхование изделий из драгоценных металлов.

При страховании ответственности объектом выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В соответствии со ст. 931 Гражданского кодекса РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которого такая ответственность может быть возложена.

Страхование ответственности является разновидностью имущественного страхования.

Наибольший интерес в этом страховании вызывает страхование ответственности за жизнь пассажиров и сохранность багажа при воздушных, морских и речных перевозках. Страхование имеет целью обеспечить выплату потерпевшим денежного возмещения за причиненный ущерб в случае гибели, повреждения имущества или несчастного случая с физическим лицом.

Страхование предпринимательских рисков. Сущность этого вида страхования заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространенным является страхование банковских кредитных рисков. Объектами страхования кредитных рисков являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты (кредитование капитальных вложений). При невозврате кредита кредитная организация (кредитор) получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита.

Объектом страхования могут выступать коммерческие операции на случай возможных убытков вследствие нарушения одной из сторон (контрагентом) своих обязательств. В данном случае к убыткам относятся неполучение ожидаемых доходов, повреждение или утрата имущества, которые являлись предметом коммерческой операции.

С коммерческим риском связано страхование внешнеэкономических рисков, включающее страхование экспортно-импортных грузов, а также перевозочных средств (суда, самолеты), международных торгово-промышленных выставок, организуемых за рубежом.

Список использованной литературы

Нормативная литература

.        Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ)

.        Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".

Научная литература

.        Государственные и муниципальные финансы. Мысляева И.М.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.

.        Государственные и муниципальные финансы. Под общ. ред Мацкуляка И.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2007. - 640 с.

.        Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. Новикова М.В. М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

.        Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2008. - 576 с.

.        Муниципальное право России : курс лекций / И. В. Захаров, А. Н. Кокотов, А. Н. Костюков [и др.]; под ред. А. Н. Кокотова. - М.: Проспект, 2008. - 256 с.

.        Постовой, Н.В., Таболин, В.В., Черногор, Н.Н. Муниципальное право П63 России [Текст] : учебник / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор; под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД "Юриспруденция", 2008. - 400 с.

.        Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.: Финансы и статистика, 2004. - 504 с.

Приложение


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!