Валютный рынок России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный рынок России

Введение

валютный рынок россия

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Современное положение валютной системы России находится в стадии доработки. Но уже сейчас можно говорить о становлении российского рубля в качестве региональной, а, впоследствии, и мировой валюты, а также о создании международного финансового центра в нашей стране. Особенное внимание к этому вопросу придает теме работы актуальность и востребованность на данный момент.

Цель работы заключается в оценке особенностей современного состояния валютного рынка России, раскрытии основных тенденций его развития, а также подходах к их организации.

Цель работы определяет следующие задачи:

определить сущность валютной системы, ее задачи, функции и роль;

разобрать основные международные валютно-финансовые организации;

выявить ключевые элементы валютной системы;

изучить этапы становления российской валютной системы;

рассмотреть особенности устройства валютной системы России;

провести анализ фактического состояния валютного рынка России;

обосновать основные проблемы, осложняющие развитие валютной системы России;

составить комплексный подход к решению поставленных проблем.

Объектом исследования данной работы является национальная валютная система России. Предмет исследования - современное состояние российского валютного рынка, особенности функционирования его элементов, а именно динамика валютного курса рубля, становление его, как абсолютно конвертируемой валюты в системе современной рыночной конъюнктуры.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды таких авторов, как Л.Н. Красавина (заслуженный деятель науки, профессор, директор ЦФПИ Финансовой академии), Г.Б. Поляк (заслуженный деятель науки РФ, академик, д.э.н., профессор),М.П.Осадчий (аналитик ИГ «АнтантаПиоглобал»), В.И. Осаковский (начальник управления макроэкономического анализа исследований «ЮниКредит Банка»), А.Г. Некипелов (академик РАН, вице-президент РАН).

Эмпирическая база представлена статистическими данными Центрального банка РФ, данными МВФ и ФБ ММВБ. Основные аспекты устройства и функционирования валютной системы России опираются на законодательные акты, такие как, Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании ивалютном контроле», ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г., ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990г., Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

Курсовая работа изложена на 35 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список использованных литературы, включающий 23 наименования. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты рассматриваемой темы. Во второй главе дается анализ функционирования валютной системы РФ. В третьей главе определены основные проблемы развития национального валютного рынка и пути их решения. В заключении подведены итоги результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на устранение проблемных явлений в системе валютного рынка государства.


1. Основополагающие понятия валютной системы России

.1 Сущность валютной системы, ее задачи, функции и роль

По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.

Интеграция стран, в том числе современной России, в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях [13, C. 160-161].

В связи с этим исторически сформировались международные валютные отношения- совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире - Древней Греции и Древнем Риме - в виде вексельного и меняльного дела. Следующей вехой их развития явились средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капитализма стала развиваться система международных расчетов через банки.

Постепенно международные валютные отношения приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система -форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Это совокупность элементов, которые структурно и функционально взаимосвязаны - и участвуют в её функционировании и управлении. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы [12, C. 454-455].

Национальная валютная система - это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного производства.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, регламентируемые национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере [7, C.184-195].

Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы (это ясно видно на примере того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной системой и т.д.).

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависит экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно-развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно-развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно - монополистического регулирования валютной сферы на национальных и наднациональных уровнях [8, C. 364-365].

Таким образом, учитывая, что валютные системы разного уровня находятся в постоянном развитии, целесообразно рассмотреть международные организации, основной целью которых является обеспечение мирового валютного баланса, а также стабильное развитие стран мира.

1.2 Основные международные валютно-финансовые организации

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность международной валютной системы, является Международный валютный фонд (МВФ).В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и т.д.[14, C. 174-175].

Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Скандинавский инвестиционный банк, Андский резервный фонд, Арабский валютный фонд, Африканский фонд развития, Восточно-Африканский банк развития, Международную ассоциацию развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др. [13,C.8-9].

Рассмотрим подробнее основные валютно-финансовые институты.

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам-членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся.

Страны-члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития [9, C. 214-215].

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название "Всемирного банка" и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. - Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. - Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. - Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования - отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность [23, C. 196-197].

Основная цель региональных банков развития - совершенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях Европейского союза.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. - Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют [21, C. 386-387].

Итак, роль международных финансовых организаций повышается в условиях интернационализации и глобализации экономики. К таковым организациям относятся такие институты, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейскийбанк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский фонд валютного сотрудничества. Основной целью их деятельности является конструктивная организация грамотной финансовой поддержки развивающимся странам.

1.3 Ключевые элементы валютной системы

Национальная валютная система - часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят следующие элементы:

·Национальная валюта;

·Условия конвертируемости национальной валюты;

·Паритет национальной валюты;

·Режим курса национальной валюты;

·Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль;

·Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны;

·Регламентация использования международных кредитных средств обращения;

·Режим национального валютного рынка и рынка золота;

·Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны.

Основой национальной валютной системы является национальная валюта- установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в международных операциях, называются валютой. После первой мировой войны возникло понятие девиза -любое платежное средство в иностранной валюте. Иностранная валюта используется в международных валютных, расчетных, кредитных и финансовых операциях, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории другого государства. При сильной инфляции, экономической и политической нестабильности в стране национальную валюту вытесняет более стабильная иностранная валюта, в современных условиях - доллар, евро, происходит долларизация экономики. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства [12, C. 28-29].

Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, то есть размена на иностранные. Различаются:

·свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. К этой категории относятся денежные единицы США, Канады, стран-членов ЕЭС, Швейцарии, Японии, Швеции, Австрии и др.;

·частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

·неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

Элементом валютной системы является валютный паритет- соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом или серебряном - базой валютного курса являлся монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Режим валютного курса является также элементом валютной системы. Различают фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности [11, C.64-65].

Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными ценностями служат также объектом межгосударственного регулирования через МВФ.

Что касается международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе - Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Регулирование международной валютной ликвидности, как элемента валютной системы, сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и обеспеченность его международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ служит показателем ее платежеспособности [10, C. 50-51].

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы - институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах - органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ, в Экономическом и валютном союзе ЕС, заменившем в 1999 г. Европейскую валютную систему, - Европейский центральный банк. Эти институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Подводя итог, важно отметить следующее, основой национальной валютной системы является национальная валюта- установленная законом денежная единица данного государства. Валютную систему, в свою очередь, характеризует степень конвертируемости валют, то есть размен национальной валюты на иностранную. Соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке, является валютным паритетом.

Базовым элементом валютного рынка государства является регламентация деятельности национальных органов управления и регулирование валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах - органы валютного контроля).

2. Особенности функционирования валютной системы России

.1 Этапы становления валютной системы России

В настоящее время валютный рынок Российской Федерации находится в стадии формирования. Начало его становления относится к 1986 г., когда валютная монополия государства была разрушена и практически все хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок.

До 1986 г. в СССР отсутствовала необходимость в валютном регулировании внешнеэкономической деятельности. Это объяснялось существованием государственной монополии на операции с валютой, которая проявлялась в отсутствии связей между внутренними рынками капитала, товаров и услуг и соответствующими мировыми рынками; полной централизации управления валютными ресурсами государства; минимальном количестве участников внешнеэкономической деятельности. От имени государства на международном рынке выступало несколько крупных внешнеторговых объединений. Валютная выручка от экспорта концентрировалась на счетах Внешторгбанка СССР. Государство в лице Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка СССР осуществляло плановое распределение средств, полученных от привлеченных валютных кредитов и экспортной выручки в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Выделение предприятиям валютных средств осуществлялось в строгом соответствии с размером предоставленных им лимитов. Существовало несколько режимов валютного курса рубля к доллару США. Официальный курс рубля к доллару резко отличался от рассчитанного на основе паритета покупательной способности [13, 50-51].

В 1986 г. (с появлением Закона РФ "О государственном предприятии") начинается новый этап в формировании валютного рынка на территории СССР. В соответствии с этим Законом почти все субъекты российской экономики получили право выхода на внешний рынок. Начался период децентрализации внешнеэкономической деятельности. В это время валютные поступления от экспорта делились в определенных пропорциях между государством и непосредственными производителями экспортной продукции: 20% валютной выручки оставалось в пользовании предприятия, 80% продавалось государству по фиксированному курсу. Следует отметить, что в этот период отсутствовал специальный орган валютного регулирования, не был принят закон, регулирующий валютные операции на территории СССР. Источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.

В 1989 г. впервые появляется официально признанный валютный рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка СССР. Валютные аукционы были организованы на основе конкурса заявок на покупку-продажу иностранной валюты предприятий и организаций, имеющих счета во Внешторгбанке. В ходе аукционов устанавливался текущий рыночный курс рубля к доллару. В этот период валютный рынок не играл значительной роли в экономике страны.

Период децентрализации внешнеэкономической деятельности, характеризующийся почти полным отсутствием государственного регулирования и контроля за движением валютных средств, закончился к 1991 г., когда был принят Закон СССР "О валютном регулировании". Впервые в юридическую практику были введены такие понятия, как валюта СССР, иностранная валюта, валютные ценности, текущие операции с валютой и др. В этот период получают бурное развитие валютные биржи, активно формируется инфраструктура валютного рынка. С распадом СССР и образованием Российской Федерации потребовалась корректировка данного Закона с учетом особенностей валютного рынка РФ и необходимости проведения ею самостоятельной экономической политики, в том числе и валютной.

Вступление в силу Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 г. открыло новый этап валютного регулирования в России. В апреле 1992 г. Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международный валютный рынок. В дальнейшем совершенствование валютного регулирования идет по пути его ужесточения и централизации контроля за ведением валютных операций субъектами валютного рынка Российской Федерации [19, C. 68-69].

В настоящее время валютное законодательство России во многом противоречиво, но достаточно жестко ограничивает процесс "бегства" капитала из России.

Таким образом, становление валютной системы РФ прошло путь от полного отсутствия минимальных административно-правовых институтов регулирования до комплексной системы управления валютными процессами.

2.2 Особенности устройства валютной системы России

Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютных взаимоотношений с другими странами. Она находится в процессе становления и окончательно не сформировалась. Однако ее контуры и ведущие тенденции выявились достаточно определенно. По основным параметрам российский институциональный валютный механизм практически приблизился к международным критериям.

Национальная валютная система России сформирована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку она стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ. Признание Устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства национальной валютной системы, рассмотрим основные элементы современной валютной системы России [6, C. 146-147].

Основой валютной системы является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение в результате денежной реформы 1992-1993 гг. взамен рубля СССР. Тем самым была обособлена национальная денежная и валютная система России от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли. Золотое содержание советского рубля имело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему Уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя обязательства, налагаемые Статьей VIII (разделы 2, 3, 4) Устава МВФ. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям как резидентов, так и нерезидентов, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях.

Валютный курс рубля официально не привязан к иностранной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей.

После кризиса 1998 г. Центральный банк РФ ежедневно объявляет официальный курс на основе итогов торговой сессии на ММВБ. Курсы других валют определяются на основе кросс-курса с использованием курсов этих валют к доллару на мировых валютных рынках [12, C. 30-31].

Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют, в частности, использование векселей и чеков.

Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки. Помимо банков на валютном рынке работают восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ.

В России сформирован правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Согласно валютному законодательству органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ.

Основным законодательным актом, регулирующим валютные отношения, валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

·приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

·исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

·единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

·единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

·обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основополагающие принципы, по сути были определены, исходя из опыта функционирования валютных бирж, в частности ММВБ, чья роль крайне важна в функционировании валютной системы РФ [21, C. 524-525].

На первых порах специфика валютного рынка России состояла в преобладании торгов иностранной валютой на валютных биржах. Главную роль среди них играет ММВБ. Валютные биржи выполняют посреднические функции в качестве торговых площадок и функционируют по установленным правилам. Однако сама биржа не может выступать в качестве партера по совершаемым сделкам.

Первая валютная биржа России - ММВБ - была создана 9 января 1992 г. До кризиса 1998 г. операции на ММВБ осуществлялись по принципу сделок по цене фиксинга на доллары США и марки ФРГ против рубля. Фиксинг при биржевой аукционной торговле валютой представлял собой процедуру последовательного изменения межбанковского валютного курса рубля и соответственно объема заявок на покупку и продажу валюты до тех пор, пока не определялся курс, при котором эти заявки уравновешивали друг друга. В операциях биржи могли принимать участие банки - члены ММВБ по поручению своих клиентов и от собственного имени. Сделки по купле-продаже валюты производились на условиях немедленной поставки. Активное участие в операциях биржи принимает Центральный банк РФ, в основном для валютных интервенций.

В 1992 г. были учреждены пять региональных валютных бирж: Санкт-Петербургская, Ростовская межбанковская, Уральская региональная в Екатеринбурге, Сибирская межбанковская в Новосибирске и Азиатско-Тихоокеанская межбанковская во Владивостоке; в 1995 г. еще две биржи - Нижегородская валютно-фондовая и Самарская валютная межбанковская.

В ноябре 1993 г. была организована Ассоциация валютных бирж России. Ее цели: создание единой биржевой инфраструктуры валютного и фондового рынков; координированное развитие его новых сегментов в регионах страны; унификация правил торгов и экспертиза нормативных актов, касающихся деятельности валютных бирж.

Подводя итоги вышесказанного, необходимо остановиться на следующих основных моментах:

Национальная валютная система России сформирована с учетомструктурных принципов мировой валютной системы, поскольку она стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ.

В РФ устранены валютные ограничения и введена конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям как резидентов, так и нерезидентов, не прибегая к практике множественности валютных курсов, не участвуя в дискриминационных валютных соглашениях.

Основным законодательным актом, регулирующим валютные отношения, валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

.3 Анализ фактического состояния валютного рынка государства

Российская статистика валютных операций имеет определенную специфику в методологии расчета показателей, характеризующих объем и структуру рынка. Корректное сопоставление данных о валютных рынках различных стран возможно на основе обзора «Foreign Exchange and Derivatives Market Activity», характеризующего основные показатели и тенденции развития мирового валютного рынка (Forex) и выпускаемого Bank for International Settlement (BIS) раз в три года. Благодаря опубликованному очередному обзору BIS возникает реальная возможность оценить последствия либерализации российского валютного рынка и определить, насколько тенденции его развития соответствуют мировым. Сопоставление со статистикой BIS в целом и с отдельными странами позволяет понять, насколько, стремясь к полной конвертируемости рубля, Россия приблизилась к мировым стандартам не только по снятию ограничений на движение капитала, но и по объему, структуре и технологиям валютного рынка[15, C 12-13].

Доля российского сегмента на мировом валютном рынке пока невелика. Среднедневной объем операций в апреле 2009 г., по данным BIS, находился на уровне 50 млрд. долл., составив 1,3% мирового валютного рынка. По спот-операциям роль российского рынка значительно выше: на него приходится более 3% мирового оборота, а по срочным сделкам и валютным свопам удельный вес российских операций составляет менее 1% мирового оборота. Увеличению интереса инвесторов к российским активам способствовали: либерализация валютного регулирования, развитие российского фондового рынка, рост нефтяных цен и укрепление рубля.

Итоги 2009 г. подтверждают, что основные направления изменения структуры российского валютного рынка находятся в русле мировых тенденций. Валютные пропорции все более определяются не столько потоками экспортной выручки, сколько движением международного капитала, ликвидностью финансовой системы, развитием законодательства. В соответствии с тенденциями мирового рынка доля прямых конверсионных спот-операций на российском межбанковском рынке за четыре года снизилась с 78,8 до 62,1% за счет роста «денежного» и «страхового» сегментов (своп-операций и срочных валютных сделок). На биржевом рынке эти процессы также шли интенсивно: удельный вес кассовых сделок снизился с 60,6% в среднем за 2007 г. до 57,9% в I кв. 2009 г. (таблица 2.1).

Рост волатильности курсов основных валют, формирование нормативно-правового поля срочного рынка и привлечение новых участников способствовали дальнейшему росту доли валютных фьючерсов, достигшей в I кв. 2009 г. 6,3% валютного оборота ММВБ, но еще отстающей от 12-процентной среднемировой величины.

Снятие валютных ограничений и движение к свободной конвертируемости рубля пока не привели к существенному росту ролироссийской валюты на международной арене. По данным BIS, доля операций с рублем в общем обороте мирового рынка увеличилась с 0,7% в 2006 г. до 0,8% в 2009 г. [15, C. 12-13].

Таблица 2.1 - Структура оборота валютного рынка по видам операций, %

Вид операцийМировой валютный рынокРоссийский валютный рынокВалютный рынок ММВБ2007г.2008г.I кв. 2009г.Спот-операции3362,160,656,557,9Валютные свопы5635,236,138,135,8Форварды и фьючерсы122,73,35,46,3

В связи с продолжающейся дедолларизацией экономики на российском межбанковском валютном рынке наиболее быстро снижается доля операций «доллар-рубль»: с 64,9% в среднем за 2007 г. до 49,9% в I кв. 2009 г. (таблица 2.2). Если в 2007 г. вклады в валюте составляли примерно 20% всех депозитов населения, то в декабре 2008 г. их доля снизилась до 13%. «Девалютизация» характерна и для депозитов предприятий: удельный вес валютных депозитов, большинство из которых традиционно были долларовыми, снизился с 34% в среднем за 2007 г. до 23,8% в конце 2008 г. [15, C. 14-15].

Таблица 2.2 - Структура межбанковского валютного рынка по валютным парам, %

Валютная пара2006г.2007г.2008г.I кв. 2009г.Доллар-рубль72,264,952,149,9Евро-рубль0,81,61,71,4Евро-доллар18,924,429,231,2Прочие8,19,117,017,4

Наблюдаемое на российском рынке увеличение доли операций нерезидентов отражает рост доверия к нему со стороны иностранных инвесторов. Расширению их активности способствовали либерализация валютного регулирования, совершенствование законодательства и развитие финансовой инфраструктуры.

На 1 марта 2009 г. в России зарегистрировано 204 банка с иностранным участием, в начале 2008 г. их было 153. Доля капитала нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале российских банков к 1 апреля 2009 г. возросла до 25,7% по сравнению с 15,9% на 1 января 2008 г.

Вектор развития - электронные технологии.Российский валютный рынок видоизменяется в русле мировых тенденций развития технологий торговли. Согласно опросам BIS, электронные торговые системы и особенно алгоритмическая торговля, имеют наибольшие темпы роста[11, C.66-67].

По оценкам Towergroup на 2008 г., через электронные торговые системы проходит 44% оборота валютного рынка.

На российском рынке, согласно опросу ЦБ РФ, главенствующая роль принадлежит прямому двустороннему трейдингу с использованием наиболее распространенных информационных систем Reuters и Bloomberg. В результате на две группы - «Межбанк напрямую» и «Напрямую с клиентом» - в совокупности приходится 55% оборота российского валютного рынка, из которых 33% составляют сделки крупнейших банков-респондентов друг с другом, а 22% - их оборот с клиентами (другими кредитными, финансовыми и нефинансовыми организациями).

Таким образом, можно выделить основные особенности валютного рынка РФ. Во-первых, происходит диверсификация: отмечается рост операций с единой европейской валютой, меняется состав участников валютного рынка в связи с расширением доступа на него небанковских организаций.

Во-вторых, в соответствии с инновационным развитием экономики на финансовом рынке расширяется спектр инвестиционных инструментов, в том числе рублевых, для российских и иностранных инвесторов. Для повышения надежности рублевых операций совершенствуется инфраструктура рынка.




3. Проблемы функционирования валютной системы России и пути их решения

.1 Основные проблемы, осложняющие развитие валютной системы РФ

В основе инновационного социально-экономического развития России стоит необходимость грамотного системного подхода к совершенствованию валютной политики и разработке валютной стратегии России с учетом новых явлений в национальной и мировой экономике.

В основных направлениях единой денежно-кредитной политики валютная политика занимает скромное место и ограничена в основном проблемами курсовой политики Банка России и золотовалютных резервов. Между тем комплексная валютная политика должна включать и другие ее направления - регулирование валютного рынка, совершенствование управления международными резервами, переход к реальной свободной конвертируемости рубля и его использованию как региональной/мировой валюты, а также валютное обеспечение инновационного процесса.

Итак, рассмотрим основные проблемы и тенденции развития валютной системы России:

. Основной задачей для нашей страны является становление российского рубля в качестве региональной, а последствии, и мировой валюты. Для этого необходимо разработать валютную стратегию России. На данном этапе формируются два ее направления: использование рубля как региональной валюты и создание мирового финансового центра в нашей стране [11, C. 70-71].

. Также актуальной проблемой является недостаточный уровень инновационной активности в России и отставание ее от развитых стран по доле инновационной продукции в промышленном производстве (5,5%), экспорте (7,9%), а также по удельному весу инновационно-активных предприятий (менее 11% против почти 50% в Германии, Франции, Бельгии).

. Зависимость от сырьевого экспорта. В период роста экономики и мировых цен на сырьевые товары доходы населения росли, рубль укреплялся, но потребители предпочитали покупать импортные товары. Развитие отечественного производства в значительной степени сдерживалось высоким курсом рубля, что начиная с 2005 г. вело к нарастанию риска разворота тренда развития [2, C. 43-44].

. Современному финансовому рынку присущи проблемы: колоссальные объемы трансграничного перелива капиталов, подчиняющиеся малообъяснимым внеэкономическим импульсам; снижение воспроизводственной основы для возврата капитала; методологические неточности статистического учета и сложность экономической интерпретации полученных статистических данных.

. В соответствии с инновационной моделью развития экономики на российском валютном рынке активизируется использование современных электронных технологий. В этой связи стоит задача развития национальной платежно-расчетной системы, прежде всего, приближение форматов российских платежных поручений к стандартам международной системы СВИФТ, а также активизация системы расчетов в режиме реального времени.

Безусловно, круг указанных проблем не является полностью завершенным, но наиболее актуальные вопросы функционирования валютной системы России в нем отражены.

3.2 Комплексный подход к решению поставленных проблем

Важно, понимать, что только при условии системного рассмотрения того или иного вопроса возможно добиться наиболее грамотного его решения. Поэтому имеет смысл обозначить наиболее универсальные и в то же время разносторонние способы преодоления сложностей развития валютного рынка РФ, что бы обеспечить наиболее содержательные пути решения.

Прежде всего, необходимо продолжать политику диверсификации валютных резервов, вести переговоры с ведущими странами о необходимости постепенного перехода к новому мировому валютному порядку, базирующемуся на более широкомиспользовании расчетов в национальных валютах; повышать роль рубля в СНГ с целью придания ему статуса региональной валюты. Последнее направление следует развивать путем широкого применения различного рода финансовых и кредитных льгот для экспортеров и импортеров товаров и капиталов, оперирующих российскими деньгами [17, C. 18-19].

Важным также представляется заключение соглашения между заинтересованными странами СНГ о переходе к системе межгосударственных расчетов, базирующейся исключительнона национальных валютах, где в силу несравненно более высокого экономического потенциала России существенно возросла бы роль российской денежной единицы.

Стимулирование инновационно-инвестиционной политики должно осуществляться по следующим направлениям: реализация масштабных проектов совместно государством и частным бизнесом; предоставление налоговых и других льгот; отмена пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования и повышение пошлин на ввоз устаревших образцов. Решение этих задач зависит и от курсовой политики. Поэтому необходим оптимальный уровень повышения (снижения) курса рубля, так как чрезмерное его изменение вызывает негативные последствия для экономики России и ее инновационного развития. Учитывая значение валютного фактора развития российской экономики, особенно по инновационному пути, актуальным являются исследования проблем стабильности национального валютного рынка, минимизации валютных рисков, тенденций изменений в валютной структуре сбережений населения, роли оффшорных зон в миграции частного капитала, перспектив иностранных инвестиций [18, C. 108-109].

Крайне важно развивать четкую систему мониторинга и контроля за политикой компаний в сфере привлечения и использования иностранных инвестиций. Подобная система должна включать сопоставление стоимостных характеристик экспорта и импорта капитала Российской Федерации с международными и внутрироссийскими финансовыми показателями; анализ структуры использования привлеченных иностранных ресурсов с точки зрения вложений в модернизацию отечественных производств; анализ уровня проникновения иностранного капитала в акционерный капитал российских компаний и контроль за сохранением экономической безопасности Российской Федерации.

Говоря об экономической безопасности Российской Федерации, уместно отметить, что необходимо противостоять «экономическому эгоизму», источником которого является привилегированное положение доллара как доминирующей мировой валюты. Снова отметим важность роли российского рубля как единой, в перспективе, региональной валюты.

Исходя из выше изложенного, очевидно, что пути решения касаются большого количества вопросов, поэтому необходимо крайне детально подходить к их применению, т.к. это обеспечит наиболее эффективный результат в преодолении сложностей функционирования валютной системы Российской Федерации.


Заключение

Подводя заключительные итоги исследования, еще раз остановимся на ключевых положениях темы работы. Национальная валютная система - это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного производства.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

В настоящее время валютный рынок Российской Федерации находится в стадии формирования, из этого следует, что существует ряд проблем, требующих решения для успешной работы денежно-валютного механизма страны в целом. К данным проблемам следует отнести:

недостаточный уровень инновационной активности в России и отставание ее от развитых стран по доле инновационной продукции;

зависимость от сырьевого экспорта.

недостаточное использование современных электронных технологий, в этой связи стоит задача развития национальной платежно-расчетной системы, прежде всего, приближение форматов российских платежных поручений к стандартам международной системы

проблема становления российского рубля в качестве региональной, а в перспективе, мировой валюты.

Заявленные проблемы требуют конкретных путей решения, в работе изложены направления деятельности для улучшения состояния денежно-валютной системы государства. Следует отметить, что для преодоления проблемы становления российской валюты в качестве мировой, необходимо разработать валютную стратегию России. На данном этапе формируются два ее направления: использование рубля как региональной валюты на территории стран СНГ,за счет перехода к системе межгосударственных расчетов, где в силу более высокого экономического потенциала России существенно возросла бы роль отечественной денежной единицы.

Наиболее существенным моментом, при рассмотрении проблематики развития денежно-валютной системы РФ является комплексный подход, поэтому в работе, прежде всего, делается упор на данный принцип, определяющий эффективность и значимость исследований.


Список используемой литературы

.Антонов, Н.Г.Денежное обращение, кредит и банки : учебник / Н.Г.Антонов, М.А.Пессель. - М. : Москва, 2007. - 480 с.

.Буторина, О. Грядущие изменения в международной валютной системе / О. Буторина // Рынок ценных бумаг. - 2007. - №8. - С.42-45.

.Воронина, Л.А. Парадигма развития Российской банковской системы в условиях финансовой глоболизации / Л.А.Воронина, Э.Н.Колкарева, С.В.Ратнер // Финансы и кредит. - 2008. - № 38. - С. 2-7.

.Воронина, Л.А. Развитие валютного рынка России в условиях вступления в ВТО / Л.А.Воронина, А.Е. Перова // Финансы и кредит. - 2007. - № 24. - С. 17-24.

.Гайгер, Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: учебник / Л.Т. Гайгер. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 180 с.

.Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг : учеб. Пособие для студентов вузов / В.А. Галанов, А.И. Басов. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 276 с.

.Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Дробозина. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 248 с.

.Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 623 с.

.Ковалева, А.М. Финансы : учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Ковалева. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 416 с.

.Колесников, В.И. Банковское дело : учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 480 с.

.Красавина, Л.Н. Валютные проблемы инновационного развития экономики России / Л.Н. Красавина // Деньги и кредит. - 2009. - №6. - С.60-72.

.Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н.Красанина. - М. : финансы и статистика, 2008. - 576 с.

.Круглов, В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении : учебник / В.В. Круглов. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 432 с.

.Лаврушин, О.И.Деньги, кредит, банки : учебник / О.И. Лаврушин. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 464 с.

.Мишина, В. Тенденции развития российского валютного рынка / В.Мишина, И.Федоренко // Исследование ИАУ. - 2008. - № 1. - С. 13-17.

.Мишина, В. Ю. Российский валютный рынок: движение к мировым стандартам / В.Ю. Мишина. - Интернет-ресурс : #"justify">.Некипелов, А. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А.Некипелов, М. Головнин // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 2. - С. 4-20.

.Новикова, И.П. Актуальные проблемы финансово-правового регулирования валютной системы РФ / И.П. Новикова // Государство и право. - 2009. - №3. - С.107-112.

.Осадчий, М. Состояние финансового рынка России / М. Осадчий // Рынок ценных бумаг. - 2008. - №18. - С.67-69.

.Осаковский, В. Девальвация как императив независимости / В. Осаковский // Рынок ценных бумаг. - 2010. - №1. - С.50-52.

.Поляк, Г.Б. Финансы : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Б.Поляк. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 704 с.

.Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. - М. : ИНФРА - М, 2009. - 496 с.

.Сакс, Дж. Макроэкономика: глобальный подход : учеб. пособие для студентов вузов / Дж. Сакс, Ф.Б. Ларрен - М. : ИНФРА-М, 2007. - 256 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!