Сельская община: начало и эволюция

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,07 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сельская община: начало и эволюция













РЕФЕРАТ

«Сельская община: начало и эволюция»

Введение

Община - устойчивое социальное объединение, которому свойственны определённые черты производства собственности и взаимоотношений между людьми. На территории Европейской России община известна еще со времен Киевской Руси, а в Сибири возникла в процессе крестьянской колонизации края. Многообразие функций, их определяющее воздействие на социальный облик основной категории населения страны - крестьянство придают изучению истории русской крестьянской общины значительный историко-научный и общественно-политический интерес. Актуальность темы определяется важностью изучения социально-экономической истории для понимания закономерностей и особенностей развития России в целом. Особенно это справедливо в отношении тех районов, где в силу объективных условий зарождались новые формы общественного разделения труда, ускоренными темпами шло развитие товарно-денежных отношений, формировались устойчивые рыночные связи.

Изучение истории сельской общины длится уже около полутора столетий. Но интерес к ней не только не ослабевает, но, наоборот, возрос в последние годы. Наблюдается новый всплеск научных дискуссий по самым, казалось бы, исходным вопросам. Исследователи по-разному рассматривали роль общины и ее исторические перспективы: от объяснения ее существованием экономической отсталости страны до признания общины гарантом экономического процветания и социальной стабильности России.

Цель: Изучить процесс становления сельской общины и ее эволюции.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме

2.Определить переход от родовой общины к сельской

3.Исследовать эволюционный рост сельской общины

.Установить причины разрушения сельской общины

1. Развитие сельской общины в преддверии образования Киевской Руси

сельский смерд община столыпинский реформа

Община возникла ещё в первобытном обществе, она объединяла кровных родственников, где всё было общим: средства производства, само производство. Члены общины обладали равенством.

С развитием производственных сил менялись и производственные отношения. Расчистка пашен от леса задержала распад родового строя, так как подсечное земледелие требовало огромных затрат коллективного труда. Поэтому родовая патриархальная община, то есть большая семья, состоящая из родственников по мужской линии, вела общее хозяйство. При переходе к пахотному земледелию, земледелие перестало требовать обязательного коллективного труда. Вследствие того родовая община перерастает в сельскую общину. Главное отличие сельской общины от родовой заключалось в том, что общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей. Появилась частная собственность, что неизбежно вело к расслоению общества. Таким образом, развитие производительных сил привело к распаду родовых общин, переходу к сельским общинам, к возникновению частной собственности. На этапе формирования соседской общины у восточных славян происходит важный социально-экономический процесс - общественное разделение труда. Сначала от земледелия отделяется скотоводство, а затем - ремесло.

Образовывался в сельской общине бытовой уклад, строй семейной жизни, проводились праздники. Религия в сельских общинах была языческая. Сельчане соблюдали обряды, сложившиеся с давних времён. Обряды проводились совместно всеми членами общины - селяне просили богов об урожае, о милости княжьей, о семейном согласии, о рождении детей и т.д.

Часто на сельские общины нападали половцы. Из-за небольшого количества общин селяне не могли дать отпор, поэтому сёла пустели, крестьян уводили в плен.

Так же междоусобицы князей переходили в войны.

На рубеже Х-ХII веков произошло сплочение племён в государство. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X-XIII век составляли единую народность, имели общую культуру и язык - древнерусский.

2. Социальный статус смердов в общественной структуре Киевской Руси

Советская историческая школа выделяла в раннефеодальном обществе два основных формирующихся класса: феодалов - землевладельцев и крестьян (смердов) - земледельцев. И верхи, и низы общества не были однородными по своему составу. Несвободное население Киевской Руси состовляли холопы - военнопленные, добровольно или в силу принуждения, продавшие себя в рабство, изгои.

Смерды - мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально-правовому статусу группу населения в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах). В период XI-XII вв. смерды - это прежде всего крестьяне-общинники, утратившие личную свободу полностью или частично. В отличие от раба, смерды в 11-12 вв. имели своё имущество, платили штраф за совершенные проступки. Юридически они были неполноправны; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь. Русская правда запрещала «пучить» (пытать при судебном разбирательстве) смерда «без княжа слова». В период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.) термином смерды обозначались все сельские жители определенной территории (крестьяне - подданные местного феодала). Личная свобода смерда ограничивалась запретом перехода под опеку другого феодала. В XIV-XV вв. понятие смерд на Руси было заменено новым - крестьяне.

. Закрепощение крестьян

Крепостное право (крепостничество) - форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Закрепощение крестьянства - неизбежное, объективное следствие развития феодализма, когда основу общественных отношений составляют поземельные отношения.

Предпосылки закрепощения крестьян

Природная среда являлась важнейшей предпосылкой крепостничества в России. Изъятие прибавочного продукта, необходимого для развития общества в климатических условиях обширной России, требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения.

Утверждение крепостничества происходило в процессе противостояния общины и развивавшегося поместного землевладения. Крестьяне воспринимали пахотную землю как Божью и царскую собственность, считая в то же время, что она принадлежит тому, кто на ней работает. Распространение поместного землевладения, а особенно стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. создать «барскую запашку», которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном снаряжении, а главное - давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян.

К тому же государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.

Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия рабочей силой, а государства - налогоплательщиками.

Помимо названных причин, закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше для защиты от внешних враждебных сил.

Основные этапы закрепощения

Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошел несколько этапов.

·Первый этап - конец ХV - конец ХVI в. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 г. упорядочил это право. Судебник Ивана III установил единые нормы налогообложения и порядок ведения следствия и суда. В судебнике в общих чертах была определена компетенция должностных лиц. Он был направлен, прежде всего, на защиту жизни и собственности феодальных землевладельцев, а так же государства в целом. За покушение на жизнь и имущество феодалов устанавливается смертная казнь. Судебник в 57-й статье определил срок перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня и плату за пожилое; вся полнота власти передавалась государю, совещательным органом при котором является Боярская дума. Попытки ограничения свободы крестьян проявились и в политике финансового закабаления. Получив от помещика или феодала кредит, крестьянин уже не мог его покинуть до выплаты долга, а это нередко растягивалось на многие годы и десятилетия. Наиболее бесправная часть должников получила название кабальные люди. Судебник ограничивал холопство в городе. Таким образом, увеличивалось количество тяглецов и налогоплательщиков среди городского населения, подтвердив право крестьян после выплаты «пожилого» на возможность «выхода» в Юрьев день осенний (неделя до 26 ноября и неделя после). В другое время крестьяне и не переходили на другие земли, так как мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой - об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны.

Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел» заповедные годы», запрещающие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной.

Новый этап в развитии закрепощения начался с конца ХVI века и завершился изданием Соборного Уложения 1649 г. В 1592 (или в 1593 г.), то есть в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. В 1592 г. началось составление писцовых книг (т.е. проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам), «обелялась» (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка.
Первым актом, в котором видят указания на прикрепление крестьян к земле, как на общую меру, считают указ 24 ноября 1597 г. Из этого акта следует, что если крестьянин убежал от землевладельца не раньше 5 лет до 1 сентября (тогдашнего нового года) 1597 г. и землевладелец вчинит иск о нем, то по суду и по сыску такого крестьянина должно возвратить назад, к прежнему землевладельцу, «где кто жил», с семьей и имуществом, «с женой и с детьми и со всеми животы». Если же крестьянин убежал раньше пяти лет, а землевладелец тогда же, до 1 сентября 1592 г., не вчинил о нем иска, такого крестьянина не возвращать и исков и челобитий об его сыске не принимать. Больше ничего не говорится в царском указе и боярском приговоре 24 ноября. Указ, очевидно, говорит только о беглых крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу», т.е. не в Юрьев день и без законной явки со стороны крестьянина об уходе, соединенной с обоюдным расчетом крестьянина и землевладельца. Этим указом устанавливалась для иска и возврата беглых временная давность, так сказать, обратная, простиравшаяся только назад, но не ставившая постоянного срока на будущее время. Такая мера принята была с целью прекратить затруднения и беспорядки, возникавшие в судопроизводстве вследствие множества и запоздалости исков о беглых крестьянах. Указ не вносил ничего нового в право, а только регулировал судопроизводство о беглых крестьянах. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала ХVII в.
·На втором этапе закрепощения шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило «урочные годы», ввело бессрочный сыск и окончательно не закрепостило крестьян.

·На третьем этапе (с середины ХVII в. до конца ХVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно будет продавать без земли. В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним стали относиться как к «говорящей скотине».

·На четвертом этапе (конец ХVIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничивающие крепостнический произвол, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства. В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра 11 в феврале 1861 г.

Последствия закрепощения

Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство.

Крепостничество легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов, но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали «заложниками» крепостнической системы, т.к. их безопасность и владение «крещеной собственностью» могла гарантировать только сильная центральная власть.

Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостничество препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения до всеразрушающего бунта.

И все же, в природных, общественных и культурных условиях России иной формы организации производства и общества, вероятно, не существовало.

4. Крестьянская реформа 1861 г.

Эпоха 60-х - 70-х гг. XIX в. - переломный период отечественной истории. Развитие буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнической системы к концу 1850-х гг. привело к структурному кризису в российском обществе и заставило самодержавную власть пойти на либеральные преобразования. Эти преобразования современными историками названы Великими реформами Александра II (1855-1881). Главным является крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право и давшая мощный импульс развитию капитализма. Для понимания сути проводимого царским правительством внешнеполитического курса необходимо рассмотреть основные предпосылки крестьянской реформы.

В последние десятилетия перед реформой 1861 г. углубились социально-экономические процессы разложения крепостничества. Возможности крепостного хозяйства уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса.

Крепостное право стало серьезным тормозом развития промышленности, торговли и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крестьянском труде, приходили в упадок. Кризис в первую очередь затронул барщинные имения, в которых к середине XIX в. находилось более 70% крепостных крестьян, выразился в заметном падении производительности барщинного труда. Кроме того, начиная с 20-х гг. XIX в. повсеместно растут недоимки в оброчных имениях.

Показателями упадка помещичьих хозяйств был рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Распространенным явлением стало закладывание помещиками своих «крепостных душ». Если в начале XIX в. помещиками было заложено 5% крепостных крестьян, то к 1859 г. - 65%.

Помещичьи имения, чьи хозяева не могли расплатиться с долгами, продавались с аукциона. К 1833 г. из 127 тыс. дворянских семей 18 тыс. уже не имели крепостных, а к 1859 г. число семей, лишившихся крепостных крестьян, увеличилось до 27 тысяч. Сумма долга помещиков, заложивших свои имения, в государственных кредитных учреждениях достигла 425 млн. руб., что в два раза превосходило годовой доход в бюджете страны.

Другой причиной, заставившей правительство пойти на реформу, стало нарастание социального протеста крестьянства, выразившееся в крестьянских бунтах. За первую четверть XIX в. было зарегистрировано в среднем по 26 крестьянских волнений в год, за вторую четверть - 43, а за последнее десятилетие перед реформой: убийства помещиков и управляющих имениями,

распространение слухов о воле, заведомо плохое выполнение барщинных работ, неуплата оброка и.т. п.

Мощным внешним фактором, сыгравшим роль катализатора начала реформ стало поражение России в Крымской войне 1853-56 гг. В прошлом Россия вела многочисленные войны и выходила из них победителем, но соперниками ее были остальные феодальные государства. В Крымской войне Россия столкнулась с индустриально развитыми государствами - Англией и Францией, намного превосходившими ее по военно-техническому потенциалу. Поражение в войне выявило огромную эпохальную дистанцию, существовавшую между Россией и Европой по уровню социально-экономического развития. По мнению В.И. Ленина, это было поражением не только в войне, но и поражением всей феодально-крепостнической системы России.

Война показала, что самодержавие не справляется с главной функцией любого государства - защитой внешних рубежей страны. Это заставило правящие круги страны задуматься над причинами поражения и стало побудительным мотивом начала либеральных преобразований. Одним из последствий Крымской войны стала дипломатическая изоляция России, а также большой ущерб ее международному авторитету. Изменение общественного мнения в Европе могло произойти только при условии проведения в России либеральных реформ.

Отмене крепостного права в России предшествовала первая в истории России революционная ситуация. Ее хронологические рамки включают 1859-1861 гг. Понятие революционной ситуации впервые ввел В.И. Ленин в статье «Крах II Интернационала» и определил ее применительно к России как глубокий формационный кризис крепостнического строя. В.И. Ленин выделил три признака революционной ситуации, обозначившихся в России на рубеже 50-х - 60-х гг. XIX века. Первым признаком являлся «кризис верхов», выразившийся в неспособности самодержавия контролировать ситуацию в обществе. Вторым признаком стало обострение нужды и бедствий народных масс свыше обычного. Из первых двух признаков вытекал третий - рост революционной активности общества, выразившийся в многообразных формах протеста крестьянства.

Революционная ситуация, сложившаяся в России в 1859-1861 гг. не переросла в революцию и была устранена реформами Александра II. Социальных, идеологических и культурных предпосылок для буржуазной революции в России во второй половине XIX в. не было.

Центром подготовки крестьянской реформы стало Министерство внутренних дел, на базе которого 3 января 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова. Последовали рескрипты генерал-губернаторам о создании местных губернских комитетов для выработки предложений по проведению реформы. Комитеты формировались из числа местных помещиков, поэтому проекты крестьянской реформы отражали интересы дворянства различных районов страны.

февраля 1861 г. Александром II был подписан Манифест об освобождении крестьянства, основные положения которого отражали суть крестьянской реформы. Манифест предполагал личное освобождение крестьянства и переход его на временнообязанное состояние. Крестьяне получали также гражданские права: право иметь собственность, выступать в суде, получать образование. Необходимо особо подчеркнуть историческое значение самого факта получения крестьянами личной свободы. Бывшие крепостные, являвшиеся до этого фактически полной собственностью помещика, получили не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских и имущественных прав. Это способствовало крестьянскому предпринимательству, росту отхода на заработки и складыванию рынка рабочей силы.

Однако, вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще окончательного разрешения. На протяжении долгого времени сохранялось временнообязанное состояние, при котором крестьяне должны были выполнять все прежние феодальные повинности: платить оброк и отрабатывать барщину. Сохранялись черты сословной неполноправности крестьянства, которое продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную и другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие сословия.

Манифестом были определены также структура и порядок крестьянского общинного самоуправления. Низшей единицей самоуправления объявлялся крестьянский сход. На нем решались вопросы внутренней жизни крестьянской общины. Выбираемый на сходе староста делегировался в волостное правление. Этот орган ведал управлением сразу нескольких крестьянских общин. Однако, на деле, крестьянское самоуправление фактически полностью было подчинено уездной администрации и стало неотъемлемой частью чиновниче-бюрократического аппарата. Сохранение крестьянской общины было сопряжено и с определенными ограничениями в свободе передвижения крестьянства.

Одной из главных проблем при разработке реформы был вопрос о порядке и нормах наделения крестьян землей. Право определения размера крестьянского надела предоставлялось помещику. При этом были определены минимум и максимум крестьянского надела для черноземной, нечерноземной и степной полосы. В нечерноземной полосе высший надел колебался от 3-х до 7-ми десятин, низший - от 1 до 2,5 десятин. В черноземной зоне высший надел мог составлять 2 ¾ - 4 десятины, низший - от 0,9 до 2-х десятин. В степной полосе размер крестьянского земельного надела варьировался от 2-х до 12-ти десятин.

Неотъемлемой частью крестьянской реформы 1861 г. стала выкупная операция. В основу выкупа была положена не рыночная цена земли, а стоимость феодальных повинностей. Цена крестьянского надела приравнивалась к капитализированному оброку, к которому прибавлялось 6% банковского капитала. Итоговая сумма была очень высока и фактически непосильна для крестьян. По условиям реформы предполагалось, что крестьянин единовременно должен был выплатить помещику 20% всей суммы. Остальные 80% выплачивало государство в виде ссуды, которая давалась крестьянину на 49 лет. В течение этого времени крестьянин должен был погашать эту ссуду ежегодно в размере 6%. До 1905 г. крестьяне выплатили государству 4 миллиарда 108 миллионов 500 тысяч рублей. Выкупная операция спасла многих помещиков от разорения, так как крестьяне платили 20% землевладельцам твердой валютой.

Феодальные пережитки, сохранившиеся в деревне после отмены крепостного права, дали основания советским историкам утверждать, что крестьянская реформа не решила аграрного вопроса, а усугубила многие существовавшие ранее противоречия. Крестьянство в целом встретило реформу отрицательно. Первой реакцией стал рост крестьянских волнений. Только за 1861 г. произошло свыше 300 крестьянских бунтов в разных районах страны.

Тем не менее, реформа имела огромное прогрессивное значение. Она открыла эпоху буржуазной модернизации российского общества и положила начало целой серии либеральных реформ 60-х - 70-х гг. XIX века.

5. Разрушение крестьянской общины столыпинскими реформами 1906 г.

Аграрный вопрос был основным вопросом первой русской революции. Большой размах массового крестьянского движения в 1905-1907 гг. ускорил проведение реформ в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство, составлявшее основу экономической системы России в начале XX в. находилось в состоянии кризиса, одной их главных причин которого было то, что возможности развития аграрного сектора по экстенсивному пути были во многом уже исчерпаны. Кризис в сельском хозяйстве отражался и на развитии промышленности. Таким образом, причинами аграрного кризиса и причинами реформы являлось экстенсивное ведение сельского хозяйства, составной частью которого было общинное землевладение. Община консервировала феодальные пережитки в деревне, препятствовала внедрению новой техники, ограничивала крестьян в передвижении, практиковала принудительные севообороты и периодические переделы земли.

Целью нового курса аграрной политики стал переход от общины к индивидуальному ведению хозяйства. Исходя из этой цели, П.А. Столыпин ставил следующие задачи реформы:

·обеспечить условия для перехода от надельной земельной собственности к индивидуальному крестьянскому землевладению

·создать социальную базу для осуществления программы аграрных преобразований в лице крестьянина-собственника

·умиротворение деревни, снятие ее социальной напряженности, ликвидация почвы для распространения в крестьянской среде социалистической пропаганды

·добиться ускоренного роста промышленности и развития внутреннего рынка.

Вместе с тем, столыпинская реформа должна была учесть и интересы дворян-землевладельцев, сохранив незыблемость крупной помещичьей земельной собственности.

ноября 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший Столыпинской аграрной реформе начало. Главной её целью стало создание широкого слоя крепких хозяйств фермерского типа (кулатских). Эти хозяйства должны были расширить состав среднего класса России. Создать такие хозяйства, реформаторы пытались путём разрушения общины и насаждёния частной крестьянской земельной собственностью. Разрешено было покупать и продавать землю, это способствовало отливу бедных крестьян из деревни и расширению кулатских хозяйств. Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли. Малоземельные крестьяне переселялись на новые территории: Сибирь, на Урал. В 1917 году в июне реформа была приостановлена. Она не решила поставленных перед ней задач. Крестьяне неохотно переходили к новому способу хозяйствования, так как был большой риск и вычлененность из общины. Крестьянин должен был сам решать проблемы, а специфика ведения крестьянского хозяйства была основана на коллективном решении проблем. Общины пользовались системой чересполосицы: в знойное время хороший урожай ожидали в низинах, в дождливое - на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение водоснабжения. Создание хуторов уничтожало сложившуюся веками систему хозяйствования общин.

К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15% общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах. Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.

В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.

Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907 гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн человек, ещё 5 млн было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима.

Таким образом русская сельская община просуществовала на Руси тысячу лет, до XX века.

Заключение

Вместе с крестьянским сословием многовековую историю пережил особый институт крестьянского самоуправления и совместного землепользования - община. Община была наиболее универсальной и массовой организацией крестьянства, функции ее регулировали все многообразие деревенской жизни - от хозяйственно-экономических до религиозно-нравственных отношений крестьян.

Библиографический список

сельский смерд община столыпинский реформа

2.История Отечества. Курс лекций. / Под ред. В.М. Борисова М., 1998.

.История России с начала XIX в. до начала XX в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова М., 2005.

.Кузнецов И.Н. Отечественная история. М., 2004.

.Рыбаков Б.А. Древнерусское государство. М., 1961.

.Федоров В.А. История России 1861-1917. Учебник для вузов. М., 2003.

Похожие работы на - Сельская община: начало и эволюция

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!