Культура и религия Индии - история и современность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,23 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура и религия Индии - история и современность

План:

Введение……………………………………………………….3

1. Социальная структура  Индии……………………………..4-5

2.Основные направления духовной культуры Индии……….6-9

3.Искусство Индии……………………………………………..10-11

Заключение………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ

  Страной чудес  выглядела Индия в глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский  путешественник  Афанасий Никтин (?- 1474/1475) писал следующее: « Дворец его (правителя) весьма  чудесный, всюду  резьба да золото, и каждый камень  резной  и золотом расписан  причудливо, а во дворце  сосуды разные».[1]

  Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н.э.), автор  40 книг по всемирной истории, с восхищением описывал  природу Индии: « Много в Индии больших гор, поросших   всевозможными  приносящими  плоды деревьями, много широких равнин, отличающихся  красотой и  пересеченных множеством рек… Изобилует Индия   и разнообразными  животными- как наземными, так и летающими, отличающимися  величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных  слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя  им корм. … Люди  там … сведущи в искусствах, быть может, оттого, что дышат они чистым  воздухом  и пьют тончайшего состава воду. Земля их, изобилующая  взращенными  человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов  повседневного пользования и для военного снаряжения».[2]

  Удивительно в Индии многое, в том числе становление и  особенности ее культуры. О них-то и пойдет разговор ниже в данной работе.

1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНДИИ

  Общиной индийского общества в древности, так же, как и в других  восточных  цивилизациях, была сельская община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех богатствах природы требовалось стабильное  и надежное  производство  продуктов. Сельская община  Индии имела  свои особенности. В Индии долго  сохранялось  коллективное землепользование. Но при  этом существовали  семейные наследственные  участки.  Семьи были большими и строились  по патриархальному принципу: глава семьи- домохозяин ( грихастха) был не только руководителем, кормильцем и воспитателем детей, но и полноправным властелином над всеми домочадцами, к  которым принадлежали и жены, и дети, и рабы. Дети рабов (чаще рабынь)  не обязательно оставались рабами, а родственники домохозяина  не были совершенно полноправными: « хозяин имел  право заложить  кого-либо  из них в случае  нужды, а то и отдать  жрецам  для жертвоприношения».[3] Все семьи на равных основаниях участвовали   в любых важных делах общины, будь то постройка храма, строительство дорог или расчистка земли от джунглей, и совместно  выполняли  эти работы, что вырабатывало в общинниках чувство  единства, взаимопомощи. Община управлялась выборным советом, собранием общины, но правом голоса пользовались только домохозяева. В общине жили нанчтые всем коллективом ремесленники.

  Таким образом, община не была однородной, но она скреплялась внутренними связями, например, обязательным обменом  различными услугами каждого всем и всех- каждому. Закон взаимных услуг-джадмани- был обязателен  для всех, он укреплял и независимость  общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство.

  Общину  связывала друг с другом не только джажмани, но и религиозная общность, которую не нарушало и неравенство в положении людей: просто каждая варна, а позднее и каста знала   свое место и не выражала   недовольства, поскольку   варна и каста определялись  кармой, следовательно, были предопределены. Так закрепились в Индии отношения  относительной независимости общины от власти монархов, поскольку вся община  управлялась  изнутри, управлялась  теми, кто был избран  и имел на это право: старшими по возрасту   или общественному положению.

  Примерно по такому же  принципу ( варно-кастовому)  были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга около  IX-VIII веков  до н.э. В городах селились  по большей части  ремесленники, которые  были организованы в корпорации- шрени  и существовали  подобно сельским общинам, однако они подчинялись государству и платили налоги, также регистрировались по месту жительства.

  В государственном ведении находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля и судоходство. Но в целом  Индия отличается  от других восточных культур тем, что в ней  никогда не существовало  сильной административной структуры и политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности  менталитета, традиции жесткой  фиксации  положения каждого  человека в обществе   через систему  варн и каст  создавали  основание  для государственной целостности.

  Усложнение  жизни людей привело к разделению  варн на различные касты. В настоящее время кастовый строй  сохраняется преимущественно  у крестьянского населения страны.

2. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ  ИНДИИ

  Индийские памятники мысли и мировоззрения  отличаются богатством  и разнообразием, гаммой красок, изобилием форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы.  Как и во многих других культурах, в индийской мифологии мы встречаемся   с обожествлением сил природы,  и с деяниями  богов и героев, но только в Индии мифология   весьма сильно окрашена эмоционально, содержит столько   необычных  сюжетных ходов, что в ней , по мнению А.Н. Быстровой[4],довольно затруднительно  выделить  рациональное начало. Между тем, оно не только присутствует, но и определяет весь ход представлений о мире, перешедший  впоследствии из мифологии  в религиозные и философские учения. Кроме того, индийская  мифология соединяла в себе   древнейшие представления  индоевропейских  и туземных племен, от которых в индийской  религии и мифологии сохранились  образы богини Притхиви и бога Шивы, воина  Рамы и бога Кришны. Можно  также найти  много общего  в индийской мифологии  с иранскими мифами.

  Почти в каждом из божеств, олицетворяющих силы природы, есть нечто общее  с греческими богами- либо имена, восходящие к общим  корням, либо связанные  с мифами греков  и других народов  сюжеты. Это бог солнца  Сурья, богиня зари Ушас, Твашар- божественный мастер и другие. Среди особо почитаемых богов –бог огня Агни, бог луны Сома.

  К древнейшим ведам относятся  четыре сборника- самхиты. Веды преследуют различные в большинстве своем  имеющие  магическое, ритуальное  значение, культурные цели.  Впоследствие веды были дополнены   самыми различными  комментариями: это брахманы, араньяки и упанишады.

  Брахман  как философская категория обозначает высшее  духовное начало, высшую объективную реальность, абсолют , в котором все сущее  в мире возникает, существует и прекращает  свое существование.[5]

  Брахман связан  со своей противоположностью и, одновременно, тождественностью- атманом. Атман –так же высшее , всепроникающее, но субъективное начало.

  Таким образом, брахман- это то, что предопределяет бытие, а Атман то, что в нем заключено, как соль в воде. Эти две сущности мира связаны  диалектически: они   перетекают  друг в друга, они едины, являясь  противоположными, и наоборот, противоположны, будучи едиными.

  Во всей системе мировоззрения  в Индии много  места уделяется  человеку, к нему сводятся  многие  рассуждения о мире, хотя он и не является центральным звеном  в религиозно-философских взглядах древности. При этом больше внимания  уделяется не столько  происхождению человека, сколько его месту  в мире и возможностям, связанным с этим. Варны и касты предписывали человеку  его способ существования.

  Однако моральная сторона жизни  каждого человека оказывается  дважды зависимой: от предназначения свыше, с одной стороны,  и от собственных поступков и деяний, с другой. Карма  каждого человека определяет  степень его благополучия. Кроме того, именно карма- причина того, к какому  полу принадлежит человек,  в какой варне и касте рожден, какой срок жизни ему предстоит прожить. И , самое главное, карма подчиняет  себе весь путь человека в цепи дальнейших перерождений.

  Эти и другие   близкие к названным  воззрения существуют  уже в ведических текстах, особенно в упанишадах, где цель жизни  и действий  человека состоит  в глубоком познании, отрешении от страстей и желаний.

  Индуизм унаследовал  у ведических взглядов идею об иерархии  людей и принадлежности  их к различным варнам, о роли брахмана как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме.

  В индуизме прослеживаются два направления- шиваизм и  вишнуизм. В шиваизме, кроме  устрашающего  бога Шивы, почитается  уравновешивающая  его богиня Кали, супруга бога Шивы, его женская половина.  Поклонение богу-защитнику  Кришне породило еще  одно направление религии-  кришнаизм.

  Особое место в религиозно-философских взглядах  раннего периода индийской мысли  занимает буддизм. Он сложился , с одной стороны, как реакция   на постепенно возникающие новые  отношения в обществе, связанные с неизбежным распадом  прежней патриархальной семьи и общины, где каждый  принадлежал к определенной варне и касте и должен  был выполнять  вполне определенную роль   и проделывать заранее   предписанный  жизненный путь.  С другой стороны-, - это чисто человеческое стремление   каким-либо образом   прервать бесконечный   процесс перерождений,  как бы  вовлекавший  человека   в безостановочный круг   предопределенной обязательной деятельности.

  Основателем буддизма  считается  Сиддхартха  Гаутама ( 623- 544 до н.э.) В легендах говорит о том, что он получил прекрасное образование у брахманов, был женат, имел сына. Однажды, сев вечером под дерево и просидев под ним всю ночь, он пережил момент просветления, давшее ему знание о том, что жизнь- страдание, но есть путь спасения, освобождения от страданий, и его понял и затем описал Сидхартха Гаутама, ставший  теперь Буддой.

  Путь к освобождению  выражен  в «четырех  благородных истинах буддизма:

1.Жизнь есть страдание.

2. Причина всех  страданий - желания.

3. Страдания можно прекратить путем избавления от желаний.

4. Это достигается посредством  «правильного знания» и « правильного поведения».

Освобождение - это избрание  пути, лишенного крайностей: как страстных желаний, наполненных  сильными чувствами, так и абсолютного бесстрастия. Это  должен быть третий путь, при котором  чувствам человека  присущи спокойствие, гармония, уравновешенность.

  В основных  направлениях буддизма –хинаяне  и махаяне, сформировавшихся практически сразу после его  возникновения, выбор пути  понимается неодинаков. Тем не менее, можно заключить, что   специфика духовной  культуры Индии  в том, что  она стремилась  к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале.

  В искусство Индии буддизм привнес  совершенно определенные социальные  идеи- это  идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве  приобретали конкретно-образный  характер[6]. Так, в буддизме была создана  целая система  символов-образов, обозначавших скрытый  смысл учения  Будды и его жизни. Наиболее распространенным  символом является  изображение колеса  или сияющего круга, который  символизирует  учение Будды или его самого.

  Не менее распространены  буддийские символы  быка, льва, слона и лошади, которые воспроизводят  различные стадии жизненных  превращений Будды.

  Искусство Индии- отражение ее истории, особенностей ее  становления и уклада, поэтому несет в себе  множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а  литературные источники-  передавались из уст в уста   от брахманов их  ученикам.

  Во-вторых, в древней Индии   не было своих   историографов,  и часто практически невозможно  установить не только автора, но и приблизительное время создания.

  В-третьих, Индия многонациональная и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшие свою мифологию, свою литературу.

  В развитии искусства Индии  можно условно выделить:  этап ведической литературы, этап буддистской культуры, период взаимопроникновения   в индийскую культуру культур  завоевателей: греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами  ее искусство по большей   части жило прошлыми традициями.

  Индийскому искусству присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.

 Во-первых, традиционность:  как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет  свое неповторимое  мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.

  Во-вторых, динамичность. В отличие от  других восточных художественных традиций, его пронизывают танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом  виде во всех видах искусства. Особенно явственно это выступает  в архитектурно-скульптурных  ансамблях.

  В-третьих, чувственность.

 Представляя весь мир, как результат  божественной любви, сначала индийская мифология, а потом   и философско-религиозные  учения, и наконец, искусство  прославляют   чувственную форму  любви, не видя в ней  низменного. Наоборот, любовь  выступает как великое творческое  начало мира  и поэтому  также  оснащена  традицией.

  В-четвертых, символичность.

  Искусство  соединяет религию, философию, поэзию в единый  образ мира. Каждый такой образ  связан тысячами  связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир  значения и смысла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В завершение данной работы можно выделить  основные моменты:

1. Индийская культура- одна из первых культур Востока, которая  не  прекратила  своего существования , а остается  живой культурой  с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом  переплетаются  древнейшие традиции  и современные взгляды. Это предполагает  возможности не только  дальнейшего  изучения ее особенностей, но и  переосмысления  их с позиции современности.

2. Индийская  культура, представляющая собой  соединение  культуры  древних аборигенов, живших в долине  реки Инд, и индоариев, расселившихся  преимущественно  на берегах Ганга, совершенно  уникальна  даже в тех своих сторонах, которые  обнаруживают  сходство  с другими  народами, вышедшими « из единой   праиндоеаропейской  общины».

3. Духовная культура  Индии соединяет  в себе  представления  о космической первооснове  всего сущего  со стремлением  человека  к самосовершенствованию, позволяющему  ему преодолеть  объективную  причину  его существования. Во многих религиозных  системах  Индии  соединяются  фатализм и представления  о возможности преодоления  фатальной необходимости. При этом практически  всегда главная роль  отводится  сознательному поведению  и образу   жизни самого человека.

4. Индийские мыслители  создали  первую в истории Востока  сравнительно  цельную систему  философских взглядов, выработали  ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры  в Индии  встречаются  как идеалистические, так и материалистические взгляды на мир.

5. В центр  множества  учений, начиная  от  мифологических и кончая  философскими, поставлен человек, его путь самосознания и самосовершенствования, несмотря  на то, что вся восточная  культура  не знает проблемы   человека  как  предмета  для анализа. Поэтому  в Индии, как и во  многих  последующих  культурах, так сильна  этическая сторона  жизни человека и общества, такое  большое  значение  имеют традиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000

3. Мифологический словарь./Гл. редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991

4. Тришин А.Ф.  Мировые религии и религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997

5. Хождение за три моря. Афанасий Никитин.- М.: Издательская группа «Прогресс»- « Культура», 1995

6. Хрестоматия  по истории древнего мира. Пособие  для учителя./ сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991


[1] Хождение  за три моря Афанасия  Никитина.- М.: Издательская группа « Прогресс»-« Культура», 1995 С. 97

[2] Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие  для учителя / Сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991. С.83

[3] Васильев Л.С. История Востока. В 2т.- М.: Высш. шк., 1994. т.1 С. 157

[4] Быстрова А.Н.  Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное пособие.-М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000 С.163

[5] Мифологический словарь/ Гл. ред. Е.В. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991

[6] Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные  памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997 С. 60

Похожие работы на - Культура и религия Индии - история и современность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!