Русская сельская община Х - начала ХХ вв. Тишайший государь в 'Бунташное время'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская сельская община Х - начала ХХ вв. Тишайший государь в 'Бунташное время'

План

Вопрос 1. «Русская сельская община Х - начала ХХ вв»

Вопрос 2. Тишайший государь в «Бунташное время» (роль личности в истории на примере Алексея Михайловича Романова)

Выводы

Введение

Темами моего исследования являются: «Русская сельская община Х - начала ХХ вв» и Тишайший государь в «Бунташное время» (роль личности в истории на примере Алексея Михайловича Романова)».

Считаю целесообразным структурировать работу следующим образом: вначале изложить краткую характеристику тем обоих исследований, затем провести анализ Интернет-ресурсов, содержащих информацию по данным темам, классифицировав их по степени «полезности изложенной информации и адекватности запросу», сведя их в единую таблицу, а затем дать подробную характеристику тем сайтам, которые показались мне наиболее ценными с позиции доступности и адекватности изложенного материала.

«Русская сельская община Х - начала ХХ вв»

Сельская община называлась вервью (от слова «веревка», которую использовали для выделения отдельным семьям наделов земли). Община обеспечивала проведение цикла сельскохозяйственных работ, общественный порядок на своей территории, несла ответственность за своих членов и платила штрафы. Кроме общинной собственности, в общине существовало личная собственность. Каждая семья владела домом, приусадебной землей, орудиями труда, тягловым скотом. Внутри общины росло имущественное неравенство. В общине выделялись «лучшие мужи», «нарочитые люди, получавшие преимущества при распределении земель, военной добычи. Но община сдерживала процесс развития социального неравенства.

В Х веке сельские общины были подчинены княжеской власти.

Структура власти была такова:

Главой княжеского хозяйства был огнищанин;

Исполнителем княжеских заданий был тиун;

Сельскими работами распоряжался староста.

Члены сельской общины должны были подчиняться княжеской власти и её представителям. В Х веке штраф за убийство огнищанина должен был разорить всю общину, жизнь же смерда (крестьянина-общинника) оценивалась во много раз дешевле.

Селяне распахивали земли: существовала подсечная система земледелия - поля отвоёвывали у леса: поваленные в феврале - сеченные - деревья после подсушки сжигали на гарях - палах (вот откуда произошло слово «поле»!), после примитивного рыхления высеивали яровые. Эта система земледелия известна как огневая. [5, c.39]

Члены сельских общин исповедовали язычество. Сельчане соблюдали обряды, сложившиеся с давних времён. Например, аграрный обряд - крещение кукушки. Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания - возрождением солнечного тепла. Другая сторона действа - повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай. По приданиям, в кукушку превращалась богиня - Жива. Женщины шили одежду, отправлялись в лес, находили кукушкину траву, обвивали её лентами, обряжали в сшитую одежду, клали в колыбельку, свитую из веток берёзы. Наступало время кумовства. Кумы обменивались платками, кольцами, пели хороводные песни. Духовное родство - побратимство и посёстринство восходит к тем временам, когда верили, что люди, обменявшись личными вещами, вступали в родственный союз.

Обрядов было множество, некоторые из них: «вождение колоска» - посвящённый Ладе - богине семейного согласия, Семик - девичий праздник, посвящали Перуну - самому грозному языческому богу - держателю гроз и молний.

Обряды проводились совместно всеми членами общины - селяне просили богов об урожае, о милости княжьей, о семейном согласии, о рождении детей и т.д.

Очень часто на сельские общины нападали половцы. Из-за небольшого количества общин селяне не могли дать отпор, поэтому сёла пустели, крестьян уводили в плен.

Так же междоусобицы князей переходили в войны.

На рубеже Х-ХII веков произошло сплочение племён в государство. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X - XIII век составляли единую народность, имели общую культуру и язык - древнерусский.

Дальнейшее развитие федеральных отношений привело к переменам в жизни русских сельских общин. Княжеские дружины стали оставаться в своих владениях, заниматься хозяйственными делами. В это время начали изготовлять деньги, но господствовало всё же натуральное хозяйство.

Каждое княжество обладало правом определять «строй земельный», т.е. внутренний порядок жизни: собирать и содержать войско, иметь органы управления, издавать законы, наводить порядок. Сельские общины были подчинены законам князя. Только сильное княжество могло обеспечить себе независимость власти, поэтому князья старались укреплять свои владения. Период феодальной раздробленности стал периодом подъёма экономики и культуры.

Во время возникновения каких-то вопросов князь пользовался советами старшин, организовывались «вече» - собрания, где участвовало всё население, и правом голоса обладал каждый член общины.

Князя поддерживала дружина, которая не только собирала налоги, но и охраняла владения.

В 1236г. орда хана Батыя обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила её. Войско Батыя продвигалось по русской земле, оставляя после себя пожарища. Пали Коломки, Москва Рязань, Суздаль. Жителей городов и сельских общин забирали в плен, по лесам скрывались уцелевшие от погромов люди, подавленные бедой. Ханы подчинили своей власти русских князей.

В низовьях Волги Батый поставил город Сарай, сделал своей столицей. Возникло новое государство, названное Золотой Ордой. На Русь была положена тяжелая дань.

Сельские общины были в это время полностью подчинены ханским сборщикам дани (баскакам), которые обирали население. Сельские общины приходили в упадок.

Ордынское Иго продолжалось два столетия.

После падения ордынского ига произошло ускоренное объединение русских земель. К 30-м гг. XII в. сложилось крупнейшее государство со столицей в Москве. Свидетельством этого стало создание в 1497 г. единственного для всей страны судебника. В этом законе содержалась статья о запрещении выхода крестьян в другие места, кроме Юрьева дня осеннего 26 ноября. Введение Юрьева дня ограничивало свободу передвижения сельских жителей. Но Юрьев день не означал полного закрепощения крестьян. [3, c.61]

Создание единого Русского государства привело к расширению его территорий. Но большинство земель находилось в суровых природных зонах. Урожайность (получали в 4 раза больше, чем сеяли) считалась приемлемой. Но развитие сельских общин не стояло на месте. Не стало ордынской дани, хозяйственные занятия получили больше простора. В течение 1 половины XVI в. в России наблюдается экономический подъём. Оживляются земли, используется трёхпольный севооборот применением нового оборудования, рост животноводства.

С развитием ремёсел, в города, в сельские общины поступали металлические изделия. Значительную роль в развитии сельского хозяйства играли монастыри, которые имели льготы и на чьи земли охотно селились крестьяне. Государственные налоги были не высокие, а помещик предпочитал получать доход от зависимых крестьян в виде оброка, деньгами или продуктами. Положение сельских общин было вполне сносным.

Более того, во многих местах вырастали торжки, ярмарки, расширялась продажа сельскохозяйственными продуктами. Иностранцы отмечали обилие и дешевизну продуктов. [5, c.99]

Экономика сельских общин укрепилась до такой степени, что выдержала многократный рост государственных поборов в середине XVI века, когда начал своё правление Иван IV (Грозный). Совершенствовались органы власти, поручения превращались в приказы. Местное управление находилось в руках наместников, а в более мелких округах - волостей. Те и другие содержались общинниками, кормились за их счет. За ними укрепилось название кормленцев, они осуществляли суд на местах. Населению не нравилась такая власть, доходило до открытых выступлений.

Работая на барина, селяне использовали свой инвентарь, лошадь, приходилось трудиться с утра до ночи. Система кормлений была отменена на местах, было указано выбрать губных старост и городовых приказчиков из числа дворян.

В 1549 г. Иван IV созвал первый в истории России Земский собор. Кроме бояр, дворян, духовенства, на совет созывались выборные от посадов и черносотенных крестьян. В 1550г. был составлен новый Судебник, подтвердивший существование Юрьева дня для крестьян. Уход от господина был обставлен уплатой пожилого помещику за потерю им рабочих рук. Дворянство получило право суда.

В 1565г. Иван Грозный учредил опричнину - выделил значительную часть государства в особое личное владение. Оставшаяся территория была названа земщиной. Её обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.

По указу царя сформировалось опричное войско. Опричники вели себя на родной земле как разнузданная орда. Казни, ссылки стали нормой.

Успешное развитие России в первой половине XVI века сменилось в годы правления Ивана Грозного хозяйственным упадком.

В начале 80-х годов XVI века был отменён Юрьев день, объявляются запретные годы для ухода крестьян от владельцев. С той поры пришла пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! В начале 90-го года вводится указ о закрепощении крестьян, т.е. прикреплении их к владельцам и земельным участкам. Это уже было крепостное право. Побеги из владений не прекращались. Крестьяне уходили в Поволжье, на Дон, в Казачество, которое жило по своим законам и беглых не возвращало. Назревали серьёзные общественные потрясения, вызванные усилением угнетения крестьянства. Чёрные земли переходили к феодалам. Общины сообща боролись за свои земли, подавали жалобы Московской власти, но успеха не добивались.

Новым делом стало проведение государственного учёта земель - их описание с указом владельца и размер угодий (писцовые книги). Эти документы служили основанием для обложения сельских общин налогами. Одновременно они закрепляли крестьян за владельцем. Сыск беглых проводился согласно записям в этих книгах. Земский собор созывал на собрания различные слои населения, крепостных крестьян на собор не приглашали. [3, c.174]

В 1601 - 1603гг. страну поразили стихийные бедствия. Три года были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили сильные морозы. Голод стал всеобщим. Люди разбегались, кто куда мог и за беглыми уже не гонялись.

После Смуты Россия находилась в разорённом состоянии. Помимо возрождения покинутых и пострадавших населений в XVII веке наблюдался рост населения в новых местностях. На черноземные земли устремились беглые крестьяне, новые сельские общины создавались в Поволжье, расширилась пашня на русском севере, Урале, Сибири.

Земледелие начало расти за счёт увеличения пахотных угодий. Урожайность росла медленно. В старых областях продолжает распространяться трёхпольный севооборот с навозным удобрением, на окраинах пашню возделывали более простым способом, временно забрасывая свои участки на отдых.столетие знаменательно усовершенствованием сельскохозяйственных орудий. Сохи под влиянием разных условий и опыта делают различными по форме. Появляется одна из самых лучших разновидностей сохи - косуля, трёхзубая соха, которая была шагом вперёд в технике хлебороба.

Развивалось животноводство, появились новые мясомолочные породы коров - холмогорские и ярославка, новая порода романовских овец. Сельские жители так же занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой.

% крестьян проживало во владениях вотчинников и помещиков. 16 % церкви, 9 % двора. Черносошных (государственных) крестьян было не более 21 %, т.е. до 80 % крестьян было в зависимом, крепостном состоянии.

Основную часть среди владельцев земли составляли мелкопоместные дворяне, но были и крупные владельцы. Например, боярин Морозов имел 33 села в 19 уездах.

Помимо того, что крепостной не имел собственности на землю, на которой сидел, его имущество могло быть по суду передано должнику хозяина. Семью крепостных, принадлежащим разным помещикам, могли разделить как имущество. Крепостного можно было продать, обменять на собаку, проиграть в карты. А так как помещики стали чаще заводить собственное хозяйство, они принуждали к труду на барском поле, что называлось барщиной. Крестьянин работал на барина, используя свой инвентарь, лошадь в самые благоприятные погодные условия. Хлеб к тому времени становился товаром. На рынке продавался и помещичий хлеб и крестьянский, а так как барин использовал даровой труд, возникали противоречия. Натуральные основы феодального хозяйства подрываются. Наряду с сельским хозяйством крестьяне начинаются заниматься производством ремесленной продукции: добычей и обработкой железной руды, мыловарением, кочевничеством. Село Иваново производило ткани.

Во второй половине XVIII в. значительно усилились новые черты хозяйственной жизни страны, связанные с упадком феодализма и утверждением капитализма. В промышленности большую роль играли мануфактуры. Среди мануфактурных рабочих многочисленную группу составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки. Помещики оценили этот источник дохода. Крепостной в виде оброка отдавал барину часть заработка. Положение благородного обязывало жить барина на широкую ногу. На подведомственные ему сельские общины возложены были дополнительные трудовые и денежные повинности. Барщина достигла 4-6 дней в неделю, оброк увеличился в 3-5 раз. Общины не выдерживали и беднели. В погоне за дополнительным источником доходов помещики заводили различные предприятия. Это приводило к нарушению натуральных устоев помещицкого хозяйства, феодальные отношения вступали в стадию упадка. Происходит расслоение деревни на крестьян - бедняков и богатую верхушку пре успевающих, которые ведут торговлю, обзаводятся мануфактурами, они используют труд своих односельчан. Самые богатые из них уплачивали большие деньги и выкупались на волю.

Многие сёла превращаются в центры неземледельного производства. Распространяется производство хлеба на продажу. Но положение сельских общин и их жителей было всё же очень тяжёлым. Крепостное право принижало крестьян до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещику право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Помещики торговали живым товаром. Истязания некоторых помещиков и их приказчиков были безмерны. Например, помещица Салтыкова (1730-1801 гг.) замучила насмерть 139 человек. В 1762г. отдана под суд. В 1768 году приговорена к пожизненному заключению в тюрьму при монастыре, где и умерла.

Произвол крепостников достиг крайних пределов.

Некоторые помещики покупали за границей сельскохозяйственные машины, но эти новшества, основанные на подневольном труде, приносили мало пользы.

Государственные крестьяне платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещиками свободно распоряжались своим трудом. Сибирские крестьяне, не знавшие крепостничества, имевшие много земли и леса, жили зажиточнее, чище. Сибиряки строили просторные избы, иногда в два этажа, хорошо одевались, пили чай, в те времена доступный не всем. Во времена царствования Петра I на долю народа выпали гигантские трудовые усилия. На все преобразования требовались деньги. Вводились новые поборы с населения.

В начале XVIII века существовали должности прибыльщиков, которые придумывали, с чего бы ещё взять налог или пошлину. Была проведена налоговая реформа. Всё мужское население страны было переписано, а потом проведена проверка правильности переписки - ревизия. После этого сумма, необходимая для содержания войск, была разделена на число душ мужского пола, так возникла подушная подать вместо прежнего подворного обложения. Она была тяжелее повинностей и не освобождала от повинностей барину. Дворяне же освобождались от налогов. Они укрепили свои позиции в качестве земельных собственников и душевладельцев. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьем и вотчиной. Все владения превратились в наследственную собственность. [2, c.302]

Нововведения Петра I в быту (брить бороды, носить одежду европейского типа и т.д…) почти не затрагивали крестьян, не нарушая вековых традиций миллионов людей. Но эти нововведения усиливали разрыв между высшими и низшими слоями общества. Пётр I заботился о хороших манерах дворян, но и не забывал учить как смирять и унижать своих рабов.

В XVIII веке продолжалось распространение христианства. Иногда крестили волости без всякой подготовки населения.

Тяжёлая доля крепостного крестьянства заставляла их надеяться на доброго царя. Вследствие этого, крестьяне поверили самозванцу Емельяну Пугачёву и активно шли под его знамёна с топорами, вилами, косами. Восстание охватило сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Но восстание было подавлено, Е. Пугачёв казнён. Крестьянская война потерпела поражение.

В начале XIX века в России господствовал сословный слой, самым многочисленным сословием было крестьянство. В общинах развивались кустарные промыслы наряду с земледелием, огородничеством и животноводством. Рост промышленности в городах порождал отток населения из сёл. Общины начали уменьшаться. Подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 года, создаются комитеты, разрабатывающие проекты. Крестьяне же были полностью отстранены от дела, касающегося их интересов. 19 февраля 1861 года было подписано Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости и Манифест, возвещавший отмену крепостного права. Ввелись сельские и волостные органы правления. Но крестьянская реформа была проведена, прежде всего, в интересах помещиков, так как в отрезки земли, принадлежавшие крестьянам, попали худшие земли, и им приходилось по прежнему платить оброк и барщину помещику за работу на хороших землях.

В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество.

Крестьянская (сельская) община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей.

Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и сохранению порядка.

Сельский сход решал все важные дела, на них избирался сельский староста. Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Община землёй владела чересполостно: каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, ближней и дальней, на пригорке и в низине. Земля распределялась по числу душ мужского пола. Если рождался мальчик, он получал надел, если умирал мужчина, общество отнимало надел. Такие распределения назывались частными переделами. Но число родившихся превышало количество умерших, поэтому общий передел производился примерно раз в 12 лет. Некоторые же общины вообще не производили переделов, и никто не знал почему: в одной деревне делали передел, в другой - нет, хотя они были соседними. Но и переделы постепенно ушли в прошлое.

Реформа 1861 года, несмотря на тяжесть выкупных платежей и эксплуатацию со стороны помещиков, ускорила переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному.

В мае 1905 года образуется Всероссийский Крестьянский Союз, съезд Союза высказался за отмену частной собственности на землю, и передачу её в общую собственность народа. [4, c.78]

ноября 1906 года был издан положивший начало Столыпинской аграрной реформе указ о свободном выходе крестьян из общины. Главной целью реформы стало создание широкого слоя крепких хозяйств фермерского типа (кулацких). Эти хозяйства должны были расширить состав среднего класса России. Создать такие хозяйства реформаторы пытались путём разрушения общины и насаждёния частной крестьянской земельной собственностью. Разрешено было покупать и продавать землю, это способствовало отливу бедных крестьян из деревни и расширению кулацких хозяйств. Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли. Малоземельные крестьяне переселялись на новые территории: Сибирь, на Урал.

В июне 1917 года реформа была приостановлена. Она не решила поставленных перед ней задач. Крестьяне неохотно переходили к новому способу хозяйствования, так как был большой риск и вычлененность из общины. Крестьянин должен был сам решать проблемы, а специфика ведения крестьянского хозяйства была основана на коллективном решении проблем. Общины пользовались системой чересполосицы: в знойное время хороший урожай ожидали в низинах, в дождливое - на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение водоснабжения. Создание хуторов уничтожало сложившуюся веками систему хозяйствования общин.

К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн крестьян с 17 млн десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15 % общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах. Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.

В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.

Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн человек, ещё 5 млн было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима, положившего конец русской сельской общине, просуществовавшей тысячу лет.


Алексей Михайлович - царь, сын царя Михаила Фёдоровича от брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. Родился 19 марта 1629. На престол взошёл после смерти отца (1645). Его правление оказалось особенно тяжёлой порой для Русского государства: долгая и трудная война, постоянные внутренние смуты и беспорядки, отсутствие денег - всё это наложило мрачный отпечаток на царствование Алексея Михайловича.

С пяти лет царевич Алексей находился под надзором боярина Бориса Морозова, крупного землевладельца, умного и умелого государственного деятеля, неизменного спутника царя до самой своей кончины. Под руководством Морозова будущий царь учился грамоте, осваивал церковную и светскую литературу. Наряду с традиционными образовательными средствами, в обучении и воспитании государя применялись и нововведения Морозова. Так, например, он, будучи подверженным западным влияниям, одел молодого царя в немецкое платье. Духовная атмосфера раннего детства и отрочества, углубленное чтение церковных книг развили в царевиче Алексее православное благочестие. До конца жизни Алексей Михайлович был искренне верующим человеком, строго соблюдал абсолютно все посты. Даже став царем, он ходил в церковь в Страстную неделю Великого поста в простой одежде, пешком - как простолюдин. На 14-ом году жизни царевича торжественно «объявили» народу, а 16-ти лет он, лишившись отца и матери, вступил на престол московский. В 1648 г. царь заключил брак с Марьей Милославской. После её смерти Алексей Михайлович женился в 1671 на Наталии Нарышкиной (будущей матери императора Петра I), за 5 лет до собственной кончины.

В том, что государь отличался необыкновенной добротой и мягкостью характера, отчего имел прозвище Тишайший, сходятся, пожалуй, все писавшие о нём историки. Ключевский, например, называет Алексея Михайловича «добрейшим человеком, славной русской душой... лучшим человеком древней Руси», и тут же говорит о его «довольно пассивном характере» [1, с. 381]. Но чуть позже историк утверждает, что «несмотря на свой характер, Алексей помог успеху преобразовательного движения... своими беспорядочными порывами к новому и своим уменьем всё сглаживать, он приручил пугливую русскую душу к влияниям, шедшим с чужой стороны» [1, с. 383]. То есть, душевные свойства Алексея Михайловича и его характер - способствовали управлению государством! Кстати сказать, характер он унаследовал от отца.

Прежде, чем представить основные деяния Алексея Михайловича как государственного мужа, было бы уместно напомнить об общественно-политическом состоянии России того времени. Страны, всё ещё переживавшей последствия Смуты, начавшейся после кончины Ивана Грозного. Современный историк Михаил Геллер (1922 - 1997) так характеризует это время: «Несмотря на все изменения, государство и народ вернулись к самодержавию, к Богоданному царю... Открылись возможности для самостоятельной инициативы и деятельности в политической жизни. XVII в. будет временем поисков монархами путей сохранения абсолютной самодержавной власти и искоренения тенденций к ее ограничению... Важным последствием смуты были территориальные потери. Первая половина XVII в. стала временем восстановления государства, приведения его в порядок. Выздоровление началось избранием на престол царя Михаила... Михаил Романов вступил на престол в стране, разоренной дотла: города и деревни сожжены, крестьяне бросали пашню, в казне не было денег, развалилось войско... После 32 года правления Михаил умер. На его долю выпало управлять государством, которое, пережив страшную катастрофу, казалось, развалилось, перестало существовать. Царь передал своему наследнику страну в очень тяжелом положении, но начавшую приходить в себя» [2, с. 320-323].

Отметив прогресс в восстановлении страны в годы правления Алексея, Геллер отмечает: «В царствование Алексея Тишайшего, длившееся 31 год, произошли события исключительной исторической важности: Украина перешла «под руку» московского царя; православная церковь раскололась на сторонников реформы патриарха Никона и на «старообрядцев». Кроме того, государство вело войны с Речью Посполитой, Швецией, Турцией. На фоне этих событий шло усиление самодержавной власти, которая крепла в условиях глубокого социального кризиса» [2, с. 345]. Отметим, что усиление самодержавия, так же как и крепостничества многие историки считают важнейшими, наряду с военными и дипломатическими успехами царя.

Действительно, Алексей Михайлович уделял особое внимание внешней политике, активно в ней участвуя. Так, он, например, откликнулся на просьбу о помощи казацкого сотника Богдана Хмельницкого, поднявшего Украину против поляков. На Земском соборе 1653 г. казаки Хмельницкого были приняты в московское подданство. Одновременно была объявлена война Польше. В 1654 году русские войска заняли Смоленск. Весной 1655 завоевали города Вильно, Ковно и Гродно. Одновременно, опасаясь усиления Швеции, в июле 1656 Россия объявила ей войну, после чего русские войска двинулись на Ливонию. После ряда успешных походов, русским все же пришлось отступить и заключить невыгодный мир со шведами в Кардиссе (тем более, что после смерти Хмельницкого началась «смута» и в Украине, потребовавшая новой войны с Польшей). Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил переговорами, контролировал деятельность русских послов.

Крупным достижением русской дипломатии периода правления Алексея Михайловича было воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 Переяславская Рада утвердила присоединение ряда украинских земель к России, что много лет спустя, во время заключительных мирных переговоров с Польшей 1667 года, приобрело международное признание. При Алексее Михайловиче велась борьба с турками и крымскими татарами за безопасность южных границ России. Продолжалось, причем довольно интенсивно освоение Сибири, были основаны города - Нерчинск (1656), Иркутск (1659), Селенгинск (1666).

Из внутренних распоряжений при царе Алексее можно выделить следующее: запрет монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе владеть чёрными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде; окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства. В годы правления Алексея были основаны новые центральные учреждения, приказы Хлебный, Тайных и Счётных дел, а также Малороссийский, Литовский приказы. В 1649 было принято Соборное уложение - свод законов Русского государства.

Собор 1666-1667 гг. и положил начало расколу в русской православной церкви - одному из самых грандиозных событий эпохи царствования Алексея, изменившем саму «тектонику» православия в России, значительно повлиявшее на общественно-государственное устройство страны. Современные авторы А. Боханов и М. Горинов в «Истории России с древнейших времен до конца XX века» в числе основных причин церковного раскола называют «разногласия между церковной и светской властью» (многочисленные искажения священных текстов, надо полагать, и бесчисленные отклонения от обрядовых канонов - это только дополнительные поводы, выдаваемые в то время за главные причины): «Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями - земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в решение вопросов внутренней и внешней политики страны... Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, не могло с этим мириться. Отсюда идут разногласия, стремление светской власти ограничить рост монастырского землевладения, а также судебные и фискальные иммунитеты духовных пастырей. В этом были заинтересованы и власти с их курсом на централизацию, и феодалы, зарившиеся на богатые земельные владения белого и черного духовенства, с неодобрением следившие за их увеличением» [3]. Таким образом, наведя после раскола «порядок» в православии, установив «баланс отношений» с Церковью, царь Алексей, по сути дела, положил начало процессу секуляризации, который активно продолжился в эпоху Петра, предвосхитив полную секуляризацию, объявленную Екатериной II.

В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая ее от конкуренции иностранных товаров. Этим целям служили Таможенный (1663) и Новоторговый (1667) уставы, содействовавшие росту внешней торговли. Однако просчеты в финансовой политике (выпуск медных денег, приравненных к серебряным, что обесценило рубль) вызвали недовольство населения, переросшее в 1662 в «Медный бунт». Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги - отменены.

Но не случайно современники назвали тридцатилетие правления Алексея Михайловича «бунташным веком». Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666 г.) А усиление крепостного гнета стало причиной крупномасштабного крестьянского движения под предводительством донского казака Степана Разина (1670-1671). Впрочем, положительных результатов правления было куда больше, чем отрицательных.

К позитивным результатам правления Алексея необходимо отнести немалые достижения в области культуры. При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западноевропейской культур. Побывав во время войны в Прибалтике, он познакомился с иным укладом жизни, нравами и обычаями. На Посольский приказ был возложена обязанность перевода иностранной литературы, трактатов, исторических хроник, научных трудов. Благодаря нежному вниманию царя к молодой жене Наталье Нарышкиной, родившей ему троих детей, Алексей Михайлович осмелился пойти на создание во дворце театра первого в России театра по западному образцу. Зачастую царь вместе со своим многочисленным семейством присутствовал на длящихся по несколько часов представлениях.

Но всё же главным итогом правления Алексея Романова было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную (последний созыв Земского собора пришелся на 1653 и был посвящен «украинскому вопросу»). Надо сказать, самодержец радовался своему умению ведать и управлять государственными делами, контролировать через Приказ тайных дел деятельность учреждений. Будучи образованным человеком, Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы, первым из русских царей стал их собственноручно подписывать.

Алексей Михайлович - автор нескольких литературных произведений. Он, как утверждают некоторые историки, автор учебника по соколиной охоте - «Урядник сокольничьего пути», а также новой редакции «Сказания об Успении Богородицы». Кроме того, Алексей Михайлович известен и как автор духовных гимнов, автор распева стиха «Не тебе Пресвятая Богородице диво». Вообще, литературное наследие Алексея Михайловича многообразно: обширная переписка, произведения в прозе и стихах, мемуары. Пожалуй, наиболее ярко литературные дарования царя проявились в письмах. Сохранилось более 100 посланий царя его родным и близким, самое раннее написано в 1646, а самое позднее - за год до кончины. Алексей Михайлович в совершенстве владел эпистолярным каноном. Особенно хороши, в том числе и с литературной точки зрения послания А. Матюшкину, Н. Одоевскому, членам царской семьи, а также пространные письма патриарху Никону, одно из которых, «Статейный список» можно отнести к образцам мемуаристики. Академик С. Ф. Платонов (1860 - 1933) писал об Алексее Михайловиче: «Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы… из каждой фразы глядит живая мысль» [4, с. 420].

Алексей Михайлович умер 30 января 1676 года. Своим сыновьям самодержец передал в наследство мощное государство. Один из них - Петр I Великий, продолживший дело отца, завершил формирование абсолютной монархии и создание Российской империи. До Петра страной более 5 лет правил его старший брат Федор, завещательным документом назначенный после кончины Алексея Михайловича наследником престола.

Аналитический обзор Интернет-ресурсов

В качестве источников информации по исследуемым темам использовались ресурсы сети Интернет. В процессе написания характеристики исторической эпохи по заданным темам мы использовали поисковые системы: Яндекс, Рамблер, Google. Приведем таблицу, отображающую результаты поиска в данных системах.

Поисковая системаЯндексРамблерGoogleТема исследования «Русская сельская община Х - начала ХХ вв»382000900532000Тишайший государь в «Бунташное время» (роль личности в истории на примере Алексея Михайловича Романова)995405465

Отметим, что, несмотря на популярность, а также использование поискового движка системы Яндекс, поисковая система Рамблер является неудобной в плане отсутствия отображения количества результатов поиска (что для нас представляло интерес в процессе сравнения результативности поисковых систем). Кроме того, в сравнении с другими системами, Рамблер отобразил несоизмеримо меньшее количество результатов поиска, больше половины из которых совершенно не отражают тематику введенного нами запроса. В плане результативности и быстроты поиска система Google показала наиболее высокие результаты. Поэтому, предлагаем рассмотреть результаты именно этой поисковой системы. Как правило, наиболее точные материалы, полностью или практически полностью отражающие тематику введенного запроса, отображаются на первых 2-3 страницах, отображающих результаты поиска (система Google по запросу об Алексее Михайловиче выдала 10 таких страниц, затратив на поиск 0,48 секунды).

Сайты, полезные для изучения указанной темыСайты, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеСайты, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом<#"justify"> - тема исследования отражена в достаточно полном объеме (в принципе, материал читается, но единственным - и самым важным отрицательным моментом является ограниченность доступа к ресурсу (необходима платная регистрация, поэтому использовать материал практически не представляется возможным)<#"justify">; <#"justify">; <#"justify"> - сайты абсолютно похожи и не несут информационной ценности для автора работы по истории, но предлагают заказать готовую работу (реферат) по исследуемой теме.<#"justify"> - косвенное отношение к теме (отражение эпохи путем описания истории создания дворца)<#"justify"> - энциклопедический материал, охватывающий не только интересующую нас эпоху, но и биографию исследуемой нами исторической личности<#"justify"> - слишком краткое описание исторических эпох, не дающее полного представления ни о личности правителя описываемого времени, ни о самой эпохе<#"justify"> - сайт представляется нам достаточно полезным для полного исследования личности Алексея Михайловича, т.к. в приведенных статьях приводятся взгляды его современников как на самого Алексея Михайловича, так и на стиль его правления, приводятся выдержки из воспоминаний его ближайшего окружения, а также его собственные записи. Минусом данного сайта является двукратное приведение одной и той же статьи.<#"justify"> -есть возможность как скачать материал, так и прочесть его в режиме «он-лайн». Информация изложена в форме реферата, в котором описаны основные этапы развития страны в эпоху правления Алексея Михайловича, дана оценка его вкладу в развитие страны, затронуты биографические факты и описана личность правителя. Кроме того, на сайте предоставляется возможность изучить несколько похожих тем, чтобы дополнить свою работу, а также заказать собственную авторскую работу по исследуемой теме.<#"justify"> - минус в том, что материал изложен буквально в нескольких предложениях, и автор материала использует неофициальный стиль изложения, что не позволяет использовать статьи в качестве источника для написания любого вида научных работ.#"justify"><#"justify"> - изложенный материал представляет собой автореферат диссертации по интересующей нас теме, который вполне можно использовать при написании исследования, т.к. в нем достаточно четко отражены основные этапы исследуемой нами исторической эпохи и вклад царя в развитие страны. Кроме того, на сайте представлен обширный библиографический список, что также имеет большую ценность для автора будущей научной работы.<#"justify"> - указанная ссылка, предполагающая наличие скачиваемого автореферата диссертации, ведет на несуществующую страницу, хотя материал, указанный в описании ссылки, мог представлять интерес для автора научной работы: «В советской историографии время царствования Алексея Михайловича трактуется историками ... со снижением роли государственных учреждений, характерных для .... собой «печальный пример, когда под властью вполне хорошей личности, строй ...»<#"justify"> - данная ссылка ведет нас на сайт о религии и отношении к религии различных исторических деятелей, поэтому его вряд ли можно использовать как полноценный источник информации для написания научной работы по нашей теме<#"justify"> - ссылка ведет на блог с контрольной работой по интересующей нас теме, материал в которой изложен, на наш взгляд, достаточно доступно и в полной форме (для формата контрольной работы). Дополнительным достоинством сайта является расширенный библиографический список со ссылками на электронные варианты указанных книг, что значительно облегчает и сокращает время поиска нужных информационных источников.<#"justify"> - ссылка ведет на отключенный сайт, хотя в описании ссылки есть материал, который мог бы заинтересовать нас : «"Тишайший" Алексей Михайлович… Что понимали под этим ... оформил крепостное право и максимально усилил свою власть, приняв титул «Царь, Государь, ... Земский собор не созывался, роль Боярской думы уменьшилась. ... В то же время за неисполнение своей воли царь обладает правом и обязан ...»<#"justify"> - достаточно интересный ресурс, представляющий характеристику исследуемой нами эпохи, но не затрагивающий тему исследования. Это электронный вариант исторической книги, которая охватывает политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизни страны, но в которой не дается характеристика личности правителей и не описывается их вклад в историю развития страны в контексте интересующей нас темы. <#"justify"> - данная ссылка ведет на сайт, который мог бы представлять ценность для автора научной работы по истории, но к теме нашего исследования вряд ли может быть отнесен, так как описывает эпоху правления великого князя Михаила Федоровича. <#"justify"> - сайт также довольно интересен в информационном плане для автора работы по истории, но снова отсылает к эпохе царствования Михаила Романова

Анализ ресурсов электронных библиотек

Нами были изучены ресурсы трех электронных библиотек (www.rsl.ru <#"justify">Запросwww.rsl.ru <#"justify">#"justify">Табл. 2. Результаты запросов в электронных библиотеках

Анализ адекватности результатов запроса.

По ключевым словам «Алексей Михайлович Романов»

Электронный каталог Российской Государственной библиотеки:

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом520 (из них больше половины - повторяющиеся ссылки одних и тех же книг (авторов), размещенных в разных каталогах, к которым имеет доступ библиотека4

Электронный каталог Государственной Публичной Исторической Библиотеки России

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом921 (половина из них - повторяющиеся ссылки)6

Электронный каталог Научной Библиотеки МГУ

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом19 (дублирующих ссылок 5)110 (дублирующих ссылок - 3)

По запросу «Тишайший»

Электронный каталог Российской Государственной библиотеки:

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом300

Электронный каталог Государственной Публичной Исторической Библиотеки России

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом100

Электронный каталог Научной Библиотеки МГУ

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом104 (дублирующиеся ссылки на переиздания одного и того же источника - 3)

По ключевым словам «Бунташное время»

Электронный каталог Научной Библиотеки МГУ

Ресурсы, полезные для изучения указанной темыРесурсы, не относящиеся к теме, либо не отражающие интересующие вопросы по темеРесурсы, имеющие косвенное отношение к теме, либо представляющие интерес для автора работы по истории в целом3 (2 дублирующиеся ссылки)37 (4 дублирующиеся ссылки)27 (7 дублирующихся ссылок)

Разберем несколько ссылок на книги, кажущиеся нам наиболее полезными для написания работы по интересующей нас теме.

АвторСоловьев,Сергей МихайловичЗаглавиеИстория России. Алексей Михайлович ТишайшийВыходные данныеМ. ОЛМА Медиа Групп 2013Физическое описание302, [2] с. ил., портр. 26 смISBN978-5-373-05454-6 : 400.00ТемаАлексей Михайлович Романов, царь русский (1629-1676) Ключевые словаРОССИЯ ИСТОРИЯ РОМАНОВЫ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧШифр7БД33, С-603

Книга «Алексей Михайлович Тишайший» рассказывает о положении церкви в Западной и Восточной России в XVII веке и о русско-польской войне 1654 - 1667 годов.

АвторБерх,Василий НиколаевичЗаглавиеЦарствование царя Алексея МихайловичаВыходные данныеМ. Кучково поле 2013Физическое описание350, [3] с. 21 смISBN978-5-9950-0325-0 : 400.00ТемаАлексей Михайлович Романов, царь русский (1629-1676)Ключевые словаРОССИЯ ИСТОРИЯ РОМАНОВЫ БИОГРАФИИ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РУССКИЕ ЦАРИ 17ВШифр7БД33, Б-526

Произведение русского историка и географа Василия Николаевича Верха - одно из первых и самых авторитетных исследований по истории царствования Алексея Михайловича Тишайшего, второго русского царя из династии Романовых. Народная память недаром сохранила за Алексеем Михайловичем прозвище Тишайший. Отчасти это произошло благодаря его христианскому смирению, добродушному нраву, умению слушать своих приближенных. Однако многие отмечали, что периоды царской ""тихости"" порой сменялись вспышками гнева, убежденной твердости и решительности. Алексей Михайлович лично участвовал во многих военных походах, руководил дипломатическими переговорами. Основные события царствования Алексея Михайловича - это Соляной бунт, Польская война, присоединение Украины к России, продолжение колонизации Сибири.

АвторБоханов,Александр НиколаевичЗаглавиеАлексей Михайлович. Монарх эпохи РасколаВыходные данныеМ. Вече 2012Физическое описание348, [3] с., [8] л. ил., факс. 21 смСерияВеликие исторические персоныСерияБиблиотека КоммерсантъISBN978-5-4444-0587-1 : 240.00ТемаАлексей Михайлович Романов, царь русский (1629-1676)Ключевые словаАЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ РУССКИЕ ЦАРИ РОМАНОВЫ БИОГРАФИИ ИСТОРИЯ РОССИЯ 17ВШифр7БД33, Б-863

В центре судьбоносного для России XVII века находится фигура Царя Алексея Михайловича. Ещё при жизни в народе он получил прозвание «Тишайшего», что очень точно отражало нравственно-психологический портрет второго Царя из Династии Романовых, хотя сам период его правления был далеко не спокоен. Изнурительные войны с Польшей в 1654-1667 годах и Швецией в 1656-1658 годах, народные мятежи - соляной бунт 1648 года, медный бунт 1662 года, как и антиправительственное движение под руководством донского казака Степана Разина в 1670-1671 годах - стали испытанием на прочность и государственного устроения и компетентности власти. С эпохой Алексея Михайловича неразрывно связано и ещё одно потрясение русского национально-государственного бытия, имя которому - Раскол. Настоящая книга - дань памяти замечательному русскому человеку и правителю, оставившему неизгладимый след на скрижалях Истории России.

АвторИловайский,Дмитрий ИвановичЗаглавиеОтец Петра Великого:царь Алексей МихайловичРомановВыходные данныеМ. Чарли:Алгоритм 1996Физическое описание621с. 21см.СерияАктуал.история РоссииISBN: 10000.00ТемаАлексей Михайлович Романов, царь русский (1629-1676)Ключевые словаРОССИЯКлючевые слова17ВКлючевые словаАЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧКлючевые словаЦАРИ РУССКИЕШифр5Go, 3481 | 7БД33, И-448

Иловайский Дмитрий Иванович - известный русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления. В своей пятитомной "История России" дал подробный и очень интересный обзор России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Настоящая работа - пятый том этой истории - пожалуй, его крупнейшее историческое произведение. Царь Алексей Михайлович, по прозвищу Тишайший, по словам писателя, весь период своего правления "жил общею жизнью, общими чувствами и помыслами со своим народом". Эти годы ознаменовались дальнейшим укреплением Московского государства. Вместе с тем он "по праву может быть причислен к числу русских западников своего времени, т. е. поборников европейской материальной культуры".

АвторШирокорад,Александр БорисовичЗаглавиеАлексей МихайловичВыходные данныеМ. Кафедра 2011Физическое описание415, [1] с., [12] л. ил. 21 смСерияРомановы. 1613-1917ISBN978-5-98963-016-5 : 253.00ТемаАлексей Михайлович Романов, царь русский (1629-1676)Ключевые словаРОССИЯ ИСТОРИЯ РУССКИЕ ЦАРИ ЦАРИ РОМАНОВЫ БИОГРАФИИ 17ВШифр7БД3, Ш-645

Алексей Михайлович - второй царь из династии Романовых и первый царь, получивший по наследству никем не оспариваемый престол. Вот и все, в чем единодушны наши историки. А далее начинаются загадки и споры. Был ли Алексей Михайлович консерватором, отчаянно цеплявшимся за старые порядки, или, наоборот, успешным реформатором? Был ли он «тишайшим» царем, стремившимся к миру, главенству закона и справедливости, или, напротив, кровавым тираном, непрерывно воевавшим все свое долгое царствование - с поляками, шведами, малороссийскими гетманами, крымскими татарами, турками, китайцами, Стенькой Разиным и даже с монахами Соловецкого монастыря? Был ли Алексей Михайлович самым набожным царем династии или совсем иначе - правителем, ради сиюминутной выгоды расколовшим русской церковь, последствия чего не преодолены и сегодня? А главное, куда он вел Россию - к светлому будущему, но без крайностей и перегибов, свойственных его великому сыну, или это была дорога в никуда?

АвторШунков,Александр ВикторовичЗаглавиеЖанр послания в русской литературе XVII века (на материале эпистоляр.наследия царя АлексеяМихайловича)Выходные данныеКемерово КемГУКИ 2006Физическое описание95, [5] с. 21 смISBN5-8154-0055-6 : 70.00ТемаЭпистолярный жанр в литературеТемаАлексей Михайлович Романов, царь русский (1629-1676)Ключевые словаРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 17В ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР ПЕРЕПИСКА АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВЫШифр7НЕ32, Ш-965

Исследование посвящено одной из интереснейших страниц древнерусской культуры - литературному творчеству царя Алексея Михайловича. Впервые предпринята попытка комплексного изучения эпистолярного наследия монарха. Книга рассчитана на литературоведов, студентов-филологов и читателей, интересующихся проблемами русской литературы переходного периода. Но, на наш взгляд, материалы книги вполне можно использовать для написания научной работы в процессе раскрытия особенностей личности правителя и описания его роли в развитии государства

АвторБахревский,Владислав АнатольевичЗаглавиеТишайший ; Аввакум ; Никон ист. романыВыходные данныеМ. АСТ Астрель 2010Физическое описание1016, [3] с. 22 смISBN978-5-17-069966-7ISBN978-5-271-30693-8 : 400.00Ключевые словаРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20В ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫШифр7НМ, Б-306

В книгу <http://www.labirint.ru/books/100538/> известного современного писателя-историка В. А. Бахревского вошли романы, повествующие о временах правления российского царя Алексея Михайловича (1629-1676).

Выводы

Наше исследование показало, что использование ресурсов сети Интернет значительно упрощает подготовку к написанию научной работы (будь то контрольная работа, реферат или более масштабное исследование заданной темы). За довольно короткий промежуток времени можно легко найти книги по интересующей теме и либо изучить их в режиме «он-лайн», либо скачать «на будущее». Кроме того, в сети можно найти и аннотации к данным книгам, что также позволяет сразу же оценить полезность материала для исследования. Многие сайты с электронными материалами организованы таким образом, что из оглавления можно сразу же перейти к интересующей части книги, диссертации или реферата, либо ознакомиться с кратким содержанием каждой части.

Недостатком поиска в сети является то, что нужно абсолютно четко формулировать свой запрос, чтобы избежать появления в результатах поиска «ненужных» ссылок, которые ведут либо на несуществующие, либо на рекламные сайты, либо на те, которые абсолютно не связаны с темой запроса.

Похожие работы на - Русская сельская община Х - начала ХХ вв. Тишайший государь в 'Бунташное время'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!