Приобщение детей к музыкальному искусству

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,27 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приобщение детей к музыкальному искусству

Введение

чайковский щелкунчик композитор музыка

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Старшие дошкольник уже знают, что музыку пишут композиторы, на основе полученных ранее знаний и впечатлений уже могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам.

В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

Цель данной работы: с целью приобщения детей к музыкальному искусству подобрать музыкальное произведение и провести занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

. Выбор музыкального произведения для беседы

«Щелкунчик» - соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственного героя, у каждого зрителя - свой Щелкунчик. Кто-то помнит и любит этого героя по одноимённой сказке Эрнста Гофмана, кто-то, увидев однажды, навсегда запомнил чудесный мультфильм, а кто-то от всего сердца обожает балет «Щелкунчик», который сначала посещал в детстве с родителями, а теперь он сам приходит посмотреть «Щелкунчика» со своими детьми. Это сказка с великолепной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Так или иначе - Щелкунчик знаком каждому жителю Земли с самого детства, более того - он является символом Новогоднего волшебства и сопутствующих ему таинственных приключений. И не только потому, что действие сказки Щелкунчик происходит в Рождество - сама эта история полна чудесных превращений и магических действий.

Впервые балет «Щелкунчик» был показан в Санкт-Петербурге в декабре 1892 года. Спектакль «Щелкунчик» сразу же покорил сердца зрителей. С этого момента стало доброй традицией организовывать предновогодние показы балета Щелкунчик. Этот спектакль посещают с удовольствием и дети, и взрослые - ведь волшебная сказка, рассказанная под Рождество, нравится всем без исключения. Для каждого из нас с самого детства есть в этом слове что-то очень близкое и родное. Для углубления навыка слушания музыки, мы познакомим детей подготовительной группы с произведением Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». Нотный материал к балету «Щелкунчик» представлен в Приложении.

1. О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского


П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.) - гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры.

Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Воткинской земле он был обязан наиболее сильным музыкальным впечатлениям. «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки»,- отмечал Пётр Ильич.

Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который, кстати, был невысокого мнения о способностях будущего композитора. Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А.Г.Рубинштейна и Н.И.Зарембы, высоко оценившего талант ученика. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» и Увертюра фа-мажор, «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, стал зарабатывать на жизнь уроками.

Автор более 80 произведений, в т.ч. десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества.

Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя.

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие.

А сейчас мы познакомимся с его произведение - «Щелкунчик».

В балете Чайковского «Щелкунчик» удивительно естественно происходит слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма. Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха - вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика. Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время - разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире. Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: танец шоколада (блестящий испанский), кофе (изысканный и томный восточный), чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак; изящно стилизованный танец пастушков; комический танец Матушки Жигонь с вылезающими из-под ее юбки детишками. Вершина дивертисмента - знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке - Феи Драже и принца, ныне - Клары и Щелкунчика).

 

. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи:

) Познакомить детей с музыкой Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик».

) Знакомство с жанром балета через знакомство с музыкальной культурой П.И.Чайковского.

) Воспитывать любовь к музыке.

) Расширять кругозор, воспитывать музыкально-эстетический вкус.

Словарная работа: композитор, балет, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.

Музыкальный материал из балета «Щелкунчик»: фрагменты балета «Марш», «Вальс цветов», «Танец Феи Дражже».

Оборудование: портрет П.И.Чайковского; иллюстрации к балету; музыкальные инструменты (скрипка, флейта, колокольчик); музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор, экран, искусственные цветы для вальса; плакаты А4 с названием инструментов и музыкальных произведений (скрипка, флейта, колокольчик, «Вальс цветов», «Танец Феи Дражже», «Марш»); альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования.

Подготовка мероприятия включает в себя следующее:

) Развитие основ музыкально-эстетического сознания на предыдущих занятиях.

) Формирование представления об образной основе музыкальных произведений.

) Развитие представлений о первичных жанрах музыки и их видах.

) Дети разучивают на шумовых музыкальных инструментах пьесу «Марш».

Ход занятия:

На центральной стене большой портрет П.И.Чайковского.

Музыкальный педагог: Итак, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир музыки! Познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Ребята, кто такой П.И.Чайковский?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: Правильно. Давайте вспомним о П.И.Чайковском. Это выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске 25 апреля 1840 года. Родители его очень любили музыку. Мать играла на фортепиано и пела, в их доме стоял механический орган. Позже переехав в Москву, он сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

П.И.Чайковский написал много замечательных произведений. Это оперы: «Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; Симфонические произведения; Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многое другое.

Слово «балет» происходит от латинского «танцевать», когда обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца.

Ответы детей. А разве можно сказку станцевать?

Музыкальный педагог: Ещё как станцуешь! Знаете, сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк-Горбунок», всех не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями также как если бы слышали их речь.

Но, перед тем, как слушать произведение, скажите пожалуйста, ребята, как необходимо слушать музыку?

Ответы детей: Нужно слушать внимательно, в тишине. Можно закрыть глаза и представить себе картину, которую передаёт данное произведение.

Музыкальный педагог: Наверное, все вы любите сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок «Щелкунчик и Мышиный король» сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». И именно с отрывками из этого балета мы с вами сегодня познакомимся.

Музыкальный педагог рассказывает сказку под тихий музыкальный фон.

Это сказка об удивительных приключениях девочки Мари. События этого волшебного балета разворачиваются в новогоднюю ночь. В балете герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник - всё это реальные персонажи балета.

Часы в гостиной пробили девять раз. Встрепенулась большая сова на часах и захлопала крыльями. Кажется, все готово. Можно начинать праздник. - Входите, дети! - господни советник распахнул настежь двери. Шумной стайкой ворвались ребятишки в комнату и... застыли на пороге от удивления и восторга.

Посреди комнаты сияла огнями ёлка-красавица. На ее ветвях росли сладкие орехи, яблоки и пёстрые конфеты, светились золотые и серебряные шары, великолепные гусары ни белоснежных конях были готовы в любую минуту ринуться в атаку, а нарядные куклы следили за ними восхищенными взглядами.

По вот грянул марш, и хозяин дома приступил к раздаче подарков.

Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Все радостно маршируют и танцуют вокруг украшенной ёлки.

Слушание. Звучит «Марш».

Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг ёлки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков, действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек более изящная, стремительная.

Музыкальный педагог: Итак, сейчас мы прослушали марш из балета «Щелкунчик». Вам понравилось это произведение? Что вы можете себе представить, слушая эту музыку?

Беседа с детьми по прослушанному. При повторном прослушивании иллюстрация танцевальными движениями.

Вот в зале появляется таинственный гость - это часовщик Дроссельмейр, крёстный Мари и её брата Франца. В его руках игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи - это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Мари! Как счастлива Мари! Ведь этот бал и цветы, и музыка - все для нес И главное, рядом с ней верный друг Щелкунчик.

Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Мари укладывает сломанного Щелкунчика спать, и с грустью уходит. Но, ей не спится…Тихо пробирается она к Щелкунчику. Мари кажется, что ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.

Музыкальный педагог: П. Чайковский в своём дневнике об этом писал так: «Ёлка начинает расти. Музыка в течении 48 тактов идет в нескончаемом крещендо» - такой музыкальный термин, который обозначает усиление звука. Давайте послушаем, как с помощью оркестра на наших глазах маленькая домашняя ёлка превращается в большую, гигантскую.

Слушание отрывка из балета «Щелкунчик», иллюстрация движениями роста ёлки.

И вот, когда ёлка стала большой, вдруг изо всех щелей выползают мыши. Злобное мышиное войска уничтожает пряничных солдатиков, между ними и куклами, которыми командовал Щелкунчик завязалась настоящая война. Сражение длилось долго, Маша не знала, как помочь, но вот в один из моментов она снимает с ноги свою туфельку и бросает её в мышиного короля. Музыка обрывается, Щелкунчик превращается в принца, который благодарит Мари и приглашает следовать за ним в сказочную страну. Скачала придется идти через зимний волшебный лес. Мы слушаем этот фрагмент он называется «Вальс снежных хлопьев».

Слушание. «Вальс снежных хлопьев».

Музыкальный педагог: Расскажите, какая звучит музыка?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: (сказка идёт под тихий музыкальный фон).

Вот мы и на месте. Конфетенбург - веселый, шумный город. Ворота этого города сооружены из миндального печенья. А рядом находится Цукатная роща, все деревья которой сделаны из цукатов. Начинается праздник. Кофе, чай, леденцы, пастушки и цветы - все танцуют. Для каждого жителя Конфетенбурга Композитор П.Чайковский сочинил свою музыку. Например для шоколада - «Испанский танец», для чая, который появился в Китае - «Китайский танец».

Есть свой танец и у хозяйки сказочного сахарного дворца. Её зовут фея Драже. Танец феи Драже выделяется необычным звучанием оркестра. Когда композитор П. Чаковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальный инструмент, который называется челеста - это инструмент, на котором играют, нажимая на клавиши, обладал холодноватым, прозрачно серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе П.И.Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Она загадочна и прекрасна. Вот, послушайте….

Слушание. «Танец феи Драже».

Музыкальный педагог: Вам понравилось произведение? Что вы себе представили?

Ответы детей.

Далее беседа о музыкальных инструментах (скрипка, флейта).

Стук в дверь.

Музыкальный педагог: Ой, ребята, кто к нам стучится?

Появляется флейта.

Посмотрите, ребята. Этот музыкальный инструмент называется - флейта. Послушайте, как она звучит… На доску вывешиваем надпись «флейта».

Музыкальный педагог играет на флейте пару нот, и показывает детям.

Стук в дверь.

Музыкальный педагог: Ой, ребята, опять кто-то стучит…Кто бы это мог быть??!?...

Появляется скрипка.

Посмотрите. Этот музыкальный инструмент называется - скрипка. На доску вывешиваем надпись «скрипка».

Послушайте, как по разному, она может звучать.

Музыкальный педагог демонстрирует скрипку детям, а затем играет на ней пару фраз, как «медведь» и как «птичка».

Далее детям предлагается нарисовать Фею Музыки.

Звучит «Вальс цветов». Дети рисуют Музыку, как они себе её представляют. Лучшие рисунки вывешиваются на доску.

В конце занятия проводится повторное слушание произведения.

Все рисунки вывешиваются на доску. Обсуждаются.

Музыкальный педагог: С творчеством какого композитора мы познакомились сегодня? Отрывки из какого произведения прослушали? Что на занятии вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: Итак, ребята. Сегодня мы познакомились с творчеством замечательного композитора П.И.Чайковского, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш» выйдите из зала. Надеюсь, что вам понравилось его произведение, и у вас появился интерес к творчеству композитора и желание лучше узнать его музыку.

Всем спасибо. До свиданья.


Выводы


Итак, основные задачи данного мероприятия достигнуты:

) образовательные: введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.

) воспитательные задачи: воспитание музыкально-эстетического вкуса; учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

) развивающие задачи: развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства; развитие чувства ритма и метра.

Вышеизложенные задачи на занятиях решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход - завязку, кульминацию и развязку.

При планировании данного занятия, мы постарались учесть особенности и возможности детей: показать культуру слушания музыки и ее образного описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

подобран методический материал, пособия, оформлен уголок «Мой Чайковский»;

подобран дидактический материал для рассматривания с детьми: альбомы «Детство П.И.Чайковского», тематический альбом «По страницам произведений композитора»;

изготовлен игровой материал: дидактические игры «Произведения Чайковского - «Щелкунчик», ««Времена года», «Детский альбом» (разрезные картинки). Эти игры помогут детям в увлекательной форме закрепить знания, полученные в организованных видах деятельности.

Слушание музыки и устный анализ музыкальных образов позволяет детям учиться определять и различать музыкальные звуки .

Включение в занятие элементарного рисования делает его запоминающимся, а смена деятельности необходима детям, т. к. детей, как правило, не обладают еще необходимым терпением.

Занятия проводились в музыкальном зале в первой половине дня с детьми подготовительной группы. На занятии присутствовало 10 детей, воспитатель и музыкальный руководитель. Музыкальный зал имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение - музыкальный инструмент (клавинова, фортепиано), музыкальный центр, мультимедийный экран, компьютер, большое зеркало, в котором дети видят себя и контролируют свои музыкально-ритмические движения. Для проведения занятия, музыкальный зал разбит на зоны:

зона для слушания - восприятия музыки и просмотра видео;

зона для музыкально-двигательных упражнений и игр;

зона для рисования.

Такое зонирование помогает детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.

Большое значение для решения задач эстетического развития детей отводится подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.

На данном занятии использовалась музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей.

дети познакомились с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, с его основными произведениями, с героями этих произведений через занимательный материал, использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, а также посредством художественного творчества (рисования). Кроме того музыкальным педагогом отлично исполнялись произведения Чайковского на фортепиано.

На занятиях были реализованы следующие принципы:

Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип от игры - к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру - формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога - научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, слаженности игры в ансамбле, определять его достоинства и недостатки.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Была проведена большая предварительная работа по развитию восприятия (слушания) музыки и дети теперь способны анализировать более сложные по образному содержанию музыкальные произведения.

Использовались следующие методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.

Прием вслушивания в показ педагога и анализ услышанного. Выразительное исполнение произведения педагогом вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать музыку в целом (яркая, сказочная, ласковая);

Прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения; - прием активного слушания музыки.

Данное занятие построено так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всех занятий. Так, слушание музыки сменилось то игрой, то рисованием. При подготовке и проведении занятий музыкальный педагог и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятия получились насыщенными разными видами деятельности. Они выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего.

Итоговым результатом стали знания, которые показали дети дошкольного возраста в ходе беседы:

умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

приобретение навыков социального общения с взрослыми.

Но главным - это возникновение у них интереса к слушанию музыки и инициативы детей, самостоятельного желания вслушиваться в музыкальное произведение. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана возможность выбора - каждый в соответствии со своими личными предпочтениями самостоятельно продумывал художественный образ услышанной и исполняемой музыки.

Считаю, что в содружестве с воспитателем, нам удалось реализовать поставленные задачи. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка данного занятия, позволяют эффективно реализовать возможности музыкального воспитания у детей дошкольного возраста. Реализация этого проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

 

 

Список используемой литературы


.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

.Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б.Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.

.Музицирование для детей и взрослых / Под. ред. Ю.В.Барахтина. - Новосибирск: Издательство «Окарина», 2005. - 86 с.

.Познанский А.Н. Пётр Чайковский: Биография. В 2-х тт. / А.Н.Познанский. - СПб.: Вита-Нова, 2009. - 1232 с.

.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников / О. П.Радынова. - М.: Академия, 1998. - 240 с.


Приложение


Марш (отрывок)







Похожие работы на - Приобщение детей к музыкальному искусству

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!