Обучение и воспитание детей с этнокультурным уклоном

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,2 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение и воспитание детей с этнокультурным уклоном

Содержание

Степень изучения проблемы

Общечеловеческие потребности. Понятие этнокультурной потребности. Доминантность в психическом развитии

Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа

Заключение

Используемая литература

Степень изучения проблемы

Проблема духовности и духовных ценностей всегда волновала умы ученых-теоретиков прошлого и настоящего, поскольку она является наиболее сложным и противоречивым вопросом науки, окончательно не разрешенным и постоянно привлекающим внимание передовых мыслителей своего времени.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, несомненно, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом. Важнейших, прежде всего в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), - выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Нет нужды много говорить о том, насколько тесно это связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе, лишенном единой объединяющей платформы. Этот раскол есть прямое порождение ценностного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, подразумевающей наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему идейного воспитания и пропаганды. Разрушение этих ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых.

Следовательно, проблема духовности и духовных ценностей в целом сложна своей многогранностью и неоднозначностью, поэтому к ней было приковано внимание философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов, деятелей искусства, точки зрения которых подчас были диаметрально противоположными (С.А. Алексеев, Л.М. Архангельский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Н.К. Рерих, Г.С. Сковорода, В.С. Соловьев, В.П. Тугаринов, С.Л. Франк и др.; К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.А. Ухтомский и др.; Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.).

Общечеловеческие потребности. Понятие этнокультурной потребности

Все высшие духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации - это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура - от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.-)совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

Многие даже не подозревают о своих этнокультурных потребностях, не знают, какие национально-культурные и языковые услуги могут оказать государственные образовательные структуры, неформальные организации.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной сфере (правда - ложь, любовь - эгоизм, терпение - раздражительность, трудолюбие - лень).

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются. Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

Известно, что язык и культура не разделимы. Это ведет к тому, что мир той страны, в котором живут и играют дети, говорящие на другом языке, остается для ребенка чужим и закрытым, причем на долгое время. Именно поэтому в центре внимания в процессе обучения и воспитания должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившееся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Нелинейно в силу различных причин, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у ребенка в соответствующей сфере самоусовершенствования. Почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил, определить свою моральную позицию поможет целенаправленная деятельность воспитателя, которую можно организовать системно.

Но вернемся к выше названным потребностям. Механизм удовлетворения этих потребностей - познание, испытание и реализация своих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения. Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности - социализация, саморазвитие личности. Процессы саморазвития происходят самопроизвольно, спонтанно (случайно).

Доминантность в психическом развитии

Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе и от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты.

Фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых в системе любых уровней организации выдвинул и обосновал русский ученый А.А. Ухтомский. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение какой - либо целенаправленной и системной деятельности. Доминанта способна стягивать другие внешние раздражители, подкрепляя тем самым активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Психологическая доминанта может выступать как, мотивация, ориентация, установка, господствующая потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А.А. Ухтомского, доминанта - это центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека. «Доминанты могут различаться и по условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, к которым они приводят, тоже могут разительно отличаться по своей ценности и по богатству результатов.

В дошкольном возрасте необходимо организовать такую доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка и на сегодняшний момент, по мнению специалистов, доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы. «Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер.»

Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста считаем, что надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа

В своей истории многие народы осуществляют духовно - творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.) Каждый народ приносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываютсяпредметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в то же время, за весь свой народ.

В соответствии с многонациональностью нашего общества работа по развитию потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на занятиях и нерегламентированных видах деятельности детей знакомят с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе. Отсюда задачи сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Знакомство с национальная одеждой, кухней, играми музыкой и песнями, народный фольклор - вот направления работы по этнокультуре для детей. Конечно же, весь материал подается в игровой и непринужденной работе.

Дети могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, тряпичную куклу, расписать матрешку, читать стихи, играть в дидактическую игру и т.д. В учебно-игровой, музыкальной, театрализованной деятельности воспитатели стремятся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнопедагогического обучения.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Например, «Русская изба - символ жизненного уклада русского народа.» Здесь тоже собран материал, касающегося жизненного уклада русского народа: расшитые рушники, самовар, национальная одежда. Именно здесь должны быть сосредоточены краеведческий, искусственный, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное нашим воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его по вседневной жизни, дает свои результаты. Дети имеют возможность потрогать своими руками все предметы. Главное в работе - не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры ,архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.

Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры

1.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками. Загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевностью детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

.Большое место должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

.Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, не всё к этому сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

этнокультурный обучение воспитание доминантность

Заключение

Мадест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.

В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.

Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных обычаях, о народной культуре, страдают нравственные устои! «Дети и народная культура». «Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально - исторического опыта народа и являются оптимальными.

Дети, их жизнь и творчество - это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения.

Используемая литература

<http://nsportal.ru>

<http://imc-asb.ucoz.ru>.petropavl.kz <http://www.petropavl.kz>

Похожие работы на - Обучение и воспитание детей с этнокультурным уклоном

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!