Использование пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

Оглавление

Введение

Глава I. Принцип наглядности как категория дидактики

.1 Ретроспективный анализ становления принципа наглядности

.2 Психолого-педагогические основы применения пакетов демонстрационной графики как средств наглядности обучения

.3 Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

Глава II. Дидактические условия повышения эффективности применения пакетов демонстрационной графики в процессе обучения

.1 Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint

.2 Методика применения пакетов демонстрационной графики на уроках по теме Paint в средней школе

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Традиционное представление об информатике как только науке о компьютерах и программировании, об алгоритмах и численных методах, системах исчисления и т.п. наконец-то стало изживать себя. Можно говорить уже о том, что информатика завершила свою первую фазу развития - эмпирическую. В настоящее время определяется тенденция информатизации всех основных видов деятельности человека. Это, в свою очередь, сильно будет влиять даже на мировоззренческие позиции и философские взгляды. Таким образом, в настоящее время идет формирование общего системно-структурного взгляда на мир на основе более глубокого понимания сущности информационных процессов. В связи с этим совершенствуются методы, с помощью которых человек исследует, познает окружающий мир и самого себя. Перед системой образования встаёт проблема - представить массивы информации в большем объёме, чем ученик привык получать из традиционных источников информации; наглядно в интегрированном виде использовать в обучении не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той же последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного ученика. Одним из основных факторов, определяющих качество современного образования, является внедрение и научное обоснование применения новых информационных технологий с использованием компьютерной техники.

Если говорить об информатике не только как о науке, но и как об учебном предмете, то стоит подчеркнуть ее гносеологическую сущность. Главное в этой учебной дисциплине - овладение методами научного познания. Поэтому информатика, также как и математика, носит надпредметный интегративный характер. Три подхода - мировоззренческий, гуманитарный и инженерно-математический сошлись в одном направлении и сфокусировались в единой точке - информатике. Это свидетельствует о том, что сейчас информатика вступает после фазы эмпирического развития в свою следующую фазу - синтез.

Применение информационных технологий в обучении требует от учителя очень хорошего образования, высокой эрудиции и квалификации. Синтез основных принципов теории информации, системного анализа, знаковых систем, лингвистики, культуры и искусства представляет собой сейчас довольно-таки трудную задачу как для гуманитариев так и для математиков. Появление качественных обучающих программных средств данного профиля явилось бы замечательным событием в области информатики и педагогики. Однако нельзя забывать, что обучение - процесс эмпирический, а следовательно учитель должен иметь возможность направлять учебный процесс. То есть обучающие программные средства должны быть «гибкими», учитель должен уметь настраивать их, разрабатывать самостоятельно.

С появлением современной индустрии по производству информации и знаний, человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Заметно изменились роль личности учителя, уровень и направленность педагогического образования. Наступил период слияния науки и искусства на базе информационных технологий. На сегодняшний день изучение компьютерных систем, а также принципов композиции графических изображений, звукового и музыкального сопровождения, психологических аспектов эстетического и эмоционального восприятия является необходимым требованием современного педагогического образования.

Глава I. Принцип наглядности как категория дидактики

.1 Ретроспективный анализ становления принципа наглядности

Процесс обучения - это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.

Принципы обучения - это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 г. Коменский не пользовался понятием «принципы дидактики». Однако если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то вполне правомерно говорить о разработке Коменским таких принципов. В первую очередь это достаточно всесторонние, теоретические основания и реализация в практике принципа наглядности обучения. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Коменский сформулировал золотое правило наглядности: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами», - пишет Коменский в «Великой дидактике» [2, т. 1, с. 384].

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно чётко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. В свете темы данной работы нас особенно интересует принцип наглядности.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. В процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. Макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.).

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. Словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, (в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление).

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности. Преимущества изобразительной наглядности заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учениками. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.

. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учеников. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учеников.

. С целью концентрации внимания учеников необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учениками за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учеников найти на них ответы. Еще Н. Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо ... ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. - СПб, 1887. - С. 116).

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учеников. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.

Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учеников, в использовании наглядности важно чувство меры. Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в сознании воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некоторые ученики испытывают большие затруднения в доказательствах теорем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного треугольника и т.п.

Итак, исходя из положений классической дидактики применение наглядности в процессе обучения обусловлено рядом факторов, наиболее важные из них:

I Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учеников как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Я.А. Коменский писал: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство» (Коменский Я. А. в 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 384)1.

II Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой». Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» (Ушинский КД. Собрание сочинений. Т. 8. С. 251.). По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учеников, способствует более глубокому усвоению знаний.

III Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учениками легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.

IV Наглядность повышает интерес учеников к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учеников. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету...» (Ушинский КД. Собрание сочинений. Т. 6. С. 267, 268.).

1.2 Психолого-педагогические основы применения средств наглядности обучения

Любые технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае если учитель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Ученики по-разному относятся к использованию технических средств на уроках. Одним это очень нравится: у них усилился интерес к обучению и его положительная мотивация, повысилась успеваемость по всем или отдельным предметам; другим ученикам технические средства были интересны только на первых порах, а потом они относились к ним нейтрально. В третью группу входили дети, которым технические средства необходимы только на определенных уроках и в определенных случаях. Четвертую группу составляют ученики, которым использование техники просто мешает в силу особенностей их мыслительной деятельности. Всем ученикам постоянное использование одного и того же технического средства, даже при многообразии и разнообразии тем и методов к концу учебного года, надоело.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А.Коменским, назвавшим её "золотым правилом дидактики" и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ПДГ имеют для воплощения этого правила, как уже говорилось, широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительно-слуховых средств подачи информации.

Большую роль ПДГ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

Значительна роль ПДГ и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.

В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока. К. Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает воспитателю несколько "средств сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

Три из четырех названных Ушинским средств присущи ПДГ, которые, обладая широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Обычно человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него порядке, на экране же управление вниманием осуществляется выделением главного изображения средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов.

Смена кадров в фильме, слайдов и т.п., демонстрируемых с помощью технических средств объектов требует пристального внимания, иначе потом ученик не сможет ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах и явлениях.

Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, применение слайд-фильмов, сочетающих слово и музыку, развивает у учеников устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.

Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ПДГ. При создании слайд-шоу стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются наибольшей выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, музыки. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учеников, способствует непроизвольному запоминанию материала.

Используя ПДГ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания.

·   Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте.

·   Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых.

·   Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью.

·   Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.

·   Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью внимания всех учеников класса сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения - умения наблюдать.

ПДГ помогают развивать у учеников умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ребенка, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

Получение знаний особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий мир природы, жизни, науки. Образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия. Однако как бы искусственные изображения ни отличались от их оригиналов, они значительно ускоряют и уточняют восприятие их реальных прототипов, но только при условии учета особенностей восприятия экранного изображения детьми, которое нередко переоценивается и механизм которого не всегда понимается учителем.

Перед зрителем проходит ряд изображений объекта, каждое из которых может быть не похоже на другое, хотя все они отображают только один объект. В его сознании эти изображения отождествляются с реальным объектом. Такое отождествление происходит даже в том случае, если зритель не видел этого объекта в натуре. Образ объекта тогда рождается путем сравнения с каким-либо знакомым объектом. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище, узнавая в нем реальные вещи. Кроме того, возникает трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную. Эти психологические особенности восприятия фильма порождают сложную проблему: фильм предлагает ученикам информацию в виде экранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованную информацию о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, так как фильм - это только форма отображения действительности.

Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства их воображения. Ведь не случайно даже у взрослых свидетелей одного и того же явления складываются совершенно разные, иногда трудно сопоставимые представления об увиденном. У детей, у которых мал жизненный опыт и незначителен объем чувственных представлений, но очень богатое воображение, даже при восприятии звуковых и экранно-звуковых средств подачи информации, как это ни странно на первый взгляд, может сложиться совершенно неточное понимание сущности реальных объектов и явлений. Это прежде всего зависит от возраста ребенка. В более старшем, возрасте ученику легче восполнять воображением недостающие звенья при знакомстве с экранным отображением новых предметов, которое он воспримет ближе к реальности.

Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, а с другой - возможность ученика усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объёмную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, ученик не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкое распространение так называемая логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные древа. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому элементу. Схемы, таблицы и тому подобные символические структуры прекрасно отображаются на слайдах, можно подготовить серии слайдов, вычертить их на экране монитора и распечатать. В результате осуществляется переход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует формированию у учеников абстрактного логического мышления.

Кроме того, ПДГ усиливают возможности видения человека. Глаз технического устройства фиксирования информации (кинокамеры, видеокамеры, фотоаппарата) зорче глаза человека. Только он способен заметить совершенно, новое, недоступное обычному наблюдению, остановить мгновение.

1.3 Современное состояние теории и практики использования пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний и средствами выработки практических умений и навыков, а с другой - помогают учителю в осуществлении проверки и оценки знаний учеников. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учениками.

Ни у кого не вызывает сомнения то, что современные компьютерные технологии могут дать человеку и уже дают очень много новых полезных качеств. Самым очевидным является возможность освобождения человека от многих рутинных операций в его повседневной деятельности. Будет правильнее всего выделить базовые виды деятельности (виды компьютерной практики), которые основаны на использовании современных компьютерных систем и информационных технологий:

1   работа с текстами и документами;

2   работа с рисунками графическими изображениями;

3   работа с электронными таблицами и деловой графикой (вычисления, математические графики, гистограммы, диаграммы и т.п.);

4   работа с базами и банками данных и обработка информации;

5   работа с информационно-справочными системами, основанными на гипертексте и гиперграфике;

6   работа с компьютерными сетями и электронной почтой;

7   работа в интерактивных средах, использующих анимацию, звук и музыку.

Научиться всем тонкостям информационных технологий, что предполагается семью перечисленными видами компьютерной практики, можно только через конкретные практические действия. Для этого необходимо реально работать с текстами и документами в современных текстовых процессорах; уметь создавать рисунки и редактировать графические изображениями; освоить работу с электронными таблицами и деловой графикой в системах типа Microsoft Excel; разобраться и уметь практически применять для построения простых баз данных системы типа Microsoft Acces; освоиться и работать с компьютерными сетями и электронной почтой; работать в операционной среде Microsoft Windows.

Таким образом, мы почти сформулировали систему требований и перечислили целый комплекс компьютерных технологий, объединяемых сейчас под флагами мультимедиа. Современная технология мультимедиа в корне изменила место и роль компьютерных систем в жизни человека. Если раньше человек сам приспосабливался под специфику и особенности компьютерного интерфейса, то технология мультимедиа по своей сущности предназначена для того, чтобы, наоборот, компьютерный интерфейс приспособить под особенности человеческого восприятия и удобство пользователя. В частности, наиболее радикальное направление мультимедийного развития сейчас воплощается в виде систем, виртуальной реальности (вр), основанных на компьютерной имитации реальности окружающего мира.

Исследование ситуации состояния уровня современных информационных технологий, темпов их развития и циклов обновления программного обеспечения для рядовых пользователей и образования показывает, что наряду с упреждающим развитием концепции системы образования с использованием отдельных видов компьютерной практики существуют некоторые проблемы. Суть их в следующем. Если при работе с текстовыми материалами, рисунками и графикой, использовании электронных таблиц и деловой графики, баз данных, компьютерных сетей и электронной почты у школьников проблем не возникает по причине неудобной пользовательской среды. То есть, современные программные продукты по этим направлениям хорошо покрывают потребности образования и производства. То совсем иное дело обстоит в сфере индивидуального применения цифрового видео, мультипликации и музыки для разработки собственных приложений.

Зрение, слух, органы чувств и мышление человека существенным образом адаптированы к восприятию пространства, наполненного динамическими объектами и звуками. Исследования психологов и физиологов показали, что движение объектов или самого наблюдателя очень важно для правильного и полноценного восприятия объема, глубины и формы (Гибсон Джеймс Дж.). Причем эффективность восприятия значительно возрастает, если мы не только видим движущийся объект, но и одновременно слышим его. Поэтому использование мультипликации, звуков и музыки в средствах отображения информации качественно повышает их эффективность. Но как раз в этом направлении развития компьютерных технологий в настоящее время существует более всего проблем, хотя достигнутые результаты впечатляют. Особенно быстрыми темпами в технологиях компьютерной анимации и синтеза трехмерных изображений продвигаются производители игр. Но, к сожалению, пока разработка всего этого стоит очень дорого. Большинство фирм - разработчиков держит свои технологии в строжайшем секрете, несмотря на то, что освоить такие технологии могут только очень квалифицированные специалисты, обладающие, при всем этом, еще и дорогостоящим оборудованием.

Таким образом, из всех видов компьютерной практики, которые важны для формирования образовательного уровня ученика, и которые определяют информационную культуру человека, выпадает технология компьютерной анимации и синтеза трехмерных изображений из-за отсутствия приемлемых программных продуктов, которые бы могли быть использованы для обучения. Напомним однако, что речь идет о прицеле на будущее. Дело в том, что в самом ближайшем будущем именно анимационные объекты будут самым главным носителем информации в компьютерных системах и будут активно применяться в пользовательском интерфейсе. Поэтому знание основ мультипликации наряду с перечисленными видами компьютерной практики даст вполне очевидные преимущества при освоении новых рубежей технологий будущего. Ведь ни у кого не вызывает сомнений, что выразительная мощность анимационных информационных моделей, использующих в полной мере основные модальности восприятия человека, значительно превосходит по своей степени воздействия простые неподвижные изображения и текст. А современный ученик должен быть готов не только к получению готовой информации, он должен будет уметь ее и производить.

Глава II. Дидактические условия повышения эффективности применения пакетов демонстрационной графики в процессе обучения

.1 Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint

Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы просты в работе, снабжены удобным интерфейсом, почти не требующим дополнительного изучения. К наиболее популярным пакетам данного типа относятся Harvard Graphics, WordPerfect Presentations, Freelance Graphics, PowerPoint, Autor Wary и другие. Сравнение этих программных средств позволило сделать выбор в пользу MS PowerPoint - в силу его широкого распространения, быстроты освоения преподавателями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, кино и звуковых файлов.

Качество проведения занятий зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, в том числе и ПДГ, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

. являются источником информации;

. рационализируют формы преподнесения учебной информации;

. повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

. организуют и направляют восприятие;

. обогащают круг представлений учеников, удовлетворяют их любознательность;

. наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учеников;

. создают эмоциональное отношение учеников к учебной информации;

. усиливают интерес учеников к учебе путем применения оригинальных, новых технологий и техники;

. делают доступным для учеников такой материал, который без ПДГ недоступен;

. активизируют познавательную деятельность учеников, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

. являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

. иллюстрируют связь теории с практикой;

. создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

. экономят учебное время, энергию учителя и учеников за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что экономится до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20% учебного времени.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ПДГ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Рассмотрим, каким образом использование ПДГ в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.

Целенаправленность заключается в том, что педагогическим процесс педагогического взаимодействия становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ПДГ, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).

Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса - обращённость к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приёмов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей. С любой категорией детей процесс воспитания и обучения с помощью ПДГ можно организовать не только интересно и полноценно по информационной насыщенности, но и адекватно их возможностям. ПДГ дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов.

Культуросообразность, суть которой состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо прежде всего знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом. Без ПДГ реализовать данный принцип довольно трудно. Один слайд-фильм о культуре любой страны даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений.

Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника.

Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ПДГ передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учеников форме. Принцип доступности обучения, т.е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учеников, также лежит в основе применения ПДГ: привлечение их на занятие или урок прежде всего вызвано необходимостью облегчить усвоение учебного материала. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно учебное пособие, рассчитанное на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.

Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью ученики лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания. Активность мышления стимулируется с помощью ПДГ путем создания проблемных ситуации: учеников направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные задачи, ученики сами извлекают знания и делают выводы.

Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. ПДГ вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось. Стимулирует интерес учеников к обучению и включение в учебно-воспитательный процесс документального материала: фотографий, рисунков, рукописей, старинных книг, фотохроники и фонозаписи голосов из прошлого.

Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и учителя, и ученика. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.

Принцип наглядности - принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побуждает к разработке контрольных слайд-фильмов.

Положительный эмоциональный фон педагогического процесса обусловлен возможностью смены обстановки урока, снятием напряжения с учеников и учителя.

Разнообразные и неиссякаемые возможности ПДГ у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства могут превратиться в самоцель. Все хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании.

Высокая информационная емкость дидактических материалов для ПДГ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учениками. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью ПДГ нельзя.

2.2 Методика применения ПДГ на уроках по теме Paint в средней школе

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда смотрит и слушает - 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. Современные IT имеют множество возможностей использования их в педагогическом процессе как средства наглядности. В этих условиях выбор альтернатив требует от педагога творческого подхода. При подготовке урока следует обратить внимание на дидактические возможности использования мультимедиа. Это позволяет:

         представить учебную информацию в наглядном виде;

         структурировать учебную информацию;

         сделать изложение учебной информации более динамичным и легко адаптируемым к ходу урока.

Аппаратные и программные средства работы с мультимедиа очень многообразны, мы не станем говорить о профессиональных средствах, а остановим своё внимание на возможностях OC Windowsи пакета MS Office. Общедоступность этих продуктов выгодно сочетается с их широкими возможностями.

В пакете MS Office для создания мультимедиа продуктов содержится приложение MS PowerPoint. Возможности MS PowerPoint универсальны, что позволяет использовать его для подготовки электронного сопровождения по всем дисциплинам.

Работа с приложениями этого типа строится по следующей схеме:

1.       Разработка общего плана подачи информации;

.        Выделение основных логических звеньев;

.        Подбор необходимых по содержанию фрагментов (текст, графика, таблицы, диаграммы, звуковые эффекты, видео клипы);

.        Выбор шаблона оформления элементов;

.        Сведение элементов воедино по плану;

.        Проведение репетиции, настройка времени.

В итоге получается слайд-шоу, ориентированное на специфику дисциплины, конкретную аудиторию и личность учителя, т.е. программный продукт ориентированный на эмпирический процесс - обучение. Этот продукт включает в себя возможность экранных ТСО, использование которых с целью интенсификации учебного процесса давно обосновано. Практическое использование мультимедиа приложений предполагает наличие TV-выхода в компьютере, видео-проектора или телевизора с большой длинной диагонали экрана, а также аудио оборудования хорошего качества.

В MS PowerPoint создаются презентации, состоящие из слайдов. В зависимости от темы занятия количество слайдов колеблется от 30 до 70. Слайды могут содержать тему и план урока, основные положения, краткие текстовые комментарии, иллюстрации.

Слайд оформляется с учётом эргономических требований визуального восприятия информации. Дизайн слайдов, как правило, выдерживается в едином ключе для всего урока или по её разделам. Используемая анимация должна быть настроена на реальный режим времени. Изображение схем и рисунков должно строго соответствовать логической последовательности изложения материала и темпу их построения мелом на доске.

-        Психофизические возможности внимания человека. Это направление работы специалистов-психологов, однако, каждый педагог знает основные положения этой части психологии как, например, объём внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, в норме составляет 72.

         Уровень готовности учеников к восприятию разделов учебного материала. Общеизвестно, что работа с уже изученной информацией требует извне только напоминания, а с новой информацией - детального изучения и полного потока информации извне.

         Организационно-технические условия электронного сопровождения уроков, например, характеристики проектора, условия затемнения окон, соответствие размера экрана площади кабинета, аудитории и пр.

         Смена слайдов может управляться учителем или автоматически по заданному времени. С учетом степени сложности материала, физиологических подъёмов и спадов внимания выгоднее всего сочетать различные типы смены слайдов. Например: во время объяснения сложного блока используются слайды ёмкие и запоминающиеся, учитель сам меняет слайды, замедляя, ускоряя или возвращаясь назад в русле логики подачи материала. Когда же возможно снять напряжение, то слайды могут быть менее содержательными и меняться в заданном режиме времени без участия преподавателя.

Заметную роль в электронном сопровождении играет применение звука и видео изображения. MS PowerPoint обладает возможностью параллельного использования аудио записей, вставки аудио файлов в отдельные слайды презентации, а также звуковым сигналом при смене слайдов. Видео изображение доступно в виде внедрённого OLE-объекта.

Использование презентаций на уроках позволяет усовершенствовать не только прямую, но и обратную связь. Слайды, содержащие ключевые фразы, вопросы помогают активизировать восприятие слушателей, вызывают на дискуссию. Кроме того, с помощью слайдов презентации легко организовать быстрый контроль усвоения учебного материала, при этом вопросы остаются на экране до получения ответа, ожидаемого учителем. Контрольный опрос можно провести в форме экспресс-тестирования, с ответом тестируемых на бумаге. Тестирование дает достоверный результат. Если предварительно задать время смены слайдов ко времени ответа на вопрос, для сведения на минимум возможности опоздания и списывания.

Повышение информативности занятия с помощью презентации можно эффективно сочетать с использованием раздаточного материала в виде распечатки презентации или конспекта-организатора.

Практическое использование IT требует от учебных заведений современной аппаратной и программной базы, а от учителя дополнительных затрат времени и новых подходов к эстетике учебного процесса. Но все затраты окупаются сторицей, т.к. грамотное применение IT повышает эффективность занятий, улучшает эмоциональное состояние и восприятие учебного материала. Что в итоге приводит к повышению качества знаний учеников.

Заключение

наглядность дидактика демонстрационный графика

1. Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что применение ПДГ как средства наглядности обучения является одним из наиболее современных и перспективных подходов к обучению, позволяет решать многие задачи эффективного проведения занятий в средней школе.

. Обсуждена проблема формирования прочных и системных знаний, активизации обучения, создание положительного эмоционального фона уроков, эстетизации учебного процесса с помощью использования в процессе обучения ПДГ, которое способствует повышению эффективности обучения на всех уровнях, способствуют формированию профессиональных умений и навыков.

3. Определена цель использования ПДГ в процессе обучения - обучение учеников теоретическим и практическим знаниям через применение ПДГ как средства наглядности.

. Определена структура знаний учителя для успешного использования ПДГ в процессе обучения, позволяющая освоить применение ПДГ с учётом психологических особенностей визуального восприятия человека.

5. В приложении освещены основные приемы и принципы композиции визуальных образов.

6. Разработаны практические рекомендации по внедрению ПДГ в учебный процесс.

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные задания по дидактике: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 96 с.

. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.

. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000 - 512 с.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

. Мэндел С. Навыки эффективной презентации/ Пер.с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 96с

. Методология науки и высшего профессионального образования в условиях информатизации: Учеб. пособие / В.В. Кондратьев; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2002. - 280с

. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

. Компьютерная графика. Учебник (+CD) / М.Н. Петров, В.П. Молочков - СПб.: Питер, 2003. - 736 с.: ил.

. Стародубцев В.А. Использование информационных технологий на лекциях по естественнонаучным дисциплинам //Информатика и образование. - 2003. - №1.

Приложение

Основные приемы и принципы композиции визуальных образов

"Композиция" в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Художники и дизайнеры накопили немало знаний и опыта по композиции художественных произведений.

Принципы композиции

Закон: Строгое соответствие композиционного решения, формы графического информационного средства его функциональному назначению, содержанию отображаемой информации. Композиционная завязка состоит в определении целого и его основных частей, составлении "иерархии" частей и деталей по их важности для организации восприятия, выборе главного и вспомогательных композиционных центров.

Равновесие

Важным условием завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно главного центра. Поиск равновесия осуществляется по-разному в симметричных и антисимметричных композициях. При наличии симметрии задача, как правило, весьма упрощается, и равновесие даже весьма большого числа разнообразных элементов и символов достигается в этом случае почти автоматически. Однако, если элементы в левой и правой частях композиции одинаковы, но нет четко выраженной оси симметрии, равновесие не достигается, а все построение приобретает визуальную аморфность.

Ось или средний член горизонтального ряда одинаковых предметов, расположенных на равных расстояниях, перестает фиксироваться наблюдателем, если число предметов превышает семь, то есть человек уже не может, взглянув на предметы, сразу пересчитать их. В этом случае необходимо разбивать предметы на группы.

Задача поиска равновесия существенно сложнее в случае асимметрии. Гармоничность асимметричной композиции графического средства представления информации может быть достигнута за счет зрительного уравновешивания неодинаковых по структуре, форме и размерам частей по отношению к четко выраженной оси или композиционному центру.

Равновесие асимметричных графических композиций иногда достигается концентрическим расположением элементов вокруг единого центра. При этом диаметры окружностей могут находиться в ритмическом соотношении, например соответствовать членам геометрической прогрессии.

Основа композиции графического средства представления информации составляют ГОРИЗОНТАЛИ и ВЕРТИКАЛИ. Это либо линии, но не редко горизонтали и вертикали могут состоять из точек или компактных изображений объектов. При этом важно, чтобы глаз наблюдателя в процессе поиска требуемых элементов изображения или при прослеживании отображаемых закономерностей или тенденций совершал не хаотические, а упорядоченные движения, состоящие из наиболее простых и привычных элементов - горизонтальных и вертикальных смещений, количество которых должно быть по возможности минимальным.

Компонуя графическое информационное средство, следует учитывать особенности биомеханики глаз, в частности то, что наиболее легко и быстро совершаются горизонтальные движения глаз, а вертикальные их движения менее быстры. Скорость движения глаз по кривой зависит от ее формы и может варьировать в широких пределах. Траектория прослеживания кривой линии состоит в основном из горизонтальных и вертикальных отрезков, дающих в целом ломаную линию, аппроксимирующую данную кривую.

Принципы компоновки

Лаконичность

Изображение содержит лишь те злементы, которые необходимы для сообщения наблюдателю существенной информации. Очень важен и для художественно-композиционных задач. Необходимый зрительный акцент на основных композиционных элементах достигается более успешно и притом более экономно путем изъятия лишних, затемняющих деталей, а не только за счет усиления воздействия на наблюдателя главных элементов, интенсивного цвета, увеличением яркости свечения...

"Бесполезно стремиться направить внимание на важнейшие характеристики, если они окружены лишними, не относящимся к ним визуальным раздражителям, мешающим восприятию главного" (Ф.Эшфорд).

Обобщение и унификация

Основные формы графического средства представления информации не следует излишне дробить, включая в них элементы, обозначающие несущественные с точки зрения отображаемой информации детали изображаемых объектов; их форма должна быть рационально обобщена. Кроме того, в пределах всего комплекса графических средств представления информации символы, обозначающие одни и те же объекты или явления, должны быть обязательно унифицированы - иметь единое графическое решение.

Акцент на основных смысловых элементах

На графических средствах отображения информации следует выделять размерами, формой, цветом в первую очередь те элементы, которые наиболее существенны с точки зрения восприятия наблюдателем передаваемой информации. В отдельных случаях допустимо даже нарушение пропорций между размерами изображений и изображаемых ими реальных объектов.

Автономность

Части графического средства представления информации, передающие относительно автономные (самостоятельные) сообщения, следует обособить и четко ограничить от других частей. Разбиение сложной графической информации на отдельные простые изображения значительно облегчает ее восприятие и понимание.

Структурность

Каждая автономная часть комплекса графических средств отображения информации, занимающая в некотором изложении некоторое центральное, узловое положение, должна иметь четкую, легко запоминающуюся и дифференцирующуюся от других структуру, отражающую характер каждого сообщения.

Стадийность

В зависимости от стадий - последовательных разделов изложения информации - должен выбираться состав сообщений, отображаемых в графической форме на отдельных графических средствах. Этот принцип основан на методах борьбы с лишней информацией путем пространственного (временного) разделения всей информации и ее последовательного восприятия.

Использование привычных ассоциаций и стереотипов

При создании графических средств представления информации должны учитываться устойчивые, привычные ассоциации между символами и обозначаемыми ими объектами и явлениями, а также стереотипные реакции на определенные символы и сигналы. Желательно применять не абстрактные условные знаки, а символы, привычно ассоциирующиеся с соответствующими объектами и явлениями. Однако необходимо учитывать также, что слишком натуралистическое, подробное изображение внешнего вида объектов фиксирует мысль наблюдателя именно на внешнем сходстве с объектом и мешает осознанию более существенных с точки зрения представляемой информации признаков данного объекта. Оптимальное соотношения сходства и произвольности отношения объекта и его символического изображения в графике очень важно для опознания объектов, так как для обобщения и унификации символов сходных объектов в пределах всего комплекса графических средств представления информации.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. В свете темы данной работы нас особенно интересует принцип наглядности.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А.Коменским, назвавшим её "золотым правилом дидактики" и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами.

Принцип наглядности - принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. В процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

Изобразительная наглядность. Макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.).

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. Словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, (в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление).

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности. Преимущества изобразительной наглядности заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда смотрит и слушает - 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. Современные IT имеют множество возможностей использования их в педагогическом процессе как средства наглядности. В этих условиях выбор альтернатив требует от педагога творческого подхода.

При подготовке урока следует обратить внимание на дидактические возможности использования мультимедиа. Это позволяет:

         структурировать учебную информацию;

         сделать изложение учебной информации более динамичным и легко адаптируемым к ходу урока.

Аппаратные и программные средства работы с мультимедиа очень многообразны, мы остановим своё внимание на возможностях OC Windowsи пакета MS Office. Общедоступность этих продуктов выгодно сочетается с их широкими возможностями.

В пакете MS Office для создания мультимедиа продуктов содержится приложение MS PowerPoint. Возможности MS PowerPoint универсальны, что позволяет использовать его для подготовки электронного сопровождения по всем дисциплинам.

MS Power Point позволяет при подготовки урока создавать электронный конспект, который будет показан ученикам в виде слайд-фильма (слайд-шоу).

Электронный конспект позволяет программно совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, рисунки) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов, с показам документальных записей натурного эксперимента. Электронный конспекты уроков совмещает технические возможности компьютерной и мультимедийной техники в предоставлении учебного материала с живым общением учителя с учениками. Его практическое использование предполагает наличие TV-выхода в компьютере (или внешнего TV-кодера), видеопроектора или телевизора с большой длиной диагонали экрана.

Работа с приложениями этого типа строится по следующей схеме:

.        Разработка общего плана подачи информации;

.        Выделение основных логических звеньев;

.        Подбор необходимых по содержанию фрагментов (текст, графика, таблицы, диаграммы, звуковые эффекты, видео клипы);

.        Выбор шаблона оформления элементов;

.        Сведение элементов воедино по плану;

.        Проведение репетиции, настройка времени.

В итоге получается слайд-шоу, ориентированное на специфику дисциплины, конкретную аудиторию и личность учителя, т.е. программный продукт ориентированный на эмпирический процесс - обучение. Этот продукт включает в себя возможность экранных ТСО, использование которых с целью интенсификации учебного процесса давно обосновано. Практическое использование мультимедиа приложений предполагает наличие TV-выхода в компьютере, видео-проектора или телевизора с большой длинной диагонали экрана, а также аудио оборудования хорошего качества.

В MS PowerPoint создаются презентации, состоящие из слайдов. В зависимости от темы занятия количество слайдов колеблется от 30 до 70. Слайды могут содержать тему и план урока, основные положения, краткие текстовые комментарии, иллюстрации.

Слайд оформляется с учётом эргономических требований визуального восприятия информации. Дизайн слайдов, как правило, выдерживается в едином ключе для всего урока или по её разделам. Используемая анимация должна быть настроена на реальный режим времени. Изображение схем и рисунков должно строго соответствовать логической последовательности изложения материала и темпу их построения мелом на доске.

Подбор содержания отдельных слайдов, их смена требуют особенно тщательного подхода. Содержание урока распределяется на все слайды, следовательно, каждый слайд представляет собой отдельное информационное звено. Причём содержательное наполнение слайдов не может и не должно быть совершенно одинаковыми, поскольку слайд-шоу создаётся для активизации процесса передачи учебной информации. Этот процесс требует активного выделения цветом и размерами основных звеньев материала, а иногда отдельных слов или символов. Таким образом, слайд может содержать внушительную схему, или одно слово или быть пустым (например, для концентрации внимания учеников только на речи учителя). Минимальное содержательное наполнение слайда определено, а максимальное нужно разумно подбирать для каждого отдельного случая. Суть этого подбора заключается в рассмотрении множества параметров, основные из которых:

-        Психофизические возможности внимания человека. Это направление работы специалистов-психологов, однако, каждый педагог знает основные положения этой части психологии как, например, объём внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, в норме составляет 72.

         Уровень готовности учеников к восприятию разделов учебного материала. Общеизвестно, что работа с уже изученной информацией требует извне только напоминания, а с новой информацией - детального изучения и полного потока информации извне.

         Организационно-технические условия электронного сопровождения уроков, например, характеристики проектора, условия затемнения окон, соответствие размера экрана площади кабинета, аудитории и пр.

         Смена слайдов может управляться учителем или автоматически по заданному времени. С учетом степени сложности материала, физиологических подъёмов и спадов внимания выгоднее всего сочетать различные типы смены слайдов. Например: во время объяснения сложного блока используются слайды ёмкие и запоминающиеся, учитель сам меняет слайды, замедляя, ускоряя или возвращаясь назад в русле логики подачи материала. Когда же возможно снять напряжение, то слайды могут быть менее содержательными и меняться в заданном режиме времени без участия преподавателя.

Заметную роль в электронном сопровождении играет применение звука и видео изображения. MS PowerPoint обладает возможностью параллельного использования аудио записей, вставки аудио файлов в отдельные слайды презентации, а также звуковым сигналом при смене слайдов. Видео изображение доступно в виде внедрённого OLE-объекта.

Использование презентаций на уроках позволяет усовершенствовать не только прямую, но и обратную связь. Слайды, содержащие ключевые фразы, вопросы помогают активизировать восприятие слушателей, вызывают на дискуссию. Кроме того, с помощью слайдов презентации легко организовать быстрый контроль усвоения учебного материала, при этом вопросы остаются на экране до получения ответа, ожидаемого учителем. Контрольный опрос можно провести в форме экспресс-тестирования, с ответом тестируемых на бумаге. Тестирование дает достоверный результат. Если предварительно задать время смены слайдов ко времени ответа на вопрос, для сведения на минимум возможности опоздания и списывания.

Повышение информативности занятия с помощью презентации можно эффективно сочетать с использованием раздаточного материала в виде распечатки презентации или конспекта-организатора.

Практическое использование IT требует от учебных заведений современной аппаратной и программной базы, а от учителя дополнительных затрат времени и новых подходов к эстетике учебного процесса. Но все затраты окупаются сторицей, т.к. грамотное применение IT повышает эффективность занятий, улучшает эмоциональное состояние и восприятие учебного материала. Что в итоге приводит к повышению качества знаний учеников.

Похожие работы на - Использование пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!