Кредитные отношения и их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    448,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитные отношения и их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка

Учреждение образования

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

Кафедра экономической теории





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Кредитные отношения и их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка




Выполнил студент ФЭУ,

группы Ш-21, Койко Я.В.

Научный руководитель:

к. э. н., доц. Алексеенко Т.С.




Гомель 2011

ПЛАН

Введение

. Кредитно-денежная политика. Инструменты кредитно-денежной политики

1.1 Инструменты денежно-кредитной политики

.2 Виды денежно- кредитной политики

.3 Типы денежно-кредитной политики

.4 Создание банками денег

2. Анализ банковского кредитования в Республике Беларусь

. Проблемы и перспективы потребительского кредитования в Республике Беларусь

Заключение

Приложение А

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы проблемам развития кредитного сектора уделяет много внимания, как в средствах массовой информации, так и в специализированных изданиях.

Цель работы: анализ кредита, как монетарного инструмента регулирования национальной экономики на примере РБ.

В ходе написания работы следует решить основные задачи:

.   Рассмотреть теоретические аспекты кредита: сущность, виды и формы.

2.      Проанализировать ситуацию кредитования в Республике Беларусь.

.        Определить пути совершенствования кредитных операций в Республике Беларусь.

Методологическую основу работы составляют диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, систематический подход к изучению процессов и явлений, методы анализа и синтеза, графический метод и т. д.

ГЛАВА 1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ

.1 Инструменты денежно-кредитной политики

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определённых форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые(административные). Основными инструментами ДКП являются: изменение учётной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке.

Изменение учётной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определённых обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. [13]

За предоставление средств центральный банк взимает с заёмщика определённый процент. Норма такого процента называется учётной ставкой (дисконтом). Таким образом, учётная ставка- это «цена» дополнительных резервов, которые ЦБ предоставляет коммерческим. ЦБ имеет право изменять её, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заёмщиков. [13]

Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у ЦБ средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведёт к снижению ставки ссудного процента, т.е. процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учётной ставки происходит обратный процесс. Оно ведёт к сокращению спроса на ссуды ЦБ, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства. [14]

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объёмом денежной массы и кредитом. Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. [16]

Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из инструментов ДКП. Центральные банки могут применять его как ко всем институтам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. Например, в США до 1980г. требование обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами Федеральной резервной системы. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то ЦБ может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования. [13]

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования.

В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведёт к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы и соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заёмщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам.

Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путём кредитования, а значит, и предложение денег в стране. [17]

При использовании данного инструмента ДКП следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже.

Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые ЦБ использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. [19]

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке- продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке ЦБ воздействует, прежде всего на величину денежной базы.

При необходимости увеличить предложение денег ЦБ начинает покупать ценные бумаги.

Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. ЦБ может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО).

В этом случае при покупке ценных бумаг на определённый срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги- резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

Покупку государственных ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения. [18]

Если необходимо сократить денежную массу, ЦБ продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги.

Население, покупая ценные бумаги у ЦБ, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. ЦБ, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объём денежной базы и предложения денег.

Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, ЦБ не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег. [13]

Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент ДКП, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведёт к уменьшению денежной базы и предложения денег.

Наряду с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.

Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путём определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объёмов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определённых секторов экономики. Выборочный кредитный контроль ещё называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учёту векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом и т.д.

Следует отметить, что ЦБ, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов. [13,14]

.2 Виды денежно- кредитной политики

Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой ЦБ. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что ЦБ должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определённых целей, так как каждой ставке процента соответствует определённая величина денежной массы, и наоборот. Поэтому ЦБ должен определить, что он будет контролировать- ставку процента или объём денежной массы.

Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М.Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал. Что передаточный механизм денежно- кредитной политики следующий:

ЦБ изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег;

изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;

изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;

изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или понижают уровень номинального национального дохода. [18]

Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно- кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

ЦБ изменяет резервы коммерческих банков воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;

изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;

изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования, каковы его последствия. Предположим, что ЦБ избирает фиксацию ставки процента на уровне i0(гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать её, изменяя предложение денег. По мере её роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учётной, то возрастёт заимствование средств коммерческими банками через «учётное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним-M0/P, ЦБ должен предпринять определённые меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учётной ставки. При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента всё происходит в обратном порядке.

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, ЦБ проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что ЦБ допускает определённое расширение денежной массы, контролируя темпы её роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя её по мере надобности.

.3 Типы денежно-кредитной политики

Различают типы денежно-кредитной политики в зависимости от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции).Она направлена на сокращение предложения денег путём ужесточения условий и ограничения объёма кредитных операций коммерческих банков. ЦБ, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учётную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объём потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешёвых денег» (экспансионистская денежно кредитная политика). [15]

Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учётную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

ЦБ выбирает тот или иной тип и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны.

При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определённое время; во-вторых, денежно- кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [15]

.4 Создание банками денег

Банки путём кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит. Коммерческий банк или другое кредитное учреждение должно иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет ЦБ: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в ЦБ, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Процесс создания банками денег рассмотрим при следующих упрощениях: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10%; в балансовых отчётах банка отражаются только изменения; избыточные резервы(они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки используют для выдачи ссуды одному лицу.

Предположим, что человек вложил в банкА1000 дол. Тогда балансовый отчёт банка, в котором по условию отражаются только изменения, будет иметь следующий вид:

Банк А

Активы                              Пассивы

Резервы +1000 дол. Депозиты+1000 дол.

Фактические резервы банка А составляют 1000 дол., обязательные -10%, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 дол. (1000-100). Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заём эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчёт будет иметь вид:

Банк А

Активы                                                   Пассивы

Обязательные резервы + 100дол. Депозиты+1000 дол.

Ссуда + 900дол.


Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900дол. Следовательно, банк А создал 900дол. дополнительных кредитных денег.

Допустим, хозяйствующий субъект использовал полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья переведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счёт в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже оставит резерв в 10%, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчёт будет таким:

Банк Б

Активы                                                   Пассивы

Обязательные резервы + 90 дол. Депозиты+900 дол.

Ссуда + 810дол.


Банк Б создаёт дополнительные деньги-810 дол. Получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить её, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние полученные деньги положат в банк В. Балансовый отчёт банка В будет:

Банк В

Активы                                                   Пассивы

Обязательные резервы + 81 дол. Депозиты+810 дол.

Ссуда + 729 дол.


Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов. Теоретически при норме резервов в 10% каждый 1дол., вложенный в банк, приведёт к созданию 10 дол. И наоборот, каждый изъятый из банка 1 дол. приведёт к сокращению денежной массы на 10 дол., т.е. имеет место эффект мультипликации. Денежный мультипликатор m можно определить по формуле

m=1/R,

где R- резервная норма; m- максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано 1 дол.при данной величине R.

Объём средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно- кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно - кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью увеличения совокупного объёма производства, стабилизации уровня цен и повышения уровня занятости. [13,19]

кредитный политика банк беларусь

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Кредитование юридических и физических лиц является ведущим направлением банковской деятельности.

Повышение в соответствии с принимаемыми решениями Правительства заработной платы, снижение уровня инфляции и, соответственно, ставок по кредитам, совершенствование законодательства, интенсивная рекламная кампания кредитных продуктов банков обусловили активизацию процесса кредитования в нашей стране. При этом следует отметить, что интересы банковского сектора, экономики и населения в сфере кредитования совпали. Государство проводит целенаправленную политику стимулирования развития кредитования [2].

Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах [3].

Рисунок 2.1 - Требования банков к экономике в 2007-2009гг., трлн. руб. Примечание - Источник: [4, с.6]

Требования банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб. За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%, в том числе:

● в рублях - рост на 13,3 трлн., или на 70,9%;

● в иностранной валюте в рублевом эквиваленте - рост на 3,3 трлн. руб., или на 28,4%. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год прирост требований банков к экономике должен был составить 36-41%. Фактически достигнутый результат составил 54,5%, или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора [3, с.6-7].

Требования банков к экономике на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн. руб., или на 40,9%, что соответствует прогнозному параметру, определенному Главой государства в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год по кредитованию экономики. В условиях кризиса это достойный вклад банковской системы республики в социально-экономическое развитие страны [4, с.5].

Кредитование является одной из самых востребованных населением банковских услуг.

Рисунок 2.2 - Структура задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь секторам экономики за 2007-2009 гг., млрд. руб. Примечание - Источник: собственная разработка [5,6,7]

Проанализировав данную диаграмму, можно сделать вывод, что сумма кредитов, выданных банками секторам экономики, на протяжении анализируемого периода возрастает. Объем задолженности частного сектора экономики в 2007-2009 годах занимает больший удельный вес среди всех секторов экономики. Далее следует кредитование государственных коммерческих организаций и физических лиц.

Значительной частью банков кредитование физических лиц определено в качестве приоритетного направления в области активных банковских операций.

На протяжении с 2007 по 2008 год сохраняется устойчивая тенденция роста объёмов кредитной задолженности. Динамика объема кредитной задолженности населения приведена на рисунке 2.3. Проанализировав данную диаграмму, можно отметить, что доверие населения к банкам возрастает с каждым годом. Так в 2008 году объем кредитов на потребительские цели по сравнению с 2007 годом увеличился на 1805,1 млрд.руб. и составил 5282,1 млрд. руб., или 46,3 % от общего объема кредитной задолженности, в то время, как объем кредитов на строительство и приобретение жилья увеличился на 1629,5 млрд.руб. и составил 6119,6 млрд. руб. соответственно.

Рисунок 2.3 - Динамика объема кредитной задолженности населения банкам Республики Беларусь в 2007-2008 гг., млрд. руб. Примечание - Источник: собственная разработка [8]

Объем кредитной задолженности физических лиц в 2009 г. увеличился на 3 364,8 млрд. рублей или на 26,7% и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 15 955,4 млрд. рублей. Динамика объема кредитной задолженности населения приведена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Динамика объема кредитной задолженности населения банкам Республики Беларусь в 2009г., млрд. руб. Примечание - Источник: собственная разработка [9]

Анализ данной диаграммы показывает, что рост кредитной задолженности в отчетном периоде происходил за счет кредитования населения на финансирование недвижимости, которая в 2009 г. увеличилась на 3 559,5 млрд. рублей или на 52,1% и на 1 января 2010 г. составила 10 394,9 млрд. рублей. Удельный вес льготных кредитов на строительство и приобретение жилья составил 75,2%.

В 2009 году значительное внимание уделялось кредитованию жилищного строительства. К началу 2010 года задолженность физических лиц по всем жилищным кредитам достигла почти 10,3 трлн. руб. За 2009 г. данный показатель вырос в 1,53 раза, а за 2008-2009 гг. - в 2,36 раза. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны [4, с.6].

Следует отметить, что в 2009 г. значительно сократились объемы кредитования населения на потребительские цели. Так, за 2009 год объем кредитной задолженности на потребительские цели сократился на 194.9 млрд. рублей или на 3.4% и на 1 января 2010 г. составил 5 560.4 млрд. рублей. Главная причина - высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на 1 января 2010 г. составил 34.8% против 45.7% на 1 января 2009 г. На 1 января 2010 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,56 трлн. руб., что на 3,4% меньше, чем на начало 2009 г. В наступившем году банки в сфере потребительского кредитования должны работать гораздо более эффективно, здесь имеется еще много неиспользованных резервов [4, с.6].

Введение многими банками ограничений в потребительском кредитовании вызвано сформировавшейся тенденцией увеличения проблемной задолженности по кредитам физических лиц. Так, в 2009 г. пролонгированная и просроченная задолженность физических лиц увеличилась на 30.7 млрд. рублей или в 2.3 раза.

На данную ситуацию существенное влияние оказывает уровень реальных доходов населения, основную часть которых составляет оплата труда, и структура потребления домашних хозяйств.

Несмотря на снижение объемов кредитования физических лиц, банки в 2009 году предлагали следующие кредитные продукты:

ü потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс-кредиты),

ü  кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости,

ü  овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек.

Ведущим банком по объемам выдаваемых кредитов физическим лицам, по-прежнему, остается ОАО "АСБ Беларусбанк", доля которого составляет 67,5%. Лидирующая позиция банка объясняется льготным кредитованием населения на строительство жилья [9].

Значительная доля кредитной задолженности банкам приходится и на юридические лица. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут получать в банке денежные средства в форме кредита на цели, связанные с созданием и движением оборотных и внеоборотных активов.

Перед заключением кредитного договора банк обязан определить правоспособность и оценить кредитоспособность потенциального кредитополучателя, после чего уполномоченным органом банка или уполномоченным должностным лицом банка в пределах установленных полномочий принимается решение о предоставлении кредита [1].

В условиях недостатка собственных оборотных средств текущая деятельность предприятий финансировалась в основном за счет привлеченных ресурсов.

В 2007-2009 гг. привлечение предприятиями финансовых ресурсов в форме кредитов, полученных от банков, или займов, полученных от других организаций, помимо банков, характеризовалось следующим:

увеличением объема задолженности по банковским кредитам;

общий прирост задолженности по кредитам и займам полностью сформировался за счет прироста кредитов банков;

опережающим ростом долгосрочных кредитов банков по сравнению с краткосрочными кредитами [10,11,12].

В 2007 году общая задолженность по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам возросла на 57,3% и объем обязательств по банковским кредитам увеличился на 67,1%. Прирост долгосрочных кредитов банков (72,6%) опережал прирост краткосрочных кредитов (63,8%). В структуре задолженности по долгосрочным кредитам и займам обследуемых предприятий доля кредитов банков на 01.01.2008 составила 70,1% против 66,7% на начало 2007 г., в том числе в промышленности - 70,7% и 66,9%, в торговле и общественном питании - 71,3% и 64%, в строительстве - 49,1% и 55,3%, на транспорте - 86,5% и 88,4%. За 2007 год доля кредитов банков в общей сумме краткосрочных кредитов и займов возросла в целом по всем обследуемым отраслям, при ее снижении в строительстве и торговле и общественном питании [10, с.16].

В 2008 году общая задолженность по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам возросла на 34,5%. Объем обязательств по банковским кредитам за 2008 год увеличился на 38,3%. Прирост краткосрочной задолженности по кредитам и займам в 2008 году на 26,2% сформировался исключительно за счет прироста задолженности по кредитам банков при сокращении задолженности по небанковским заимствованиям. В структуре задолженности по долгосрочным кредитам и займам обследуемых предприятий доля кредитов банков на 01.01.2009 составила 68,2% против 67,1% на начало 2008 года, в том числе в промышленности - 71,9% (69,3%), в торговле и общественном питании - 36,2% (42,2%), в строительстве - 50,3% (46%), на транспорте - 88,3%(84,3%). В 2008 году доля задолженности по краткосрочным кредитам банков в общей сумме задолженности по краткосрочным кредитам и займам возросла по всем обследуемым отраслям, за исключением транспорта [11, с.15].

В январе-сентябре 2009 г. общая задолженность по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам по сравнению с началом года возросла на 46,3%. Объем обязательств по банковским кредитам за этот период увеличился на 56,9%. В структуре задолженности по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам обследуемых предприятий доля кредитов банков на 1 октября 2009 г. по сравнению с началом года возросла во всех обследуемых отраслях, за исключением торговли и общественного питания, где произошло снижение доли кредитов банков в общей сумме долгосрочных кредитов и займов [12, с.15].

По данным инвестиционной анкеты, 52,96 % респондентов в 2007-2009гг. указали на недостаток денежных поступлений для финансирования текущей деятельности как на причину ограничения роста производства, а 79,63% отметили недостаток собственных средств как фактор, ограничивающий инвестиционную активность и источники финансирования инвестиций. В этих условиях предприятия привлекали денежные средства, необходимые для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, в форме банковских кредитов и займов других организаций [10,11,12].


Рисунок 2.5 - Доля кредитов банков Республики Беларусь в общей сумме краткосрочных кредитов и займов в 2007-2009 гг., %. Примечание - Источник: собственная разработка [10,11,12]

Устойчивый рост наблюдается и в доле кредитов банков Республики Беларусь в общей сумме долгосрочных кредитов и займов (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Доля кредитов банков Республики Беларусь в общей сумме долгосрочных кредитов и займов в 2007-2009 гг., %. Примечание - Источник: собственная разработка [10,11,12]

Увеличение удельного веса кредитов банков в общей сумме задолженности о кредитам и займам на протяжении 2007-2009 гг. свидетельствует о большей привлекательности кредитов банков в сравнении с займами.

В связи с мировым финансовым кризисом существенно снизилось количество белорусских банков, предоставляющих кредиты. Большинство внешних ресурсов были краткосрочными, то есть, белорусские банки брали в долг деньги и кредитовали экономику. Сейчас деньги в долг за пределами страны взять довольно трудно, поэтому произошел рост ставок по кредитам, что в свою очередь привело к снижению спроса физических лиц на такую банковскую услугу как кредитование населения. Поэтому, банки на некоторое время приостановили выдачу кредитов физическим лицам и отдают большее предпочтение кредитованию юридических лиц.

Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счет бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на себе удар роста процентных ставок.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

До недавнего времени в Беларуси фактически отсутствовал рынок кредитования физических лиц, и население не могло приобретать дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, производители и продавцы регулярно сталкивались с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Банки предпочитали работать с юридическими лицами, а гражданам, для того чтобы приобрести удобное и комфортабельное жилье, современную машину, качественную мебель или бытовую технику, приходилось годами, а то и десятилетиями откладывать заработанные деньги. Но в настоящее время ситуация изменилась. Теперь одной из самых заметных новых тенденций на рынке банковских услуг является резкий рост интереса банков к частным кредитополучателям.

О приоритетности развития кредитования физических лиц как одного из основных сегментов рынка розничных банковских услуг свидетельствует рост доли кредитной задолженности населения в кредитных портфелях банков. Значение этого показателя увеличилось c 26,3% на начало 2006 года до 27,5% на 01.01.2008г. [2]

Белорусские банки предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование недвижимости. Отметим, что за прошедшие годы в Республике Беларусь отмечается устойчивая положительная тенденция к росту подобных кредитов.

В настоящее время основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению, приходится на долгосрочные кредитные вложения, к которым относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года.

За 2007-2009 гг долгосрочные кредиты увеличились почти в 3 раза. Однако это не является показателем, характеризующим рост долгосрочных кредитных вложений (ведь до 2008 года долгосрочными кредитами считали только кредиты на финансирование недвижимости, а с 2008 года - все кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года) поэтому и произошел такой «бурный рост» долгосрочных кредитных вложений.

Основной удельный вес задолженности населения приходится на долгосрочные кредиты в национальной валюте, причем их доля постоянно повышается (с 76,3% по состоянию на начало 2006г. до 78,1% на 01.01.2008г.).

Долгосрочные кредиты в иностранной валюте увеличились с 484,8 млрд. руб. до 1746,8 млрд. руб., т.е. на 1262 млрд. руб. или на 260%, а удельный вес данной статьи снизился с 23,7% до 21,9% [2]

Что касается краткосрочной задолженности, то ввиду вышеуказанных причин отмечено ее снижение почти на 1,1 трлн. руб. или на 88,8%. Всего к началу 2009 года краткосрочная задолженность населения перед банками составляла 138,8 млрд. руб. [7]

Рассматривая валютную составляющую краткосрочных кредитов, необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2008г. более 93% задолженности было представлено в национальной валюте. [6]

Краткосрочные кредиты в иностранной валюте в относительном выражении за 2007-2009 гг снизились с 25,1% по состоянию на 01.01.2007 г. до 21,7% по состоянию на 1 января 2008 года и до 6,2% к началу 2009 года. [6,7]

По информации банков наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие. Дальнейшее развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на менее защищенные категории граждан, в том числе сельских жителей и многодетных семей. Проводя процентную политику в области кредитования, для граждан, проживающих в сельской местности, банки применяют практику установления процентов по пониженной шкале.

Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг-процессы, что позволяет осуществлять экспресс-кредитование покупателей. Расширяется перечень банков, предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.

Расширяется перечень предлагаемых видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей. Так, ОАО "БПС-Банк" в 2008 году осуществлял совместные программы по организации кредитования населения с крупнейшими отечественными производителями потребительских товаров, такими как ОАО "Гомельдрев", ЗАО "Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Мотовело", ЗАО "Пинскдрев". Кроме того, с дилерскими центрами автопроизводителей (СП ЗАО "Миллениум Групп", СП "Юнион-Моторс", ОАО "Минск-Лада", СООО "Эмир Моторс", ООО "Ланкор"), ИП "Цептер Интернационал" ООО.

В рамках продвижения целевой программы кредитования на приобретение автотранспортных средств ОАО "Белагропромбанк" в 2007 году заключил 20 договоров с автодилерами.

С учетом спроса населения на данный вид кредита разработана и утверждена постановлением Правления ОАО "Белвнешэкономбанк" от 21.05.2007 № 76 отдельная Инструкция по предоставлению ОАО "Белвнешэкономбанк" кредитов на приобретение новых автомобилей в автосалонах. Инструкция предусматривает упрощенный порядок получения таких кредитов. С 01.06.2007 проводилась апробация действия Инструкции Минскими филиалами при кредитовании физических лиц, приобретающих автомобили у ООО "Автопромсервис". По результатам апробации Правлением ОАО "Белвнешэкономбанк" принято решение распространить действие указанной Инструкции на все структурные подразделения банка и предоставить им возможность заключать договоры с другими автодилерами.

Кроме того, в 2008 году банками республики была предоставлена возможность получения физическими лицами кредита на покупку квартир на аукционе (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Банк", ЗАО "Белросбанк" и другие).

Также ОАО "АСБ Беларусбанк" предоставляет кредит для граждан на льготных условиях для реализации одной из важнейших социально-значимых программ - жилищного строительства.

Развивая рынок розничных банковских услуг, банки республики ориентируются на различные категории граждан. ОАО "АСБ Беларусбанк" в целях реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2006-2010 годы, а также, учитывая, что доходы сельских жителей значительно ниже заработной платы работников других отраслей экономики, гражданам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, выдача кредитов на общих основаниях как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте осуществляется под более низкую процентную ставку по сравнению с аналогичными видами кредитов для других категорий граждан. Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, где кредиты выдаются гражданам, главным образом, по месту жительства без посещения филиалов банка.

ОАО "Белагропромбанк" в рамках участия в развитии агротуризма в 2007 году разработал и внедрил специальный кредитный продукт, ориентированный на поддержку физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агротуризма. Программа участия ОАО "Белагропромбанк" в развитии агротуризма в Республике Беларусь утверждена решением Правления банка от 25.07.2007 и наряду с оказанием методологической и информационной поддержки субъектов агротуризма, предусматривает предоставление банком льготных кредитов физическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов в сфере агротуризма.

Активно развивается кредитование физических лиц в виде предоставления овердрафта с использованием карт-счетов (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "БПС-Банк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Паритетбанк", ЗАО Банк ВТБ, ОАО "Белгазпромбанк" и другие). Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом используются скоринг-процессы, что позволяет осуществлять экспресс-кредитование покупателей. Также банками продолжается работа по внедрению программного обеспечения по централизации базы данных клиентов - физических лиц, что позволяет расширять каналы сбыта банковских услуг и продуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредит - форма кредитных отношений, при которой денежные средства предоставляются кредитно-финансовыми учреждениями во временное пользование и за плату, определённую в договоре. Кредит - основной источник удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы. Даже при самом высоком уровне самофинансирования, при высокорентабельном ведении хозяйственной деятельности хозяйствующим экономическим субъектам недостаточно собственных средств для осуществления инвестиций и текущей основной деятельности.

В ходе изучения банковского кредита можно сделать следующие выводы:

Ø Переход к рыночной экономике, преодоление кризиса и возобновление экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

Ø  Дополнительные денежные ресурсы нужны, когда у предприятия дефицит оборотных средств. Но потребность в денежных ресурсах не уменьшается, а напротив, многократно возрастает и становится особенно актуальной в связи с глубоким техническим перевооружением, требующим крупных инвестиций. Кредит, таким образом, стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения производства на основе достижений научно- технического процесса.

Ø Сущность кредита проявляется в его функциях. Выполняя роль регулятора экономики, кредит опосредует перераспределение финансов. Вовлечение в оборот свободных денежных средств позволяет динамично развиваться субъектам хозяйствования в достижении их стратегических целей как на микроуровне, так на макроуровне (в части финансирования национальных проектов и приоритетных отраслей).

Ø Банковский кредит способствует структурной перестройке экономики, расширению деловой активности, удовлетворяет потребности субъектов предпринимательской деятельности в дополнительных источниках.

Ø  На протяжении с 2007 по 2009 год сохраняется устойчивая тенденция роста объёмов кредитной задолженности. По состоянию на 01.01.2010 года объём кредитования населения банками страны составил 15955,3 млрд. руб. Исходя из анализа объема кредитной задолженности населения, можно отметить, что доверие населения к банкам возрастает с каждым годом. Так в 2009 году объем кредитов на потребительские цели по сравнению с 2007 годом увеличился на 2083,4 млрд. руб. и составил 5560,4млрд. руб., или 34,8% от общего объема кредитной задолженности, в то время, как объем кредитов на финансирование недвижимости увеличился на 5904,8 млрд. руб. и составил 10394,9 млрд. руб. соответственно.

Ø В структуре задолженности по долгосрочным кредитам и займам обследуемых предприятий доля кредитов банков в 2009 году составила 79,1% против 70,1% в 2007 году, в том числе в промышленности - 80,8% против 70,7%, в торговле и общественном питании - 76,9% против 71,3%, в строительстве - 57,2% против 49,1%, на транспорте - 93,2% против 86,5%. В 2009 году доля кредитов банков в общей сумме краткосрочных кредитов и займов возросла по сравнению с 2007 годом на 3,5% и составила 92,8%.

Ø Для улучшения системы кредитования в Республике Беларусь и приближение ее к европейской системе, нужно расширить состав и качество не только банковских кредитов, но и других банковских услуг, и приблизить их к уровню развитых европейских банков.

Ø  А также в 2010 году необходимо приоритетными направлениями развития банковского сектора республики определить преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Коноплицкая, М.А. Организация деятельности банков: учеб.-методич. пособие / M.А. Коноплицкая, Е.С. Игнатьева, Ж.М. Островецкая. - Пинск: ПолесГУ-2010.-188 с.

2.      Осмоловский, А. Розничное кредитование // Вестник ассоциации белорусских банков. Минск. - 2008. - № 45 (497). - С. 30-34.

.        Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их реализации в 2009 году // Банковский вестник.-2009.- №4.-с.5-13

.        Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году // Банковский вестник.-2010.- №4.-с.5-10

.        Бюллетень банковской статистики. -2007. -№12(102) // Национальный Банк Республики Беларусь

.        Бюллетень банковской статистики. -2008. -№12(114) // Национальный Банк Республики Беларусь

.        Бюллетень банковской статистики. -2009. -№12(126) // Национальный Банк Республики Беларусь

8.      Интернет-портал Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Работа банков по предоставлению кредитов населению в 2008 году. - Минск, 2010. - Режим доступа: <http://www.nbrb.by>

.        Интернет-портал Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Информация о работе банков по привлечению денежных средств населения и расширению спектра розничных банковских услуг за 2009 год. - Минск, 2010. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/sbdelo <http://www.nbrb.by/publications/sbdelo/>

10. Заимствование // Финансы предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь (по данным мониторинга предприятий). Минск. - 2007. - С. 15-16

11.    Заимствование // Финансы предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь (по данным мониторинга предприятий). Минск. - 2008. - С. 14-15.

.        Заимствование // Финансы предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь (по данным мониторинга предприятий). Минск. -январь-сентябрь 2009. - С. 14-15.

13. Фишер. С/ Дорнбуш. Р Макроэкономика/Пер. с англ - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 997. - 784с.

14.    Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.-М.: Новое знание, 2002.-462с.-( Экономическое образование ).

.        Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник.-С.-Пб., 2000.

.        Лусс А. Макроэкономика. Учебное пособие.-С.-Пб., 1999.

.        Носова С.С. Экономическая теория: Учеб.для вузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-520с.

.        Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен; пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 848 с.

19. Макконнелл, К., Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. - 14-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. -970 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Формы Кредита:

Развитие кредитных отношений привело к появлению различных форм и видов кредита. Их можно классифицировать по ряду признаков. По составу кредиторов и заёмщиков выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит.

Банковский кредитпредоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. Кредитование осуществляется за счет собственного капитала банка; привлеченных денежных средств населения, субъектов хозяйствования; ссуд, полученных в других коммерческих банках, центральном банке. При предоставлении ссуды банк заключает договор с каждым заёмщиком. За нарушение его условий обе стороны кредитной сделки несут ответственность.

Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. При получении кредита заёмщик выдает кредитору вексель. Коммерческий кредит менее распространен, чем банковский, так как сфера применения ограничена, поскольку он обслуживает только обращение товаров.

Государственный кредитимеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами - банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. В зависимости от эмитента ценных бумаг государственный кредит делится на централизованный и децентрализованный. Первый имеет место тогда, когда заемщиком является правительство, второй - местные органы власти.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относится и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.

Лизинг-кредит - это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и так далее при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом технические средства предоставляются на весь срок их амортизации. При оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами; международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа.

Похожие работы на - Кредитные отношения и их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!