Физическая культура и спорт
Вариант № 1
1.
Физическая культура и спорт, как общественное явление и как социальные
феномены.
2.
Методические принципы физического воспитания.
.
Практическое задание (составить комплекс, понятия). Утренняя гигиеническая
гимнастика.
1. Физическая культура и спорт, как общественное
явление и как социальные феномены
Физическая культура - органическая часть
общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это
специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ
физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на
жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые
передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания,
деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные
потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения
личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет
целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений,
позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические
способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью
материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения,
инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское
обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства,
разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические
нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной
деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует
эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные
выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре
является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений
и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества
и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере
организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура
проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое
и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального
течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по
использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт - явление культурной жизни. Спорт - часть
физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих
возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее
зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем
присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это
собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он
живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется
стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации
физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят
о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической
и духовной необходимостью.
Компоненты физической культуры.
Физическое воспитание. Включенное в систему
образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует
основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных
двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений
и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения
дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных
сочетаниях. Система упражнений для рационального использования сил при
перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на
коньках, на лыжах и др.). При преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании
и переноске тяжестей. «Школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол,
футбол, теннис и др.).
Физическое развитие - это биологический процесс
становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств
организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной
клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила,
быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью
физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима
труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше
показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит
биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.
Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности,
которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот
препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс физического развития подчиняется также
закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью
управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в
различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и
функций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано с
законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том
числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического
воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем
человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только
гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее
жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической
культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией
и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика,
физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.
Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры,
порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях
воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической
культуры.
Оздоровительно-реабилитационная физическая
культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в
качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма,
нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других
причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет
широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба,
бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других
нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные
изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий»,
«тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть
индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
В качестве средств физической культуры
используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух
и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена -
распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена
тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их
комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и
развивающий эффект.
. Методические принципы физического воспитания
Методические принципы физического воспитания
совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание -
один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие
принципы педагогики:
- сознательность и
активность;
- наглядность;
- доступность;
- систематичность;
- динамичность.
Однако в сфере физического воспитания и, в
частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и
наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.
Принцип сознательности и активности. Этот
принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса
к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной
мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в
телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может
быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической
культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив
занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако
необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу.
Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со
студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и
неудач самого занимающегося.
Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого
задания на учебном занятии или тренировке. Он может пояснить, почему
предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно
этот алгоритм выполнения. Студентам I курса следует пояснить, что путь к
физическому совершенству - большой напряженный труд, где неизбежны
утомительные, нередко однообразные, упражнения и скучные задания, преодоление
определенных индивидуальных трудностей.
Принцип наглядности Наглядность - необходимая
предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное
- создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного
элемента перед попыткой выполнить его.
Непосредственная наглядность - это показ
двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным
студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и
имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.
Тренировочное задание может восприниматься не
только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях
важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и
слуховое восприятие, дополняющее зрительное.
Принцип наглядности должен присутствовать не
только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического
совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.
Принцип доступности. Этот принцип обязывает
строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а
также индивидуальные различия в физических и психических способностях
занимающихся.
Доступность не означает отсутствие трудностей в
учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей,
которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе - не
пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между
возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает
оптимальную меру доступности.
Конкретные данные о возможностях занимающихся
преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического
врачебного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном
заведении программой по физической культуре предусмотрено тестирование
студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую
подготовленность: в скоростно-силовых упражнениях, в упражнениях «на
выносливость» и силу основных мышечных групп. Определяя меру соответствия между
возможностями и трудностями освоения учебного материала, специалист
ориентируется на утвержденные программные и нормативные требования для
студентов высших учебных заведений, разработанные на основе научных данных и
обобщения практического опыта.
Таким образом, принцип доступности в практике
физического воспитания студентов предусматривает определение посильного
упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации.
Уровень доступности заданий связан с необходимостью преодоления некоторой
частью студентов объективных трудностей, при достижении установленных
программой нормативных требований.
В практике работы с учебными группами приходится
сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаще
всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней
части» студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в
том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая -
в усложненных.
Индивидуальный подход учитывает возможности
каждого занимающегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще
применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на
учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение нескольких лет, а
количество одновременно занимающихся на одном занятии - 1-8 чел. (за
исключением некоторых спортивных игр). В практике работы по физической культуре
преподаватель использует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные
доступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для
самостоятельных занятий во внеурочное время.
Границы доступного изменяются по мере развития
физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе
подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим
должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.
Принцип систематичности. Принцип систематичности
- это, прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и
отдыха.
Регулярность занятий предполагает рациональное
чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре
фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к
исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не
проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью
соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по
дисциплине «Физическая культура» - регулярное посещение всех занятий,
предусмотренных учебным расписанием.
Принцип систематичности при проведении
учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и
последовательность в освоении учебного материала.
Принцип систематичности обеспечивает
непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном
чередований-нагрузок и отдыха.
Дело в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было
замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено
замечательное; свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто
возмещает рабочие траты; а компенсирует их «с избытком». Путем
сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления
белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы.
Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем
организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных)
целенаправлен ных учебных занятий-тренировок (рис.1)
Рис. 1. Изменение уровня работоспособности под
влиянием повторных физических нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину).
физический культура спорт гимнастика
Необходимо, однако, учитывать, что если за
тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в
той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится,
прежде всего, к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки
сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха
должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение
подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон -
непрерывности учебно-тренировочного процесса.
Повторяемость и вариативность в применении
различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются
обязательными составляющими принципа непрерывности.
Фактор повторяемости в физическом воспитании
выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется
специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков,
совершенствования форм и функций организма.
Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е.
видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания
занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит
учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие
при выполнении однообразных заданий.
Последовательность в освоении
учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия,
многомесячного и
многолетнего процесса физического воспитания
также является одной из сторон принципа систематичности. Общая
последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определятся логикой
перехода от широкого общего физического образования к более углубленным
специализированным занятиям. В многолетнем плане на общую последовательность
оказывают влияние и особенности возрастного развития человека.
Принцип динамичности Принцип динамичности, или
постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных
заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается
в постепенном усложнении двигательных задач, в
нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа
доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно
обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок.
Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков -
координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.
Ответные реакции организма на одну и ту же
нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются
вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки
происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма,
возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему
выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический
смысл адаптации к нагрузкам.
Динамика нагрузок характеризуется постепенностью,
проявляющейся в различных формах (рис.2).
Ступенчатая же динамика резко стимулирует
тренированность на базе уже проделанной работы.
Волнообразные колебания нагрузок в недельном,
месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются
прямолинейная и ступенчатая динамика.
В заключение еще раз важно подчеркнуть тесную
взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов,
они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса
физического воспитания.
Рис. 2. Основные формы динамики нагрузки
(сплошная линия - динамика объема недельной нагрузки, пунктирная - динамика
интенсивности).
Отсюда следует, что ни один из указанных
принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.
. Практическое задание (составить комплекс,
понятия).Утренняя гигиеническая гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка -
одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит
из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную
скелетную мускулатуру. Во время сна центральная нервная система человека
находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом
снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После
пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная
активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть
довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся
сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость,
вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Зарядка тонизирует
организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание,
обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает
дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает
постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его
повседневному рабочему состоянию.
У людей, систематически занимающихся зарядкой,
улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность.
Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.
Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и заканчивая пожилым
возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным
режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).
Физические упражнения зарядки - простые и
доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния
здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния
здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в
зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс. Не
следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более
или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку
физических качеств.
Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной
комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения
следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются
водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание.
При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным
дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с
какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия
зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем.
Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль -
наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое
взвешивание).
Каждый организм характеризуется комплексом
специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух
одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух
одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому,
наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его
разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма. При
разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие
наиболее важные факторы - Состояние здоровья организма - Общую физическую
подготовленность организма - Индивидуальные биологические ритмы организма
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
. Подняться на носки, поднять руки через стороны
вверх. Опуститься на носки и опустить руки. Повторить 10 раз.
. Руки на поясе, ходьба на носках в течение
минуты.
. Руки на поясе, ходьба в полуприседе и в полном
приседе - одна-две минуты.
. Сидя на краю стула, прямые ноги впереди на
полу, руки в упоре сзади на сиденье. Прогнуться как можно сильнее назад,
упираясь лопатками в спину стула и одновременно поднимая таз, затем вернуться в
исходное положение. Повторить 8 раз.
. Сидя на стуле, согнуть ноги, а затем выпрямить
их как можно выше, после чего медленно опустить в исходное положение. Повторить
10 раз.
. Сидя на стуле, согнуть колени, выпрямить ноги
и выполнить движение "ножницы" максимально возможное число раз. После
этого, немного передохнув, выполнить упражнение "велосипед" до
лёгкого утомления.
.Упражнение на пресс. Выполняется лежа на спине:
ноги согнуты в коленях, руки за головой. Во время выполнения упражнений голову
уже не опускаете на пол, подбородок не следует прижимать к груди - должно
оставаться расстояние до груди в один кулак. Оторвите от пола плечи и грудную
клетку, при этом поясница не должна приподниматься. Упражнение делается на
выдохе. Вернувшись в исходное положение - вдох. 4 повтора по 25-30 раз. Важно:
следите за тем, чтобы от пола отрывались не только плечи, но и вся грудная
клетка, иначе вместо того, чтобы убрать живот, вы всего лишь будете прокачивать
"шашечки" на прессе.
Закончив комплекс, походите с минуту босиком по
резиновому коврику с бугристой поверхностью. В результате воздействия на
расположенные здесь биологически активные точки происходит улучшение общего
состояния организма и поднимается настроение.
Заключение
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса
утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования
организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека,
позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным
нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья,
профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую
умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка увеличивает
общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные
последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней
зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение,
самочувствие и активность человека.
Список литературы:
1.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики,
2000. - 448 с.