Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005
ГОДА
Важной
составной частью государственной социально-экономической политики является
развитие физической культуры и спорта.
Основная цель
политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное
использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании
здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов
на крупнейших международных соревнованиях.
1.
Характеристика состояния развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации
За последние
годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось
количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и
пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на
состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение
условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры
питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня
физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических
групп населения.
В настоящее
время физической культурой и cпортом в стране занимается всего 8 - 10%
населения , тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель
достигает 40 - 60%.
Самая острая и
требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и
физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и
студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья
подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных
по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 1999 г. их стало 1
млн 300 тыс., что на 6,5% больше, чем в 1998 г. Распространенность гиподинамии
среди школьников достигла 80%.
В новых
социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных
коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг
сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха
для многих миллионов трудящихся.
С 1991 г.
продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оз доровительных и
спортивных сооружений. В 1999 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на
22% и составило около 195 тыс. с единовременной пропускной способнос тью около
5 млн человек, или всего 17% от норматива обеспеченности. Под предлогом
экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от
содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают
их другим собственникам или используют не по назначению.
Для некоторых
видов спорта в России отсутствуют современные технически оснащенные спортивные
базы, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и
крупнейших международных соревнованиях.
В настоящее
время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта не
позволяют осуществить право каждого гражданина России на занятия физической
культурой и спортом.
Бюджетное
финансирование не обеспечивает в полной мере как потребности спорта высших
достижений, так и развитие спорта для всех, а для инвесторов, готовых
вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие
условия.
Недостаточное
количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной
степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа
жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации,
особенно на телевидении.
Отечественный и
зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и
спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в
борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди
молодежи, исключительно высока.
В настоящее
время в стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации", в котором физическая культура и спорт
рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления
здоровья, поддержания высокой работоспо собности человека, а также воспитания
патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления
дружбы между народами.
В Концепции
охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. №
1202-р, в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено
создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия
физической культурой и спортом.
В национальной
доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, в качестве одной
из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие
детского и юношеского спорта.
В плане
действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и
модернизации кономики на 2000 - 2001 гг., утвержденном Правительством
Российской Федерации 26 июля 2000 г. № 1072-р, развитие массовой физической
культуры и спорта отнесено к стратегическим целям социальной политики
государства.
Настоящая
Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию
физической культуры и спорта, предусмат ривающих объединение усилий федеральных
органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправ ления, физкультурно-спортивных
общественных объединений, всех заинтересованных организаций и учреждений, а
также отдельных граждан.
2. Цель и
задачи Концепции
Цель настоящей
Концепции - увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом,
улучшение физической подготовленности и физического развития населения
Российской Федерации, достойное выступление российских спортсменов на
Олимпийских играх и международных соревнованиях.
Основные задачи
в развитии физической культуры и спорта:
- обеспечение
гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом
независимо от их доходов и благосостояния;
- реализация
федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных
законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий
для развития физической культуры и спорта;
- улучшение
качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно
детей и молодежи;
- формирование
у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности
в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа
жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и
здорового образа жизни;
- создание
эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;
- укрепление
материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой и спортом.
Первоочередные
меры для их реализации:
- создание
организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических,
социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения
различных категорий и групп населения в регулярные занятия физической культурой
и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;
- обеспечение межведомственного
и многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха населения,
способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого
являются физическая культура и спорт;
- создание
постоянно действующей информационно-пропагандистской и
просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные
занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности
человека;
- обеспечение
минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в
области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и
групп населения, а также инвалидов.
3. Основные
принципы реализации Концепции
В целях
успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими
принципами:
- целостности
человека, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного
воздействия на него физкультурно -спортивной деятельности и ее основного
элемента - физических упражнений. При этом приоритетными компонентами в
процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация,
саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью
человека;
- непрерывности
физического воспитания и образования различных возрастных групп населения на
всех этапах их жизнедеятельности;
- консолидации
действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том
числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан,
направленных на разработку и реализацию комплексных программ развития
физической культуры и спорта;
-
дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической
культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие:
- массовой
физической культуры (спорт для всех);
- спорта высших
достижений (олимпийский спорт);
-
профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);
- использования
результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития
физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом
необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие
физической культуры и спорта как в стране в целом и в отдельных регионах, так и
среди различных категорий и групп населения;
- открытости
системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных
физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений в процессе
физического воспитания и образования населения, в подготовке спортсменов
высокого класса;
- использования
опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к
решению проблем укрепления здоровья населения, профилактики наркомании,
алкоголизма и правонарушений средствами физической культуры и спорта, а также в
подготовке спортсменов высокого класса.
4. Основные
направления деятельности по развитию физической культуры и спорта
Государственная
политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать прежде
всего:
- создание
условий, способствующих развитию физической культуры и спорта, формированию
здорового образа жизни и достойному выступлению российских спортсменов на
крупнейших международных соревнованиях;
- формирование
понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и
стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам
физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- создание
соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической
культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений
и навыков здорового образа жизни.
К числу главных
направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой
базы развития физической культуры и спорта.
Стратегия
совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и
спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования
федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической
культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося
соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той
или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на
основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для
практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.
Законодательного
обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ,
направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности
населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете
Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо
добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в
федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части
бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного
отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на
физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:
- на молодежный
и детско-юно шеский спорт - 50%;
- на
физкультурно-оздоровительную работу - 25%;
- на спорт
высших достижений (олимпийский и параолимпийский) - 25% .
Совершенствование
законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать
тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных
источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших
достижений (олимпийского и профессионального).
Законодательством
должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организаций,
реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта
среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа
жизни;
- спонсоров и
инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и
сборной команды России к участию в Олимпийских и Параолимпийских играх.
Кроме того,
необходима законодательная проработка вопросов, связанных:
- с борьбой
против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением
безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих
возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных
соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных
действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
- с принятием
правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов, особенно
молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации;
- с решением
проблем детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных
соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб
здоровью и нормальному развитию ребенка.
Необходимо
широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической
культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на
международном уровне.
Важным
направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является
совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в
стране с целью их стабилизации и оптимизации.
Требуется поиск
новых организационно-управленческих решений, направленных на создание
эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение
зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее
распространение его по всей стране.
Государственным
органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с
работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на
том, как решаются вопросы:
-
финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых
соревнований, в том числе и традиционных типа "Золотая шайба",
"Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической
подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;
- укрепления
нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также
материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;
-
совершенствования системы страхования в спорте;
- подготовки
специалистов по вопросам менеджмента, дошкольного физического воспитания,
пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Для
эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить
гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с
этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно -спортивных
объединений в развитии видов спорта.
Большое
значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании
у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом,
достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество
профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных
исследований.
В связи с этим
необходимо:
- обеспечить
подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их
будущей профессиональной деятельности;
- создать в
учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по
подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками,
детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских
групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;
- обеспечить
подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных
организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им
постоянную помощь в работе;
- разработать и
внедрить систему сертификации работников сферы физической культуры и спорта,
предусматривающую систематическое обязательное повышение их квалификации с
последующей аттестацией.
Преобразование
среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры
должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных
специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и
специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих
из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных
специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и
спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая деятельность,
двигательная реабилитация и физиотерапия и др.).
Организация
научных исследований в области физической культуры и спорта должна
предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и
спорта и внедрение результатов научных исследований в практику
физкультурно-спортивного движения.
Приоритетными
направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:
- разработка
теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и
здорового образа жизни;
-
научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой
квалификации и спортивного резерва;
-
организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы
физической культуры, спорта и спортивного туризма;
- теоретические
и методические основы развития и совершенствования системы подготовки,
повышения квалификации и переподготовки кадров.
Одно из
ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта -
укрепление материально -технической спортивной базы. В новых
социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их
реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного
уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.
Назрела
необходимость эффективной эксплуатации спортсоору жений, принадлежащих
различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также
осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг,
созданию индустрии спортивных товаров и оборудования.
Государственная
поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим
образом:
-
целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по трем основным
формам:
- безвозмездное
субсидирование (гранты);
-
предоставление льготных займов и кредитов;
- заключение
контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку
спортсменов высокого класса;
- привлечением
частного капитала к финансированию деятельности и развитию физической культуры
и спорта;
- комплексом
мер по созданию в отрасли "физическая культура и спорт" чисто
рыночных структур (там, где это вообще возможно).
С учетом
мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники
финансиро вания физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей,
тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.
Исходя из того,
что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на
протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям
физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой
и спортом, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры
среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из
основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду
физической культуры и формирование здорового образа жизни.
В решении этой
проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации.
Фактически речь должна идти о создании массированной информационно
-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и
проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни,
ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Действенная
пропаганда физической культуры и спорта, эффективная
просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления
отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут
способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и
спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении
заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении
правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании,
самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его
работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.
5. Механизм
реализации Концепции развития физической культуры и спорта
Фундамент
здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в
детстве, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное
внимание.
В связи с этим
основные усилия должны быть направлены на:
- повышение
ответственности родителей за здоровье детей;
-
совершенствование программно-методического и организационного обеспечения
физического воспитания среди дошкольников;
- создание
индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для
занятий физической культурой дошкольни ков;
- массовое
издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
- создание при
дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих
спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем
двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.
Исходя из того
что физическая культура является основой воспитания и образования ребенка, она
должна быть включена в базисный учебный план образовательных учреждений как
федеральный компонент.
Механизм
реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через:
- урочные формы
занятий по предмету "физическая культура" (физическое воспитание);
-
дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом;
- занятия
физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся,
имеющих отклонения в состоянии здоровья;
-
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- внеклассные,
внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах,
самостоятельные занятия);
-
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Следует
развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития,
физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь
детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно
проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие
физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, улучшение
физической подготовки допризывной и призывной молодежи.
В целях решения
проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи
особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно с
родителями. Концепция активного семейного отдыха должна быть признана
приоритетной на уровне как пропаганды, так и организации досуга. Для этого
необходимо реализовать специальную программу формирования зон отдыха для
городов России. В эти зоны отдыха должны входить сеть региональных
оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или
нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы,
туристско-оздоровительные комплексы). К организации досуговой деятельности
следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные
объединения.
Особое внимание
следует обратить на работу с молодежью по месту жительства. Практика
показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством
профилактики асоциального поведения. Средства физической культуры и спорта
могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже
совершившей противоправные действия. Для их решения следует создать необходимые
условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и
оборудованием.
Развитие
физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров должно осуществляться
путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек
добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное
физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему
стимулов. Это прежде всего создание современной инфраструктуры
физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии
спортивных товаров.
Вся система
физкультурно-оздо ровительной и спортивной работы на предприятиях и в
организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление
реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий,
послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства
на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение
общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.
Для решения
этих проблем необходимо:
- проведение
мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического
развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит:
- повысить
эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся;
- уменьшить
воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;
- разработать
индивидуальные рекомендации для каждого трудящегося;
- включение
производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на
улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно
обусловленной заболеваемости ;
- принятие
руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений программ развития
физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;
- использование
средств обязательного социального страхования для вовлечения детей сотрудников
и работников организаций в занятия физической культурой и спортом в
детско-юношеских и спортивных школах;
- создание
законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и
организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения.
Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной
деятельности на укрепление материальной базы развития физической культуры;
- формирование
у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов
понимания важности и необходимости занятий физической культурой и спортом,
ведения здорового образа жизни.
Серьезное
внимание следует уделить вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность
инвалидов. Для этого необходимо создание с участием
физкультурно-оздоровительных объединений и других заинтересованных организаций
гарантированной системы мер по социально-психологической и физической
реабилитации, спортивной подготовке и возврату к трудовой деятельности
инвалидов.
Физкультурно-оздоровительная
и спортивно-массовая работа в регионах должна быть направлена на увеличение
числа доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по
массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах,
по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная
задача таких соревнований - стимулировать стремление людей к ежедневным
физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность
прежде всего детей, подростков и молодежь.
Следует уделять
внимание развитию национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и
игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической
культурой и спортом.
Основой
физкультурно -спортивного движения в стране должны стать
физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские клубы.
Физкультурно-спортивные клубы по интересам должны работать в условиях льготного
налогообложения, особенно для инвалидов, детей-сирот, что позволит им более
активно проводить работу по вовлечению широких слоев населения в
физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Наряду с
физкультурно-спортивными клубами могут развиваться коммерческие спортивные
центры (фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), предлагающие более комфортные
условия, большое разнообразие сервисных услуг. Эти центры будут удовлетворять
интересам состоятельных людей, желающих заниматься элитными и дорогостоящими
видами спорта на платной основе.
Для реализации
новых подходов к развитию профессионального образования в области физической
культуры и спорта необходимы:
- апробация и
внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и
информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;
- разработка
новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и
спорта;
- долгосрочное
планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным
образованием. Расширение системы дополнительного профессионального образования;
- реорганизация
ряда государственных академий физической культуры и спорта в университеты
физической культуры и спорта;
- укрепление
учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений
среднего и высшего профессионального образования. Осуществление обмена опытом
подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку.
Специалистам
всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности
(архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т.д.)
необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового
образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной
грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально
адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.
Следует создать
федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать
пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности
отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным
программам, представляемым на конкурсной основе средствам массовой информации.
Пропаганда
физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно
показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании
населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с
наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.
Задача средств
информации :
- повышать у
людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать ценности физической
культуры;
- активно
популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных
факторов;
- настойчиво
формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно
-спортивных занятий.
Одна из важных
задач пропаганды физической культуры и массового спорта - усиление их
гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических
упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся,
не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.
На современном
этапе развития спорта высших результатов (олимпийского) подготовка спортсмена
обусловлена необходимостью достижения двух взаимосвязанных целей:
- в сложнейших
условиях соревновательной деятельности самоотверженно вести спортивную борьбу
за победу во имя Родины;
- развитие
моральных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям общества.
Основополагающими
в подготовке спортсмена высокого класса являются использование современных
научных технологий спортивной тренировки и постоянное их совершенствование.
Ведущие тенденции в развитии системы спортивной подготовки:
- достижение
высоких объемов тренировочных нагрузок и рациональное сочетание различных по
интенсивности режимов тренировок с ориентацией на соревновательную специфику и
результат;
- значительное
увеличение доли специализированных средств подготовки;
- расширение
соревновательной практики в общем объеме подготовки;
-
сбалансированность тренировочных соревновательных нагрузок и отдыха,
специальных восстановительных средств, специализированного питания и средств
стимуляции работоспособности;
- значительное
возрастание роли индивидуализации подготовки.
Для реализации
данных установок необходимо:
- эффективное
функционирование Центра спортивной подготовки;
- создание
внебюджетного фонда для финансирования научных исследований и экспериментальных
разработок в области физической культуры и спорта;
- создание
региональных научных центров (в каждом федеральном округе), сосредоточение их
работы на научно-методическом обеспечении резерва, а также решении региональных
проблем развития физической культуры и спорта;
- определение
6-7 крупных научных программ, охватывающих проблемное поле отрасли, и
формулирование их как долгосрочного государственного заказа;
- создание
комплексных научных групп по видам спорта и организация научно-методического,
медико-биологического и информаци онного обеспечения подготовки спортсменов
высокого класса, а также спортивного резерва;
-
совершенствование инвестици онной политики, обеспечивающей развитие
материально-технической базы физической культуры и спорта;
- создание
эффективных технических средств для нужд физической культуры и спорта высших
достижений;
- постоянное
совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации и Единого
календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- создание
эффективной системы организации и проведения спортивных соревнований, в том
числе комплексных Всероссийских игр учащихся, студентов и трудящихся;
-
совершенствование технологий, форм и методов подготовки и переподготовки кадров
специалистов по физической культуре и спорту высших достижений.
Для успешного
проведения в России международных и национальных соревнований и мероприятий необходимо
активное привлечение крупных компаний и фирм, в т.ч. маркетинговых и рекламных.
Это следует рассматривать как стратегическое партнерство спорта и бизнеса с
учетом интересов обеих сторон.
Важным
источником пополнения средств, направляемых на развитие физической культуры и
спорта, формирование здорового образа жизни, могут стать как федеральные, так и
отраслевые программы:
- укрепления
здоровья работников и членов их семей;
- социальной
поддержки инвалидов, детей-сирот;
- развития
физической культуры, спорта, туризма и отдыха;
- борьбы с
наркоманией и детской преступностью;
-
социально-экономического развития отдельных регионов;
- воспитания и
образования детей и молодежи и т.д.
Целесообразно
предусмотреть возможность использования части средств, получаемых от
налогообложения производства и продажи табака и алкоголя, а также от взимания
штрафов за нарушение законодательства о физической культуре и спорте,
определенную долю доходов от продажи спортивных лотерей и игрового бизнеса,
продажи прав трансляции спортивных соревнований , лицензионной деятельности и
т.д. для финансирования мероприятий, направленных прежде всего на использование
средств физической культуры и спорта с целью укрепления здоровья населения,
профилактики курения, алкоголизма и наркомании.
В настоящее
время бюджетные затраты на осуществление программ, связанных с вовлечением
детей и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом, на порядок
ниже затрат на оказание и совершенствование лечебной помощи и лекарственного
обеспечения, на содержание в специальных учреждениях молодых правонару шителей,
на лечение наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших
трудоспособность, инвалидов и т.д.
В результате
реализации концепции будет обеспечено:
- увеличение в
2-3 раза числа занимающихся физической культурой и спортом в стране;
- создание
условий для достойного выступления сборной команды России на Олимпийских играх;
- формирование
правовой, материально-технической, научно-методической и педагогической базы
для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры
и спорта в стране.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта