» учебной дисциплины.
Конституционное право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия ('схема 1. /, стр. 23).
Конституционное право как наука имеет своим предметом конституционно-правовые нормы, институты и отношения в процессе их возникновения и развития (схема 1.2, стр. 24).
Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о конституционном праве как отрасли права и науке (схема 1.2, стр. 24).
конституция гражданский правовой закон демократия
2. Конституционно-правовые нормы и их особенности
Нормы права - это общеобязательные правила поведения, обусловленные экономической и социально-политической сущностью общества, установленные или санкционированные и охраняемые государством, призванные регулировать общественные отношения в целях их упорядочения (схема 1.3, стр. 25).
По сравнению с нормами других отраслей права конституционно-правовые нормы имеют ряд особенностей (схема 1.4, стр. 26).
Нормы-определения. В статье I Конституции РФ дано определение нашему государству: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Впервые в нашей Конституции РФ сформулировано научно-обоснованное определение российского государства. Правда, и это определение нуждается в коррективах. По нашему мнению, его следовало бы сформулировать в следующей редакции:
«Российская Федерация - Россия есть демократическое, федеративное правовое социальное светское государство с республиканской формой правления».
Нормы-принципы. В статье 10 Конституции РФ дан принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»;
Нормы-правила. По существу вся глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» состоит из правил, очевидность которых не нуждается в комментариях.
Учредительные нормы. Посредством этих норм учреждаются органы государства и федеративное устройство России (ст. 71 - 72, 80 - 93 Конституции РФ).
Гарантирующие нормы. Играют важную роль. Например, права и свободы человека и гражданина, во многих статьях Конституции РФ, не просто провозглашены, а содержат конкретные гарантии их реализации (ст. 19, 22, 25 и др. Конституции РФ).
Программно-целевые нормы. Их в ныне действующей Конституции РФ немного. Основной закон провозглашает наше государство правовым и социальным (ст. 1, 7 Конституции РФ), каковым Россия в действительности еще не является. Конституция РФ поставила задачу построения правового и социального государства. Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по различным основаниям (схемы 1.5, стр. 27).
. Конституционно-правовые отношения и их особенности
Конституционно-правовые отношения ~ это отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Они появляются только при наличии соответствующих правовых норм (схема 1.7, стр. 29).
Конституционно-правовые отношения могут быть разделены на семь групп, которые предполагают их дальнейшее подразделение на подгруппы.
Конституционно-правовые отношения возникают в сфере:
основ конституционного (государственного) строя;
прав и свобод человека и гражданина;
федеративного устройства России;
избирательной системы;
депутатских правоотношений;
основ организации и деятельности органов государственной власти;
местного самоуправления.
Под субъектами конституционно-правовых отношений понимают их участников, выступающих в качестве сторон. Круг таких участников достаточно широк. Это и народ, и государство, и субъекты федерации, и органы государственной власти, и депутаты, и избирательные комиссии, и партии, и движения, и блоки.
Под объектами конституционно-правовых отношений следует понимать то, на что направлены конкретные права и соответствующие им обязанности по удовлетворению притязаний управомоченных на то лиц.
Объекты конституционно-правовых отношений делятся на:
действия;
имущественные блага;
неимущественные блага.
Чаще всего объектом конституционно-правовых отношений выступают действия, которые облекаются в различную форму в зависимости от субъектов отношений и решаемых вопросов. Например, в соответствии с пунктом «в» статьи 103 Конституции РФ Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, оформляя это назначение постановлением. Многие вопросы Государственная Дума решает посредством принятия законов.
Имущественные блага как объекты конституционно-правовых отношений выступают реже, чем действия. Эти отношения связаны с закреплением форм собственности, с реализацией гражданами своих конституционных материальных прав. Так, статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Неимущественные блага как объект конституционно-правовых отношений имеют место в связи с реализацией права избирать и быть избранным, права законодательной инициативы, права Государственной Думы давать согласие на лишение депутата неприкосновенности и т.д.
Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений связаны с обстоятельствами, предусмотренными нормами права (юридическими фактами). Они отличаются от иных общественных фактов тем, что влекут за собой определенные правовые последствия.
По своему характеру юридические факты делятся на:
юридические действия;
юридические события.
Юридические действия - это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Они могут быть правомерными и противоправными. Примером правомерных действий является принятие уполномоченными на то органами государственной власти законов и иных актов, а примером противоправных действий - попытка принятия теми или иными органами актов, выходящих за пределы их юрисдикции.
Юридические события не зависят от воли людей и происходят помимо нее. К их числу следует отнести, например, рождение и смерть человека, достижение определенного возраста. Так, в случае достижения гражданином ко дню выборов 18 лет он приобретает право избирать, а по достижении 21 года - быть избранным в Государственную Думу.
. Источники конституционного права
Юридические источники - это формы выражения права. Под источниками конституционного права в юридическом смысле понимают те правовые формы, то есть акты, в которых находят закрепление нормы конституционного права (схема 1.8, стр. 30).
Поэтому источниками конституционного права будут не любые законы или иные акты, а только те, в которых содержатся конституционные нормы.
Конституция РФ - главный источник конституционного права.
Федеральные конституционные законы (например. Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.).
" Федеральные законы (Закон РФ от 28.11.91 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.99 № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и многие другие).
Акты референдума.
Конституции республик в составе Российской Федерации.
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Декларации (Декларация о государственном суверенитете. Декларация прав и свобод человека и гражданина, Декларация о языках народов России).
Нормативные акты палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ, субъектов федерации, если они приняты в соответствии с предписаниями Конституции РФ.
Постановления, определения и заключения Конституционного Суда РФ, принимаемые по вопросам его компетенции.
Договоры (внутригосударственные и между народные).
Коммунитарные (межконституционные) и иные положения.
Регламенты.
Общепризнанные принципы и нормы международного права.
. Система конституционного права
Система конституционного права теснейшим образом связана с Конституцией РФ. И это не случайно, так как важнейшие конституционно-правовые институты (схема /,б, стр. 28) находят свое выражение и закрепление именно в Конституции РФ.
Система конституционного права - это объединение конституционно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от сущности, содержания, значения и характера регулируемых ими отношений (схема 1.9, стр. 31).
Систему конституционного права составляют группы норм, закрепляющие:
основы конституционного (государственного) строя;
основы прав и свобод человека и гражданина;
, федеративное устройство России;
;, избирательную систему России;
основы правового статуса депутата;
систему и основы организации и деятельности органов государства;
конституционный статус органов местного самоуправления.
Все эти группы конституционно-правовых норм составляют самую общую систему конституционного права, которая не исключает, а, наоборот, предполагает дальнейшую конкретизацию.
Конституционное право России является ведущей отраслью права;
представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы государственного (конституционного) строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, избирательную систему, конституционный статус депутата, систему и основы организации и деятельности органов государства, основы организации и деятельности органов местного самоуправления, и призванных регулировать властеотношения и оптимально сбалансировать соотношение сил социально-политических групп, участвующих в осуществлении государственной власти.
Данное определение позволяет сделать вывод о том, что конституционное право в системе права России занимает ведущее место.
Заключение
Сфера конституционного регулирования весьма широка. Однако большинство норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В принципе задача конституционного регулирования состоит в том, чтобы:
- максимально полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина;
- органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством;
- создать структуры, процедуры и нормы - все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.
Литература
1. Правоведение. - 1997. - № 4. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. - 1994. - № 7.
2. Богданова Н.А. Наука советского государственного права: историко-теоретическое исследование. - М., 1989.
.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права (читая новейшую учебную литературу) // Государство и право. -2001.-№1.
.Еременко Ю.П, Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996.
.Ковачев Д.А. О критериях оценки результатов Сравнения в области государственного права // Государство и право. - 1992. - № 10.
.Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. - 1998. - № 1.
.Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. -Саратов, 1998.
.Коток В.Ф. Содержание советского конституционного права// Советское государство и право. - 1971. - № 2.
. Лепешкин А. В. Соотношение государственного правая норм советской конституции // Советское государство и право. - 1971 - - № 2.
. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период между двумя конституциями (1936-1977)// Советское государство и право. - 1990. № 2.
. Михалева Н.А. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права // Государство и право. - 1993. - № 3.
. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права// Государство и право. - 1998. - № 7.
. Белкин А.А. Объекты конституционного регулирования // Правоведение. - 1988. № 3.
. Бондарь Б.С. Конституция России: история и современность. -Ростов, 1996.
. БутькоЛ.В. Конституция и конституционная реформа: Учебное пособие.-Краснодар, 1999,
. Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 9. - С. 66.
. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение. - 2001. - № 2.
19. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.