Свобода совести и вероисповедания: конституционно-правовое регулирование и проблемы реализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,31 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Свобода совести и вероисповедания: конституционно-правовое регулирование и проблемы реализации

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет М.В. Ломоносова"

Юридический институт

Кафедра конституционного и муниципального права



Курсовая работа по дисциплине

"Конституционное (государственное) право России"

ТЕМА: "Свобода совести и вероисповедания в России: Конституционно-правовое регулирование и проблемы реализации"


Выполнил: студент 4 курса

Заочного отделения, гр.42

Бушуев Анатолий Сергеевич

Научный руководитель:

заведующий кафедрой

конституционного и муниципального права,

кандидат юридических наук

Плотников А.А.


Архангельск 2011

Содержание

Введение

1. НПА, регулирующие свободу совести и вероисповедания

1.1 Закон о свободе, совести 1997 года

1.2 Конституция Российской Федерации

2. Трактовка свободы совести и вероисповедания и судебная практика

2.1 Дефиниция свобода совести и вероисповедания

2.2 Статистические данные

2.3 Судебная практика

Заключение

Список источников

Введение

Актуальность темы:

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является проблема свободы совести и вероисповедания. После развала СССР в Россию хлынуло огромное количество религиозных организаций. Для регуляции отношений в сфере религиозных отношений был издан специальный Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I "О свободе вероисповеданий", последний из которых весьма лояльно относился ко всем религиозным группам, что фактически давало им огромную свободу в своих действиях. Эта лояльность проявлялась в том, что религиозные организации не подлежали обязательной регистрации. На сегодняшний день в России насчитывается 23494 религиозных организаций. Помимо закона 1997 года данную сферу регулируют такие НПА как Конституция РФ и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, но следует отметить тот факт, что Россия ратифицировала эту конвенцию только 30 марта 1998 года. В Конституции РФ указывается, что "Российская Федерация - светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". А также указывается статья 28 "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Однако сегодня мы регулярно наблюдаем нарушение этих принципов. Если ссылаться на статью 14, то в ней говориться о светскости государства, в то время как СМИ регулярно освещает, то, как РПЦ получает преимущество перед остальными религиями. Фактически РПЦ сливается с государственным аппаратом, что указывает на прямое нарушение принципа светскости государства. Оно и понятно, Московская патриархия поставила перед собой задачу восстановить свои позиции духовного лидера русского народа, а конкурирующие российские и зарубежные религиозные общины активно мешают осуществить эти амбиции. В России фактически сформировалась узаконенная ситуация вопиющего религиозного фаворитизма для одних и столь же вопиющего религиозного угнетения для других. Официальные лица Московской патриархии выбрали в качестве мишени для критики "тоталитарные секты", обвиняя эти группы в использовании "незаконных материальных средств" для привлечения новообращенных, которых они затем настраивали против "их русских семей, верований и культуры".

Патриархия выдвигала против них три общих обвинения: " (1) что все эти иностранные миссионерские группы вынуждают обедневшую и испытывающую недостаток священнослужителей Русскую православную церковь к недостойной конкуренции за души людей - не только пропащие души на российских улицах, но и спасенные души в российских церквах; (2) что многие западные миссионерские группы, судя по всему, поставили своей целью сломить национальный дух русского народа - затопляя его ядовитой волной западного материализма, индивидуализма и плюрализма, к которым Россия не готова и не может быть готова; (3) что многие из этих западных миссионерских групп просто опасны для российского народа и общественного строя - разбивают семьи, поощряют гражданское неповиновение, вымогают имущество и деньги, применяют наркотики и методы контроля сознания, прибегают к побоям, сексуальному насилию и другим преступлениям против непокорных членов и даже побуждают их к убийству, самоубийству и бунту в качестве актов веры".

Все эти факты показывают нам, что РПЦ пытается захватить монопольную власть среди верующего населения. Таким образом, напрямую нарушаются основные конституционные принципы нашего государства.

Кроме того несовершенство российского законодательства дает серьезный повод для размышления на данную тему. Особую актуальность данной теме придает то обстоятельство, что действующий Закон РФ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", не отвечает требованиям Конституции РФ, интересам широких слоев населения, как представителей религиозных меньшинств, так и религиозным объединениям, занимающим доминирующее положение в обществе. Действующие в государстве нормы не обеспечивают четкость и однозначность понятий, не регулируют довольно большую сферу правоотношений, в которой религиозные объединения осуществляют деятельность, слабо регулируют имущественные отношений, в отрыве от конституционных принципов регулируют регистрацию религиозных объединений.

Нормативная база:

При подготовке курсовой работы были использованы работы ученых-правоведов, политологов, социологов, исследовавших в своих трудах различные аспекты темы, также использовались научные статьи, и значительное внимание было уделено нормативно правовым актам. Кроме того в работе использовано судебное разбирательство, которое является показательным в вопросе реализации свободы совести и вероисповедания

Методологическая и теоретическая основа:

Сравнительно-правовой и теоретический анализ

Цели и задачи исследования.

Цели:

анализ норм регулирующих данную сферу правоотношений;

выявление особенностей правоприменительной практики

Задачи:

изучение нормативно-правовых актов;

исследование основных понятий и принципов касающихся сути свободы совести и вероисповедания

изучение правоприменительной практики в Российской Федерации;

свобода совесть вероисповедание судебный

1. НПА, регулирующие свободу совести и вероисповедания

1.1 Закон о свободе, совести 1997 года

Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения.26 сентября 1997 г. Президент России Борис Ельцин подписал новый закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этот Закон устанавливает строгие правила религиозной деятельности и систему государственной регистрации религиозных объединений. Закон отменяет Закон РСФСР 1990 г. Он обладает преимущественным действием по отношению ко всем противоречащим ему региональным и муниципальным законам о религии. Новые Правила регистрации, принятые в январе 1998 г., должны были жестко гарантировать исполнение Закона.

По сути дела, Закон устанавливает в России три класса религиозных объединений: (1) Русскую православную церковь, которая пользуется полной правовой защитой и разнообразными государственными привилегиями; (2) различные традиционные христианские, мусульманские, иудейские и буддистские группы, пользующиеся полной правовой защитой, но меньшим числом государственных привилегий; (3) все прочие религиозные группы, которые получают только декларативные гарантии свободы вероисповедания и свободы совести.

Тройственная классификация религиозных групп намечена в преамбуле Закона. Там признается "особая роль православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры". Кроме того, в ней выражено уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В отношении всех остальных, в преамбуле констатируется лишь важность "содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания".

Эта тройственная классификация развита и конкретизирована в 18 статьях о религиозных объединениях, изложенных в законе и в правилах регистрации, усиливающих эти же положения. Закон определяет религиозное объединение как "добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Религиозные объединения подразделяются на: (1) религиозные организации, которые пользуются широким спектром гарантий и привилегий; (2) религиозные группы, которые получают лишь минимальные гарантии. В свою очередь, религиозные организации делятся на (а) привилегированные централизованные (Русская православная церковь); (б) менее привилегированные местные (главным образом, другие "традиционные" российские религии).

Религиозные организации получают статус "юридических лиц" - основное право на существование в качестве юридического субъекта, из которого автоматически следует ряд других прав. "В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры". Подобное имущество в целом освобождается от государственного налогообложения, а имущество, используемое в целях богослужения, не подлежит отчуждению в судебном порядке в пользу кредиторов.

Кроме того, религиозным организациям гарантированы дополнительные права. Они имеют право заниматься благотворительной деятельностью, проводить религиозные обряды в государственных больницах и местах заключения. Религиозные организации имеют право выпускать, приобретать, экспортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио - и видеоматериалы и другие предметы религиозного назначения. Религиозные организации обладают исключительным правом создавать предприятия для выпуска богослужебной литературы и предметов культового назначения. Религиозные организации имеют право устанавливать и поддерживать контакты с зарубежными собратьями по вере и пользуются исключительным правом "приглашать иностранных граждан в целях занятий профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях".

Государство дает религиозным организациям и некоторые непосредственные блага. В частности, они "вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями безвозмездно".

Более того, государство "оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями".

Впечатляющее изобилие прав и привилегий не приходит само собой. Статус "религиозных организаций" и соответственно права и привилегии предоставляются только религиозным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке. Именно здесь проявляется величайшая несправедливость Закона.

Закон проводит различие между местными и централизованными регистрируемыми организациями. Местные религиозные организации должны состоять "не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении". Централизованные организации должны включать в себя "не менее трех местных религиозных организаций". Коль скоро религиозная организация считается "централизованной", как в случае иерархической Русской православной церкви, каждая вновь создаваемая местная ячейка автоматически регистрируется в качестве религиозной организации. Однако, если религиозная организация имеет местный характер, как в случае многих протестантских, мормонских, иудейских и других религиозных объединений с общинной структурой, то каждая местная группа подлежит отдельной регистрации.

Претенденты на статус централизованной организации должны представлять такую же информацию о каждой из своих местных ячеек плюс свидетельство о своем постоянном присутствии в данном месте, выданное местными органами власти. Будучи зарегистрировано в установленном порядке, "новое" религиозное объединение считается "религиозной организацией" со всеми соответствующими правами и привилегиями, но только в течение одного года. По прошествии года объединение должно заново проходить регистрацию.

В регистрации может быть отказано либо зарегистрированная организация может быть распущена. Некоторые основания, указанные в Законе, являются вполне разумными - например, по решению создателей группы; из-за создания группой вооруженных формирований; "в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции или Федерального закона". Но некоторые из них, по-видимому, нацелены на существующие в России группы, которые вызвали открытую критику со стороны Московской патриархии. Такие основания, как "принуждение к разрушению семьи" и "принуждение членов к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения", судя по всему, направлены против Церкви унификации, кришнаитов и других "сект". "Склонение к самоубийству", очевидно, направлено против последователей Солнечного Храма и членов Белого Братства. "Отказ по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи", вероятно, имеет в виду некоторых свидетелей Иеговы и сторонников Христианской науки. "Воспрепятствование получению обязательного образования", видимо, направлено против разнообразных групп Свободной церкви и евангелических христиан, которые настаивают на религиозном или домашнем обучении. "Создание препятствий выходу гражданина из религиозного объединения", по-видимому, нацелено как на традиционные мусульманские и иудейские группы, так и на разнообразные культы "нью эйдж", которые не одобряют отречение от веры. А формулировка о "побуждении граждан к отказу от исполнения установленных Законом гражданских обязанностей", очевидно, конкретно направлена против свидетелей Иеговы, однако достаточно туманна, чтобы затронуть еще несколько религиозных групп, являющихся культурно нетрадиционными.

Еще более нечеткие и широко толкуемые основания для отказа в регистрации или роспуска религиозной организации удалось протащить в новые Правила регистрации, претворяющие в жизнь этот Закон. К их числу относятся: неправомочность основателя (основателей) религиозной организации; непризнание создаваемой организации религиозной; судебные решения в случаях, устанавливаемых Законом.

Те религиозные объединения, которые не могут - или по религиозным соображениям не желают - регистрироваться, считаются религиозными группами. Религиозные группы имеют право на проведение богослужений, религиозных ритуалов и церемоний, а также на проповедь религии и религиозное воспитание своих последователей. Но при отсутствии статуса субъекта права им более ничего не гарантируется.

Религиозные группы подвергаются действию множества явных запретов и ограничений. Такие группы не обладают правами юридического лица, не имеют права владеть общественным имуществом и лишены государственных материальных привилегий, предоставляемых религии. Их члены и духовенство не имеют права на отказ от военной службы по своим убеждениям. Они не могут открывать или содержать собственные школы, семинарии или другие учебные заведения и не могут проповедовать свою веру в местных государственных школах. Они не могут выступать в качестве представительств зарубежных религиозных организаций в России. Им не разрешается проводить религиозные обряды или службы или предоставлять услуги священников в больницах, медицинских центрах, детских домах, домах для престарелых или инвалидов и в тюрьмах. Им не разрешено выпускать, приобретать, экспортировать, импортировать или распространять религиозную литературу, видеофильмы и другие предметы религиозного назначения, равно как и создавать местные учреждения для их производства. Они не имеют права приглашать в Россию иностранных граждан для чтения проповедей или для ведения религиозной деятельности.

Много в этом запутанном Законе противоречит гарантиям индивидуальной или коллективной религиозной свободы, выдвигаемым в других его частях. Например, в преамбуле подтверждается "право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений." Статья 2.3 ясно говорит, что никакое положение Закона не подлежит толкованию, умаляющему или ограничивающему права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. Статья 3 обеспечивает обычные гарантии всеобщей свободы от дискриминации, оскорбления, принуждения или других лишений на религиозных основаниях. Кроме того, она гарантирует всем право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон утверждает, что "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". В подкрепление этой гарантии Закон повторяет несколько положений Закона 1990 г. об отделении церкви от государства. Даже самая хитроумная казуистика не может оправдать вопиющие противоречия между этими гарантиями религиозной свободы для всех и дискриминационными Правилами регистрации.

Закон не только явно противоречит сам себе, но и нарушает ряд основных прав человека. "Закон должен обеспечивать выполнение норм по правам человека, зафиксированных в Конституции РФ 1993 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и в Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., поскольку Россия взяла на себя обязательства придерживаться духа и буквы всех этих документов. Закон открыто игнорирует эти нормы. Он нарушает права равенства граждан и неграждан и вводит дискриминацию на почве религии. Он попирает основные права свободы мысли, религии и веры, свободы выражения и свободы объединений".

Нельзя сказать, что политические и религиозные лидеры России, создававшие Закон, не сознавали его дискриминационный характер. Против более ранних редакций законопроекта официально протестовали многие российские религиозные группы и правозащитники - в том числе "Союз баптистов, Союз пятидесятников, адвентисты седьмого дня, Объединенный совет российских евреев, Римско-католическая церковь, Русская православная свободная церковь, Зарубежная Русская православная церковь и староверы. Папа Иоанн Павел II направил президенту Ельцину личное письмо протеста против законопроекта. Несколько глав государств Западной Европы и Совет Европы выражали свое решительное несогласие президенту Ельцину, членам правительства и депутатам российского парламента. То же сделали президент Клинтон и экс-президент Картер вместе со 160 сенаторами и конгрессменами США. Правозащитные организации и специалисты по свободе религии всего мира выпустили, целую лавину подробной критики проектов закона; многие из этих документов попали в руки членов российского парламента".

По существу, наиболее общую критическую оценку Закона дал сам президент Ельцин в своем письме по поводу наложения вето на предпоследнюю редакцию законопроекта, поскольку все положения, вызвавшие его главные возражения, остались в Законе, который он подписал в сентябре. В послании от 23 июля 1997 г., с объяснением причин наложения вето Ельцин писал, что "проект Закона противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и общепринятым принципам и нормам международного права. Проект характеризует Российскую Федерацию как светское государство, но вводит дискриминационные правила регистрации и перерегистрации религиозных организаций; заявляет о верности принципам религиозной свободы и равенства, но многие из его положений преднамеренно направлены на ограничения прав граждан Российской Федерации, а еще более серьезно ущемляются права иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, поскольку они не имеют права коллективно исповедовать и распространять веру и могут удовлетворять свои религиозные потребности только индивидуально".

Более того, Ельцин писал, что в Федеральном законе есть опасное неконституционное положение, связанное с отсутствием принципа равенства религиозных объединений перед законом. Требование, что иностранные религиозные организации могут быть представлены только под эгидой российских организаций, неправомерно ставит зарубежные группы в прямую зависимость от отношения к ним российских религиозных организаций. К тому же получается, что русские религиозные объединения фактически являются "органами государственной власти", что нарушает принцип отделения религиозных объединений от государства. Ельцина особенно возмущал тот факт, что местные административные единицы могут принимать решение о существовании централизованной религиозной организации, - он гневно заявлял, что уже неоднократно выражал свое отрицательное отношение к подобного рода неконституционной практике и поэтому дважды отказывался подписывать подобный закон.

Кроме того, президент Ельцин возражал против конституционного неравенства, выражающегося в предоставлении привилегий Русской православной церкви. По его мнению, столь же недопустимо было делать статус других религиозных групп зависящим от искусственного пятнадцатилетнего периода регистрации. Ельцин считал неконституционным и несправедливым позволять государству оказывать финансовую, материальную и другую помощь религиозным организациям для религиозного воспитания. Продемонстрировав еще несколько несоответствий и неконституционных положений в Законе, Ельцин завершал свое письмо в поддержку вето следующим образом: "В целях обеспечения полноценного участия Российской Федерации в процессах интеграции не только в Европе, но и во всем мире с учетом поликонфессионализма населения Российской Федерации, проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в области свободы вероисповедания, выбора и распространения религиозных убеждений, равенства религиозных объединений перед законом имеет исключительно важное значение. В целях избежания международной изоляции традиционных российских конфессий и недопущения конфликтов на религиозной основе внутри страны, в целях недопущения обвинений Российской Федерации в преследовании за убеждения. в связи с необходимостью приведения Федерального закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми нормами, иными законами Российской Федерации, а также устранения многочисленных внутренних противоречий Закона полагаю необходимым его существенную переработку".


1.2 Конституция Российской Федерации

Российская Конституция провозглашает права человека и включает в себя международное законодательство о правах человека. Конституция РФ является Основным Законом РФ прямого действия, и все остальные законы РФ не должны ей противоречить. А так как Закон 1997 года противоречит положениям Конституции, то он по сути либо не имеет юридической силы, либо может быть аннулирован.

Более того, Конституция гарантирует не только уважение прав человека в России, но и соответствие российского законодательства международным положениям о правах человека. Во вступлении к Конституции признается, что она отчасти была принята и для того, чтобы заявить об уважении к правам и свободам человека в Российской Федерации. На этом основании Конституция требует от государства выступить в роли гаранта этих свобод. "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина". Конституция не просто включает международное законодательство в правовую систему страны, но и предусматривает главенство международных норм над внутренним законодательством в случае возникновения между ними противоречия:

"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Признание Конституцией главенства международных законов над внутренним законодательством страны относится, в частности, и к международному законодательству о правах человека. Статья 17 Конституции РФ гласит:

"1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".

Российская Конституция не только гарантирует права на равенство, свободу самовыражения, собраний и вероисповедания, но и особо подчеркивает, что российское законодательство подчиняется российской Конституции и международным нормам по правам человека. В том случае, когда какой-либо закон нарушает права, гарантированные Конституцией или международным правовым законодательством, он не может быть признан действующим на территории Российской Федерации.

Основные права, гарантируемые российской Конституцией и международными соглашениями по правам человека, включая свободу вероисповедания, мнений и мирных собраний, обычно излагаются в двух частях. В первой части гарантируются определенные права. Во второй перечисляются обстоятельства, при которых государство имеет право на ограничение прав и свобод своих граждан.

Например, часть статьи "Международного пакта о гражданских и политических правах", гарантирующая свободу мирных собраний, гласит, что "каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими". Вторая часть статьи, ограничивающая это право, утверждает отчасти, что "осуществление этого права не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного спокойствия, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц". В Конституции Российской Федерации статьи, гарантирующие права человека, содержатся в отдельных главах, в то время как единственный пункт статьи 55.3, посвященный ограничению прав и свобод, применяется ко всем статьям, гарантирующим права и свободы человека.

Таким образом, чтобы определить, нарушает ли государство права человека, необходимо провести два независимых исследования. Первое должно выяснить, нарушает ли законодательство или действия со стороны государства право, гарантированное вышеуказанными статьями. Если законодательство не ограничивает этого права, оно является правомочным в соответствии со статьей, гарантирующей соблюдение прав человека, в этом случае необходимость в проведении дальнейшего анализа отпадает. Если же право было нарушено, необходимо перейти ко второму этапу исследования. Вторым шагом должно быть определение, является ли допустимым подобное нарушение с точки зрения положений о правах человека. Не все действия государства, ограничивающие права человека, могут быть отнесены к нарушениям закона. Европейский суд выработал систему проведения анализа подобных спорных ситуаций.

2. Трактовка свободы совести и вероисповедания и судебная практика

2.1 Дефиниция свобода совести и вероисповедания

А.С. Ловинюков (доктор юридических наук, профессор) предложил выделить следующие элементы свободы совести:

) право исповедовать любую религию;

) право совершения религиозных обрядов;

) право менять религию;

) право не исповедовать никакой религии;

) право пропаганды религии;

) право вести атеистическую пропаганду;

) право на религиозную благотворительную деятельность;

) право на религиозное образование;

) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;

) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии.

Некоторые исследователи, например, Е.И. Романюк (канд. юрид. наук) предлагают свою схему классификации

правомочий:

) право исповедовать любую религию;

) право не исповедовать никакой религии;

) право на атеистическую пропаганду;

) право пропаганды религии;

) право на свободный выбор мировоззренческих убеждений в целом;

) право менять религию;

) равенство прав граждан вне зависимости от их отношения к религии.

В данной классификации отсутствует ряд элементов культурного, образовательного и экономического характера, их отсутствие делает полноценную реализацию свободы совести невозможной. Право на свободный выбор мировоззренческих убеждений - это уже скорее "свобода

мысли и совести", которая упоминается в международно-правовых актах о правах человека, нежели отдельный элемент свободы совести.

М.Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять элементов:

а) право граждан исповедовать любую религию;

б) право не исповедовать и не признавать никакой религии;

в) право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих;

г) равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности;

д) равенство всех религий перед законом;

е) свободное отправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинство граждан;

ж) недопустимость административного принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии;

з) недопустимость культивирования вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями;

и) невмешательство государства в дела религии и невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основе полного отделения церкви от государства;

к) светский характер всей государственной системы народного образования на основе полного отделения школы от церкви.

Такой набор указанных элементов для определения понятия свободы совести является довольно широким, указанный автор не делает различия между конкретными элементами понятия и базовыми принципами свободы совести.

Ф.К. Лауринайтис включает в понятие "свобода совести" такие элементы, как

право исповедовать любую религию;

право отправлять религиозные обряды;

право менять религию;

право не исповедовать никакой религии;

равенство всех граждан перед законом независимо от их отношения к религии.

Принимая во внимание многогранный характер понятия "свобода совести и вероисповедания", некоторые правоведы рассматривают содержание этого института комплексно, как в философском, общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя несколько его аспектов. Так, по мнению С.Ю. Симорот (кандидат юридических наук), юридическое содержание свободы совести состоит из следующих элементов.

. Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в т. ч. право на внецерковную религиозность, право на религиозное,

научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

. Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку

не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

. Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в п.5 ст.3 Закона, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.

. Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного

самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.

. Терпимость к инакомыслящим и инаковерующим.

Считаем, что помимо указанных элементов, следует также выделить право на взаимное сотрудничество государства и религиозных объединений всех конфессий в поиске оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений.

Л.Д. Воеводин выделяет только два элемента в содержании свободы совести, суть которых заключается в праве "исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду".Ф.М. Рудинский, определяя понятие

"свобода совести", выделяет три основные составляющие:

а) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

б) право отправлять религиозные культы;

в) право вести атеистическую пропаганду, что среди ученых нет единого подхода к содержанию понятия "право на свободу совести и вероисповедание". Наиболее существенные недостатки заключаются в том, что, во-первых, многие неоправданно сужают понятие до отправления религиозных культов, во-вторых, некоторые из перечисляемых элементов права относится к его реализации, а не к нему самому, в-третьих, в ряде точек зрения допускаются повторы, например, в качестве первого элемента права на свободу вероисповедания называют право исповедовать любую религию, что означает не что иное, как свободу вероисповедания и является, по существу, элементом свободы совести.

2.2 Статистические данные

Всего зарегист - рированов том числе по видам централи- зованные религиоз- ные орга- низацииместные религиоз- ные орга- низациидуховные образова- тельные учрежде- ниямонастыри и подворьярелигиоз- ные учрежденияВсе религиозные организации225071872174712539751в том числе по конфессиям: Русская православная церковь124357119573438948Российская православная автономная церковь42-39-3-Русская православная церковь за границей25123-1-Истинно-православная церковь29127-1-Российская православная свободная церковь6-6---Украинская православная церковь (Киевский патриархат) 871Старообрядцы2691265-3-из них: Русская православная старообрядческая церковь1481471Древлеправославная церковь72169-2-Поморская церковь42-42---Федосеевское согласие2-2---Другие согласия5-5---Римско-католическая церковь222-220--2Греко-католическая церковь4-4---Армянская апостольская церковь72171---Ислам386254373078--Буддизм19851912--Иудаизм2846278---из него: Ортодоксальный2296223---Современный55-55---Евангельские христиане-баптисты857308251-1Христиане веры Евангельской247102361--Евангельские христиане668116543--Евангельские христиане в духе апостолов24-24---Христиане веры евангельской - пятидесятники13133912722--Церковь полного Евангелия32-32---Евангельские христиане-трезвенники5-5---Адвентисты седьмого дня5772575---Лютеране2125207---из них: Евангелическо-лютеранская церковь1335128---Единая евангелическо-лютеранская церковь России2-2---Церковь Ингрии69-69---Другие евангелическо-лютеранские церкви8-8---Новоапостольская церковь62-62---Методистская церковь10611041--Реформатская церковь4-4---Пресвитерианская церковь17051632--Англиканская церковь1-1---Свидетели Иеговы4071406---Меннониты716---Армия Спасения9-9|---Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 52-52---Церковь объединения (Муна) 6-6---Церковь Божьей матери "державная"21-21---Молокане22-22---Церковь последнего завета5-5---Церковь Христа19-19---Христиане иудействующие2-2---Неденоминированные христианские церкви6-6---Саентологическая церковь1-1---Индуизм1-1---Сознание Кришны (вайшнавы) 74272---Вера Бахаи16-16---Даосизм2-2---Ассирийская церковь2-2---Сикхи1-1---Шаманизм16115---Зороастризм1-1---Живая этика (рериховцы) 1-1---Языческие верования615---Иные вероисповедания96294---1.32.3 Судебная практика

В данной главе следует рассмотреть судебную практику по вопросу свободы совести и вероисповедания. Базой для рассмотрения будет дело "Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве против Российской Федерации", которое является показательным постольку, поскольку в нем рассматриваются все основные обвинения, предъявляемые обычно религиозным организациям. Так же это дело укажет, каким образом следует трактовать неоднозначные статьи НПА, связанных со свободой совести. В данном судебной деле представители организации "Свидетели Иеговы" утверждали, что решениями российских судов о ликвидации Общины-заявителя и запрете ее деятельности было нарушено их право на свободу религии, выражения мнения и объединений. (Ст.9 и ст.11 ЕКПЧ)

Доводы сторон

А. Принуждение к разрушению семьи

Первым основанием для ликвидации Общины-заявителя стал пункт обвинения о принуждении к разрушению семей ее членов. Свидетели стороны обвинения утверждали, что именно Община-заявитель была виновна в ухудшении их отношений с родственниками, которые стали членами Общины и жили в соответствии с догматами. Представленное стороной защиты развернутое заключение по результатам исследования почти тысячи семей Свидетелей Иеговы не было учтено районным судом со ссылкой на то, что в нем не содержалось информации о разладах в семьях Свидетелей Иеговы, которые, по мнению районного суда, "объективно существовали". ЕС сделал вывод, что отсутствие данных о семейных конфликтах само по себе не умаляет качества исследования и не делает его недостоверным. Исследование проводилось методом случайной выборки респондентов, что исключает возможность фальсификации данных.

Европейский суд отметил, что термин "принуждение" в его обычном понимании подразумевает действие, направленное на то, чтобы заставить человека сделать что-то против его или ее воли путем применения силы или запугивания с целью добиться подчинения. Ничто не указывало на эти действия со стороны Общины-заявителя. То, что было воспринято российскими судами как "принуждение к разрушению семьи", на самом деле являлось разочарованием, испытанным членами семьи, не являющимися Свидетелями Иеговы, т.е. не согласие с таким укладом быта.

Европейский суд не считает выводы национальных судов обоснованными. Районный суд смог установить только семь случаев, имевших место в семьях свидетелей по делу, пятеро из которых являлись членами Комитета по спасению молодежи - заинтересованной стороны в данном процессе. Только при значительном количестве разводов аргумент имел бы силу.

С учетом вышесказанного Европейский суд пришел к заключению, что довод стороны обвинения о том, что Свидетели Иеговы принуждают к разрушению семей, не обоснован и выводы национальных судов не были основаны на должной оценке обстоятельств, имевших значение по делу.

Б. Предполагаемое нарушение права членов Общины-заявителя на уважение частной жизни и свободу выбора рода занятий

Национальные суды пришли к выводу, что нижеуказанные факторы нарушали конституционное право членов Общины-заявителя на неприкосновенность частной жизни и право на выбор рода занятий.

Факторы:

определение места и характера работы

предпочтение работе с неполным рабочим днем

неоплачиваемый труд в Вефиле - центре организации в Санкт-Петербурге

установление правил в отношении мероприятий досуга

запрет на празднование праздников и дней рождения

обязательная миссионерская деятельность, проповедь "от двери к двери"

ЕС сделал вывод, что в сфере "частной жизни" человек сам волен выбирать род занятий. А решения, принимаемые Свидетелями Иеговы в вопросах выбора работы и иных занятий, выбора дат и способа празднования значимых для них событий относятся именно к сфере "частной жизни" членов Общины.

ЕС указывает на то, что следуя догматическим нормам в своей повседневной жизни, верующие демонстрировали свое желание строго придерживаться своих религиозных убеждений, и их право поступать подобным образом гарантировано статьей 9 Европейской конвенции в форме права на свободу исповедовать свою религию индивидуально и частным порядком.

В решениях, вынесенных национальными судами по данному делу, не было приведено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что члены Общины-заявителя принуждались к выбору конкретной профессии, места и графика работы. Свидетели Иеговы, исполняющие религиозное служение в центре организации - Вефиле, не состоят с ним в трудовых отношениях и являются добровольными сотрудниками, чей труд не оплачивается.

Следовательно, то, что было воспринято российскими судами как нарушение Общиной-заявителем права ее членов на уважение частной жизни, на самом деле является формой выражения членами Общины своих убеждений в своей частной жизни.

В. Предполагаемое нарушение права других лиц на уважение частной жизни

Российские суды также пришли к заключению, что практика Свидетелей проповедовать от дома к дому являлась вторжением в частную жизнь других граждан. Единственным доказательством, представленным в подтверждение данного вывода, являлся обвинительный приговор в отношении К., который был признан виновным в совершении уголовно наказуемого деяния - нападения на Свидетеля Иеговы, пришедшую побеседовать с женой К. у них дома. По мнению Европейского суда, данный приговор может подтвердить тот факт, что член Общины-заявителя стала жертвой жестокого уголовного преступления, но он не свидетельствует о совершении ею самою какого-либо правонарушения.

Г. Предполагаемое вмешательство в родительские права лиц, не являющихся Свидетелями Иеговы

Европейский суд обращает внимание на то, что в согласии с ФЗ "О свободе совести." запрещается вовлекать малолетних в религиозные объединения, а также обучать их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих Данное положение запрещает тем, кто не является родителями или лицами, их заменяющими, принуждать детей к участию в религиозной деятельности или обучении.

Европейский суд напоминает, что статья 2 Протокола № I к Европейской конвенции предусматривает обязанность государства уважать право родителей обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным убеждениям; а статья 5 Протокола № 7 к Европейской конвенции устанавливает равенство супругов в правах в отношениях со своими детьми. Споры между родителями в отношении детей решаются семейным законодательством.

И наконец, Европейский суд отмечает, что, выводы Головинского районного суда о нарушении прав детей Свидетелей Иеговы ввиду того, что библейские тексты ограничивали возможность их самостоятельного мышления, препятствовали формированию у них чувства патриотизма и делали их изгоями в социальной среде, были сформулированы со ссылкой на показания экспертов со стороны обвинения и родственников, проявлявших открытую враждебность к религии Свидетелей Иеговы. Тем не менее, районный суд, как видно, не уделил внимания тому, чтобы допросить самих детей, их преподавателей, социальных работников и других родственников. Ввиду отсутствия подобных доказательств, полученных непосредственно от этих лиц, в подтверждение указанных выводов нельзя признать эти выводы основанными на должной оценке фактов, имеющих значение по делу.

Д. Довод о применении методов прозелитизма, "контроля над сознанием" и тотально властной дисциплины

Российские суды также постановили, что Община-заявитель нарушила право граждан на свободу совести ввиду оказания на них психологического давления, а также применения в отношении них методов "контроля над сознанием" и тотально властной дисциплины.

Суды не указали ни одного конкретного лица, чье право на свободу совести было нарушено вследствие применения подобных методов. Граждане-заявители и другие члены Общины-заявителя показали в суде, что они сделали добровольный и осознанный выбор религии и, приняв веру Свидетелей Иеговы, следуют её учениям по собственной воле. Следовательно данный довод со стороны обвинения не состоятелен.

Е. Склонение к самоубийству и отказу от оказания медицинской помощи

Еще одним основанием для запрета деятельности Общины-заявителя стало утверждение стороны обвинения о том, что Община-заявитель склоняла своих членов к самоубийству и к отказу от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни состоянии.

Европейский суд отмечает, что российские суды не пояснили довода о склонении к самоубийству, не привели примеров того, как вероучение или практика Общины-заявителя побуждает к таким действиям, и не указали конкретных членов Общины, которые совершили суицид или предпринимали суицидальные попытки. Поскольку довод о склонении к самоубийству не был основан на каких-либо фактических данных, задача Европейского суда сводится к оценке второго довода, а именно: по научению Общины ее члены отказывались от медицинской помощи, что выражалось в их отказе от переливания крови и ее компонентов.

Широко известно, что, по убеждению Свидетелей Иеговы, Библия запрещает употреблять кровь, которая священна в глазах Бога.

ЕС ссылался на то, что при оказании медицинской помощи, даже в тех случаях, когда отказ от конкретного метода лечения может привести к летальному исходу, принудительное медицинское лечение без согласия дееспособного, совершеннолетнего пациента является вмешательством в его/ее право на физическую неприкосновенность и посягательством на права, гарантированные статьей 8 Европейской конвенции.

Свобода согласиться или отказаться от конкретного метода лечения или выбрать альтернативный метод лечения имеет первостепенное значение для принципов самоопределения и личной автономии.

Авторитетные суды ряда стран рассматривали дела об отказе Свидетелей Иеговы от переливания крови и пришли к выводу, что приоритет должны иметь более значимые интересы пациента, связанные с определением своего собственного жизненного пути.

Такая позиция отражена и в российском законодательстве, которым предусмотрено право пациента на свободу выбора. "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" однозначно предусматривают право пациента отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения при условии, что ему была предоставлена полная и в доступной форме информация о возможных последствиях такого решения. Кроме того, решение родителей об отказе от лечения, предоставляемого ребенку, может быть преодолено решением суда. Следовательно, российский закон защищает право граждан на свободу выбора в сфере принятия решений о своем лечении при условии, что пациент дееспособен и не представляет опасности для третьих лиц, ее не осознающих.

Во всех, описанных в решениях национальных судов, случаях отказа от переливания крови такой выбор был сделан совершеннолетними Свидетелями Иеговы, способными принимать самостоятельные решения в вопросах медицинского лечения. В одном единственном случае, связанном с несовершеннолетним, больничное учреждение не обращалось в суд с требованием вынести решение о применении гемотрансфузии, хотя такая возможность однозначно предусмотрена законом, а это свидетельствует о том, что данное больничное учреждение сочло такое судебное постановление ненужным по медицинским или иным основаниям.

Помимо вышесказанного в данном разбирательстве приводился довод о том, что решения об отказе от переливания не являлись выражением реальной воли членов организации, а были приняты под давлением Общины-заявителя. Европейский суд напоминает, что, хотя в ходе дискуссий по вопросу религиозных взглядов могут приводиться чрезвычайно убедительные и неопровержимые доводы, право "пытаться убедить своего ближнего" является неотъемлемой составляющей свободы религии

ЕС ссылается на тот факт, что Свидетели Иеговы принимают сознательное решение об отказе от переливания крови заранее - когда они не находятся в условиях ограниченного времени ввиду экстренной ситуации, - и это подтверждается тем фактом, что они подготавливаются к таким ситуациям, заполняя карточку "Никакой крови" и нося ее в своем кошельке.

Вывод районного суда о том, что карточка "Никакой крови" предоставляла советующим пациента право принимать за него решения по вопросам его медицинского лечения, также противоречит реальному содержанию данной карточки. Она не передает иным лицам права принимать другие решения по вопросам медицинского лечения, а указывает уполномоченных пациентом законных представителей, которые могли бы позаботиться о том, чтобы в случае бессознательного состояния пациента или его неспособности говорить, принятое им решение по вопросу медицинского лечения стало известным и было соблюдено медицинским персоналом.

Еще более важно то, что в отличие от положения (законодательства), предусматривающего наказание за одно лишь склонение к отказу от оказания медицинской помощи, довод стороны обвинения о причинении вреда здоровью граждан должен был быть подтвержден доказательствами реального причинения такого вреда, как это установлено законом. В случаях, о которых шла речь, не было указано медицинских последствий отказа от переливания крови, и к сообщениям об этих случаях не были приложены медицинские заключения, которые могли бы подтвердить, что гемотрансфузия действительно принесла бы пользу пациенту.

Таким образом. Европейский суд приходит к выводу о том, что довод стороны обвинения о причинении вреда здоровью граждан не основан на фактических данных.

Ж. побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей

Российские суды пришли к заключению, что литература, распространяемая Общиной-заявителем, побуждала граждан к отказу от исполнения воинской и альтернативной гражданской службы, поощряла неуважительное отношение к государственному флагу и гимну, а также запрещала отмечать государственные праздники.

Конституция РФ (п.3 статьи 59) и ФЗ "О свободе совести." (п.4 статьи 3) однозначно признают за российскими гражданами право на отказ от военной службы по религиозным убеждениям, и в случае такого отказа военная служба должна быть заменена альтернативной гражданской службой. Поэтому данный довод не состоятелен.

Так же судебные инстанции не привели никаких норм национального законодательства, которые обязывали бы Свидетелей Иеговы проявлять уважительное отношение к государственным символам. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за надругательство над Государственным флагом или Государственными символами. Тем не менее в ходе судебного процесса по вопросу ликвидации Общины российские суды не привели ни одного примера обвинительного приговора, вынесенного в отношении кого-либо из членов Общины - заявителя за совершение надругательства; не привели они и конкретных примеров "неуважительного отношения" со стороны членов Общины-заявителя.

ЕС указывает на то, что до принятия решения о ликвидации (созданной) Свидетелями Иеговы Общины-заявителя она существовала и законно действовала в Москве более 12 лет - с 1992 по 2004 год. На протяжении всего периода ее законного существования ни Община-заявитель, ни старейшины, ни отдельные ее члены не были признаны виновными в совершении уголовных или административных преступлений и нарушений гражданских правоотношений.

Европейский суд в данном деле пришел к выводу, что вмешательство в права заявителей на свободу религии и объединений было необоснованным. Имело место нарушение статьи 9 Европейской конвенции, взятой в совокупности со статьей 11 Европейской конвенции. Помимо этого имело место нарушение п.1 статьи 6 Европейской конвенции в связи с чрезмерной длительностью судебного процесса по делу о ликвидации.

Судебные решения по иным делам содержатся в приложении

Заключение

В результате проведенного исследования представляется возможной выработка рекомендаций, направленных на реализацию конституционных принципов свободы мысли, совести и религии.

Научно-экспертному сообществу:

осуществить научно-теоретическую и методологическую разработку проблематики свободы совести и отношений государства с религиозными объединениями на основе комплексного междисциплинарного подхода;

осуществить научную разработку темы квалификации и процедуры привлечения к ответственности чиновников за коррупцию в области отношений государства с религиозными объединениями;

усилить методологическую ответственность при решении вопросов, связанных с реализацией свободы совести и ее ограничениями, не допускать правового нигилизма, использования неправовых принципов и некорректных понятий, например таких, как "традиционные" - "нетрадиционные" религиозные организации, "секты", "тоталитарные секты", "духовная безопасность", "экстремизм", "религиозный экстремизм", "исламский экстремизм", "исламский терроризм".

Государству:

реформировать деятельность государственных научно-образовательных учреждений в области свободы совести;

реформировать законодательство о свободе совести и деятельности религиозных объединений;

разработать комплекс мер по обобщению и совершенствованию правоприменительной практики;

реформировать систему взаимодействия государства с религиозными объединениями;

реформировать государственную информационную политику в области свободы совести, государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений;

реформировать деятельность государственных правозащитных структур в области свободы совести;

Политическим лидерам и партиям:

провести ревизию программных документов на предмет корректировки вопросов, связанных со свободой совести, толерантностью, ксенофобией;

политическим лидерам отказаться от ксенофобской риторики и понятий, разжигающих религиозную рознь и нетерпимость, таких как "традиционные" - "нетрадиционные" религиозные организации, "секта", "тоталитарная секта", "духовная безопасность", "религиозный экстремизм", "исламский терроризм".

СМИ:

при освещении проблематики, связанной со свободой совести не допускать тенденциозности в подаче информации, ксенофобских штампов и использования оскорбительных ярлыков, разжигающих религиозную рознь и нетерпимость, таких как "секта", "тоталитарная секта", "религиозный экстремизм", "исламский терроризм".

Мировоззернческим (в т. ч. религиозным) лидерам и организациям:

осознавать ответственность перед последователями и обществом;

помнить, что принадлежность мировоззренческих (в т. ч. религиозных) организаций к институтам гражданского общества определяется прежде всего их независимостью от государства;

предавать гласности факты нарушений в области свободы совести;

использовать правовые механизмы для защиты нарушенных прав.

Список источников

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Гарант

2.Закон о свободе совести и религиозных объединениях 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ // СПС "Гарант"

.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 // СПС "Гарант"

.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 г. // СПС "Гарант"

.Постановление Европейского суда по делу: "Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации"

.Авакян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. - 1999. - № 1

.Бурьянов С.А. Свобода совести и светскость в России. Историко-правовой аспект // Юридический мир. - 2003. - № 1.

.Бурьянов С.А. Государственная политика Российской Федерации в сфере свободы совести на рубеже тысячелетий // Право и политика. 2000. № 1.

9.Бурьянов С.А., Мозговой С.А. В России создается концепция отношений государства с религиозными объединениями // Право и политика. 2002. № 8

.Бурьянов С.А., Мозговой С.А. В России создан институт свободы совести // Право и политика. 2002. № 12

.Бурьянов С.А. Государственная политика Российской Федерации в сфере свободы совести на рубеже тысячелетий // Право и политика. 2000. № 1.

12.Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Концепция государственно-профессиональных отношений: от декларирования свободы совести к антиконституционной государственной политике вероисповедных предпочтений // Право и политика. 2001. № 6.

13.Бурьянов С.А. Свобода совести, государственно-конфессиональные отношения и политика в контексте перспектив построения правового демократического государства в России // Юридический мир. 2002. № 7.

14.Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ. - аналит. докл.: ред. С.А. Бурьянов. - М.: Московская Хельсинкская группа, 2007.

.Володина Н.В. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести в демократическом государстве // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4.

16.Гордиенко Н.С. // Российские Свидетели Иеговы: история и современность С-Пб. 2000

.Гуськов М.Д., Загозина Л.Р. Новое законодательство о свободе совести: диалог позиций // Религия и право. 1998. № 4

.Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. № 2.

19.Красиков А. Конституционный Суд и свобода совести в России. // Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 1.

.Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999. № 1

.Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования.М., 2003.

.Пчелинцев А.В. К вопросу о терминах "традиционная религия" и "секта" // Религия и право. - 1999. - № 2.

.Симорот С.Ю. "Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации" // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Изд. ХГТУ 2001

.Права человека и религия: Хрестоматия. - М., 2001.

.Свобода совести в России // Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 1998. № 4.

26.Информационный портал Newsru.com // <http://www.newsru.com/religy/29jan2010/relorg.html>

27.Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата //. www.russian-orthodox-church.org.ru <http://www.russian-orthodox-church.org.ru>

28.Свобода совести и светскость государства в России. Историко-правовой аспект. Бурьянов Сергей Анатольевич 21.04.2003 // http://www.atheism.ru/lci/analys/? id=36

.Российский статистический ежегодник - 2009г. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/Html1/02-13. htm

Похожие работы на - Свобода совести и вероисповедания: конституционно-правовое регулирование и проблемы реализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!