Правовые основы несостоятельности (банкротства), банкротство и уголовная ответственность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы несостоятельности (банкротства), банкротство и уголовная ответственность

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Усть-Илимске

(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

Кафедра Права

Специальность 030501 Юриспруденция





курсовая работа

по дисциплине «российское предпринимательское право»

Правовые основы несостоятельности (банкротства), банкротство и уголовная ответственность


Руководитель

К.и.н., доцент А.В. Бандурист

Исполнитель

Студентка группы ЮПГу-08


Усть-Илимск 2010

Содержание

Введение

. понятие несостоятельности (банкротства)

.1 Основные черты и тенденции развития российского законодательства о несостоятельности (банкротстве)

1.2 Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

1.3 Субъективный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

2. Процедуры несостоятельности (банкротства)

2.1 Финансовое оздоровление

.2 Конкурсное производство

.3 Мировое соглашение

3. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)

3.1 Неправомерные действия при банкротстве

3.2 Преднамеренное банкротство

.3 Фиктивное банкротство

заключение

Список использованных источников

Введение

Нормы права, которые конструируют модели поведения в общественных отношениях, возникающих в связи с неспособностью субъекта удовлетворить требования своих кредиторов, и которые образуют институт несостоятельности, уже перестали восприниматься как нечто совершенно новое, исключительное в российской правовой системе.

Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема правовой несостоятельности (банкротства) является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву».

Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эффективно функционировать в том случае, если предприятие не способно удовлетворить требования своих кредиторов, обеспечить своевременные обязательные платежи. Возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным (банкротом).

В соответствии со ст.ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации, в России гарантируется свободное ведение «предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Целью курсовой работы является изучение теоретических проблем правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством); анализ об уголовной ответственности за нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:

) провести анализ научной и учебной литературы, нормативно-правовых актов по представленной теме;

) рассмотреть понятие несостоятельности (банкротстве) через призму российского законодательства;

) проанализировать процессуальный порядок несостоятельности (банкротства);

) рассмотреть уголовную ответственность за преступления, связанные с несостоятельностью (банкротством).

Объектом исследования выступает институт несостоятельности (банкротстве). Предметом исследования является комплекс проблем теоретического порядка, связанных с правовым регулированием несостоятельности (банкротства).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава рассматривает основные черты и тенденции развития российского законодательства о несостоятельности (банкротстве); понятие, критерии и признаки, а также субъективный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства). Вторая глава освещает вопросы о процедурах несостоятельности (банкротстве). Третья глава содержится анализ об уголовной ответственности за нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве).

1. понятие несостоятельности (банкротства)

1.1 Основные черты и тенденции развития российского законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция).

Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций [12, с. 29].

С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов [15, с. 6].

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ.

Данные положения можно разделить на три группы:

нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Также, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты.

В частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей.

В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права [17, с. 211];

) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов следует отнести ГК РФ и АПК РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы - это Закон о банкротстве, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов.

В литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений» [9].

.2 Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами.

Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

К критериям несостоятельности (банкротства) относятся:

недостаточность имущества, т.е. установленное превышение пассива над активом в имуществе должника;

платежная неспособность, т.е. предполагаемое превышение пассива и активов.

Неплатежеспособность как критерий несостоятельности представляет собой прекращение должником платежей в адрес собственных контрагентов, партнеров. Актив и пассив имущества не сопоставляется, по крайней мере такое сопоставление не входит в перечень условий для открытия дела о несостоятельности (банкротстве).

Недостаточность имущества, выражая экономическую сущность несостоятельности, более точно отвечает первейшему назначению всего правового института банкротства - установлению особого порядка равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами, поскольку при превышении актива над пассивом надобности применять особые правила распределения имущества должника между его кредиторами нет [17, с. 215-216].

В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства).

Для определения признаков банкротства гражданина Закон о банкротстве использует принцип «неоплатности», суть которого состоит в том, что должник может быть признан банкротом лишь в том случае, если общая сумма кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам превысит стоимость его имущества.

В основу определения банкротства юридических лиц положен критерий «неплатежеспособности», существо которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т.е. является неплатежеспособным [8, с. 736].

Признаки банкротства представляют собой приемы выражения в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов [17, с. 215].

Анализируя российское законодательство, выделяют следующие признаки несостоятельности (банкротства):

наличие денежного обязательства должника долгового характера;

неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества

Для отдельных категорий должников ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). В целях защиты, прежде всего публичных интересов законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности.

Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредитных организаций" для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения.

Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.

Следует заметить, что с 1 июля 2009 г. вступил в силу § 6 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», нормы которого регламентируют несостоятельность любых субъектов естественных монополий.

Данные положения закрепляют следующую систему признаков:

размер задолженности - 500 тыс. руб.;

срок неисполнения требований - шесть месяцев;

подтверждение требования кредитора исполнительным документом;

требования кредитора не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очередей в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственно не участвующее в производстве (валютные ценности, ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника и т.д.).

.3 Субъективный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

Согласно ст. 40 АПК РФ, ст. 34 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

2) конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

3) уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

4) арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих: временный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения; административный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления; внешний, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий; конкурсный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий;

) иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д. [19, с. 169-170]

В настоящее время ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д.

Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

Правовой статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависит от многих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Права и обязанности лиц, участвующих в деле, определены в ст. 41 АПК РФ и конкретизированы нормами Закона применительно к каждой из процедур банкротства.

В делах о несостоятельности (банкротстве) можно выделить три категории должников:

) должники полностью добросовестные, в процессе банкротства которых не подлежат применению какие-либо нормы уголовного или административного права;

) должники, в процессе банкротства которых определенные субъекты повели себя недобросовестно, нарушив уголовно-правовые либо административные запреты (сам должник не знал и не должен был знать о противоправном поведении указанных лиц).

) должники, которые своими действиями нарушили нормы уголовного или административного права ст. 195-197 УК РФ либо ст.14.12 и ст.14.13 КоАП РФ. К третьей категории следует отнести и тех должников, с ведома которых кредиторы либо третьи лица предпринимают противозаконные действия.

В соответствии с п.1 ст.65 ГК РФ признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Данной норме ГК РФ корреспондируют ст. 97-119 Закона о банкротстве, определяющие общий порядок проведения конкурсного производства. Целью данной процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, а также ликвидация должника - юридического лица, признанного банкротом.

Законодательство о банкротстве помимо конкурсного производства предусматривает и другие процедуры. Наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с применением процедуры внешнего управления. В этом случае создается особый имущественно-правовой режим.

2. Процедуры несостоятельности (банкротства)

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры.

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении должника могут быть введены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производства, мировое соглашение.

В рамках курсовой работы рассмотрены только финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение.

2.1 Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Она осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Согласно п. 1 ст. 80 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Однако согласно пп.2-3 ст 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Совокупность названных выше обстоятельств позволяет усомниться в том, что финансовое оздоровление можно рассматривать как разновидность соглашения кредиторов между собой и должником, по крайней мере, в традиционном понимании гражданско-правового договора [16, с. 35].

Использование финансового оздоровления предполагается при наличии лиц, заинтересованных в сохранении бизнеса должника и готовых предоставить для этих целей гарантии кредиторам.

Прежде всего, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, а также любые иные третьи лица, имеющие законный интерес в сохранении бизнеса должника (например, партнера; должника, продающие ему свои товары или, наоборот, приобретающие товары, изготавливаемые должником). Именно эти лица Закон наделил правом ходатайствовать как перед собранием кредиторов, так и перед арбитражным судом о введении финансового оздоровления.

Из содержания п. 1 ст. 76 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вытекает возможность и для должника обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия.

Однако последующие ст.ст. 77-78 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» посвящены ходатайству соответственно учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия и третьего лица, тогда как специальной нормы, посвященной ходатайству самого должника, в Законе нет.

ГК РФ не предусматривает обязательного заключения соглашения между лицами, предоставляющими обеспечение исполнения обязательств должника в гражданском обороте, не осложненном возбуждением в отношении должника дела о несостоятельности.

Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности каждым из указанных лиц определяется соглашением между ними. Оно может содержать условия о порядке предоставления обеспечения, о его сроках и видах и другие, не противоречащие законодательству условия.

Это же соглашение может также содержать оферту по установлению конкретных способов обеспечения (залога (ипотеки), поручительства, других договорных способов обеспечения, не противоречащих законодательству) с тем, чтобы арбитражный управляющий мог учинить акцепт предлагаемого обеспечения.

Оферта о заключении обеспечительных договоров и банковская гарантия могут быть оформлены и отдельно от указанного соглашения, причем как до проведения первого собрания кредиторов, так и после этого, а также после введения финансового оздоровления в сроки, установленные ст. 79 З ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Само соглашение, определяющее обеспечение исполнения обязательств должника, должно быть заключено лицами, предоставляющими обеспечение, до обращения к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Закон устанавливает, что соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц, его заключивших.

Данная норма противоречит ГК РФ и не может применяться в отношении установленных гражданским законодательством способов обеспечения исполнения обязательств, за исключением случаев, когда поручителей несколько. Она также противоречит и п. 4 ст. 79 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Этот вывод основывается на положениях гл. 23 ГК РФ.

В соответствии с § 3 гл. 23 ГК РФ требования к залогодателю, не являющемуся должником по основному обязательству, ограничиваются суммой, вырученной от реализации предмета залога.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами: во-первых, графиком погашения задолженности должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления, во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры, в-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в-четвертых, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п. 1 ст. 79 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

С моментом введения финансового оздоровления Закон связывает наступление определенных правовых последствий: отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и т.д. (ст. 81 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами.

Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д., что регламентировано п. 4 ст. 82.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон устанавливает общие требования к порядку выдвижения и утверждения его кандидатуры (ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности данной процедуры банкротства накладывают отпечаток на специфику прав и обязанностей административного управляющего.

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства, и т.д.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 84 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») в соответствии с графиком погашения задолженности. С даты его утверждения возникает одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредиторами в установленные сроки.

Следует обратить внимание на тот факт, что в случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более пяти дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении должником обязательств.

Впоследствии требования этих лиц погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди (п. 4 ст. 89 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан также: вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию (комитету) кредиторов информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение и направляет его кредиторам и в арбитражный суд.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства [16, с. 36-41].

2.2 Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев (п. ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его Имущества в пользование третьим лицам.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

В-седьмых, введение процедуры конкурсного производства влечет назначение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ.

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.

Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет его рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:

) правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;

) правомочия по формированию конкурсной массы;

) правомочия по распределению конкурсной массы;

) иные правомочия при проведении конкурсного производства.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает только три очереди удовлетворения требований кредиторов, из чего следует, что все остальные требования, не подпадающие под определенные законом очереди, должны удовлетворяться в порядке их поступления. К таким требованиям, в частности, относятся требования учредителей и участников должника; требования по начисленным, но не выплаченным дивидендам.

Рассмотрев порядок удовлетворения требований кредиторов, следует отметить ряд важных положений:

) Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением; требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника.

) При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

) Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

) Требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. При этом удовлетворение требований кредиторов соответствующих очередей приостанавливается.

) Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных относятся также требования кредиторов, которые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или которые были признаны арбитражным судом необоснованными.

) Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Данное требование может быть предъявлено в срок, установленный Законом о банкротстве.

Конкурсное производство завершается после окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц [13, с. 289-294].

2.3 Мировое соглашение

Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.

Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств.

Содержание мирового соглашения определяется характером тех договоренностей, которые были достигнуты между должником и кредиторами, а в некоторых случаях - и третьими лицами.

Мировое соглашение содержит положения двух видов. Положения, которые в обязательном порядке должны найти отражение в мировом соглашении (существенные условия), и положения, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия).

К числу существенных условий относятся следующие: размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. (п. 1 ст. 156 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права.

Для вступления в силу мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом (ст. 158 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Основным обязательным условием, при соблюдении которого арбитражный суд утверждает мировое соглашение, является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей.

Закон устанавливает различные основания отказа в утверждении мирового соглашения (ст. 160 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Их можно разделить на три типа: несоблюдение установленного порядка заключения мирового соглашения, несоответствие мирового соглашения требованиям других законов и иных нормативных актов, нарушение Прав третьих лиц.

Ст. 163 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривается отмена определения об утверждении мирового соглашения. По общему правилу, требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону о банкротстве, считаются погашенными.

Кредиторы, требования которых были удовлетворены на условиях, предусматривающих их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения.

Условия мирового соглашения об удовлетворении требований одних кредиторов предпочтительно перед другими кредиторами являются незаконными.

Мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в его заключении, с момента вынесения судом соответствующего определения [13, с. 294-298].

3. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)

3.1 Неправомерные действия при банкротстве

В соответствии со ст. 14.13 КоАП РФ к неправомерным действиям при банкротстве относятся:

) Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства, - влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

) Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

) Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно ст. 195 УК РФ к неправомерным действиям при банкротстве относятся:

) Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.

) Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за совершение трех деяний, которые отличаются друг от друга объективными и субъективными признаками.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Эти случаи признания должника банкротом влекут открытие конкурсного производства - процедуры банкротства, применяемой к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Соразмерное удовлетворение требований кредиторов производится из имеющегося у должника имущества, из которого образуется конкурсная масса.

Совершение виновным преступных действий при банкротстве означает, что по времени эти действия следуют после признания судом должника несостоятельным (банкротом) или добровольного объявления должника о своем банкротстве в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

.2 Преднамеренное банкротство

У кредиторов в процессе банкротства шансы получить удовлетворение своих имущественных требований к должнику в большинстве случаев невелики. Если имущества должника недостаточно для погашения требований всех кредиторов, такие требования считаются погашенными. Поэтому процедуры банкротства зачастую используются недобросовестными должниками в целях уклонения от погашения кредиторской задолженности, что может быть квалифицировано как преднамеренное банкротство.

В таких случаях защита интересов кредиторов может осуществляться путем привлечения к ответственности лиц, имеющих право давать должнику обязательные указания.

Вместе с тем, при применении положений законодательства, регламентирующих порядок привлечения к ответственности, возникает ряд спорных вопросов, часть из которых будет рассмотрена в данном реферате [18].

Понятие преднамеренного банкротства исключено из нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» и в настоящее время определяется только Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ устанавливает ответственность в случае банкротства по вине лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания (п. 4 ст. 10).

Таким образом, действующее законодательство разделяет понятия преднамеренного банкротства и случая привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, устанавливая следующие самостоятельные виды ответственности лиц, виновных в банкротстве должника:

имущественная ответственность в части задолженности, не погашенной за счет имущества должника (субсидиарная ответственность - п.4 ст.10 ФЗ «О несостоятельности»);

административная ответственность (ст. 14.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

уголовная ответственность (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии с законом для управления фирмой, находящейся в процессе банкротства, назначается арбитражный управляющий. Он должен выяснить, не является ли банкротство фиктивным или преднамеренным (п.4 ст.24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Порядок такой проверки впервые определили Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Согласно Временным правилам арбитражный управляющий проверит деятельность фирмы не менее чем за последние два года, которые предшествовали банкротству, а также за все время, пока длилась эта процедура. Он обязан изучить огромный объем материалов о хозяйственной деятельности должника за этот период: бухгалтерскую отчетность, договоры, по которым отчуждалось или приобреталось имущество, материалы судебных процессов и налоговых проверок должника, перечень его имущества, список дебиторов и др. [14, с.18] Преднамеренных банкротов арбитражные управляющие выявляют в два этапа.

. На первом этапе анализируется платежеспособность должника, то есть его способность своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства. Правила проведения арбитражным управляющим такого финансового анализа утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367. Арбитражный управляющий проверяет, как изменялась платежеспособность за определенный отрезок времени (так называемый исследуемый период).

Если в ходе проверки будет обнаружено, что руководство умышленно довело фирму до банкротства, арбитражный управляющий обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

. Если обнаружится, что в течение какого-либо квартала платежеспособность должника снижалась быстрее, чем за весь исследуемый период, начинается второй этап проверки.

На этом этапе арбитражный управляющий выявляет: незаконные сделки, заключенные должником; незаконные действия органов его управления; сделки, которые не соответствуют рыночным условиям, например купля-продажа на заведомо невыгодных для должника условиях, сделки, по которым у него возникают обязательства, не обеспеченные имуществом, и т.п. (п.9 Временных правил); такие сделки формально не нарушают закон, но они причиняют должнику реальный ущерб в денежной форме и могут стать причиной его неплатежеспособности. Проверку на фиктивность банкротства арбитражный управляющий проводит, когда дело о банкротстве возбуждено по заявлению самого должника [11].

Для этого также анализируется изменение его платежеспособности. Если в результате выяснится, что должник может полностью удовлетворить требования своих кредиторов без существенных осложнений или прекращения хозяйственной деятельности, налицо признаки фиктивного банкротства.

Когда проверка закончится, арбитражный управляющий представляет собранию кредиторов и арбитражному суду свое заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. И если такие признаки были обнаружены, последствия для должника будут весьма неприятными [18, с. 34].

Арбитражный управляющий не позднее десяти рабочих дней после подписания заключения направляет его в органы внутренних дел. А милиция, в свою очередь, решает вопрос о необходимости привлечения должника к административной ответственности согласно ст.14.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если же банкротство причинило крупный ущерб, для руководителя фирмы речь пойдет об уголовном наказании - лишении свободы сроком до шести лет (ст. 196 или 197 УК РФ).

В настоящее время Министерство экономического развития предлагает ввести уголовную ответственность для менеджеров, которые скрывают от арбитражных управляющих существенную финансовую информацию, а также уничтожают или фальсифицируют документы [14, с.18].

Статья 196 УК РФ предусматривает ответственность за преднамеренное банкротство.

За данные действия наказывают штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Цель преднамеренного банкротства - уклонение от уплаты долгов, а причинение материального вреда кредиторам или налоговым органам - это следствие. Лицо, совершающее преднамеренное банкротство, предпринимает для этого ряд мер: свои внешние денежные обязательства увеличивает, а свое имущество уменьшает. Эта разность обязательств и имущества имеет денежное выражение, и банкрот желает наступления таких последствий.

В процессе расследования преднамеренного банкротства перед правоохранительными органами в некоторых случаях возникает проблема оценки исполнения приказа либо распоряжения. В соответствии с действующим законодательством лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, что предусмотрено ч. 2 ст. 42 УК РФ. Уголовный закон требует рационального подхода к исполнению профессиональных обязанностей. Исполнение незаконного, преступного по содержанию приказа является достаточным основанием для привлечения лица к уголовной ответственности [11].

В отношении «крупного ущерба» как одного из признаков данного преступления есть две позиции.

Согласно первой при определении признаков банкротства следует принимать во внимание не только суммы, указанные в ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и размер дебиторской задолженности предприятия-должника.

Вторая позиция заключается в указании на необходимость вообще исключить размер ущерба в виде крупного из объективной стороны преднамеренного банкротства. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение наступает уже с 10 или 100 тысяч рублей в зависимости от субъекта.

При своевременном расследовании преднамеренного банкротства согласно ст. 115 УПК РФ следователь с согласия прокурора может возбудить перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество должника (подозреваемого) и тем самым хоть как-то постараться обеспечить в дальнейшем возмещение причиненного ущерба потерпевшему лицу в результате преднамеренного банкротства.

Длительность процедур банкротства зачастую может длиться, например, в течение года, и только после их окончания точно выясняются последствия банкротства должника для кредиторов. Следовательно, до тех пор, пока не будет определен размер причиненного ущерба, субъект преступления, указанный в ст. 196 УК РФ, имеет безнаказанную возможность укрывать следы своей преступной деятельности.

3.3 Фиктивное банкротство

банкротство несостоятельность соглашение преднамеренный

В соответствии с пунктом 1 ст. 14.12 КоАП РФ, фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию, то есть лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, на срок до трех лет.

В соответствии со ст. 197 УК РФ к ответственности привлекают в ситуации, когда «материальных» признаков несостоятельности нет. О них лишь ложно заявляется.

Преступление в данном случае будет состоять в причинении ущерба кредиторам, введенным в заблуждение руководителем организации-должника или индивидуальным предпринимателем. Причем ущерб должен быть причинен в результате выражения кредиторами согласия на рассрочку платежей и т.д. при мировом соглашении.

Результатом признания или объявления банкротом является справедливое, т.е. соразмерное и исполненное в определенной законом очередности удовлетворение требований кредиторов, бюджета, государственных внебюджетных фондов. Поэтому причиняемый в результате неуплаты долгов при фиктивном банкротстве крупный ущерб заключается в непоступлении указанным субъектам того, что им причитается [10].

Некоторые следователи и прокуроры полагают, что ст. 197 УК РФ охватывает только такие незаконные действия, которые совершаются с целью обмануть кредиторов.

Однако заявление о фиктивном банкротстве может быть сделано и с расчетом не выплачивать задолженности перед бюджетом, т.е. долги в допустимо широком смысле, и даже по согласованию с кредиторами либо в отсутствие кредиторов как таковых.

В последнем случае цели обмана кредиторов, очевидно, нет. Поэтому причинение крупного ущерба следует расценить как преступное фиктивное банкротство в случае, если ему предшествовало заведомо ложное объявление о несостоятельности, сделанное либо для введения в заблуждение кредиторов, от которых требуется совершить определенные юридически значимые действия (дать согласие на объявление организации банкротом, отсрочить платежи и др.), либо для признания лица банкротом. И в том, и в другом случае кредиторам, бюджету, фондам будет причинен ущерб, при признании которого крупным виновный понесет ответственность по ст. 197 УК РФ.

Для правоприменителя, и для предпринимателя (потенциального обвиняемого по ст. 197 УК РФ) практически весьма важно соотношение фиктивного банкротства и некоторых других преступлений.

Комментаторы уголовного закона полагают мошенничество (ст.159 УК РФ) общим составом преступления, который применяется, если нельзя вменить норму о фиктивном банкротстве. В отличие от обсуждаемого и преступления, предусмотренного ст. 197 УК РФ, мошенничество весьма серьезное деяние, ведь самым строгим наказанием за него может быть 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Не исключая возможности вменения при определенных обстоятельствах совокупности статей о фиктивном банкротстве и мошенничестве, необходимо отметить, что у этих преступных деяний, чьим обязательным элементом является обман, имеется важное различие.

В первом случае ущерб причиняется в результате невозвращения (несвоевременного возвращения) должного, что определенно следует из текста ст. 197 УК РФ. Мошенничество же представляет собой одну из форм посягательств на собственность, при котором либо изымается чужое имущество, либо на такое имущество незаконно приобретается право. Как видим, существо незаконных действий совершенно различно [10].

Статья 197 УК РФ предусматривает ответственность за фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Согласно ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при подаче должником заявления в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов и полном объеме, такой должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей этого заявления.

Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента причинения деянием крупного ущерба. Под крупным ущербом применительно к рассматриваемому преступлению понимается такой же ущерб, как и при преднамеренном банкротстве.

Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел. Руководитель или собственник коммерческой организация либо индивидуальный предприниматель осознают, что ложно объявляют о своей несостоятельности, предвидят возможность или неизбежность причинения этими действиями крупного ущерба и желают его причинения. Обязательная цель ложного объявления о несостоятельности - получение отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно неуплата долгов.

Заключение

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

В российском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике.

Проанализировав нормативно-правовые акты, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующий вывод:

законодательство о несостоятельности носит материальный и процессуальный характер, входя в систему и частного, и публичного права;

большей частью нормы о несостоятельности находятся в гражданском материальном и арбитражном процессуальном праве;

основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.

Нормативная база, регламентирующая правовое положение института банкротства достаточна, полна и кодифицирована. Помимо общих положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются нормы законов регулирующих процедуры банкротства отдельных субъектов.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» связывает несостоятельность с невозможностью удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Неисполнение обязательства в полном объеме значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Если должник уже в малой доле исполнил, то возбуждение процедур банкротства - при наличии всех иных условий возбуждения дела - невозможно. Если должник удовлетворил (или способен удовлетворить) требования кредиторов частично, это не свидетельствует о его способности удовлетворить их в полном объеме.

Единственным критерием, способным ограничить произвол арбитражного управляющего в таких случаях, является, пожалуй, положение о разумности и добросовестности действий и ответственности управляющего за причинение убытков участникам конкурсных отношений. Что же касается судейского усмотрения, то представляется, что суд при разрешении указанных разногласий, не находя опоры в конкретной норме права, должен руководствоваться целями и задачами конкурсного процесса.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, суммы, взысканные судом вместо исполнения должником обязательства в натуре, причитавшегося кредитору, а также суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеются ходатайство учредителей должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а так же третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования уполномоченных органов, предъявляются только в рамках конкурсного производства.

Новеллой действующего ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является положение, согласно которому требования кредиторов теперь удовлетворяются в рамках трех очередей, причем требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

В законе, нашли свое отражение такие виды банкротства как преднамеренное и фиктивное, которые в настоящее время являются практически неприменяемыми, поскольку не имеют под собой реального механизма выявления.

В судебно-следственной практике достаточно часто возникают проблемы, связанные с разграничением фиктивного и преднамеренного банкротства. Данные преступления следует разграничивать по признакам объективной стороны. При фиктивном банкротстве коммерческая организация имеет возможность рассчитаться с кредиторами. Вопрос о несостоятельности связан с искажением информации о платежеспособности. При преднамеренном банкротстве организация в действительности не в состоянии рассчитаться с кредиторами, в связи, с чем несостоятельность носит не фиктивный, а фактический характер.


1.Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)// Российская газета. - Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г.

.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ с изменениями от 27.07.2010 № 228-ФЗ// URL: #"justify">.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Проспект, КНОРУС, «Издательство «Омега-Л», 2009. - 352 с.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принят Государственной думой 12.11.2001 г., одобрен Советом федерации 05.12.2001 г. (с изменениями от 20.11.2007 г.)// URL: #"justify">.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 6.10.2002 N 127-ФЗ с изменениями от 27.07.2010 № 219-ФЗ// URL:://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 20.11.2010)

.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 N 40-ФЗ с изменениями от 19.07.2010 № 195-ФЗ// URL:#"justify">.Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» от 27.10.2008 № 175-ФЗ с изменениями от 19.07.2009 № 193-ФЗ// URL: #"justify">.Комментарий к Угловному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова [и др.]; под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010. - 1392 с.

.Андреев А.В. Условия объявления должника банкротам и проблема их дифференциации//Юрист.// URL: #"justify">10.Бондарь Е.А. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве): Дис. канд. юрид. наук: Н. Новгород, 2002. - 245 c.// URL:#"justify">.Голышев А.В.. Уголовная ответственность за преднамеренное банкротство: дис. канд. Юрид. наук. - Москва, 2007. - 193 с.// URL: #"justify">.Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства.//Право и экономика - 2007. - № 2. - С. 29-30.

.Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов/ С.Э. Жилинский. - 8-е изд., пересмотр. И доп. - М.: Норма, 2007. - 944 с.

.Коршунов М.А. Проверка банкротов на честность.// «Ваш партнер - консультант». - 2007. - № 3. - С. 18-24.

.Крутиков Р.Н. К вопросу о понятии и признаках несостоятельности//Юрист. - 2005. - № 6. - С. 11-14.

.Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая процедура банкротства.// Законодательство. - 2003. - № 3. - С. 34-41.

.Предпринимательское право России: учеб./ В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Винниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

.Рубцова Н.С. Преднамеренное банкротство: проблемы привлечения к ответственности.// «Ваш партнер - консультант». - 2006. - №1. - С. 34-41.

.Смагина И.А. Предпринимательское право: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 286 с.

Похожие работы на - Правовые основы несостоятельности (банкротства), банкротство и уголовная ответственность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!