Правовое регулирование основ местного самоуправления г. Владивостока

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование основ местного самоуправления г. Владивостока

Введение

Права и свободы человека и гражданина не будут непосредственно действовать, если не они будут определять смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти, и прежде всего местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ). Среди общих принципов местного самоуправления есть священное ядро - принципы, конституционно принятые на всероссийском референдуме. Все эти гарантии - прямого действия, ни один правовой акт в стране не должен им противоречить.

Местное самоуправление - это власть людей, избираемая ими самими и им подконтрольная. Место, где проходит повседневная жизнь человека, - это не планета, не страна от океана до океана и даже не составная часть государства. Это конкретный город, район, село, поселок. При этом, разумеется, всякая власть, в том числе и местная, должна подчиняться закону.

Местное самоуправление - часть единой публичной власти народа, это самостоятельное и под свою ответственность (в том числе материальную) решение вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, являясь органами публичной власти территориального коллектива, хотя государственные органы могут оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.

Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова «местное самоуправление» в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Таких конституционных гарантий местного самоуправления нет в законодательстве ни одного государства мира. Их больший объем и глубину, по сравнению с Европейской хартией местного самоуправления специально зафиксировал Конституционный Суд Российской Федерации.

Местная власть должна быть под законом, а не под государством, а действия местной власти - в пределах ее ответственности. Решая проблемы населения по собственному усмотрению, эффективная местная власть делает это в интересах местных жителей, а не абстрактного государства, его центральных и региональных властей: у них другие проблемы - и по содержанию, и по масштабам.

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены финансово-экономические основы местного самоуправления с учетом действующего законодательства, а также материалов ведущихся дискуссий в литературе и средствах массовой информации, проблемы реформирования местных финансов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в процессе введения института местного самоуправления возникла проблема практического ведения управления, которая отличалась от теоретически прогнозируемого результата. Она привела к разногласиям в ведении местного самоуправления между губернатором и мэром города. Данный конфликт стал чреват распадом и деградацией всей социальной инфраструктуры Дальневосточного региона.

Объектом исследования является финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления на примере города Владивостока.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования экономических основ местного самоуправления, формирования местного бюджета и регулирования правового режима в отношении муниципального имущества.

Целью данной дипломной работы является исследование финансово-экономических основ местного самоуправления на примере муниципального образования город Владивосток.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить понятие местного самоуправления;

Изучить основы местного самоуправления, исследовав территориальные, правовые и финансово-экономические основы местного самоуправления;

анализ механизма формирования бюджета города;

оценка исполнения бюджетов города за последние несколько лет;

изучение структуры и использования муниципальной собственности в динамике;

определить перспективы развития финансово-экономической базы местного самоуправления.

самоуправление бюджет муниципальный финансовый

1. Понятия и конституционные основы местного самоуправления

1.1Понятие местного самоуправления

Существует несколько теорий местного самоуправления: общественная, государственная и дуалистическая. Определенное распространение получили так же юридическая и политическая теории местного самоуправления.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция РФ, согласно ст. 12 которой признается и гарантируется местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Именно это последнее положение породило ряд споров в правовой литературе относительно соотношения государственной власти и местного самоуправления. В Конституции РФ не дается определение понятия «местное самоуправление».

Законодательные определения местного самоуправления содержатся в ч. 1 ст. 2 Федерального Закона о местном самоуправлении 154-ФЗ и в ч. 2 ст. 1 Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ. В Законе о местном самоуправлении №131-ФЗ записано: Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [4, ст. 1].

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, т.е. все последствия принимаемых решений в рамках реализации местного самоуправления ложатся непосредственно на население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов [2, ст. 126].

Вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно. Случаи временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления предусмотрены ст. 75 Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ.

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

В целом местное самоуправление - это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

) местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства;

) местное самоуправление - это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;

) местное самоуправление - это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;

) местное самоуправление - это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;

) местное самоуправление - один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.

Органы местного самоуправления осуществляют ту разновидность публичной власти, которая носит название местной, или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти: возможность принимать общеобязательные решения и обеспечивать их исполнение, издавать нормативные акты и т.д. Однако данные признаки не столько подчеркивают государственные начала местной власти, сколько отражают ее публичный характер.

Таким образом, муниципальная власть - это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

территориальной ограниченностью;

более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями;

системой принуждения в местном самоуправлении;

законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий;

преобладанием в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

Местное самоуправление в Российской Федерации базируется на определенных принципах. Большинство авторов, рассматривающих этот вопрос, относят к числу общих принципов местного самоуправления следующие:

самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

организационную обособленность местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач;

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, учет исторических, национальных, культурных и иных особенностей;

сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления населения;

соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции;

законность в организации и деятельности местного самоуправления;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, предприятиями, учреждениями, организациями;

гласность деятельности местного самоуправления;

государственную гарантированность местного самоуправления [34, с. 62].

Одним из важнейших условий выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права является наличие элементов системы местного самоуправления, организация и деятельность которых регулируется нормами муниципального права.

Термин «система» (от греч. «systema») может трактоваться как «план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке».

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, на конституционном уровне закрепляются две основные формы народовластия: непосредственная (прямая демократия) и через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия). Соответственно в рамках системы местного самоуправления можно выделить следующие формы: прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) на местном уровне и опосредованного участия населения в местном самоуправлении через систему его органов.

Многие авторы в системе местного самоуправления выделяют также отдельную группу, связанную с территориальным общественным самоуправлением [37, с. 135; 43, с. 56;]. Однако территориальное общественное самоуправление при всей своей специфике является все же одной из форм прямого волеизъявления граждан на местном уровне, что следует из содержания гл. 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» Закона о местном самоуправлении №131-ФЗ.

Таким образом, под системой местного самоуправления следует понимать совокупность форм прямого волеизъявления граждан на местном уровне и органов местного самоуправления, существующих в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов РФ, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании [36, с. 133,134].

1.2Основы местного самоуправления

Под основами местного самоуправления следует понимать объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности; условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть [34, с. 60].

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов федерации, иных нормативных актах.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон №131-ФЗ, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты [4, ст. 4].

Территориальные основы местного самоуправления являются одними из правовых институтов муниципального права и представляют собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения [35, с. 195].

Организационные основы местного самоуправления - это совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы [40, с. 59].

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований [35, с. 312].

1.2.1 Территориальные основы местного самоуправления

При рассмотрении вопроса о территориальных основах местного самоуправления необходимо определить на какой территории оно осуществляется. В любом государстве публичная власть не может осуществляться из единого центра, возникает необходимость передачи управленческих функций на места. Для этого используется так называемое локально-территориальное деление.

Локально-территориальное деление - это разделение территории государства на внутренние локальные территории, в рамках которых осуществляются публично-властные функции и создаются органы публичного (государственного и муниципального) управления [39, с. 46].

В иерархии территориальных единиц России выделяют два уровня: первый представляет собой деление страны на первичные территориальные составляющие - субъекты РФ, второй - деление субъектов Федерации на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальная единица есть часть территории субъекта Федерации с установленными границами, которая имеет свое наименование, постоянный центр, характеризуется единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов и выделяется с целью комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны в целом [31, с. 95].

В статье 131 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также на иных территориях. Это означает, что преимущество отдается городским и сельским поселениям - городам, селам, деревням, поселкам и т.п.

Термин «муниципальное образование» был введен Гражданским кодексом РФ в 1994 г. и раскрыт в Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование определялось как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В соответствии с действующим Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено создание пяти видов муниципальных образований:

городское поселение;

сельское поселение;

муниципальный район;

городской округ;

внутригородская территория города федерального значения [39, с. 49].

В законе введено достаточно много новых терминов, характеризующих территориальные основы местного самоуправления. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории и города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Из приведенных определений видно, что городские, сельские поселения, внутригородские территории городов федерального значения являются территориями непосредственного проживания населения. Местное самоуправление в них может осуществляться непосредственно населением.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения меж поселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [41, с. 81,82]. Территориальная организация местного самоуправления представлена в приложении А.

1.2.2 Правовые основы местного самоуправления

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Международные акты. На основании части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах. Они могут непосредственно применяться при рассмотрении и разрешении юридических споров и служить основанием для возникновения у граждан России, создаваемых ими объединений и у органов власти юридических прав и обязанностей.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Конституция РФ. Главенствующее положение в системе юридических норм, регулирующих местное самоуправление, занимают конституционные нормы. Конституционные нормы представляют собой совокупность юридических принципов и предписаний, которые определяют политико-правовую природу местного самоуправления, закрепляют основные права граждан в области местного самоуправления, регулируют основы правового статуса органов местного самоуправления и их взаимоотношения с государством. В Конституции РФ уделяется достаточно много внимании вопросам местного самоуправления. Местное самоуправление упоминается в таких статьях, как 3,8,9,12,15,18,24,32,33,40,41,43,46,72,130-133; ему посвящена глава 8 Конституции РФ [38, с. 44].

Конституцией РФ в отношении местного самоуправления установлено:

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законодательства о местном самоуправлении. Федеральный закон определяет: общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Иные федеральные законы. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации местного самоуправления. Общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, - более 1300, из них Федеральных законов - более 150. Следует назвать такие Федеральные законы, как «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [5].

В Государственной Думе в различной степени готовности находятся проекты федеральных законов: «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации»; «О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность»; «О государственных минимальных социальных стандартах»; «Об общих принципах организации муниципальных органов охраны общественного порядка».

Решения Конституционного Суда РФ, иных судов. Значительное место в настоящее время отводится решениям судебных органов, и в первую очередь решениям Конституционного Суда РФ. Наиболее значительные решения судебных органов будут приведены далее. Природа решений Конституционного Суда РФ такова, что правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер. Они нередко обладают нормативностью [30, с. 33].

Итак: Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международные правовые акты, Конституция РФ, Закон о местном самоуправлении, другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

1.2.3 Финансово-экономические основы местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [4, ст. 49]

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

. В собственности муниципальных образований может находиться:

) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования [4, ст. 50].

. В собственности поселений могут находиться:

) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

) библиотеки;

) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

) обособленные водные объекты на территории поселения;

) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения [4, ст. 50].

. В собственности муниципальных районов могут находиться:

) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

) меж поселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района [4, ст. 50].

. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 50 ФЗ «О местном самоуправлении №131-ФЗ.

Однако, в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, согласно п. 2 и п. 3 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества, особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом РФ.

Европейская Хартия местного самоуправления отражает принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям. Данный принцип означает, что государство берет на себя обязанность по созданию экономических условий для развития местного самоуправления [3, ст. 9].

Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

Итак, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а так же имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно государственной. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, что не делает их собственниками.

2. Финансово-экономические основы местного самоуправления

2.1 Имущество муниципального образования

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом [40, с. 255].

Экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города Владивостока, а также имущественные права города Владивостока.

В собственности города Владивостока может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения:

)имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов в границах города Владивостока;

)автомобильные дороги местного значения в границах города Владивостока, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

)жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

)пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах города Владивостока;

)имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Владивостока;

)имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

)имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах города Владивостока;

)имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

)имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории города Владивостока;

)имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

)архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

)имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории города Владивостока мест захоронения и организации ритуальных услуг;

)имущество библиотек;

)имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей города Владивостока услугами организаций культуры;

)объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

)имущество, предназначенное для развития на территории города Владивостока физической культуры и массового спорта;

)имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории города Владивостока, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

)имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

)земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности города Владивостока в соответствии с федеральными законами;

)пруды, обводненные карьеры на территории города Владивостока;

)имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Владивостока;

)имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории города Владивостока от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

)имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

)имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

)имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории города Владивостока.

В собственности города Владивостока также находится имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с правовыми актами Думы города Владивостока.

Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом определяется Думой города Владивостока [10, ст. 46].

Учет муниципального имущества осуществляется в целях формирования единой системы сбора, регистрации и обобщения информации о составе муниципального имущества, его стоимости, а также изменениях в составе и стоимости муниципального имущества.

Учет муниципального имущества и его движение осуществляется администрацией города путем занесения в установленном порядке соответствующей информации в реестр муниципального имущества города Владивостока.

Бюджетный учет имущества муниципальной казны осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [11, п. 6].

Муниципальное имущество, муниципальные земли, муниципальные финансы и иные объекты, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию город Владивосток, являются муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность является достоянием граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Владивостока. Муниципальное образование является собственником муниципального имущества как на своей территории, так и находящегося за его пределами и принадлежащего ему на праве собственности в установленном законом порядке.

Субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени муниципального образования имущественные права и обязанности, являются органы местного самоуправления и уполномоченные ими органы по управлению муниципальной собственностью на основании соответствующих нормативных правовых актов Думы города Владивостока.

Муниципальная собственность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, может быть передана во владение, пользование, распоряжение, хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление юридическим или физическим лицам, использована в качестве предмета залога, аренды, объединена с имуществом юридических и физических лиц, использована и обременена иными законными способами.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть использовано в соответствии с настоящим Положением для осуществления любых не запрещенных законодательством Российской Федерации видов деятельности [11, п. 8].

Администрация города осуществляет контроль за сохранностью муниципального имущества, а также за поступлением денежных средств от использования муниципального имущества.

В целях контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества администрация города вправе назначить и проводить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации) по использованию организациями, предприятиями, учреждениями любых форм собственности закрепленного за ними муниципального имущества, а также устанавливать факты их неиспользования, использования не по целевому назначению, нарушения условий договоров.

Ответственность за сохранность муниципального имущества несут лица, за которыми закреплено или которым предоставлено муниципальное имущество.

Органы местного самоуправления города Владивостока осуществляют защиту имущественных прав способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации [11, п. 7].

2.2 Местный бюджет

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

) местные бюджеты.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Таким образом, местные бюджеты являются важной составляющей всей бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 52 Закона о местном самоуправлении 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Статья 14 БК РФ определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [39, с. 106].

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, субвенции для осуществления отдельных государственных полномочий, расходы местных бюджетов, осуществляемые за счет этих доходов, субвенций.

Расходы местных бюджетов. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных БК РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций (бюджетные средства, предназначенные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов) в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а в случаях, установленных названными законами, еще и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ [40, с. 261].

Доходы местных бюджетов. Под доходами местных бюджетов понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

) средства самообложения граждан;

) доходы от местных налогов и сборов;

) доходы от региональных налогов и сборов;

) доходы от федеральных налогов и сборов;

) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, другие безвозмездные перечисления;

) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

) добровольные пожертвования;

) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления [40, с. 259].

Бюджет города Владивостока (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств города Владивостока.

Бюджет города Владивостока утверждается Думой города Владивостока.

Органы местного самоуправления города Владивостока обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств города Владивостока [10, ст. 47].

К собственным доходам бюджета города Владивостока относятся:

доходы от местных налогов и сборов;

доходы от региональных налогов и сборов, зачисляемые по нормативам, установленным законами Приморского края в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

доходы от федеральных налогов и сборов, зачисляемых по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

безвозмездные поступления из бюджетов других уровней включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города Владивостока, представляемые в соответствии с федеральным законодательством и законами Приморского края;

иные средства финансовой помощи, предоставляемые из бюджетов других уровней для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры города Владивостока, и другие безвозмездные перечисления;

часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением Думы города Владивостока, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

средства самообложения граждан;

добровольные пожертвования;

иные источники доходов в соответствии с федеральными законами, законами Приморского края и решениями органов местного самоуправления [10, ст. 48].

Порядок формирования, утверждения, исполнения бюджета Владивостокского городского округа и контроля за его исполнением определяется муниципальным правовым актом города Владивостока о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Владивостоке с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами Приморского края.

Составление проекта бюджета Владивостокского городского округа - исключительное полномочие администрации города Владивостока. Непосредственное составление бюджета Владивостокского городского округа осуществляет финансовый орган города Владивостока.

Администрация города Владивостока вносит на рассмотрение Думы города Владивостока проект муниципального правового акта о бюджете Владивостокского городского округа в сроки, установленные муниципальным правовым актом города Владивостока о бюджетном процессе.

Одновременно с проектом бюджета в Думу города Владивостока представляются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальным правовым актом города Владивостока о бюджетном процессе.

Муниципальный правовой акт о бюджете Владивостокского городского округа вступает в силу с 1 января очередного финансового года.

Отчет об исполнении бюджета Владивостокского городского округа готовит финансовый орган города Владивостока в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством. Отчет об исполнении бюджета Владивостокского городского округа представляется администрацией города Владивостока в Думу города Владивостока в форме проекта решения вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дума города Владивостока принимает решение по отчету об исполнении бюджета Владивостокского городского округа после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной Контрольно-счетной палатой города Владивостока.

Дума города Владивостока, финансовый орган города Владивостока, Контрольно-счетная палата города Владивостока, главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за исполнением бюджета Владивостокского городского округа в порядке и формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления города Владивостока [10, ст. 50].

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей города Владивостока, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов общего числа жителей муниципального образования, для которых размер платежей может быть уменьшен в соответствии с решением Думы города Владивостока.

Вопросы ведения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования [10, ст. 51].

Муниципальный заказ. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

Похожие работы на - Правовое регулирование основ местного самоуправления г. Владивостока

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!