Общественные объединения как субъекты административного права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественные объединения как субъекты административного права

Содержание

Введение

. Статус субъектов административного права

2. Правовой статус общественных объединений как субъектов административного права

. Особенности административно-правового статуса отдельных видов общественных объединений

.1 Политические партии

.2 Религиозные объединения

.3 Профессиональные союзы

Заключение

Нормативно-правовые акты

Список литературы

Введение

Субъектом административного права признается обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Постоянное укрепление правовой основы государственной и общественной жизни неразрывно связано с улучшением качества законов, в том числе административного права. Ведь российская Конституция и действующие на ее основе иные законодательные акты предоставляют и гарантируют гражданам РФ политические, личные и существенные права, устанавливают порядок и формы защиты этих прав, в том числе и в области государственного управления. В условиях дальнейшего развития в нашей стране демократии все большее значение приобретает совершенствование административной (исполнительно-распорядительной) деятельности, направленной на обеспечение политических прав и свобод граждан, на создание всех условий для реального осуществления этих прав и свобод. Не менее важное значение имеет создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение гражданами их обязанностей по отношению к обществу и государству.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В п. 5 ст. 13 установлено: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения общественных объединений.

Целью настоящей работы является исследование общественных объединений как субъектов админисративного права.

Для реализации указанной цели решим следующие задачи работы: 1) кратко изучим понятие субъектов административного права; 2) охарактеризуем основы административно-правового статуса общественных объединений; 3) выявим особенности административно-правового статуса различных видов общественных объединений.

1. Статус субъектов административного права

В отечественной юридической литературе, как правило, не проводится принципиальное отличие между понятиями "субъект права" и "субъект правоотношения". Так, С.Ф. Кечекьян отмечал, что под "субъектом права следует понимать: а) лицо, участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении". По сути дела, аналогичные положения содержатся в работах и других авторов, которые делают вывод о том, что понятие "субъект правоотношения" является более узким, чем понятие "субъект права", поскольку носитель прав и обязанностей может и не быть участником конкретного реального правоотношения.

Видимо, можно частично согласиться с позицией А.Ю. Якимова, который полагает, что речь идет о разнопорядковых явлениях: субъект права - правовая категория, в общем виде определяющая тех лиц, на кого распространяется действие тех или иных норм, причем с различной степенью детализации; субъект правоотношения - персонально индивидуализированное лицо, участвующее в соответствующем правоотношении.

Д.Н. Бахрах подчеркивает, что "субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений и в общем кругу тех и других совпадает".

По мнению А.Б. Агапова, участниками (субъектами) административно-правовых отношений являются лица, наделенные административной право- и дееспособностью.

Аналогичная точка зрения высказывается и в последних работах, посвященных вопросам теории государства и права. Так, Н.И. Матузов утверждает, что понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, а М.Н. Марченко констатирует, что в современной юридической литературе указанные понятия чаще всего используются в качестве синонимов.

Т.о., в отечественной юридической науке превалирует точка зрения, что понятие "субъект права" нужно трактовать так: это реальный (а не абстрактный) носитель субъективного права (и обязанности). Существует и принципиально отличный подход к решению вопроса о том, что есть субъект права, но в свое время он подвергался резкой критике. Уместно привести суждение Л.С. Явича о том, что для советской юридической науки характерен подход, в соответствии с которым субъектами права являются вполне реальные участники общественных отношений - отдельные люди или соответствующие коллективы (общности, комплексы, организации), в то время как буржуазная юриспруденция обычно рассматривает понятие субъекта права как чисто юридическую конструкцию, порожденную самим правом (К. Савиньи, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, Э. Дженкс и др.). По мнению С.И. Архипова, одной из главных причин, по которой данный подход оказался господствующим, было то, что ни правопорядок царской России, ни советская правовая система не предполагали личность, индивида в качестве исходного начала, творца права. Хотя в российской юридической науке конца XIX - начала XX в. сформировалось мощное либеральное течение, в рамках которого личность получила признание в качестве высшей правовой ценности, однако в теории права это признание не получило адекватного закрепления.

Современная российская юридическая наука начинает возвращаться к истокам российского правового либерализма и гуманизма, к тем идеям, которые сформировались в рамках указанного течения. Исходя из этих идей, можно утверждать, что не субъект права является принадлежностью правовых отношений, а, наоборот, правовые отношения и связи являются принадлежностью субъекта права, его атрибутами. Субъект - это та ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения.

Признавая возникающие сложности при отождествлении понятий "субъект права" и "субъект правоотношения", академик РАН В.С. Нерсесянц подчеркивает, что не следует смешивать абстрактного субъекта объективного права (абстрактного участника абстрактного правоотношения) и конкретного, индивидуально-определенного субъекта права (участника конкретного правоотношения).

Между тем абстрактный характер нормы права, в которой реальная жизнь низведена до всеобщих правовых требований, порождает и абстрактное понимание субъекта правоотношения. Таким образом, под субъектом права целесообразно понимать абстрактное лицо, предусмотренное правовыми нормами, которое наделено определенным объемом абстрактных юридических прав и обязанностей.

Отсутствие в общей теории права единого критерия дифференциации субъектов права обусловило многообразие их классификаций, что, естественно, не прибавило ясности и в данном вопросе. Например, В.М. Сырых выделяет "три большие группы субъектов права: физические лица, организации и социальные общности. В первую группу входят граждане, иностранцы, лица без гражданства. В число организаций входят государственные органы, государственные учреждения и предприятия, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и хозяйственные организации. Группа социальных общностей состоит из таких субъектов права, как народ, нация, народность, население региона и трудовой коллектив. Особым субъектом права выступает само государство". Нельзя согласиться с такой точкой зрения. Следуя логике автора, получается, что государство - это настолько особый субъект права, что он не входит ни в одну из предложенных самим же автором групп и тем самым выпадает из общей классификации.

Другая классификация предлагается М.Н. Марченко. Автор полагает, что "субъектами права могут быть физические (частные) лица и юридические лица. К физическим лицам относятся все граждане (при монархическом строе - подданные), иностранцы и лица без гражданства. В качестве юридических лиц - субъектов права, участников гражданско-правовых отношений - выступают государственные и общественные организации и учреждения". Очевидно, что в позиции автора превалирует гражданско-правовой аспект, и поэтому государство, его органы как участники административно-правовых отношений в данной классификации попросту не участвуют.

Существует и третья точка зрения, согласно которой все субъекты права подразделяются на индивидуальных и коллективных.

Целая плеяда ученых-административистов, таких, как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.Ю. Хаманева, выделяет следующих субъектов административного права: органы (должностные лица) исполнительной власти, органы (должностные лица) местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, граждане. Приведенное деление субъектов административного права - наиболее распространенное, но не единственное.

А.Б. Агапов подразделяет субъектов административного права на индивидуальных и корпоративных. В рамках данной классификации к корпоративным субъектам автор относит "публично-правовых участников административно-правовых отношений" и "частноправовых участников". К публично-правовым участникам ученый относит органы государственной власти и муниципальные органы, организации, учреждения. В эту же группу входят так называемые негосударственные органы, организации, к которым относятся общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения, действующие в сфере публично-правовых отношений).

Используя правовой постулат "субъект права - это абстрактный участник абстрактного правоотношения" и учитывая особенности административно-правового регулирования, основанием классификации субъектов административного права правильнее было бы рассматривать их правовое положение в механизме государственного управления. Поэтому в науке административного права полезнее было бы говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, т.е. первая группа субъектов - это властные субъекты, а вторая группа - невластные. Так как публичная власть может быть и муниципальной, соответственно в первую группу следует отнести органы государственной власти и муниципальные органы, осуществляющие властно-распорядительные функции, а во вторую - организации различных форм собственности, общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения), граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, т.е. всех остальных.

Итак, под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - обладание особым юридическим качеством, а именно: административной правоспособностью. Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

2. Правовой статус общественных объединений как субъектов административного права

Основополагающее значение для рассматриваемых субъектов административного права имеет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с посл. изм. и доп.), действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В соответствии со ст. 5 названного Закона общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Регулирование деятельности общественных объединений осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 20 августа 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике" (с посл. изм. и доп.).

Согласно ст.ст. 14, 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" в РФ создаются и действуют международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественное объединение, образованное в РФ, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Межрегиональным общественным объединением является объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ. Местным общественным объединением является объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Вместе с тем представляется не совсем верным отнесение к общественным объединениям таких организационно-правовых форм, как общественный фонд и общественное учреждение, поскольку они представляют собой разновидности некоммерческих организаций - фонда и учреждения соответственно.

Общественной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (п. 1 ст. 117 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях", п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях").

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" объединения могут быть созданы по инициативе, как минимум, трех граждан, достигших 18 лет. Вместе с ними в состав учредителей общественного объединения могут входить также и юридические лица - общественные объединения. Членами и участниками общественных объединений могут быть граждане старше 18 лет и юридические лица - общественные объединения. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных законами или международными договорами Российской Федерации (так, например, иностранные граждане не могут являться членами политических партий согласно ст. 3 Федерального закона "О политических партиях").

Согласно ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" устав общественного объединения должен предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "Об общественных объединениях" специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Федеральной налоговой службой на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Общественные объединения обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества или обеспечивать свободный доступ к таким сведениям, а также информировать Федеральную регистрационную службу о продолжении своей деятельности (ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях").

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях" и законодательством РФ о выборах.

Имущество молодежных и детских общественных объединений формируется с учетом Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с посл. изм. и доп.) и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Они могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут распределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Особенности управления общественного объединения устанавливаются федеральными законами. Высшим органом управления общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание участников. Исключительная компетенция высшего органа управления устанавливается законом уставом организации. Общественное объединение обязано иметь исполнительные органы. Для общественного объединения законом установлено наличие коллегиального исполнительного органа (президиума, правления, совета и т.п.). Руководитель коллегиального исполнительного органа (президент, председатель правления, совета и т.п.) одновременно считается единоличным исполнительным органом.

Реорганизация общественного и религиозного объединения осуществляется в соответствии со ст.ст. 57 - 60 ГК РФ и ст.ст. 16 - 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Согласно ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, Федеральная регистрационная служба или ее соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до 6 месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда. Основаниями для ликвидации общественного объединения в судебном порядке, согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным основаниям вносится Генеральным прокурором РФ, а о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений - прокурором соответствующего субъекта РФ.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в СМИ.

Законодательство не предусматривает для общественного объединения такого способа ликвидации, как банкротство.

В заключение подчеркнем, что добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

административное право общественные объединение

3. Особенности административно-правового статуса отдельных видов общественных объединений

.1 Политические партии

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях").

Для создания политической партии необходимо провести учредительный съезд. В целях его подготовки формируется организационный комитет в составе не менее 10 граждан России, имеющих политические права. Оргкомитет уведомляет Федеральную регистрационную службу о намерении создать политическую партию, сообщает ее предполагаемое название, сведения о членах организационного комитета и протокол заседания организационного комитета. Затем организационный комитет осуществляет действия по созданию отделений партии в субъектах РФ и лишь после создания таких отделений более чем в половине субъектов РФ проводит учредительный съезд партии. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет публикует в "Российской газете" или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии.

Съезд вправе принимать какие-либо решения только при условии, что в нем участвуют делегаты от региональных отделений более половины субъектов РФ. После проведения съезда политическая партия может быть зарегистрирована в качестве юридического лица Федеральной регистрационной службой при наличии ряда условий: партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; она должна насчитывать в своих рядах не менее 50 тысяч членов; более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.Федеральная регистрационная служба открывает специальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования и публикует адрес этого сайта в "Российской газете".

Хочу отметить, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011 Президент РФ Д.А. Медведев предложил ввести упрощённый порядок регистрации партий: "Мое предложение - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны".

Федеральная регистрационная служба ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого регионального отделения политической партии. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

Политические партии являются общероссийскими общественными объединениями.

Согласно ст. 24 Федерального закона "О политических партиях" высшим органом управления партии является съезд. В работе съезда принимают участие делегаты, избираемые на региональных конференциях партии в субъектах Российской Федерации. На съезде партии избирается ее постоянно действующий руководящий орган (центральный комитет, президиум, центральный совет). Избрание руководящих органов партии должно осуществляться не реже одного раза в 4 года. Региональные конференции (общие собрания) отделений политических партий созываются не реже одного раза в 2 года для избрания руководящих органов отделений. В работе региональных конференций вправе принимать участие делегаты, избранные первичными организациями, а в работе общего собрания партии принимают участие все члены партии данного регионального отделения.

Уставом партии определяется организация органов партийного руководства отделениями партий. Как правило, руководящими органами региональных отделений партий является комитет, бюро, а иногда только руководитель низовой организации.

Согласно ст. 28 Федерального закона "О политических партиях" в собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.

Денежные средства политической партии формируются за счет: вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии; средств федерального бюджета; пожертвований; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; поступлений от гражданско-правовых сделок; других не запрещенных законом поступлений.

Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.

Согласно ст. 31 Федерального закона "О политических партиях" в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности: информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.

В случае нарушения политической партией Конституции РФ, федеральных законов Федеральная регистрационная служба выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее 2 месяцев. В случае если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до 6 месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Федеральной регистрационной службы.

В случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции РФ, федеральных законов соответствующий территориальный орган Федеральной регистрационной службы выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее 1 месяца. В случае неустранения указанных нарушений деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до 6 месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

Не допускается приостановление деятельности политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

В случае если в течение установленного решением суда срока приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения нарушения, послужившие основанием для такого приостановления, будут устранены, после окончания указанного срока политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение возобновляет свою деятельность.

В случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Согласно ст. 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо по решению Верховного Суда РФ.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае: создания структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях; неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии; неучастия политической партии в выборах; отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ; если численность членов партии составляет менее 50 тысяч человек; неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в Федеральную регистрационную службу обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ Федеральной регистрационной службой.

Рассмотрим пример из судебной практики. Калининградское региональное отделение политической партии "Народная партия Российской Федерации" зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", запись о создании отделения политической партии внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 23 ноября 2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1023900001388. Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Калининградского регионального отделения политической партии "Народная партия Российской Федерации" по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 61 ГК РФ, в связи с неоднократными нарушениями действующего федерального законодательства. В обоснование заявленных требований Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области указало, что в нарушение требований ст. 7 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" в ходе подготовки и проведения митинга в г. Калининграде 6 ноября 2009 г. отделением политической партии было проведено шествие по ул. Черняховского г. Калининграда без необходимого уведомления и согласования с мэрией г. Калининграда. 6 ноября 2009 г. между 10 и 12 часами на площади Победы в г. Калининграде был проведен несанкционированный митинг, организатором которого наряду с депутатом областной Думы Рудниковым И.П., являлось Калининградское региональное отделение политической партии "Народная партия Российской Федерации". Уведомлением от 24 октября 2009 г. местом проведения митинга была выбрана площадь Победы в г. Калининграде, однако письмом мэрии г. Калининграда указанное место проведения не было согласовано, организаторам было предложено провести митинг в указанное время в сквере у монумента "Мать Россия" в г. Калининграде. Несмотря на это, в нарушение п. 5 ст. 5 вышеуказанного Закона, митинг был проведен ответчиком в не согласованном для этого месте. Кроме того, накануне проведения указанного митинга в процессе агитационных мероприятий ответчиком распространялись листовки с информацией о проведении митинга, в которых в нарушение Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" использовалось изображение Государственного герба РФ. Решением Калининградского областного суда от 31 июля 2010 г. исковые требования удовлетворены, Калининградское региональное отделение политической партии "Народная партия Российской Федерации" ликвидировано.

Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона "О политических партиях" в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается: а) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии; б) в доход РФ, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

Итак, государство не может определять количество политических партий, их идеологическую направленность, но оно устанавливает правовой статус этих организаций. В России деятельность партий не должна противоречить требованиям законности, а их цели - основам конституционного строя, правам человека, национальной безопасности России.

.2 Религиозные объединения

Особой разновидностью общественных объединений являются религиозные объединения. Деятельность религиозных объединений, помимо ГК РФ, Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", регламентируется Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях"). Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях").

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Учредителями местной религиозной организации, согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", могут быть граждане РФ (не менее 10 человек), объединенные в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Данное подтверждение выдается, если религиозная организация своевременно в установленном порядке уведомила государственные органы о своем создании.

Централизованной религиозной организацией является религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вместе с тем анализ п. 6 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" позволяет сделать вывод о том, что существует еще один вид религиозных организаций. Речь идет об организациях, созданных централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом и имеющих цель и признаки религиозной организации. К подобным религиозным организациям можно отнести руководящие либо координирующие органы, а также учреждения религиозного профессионального образования. Однако, "анализируя перечисленные выше признаки данной разновидности "религиозной организации", можно прийти к выводу, что они не соответствуют признакам религиозного объединения, поскольку создаются не гражданами, а централизованными религиозными организациями".

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

В уставе религиозной организации, согласно ст. 10 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", указываются: наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимает Федеральная регистрационная служба. Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальными органами Федеральной регистрационной службы.

Заявление о государственной регистрации религиозной организации рассматривается в месячный срок со дня предоставления всех необходимых документов. В отдельных случаях Федеральная регистрационная служба или ее территориальные органы вправе продлить срок рассмотрения документов до 6 месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, которая проводится в соответствии с Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен (п. 1 ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях").

Рассмотрим пример из судебной практики. Прокурор Архангельской области обратился в суд с заявлением о ликвидации Архангельской региональной общественной организации "Духовное возрождение северян", зарегистрированной решением Управления юстиции администрации Архангельской области от 23 октября 1995 г., свидетельство о регистрации общественного объединения за N 276. В обоснование заявления указал, что согласно Уставу организации ее целью является: способствование развитию здорового духовно развитого человека на уровне тела, духа и души путем передачи теоретических и практических знаний о естественном питании; естественном образе жизни; методах и лечебных мероприятиях, оказывающих целительное действие в физической и психической областях, методах духовного оздоровления, снятия напряжения через собственный опыт, внутреннее сосредоточение. В ходе проверки установлено, что организацией "Духовное возрождение северян" в арендованном нежилом помещении еженедельно проводятся лекции, посвященные учению Сант-Мат (Путь Мастеров) или Сурат Шабд Йога, на которых всем присутствующим предлагается пройти процедуру "посвящения" и участвовать в групповых сеансах медитации с целью излечения от болезней, решения физических и духовных проблем. Во время лекций используются методы психотехники введения в трансовое состояние, что является измененным состоянием сознания, а именно: когнитивный диссонанс; многократное повторение одной и той же фразы; применение софистических утверждений и алогизмов, как примеров аргументации. Метод введения в трансовое состояние, вызывающее измененное состояние сознания, при неправильном или непрофессиональном использовании может вызвать психическое расстройство. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации. Решением Архангельского областного суда от 22 мая 2010 г. заявление прокурора удовлетворено.

Порядок формирования имущества религиозных объединений идентичен порядку формирования имущества иных общественных объединений. Вместе с тем религиозные объединения, помимо указанных источников, имеют возможность формировать свое имущество за счет передачи им из федеральной собственности культовых зданий и имущества религиозного назначения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (с посл. изм. и доп.).

Особое место среди религиозных объединений занимает Русская Православная Церковь. Ее деятельность регламентируется Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принятым на Архиерейском Соборе 2000 г.

В соответствии с Уставом (ст. 1.3) юрисдикция Русской Православной Церкви распространяется на лиц православного вероисповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви.

В структуру Русской Православной Церкви входят экзархаты, епархии, синодальные учреждения, благочиния (округа), приходы, монастыри, братства и сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства, подворья, самоуправляемые церкви. Все они именуются каноническими подразделениями Русской Православной Церкви. Органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшим органом в области вероучения и канонического устройства церкви является Поместный Собор. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором, а в исключительных случаях он может быть созван патриархом (если патриарха нет, то местоблюстителем патриаршего престола) и Священным Синодом. В состав Поместного Собора входят иерархи Русской Православной Церкви (патриарх, епархиальные и викарные архиереи; первые из них избираются Синодом и руководят епархией, вторые помогают им), представители клира (церковнослужителей), монашествующих лиц (в монастырях) и мирян (прихожан церкви). Иерархи являются членами Поместного Собора по положению, а делегаты от клира. Монахов и мирян избирают по нормам, определенным Архиерейским Собором и Синодом.

Архиерей иногда называется еще и епископом. Слово "епископ" в переводе с греческого обозначает "блюститель", "смотритель". По древней традиции в сан епископа посвящаются только священники, принявшие монашеский сан. Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ руководит приходами небольшого города. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (старший епископ) часто управляет епархией большого размера. Митрополит - это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь помощников в лице викарных епископов. Экзарх - начальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города; ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами. Патриарх - высший сан церковной иерархии.

Поместный Собор истолковывает учение церкви, принимает постановления по каноническим, богослужебным и пастырским вопросам, утверждает постановления Архиерейского Собора, избирает патриарха, канонизирует святых (п. 1.5 Устава). Председателем Собора является патриарх. Предварительную повестку дня Поместного Собора определяет Архиерейский Собор, а затем она утверждается Поместным Собором, который сам избирает президиум и иные рабочие органы Собора. Кворум Поместного Собора - 2/3 архиереев (от их общего числа) и 2/3 избранных делегатов. Президиум Собора может состоять только из патриарха и 12 архиереев. Президиум, секретариат (состоящий из председателя - архиерея и двух его помощников - клирика и мирянина), а также руководители рабочих органов составляют Соборный совет. Именно этот орган решает организационные вопросы, связанные с проведением Поместного Собора.

Заседания Поместного Собора могут быть открытыми и закрытыми. Патриарх избирается на закрытом заседании. Решение принимается большинством голосов, за исключением особых случаев, предварительно установленных регламентом Поместного Собора.

В период между заседаниями Поместного Собора высшим органом управления Русской Православной Церковью является Архиерейский Собор, состоящий из епархиальных архиереев (т.е. епископов, митрополитов и иных лиц, руководящих епархиями), а также из викарных архиереев при условии, что они возглавляют синодальные учреждения (подчиненные Синоду), духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подчиненными им благочиниями (на них делятся епархии) и приходами. Другие викарные архиереи могут присутствовать на Архиерейском Соборе, но без права решающего голоса.

Архиерейский Собор созывается патриархом и Синодом не реже одного раза в четыре года, накануне Поместного Собора, по предложению патриарха, синода, 1/3 членов Архиерейского Собора. Подготовку созыва Архиерейского Собора осуществляет Синод. Архиерейский Собор принимает устав церкви, вносит в него изменения, решает вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, создает и реорганизует самоуправляющиеся церкви, епархии и экзархаты, определяет их границы и наименования, утверждает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом церкви, выносит суждения о деятельности Синода и синодальных учреждений, рассматривает финансовые отчеты Синода, устанавливает общецерковные награды. Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции.

Председателем Архиерейского Собора является патриарх, а президиумом Собора - Синод. Кворум Собора - 2/3 членов. Решения принимаются большинством голосов открытым или тайным голосованием.

Возглавляет церковь патриарх ("отценачальник"), имея "первенство среди епископата" как высшее духовное лицо. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарха избирает Поместный Собор. Кандидат на должность патриарха должен быть из числа высших духовных лиц не моложе 40 лет, обладать высшим богословским образованием, пользоваться доброй репутацией у клира и мирян. Избранным будет считаться тот претендент, который получит путем тайного голосования большинство голосов (50% плюс один голос).

К монашескому имени патриарха всегда добавляется полное наименование возглавляемой им Поместной церкви. Сан патриарха является пожизненным. Право суда над ним (как и решение вопроса о его уходе на покой) принадлежит Архиерейскому Собору.

Патриарх отвечает за исполнение постановлений соборов и Синода, представляет соборам отчет о состоянии церкви, осуществляет управление всеми синодальными учреждениями, утверждает уставы самоуправляющихся церквей, издает указы об избрании и назначении архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных академий, иных должностных лиц, награждает архиереев, клириков и мирян, представляет церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления, осуществляет иные полномочия.

В период между Архиерейскими Соборами церковными делами управляет Священный Синод, созданный в 1721 г. Синод состоит из председателя-патриарха, семи постоянных и пяти временных членов. Постоянными членами являются - митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии, митрополит Кишиневский и всея Молдовы. По должности постоянными членами Синода являются также председатель отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской патриархии. Временные члены (архиереи, епископы) имеют попеременный состав и вызываются только на одну сессию Синода по старшинству от каждой группы епархий. Участие всех членов Синода в заседаниях обязательно. Синод проводит две сессии - летнюю (март - август) и зимнюю (сентябрь - февраль). Сессии состоят из ряда заседаний, как правило закрытых. Решение принимаются единогласно или большинством голосов. Члены Синода не вправе воздерживаться при голосовании.

К компетенции Синода относится забота о сохранении православной веры и ее истолкование, поддержание единства церкви, организация внутренней и внешней деятельности церкви, установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом церкви, урегулирование богослужебных вопросов, создание канонических подразделений церкви.

На территории России Русская Православная Церковь разделяется на епархии - территориальные объединения местных церквей. Епархия учреждается Синодом с последующим утверждением данного решения Архиерейским Собором. В состав епархий входят благочиния (территориальные объединения церквей), епархиальные учреждения, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.

Во главе епархии стоит епархиальный архиерей (епископ, митрополит), который избирается Синодом и утверждается указом патриарха. Епархиальным архиереем может быть лицо не моложе 30 лет, имеющее богословское образование. Он назначает священников и церковных служащих, руководит епархиальными учреждениями. Благословляет пострижение в монашество, осуществляет "высшее начальственное наблюдение" за епархиальными учреждениями и монастырями, назначает настоятелей, утверждает уставы монастырей, приходов, решает вопросы, связанные с имуществом епархии.

Он также возглавляет епархиальное собрание, которое состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии. Собрание созывается не реже одного раза в год по решению епархиального совета или не менее 1/3 членов предыдущего епархиального собрания. Решения принимаются большинством голосов при наличии кворума - более половины членов.

В каждой епархии создается епархиальный совет, который является органом управления епархии. Он состоит из священников в пресвитерском сане. Совет заседает не реже одного раза в полгода и рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, ведет учет имущества епархии, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Епархия разделена на благочиния. Их границы определяются епархиальным советом. Во главе округа стоит благочинный, назначаемый епархиальным архиереем, который заботится о чистоте православной веры, своевременном поступлении в епархию приходских взносов, вносит предложения архиерею о заполнении вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода и из общеепархиальных средств.

Низовым звеном церковной организации является приход, который представляет собой общину православных христиан, состоящую из клира и мирян, объединенных при храме (п. XI.1 Устава). Приход возглавляет священник - настоятель. Он образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения (т.е. разрешения) епархиального архиерея. Границы прихода определяются епархиальным советом. Приход не является юридическим лицом.

В состав Русской Православной Церкви входят и монастыри, которые открываются по решению патриарха и Синода и могут быть зарегистрированы как юридические лица.

Также являются юридическими лицами высшие и средние специальные духовные учебные заведения, создаваемые Синодом по представлению епархиального архиерея.

.3 Профессиональные союзы

Профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Членами профсоюзной организации могут быть физические лица, достигшие 14 лет.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

В одной организации может действовать лишь одна первичная профсоюзная организация, которая не является юридическим лицом. Под первичной профсоюзной организацией понимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Первичные профсоюзные организации подлежат государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе.

Устав профсоюза в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" должен предусматривать: наименование, цели и задачи профсоюза; категории и профессиональные группы объединяемых граждан; условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза; территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность; организационную структуру; порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий; порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов; источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов; местонахождение профсоюзного органа; порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях; другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. В Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих функций профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

Заключение

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Федеральным законом "Об общественных объединениях" предусмотрено право граждан на объединение. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов; разработка проекта устава; государственная регистрация устава. Общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц.

Статьями 17 и 19 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, и вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Вместе с тем, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот. Вопросы, которые затрагивают интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

На сотрудников аппарата общественных объединений, которые работают по найму, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Основываясь на положениях действующего законодательства, выделены следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

Øобщественные организации (объединения на основе членства, которые создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся граждан. Это, например, профсоюзы и политические партии. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд, конференция или общее собрание);

Øобщественные движения (массовые объединения, не имеющие членства. Преследуют социальные, политические и иные общественно полезные цели. Высшим руководящим органом является съезд, конференция или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, который находится в подчинении высшего руководящего органа);

Øобщественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, и его использовании на общественно полезные цели. Руководящий орган может формироваться его учредителями и участниками, решением в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании);

Øобщественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников);

Øорганы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы).

Закон об общественных объединениях четко разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заключить из ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об общественных объединениях", обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.

Особенностью наименования общественного объединения является необходимость включать в него указание на территориальную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное).

Принципами создания и деятельности общественных объединений является то, что: общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом; деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности; общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Надзор за соблюдением общественными объединениями законов осуществляет прокуратура РФ, а орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ. М., 1993.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. По сост. на 15 авг. 2012 г. М, 2011.

3.Трудовой кодекс Российской Федерации. По сост. на 15 авг. 2012 г. М, 2011.

4.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

5.Федерального закона от 28 июня 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

6.Федеральный закон от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

7.Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

8.Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

9.Федеральный закон от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

10.Федеральным законом от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

11.Федеральный закон от 20 августа 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

12.Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

13.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

14.Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" // Собрание законодательства РФ. 1994. N 4. Ст. 362.

15.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс".

16.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 31. Ст. 3292.

17.Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмурдской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмурдской Республике" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 708.

18.Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы. Утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 // Российская газета. 13.03.2009.

19.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011 // Российская газета. 23.12.2011.

Список литературы

1.Агапов А.Б. Административное право:уч-к. 6-е изд.М.: Юрайт,2009.812 с.

2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. М.: Зерцало, 2007. 789 с.

3.Архипов С.И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право. 2005. N 7. С. 17 - 21.

4.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебное пособие. 3-е изд. М.: Норма, 2008. 815 с.

5.Валявина Е.Ю. Проблемы разграничения общественных и религиозных организаций на примере одного судебного дела // law.edu.ru/doc/document.asp?do-cID=1143713.

6.Володина Н.В. Деятельность религиозных объединений в современной России на основе конституционного принципа светского государства // Современное право. 2010. N 9. С. 71 - 76.

7.Вульфович Р.М., Гимельштейн Я.Г. Публичное управление: механизмы и закономерности // Управленческое консультирование. 2009. N 3. С. 98 - 100.

8.Грудцына Л.Ю. Правовое обеспечение гарантий социально-экономической независимости общественных движений, фондов и учреждений // Административное и муниципальное право. 2009. N 1. С. 44 - 48.

9.Добрускин М.Е. Русская Православная Церковь на современном этапе // Философия и общество. 2006. N 3. С. 60 - 64.

10.Касьянов В.Е. Русская Православная Церковь в современном российском обществе//Гуманитарные и социально-экономические науки.2007.N 4. С. 175 - 177.

11.Кожевников О.А. Ликвидация некоммерческих организаций в РФ: проблемы правового регулирования // Цивилист. 2008. N 1. С. 67 - 70.

12.Лескова Ю.Г. К вопросу о правовом регулировании порядка создания некоммерческих организаций // Юрист. 2008. N 8. С. 44 - 49.

13.Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права // Административное право и процесс. 2007. N 4. С. 44 - 49.

14.Мананкова Р.П. Специальный правовой статус как критерий классификации субъектов правоотношений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. N 1 (7). С. 17 - 21.

15.Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004. 640 с.

16.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристь, 2005. 541 с.

17.Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования // <http://www.lawmix.ru/comm.-php?id=4085>.

18.Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006. 678 с.

19.Рогачева Л.И. Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан // Власть. 2010. N 3. С. 16 - 18.

20.Серова О.А. Развитие законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. 2010. N 2. С. 145 - 147.

21.Старилов Ю.Н., Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право. Учебник. М.: Эксмо, 2009. 567 с.

22.Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. 734 с.

23.Шухов Ф.Г. Общественные объединения в Российской Федерации: правовое регулирование, понятие и классификация // Гуманитарная планета. 2009. N 2. С. 60 - 72.

24.Шухов Ф.Г. Гражданское общество и место и роль в нем общественных объединений // Мир юридической науки. 2011. N 2. С. 4 - 13.

25.Явич Л.С. Общая теория права / Под ред. Королева А.И. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 285 с.

Похожие работы на - Общественные объединения как субъекты административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!