Методика расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,23 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

Содержание

Введение

1. Криминалистическая характеристика и общие положения методики расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

1.1 Криминалистическая характеристика должностных преступлений

1.2 Общая криминалистическая характеристика взяточничества

1.3 Криминалистическая характеристика нарушений правил техники безопасности

1.4 Криминалистическая характеристика преступного загрязнения предприятиями водных объектов и атмосферного воздуха

2. Особенности расследования должностных преступлений, взяточничества, нарушений правил техники безопасности, преступного загрязнения предприятиями водных объектов и атмосферного воздуха

2.1 Особенности расследования должностных преступлений

2.2 Особенности расследования взяточничества

2.3 Особенности расследования нарушений техники безопасности

2.4 Особенности расследования преступного загрязнения предприятиями водных объектов и атмосферного воздуха

Заключение

Список литературы

Введение

Одно из основополагающих условий эффективной деятельности органов расследования - научное обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений методическими рекомендациями, которые в совокупности составляют криминалистические методики расследования конкретных разновидностей преступлений.

Тема данной курсовой работы: "Методика расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью". Совокупность данных и сопряженных с ними обстоятельств свидетельствует об актуальности, теоретической и практической значимости исследования общих положений методики расследования преступлений в сфере профессиональной деятельности.

Цель настоящей работы - изучение возможных вариантов раскрытия преступлений рассматриваемой сферы, а именно должностных преступлений, взяточничества, нарушений техники безопасности и загрязнения окружающей среды.

В данной курсовой работе применяются следующие методы криминалистического исследования: общенаучные познавательные методы, теоретически осмысленные философией и некоторыми другими науками (к их числу относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математические методы и т.д.); отраслевые методы, теория которых разрабатывается в физике, химии, социологии и других конкретных отраслях науки (они подразделяются на естественнонаучные и методы гуманитарных наук); специфически криминалистические (специальные методы криминалистики). Как показывает анализ практики научных криминалистических исследований, наиболее часто используются следующие методы логико-юридический анализ, системно-структурный подход, принципы целостности, системности историзма, интервьюирование и анкетирование, гипотеза, наблюдение, измерение, описание, эксперимент, идентификация.

должностное преступление взяточничество расследование

1. Криминалистическая характеристика и общие положения методики расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

1.1 Криминалистическая характеристика должностных преступлений

Одной из особенностей должностных хищений является то, что эти преступления в подавляющем большинстве случаев совершаются группами. Всех участников преступной группы расхитителей можно разделить на организаторов, активных и второстепенных участников. Организаторы группы расхитителей - это лица, руководящие преступной деятельностью группы, чаще всего они являются и инициаторами ее создания. Они осуществляют, как правило, комплекс действий по управлению группой. Активные участники - это лица, постоянно участвующие в преступной деятельности, они отличаются инициативностью, нередко по указанию организаторов выполняют ряд функций по управлению группой, в большинстве случаев становятся участниками групповых хищений по собственной инициативе. Второстепенные участники - это лица, не проявляющие собственной инициативы, они, как правило, участвуют в отдельных эпизодах хищения, действуют по указанию организаторов или активных участников группы. Способы совершения и сокрытия должностных хищений можно подразделить на:

·хищения учтенных, имеющихся на балансе организации имущества и денежных средств;

·хищение неучтенных имущества и денежных средств [2, с.136].

К способам первой группы можно отнести:

а) неприкрытое присвоение или растрата материально-ответственным лицом вверенного ему имущества;

б) хищения путем занижения в документах качественных показателей сдаваемой продукции, фиктивного списания имеющихся на балансе ценностей;

в) хищения, вуалируемые подделкой первичных документов или подлогами в учетных записях;

г) хищения денежных средств, совершаемые путем обмана покупателей с последующим изъятием излишне полученных денег.

Способами второй группы являются:

а) изготовление неучтенной продукции из сырья и материалов,

скрытно сэкономленных в процессе производства, и сбыт этой продукции через работников торговли и других лиц;

б) изготовление неучтенной продукции из сырья и материалов, нелегально при обретенных, и сбыт этой продукции через работников торговли и других лиц. В современных условиях хозяйствования появились новые способы должностных хищений. Они совершаются путем обхода законов о налогообложении, махинаций в кредитно-финансовой сфере, создания лжефирм, превращения безналичных государственных средств в наличные и их присвоения и т.д.

Применительно к хищениям, совершаемым с участием должностных лиц, можно назвать следующие признаки:

) задержание с похищенным имуществом;

) недостача или излишки материальных ценностей и денежных средств;

) обнаружение в складском, производственном и других помещениях материальных ценностей, не отраженных в документах;

) оплата труда работников предприятия из личных средств должностных лиц;

) выплата денежных средств предприятия за изготовление продукции, не отражаемой в учете;

) факты нелегальной реализации или приобретения имущества, готовых изделий, строительных материалов и др.;

) необоснованное начисление и выплата заработной платы лицам, не работавшим в данной организации, и работникам, не выполнявшим работы; неоднократная выплата денег одному и тому же работнику за одну и ту же работу и др.;

) поборы с работников организации (предприятия, учреждения) денег - части необоснованно начисленных и выплаченных под видом вознаграждения за выполненные работы и др.;

) неправильное определение количественных и качественных характеристик принимаемого или отпускаемого имущества;

) приемка или отпуск имущества должностными лицами без оформления документов: закупка без закупочных квитанций, выдача готовых изделий со склада без накладных, отпуск товаров с торговой базы - без счета-накладной и т.п.;

) перевозка имущества в количестве, превышающем указанное в сопроводительных документах, или вообще без таковых;

) наличие на предприятии большого числа рекламаций, указывающих на систематическое недовложение сырья в изготовляемые изделия или замену дорогостоящего сырья малоценным;

) нелегальное приобретение должностными лицами промышленного предприятия сырья с оплатой его из личных средств;

) продажа товаров из подсобных помещений, минуя кассу;

) неофициальная продажа частным лицам изделий, вырабатываемых предприятием;

) обнаружение фальсифицированных товаров, объем (вес) которых увеличен за счет повышения влажности (сахара, муки, крупы и др.), снижения крепости спиртных напитков и т.п.;

) систематическое использование неучитываемых бланков документов, отражающих движение имущества, вместо предписанных бланков стропой отчетности;

) представление подложных документов на списание материальных ценностей и денежных средств;

) указание в документах завышенных данных об объеме и стоимости выполненных работ на транспорте - указание завышенных показателей о количестве перевезенных грузов, о фиктивных перевозках; в строительстве - завышение объемов и стоимости выполненных работ; на производстве - преувеличенные сведения о количестве изготовленных деталей, неправильная, более дорогая расценка их и т.п.;

) подлоги в учетных документах;

) указание в документах заниженных данных об изготовленной продукции, сокрытие от учета части изделий;

) завышенное против фактически израсходованного списание в расход имущества: сырья - в производстве, строительных материалов - в строительстве и др.;

) списание в расход средств на якобы закупленное и фиктивно оприходованное имущество, фактически не поступавшее: сельскохозяйственных

продуктов при заготовках; строительных материалов, каких-либо иных то варов, якобы закупленных в торговых предприятиях: и т.п.;

) завышенное списание в расход имущества под видом различных трат: естественной убыли, порчи, отходов при переработке и др.;

) реализация в торгующих организациях неоприходованных товаров;

) систематическое нарушение требований регулярного измерения и фиксирования в документах показателей имущества (например, продуктов питания);

) изъятие с контрольно-пропускных пунктов и преждевременное уничтожение пропусков на вывозимое имущество; и др. [1, с.327].

Признаки сокрытия хищения - действия расхитителей по уничтожению документов, остатков сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов. Признаки использования результатов хищения - приобретение ценных вещей, недвижимости, крупные вклады в банки и т.п. Значение признаков хищения заключается в том, что с их помощью можно выдвинуть обоснованное предположение не только о факте хищения определенных ценностей, но и о способах хищения, конкретных фактах преступной деятельности, участниках преступной группы. Причем, сделать это можно на начальной стадии процесса хищения и тем самым вовремя пресечь совершение преступления.

Существенное значение имеет выявление и правильная оценка признаков возможного хищения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Первым направлением при решении этого вопроса является исследование имеющихся нескольких признаков хищения в их совокупности. Нередко признаки хищения внешне сходны с нейтральными фактами, которые возможно не имеют связи с предполагаемым хищением. Например, факт недостачи материальных ценностей свидетельствует не только о возможном хищении, но и о преступной халатности, а иногда и о непреступном поведении материально-ответственных лиц. Необходимо определить, какие объяснения исследуемых фактов возможны при их анализе, с какими другими признаками совпадает исследуемый признак. Методом исключения исследуются известные факты и устанавливается их достаточность для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Вторым направлением является поиск, обнаружение и исследование других, новых признаков хищения. Один признак (например, наличие излишков товарно-материальных ценностей) показывает одну сторону возможного хищения. Если в ходе предварительной проверки будет установлено, что такие факты носили систематический характер, что материально-ответственное лицо и его окружение жили не по средствам, это в определенной степени прольет свет на другую сторону возможного хищения - корыстный характер возникновения излишков. Таким образом, можно сделать вывод, что основанием для возбуждения уголовного дела о групповом должностном хищении в большинстве случаев является не один признак, а их совокупность. При этом исследуемые следователем материалы будут выглядеть более убедительными, если в комплексе этих признаков будут признаки, характеризующие обе стороны возможного хищения [4, с.98].

1.2 Общая криминалистическая характеристика взяточничества

Взяточничество является одним из наиболее сложных для расследования преступлений. Во-первых, оно совершается в большинстве случаев в отсутствие очевидцев. Это объясняется тем, что все участники преступления - взяткодатель, взяткополучатель и посредник - заинтересованы в совершении преступления и принимают все меры к сокрытию следов своей преступной деятельности. Во-вторых, так как все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. В-третьих, нередки случаи взяточничества за совершение законных действий. При этом установление факта дачи-получения взятки осложняется, так как отсутствуют следы (главным образом, в документах) осуществления незаконных действий, а законные действия, естественно, не всегда свидетельствуют о преступлении. В-четвертых, в ряде случаев взяточники связаны с расхитителями государственного, муниципального и частного имущества и другими лицами, совершающими экономические преступления, и разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников очень сложно. В-пятых, по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества сравнительно невелик объем доказательств, в большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых представляет значительные трудности. В современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества: суммы взяток неизмеримо возросли по сравнению с теми суммами, которые передавались в прежние годы. Изменился и предмет взятки. В условиях инфляции и дефицита взятки чаще всего даются не деньгами, а ценными предметами: мебельными гарнитурами, автомобилями, драгоценностями и т.п. Нередки факты оформления на работу взяткополучателя и его близких при фактическом неисполнении ими каких-либо обязанностей. В коммерческие структуры зачисляются должностные лица из числа работников исполнительной власти, банковские работники, налоговые инспекторы и др.

В связи с новыми функциями банков по выдаче лицензий коммерческим структурам на банковскую деятельность, предоставлению ссуд, кредитов, выдаче наличных денег, оформлению других финансовых операций акционерным обществам, совместным предприятиям, акционерным коммерческим банкам взятки даются банковским работникам. Известны факты взяточничества среди работников недавно созданных налоговых инспекций. Появились случаи взяточничества при приватизации жилья, главным образом за снижение стоимости приватизируемых квартир, оформление приватизации и др.

Вполне реален прогноз о дальнейшем распространении взяточничества за снижение стоимости приватизируемого имущества, предоставление льгот за пользование землей, выделение лучших земельных наделов, производственных фондов при выходе из колхозов и совхозов, завышение доли в неделимом фонде предприятия при его разделе или ликвидации. Работники местных администраций, префектур и мэрий получают взятки за регистрацию акционерных обществ, совместных предприятий и других коммерческих структур, особенно за выделение им помещений. Взятки даются за перечисление государственных безналичных денег на счета акционерных обществ и совместных предприятий с последующим изъятием наличных денег и их дележом.

Работники торговли получают большие суммы взяток за отпуск перекупщикам неограниченного количества товаров, минуя торговые залы, для последующей их перепродажи. В связи с введением многочисленных ограничений на ввоз и вывоз различных товаров за границу взяточничество получило определенное распространение среди работников таможенной службы. Известны случаи получения взяток должностными лицами бирж за первоочередное включение продукции в реализацию, выгодное определение стартовой цены продукции, реализуемой через биржи [3, с.214].


Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций общих либо специальных правил охраны труда, если эти нарушения могли повлечь несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия либо повлекли телесные повреждения, утрату трудоспособности, смерть человека или причинение тяжких телесных повреждений. В качестве самостоятельных составов преступления закон выделяет нарушение правил горных работ, строительных, санитарных и противопожарных правил, правил эксплуатации строительных механизмов при производстве строительных работ, производственно-технической дисциплины или правил, обеспечивающих безопасность производства во взрывоопасных цехах, правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий. Связь расследуемого события с определенными производствами, технологическими процессами и видами работ, своеобразие правил техники безопасности и промышленной санитарии обусловливают наличие в общей методике расследования данных преступлений ряда особенностей применительно к отдельным отраслям экономики и на отдельных производствах. Несмотря на эти особенности, криминалистический анализ преступлений в области охраны труда дает возможность обнаружить ряд общих черт, присущих способу их совершения и сокрытия, выявить характерные для данного вида преступлений следы, установить наиболее распространенные нарушения правил охраны труда. Наиболее часто встречают следующие преступные нарушения этих правил:

·допуск к производству работ необученных либо неподготовленных лиц;

·дача указаний и распоряжений о производстве работ, противоречащих правилам безопасности труда;

·внесение изменений в технологические процессы, конструкции станков и механизмов, издание инструкций и памяток, противоречащих требованиям безопасности труда: - неудовлетворительная подготовка работников в области охраны труда;

·неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования и средств защиты;

·неудовлетворительный контроль за безопасным производством работ;

·неудовлетворительная организация работ и мероприятий по технике безопасности.

Преступление в области охраны труда обычно не ограничивается нарушением какого-либо одного правила техники без опасности или промышленной санитарии, а представляет собой совокупность нарушений указанных правил [5, с.126].

Особенностью данного вида преступлений является наличие сложной причинной связи между нарушением правил безопасности труда и наступившими в результате этого последствиями. Допущенные нарушения неизбежно влекут за собой возникновение разнообразных факторов, обусловливающих, в свою очередь, наступление вредных последствий. В зависимости от характера допущенных нарушений такие факторы могут относиться к технической или организационной стороне производственного процесса либо к промышленной санитарии. В соответствии с этим причины несчастных случаев принято подразделять на технические, организационные и санитарно-гигиенические. Причины технического характера связаны с ненадлежащим ремонтом и эксплуатацией оборудования, скрытыми дефектами узлов и деталей машин, конструктивными недостатками механизмов и агрегатов. Неудовлетворительная организация производственных процессов в целом или отдельных технологических операций, рабочих мест, нерациональное размещение оборудования, ненадлежащая расстановка работников и т.п. составляют организационные причины. К санитарно-гигиеническим причинам относятся различные факторы внешней среды, связанные с производством, способные оказать вредное воздействие на организм человека (высокая или низкая температура, производственные шумы, загазованность или запыленность производственных помещений и т.п.). Наступившие вредные последствия обусловливаются действием как одной, так и комплексом разнородных причин. Так, неисправность вентиляционного оборудования ввиду некачественного ремонта (техническая причина) влечет за собой загазованность производственного помещения (санитарно-гигиеническая причина), что при отсутствии у работников индивидуальных средств защиты (организационная причина) приводит к несчастному случаю.

Рассматриваемые преступления сопровождаются образованием различных следов, позволяющих установить факт нарушения конкретных правил охраны труда, виновных лиц, выяснить обстоятельства происшествия. Чаще всего эти следы остаются на месте происшествия, сохраняются в документации, относящейся к производству работ, при выполнении которых произошел несчастный случай. К подобным документам относятся: журналы регистрации инструктажей по технике безопасности: вахтенные журналы машин и механизмов; наряды на производство тех или иных работ: удостоверения и свидетельства на право управления определенными механизмами или производство конкретных работ; ведомости на выдачу спецодежды, индивидуальных средств защиты: наряды на выдачу сырья, инструментов, материалов, графики; профилактических осмотров оборудования, проведения медицинских осмотров работников, их переаттестации; документация экзаменов и зачетов по правилам техники безопасности; приказы о назначениях и перемещениях работников, возложении на них обязанностей по контролю за соблюдением правил безопасности труда; инструкции по технике безопасности: и др. Прямое или косвенное отражение в указанных документах действий должностного лица, наличие и характер имеющихся в них записей либо отсутствие отдельных документов, составление которых предусмотрено соответствующими инструкциями, нередко прямо свидетельствует о ненадлежащем исполнении этим лицом возложенных на него обязанностей в области охраны труда. Значительная информация о причинах и обстоятельствах несчастного случая содержится в специфических следах на месте происшествия (месте производства работ, при выполнении которых произошел несчастный случай). Криминалистический анализ преступных нарушений правил безопасности труда показывает, что в ряде случаев должностные лица, ответственные за их соблюдение, прибегают к различным способам сокрытия допущенных ими нарушений. Они изменяют обстановку места происшествия и ликвидируют имеющиеся там материальные следы, уничтожают отдельные документы или изменяют их содержание, издают задним числом приказы, распоряжения, составляют иные оправдывающие виновного документы. Признаками такого рода маскирующих действий являются исправления, дописки, допечатки текста, следы травления и подчистки, признаки технической подделки подписи в документах, различные негативные обстоятельства на месте происшествия [10, с.132].

1.4 Криминалистическая характеристика преступного загрязнения предприятиями водных объектов и атмосферного воздуха

Уголовный закон России предусматривает ответственность за загрязнение атмосферного воздуха отходами промышленного производства, рек, озер и других водоемов и водных источников неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами или отходами промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий, учреждений и организаций, причинивших или могущих причинить вред здоровью людей либо сельскохозяйственному производству или рыбным запасам. Объектами преступного загрязнения являются реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря, территориальные воды, а также воздушное пространство над территорией страны.

Загрязнение водных объектов происходит различными путями, из которых основным является сброс неочищенных и не обезвреженных сточных вод. Сточные воды подразделяются на:

·коммунально-бытовые (от бань, предприятий общественного питания);

·промышленные (от тепловых электростанций, технологических процессов); сельскохозяйственные (от птице фабрик, ферм и животноводческих комплексов);

·дренажные (возникающие при поливе сельскохозяйственных культур, промывке земель от засоления); а также на необезвреженные (неочищенные), недостаточно очищенные и нормативно очищенные.

Основными загрязнителями атмосферы считаются: сернистый газ, пыль, оксиды и окислы азота, окись углерода, выбрасываемые предприятиями черной металлургии, нефтеперерабатывающей, никелевой, энергетической, химической и алюминиевой промышленности. Основным критерием отграничения преступного выброса вредных веществ в атмосферу и сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод и промышленных отходов в водоем являются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе и в воде хозяйственно-бытового назначения, а также в воде, используемой для рыбохозяйственных целей. Они определены Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Преступные загрязнения чаще всего совершаются в сфере промышленного или сельскохозяйственного производства замкнутого технологического цикла и связаны со сбросом (выбросом) химических и биологических вредных отходов.

Обычно это делают предприятия с низкой производственной дисциплиной при отсутствии надлежащего контроля со стороны организаторов производства за соблюдением требований технологической очистки и санитарных правил содержания очистных сооружений. Иногда они связаны с затягиванием должностными лицами строительства газоочистных и водоочистных сооружений, интегрированием предписаний органов по охране природы о проведении мероприятий по предотвращению загрязнений воздуха, водоемов отходами вредных веществ производства и т.д. Ответственность за действия, предусмотренные ст.223 УК Российской Федерации, несут как должностные, так и иные виновные лица. Важный элемент криминалистической характеристики преступлений данного вида - сведения о способах их совершения, последовательности действий (бездействия) виновного лица, вызвавших преступный результат. Бездействие выражается, как правило, в невыполнении предписаний органов государственного санитарного надзора, бассейновых (территориальных) органов по регулированию использования и охраны вод и обезвреживания отходов производства, о проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнений поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, в непринятии мер и уклонении от строительства очистных и газоочистных сооружений и т.д. Действия, вызвавшие загрязнение водоема или воздуха, заключаются в даче соответствующими лицами прямых указаний о сбросе неочищенных промышленных и коммунальных вод, мусора и иных отходов в водоемы или воздух. Механизм преступных загрязнений складывается из многих элементов. В частности, важное поисковое значение приобретает время совершения преступления. В сочетании с другими данными (о характере производства, виде загрязнения, действия различных природных факторов) информация об этом обстоятельстве позволяет обнаружить непосредственный источник загрязнения, а затем установить виновных лиц. Особое значение приобретает данный элемент, когда в зоне загрязнения имеется несколько потенциальных источников загрязнения, расположенных рядом и сбрасывающих в водоем или воздух аналогичные отходы производства. Наиболее распространенные технические причины, вызывающие загрязнение водоемов и воздуха, связаны с неисправностью очистных сооружений, измерительных приборов; отсутствием безотходных производству несовершенством производственного оборудования, пылегазоуловителей и т.д.[7, с.329].

2. Особенности расследования должностных преступлений, взяточничества, нарушений правил техники безопасности, преступного загрязнения предприятиями водных объектов и атмосферного воздуха

2.1 Особенности расследования должностных преступлений

При расследовании должностных преступлений в качестве свидетелей допрашиваются: лица, имеющие отношение к определенным производственным, товарно-денежным операциям (рабочие; представители администрации, давшие разрешение на выполнение операций: счетные и бухгалтерские работники: работники складов, охраны, транспорта: лица, подписавшие сомнительные документы); лица, в обязанности которых входил контроль за осуществлением определенных операций, в том числе и ревизоры; работники претензионных отделов, изучавшие рекламации получателей ценностей; представители органов стандартизации, метрологии и сертификации (для установления исправности соответствующих технических средств); коммерческие ревизоры транспортных организаций, проверявшие сообщения о недостаче грузов; близкие и знакомые расхитителей, могущие дать показания о фактах хищений или образе жизни обвиняемых. Основными вопросами, выясняемыми на допросах свидетелей, являются:

·обстоятельства осуществления незаконных действий (например, выпуска, использования неучтенной продукции, сокрытия недостач или излишков и др.);

·характеристика изъятого, перешедшего во владение отдельных лиц имущества (например, какое имущество присвоено. кем, когда, в каком количестве, на какую сумму и т.п.);

·подлинность или подложность соответствующих документов (например, известные свидетелю факты подделки документов, конкретные обстоятельства оформления данного документа и возможного получения по нему продукции и др.);

·система документооборота, установленная на данном объекте, и возможные отклонения от нее (например, какие отклонения от установленного порядка допускались, соответствуют ли современным требованиям хранения, транспортировки грузов установленные нормы естественной убыли);

·отношения допрашиваемого с обвиняемым, его связями, его оценка фактахищения и др. Осмотр, выемка и исследование документов.

Документы в распоряжение следователя поступают: вместе с первичными материалами (например, к акту ревизии приобщены все сомнительные документы, не принятые ревизором); от различных заинтересованных лиц (заявителей, гражданских истцов, подозреваемых и др.), которые по собственной инициативе или предложению следователя предоставляют их: в результате выемки следователем. Приемы анализа документов, помогающие вскрывать хищения, подразделяются на четыре группы:

) анализ отдельного документа: проверка документа по форме - наличие всех необходимых реквизитов, а также нет ли сомнительных реквизитов; арифметическая проверка - контроль за правильностью итоговых показателей, подсчитанных по горизонтальным строкам и вертикальным графам; нормативная проверка - изучение содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам и инструкциям, нормам расхода, расценкам и т.п.;

) анализ нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции: встречная проверка - сопоставление разных экземпляров одного и того же документа; метод взаимного контроля - сопоставление различных документов, в различных аспектах отражающих одну и ту же операцию (например, правильность начисления зарплаты может быть проверена путем исследования наряда на работу и расценок за труд);

) анализ учетных данных, отражающих движение однородных ценностей, восстановление количественно-суммового учета и контрольное сличение остатков (например, инвентаризационная опись на начало инвентаризационного периода, приходные документы, инвентаризационная опись на конец инвентаризационного периода);

) методы фактического контроля: фактическая проверка состояния средств хозяйства (частичная пли полная инвентаризация, лабораторные анализы или экспертизы); фактическая проверка хозяйственных операций, отраженных в документе; проверка наличия указанной в документе продукции в натуре. Производство инвентаризации и ревизий. Инвентаризация (проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также всех расчетов предприятия на определенный момент времени) проводится по требованию следователя специально назначенной по указанию вышестоящей организации инвентаризационной комиссией. Следователь не входит в состав этой комиссии, но может присутствовать при производстве инвентаризации. Крайне полезно присутствие при проведении инвентаризации оперуполномоченного ОБЭПа или участкового инспектора, которые должны следить за соблюдением всех правил инвентаризации. В тех случаях, когда при инвентаризации производится учет очень большого количества товаров, в помощь членам комиссии могут быть привлечены представители общественности. Ревизия проводится для проверки соблюдения законности в деятельности ревизуемой организации, проверки правильности ведения операций бухгалтерского учета, материального учета складского хозяйства, оперативного учета в сфере производства, выявления в результате проверок признаков хищения и разбазаривания имущества [11, с. 192].

Основаниями для ревизии являются:

а) задержание должностного, материально-ответственного, иного лица, которому вверены ценности, с поличным;

б) сообщения о фактах хищений;

в) предположения, что кроме установленных фактов хищений определенные лица совершили другие хищения;

г) мотивированное ходатайство обвиняемого;

д) необходимость проверки показаний обвиняемого о совершенных им хищениях;

е) сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без предварительного проведения ревизии.

Специалистами, проводящими ревизии, являются: лица, выделяемые руководителем вышестоящей организации по отношению к подлежащей проверке (ведомственная ревизия); лица, выделяемые руководством Контрольно-ревизионного управления Минфина России (вневедомственная ревизия). Методы ревизии состоят в исследовании первичных документов, записей в учетных регистрах; полной или частичной инвентаризации; наблюдении за проводимыми операциями на ревизуемом объекте: организации лабораторных анализов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Ревизия проводится по постановлению следователя, в котором указывается организация или лицо, деятельность которой (которого) подлежит ревизии; период деятельности указанных организаций (лиц), подлежащий проверю: задачи ревизии и сроки ее проведения; лица, которых необходимо привлечь к участию в ревизии; допустимость и порядок обращения ревизора с запросами в другие организации и встречных проверок. Задержание с поличным. Исходя из предполагаемого способа совершения хищения, следователь и оперуполномоченный ОБЭПа решают, можно ли задержать расхитителей с поличным, так, чтобы в их распоряжение попали предметы и документы, могущие быть впоследствии вещественными доказательствами по делу. Располагая информацией о возможности захвата при таком задержании указанных предметов и документов, они определяют время и место задержания. Чаще всего задержание с поличным производится в момент сбыта похищенного, при его перевозке, при изготовлении неучтенной продукции, при нелегальном употреблении сырья, а также при обманах покупателей и потребителей в момент сбыта - продажи товаров. Для того чтобы задержание с поличным имело положительный результат, к нему следует тщательно подготовиться, а именно: определить состав оперативной группы по задержанию, распределить обязанности, между ее участниками, выбрать время и место задержания, обеспечить внезапность задержания, продумать вопрос об одновременном задержании всех членов преступной группы, зафиксировать по возможности задержание с помощью фото - или киносъемки и звукозаписи, обеспечить оперативную группу нужными транспортными средствами и т.п. Необходимо во что бы то ни стало при задержании изъять у задерживаемых все находящиеся у них предметы и документы.

Назначение судебных экспертиз. Судебно-бухгалтерская экспертиза проводится в целях решения вопросов: проверки и установления факта и размеров недостачи или излишков товарно-материальных ценностей, денежных средств и выявления других злоупотреблений, времени и места их возникновения; проверки обоснованности расходов сырья, материалов и готовой продукции; определения случаев нарушений финансовой дисциплины; определения правильности методики учета на данном объекте; определения нарушений правил отчетности и учета; определения вредных последствий совершенных хищений, их размеров; установления круга лиц, ответственных, согласно исследованным бухгалтерским данным, за выявленные злоупотребления; установления условий, способствовавших совершению хищений.

Криминалистическая экспертиза. Наиболее характерной криминалистической экспертизой является экспертиза документов, назначаемая для идентификации личности по почерку (почерковедческая экспертиза), а также для идентификации печатей, штампов, пишущих машин, установления полной или частичной подделки документов, выявления в документах записей, закрытых пятном, прочтения маловидимых и невидимых текстов и решения других вопросов (технико-криминалистическая экспертиза документов). Возможно также проведение трасологической экспертизы для решения вопроса о том, не составляли ли ранее одно целое отдельные части (заготовки кожи, ткани, обрывки документов и т.п.). Иногда с помощью трасологического исследования можно установить, не изготовлены ли исследуемые изделия (обувь, металлические детали и др.) с помощью представленных на исследование инструментов и приспособлений.

Технологическая экспертиза может определить правильность существующих на данном предприятии норм расхода сырья, установить действительное количество сырья, необходимое для изготовления определенного изделия, решить вопрос о влиянии изменения технологического процесса на возможную экономию материалов, определить возможные размеры такой экономии и т.п. По делам о хищении на предприятиях общественного питания нередко проводится технологическая (кулинарная) экспертиза, которая назначается в случаях необходимости исследования технологии приготовления пищи.

Химическая экспертиза назначается при исследовании качества спиртных напитков. Перед ней можно ставить вопросы о процентном соотношении компонентов данного напитка и о соответствии состава напитка ГОСТу. Химические экспертизы разрешают также вопросы, связанные со списанием сырья или изделий, подвергшихся порче от воздействия на них химических веществ (бензина, керосина, смазочных масел и др.).

Товароведческая экспертиза позволяет получить ответы на вопросы о качестве готовых изделий, их соответствии требованиям ГОСТа или техническим условиям и утвержденным образцам, правильном наименовании, сорте, артикуле и цене, соответствии тары или упаковки установленным стандартам или образцам упаковки предприятий, которыми исследуемая продукция выпускается и т.п. При расследовании хищений на предприятиях общественно го питания иногда назначается санитарно-пищевая экспертиза.

При расследовании хищений в строительных организациях часто назначается инженерно-строительная экспертиза. Она производится в тех случаях, когда согласно имеющимся данным хищение было совершено с использованием самого процесса строительных работ. Перед экспертом могут быть поставлены вопросы: правильно ли определена сметная стоимость сооружения; правильно ли определены согласно смете объем строительных работ и стоимость материалов; имели ли место в ходе строительства отступления от сметы, вызывались ли они технической необходимостью; на какую сумму завышена стоимость строительства и др. В ряде случаев необходимо проведение следственных экспериментов.

Помимо проведения экспериментов с целью установления возможности восприятия (видеть, слышать и т.д.), по рассматриваемой категории дел возможен эксперимент для проверки вероятности совершения определенного действия (например, производства конкретного количества продукции в течение рабочего дня). Такой эксперимент полезен, когда в процессе расследования проверяется версия об изготовлении неучтенной продукции. Допрос обвиняемых.

Если в показаниях обвиняемых имеются существенные противоречия, возможно проведение очной ставки. Так как в ряде случаев очная ставка может быть использована расхитителями в целях сговора, угроз, запугивания и т.п., то прежде всего следует уяснить, нельзя ли возникшее противоречие разрешить другим путем. Известные случаи, когда противоречия возникали из-за незнания следователем обстоятельств дела, из-за слабого знания системы документооборота и т.д. Только тогда, когда следователь считает, что противоречие в показаниях существенно и неустранимо другим путем, следует проводить очную ставку, приняв меры к недопущению сговора, угроз, запугивания [9, с.356].

2.2 Особенности расследования взяточничества

В число обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования взяточничества, входят: круг участников преступления: взяткополучатель (должностное лицо, постоянно или временно занимающее в государственных или муниципальных учреждениях, организациях или на предприятиях, а также предприятиях, в имуществе которых доля государства или местной администрации является преобладающей, должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, и уполномоченное на совершение юридически значимых действий: лицо, занимающее должность, связанную с выполнением аналогичных обязанностей в органах территориального общественного самоуправления; представитель общественности, наделенный в установленном порядке властными полномочиями по государственному управлению); взяткодатель; в случае посредничества - посредник (подробная характеристика каждого из них по месту работы и жительства, относительно взяткополучателя - его отношение к своим служебным обязанностям, возможные нарушения служебной дисциплины, проживание не по средствам, приобретение дорого стоящих вещей, злоупотребление спиртными напитками и т. л., наличие и характер судимостей; выяснение вопросов, в каких отношениях находились между собой участники преступления до и после его совершения, что конкретно было сделано каждым из них в порядке подготовки и во время совершения преступления); цель дачи взятки; мотивы преступления: у взяткополучателя - корысть; у взяткодателя и посредника - корысть, в том числе удовлетворение личных или общественных интересов, ложно понимаемых служебных интересов; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновных, в том числе смягчающие ответственность обстоятельства: совершение преступления впервые или по стечению тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств; служебная или иная зависимость, побуждение к даче взятки: явка с повинной; чистосердечное раскаяние и активное способствование раскрытию данного и других преступлений; принятие мер к предотвращению или прекращению деятельности, обусловленной взяткой, предотвращению или нейтрализации ее результатов; ложное понятие интереса производства (желание путем дачи взятки способствовать работе своей организации при отсутствии своей личной выгоды); отягчающие ответственность обстоятельства: вымогательство взятки; занятие ответственной должности взяткополучателем; наличие судимости за взяточничество; неоднократность взяточничества; взяточничество в составе организованной группы; особо крупный размер взятки; сочетание взяточничества с иными преступлениями или их совершение за взятки; обстоятельства и обстановка дачи-получения взятки (время, место, условия, при которых было совершено преступление, способ вручения взятки, кто присутствовал при даче взятки, кто мог наблюдать общение взяткодателя, взяткополучателя и посредника в момент совершения преступления и т.д.); предмет взятки, его признаки, источники получения средств для дачи взятки; размеры преступного обогащения взяткополучателя и посредника; наличие или отсутствие вымогательства взятки, конкретные обстоятельства, при которых вымогалась взятка; имело ли место заранее обещанное укрывательство взяточничества, недоносительство о взяточничестве, а также обстоятельства, способствовавшие взяточничеству; сопряжены ли дача - получение взятки с совершением других корыстных и должностных преступлений. Характер и последовательность первоначальных следственных действий по делам о взяточничестве определяется содержанием служебных действий (или бездействия) взяткополучателя, давностью совершения преступления, особенностями предмета взятки, полнотой первичных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело, тем обстоятельством, была ли передана взятка или ее передача должна состояться, и другими. Процессу планирования расследования взяточничества свойственны две характерные черты: во-первых, в самом начале расследования в большинстве случаев имеются достаточные фактические данные, необходимые для составления развернутого плана расследования; во-вторых, как правило, выдвигается сравнительно небольшое количество версий. Следственные версии строятся по поводу реальности или мнимости события дачи-получения взятки, наличия или отсутствия факта ее вымогательства, количества эпизодов взяточничества, количества и роли причастных к этому лиц, наличия связи данного преступления с другими преступлениями (например, должностным подлогом, хищением) и некоторых других обстоятельств. Планируя первоначальные следственные действия, следует определить сферу, направления, методы обнаружения доказательств. Для расследования взяточничества характерны следующие направления поиска доказательств;

·учреждение (предприятие, организация), в котором работает взяткополучатель; место жительства взяткополучателя;

·место жительства и работы взяткодателя;

·место жительства и работы посредника;

·место жительства связей участников взяточничества [8, с.151].

2.3 Особенности расследования нарушений техники безопасности

В ходе расследования данного вида преступлений должен быть установлен ряд обстоятельств, круг которых определяется спецификой совершенного деяния.

В случаях, когда нарушение должностным лицом правил охраны труда повлекло за собой наступление вредных последствий, эти обстоятельства должны быть установлены как в отношении деяний этого должностного лица, так и в отношении наступивших последствий. К этим обстоятельства относятся:

·время совершения преступления (день, час, рабочая смена, когда произошел несчастный случай, а также время на рушения должностным лицом правил охраны труда);

·место совершения преступления (точное место производства работ, при выполнении которых произошел несчастный случай - предприятие, цех, участок, рабочее место, а также иные цеха, участки, линии и т.д. причинно связанные с происшествием);

·правила и инструкции, относящиеся к производству работ при выполнении которых произошел несчастный случай, в том числе, общие, межотраслевые, отраслевые, подотраслевые и специальные правила по охране труда и технике безопасности;

·обстоятельства и механизм происшествия (вид и характер выполняемых работ, при производстве которых произошел несчастный случай, осуществляемые технологические операции, используемое оборудование и инструменты, наличие средств индивидуальной и коллективной защиты, возникновение и действие травмирующих факторов, характер и содержание нарушающих правила техники безопасности действий должностного лица);

·причинная связь между нарушением правил техники безопасности и наступившими последствиями;

·личность потерпевшего (состояние его здоровья на момент происшествия, пригодность для выполнения определенного вида работ, стаж работы по специальности, наличие специальной подготовки, в том числе и в области техники безопасности);

·личность виновного должностного лица, допустившего нарушение правил техники безопасности (его должность, профессиональная подготовка, стаж работы, круг обязанностей по контролю за соблюдением техники безопасности, наличие специальной подготовки в этой области);

·мотивы нарушения правил техники безопасности;

·характер и размер вреда, причиненного преступлением (степень тяжести телесных повреждений, полученных работником, степень утраты им общей и профессиональной трудоспособности, размер материального ущерба, причиненного предприятию);

·состояние работы по охране труда на данном предприятии.

Установление перечисленных выше обстоятельств предполагает разработку и проверку системы следственных версий, и в первую очередь версий о причинах происшествия, выдвигая версию о том, что непосредственной причиной несчастного случая является нарушение правил техники безопасности, в то же время необходимо принимать во внимание, что причинами происшествия могут быть и иные обстоятельства, в частности, конструктивные недостатки станков и механизмов, скрытые дефекты деталей и узлов машин, действия третьих лиц и самого потерпевшего, грубо нарушившего правила безопасности труда. Это обязывает следователя выдвинуть и проверить наряду с указанной версией и иные возможные объяснения происшествия. Версии о виновных лицах выдвигаются следователем исходя из характера нарушений конкретных правил охраны труда и включают, прежде всего, предположения о причастности к преступлению лиц из числа инженерно-технического персонала, ответственного за соблюдение правил техники безопасности. Версии о мотивах преступления выдвигаются с учетом того, что оно совершается по халатности либо из карьеристских побуждений, причем виновные нередко объясняют свои действия желанием избежать простоя оборудования, обеспечить занятость работников, своевременно выполнить производственное задание и т.п. В зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого события могут быть выдвинуты также версии о связи происшествия с нарушением правил безопасности труда на других подразделениях предприятия или в иных организациях, о наличии в действиях виновного признаков преступления против личности.

Планирование расследования по делам о преступных нарушениях правил безопасности труда имеет особенности, обусловленные характером первичной информации, поступившей к следователю. В случаях, когда поступившее сразу же после происшествия сообщение содержит факты, указывающие на наличие состава преступления, в качестве первоначальных следственных действий планируются осмотр места происшествия и трупа (при смертельном исходе), изъятие и осмотр документов, назначение судебно-технической экспертизы, освидетельствование и судебно-медицинская экспертиза пострадавшего, его допрос (при возможности), допросы очевидцев происшествия и иных свидетелей, а также лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности. Если с момента происшествия до получения следователем информации о нем проходит значительно время, то первоочередными задачами являются тщательное изучение поступивших материалов, ознакомление с характером деятельности предприятия, технологическими процессами и особенностями производства, изучение действующих в конкретной отрасли и на данном предприятии правил охраны труда. Когда поступившая в следственные органы информация не содержит конкретных фактов, свидетельствующих о нарушении правил охраны труда, следователь проводит предварительную проверку. С этой целью он может истребовать необходимые документы, получить объяснения пострадавших и очевидцев происшествия, должностных лиц предприятия. При необходимости выяснения тех или иных вопросов следователь вправе обратиться к соответствующим специалистам. Существенную помощь в решении вопроса о возбуждении уголовного дела, а равно о направлении расследования и выяснении обстоятельств происшествия оказывают материалы ведомственного расследования. Эти материалы содержат фактические данные об обстановке места происшествия, обстоятельствах несчастного случая, анализ его причин, выводы о лицах, ответственных за соблюдение техники безопасности на объекте, что дает следователю возможность безотлагательно решить вопрос о возбуждении уголовного дела и приступить к планированию расследования [7, с.332].

2.4 Особенности расследования преступного загрязнения предприятиями водных объектов и атмосферного воздуха

Чтобы установить, есть ли достаточные основания для возбуждения уголовного дела по ст.223 УК, необходимо, прежде всего, выяснить, имел ли место факт загрязнения водоема или воздуха, которым причинен или мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству или рыбным запасам. Вывод об этом можно сделать на основании сведений о количестве сброшенного вещества, его виде, результатах лабораторного анализа воды, данных о размере загрязненной территории или акватории, о количестве погибшей рыбы и т.д. Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, следователь проводит необходимые проверочные мероприятия, в результате которых ему необходимо получить следующие документы: акт о нарушении правил охраны и пользования водными ресурсами либо "Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства", с приложением различных схем (реки, водоема, места свалки, движения отравленной воды, спуска условно-чистых вод, очистного сооружения); расчет ущерба, нанесенного сырьевым запасам реки (водоему), загрязненной территории; справки о количестве вывезенных отходов, сброшенного вещества, рыбохозяйственном значении водоема и др.; акты анализа проб сточных вод и грунта по каналу спуска; лабораторные анализы заборов проб воздуха, проведенных врачами СЭС.

В следственной практике не единичны случаи, когда дело возбуждается по сообщениям органов, осуществляющих контроль за соблюдением законов об охране природы, например, органов рыбоохраны, бассейновых (территориальных) управлений, санитарно-эпидемиологических станций и т.д. Материалы ведомственного расследования, как правило, содержат сведения о количестве сброшенного вещества, его виде, результатах лабораторного анализа воды, о размере загрязненной территории или акватории, о количестве погибшей рыбы, о вероятных причинах преступного загрязнения, неисправности очистного сооружения и т.д. В данной ситуации в первую очередь планируется допрос работников бассейновых (территориальных) управлений, санитарно-эпидемиологических станций, обнаруживших загрязнение и представивших материалы инспекторского расследования, осмотр места происшествия и документов, экспертизы. В дальнейшем, в зависимости от конкретных обстоятельств, проводится допрос свидетелей-очевидцев, должностных лиц предприятий, связанных с хранением, транспортировкой и уничтожением вредных веществ, с источником загрязнения, с последствиями преступного загрязнения. В необходимых случаях проводится следственный эксперимент (например, для определения возможности наблюдать те или иные явления в конкретной обстановке, объема (количества) выброса (сброса) вредного вещества в определенный отрезок времени, уточнения источника загрязнения). По делам о преступлениях, предусмотренных ст.223 УК, необходимо установить факт загрязнения реки, озера, водоема и водных источников неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами и отходами промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий, учреждений и организаций; причинения (либо угрозы причинения) вреда здоровью людей, сельскохозяйственному производству или рыбным запасам; либо факт загрязнения воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства.

Получив предварительные сведения об источнике загряз нения, изучив документы технического и иного характера, ознакомившись со структурой и деятельностью предприятия, его очистными сооружениями, следователь разрабатывает и проверяет версии о лице (или лицах), допустившем сброс неочищенных сточных вод и отходов производства; мотивах преступных действий; условиях, способствовавших нарушению правил охраны поверхностных вод или атмосферного воздуха, и других обстоятельствах дела.

Если уголовное дело возбуждено сразу же после получения сообщения от отдельных граждан, представителей общественности, различных организаций либо учреждений, источник загрязнения известен и следы сохранены, следователь должен немедленно организовать осмотр места происшествия, зафиксировать и изъять материальные следы преступления, выявить и допросить свидетелей, наблюдавших факт загрязнения водоема или выброс в атмосферу.

Возникает задача процессуальным путем закрепить данные о предприятии-загрязнителе. Уточняются следующие вопросы: отраслевая принадлежность, профиль работы и направленность предприятия: что из себя представляет участок деятельности, с которой связывается загрязнение;

характерная особенность загрязняющего вещества; кто является участниками

выполняемой деятельности; в чем и со стороны кого выразилось нарушение

правил, их содержание. На основе полученных сведений выдвигаются версии о конкретном участке работы, с которым связано загрязнение; о механизме

загрязнения; о состоянии и эффективности использования очистных сооружений; о нарушителях и мотивах преступного загрязнения: о сумме, характере причинного ущерба: наступившем экологическом и ином вреде: об уровне эффективности исполнения природоохранного законодательства: и т.д. В этих целях проводится осмотр предприятия-загрязнителя, допрос очевидцев содеянного и работников предприятия, выемка и изучение бухгалтерских документов, технологической и иной документации, отражающей деятельность предприятия, назначаются судебные экспертизы. Если исходная информация та же, что и в первом случае, однако дело возбуждено спустя некоторое время после происшествия по факту преступного загрязнения водоема либо воздуха, механизм загрязнения не ясен, следы сохранены частично, предприятие-загрязнитель не известно, следователь обязан собрать сведения о возможных предприятиях-загрязнителях, которые сбрасывают стоки промышленных отработанных вод в во доем или отходы промышленного производства в атмосферу. Далее целесообразно ознакомиться с деятельностью и характером работы этих предприятий, их очистными сооружениями, из учить, систематизировать, а при необходимости и изъять техническую документацию, назначить необходимые экспертизы.

От площади загрязнения и наступивших вредных последствий зависят объем и направленность следственных действий, создание в необходимых случаях следственной группы: от времени обнаружения преступного загрязнения - порядок проведения организационных мероприятий и выполнение неотложных следственных действий. При проверке версии о виновнике преступного загрязнения следует удостовериться в том, что в то время, когда были допущены нарушения правил, данное лицо исполняло обязанности, связанные с эксплуатацией очистного сооружения, хранением либо уничтожением вредных веществ. При этом следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и принимать меры к их устранению [6, с.94].

Заключение

Рассмотрев детально общие принципы формирования понятия и классификации криминалистических (следственных) версий, стало возможным исследовать методы расследования преступлений в сфере профессиональной деятельности, их построения и проверки.

Построение криминалистической версии представляет собой результат логического осмысления обстоятельств дела. Решающим при построении версии является знание должностными лицами органа расследования научных положений криминалистики, уголовного процесса, уголовного права, психологии, логики и других прикладных отраслей знаний. Опираясь на комплекс специальных знаний, орган расследования изучает обстоятельства уголовного дела, исследует вещественные доказательства и иные документы, использует опыт расследования и на этой основе конструирует версию.

Построение версии в ходе расследования складывается из трех последующих этапов. Первый этап - анализ отдельных обстоятельств и отношений между ними; второй этап - синтез этих обстоятельств, их обобщение; третий этап - выдвижение предположения.

Анализ и синтез при построении версии должны отвечать требованиям логической определенности, последовательности, обоснованности и соответствовать специфике совершаемого преступления. Определенность в мышлении достигается преимущественно процессами определения и деления понятий, истолкования суждений в пределах их логической формы. В процессе построения версии для уяснения характера преступного деяния и лиц, виновных в его совершении, необходимо аналитически исследовать имеющуюся фактическую информацию, т.е. мысленно расчленить ее на составляющие и последовательно изучить их. Цель анализа - выделить среди всей совокупности информации на определенный момент расследования такую, которая прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдаленно связана с преступным событием.

Список литературы

1.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред.Р.С. Белкина, 2004. - 532 с.

2.Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: вопросы и ответы: 3-е изд., испр. и доп. М., 2002. - 367 с.

.Баев О.Я. Основы криминалистики. М., 2001. - 451 с.

.Баев О.Я., Баева Н.Б. Реализация преступлений. Ташкент, 2004. - 348 с.

.Белкин Р.С. Криминалистика. Краткая энциклопедия. М., 2003. - 442 с.

.Возгрин И.А. Введение в криминалистику: история, основы теории, библиография. СПб., 2003. - 384 с.

.Возгрин И.А. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Лекции.Л., 2006. - 589 с.

.Зотов Б.Л. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. М., 2005. - 378 с.

.Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М., 2003. - 652 с.

.Криминалистика/под ред. А.Ф. Волынского. М., 1999. - 355 с.

.Образцов В.А. Криминалистика: курс лекций. М., 1996. - 388 с.

Похожие работы на - Методика расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!