Конституционный Суд Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционный Суд Республики Беларусь

Учреждение образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

Гомельский филиал

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра правоведения






Конституционный Суд Республики Беларусь

Курсовая работа

Исполнитель:

студент группы П-873 ______ Гарбар Андрей Андреевич

Научный руководитель:

преподаватель ______ Сегень Ирина Аркадьевна







Гомель 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1Конституционный Суд, его задачи и основные принципы деятельности

.2Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

.3Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда и пределы их разрешения

.СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

.1Состав Конституционного Суда и требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда

.2Порядок формирования Конституционного Суда и срок полномочий судей Конституционного Суда

.3Досрочное прекращение, приостановление полномочий и отставка судьи Конституционного Суда

.3.1Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда

.3.2Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда

.3.3Отставка судьи Конституционного Суда

.4Правовой статус Председателя, заместителя Председателя, судей Конституционного Суда и их полномочия

.5Гарантии независимости и неприкосновенности судей Конституционного Суда

.ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

.1Общие условия производства в Конституционном Суде

.2Заседания Конституционного Суда, а также председательствующий заседания

.3Стороны и участники заседания Конституционного Суда

.3.1Стороны, их представители, а также права и обязанности сторон и их представителей

.3.2Свидетели

.3.3Экспертиза. Права и обязанности эксперта

.3.4Специалист, его права и обязанности

.3.5Переводчик, его права и обязанности

.4Порядок рассмотрения дел и принятия решений Конституционным Судом

.5Оформление, провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда

.6Юридическая сила решений Конституционного Суда и обязательность их исполнения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Конституционный Суд - это такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как Парламент или местное самоуправление. Каждое демократическое государство считает необходимым иметь такой институт государственной власти как Конституционный суд.

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Созданный в 1994 году Конституционный Суд Республики Беларусь является специальным органом конституционного контроля и входит в судебную систему Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции Республики Беларусь, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти.

Институт конституционного правосудия (конституционного контроля) широко известен в мировой практике государственного строительства. На сегодняшний день он существует в абсолютном большинстве демократических государств. Конституционный контроль необходимо рассматривать как одно из самых действенных проявлений системы сдержек и противовесов в механизме обеспечения принципа разделения властей.

С момента основания Конституционным Судом принято более 600 решений, касающихся различных аспектов функционирования правовой системы Республики Беларусь. Решения Конституционного Суда можно рассматривать в качестве одного из источников права Беларуси. Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются в его решениях, являются основой для совершенствования законодательства и практики его применения, содержат доктринальные положения концептуального характера. В результате деятельности Конституционного Суда сфера конституционных прав и свобод получила дополнительный импульс для дальнейшего развития [15].

Конституционный контроль в Республике Беларусь развивается, не только основываясь на опыте политико-правового развития Беларуси, но и активно воспринимая европейскую гуманитарную традицию. Интенсификация конституционного контроля в Беларуси идет по пути сочетания форм предварительного и последующего конституционного контроля.

Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение и соблюдение прав и свобод человека в последние десятилетия рассматривается в качестве важнейшей задачи деятельности Конституционного Суда. Более того, сущность его основной функции состоит в том, чтобы проверка конституционности нормативных актов шла всегда под призмой защиты прав и свобод каждого человека, обеспечения оптимального взаимоотношения между государством и личностью.

Цель данной работы - изучить порядок функционирования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, раскрыть компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.

Задачи курсовой работы:

а) изучить основные задачи, принципы деятельности Конституционного Суда;

б) изучить состав Конституционного Суда Республики Беларусь, а также назначение судей, их правовой статус;

в) наиболее полно рассмотреть компетенцию Конституционного Суда;

г) изучить порядок производства в Конституционном Суде Республики Беларусь.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.

Предметом исследования является деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.

Методологию составили следующие методы: диалектический, синтеза, анализа, формально-юридический, индукции, дедукции, логический.

Правовой базой работы стали следующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями), Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г., Регламент Конституционного Суда от 18 сентября 1997 г., Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г.

Теоретической базой исследования послужили: учебник доктора юридических наук, профессора Василевича Г.А. «Конституционное право Республики Беларусь», также учебник доктора юридических наук, профессора Борико С.В. «Судоустройство».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1 Конституционный Суд Республики Беларусь, его задачи и основные принципы деятельности

Опираясь на принципы народного суверенитета, разделения властей, верховенства права, Конституция Республики Беларусь провозглашает широкий перечень личных, политических, социально-экономических и культурных прав граждан, закрепляет механизмы их правовой защиты. Одним из таких механизмов является конституционное правосудие, которое в Республике Беларусь обеспечивается деятельностью Конституционного Суда [15].

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

Задачами Конституционного Суда Республики Беларусь являются обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», основными принципами деятельности Конституционного Суда являются такие принципы, как законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон [3, ст.2].

Теперь более подробно рассмотрим каждый принцип.

Принцип законности. Данный принцип означает, что Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.

Принцип независимости. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Коллегиальность, как принцип, означает, что рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Решения принимаются только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности свидетельствует о том, что дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Также решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.

Принцип устности означает, что разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

Принцип равноправия и состязательности сторон, как принцип, означает, что при рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами. Также конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [8, с.66].

1.2Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь рассматривает вопросы и дает заключения:

а) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

б) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

в) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

г) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам [1, ст.116].

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности вышеуказанных актов, как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Иные государственные органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» [5, ст.4].

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Конституционный Суд согласно Регламенту Конституционного Суда Республики Беларусь рассматривает также вопросы о (об):

а) ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;

б) толковании решений Конституционного Суда;

в) реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;

г) внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;

д) выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;

е) ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;

ж) приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;

з) внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;

и) Регламенте Конституционного Суда;

к) структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;

л) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде [7, ст.2].

Конституционный Суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности.

1.3Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда и пределы их разрешения

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь [3, ст.6].

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь [15].

Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:

а) сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд;

б) наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);

в) основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;

г) позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

д) перечень прилагаемых документов [8, с.69].

К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.

Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.

Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

Принятие к производству закона для осуществления обязательного предварительного контроля его конституционности оформляется определением Председателя Конституционного Суда.

Рассмотрение дела о проверке конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля осуществляется в письменной форме в соответствии с пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» без приглашения в судебное заседание представителей палат Национального собрания Республики Беларусь [6, п.3].

По результатам проверки конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд принимает решение, которое оформляется в виде отдельного документа.

Пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», определяет Конституционный Суд.

Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

а) по содержанию норм;

б) по форме нормативного акта;

в) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

г) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Также Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

2. СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

2.1 Состав Конституционного Суда и требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда

В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств [9, с.756].

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь [8, с.60].

Входящие ныне в состав Конституционного Суда судьи обладают необходимым стажем работы в юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в министерстве юстиции, органах прокуратуры республики, судах общей юрисдикции. Их опыт практической деятельности сочетается с теоретической подготовкой, работой в высших юридических учебных заведениях и научных учреждениях.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

В соответствии с Регламентом Конституционного Суда дело рассматривается Конституционным Судом, как правило, в одном и том же составе судей. После начала слушания дела другие судьи могут принять участие в дальнейшем рассмотрении дела по решению Конституционного Суда.

Невозможность продолжать участие в заседании Конституционного Суда кого-либо из судей, если при этом не нарушается установленный кворум, не препятствует дальнейшему рассмотрению вопроса [7, ст.17].

В случае, если временное, не более пятнадцати дней, отсутствие в процессе заседания Конституционного Суда кого-либо из судей повлекло за собой нарушение установленного кворума, в слушании дела объявляется перерыв. Если судья выбыл из судебного заседания в связи с длительным заболеванием или другими обстоятельствами, препятствующими его дальнейшему участию в заседании Конституционного Суда, на срок более пятнадцати дней, а равно в связи с самоотводом, который удовлетворен Конституционным Судом, и его отсутствие повлекло нарушение кворума, слушание дела откладывается.

Судья может по уважительным причинам с согласия Конституционного Суда и если при этом не нарушается установленный кворум отсутствовать в судебном заседании и вновь войти в процесс при условии, что его отсутствие продолжалось не более трех дней и Суд не удалился в совещательную комнату.

а) гражданин Республики Беларусь;

б) имеющий высшее юридическое образование;

в) являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень;

г) обладающий высокими моральными качествами.

После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в установленном порядке присваивается квалификационный класс судьи.

Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет [8, с.61].

2.2 Порядок формирования Конституционного Суда и срок полномочий судей Конституционного Суда

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

а) шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

б) шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь [3, ст.13].

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.

Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.

В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конституционного Суда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другого судьи.

Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [13, с.38].

Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда [11, с.59].

2.3 Досрочное прекращение, приостановление полномочий и отставка судьи Конституционного Суда

.3.1 Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

а) по его просьбе об отставке;

б) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;

в) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда;

г) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи. Виды данной деятельности определены статьей 16 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», а именно:

) судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность,

)не могут быть членами Совета Республики, депутатами и членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели;

д) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

е) в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;

ж) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

и) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

к) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

л) в случае смерти судьи [3, ст.18].

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда (пункты б - к вышеприведенного перечня) или личного письменного заявления судьи (пункт а вышеприведенного перечня), с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному пунктом д вышеприведенного перечня, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей [11, с.32].

2.3.2 Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда

Согласно Закону Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:

а) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

б) судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь [3, ст.18-1].

конституционный суд решение дело

2.3.3 Отставка судьи Конституционного Суда

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены:

а) по его просьбе об отставке;

б) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда.

Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Президентом Республики Беларусь [3, ст.18-2].

.4 Правовой статус Председателя, заместителя Председателя, судей Конституционного Суда и их полномочия

Статус судей Конституционного Суда определяется законодательными актами Республики Беларусь (Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь, Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и др.).

Теперь более подробно рассмотрим правовой статус Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и их полномочия.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет [2, ст.25].

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь:

а) организует деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь;

б) председательствует на заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь;

в) организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и иных решений Конституционного Суда Республики Беларусь;

г) осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

д) вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

е) вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также об устранении нарушений законодательства;

ж) представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

з) ведет личный прием граждан, организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

и) принимает меры поощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии с регламентом;

к) вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами [3, ст.19].

Председатель Конституционного Суда также издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

Председатель Конституционного Суда вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда Республики Беларусь [16, с.44].

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет [2, ст.26].

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь:

а) осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;

б) руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

в) организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

д) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судья Конституционного Суда:

а) имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда;

б) участвует во всех заседаниях Конституционного Суда с правом решающего голоса;

в) обладает другими правами и несет обязанности, предусмотренные Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» [3, ст.21].

Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.

До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде.

При решении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда пользуются равными правами.

Также, согласно статье 22 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», судьи Конституционного Суда вправе присутствовать на открытых (а по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственных органов [9, с. 92].

2.5 Гарантии независимости и неприкосновенности судей Конституционного Суда

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, связанные с социальным обеспечением и социально-бытовым обслуживанием, устанавливаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. При этом меры правовой и социальной защиты судей Конституционного Суда не могут быть ниже уровня, установленного для судей общих судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, либо для служащих государственного аппарата предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, к судьям Конституционного Суда применяются положения этих актов [3, ст.25].

Согласно статье 23 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» судья Конституционного Суда неприкосновенен.

Неприкосновенность судьи распространяется:

а) на его жилище

б) на служебное помещение,

в) на транспорт и средства связи,

г) на корреспонденцию,

д) на имущество и документы, используемые им [9, с.761].

Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении члена Конституционного Суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей, шесть из которых назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь и приступает к работе, если в его состав назначено не менее восьми судей. Также из числа судей Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь назначается Председатель Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда. Срок полномочий судей - 11 лет.

Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Следует отметить, что полномочия судьи могут быть досрочно прекращены, а также приостановлены по основаниям, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Также законодательством предусмотрены гарантии независимости и неприкосновенности судей Конституционного Суда.

3. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

3.1 Общие условия производства в Конституционном Суде

В соответствии со статьей 27 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» на заседании Конституционного Суда может рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу делается доклад, с которым выступает член Конституционного Суда [10, с.36].

При рассмотрении по существу предложений о даче заключений Конституционный Суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, их представителей, показания свидетелей, заключения экспертов, мнения специалистов, выступления других участников судебного заседания, оглашает необходимые документы. По решению Конституционного Суда такой порядок может быть изменен.

Документы, имеющиеся в деле, могут не оглашаться, если их содержание излагалось устно в ходе судебного разбирательства.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу проходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительных речей, а также для подготовки итогового решения. Перерыв в судебном заседании может быть сделан по ходатайству одной из сторон либо по усмотрению Суда. После перерыва рассмотрение дела продолжается с момента, на котором оно было прервано. В перерыве судебного заседания Конституционный Суд вправе также рассматривать текущие вопросы, связанные с организацией его деятельности [11, с.120].

В соответствии с Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, заседание Конституционного Суда может быть отложено в следующих случаях:

а) если Конституционный Суд найдет дело или рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленными;

б) ввиду неявки стороны или ее представителя, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, если их отсутствие может повлиять на правильное разрешение дела;

в) ввиду непредставления или несвоевременного представления истребованных материалов, если они имеют существенное значение для разрешения дела;

г) если на отложении рассмотрения вопроса настаивает кто-либо из судей или стороны (сторона), их представители, а приведенные ими аргументы признаны Конституционным Судом убедительными;

д) нарушен кворум в заседании Конституционного Суда ввиду заболевания или длительного отсутствия по другим причинам кого-либо из судей в процессе заседания;

е) при наличии других обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания или всестороннему и полному рассмотрению вопроса, если эти обстоятельства не могут быть устранены в сроки, позволяющие отложить заседание Конституционного Суда [7, ст.20].

Решение об отложении заседания Конституционного Суда принимается простым большинством голосов от полного состава судей. В случае принятия решения об отложении заседания Конституционным Судом могут быть заслушаны явившиеся эксперты, специалисты и свидетели.

Рассмотрение отложенного дела продолжается Конституционным Судом после отпадения обстоятельств, послуживших основанием для его отложения. При этом заседание Конституционного Суда возобновляется, как правило, с момента, на котором оно было отложено. В таком случае повторный вызов заслушанных экспертов, специалистов и свидетелей производится лишь в необходимых случаях.

Производство по делу может быть приостановлено по соглашению сторон, по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, предоставленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу рассмотрения вопроса, или необходимости срочного рассмотрения другого вопроса. В этом случае председательствующий объявляет перерыв на определенный срок. Производство продолжается с момента, на котором оно было приостановлено.

Производство по делу может быть прекращено в связи с отзывом предложения, на основании которого дело рассматривается, а также в случаях внесения в нормативный акт, конституционность которого оспаривается, таких изменений и дополнений, при которых отпадают основания для рассмотрения дела в суде, либо отмены такого акта, за исключением случаев, когда в результате действия этого акта были нарушены неотъемлемые права и свободы человека, которые не восстановлены после его отмены. Производство по делу прекращается, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии предложения к рассмотрению.

Повторное внесение в Конституционный Суд вопроса, рассмотрение которого было прекращено, возможно не ранее чем через три месяца после вынесения решения о прекращении его рассмотрения с учетом устранения оснований, которыми руководствовался Конституционный Суд при вынесении решения о прекращении рассмотрения вопроса.

Приостановление рассмотрения одного вопроса не препятствует рассмотрению других вопросов в Конституционном Суде [3, ст.27].

3.2 Заседания Конституционного Суда, а также председательствующий заседания Конституционного Суда

По всем вопросам, отнесенным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» к компетенции Конституционного Суда как коллегиального органа, по которым должно выноситься решение, Конституционным Судом назначается судебное заседание [7, ст.11].

Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета.

Все присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и установленным в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего.

По решению Конституционного Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны, могут проводиться закрытые заседания.

Заседания Конституционного Суда созываются Председателем, в его отсутствие - заместителем Председателя Конституционного Суда, а при отсутствии Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности выполнения этими лицами своих обязанностей - старшим по возрасту судьей Конституционного Суда.

Судья не вправе без уважительных причин отсутствовать в судебном заседании. Он не может быть отстранен от участия в судебном заседании, если его полномочия не приостановлены или не прекращены в установленном порядке.

В соответствии со статьями 13, 19 и 28 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заседание Конституционного Суда ведет Председатель Конституционного Суда, в его отсутствие или по его поручению - заместитель Председателя Конституционного Суда, а в случае отсутствия Председателя и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - старший по возрасту судья Конституционного Суда. Судья-докладчик не может быть председательствующим [7, ст.24].

Председательствующий руководит заседанием Конституционного Суда. Его распоряжения о соблюдении порядка в судебном заседании обязательны для всех участников заседания и других лиц, присутствующих в зале заседания. Председательствующий принимает все предусмотренные Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» меры по обеспечению всестороннего, полного и объективного разбирательства по рассматриваемому вопросу путем:

а) предоставления сторонам и их представителям равных возможностей давать объяснения по всем обстоятельствам дела, аргументировать свои доводы и задавать друг другу вопросы в целях выявления и уточнения их позиций;

б) исследования и оценки Судом устных и письменных заключений экспертов;

в) заслушивания мнений специалистов, показаний вызванных в Суд свидетелей по делу;

г) предоставления возможности сторонам и другим участникам судебного заседания задавать экспертам, специалистам и свидетелям вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела;

д) предоставления возможности экспертам задавать вопросы друг другу, сторонам, их представителям, специалистам, свидетелям в целях дополнительного исследования вопросов, имеющих место в экспертном заключении;

е) рассмотрения Конституционным Судом всех необходимых документов, предоставленных сторонами и другими участниками судебного заседания, а также истребованных Судом;

ж) фиксирования хода и результатов судебного разбирательства, а также совершения иных действий, предусмотренных законодательством.

Председательствующий должен обеспечить возможность всем судьям Конституционного Суда свободно и беспрепятственно задавать вопросы сторонам, их представителям, экспертам, специалистам и свидетелям (при этом судья-докладчик имеет право первым из судей после председательствующего задавать вопросы участникам судебного заседания).

Председательствующий устраняет из процесса разбирательства по делу все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу. Он вправе после предупреждения прервать выступление любой из сторон, их представителей, других участников судебного заседания, отвести их вопросы в случаях, если они не относятся к рассматриваемому делу или выходят за пределы предмета этого дела либо не входят в компетенцию Конституционного Суда; лишает участников заседания слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, использовании грубых или неуважительных высказываний, за иные нарушения процедуры и порядка рассмотрения вопросов в Конституционном Суде [7, ст.24].

Председательствующий в пределах полномочий, предусмотренных Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», обязан следить, чтобы стороны, их представители и другие участники судебного заседания добросовестно пользовались предоставленными им правами и неукоснительно исполняли установленные правила процедуры в Конституционном Суде.

Председательствующий в целях поддержания порядка в зале заседаний Конституционного Суда вправе удалить из зала заседания любое лицо, которое нарушает установленный порядок или не подчиняется его законным распоряжениям.

Также председательствующий руководит совещанием судей Конституционного Суда в совещательной комнате, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение.

3.3 Стороны и участники заседания Конституционного Суда

.3.1 Стороны, их представители, а также права и обязанности сторон и их представителей

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики [3, ст.29].

В заседании Конституционного Суда могут участвовать Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и Министр юстиции Республики Беларусь. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

В качестве сторон в заседании Конституционного Суда участвуют:

а) должностные лица, подписавшие или издавшие акт, конституционность которого проверяется, или их представители;

б) инициаторы, представившие на рассмотрение Конституционного Суда предложение, или их представители.

Лица, которым сторонами поручено представлять их интересы в Конституционном Суде, именуются представителями.

В качестве представителей сторон в судебном заседании могут участвовать адвокаты, специалисты и другие лица на основании доверенности, выданной стороной (сторонами), с указанием их полномочий. От одной стороны может быть несколько представителей. Представителями сторон в Конституционном Суде по должности могут выступать: руководитель органа, который инициировал предложение; руководители органов, должностные лица, издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос [7, ст.33].

Адвокаты или другие лица, являющиеся представителями сторон по доверенности, осуществляют свои полномочия лишь в тех пределах, которые оговорены в доверенности, представленной в Конституционный Суд.

Стороны и их представители имеют право:

а) знакомиться со всеми материалами, полученными в процессе подготовки заседания Конституционного Суда по рассматриваемому вопросу;

б) представлять письменные отзывы;

в) предлагать кандидатуры экспертов при назначении экспертизы;

г) ходатайствовать о вызове в Суд свидетелей, экспертов и специалистов;

д) ставить вопрос об отложении рассмотрения дела, ходатайствовать о приостановлении производства по делу, об оглашении имеющихся в материалах дела или представленных дополнительно документов;

е) давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика;

ж) задавать вопросы другой стороне, свидетелям, экспертам и специалистам;

з) излагать собственную позицию по делу;

и) просить об удостоверении в протоколе судебного заседания фактов, имеющих, по их мнению, значение для правильного разрешения дела;

к) выступать с заключительной речью по рассматриваемому вопросу;

л) просить о пересмотре распоряжений и действий председательствующего заседания Конституционного Суда;

м) ходатайствовать о даче официального толкования решения Конституционного Суда [7, ст.34].

В случаях рассмотрения в заседании нескольких предложений, соединенных в одно дело, или нескольких сопутствующих вопросов сторона и ее представитель вправе излагать собственную позицию, заявлять ходатайства и представлять отзывы на предложения другой стороны лишь в части, относящейся к предмету ее предложения.

Стороны и их представители обязаны:

а) неукоснительно соблюдать требования Конституции, законодательных актов Республики Беларусь;

б) являться по вызову Конституционного Суда;

в) уважительно относиться в заседании Конституционного Суда друг к другу и к принятым в Конституционном Суде правилам и процедурам;

г) давать объяснения и отвечать на вопросы председательствующего, судей и участников судебного заседания;

д) подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания Конституционного Суда.

Стороны и их представители должны точно и правдиво излагать обстоятельства, известные им по делу. Сторона или ее представитель, уполномоченный на то в доверенности, вправе также до завершения исследования дела в судебном заседании отозвать свое предложение о проверке конституционности акта.

3.3.2 Свидетели

К рассмотрению вопросов, вынесенных на заседание Конституционного Суда, могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и граждане, располагающие необходимыми сведениями или материалами, имеющими значение для правильного разрешения дела или вопроса, включенного в повестку дня. Эти лица обязаны явиться в заседание Конституционного Суда по его вызову, сообщить известные им сведения по рассматриваемому вопросу, представить по требованию Суда соответствующие материалы, которыми они располагают, ответить на вопросы судей и лиц, участвующих в судебном заседании.

Перед выступлением в заседании Конституционного Суда свидетель дает обязательство в соответствии с текстом, предусмотренным статьей 41 Регламента Конституционного Суда.

За дачу заведомо ложных показаний, отказ или уклонение от дачи показаний, за неявку без уважительных причин, отказ от явки или неуведомление о невозможности явки в заседание Конституционного Суда свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 46 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (Конституционный Суд имеет право налагать штрафы на должностных лиц и граждан) [7, ст.36].

3.3.3 Экспертиза. Права и обязанности эксперта

При изучении вопроса и подготовке его к рассмотрению судьей Конституционного Суда, а в заседании - Конституционным Судом может быть назначена экспертиза, производство которой поручается научным учреждениям либо конкретным специалистам, имеющим необходимые знания и достаточный опыт работы по соответствующей специальности.

Экспертное заключение должно быть представлено в Конституционный Суд в установленные сроки в письменном виде.

Эксперты обязаны по поставленным вопросам дать объективное и научно обоснованное заключение. В случае разногласий между экспертами эксперт, оставшийся при особом мнении, дает самостоятельное заключение.

Эксперт может отказаться от дачи заключения лишь при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей, или когда представленные ему материалы дела недостаточны для дачи заключения либо когда он не обладает необходимыми специальными знаниями или не является специалистом в данном вопросе.

Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, просить Конституционный Суд о предоставлении ему возможности получить дополнительные материалы. В судебном заседании эксперт вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы сторонам, их представителям, специалистам, свидетелям, если это необходимо для дачи заключения.

Эксперт обязан явиться по вызову Конституционного Суда, дать пояснения по результатам проведенных экспертных исследований и ответить на вопросы судей и участников судебного заседания.

В случае отказа от дачи заключения без достаточных оснований, неявки без уважительных причин, отказа от явки, неуведомления о невозможности явки эксперта в заседание Конституционного Суда или дачи заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 46 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Поручение эксперту или научному учреждению о проведении экспертизы оформляется требованием судьи-докладчика или решением Конституционного Суда с указанием срока представления письменного заключения.

В случае, если Конституционным Судом производство экспертизы поручено научному учреждению, это учреждение обязано представить экспертное заключение, предварительно одобренное ученым советом или другим компетентным органом и подписанное его руководителем. Это не исключает права представления заключений отдельными специалистами, оставшимися при особом мнении [7, ст.37].

3.3.4 Специалист, его права и обязанности

Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями либо навыками по определенным вопросам.

Конституционный Суд вправе вызвать специалиста, если использование его познаний необходимо для обеспечения полноты исследования отдельных вопросов [7, ст.39].

Специалист, поскольку это необходимо для формирования его мнения, имеет право знакомиться с материалами дела, просить Конституционный Суд о предоставлении ему возможности получить дополнительные материалы. В судебном заседании специалист вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы другим участникам заседания.

В случае неявки без уважительных причин, отказа от явки, неуведомления о невозможности явки, выражения заведомо ложного мнения специалист несет ответственность в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» [3, ст.46].

3.3.5 Переводчик, его права и обязанности

Переводчиком является лицо, назначенное Конституционным Судом для перевода с языка судопроизводства на язык участников судебного заседания, а также с языка, которым владеют участники заседания, на язык судопроизводства.

Переводчиком может быть только лицо, свободно владеющее обоими языками. К переводчику приравнивается лицо, понимающее знаки глухого и немого.

Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда, полно и точно выполнить порученный ему перевод.

В случаях уклонения переводчика от явки в Конституционный Суд либо от исполнения обязанностей, возложенных на него, или заведомо неправильного перевода он несет ответственность в соответствии со статьей 46 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» как за неуважение к Конституционному Суду [7, ст.40].

3.4 Порядок рассмотрения дел и принятия решений Конституционным Судом

В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает повестку дня. После этого он удостоверяется в явке сторон и участников, при необходимости проверяет их полномочия и разъясняет им их права и обязанности.

В случае неявки сторон или участников заседания, отсутствия у них надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит на голосование вопрос о возможности рассмотрения дела или о возможности участия данного лица в его рассмотрении.

Рассмотрение каждого дела начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает сущность вопроса, повод и основания для его рассмотрения. После его выступления выслушиваются стороны или их представители. Им могут быть заданы вопросы. При необходимости выслушиваются показания свидетелей, экспертов, специалистов и оглашаются документы, имеющие значение для рассмотрения дела.

По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела [10, с.140].

Итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Протокол совещания судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению [11, с.60].

Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

В случаях, предусмотренных Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», решения Конституционного Суда принимаются в виде заключения [3, ст.5].

Требования к государственным органам могут составлять часть иных решений, они могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь.

3.5 Оформление, провозглашение, опубликование решений Конституционного Суда, а также вступление их в силу

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно.

Заключение Конституционного Суда оформляется в соответствии с требованиями Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Послания Конституционного Суда, его запросы, требования, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом.

Исправление допущенных в решении неточностей, описок, счетных и других ошибок редакционного характера допускается только в заседании Конституционного Суда путем вынесения соответствующего решения.

Решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и иные решения Конституционного Суда, за исключением запросов, требований и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Заключения Конституционного Суда подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь».

Заключения Конституционного Суда не позднее чем в трехдневный срок со дня их провозглашения направляются Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь и сторонам по делу. Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и должностным лицам [8, с.72].

Решения Конституционного Суда в форме запроса, требования, а также по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, установленном Конституционным Судом.

3.6 Юридическая сила решений Конституционного Суда и обязательность их исполнения

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом [3, ст.9].

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Статья 10 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» устанавливает обязательность исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами решений Конституционного Суда, принятых в пределах его компетенции [8, с.73].

Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду ответов в установленный им срок, если иное не установлено настоящим Законом.

Отказ или уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что на заседании Конституционного Суда может рассматриваться один или несколько вопросов. Заседания Конституционного Суда созываются Председателем, в его отсутствие - заместителем Председателя Конституционного Суда, а при отсутствии Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности выполнения этими лицами своих обязанностей - старшим по возрасту судьей Конституционного Суда. По основаниям, предусмотренным Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, заседание может быть отложено либо приостановлено по соглашению сторон.

Участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» наделены правами и обязанностями.

После рассмотрения дела в заседании Конституционным Судом в закрытом совещании принимается итоговое решение (в случаях, предусмотренных законодательством, решения Конституционного Суда принимаются в виде заключения), которое вступает в силу со дня его принятия, если в нем не установлен иной срок и подлежит безотлагательному исполнению. Решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках.

Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда от судов общей юрисдикции в том, что Конституционный Суд Республики Беларусь - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти.

Из данной работы можно сделать следующие выводы:

а) Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Также Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону;

б) Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей, шесть из которых назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь и приступает к работе, если в его состав назначено не менее восьми судей. Также из числа судей Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь назначается Председатель Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.

Срок полномочий судей - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Следует отметить, что полномочия судьи могут быть досрочно прекращены, а также приостановлены по основаниям, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Также законодательством предусмотрены гарантии независимости и неприкосновенности судей Конституционного Суда;

в) на заседании Конституционного Суда может рассматриваться один или несколько вопросов. Заседания Конституционного Суда созываются Председателем, в его отсутствие - заместителем Председателя Конституционного Суда, а при отсутствии Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности выполнения этими лицами своих обязанностей - старшим по возрасту судьей Конституционного Суда.

По основаниям, предусмотренным Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, заседание может быть отложено либо приостановлено по соглашению сторон.

Участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» наделены правами и обязанностями.

После рассмотрения дела в заседании Конституционным Судом в закрытом совещании принимается итоговое решение (в случаях, предусмотренных законодательством, решения Конституционного Суда принимаются в виде заключения), которое вступает в силу со дня его принятия, если в нем не установлен иной срок и подлежит безотлагательному исполнению. Решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.

Конституционный Суд оправдал своё предназначение и несомненен его вклад в укрепление позиций Конституции и в создание демократического правового государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

.О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2008 г.

.О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 августа 2009 г.

.О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2007 г.

.Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XІІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 августа 2009 г.

.О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14

.Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. № Р-58/97: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 ноября 2009 г.

.Борико, С.В. Судоустройство: Учебник / С.В. Борико. - Минск: Амалфея, 2000. - 304 с.

.Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. - Минск: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. - 832 с.

.Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: экспресс курс / В.Н. Кивель. - Минск: Соврем. шк., 2008 - 168 с.

.Кодавбович В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / В.А. Кодавбович. - Минск: Амалфея, 2007. - 310 с.

.Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Практ. пособие / К.Н. Кунцевич. - Минск: Молодежное научное сообщество, 2000. - 164 с.

.Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): Учебное пособие / А.И. Курак. - Минск: Тесей, 2006. - 320 с.

.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. - Режим доступа: http//www.pravo.by. - Дата доступа: 10.10.2009

.Официальный сайт Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2009. - Режим доступа: http//www.kc.gov.by. - Дата доступа: 12.10.2009

.Чигринов, С.П. Конституционное право Республики Беларусь: В понятиях и схемах / С.П. Чигринов, А.А. Подупейко, И.А. Канашевич; под общ. ред. А.И. Сухарковой. - Минск: Амалфея, 2002. - 230 с.

Похожие работы на - Конституционный Суд Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!