. Существует 3 способа формирования судебного корпуса:
а) назначение судей населением и государственными органами власти;
б) назначение высшими должностными лицами государства;
в) смешанный.
РБ присущ третий способ назначения судей. Шесть судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и шесть президентом. Судьи районных, городских, межгарнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда [6, с. 44-45].
2. Судебная система Республики Беларусь
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции [1].
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006г. № 139-З с изменениями и дополнениями.
К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:
а) судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
б) судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
в) военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
г) судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
д) Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
е) Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции и законам Республики Беларусь; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства; осуществляет иные полномочия.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей этого суда. Президиум Верховного Суда рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь; оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов; заслушивает председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов Республики Беларусь, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства; осуществляет иные полномочия.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально - в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.
Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела. К числу последних относятся: дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.
Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности; рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Беларуси; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя и действует в составе:
а) Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
б) Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
в) коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
г) судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров [14, с.102-103].
Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Он рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и др.
Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.
конституционный судебный власть верховный
Заключение
В процесс исследования установлено, что правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция Республики Беларусь, Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Закон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы. Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы, которая включает в себя принципы деятельности судебной власти, без которых невозможно ее успешное функционирование [15].
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.
Основными принципами деятельности судебной власти являются:
а) принадлежность судебной власти только судам;
б) независимость судей и подчинение их только закону;
в) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
г) гласность рассмотрения дел в судах;
д) состязательность и равенство сторон в процессе;
е) право граждан на судебную защиту;
ж) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь;
з) презумпция невиновности;
и) выборность и назначаемость судей.
Неукоснительное соблюдение этих принципов обеспечивает четкое выполнение судебной властью возложенных на нее функций и тем самым гарантирует соблюдение прав и свобод человека в Республике Беларусь, что является наиболее важной и неотъемлемой чертой любого правового государства.
Список использованных источников и литературы
1. Абромович А. Суды Республики Беларусь на современном этапе // Юстиция Беларуси. - 2002. -№1.- С.9-10
2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник - Мн: Интерпрессервис. Книжный Дом. 2005, - 832 с.
. Данилевич А.А., Мартинович И.И. Судоустройство. - Мн.: Амалфея, 2002. - 480 с.
. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн.: Вышэйшая школа. 2004. - 351с.
. Кивель В. Конституционное право РБ. Экспресс-курс. Учебное пособие для вузов - М.: Интерпрессервис. 2008, - 168 с.
. Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, А.В. Круглов. М.: Амалфея. 2007. - 528 с.
. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006г. № 139-З с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2006г., от 28 декабря 2009г., от 18 июля 2011г. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2011. Режим доступа: http://pravo.by
. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII: с изм. и доп. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г. // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2011. Режим доступа: http://pravo.by
. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Практическое пособие - М.: Молодежное научное общество. 2000, - 64 с.
. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Монография. - Мн.: Молодежное научное общество. 2005. - 166 с.
. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: справочное пособие. - Мн.: Белтаможсервис. 2006. - 280 с.
13. Мартинович Н.Н. Конституционная реформа и судебная власть // Судовы веснік. - 1997. - №2 - С.52-54
14. Сенько А.С. Судоустройство: Ответы на экзамец. вопросы. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ТетраСистемс. 2008. - 160 с.
15. Трапук С. Некоторые вопросы организации работы суда // Юстиция Беларуси. - 2003. - № 6. - C.31.