Государственное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Челябинской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,28 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Челябинской области









Государственное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Челябинской области


Введение

Предприятия муниципального пассажирского транспорта едва справляются с огромным потоком людей, увеличивающимся изо дня в день. Для крупных городов, а также районных центров вопрос нехватки пассажирского транспорта превратился в социальную проблему. В ряде случаев добраться до места назначения вовремя и в комфортных условиях возможно благодаря работе транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Однако до настоящего времени главным проблемным вопросом для перевозчиков остается работа нелегальных компаний на маршрутах и отсутствие каких-либо действий со стороны Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской по разрешению этой ситуации. Свыше 1100 автобусов разной вместимости обслуживается сейчас перевозчиками, которые не имеют лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, отмечают в ассоциации перевозчиков. Работа нелегалов несет убытки перевозчикам, которые взяли на себя обязательства по соблюдению установленных Российским законодательством требования.

Большинство людей ежедневно затрачивает на транспортные передвижения значительное время. Прежде всего, это касается жителей городов, в которых проживает около 68% россиян, а также жителей пригородных зон. Ежедневные затраты времени на поездки увеличиваются с ростом численности населения городов, достигая в городах-гигантах (свыше 1 млн. жителей) к каким и относится г. Челябинск - двух и более часов.

Сейчас на рынке частных автотранспортных перевозок в Челябинске работает около 40 компаний. На улицы города ежедневно выходит порядка 700 «ГАЗелей» и других автотранспортных средств

Рентабельность бизнеса невысока - в среднем она составляет от 25 до 30%. Тем не менее, сегодня в столице Южного Урала не возит людей только ленивый. Наиболее выгодные маршруты в Челябинске давно освоены, и места для новичков здесь уже нет. Но владельцы новых компаний, зачастую располагающие всего двумя-тремя взятыми напрокат «ГАЗелями», упорно пытаются влезть на рынок, снижая издержки буквально на всем. Такие фирмы не имеют собственной ремонтной базы, водители не проходят никакого контроля перед выездом на маршрут, сами машины не проходят технического осмотра и иногда просто не приспособлены для перевозки пассажиров.

При этом, те перевозчики, которые пытаются соблюдать установленные нынешним законодательствам требования зачастую просто не выдерживают конкуренции с нелегальными перевозчиками, себестоимость которых получается в разы ниже.

Все это обуславливает объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект курсовой работы - органы государственной власти, регулирующие перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Предмет курсовой работы - деятельность органов государственной власти по регулированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Цель курсовой работы - на основе анализа деятельности органов государственной власти Челябинской области сформировать рекомендации по совершенствованию контроля за перевозками пассажиров автомобильным транспортом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть нормативно-правовые основы государственного регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

. Исследовать процесс лицензирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом как инструмент государственного контроля в данной сфере.

. Проанализировать деятельность Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области по государственному контролю в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

. Выявить актуальные проблемы государственного регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом на примере ИП Дугиной О.В.

. Сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

При подготовке курсовой работы были использованы такие методы как метод анализа и синтеза, метод сравнения, исторический метод, статистический метод.

Практическая значимость работы обусловлена наличием практических рекомендаций по совершенствованию организации государственного регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

перевозка надзор пассажирский государственный

1. Основы государственного регулирования и контроля перевозок пассажирским автомобильным транспортом в Российской Федерации


1.1 Нормативно-правовые основы государственного регулирования и контроля перевозок пассажиров автомобильным транспортом


Согласно действующему законодательству любое лицо, желающее осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, вправе зарегистрироваться в качестве предпринимателя и получить соответствующую лицензию. Однако при этом субъект должен соответствовать определенной системе требований, предъявляемых к данному виду предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс РФ, с одной стороны, закрепляет свободу предпринимательской деятельности, возможность каждого по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права, а с другой стороны, определяет, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании лицензии (ст. 49 ГК РФ). В развитие данного положения приняты Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иные нормативные акты, закрепляющие систему требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Такая кажущаяся на первый взгляд противоречивость в правовом регулировании вызвана необходимостью достижения равновесия частных и публичных интересов.

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от правового источника различаются требования, установленные Гражданским кодексом РФ (гл. 40 ГК РФ), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Федеральным законом о лицензировании, Законом РФ «О защите прав потребителей», иным законодательством. Исходя из объекта правового регулирования, существуют требования, направленные на безопасность, удобство пассажиров, а также требования, обеспечивающие осуществление государственными органами учетной и контрольной функций в отношении предпринимателя. В зависимости от стадии осуществления предпринимательской деятельности различаются требования-предпосылки, которые предъявляются на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности: государственная регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др., а также требования, предъявляемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Осуществляя перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предприниматель-перевозчик, помимо участия в качестве одной из сторон в договоре перевозки, становится участником правоотношений, складывающихся в сфере дорожного движения. Правовое регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и характеризуется императивным методом воздействия. К каждому участнику дорожного движения, будь то владелец транспортного средства или лицо, уполномоченное на управление транспортным средством, предъявляются определенные требования, правила. Данные правила обязательны для всех участников дорожного движения, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет.

Кроме того, на лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или ином законном основании, как на владельца источника повышенной опасности распространяет свое действие система требований, направленных на поддержание транспортного средства в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается соблюдением правил технической эксплуатации, организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, осуществлением контроля технического состояния транспортных средств и своевременного устранения технических неисправностей, а также обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их посторонними лицами или нанесения им порчи. Данные правила установлены для всех без исключения владельцев транспортных средств, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет.

Таким образом, следует различать требования, которые предъявляются собственно к предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, и требования, направленные на безопасность дорожного движения и адресованные участникам дорожного движения и владельцам транспортных средств.

В настоящее время перевозка пассажиров регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Перевозки пассажиров осуществляются в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

При этом перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении - между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами населенных пунктов, а перевозки в междугородном сообщении - между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами данных населенных пунктов. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением государственной границы РФ, в том числе транзитом через территорию РФ.

Согласно статье 5 указанного закона перевозки пассажиров делятся на регулярные, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Перевозка пассажиров по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Что касается перевозки пассажиров легковым такси, то она осуществляется на основании публичного договора фрахтования. Этот договор заключается в устной форме фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика, или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени.

Заметим, что права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Основополагающим документом в вопросах уведомительного порядка информирования о начале осуществления деятельности является Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, который вступил в силу с 1 июля 2009 года. Он устанавливает для указанных лиц обязанность уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. В связи с тем, что уведомление трактуется в данном законе как обязанность, юридические лица и предприниматели не вправе от него отказаться или выбрать иной порядок регистрации начала осуществления деятельности. В свою очередь, не допускается требование органами власти и местного самоуправления от хозяйствующих субъектов помимо уведомлений получения разрешений, заключений и иных ранее выдаваемых ими документов на право осуществления деятельности (п. 3 ст. 8 Закона).

Компании, для которых предусмотрен упрощенный порядок регистрации, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством (п. 9 ст. 8 Закона). Пока ответственность за подобное нарушение не установлена, и можно лишь предположить, что соответствующая норма об ответственности за несвоевременность представления уведомлений и недостоверность содержащихся в них сведений в будущем, возможно, будет внесена в КоАП РФ.

В Законе указаны виды деятельности, при осуществлении которых организация или предприниматель могут рассчитывать на упрощенный порядок регистрации. При этом он предусмотрен для работ и услуг, выполняемых и оказываемых в составе отдельных видов деятельности, выделенных в Законе. Поэтому исходить следует из норм Закона, от которого нужно перейти непосредственно к Перечню работ и услуг, для которых как раз и установлен уведомительный порядок.

Итак, в п. 2 ст. 8 Закона, указаны виды деятельности, в отношении которых с июля этого года введен упрощенный порядок регистрации. Среди них:

предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 т (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Как видим, на упрощенный порядок могут рассчитывать не все пассажирские и грузовые перевозчики. Так, уведомительный порядок не затрагивает услуги городского автотранспорта, пассажирские и грузовые перевозки для собственных нужд.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также за обеспечением транспортной безопасности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Именно на нее возложены обязанности по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов транспортной деятельности согласно Перечню работ и услуг. Соответствующее дополнение в виде отдельного пункта (5.5.1.1) внесено в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности представляется юрлицом (предпринимателем) в Ространснадзор после регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического осуществления перевозок, перечисленных в Перечне работ и услуг.

Если компания планирует заниматься иными направлениями перевозок, то ей следует изучить Перечень работ и услуг, на которых распространяется уведомительный порядок. Транспортные компании и индивидуальных перевозчиков заинтересуют следующие работы и услуги, входящие в состав вышепоименованных видов транспортной деятельности:

в сфере пассажирских перевозок - услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении (коды 025201-025203 Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН);

в сфере грузоперевозок - деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта и деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта (коды 50.24.1 и 60.24.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) соответственно).

Если обратится к названным классификаторам, то он заметит, что в ОКУН услуги пассажирского транспорта по кодам 025201-025203 (перевозки в междугороднем, пригородном транспорте, прочие пассажирские перевозки) аннулированы Госстандартом 20.11.1995. Таким образом, в Перечне работ и услуг дана отсылочная норма к положениям недействующей редакции классификатора! Это может привести к разногласиям в правоприменительной практике. Можно рекомендовать обратиться к аналогичным видам услуг, которые, правда, поименованы в ОКУН под другими кодами. При этом согласно Закону сразу исключим перевозки по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозки пассажиров для обеспечения собственных нужд организаций и предпринимателей. В сухом остатке следующие виды транспортных услуг, оказываемых в пригородном и междугороднем сообщении:

перевозка пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки (коды 021526-021527);

туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами (коды 021535, 021537);

разовые перевозки пассажиров автобусами (коды 021540, 021542);

перевозка пассажиров легковыми таксомоторами (коды 021545, 021547);

перевозка пассажиров легковыми авто (кроме таксомоторов) (коды 021550, 021552).

Данный перечень услуг во многом заменяет тот, который аннулирован в ОКУН (коды 025201-025203), но мы не беремся утверждать, что именно им должны руководствоваться начинающие перевозчики. Для них поименованные услуги могут являться ориентиром, пока уполномоченные органы не опубликуют разъяснения о том, какие же все-таки услуги подпадают под упрощенный порядок регистрации.

В сфере грузоперевозок в Перечне работ и услуг хоть и есть ошибки, но они не мешают понять то, что имел в виду нормативно-регулирующий орган. Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта и деятельность грузового неспециализированного транспорта поименованы в ОКВЭД под кодами 60.24.1 и 60.24.2 соответственно, в то время как в Перечне работ и услуг допущена неточность: грузовому специализированному транспорту ошибочно присвоен код 50.24.1 (вместо кода 60.24.1). Для наглядности поясним, что включает в себя эта группировка. В нее входят:

перевозка автомобильным грузовым специализированным транспортом различных грузов, кроме опасных (замороженных или охлажденных продуктов, жидких или газообразных грузов, грузов в контейнерах, сухих грузов навалом, автомобилей, сельскохозяйственных животных и т.п.);

перевозка грузовым специализированным транспортом опасных грузов.

Деятельность грузового неспециализированного транспорта (код 60.24.2) в ОКВЭД не расшифрована, поэтому остается применить метод от обратного и включить в нее виды деятельности грузового транспорта, который не относится к специализированному. При этом нужно исключить аренду грузового авто с водителем (код 60.24.3), указанную отдельно от деятельности специализированного и неспециализированного грузового транспорта.

В целом у грузоперевозчиков больше возможностей начать деятельность в уведомительном порядке, чем у перевозчиков пассажиров, для которых никто не отменял лицензирование и другие процедуры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок.

В Законе все проверки разделены на плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Плановые проверки могут проводиться не чаще чем раз в три года на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности установленных обязательных требований, в том числе на предмет достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности. Перевозчик может попасть в план проверки по истечении трехлетнего срока со дня государственной регистрации или со дня окончания последней плановой проверки. По любому из этих оснований в компании может быть проведена плановая проверка, о чем инспектируемое лицо уведомляется не позднее чем в течение трех дней до начала проверки.

Внеплановые проверки могут проводиться в любое время на предмет соблюдения юридическим лицом установленных обязательных требований, а также выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора). Очевидно, что для внеплановой проверки нужны более веские причины, чем для проведения планового контроля. В частности, проверяющие могут нагрянуть по истечении срока исполнения лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения. Другой причиной является поступление от граждан, юридических лиц или органов местного самоуправления информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Анонимные заявления, а также обращения, не содержащие сведений о перечисленных выше нарушениях, не могут служить основанием для внеплановой проверки. Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только по согласованию с прокуратурой.

Документарные проверки предполагают анализ сведений, содержащихся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности. К ним следует добавить документы, используемые при осуществлении юридическим лицом деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора). В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицом обязательных требований, проверяющие вправе направить запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения документы. К запросу в обязательном порядке должна прилагаться копия распоряжения о проведении документарной проверки.

Предметом выездных проверок являются не только сведения, содержащиеся в документах, но и состояние используемых перевозчиком территорий, зданий, строений, транспортных средств и оборудования. Проверяются все эти объекты по месту нахождения лица или по месту фактического осуществления им деятельности. Перед тем как начать проверку, ревизоры должны довести до сведения проверяемого лица распоряжение (приказ) о назначении проверки и полномочия проводящих ее должностных лиц. Кроме этого, проверяемое лицо вправе ознакомиться с целями, задачами, основаниями выездной проверки, видами и объемом контрольных мероприятий, составом экспертов, сроками и условиями проведения проверки. После этого руководитель или иной уполномоченный представитель фирмы обязан предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки (если выезду не предшествовала документарная проверка). Плюс к этому проверяемое лицо должно обеспечить доступ ревизоров на территорию, в здания, помещения, к транспортным средствам и иному оборудованию, которые используются при осуществлении деятельности.

1.2 Лицензирование как инструмент государственного регулирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом


Лицензирование в области оказания транспортных услуг регулируется, прежде всего, Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а отраслевые вопросы лицензирования, а именно:

предъявляемые к перевозчику лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии;

перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;

правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.

По всем иным вопросам, связанным с лицензированием перевозок пассажиров, следует руководствоваться Законом о лицензировании.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» без получения лицензии невозможно осуществлять:

перевозку пассажиров морским, внутренним водным, воздушным или железнодорожным транспортом;

Следовательно, если фирма (индивидуальный предприниматель) осуществляет автоперевозки с использованием указанных транспортных средств, то она обязана получить лицензию. В противном случае компанию (предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной в статье 14.1 КоАП РФ. Так, в соответствии с пунктом 2 данной статьи ведение предпринимательской деятельности без лицензии (если ее наличие обязательно) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 4000-5000 руб., на юридических лиц - 40 000-50 000 руб. Если же предпринимательская деятельность ведется с нарушением условий, предусмотренных лицензией, то на основании пункта 3 статьи 14.1 КоАП РФ в данном случае должностным лицам грозит штраф в размере 3000-4000 руб., а юридическим лицам - 30 000-40 000 руб.

Для того чтобы получить лицензию, перевозчик должен выполнить ряд условий, которые не станут «открытием» ни для транспортных организаций, ни для предпринимателей. Практически все условия основываются на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к которым есть соответствующие отсылочные нормы.

Наличие ТС является первым обязательным условием для перевозчика. Они должны находиться на праве собственности или на ином законном основании. В Положении не сказано, что следует считать «иным законным основанием», однако если обратиться к ГК РФ, то можно выделить право хозяйственного ведения и оперативного управления ТС, которым могут обладать государственные, муниципальные и казенные государственные предприятия (ст. 294, 296 ГК РФ). А при заключении договора аренды транспортная организация (предприниматель) получает ТС во временное владение и пользование (без права распоряжения им). В Положении нет запрета на использование арендованных ТС для перевозки пассажиров, однако следует обратить внимание на конструкцию, внешний и внутренний вид ТС. Они должны соответствовать установленным техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что обязывает владельца ТС пройти техосмотр. Только после этого они могут быть допущены к участию в дорожном движении.

Выполнение требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, установленных в двух отраслевых документах - Уставе автомобильного транспорта и Правилах перевозок пассажиров. В последнем документе более детально описан порядок перевозки пассажиров в автобусах городских, пригородных, междугородних маршрутах, а также в маршрутках. Не все нормы этих документов соответствуют сегодняшним реалиям перевозки пассажиров, однако иного выбора транспортным организациям и предпринимателям не предоставлено. Более поздний документ - Временные правила перевозок пассажиров - так и не был зарегистрирован в Минюсте, поэтому не имеет силы нормативного акта.

Соблюдение мер по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). В их числе:

организация работы водителей и обеспечение режима труда и отдыха в соответствии с нормами отдельного отраслевого Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей;

создание условий для повышения квалификации водителей;

анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД с участием эксплуатируемых ТС;

организация и проведение предрейсовых медосмотров водителей.

Полный комплекс таких мер поименован в ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(8).

Наличие в штате квалифицированных работников. Во-первых, должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение БДД, прошедшее аттестацию на право занимать такую должность.

Во-вторых, иные должностные лица и специалисты должны отвечать Квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении пассажирских перевозок. Компетентность этих лиц в вопросах осуществления перевозок пассажиров должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем специальном образовании по перечню специальностей, указанных в квалификационных требованиях. Профессиональная подготовка специалистов организаций, осуществляющих международные перевозки пассажиров, включает обучение и сдачу экзамена по дополнительной программе.

В-третьих, иметь квалификацию должны водители, прошедшие медицинское освидетельствование. Для них немаловажное значение имеет также стаж работы. Например, к управлению автобусами междугородних и международных направлений, а также к перевозкам детей могут быть допущены водители автобусов, имеющие стаж работы не менее трех лет. Это указано в Положении об обеспечении безопасности.

И в-четвертых, организация (предприниматель) может укомплектовать штат работниками, которые будут осуществлять техническое обслуживание и ремонт ТС. Но для этого необходимы помещения и соответствующее оборудование. Если таких возможностей нет, то соискателю лицензии, чтобы выполнить лицензионное требование, следует заключить договор с автотехцентром на техническое обслуживание и ремонт ТС.

Страхование автогражданской ответственности. Данный вид страхования является обязательным для всех владельцев ТС, участвующих в дорожном движении. Без страховки автобус не будет поставлен на учет в органах ГИБДД и не пройдет технический осмотр, а значит, не будет допущен к участию в дорожном движении. Об этом организации и индивидуальному предпринимателю следует позаботиться в первую очередь.

И, наконец, не следует забывать о наличии на каждое ТС документов, предусмотренных ПДД. Среди них водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС, регистрационные документы и талон гостехосмотра, путевой лист с отметкой о прохождении медосмотра, лицензионная карточка и полис «автогражданки».

Лицензии, выданные до вступления в силу изменений законодательства действительны до истечения указанного в них срока. Этот вывод можно сделать из ст. 49 ГК РФ: право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять лицензируемый вид деятельности прекращается по истечении срока действия лицензии. Об этом также говорится в Постановлении Правительства РФ №45: лицензии, полученные до внесения изменений в Закон о лицензировании, действительны до истечения указанного в них срока.

Приведем еще несколько аргументов в пользу данной позиции. Так, в п. 2 ст. 14.1 КоаП РФ установлены штрафы за отсутствие лицензии у организации и индивидуального предпринимателя, а не за ее непереоформление по новым правилам. К тому же в Законе о лицензировании приведен перечень случаев, когда нужно переоформлять документ, подтверждающий наличие лицензии:

при реорганизации юридического лица. Правопреемнику воспользоваться прежней лицензией не удастся, так как она и предоставляемые ею права не могут быть переданы лицензиатом другому лицу;

при изменении наименования, местонахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя);

при изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Как видим, в этом списке нет переоформления действующей лицензии в связи с изменениями в законодательстве. Однако это не освобождает ее обладателя от выполнения лицензионных требований и условий, которые установлены новым Положением, так как прежнее утратило силу.

.01.2010 вступили в силу изменения во Вторую часть Налогового Кодекса РФ, введенные Федеральным законом от 27.12.09 №374-ФЗ.

В частности, в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

За предоставление лицензии - 2 600 рублей;

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей;

За выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей.

В соответствии с подпунктом 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина за выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации (удостоверения об аттестации) уплачивается в размере 800 рублей.

Кроме того, у транспортной организации и предпринимателя могут быть и иные расходы, связанные с получением лицензии, например по оплате консультационных услуг, за заверение копий документов, выдачу и продление срока действия акта техосмотра ТС. В частности, за удостоверение копий учредительных документов государственная пошлина взимается в размере 500 руб. (п. 8 ст. 333.24 НК РФ), а за продление акта техосмотра ТС - 100 руб. (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Заметим, в случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, транспортная организация или предприниматель за плату в размере 200 руб. может получить от лицензирующего органа в течение 10 дней дубликат или в течение 7 дней - его заверенную копию.

После получения пакета документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Последний проверочный этап проводится лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля .

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная служба по надзору в сфере транспорта принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закон о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдаче лицензии отраслевым Положением не установлен.

После проведения проверки полноты и достоверности сведений о соискателе Федеральная служба по надзору одновременно с лицензией выдает выписку из этого документа - лицензионную карточку. В ней указываются номер, дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и госзнак ТС.

В случае изменения парка ТС организация или предприниматель должны представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных лицензионных карточек на поступившие ТС. Они должны быть выданы в течение 10 дней. Лицензионные карточки по ТС, которые заменены и не используются для перевозок, должны быть возвращены. Это следует сделать также в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

Анализ положений, определяющих состав лицензионных требований и условий, показывает, что закрепленные ими правила зачастую уже содержатся в иных нормативно-правовых актах. К примеру, требование, содержащееся в подп. «а» п. 4 постановления, предполагает наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Данное требование включает использование автотранспорта:

) прошедшего государственный технический осмотр, порядок и сроки проведения которого установлены Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 5 ноября 1993 г. №482. К данному требованию тесно примыкает необходимость использования автотранспорта, отвечающего требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, в ред. постановлений Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. №595);

) содержащегося в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается:

соблюдением Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», инструкций предприятий-изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств;

организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г.;

осуществлением контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки; своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств;

обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам (п. 2.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 30 марта 1994 г. №15) и т.д.

Несомненно, соблюдение данного требования имеет большое практическое значение, так как неисправность автомобиля зачастую становится причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако к лицу, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, предъявляются требования, которые он уже должен выполнять на основании других нормативно-правовых актов, будучи владельцем транспортных средств, независимо от того, является ли он предпринимателем или желает приобрести статус предпринимателя. На наш взгляд, складывается ситуация, в которой нормы специального закона - Федерального закона о лицензировании, а также принятого на его основании подзаконного акта - Постановления о лицензировании - противоречат нормам Гражданского кодекса РФ, так как ухудшают положение предпринимателя, предъявляя к нему требования, не относящиеся к процессу осуществления им предпринимательской деятельности, а регулирующие отношения в области безопасности дорожного движения.

Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении иных лицензионных требований и условий. Например, требование, выполнение которого гарантирует пассажиру денежное возмещение за вред, причиненный ему во время перевозки, заключается в наличии у соискателя лицензии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На наш взгляд, несмотря на свою значимость, требование о наличии у обратившегося за получением лицензии лица договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должно быть исключено из состава лицензионных требований и условий, так как обязанность по страхованию владельцами транспортных средств своей гражданской ответственности предусмотрена ст. 16 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ (с изм. и доп.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В качестве объекта обязательного страхования в данном случае выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Таким образом, необходимо уменьшить состав требований, предъявляемых в отношении лица, желающего получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, оставив лишь те из них, которые имеют непосредственное отношение к предпринимательству и направлены на создание эффективных и конкурентоспособных субъектов предпринимательства. Например, требование о проведении перевозчиками - юридическими лицами ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащего им автотранспорта, на наш взгляд, не имеет прямого отношения к договору перевозки и больше относится к формированию статистической информации.

Частично требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок, указанные в постановлении о лицензировании, должны быть исключены из состава лицензионных, так как направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, а также выполнение учетной и контрольной функций государственных органов. Указанные требования следует закрепить не в качестве условий, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, так как они уже закреплены в иных нормативно-правовых актах, а в качестве вопросов, по которым лицензирующие органы осуществляют контрольные мероприятия. Например, подп. «в» п. 4 Постановления о лицензировании налагает на перевозчиков обязанность по соблюдению установленных ст. 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров. Однако необходимость соблюдения данного требования возникает уже в силу существования данного закона.

Лицензионные требования и условия перевозки пассажиров автотранспортом должны быть направлены на обеспечение уверенности пассажира в том, что его доставят в обусловленное место в определенное время, что во время следования к месту назначения ему будет удобно, что стоимость оказанной ему услуги будет экономически обоснованной, соответствовать утвержденным тарифам, а сама услуга - доступной.

Таким образом, исследование основ государственного регулирования и контроля по регулированию пассажирских перевозок автомобильным транспортом и в обобщенном виде требований, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Российской Федерации, показало, что указанные требования содержатся как в законодательных, так и в подзаконных нормативных актах, отличающихся большим разнообразием.

В данной сфере применяются нормативные акты бывшего СССР, в части, не противоречащей действующему законодательству. В области лицензирования перевозочной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать соответствующие акты. Выявление массива требований из всего законодательства страны для лица, осуществляющего перевозки, представляет сложность: предпринимателю трудно ориентироваться во всем многообразии и множественности нормативных актов, регулирующих перевозки пассажиров. Как показывает практика, перевозчики порой и не подозревают о том, что в своей деятельности совершают массу правонарушений.

В связи с этим предлагается принять федеральный закон, определяющий правовые основы перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе закрытый перечень лицензионных требований и условий, сформулированных предельно конкретно, без ссылок на иные правовые акты; определить вопросы, по которым должно быть взаимодействие перевозчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.


2. Организация государственного регулирования и контроля перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Челябинской области

 

2.1 Деятельность Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области по государственному регулированию и контролю перевозок пассажиров автомобильным транспортом


Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю за деятельностью в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Управление осуществляет в указанных сферах деятельности следующие полномочия:

В случае и в порядке, установленными законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением субъектом Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами требований, в том числе за исполнением этих требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с ним деятельность;

Лицензирование следующего вида деятельности: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Принимает соответствующие решения и выдает:

лицензии, а также приостанавливает и возобновляет их действие и аннулирует в установленном порядке;

удостоверения допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, а также карточки допуска транспортных средств к осуществлению таких перевозок;

иные разрешительные документы в установленной для Управления сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.

Для получения лицензии в Управлении в первую очередь необходимо представить заявление. В нем Закон о лицензировании предписывает указывать:

реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр;

сведения об индивидуальном предпринимателе: Ф.И.О., место жительства и осуществления лицензируемого вида деятельности, данные удостоверяющего личность документа и о внесении сведений в госреестр предпринимателей;

лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (перевозка пассажиров автомобильным транспортом).

К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции.

Помимо «общих» документов транспортной организации (предпринимателю) следует позаботиться о копиях «отраслевых» документов:

подтверждающих наличие права собственности на ТС и их государственную регистрацию (свидетельство, ПТС, договор аренды);

талонов о прохождении гостехосмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров ТС;

дипломов о высшем и среднем специальном образовании, удостоверений о повышении квалификации, подтверждающих квалификацию должностных лиц и специалистов;

документа об аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение БДД;

документов о квалификации и стаже работы водителей, а также подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;

документов, подтверждающих возможность у организации или предпринимателя проводить техобслуживание и ремонт ТС, или договора с автотехцентрами на оказание данных услуг.

Управление также осуществляет в установленном порядке контроль за выполнением предприятиями и организациями, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности и (или), их подразделений, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности движения, организует и проводит такую аттестацию.

Осуществляет контроль в случаях и порядке установленном законодательством Российской Федерации за деятельностью хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие терроризму.

Одной из задач Управления транспорта представляется обеспечение необходимых мер, позволяющих избежать нездоровой конкуренции между перевозчиками.

Изменение ситуации на рынке предоставляемых транспортных услуг в стране, вызвало необходимость принятия комплексных мер и конструктивных подходов, направленных на оздоровление транспортного комплекса города и организации его эффективной работы в сложившихся экономических условиях.

Лицензионные требования обязательны к выполнению не только потому, что за них предусмотрены штрафные санкции - прежде всего они направлены на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

Лицензия в сфере оказания транспортных услуг выдается на пять лет. В течение установленного срока лицензия может переоформляться, в нее могут вноситься изменения и дополнения, ее действие может быть приостановлено (возобновлено), а также она может быть аннулирована в порядке, установленном Законом о лицензировании.

Приостановление действия лицензии осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в случае привлечения организации (предпринимателя) к ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, установленных Положением.

В Законе о лицензировании описан порядок приостановления лицензии в случае, если по результатам выявленных нарушений принято решение об административном приостановлении деятельности организации или предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность и действие лицензии приостанавливаются на один и тот же срок. После этого действие лицензии возобновляется при условии, если выявленные нарушения устранены. Заметим, срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается.

Порядок приостановления действия лицензии в досудебном порядке описан в Методических рекомендациях. Управление в течение трех дней после принятия такого решения направляет лицензиату уведомление с указанием сроков устранения выявленных нарушений. Этот срок не должен превышать шести месяцев, до истечения которых организации (предпринимателю) следует принять меры по устранению выявленных недостатков.

В дальнейшем все будет зависеть от того, устранит организация (предприниматель) нарушение, повлекшее приостановление лицензии, или нет. При положительном ответе действие лицензии возобновляется, в противном случае лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).

В настоящее время подготовлен и вынесен на обсуждение проект Положения «Об организации транспортного обслуживания населения на территории города Челябинска», рассматривается схема дальнейшей реорганизации муниципальных предприятий пассажирского транспорта, пересматриваются принципы и подходы к организации пассажирских перевозок в городе.

В отличие от старых правил лицензирования в новых не уделено внимания ни плановым, ни внеплановым проверкам организации на соблюдение лицензионных требований. Но это не означает, что перевозки пассажиров не подлежат лицензионному контролю. Порядок его проведения регламентирован отдельными Методическими рекомендациями.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров не чаще раза в год. Внеплановые проверки проводятся в случаях:

необходимости подтверждения устранения лицензиатом нарушений, заявленных при проведении плановой проверки;

получения информации о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий;

совершения при выполнении лицензируемой деятельности ДТП с участием принадлежащих лицензиату ТС, повлекших за собой телесные повреждения и (или) гибель людей.

По результатам составляется акт (протокол), в котором указываются сведения о выявленных нарушениях.

Особое внимание обращается на грубые нарушения лицензионных требований. К ним относится нарушение, в результате которого произошло ДТП, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, а также использование ТС, недопущенных к эксплуатации и не прошедших предрейсовый техосмотр.

За грубые нарушения лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательской деятельности на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. на юридических лиц, и от 4 до 5 тыс. руб. - на предпринимателя. Штрафы за другие нарушения лицензионных условий меньше - от 30 до 40 тыс. руб. на юридических лиц, и от 1,5 до 2 тыс. руб. - на предпринимателя (п. 3, 4 ст. 14.1 КоаП РФ).

По данным Управления пассажирскими автотранспортными перевозками посредством маршрутных такси в г. Челябинске занимается 85 предприятий, владеющих 1821 транспортным средством. По данным субъектам проведено 89 проверок, в 71 случае было возбуждено административное производство за выявленные нарушения. В отношении 10 субъектов разбирательство проводилось 2 раза, в отношении 2 - 3 раза, в отношении 4 предприятий - более 3 раз».

Таким образом, уменьшение количества проверок (плановая проверка согласно законодательству проводиться раз в три года, а не в два как ранее) приводит к тому что, хотя снижается не количество самих нарушений в данной сфере, а именно количество выявленных нарушений.

2.2 Опыт проведения плановой проверки соблюдения установленных требований к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на материалах ИП Дугиной О.В.


Согласно действующему законодательству плановая проверка соблюдения установленных требования к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом проводиться не чаще одного раза в три года. Рассмотрим процесс и результаты проверки Индивидуального предпринимателя Дугиной О.В. Управлением государственного автодорожного надзора по Челябинской области в период с 11 января до 04 февраля 2010 года включительно.

ИП Дугина О.В. предоставляет услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по разовым заявкам.

В парке ИП Дугиной О.В. на 1 января 2010 года числиться 4 единицы транспорта:

. Автобус «Газель» - 13 мест

. Автобус «Форд Транзит» - 18 мест

. Автобус «ПАЗ» люкс - удлиненный, пассажировместимость 50 (посадочных мест 30)

. Автобус «Гранбирд» - 45 мест.

Проверка проводиться с целью соблюдения обязательных требований, являющихся лицензионными требованиями и условиями. Задачами проверки являются:

определение соответствия деятельности обязательным требованиям;

принятия мер по фактам выявленных нарушений обязательных требований.

Предметом проверки являлось:

соблюдение обязательных требований;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Форма проверки: выездная.

В процессе проверки Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области были проведены следующие мероприятия по контролю - рассмотрение документов, подтверждающих соблюдение обязательных требований, обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, транспортных средств:

Регистрационные документы на имеющиеся в наличии АТС (ПТС, свидетельство о регистрации); Документы, подтверждающие законность использования АТС (договоры аренды, пользования, лизинга и иные документы в соответствии с законодательством); Талоны о прохождении ГТО; Приказ о назначении исполнительного руководителя, ответственного за ОБДД (трудовой договор, должностная инструкция); Удостоверение о прохождении аттестации на право занимать соответствующую должность; Документы о закреплении обязанностей и возложении ответственности на должностных лиц и специалистов за соблюдение обязательных требований (должностные инструкции на всех должностных лиц и специалистов, трудовые договоры, приказы); Дипломы или удостоверения, подтверждающие квалификацию, а также документы о последнем повышении квалификации (по указанным лицам); Документы о приеме на работу водителей (трудовые договоры, приказы); Водительские удостоверения; Документы, подтверждающие непрерывный стаж работы в качестве водителей автобусов последних трех лет; Документы о прохождении водителями медицинского освидетельствования; Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; Документы о приеме на работу работников для проведения работ по ТО и ремонту АТС (трудовые договоры, приказы); Документы, подтверждающие квалификацию указанных работников (дипломы, удостоверения, сертификаты, трудовые книжки); Документы на право использования помещений и оборудования для проведения работ по ТО и ремонту АТС; Документы об установлении норм и правил ТО и ремонта АТС ИЛИ Договоры со специализированными организациями на ТО и ремонт транспортных средств; Документы подтверждающие, проведение регулярного контроля за деятельностью должностных лиц и работников по обеспечению безопасности движения (приказы о назначении, приказы о наказании, протоколы совещаний, объяснения); Документы о специальной подготовке и аттестации на право занятия должностей - по должностным лицам и специалистам, ответственным за соблюдение обязательных требований по БДД; Документы о проведении служебных расследований, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, нарушений водителями требований безопасности движется; Документы о ежегодном планировании мероприятий, направленных на ОБДД и их исполнении; Документы до учету данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в ДТП, допущенных нарушениях ПДД (выявленных ГИБДД), фактах лишения нрава управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения, перерывах в водительской деятельности; Документы о наличии водителей, оформленных по совместительству; Документы, подтверждающие организацию и фактическое проведение стажировок водителей, в том числе приказ на водителей-наставников (договоры на проведение стажировки), заключения о допуске к самостоятельной работе; Графики работы (сменности) водителей; Документы об установлении суммированного учета рабочего времени водителей (при его введении); Документы об установлении продолжительности ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете (при его наличии); Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня водителей на 2 части (при его наличии); Документы, устанавливающие состав и продолжительности подготовительно-заключительных работ и продолжительности времени проведения медицинских осмотров; Документы по установлению времени перерыва для отдыха и питания и его продолжительности; Документы о привлечении водителей к работе в выходные дни (при наличии таких случаев); Документы об организации проведения предрейсовых, послерейсовых медосмотров водителей; 1) о наличие в штате медицинского работника и его квалификации, 2) договор с органом здравоохранения; Документ по учету проведения указанных медосмотров (журнал); Документы о проведении анализа данных медосмотров водителей; Документы по организации проведения инструктажей; Документы по учету инструктажей (журнал).

Документы о фактическом объеме, сроках и тематике ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства
водителей, лицах проводивших занятия; Документы, подтверждающие прохождение курса занятий водителями;

Документы о сдаче зачетов водителями; Документы, подтверждающие проведение контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения, соблюдением водителями ПДД, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров, Правил технической эксплуатации подвижного состава, норм вместимости автобусов, маршрутов движения; Документы по контролю выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием; Графики технического обслуживания и ремонта

АТС; Документы об установлении норм ТО и эксплуатации используемых, АТС; Документы, подтверждающие сдачу АТС исполнителю работ, проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; Документы исполнителя работ (услуг) по ТО и ремонту о соответствии АТС требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование ТС, в части, относящейся к ОБДД; Журнал технических осмотров АТС; Документы по учету неисправностей транспортных средств.

Документы по учету устранения неисправностей транспортных средств; Документы, подтверждающие организацию охраны транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств; Материалы обследования и копии актов по результатам обследования автобусных маршрутов на предмет соответствия технического состояния и уровня содержания дорог, искусственных сооружений, ж/д переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям ОБДД; Документы, подтверждающие проведение оценки соответствия дорожных условий требованиям ОБДД, и принятие соответствующих решений; Журнал учета обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, трамвайных путей, остановок пассажирского транспорта; Документы, определяющие места для отстоя автобусов и отдыха водителей (при разрывном графике); Документы, подтверждающие установление задания по времени движения и стоянки АТС (при направлении в дальние рейсы); Путевые листы (период предоставления путевых листов определяется при документарной проверке); Журнал регистрации путевых листов; Графики (расписания) движения; Паспорта маршрутов; Схемы маршрутов с указанием опасных мест (участков); Графики (расписания) движения автобусов по регулярным маршрутам; Графики выпуска транспортных средств на линию; Документы о согласовании маршрутов регулярных автобусных перевозок, проходящих через железнодорожные переезды, с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды; Документы о поверке тахографа; Документы о проведении мероприятий по обязательному личному страхованию пассажиров; При выполнении перевозок по заказам - документы об обследовании дорожных условий на маршруте или документы, предоставленные заказчиком о соответствии дорожных условий требованиям БДД; Документы, подтверждающие выполнение требований по перевозке детей, Инструкции по безопасной перевозке детей автобусами в 40; Документы об обследовании маршрутов регулярных перевозок детей в сельской местности; Образцы используемых бланков: билетов, квитанций на провоз ручной клади, багажных квитанций; Договоры фрахтования и (или) заказ-наряды (при наличии перевозок по заказам); Документ об установлении нормы провоза ручной клади и багажа; Документ об установлении полномочий должностных лиц перевозчика на осуществление контроля наличия у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади.

Результаты проверки нашли свое отражение в предписании, где предпринимателю было предписано устранить выявленные нарушения.

Были выявлены следующие основные нарушения:

. Автобус «ПАЗ» люкс - удлиненный, пассажировместимость 50 (посадочных мест 30), который неоднократно использовался для перевозки в междугороднем сообщении не оборудован тахографом.

. Отсутствуют документы, подтверждающие проверку соответствия дорожных условий на маршрутах требованиям безопасности путем, непосредственного обследования.

. Нарушения правил перевозки пассажиров и правил дорожного движения водителями не отслеживаются, нигде не фиксируются.

. По ранее осуществленным заказам отсутствуют списки пассажиров, в соответствии с которыми производиться посадка определенного круга лиц, в предоставленное транспортное средство.

На устранение выявленных нарушений был предоставлен один месяц.

Рассмотрим причины выявленных нарушений у ИП Дугиной О.В.

. Использование автобуса на междугородних перевозках без тахографа. Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. Внутри прибора размещаются два диаграммных диска, на которых фиксируются скорость движения, время пребывания водителя в пути, километраж, периоды отдыха и т.п.

Стоимость тахографа у челябинских специалистов - 27 тысяч рублей. На территории России существует единый ГОСТ, в соответствии с которым на транспортном средстве должен устанавливаться тахограф немецкой фирмы «KIE №ZLE», за номером 1318.27. Если вдруг предприниматель купил машину иностранного производства, а на ней стоит другая модель тахографа, возможны два варианта. Либо перевозчик (а вместе с ним и контролирующие органы) дожидаются того момента, когда прибор выйдет из строя, либо сразу следует предписанию транспортной инспекции и меняете прибор на «ГОСТовский».

Важно отметить, что, не смотря на то, что норма о необходимости установки тахографа на автобусах междугородних перевозок уже давно вступила в силу и все перевозчики обязаны ее соблюдать, в Челябинской области отсутствуют уполномоченные и главное обладающие для этого профессиональной подготовкой по расшифровке его данных. Что приводит к тому что данная норма является лишь обременением, особенно для индивидуальных предпринимателей которые осуществляют непостоянные, разовые заказы. Для государственного контроля до появления специализированного органа, либо учреждения по работе с данным оборудованием это норма абсолютно бессмысленна.

Среднегодовая динамика доходов ИП Дугиной О.В. за 2009 год в соответствии с периодичностью разовых доходов представлена на рисунке 1.

То есть необходимо отметить сезонность работ по разовым заявкам, если в летние месяцы рентабельность работ достигает 30%, то в феврале, сентября падает до 3%.

Рис. 1 - Динамика доходов ИП Дугиной О.В. за 2009 год

В связи с этим представляется необходимым отменить обязательное оборудование тахографами автобусов работающих на разовых междугородних рейсах вплоть до формирования службы контроля за данными тахографов.

. Отсутствие документов, подтверждающих проверку соответствия дорожных условий на маршрутах требованиям безопасности путем, непосредственного обследования связано, прежде всего с тем, что малая численность штата предприятия не позволяет осуществлять выездные проверки маршрута. Так, в штате числится сам Индивидуальный предприниматель, который одновременно является и руководителем и механиком и диспетчером по приему заказов, а также два водителя.

Кроме того, нарушение данной нормы обусловлено самой спецификой деятельности ИП Дугиной О.В. Так, среди заказов ИП Дугиной О.В. можно выделить такие как:

. Перевозка детей в зоопарк, цирк, кукольный театр и т.д.

. Корпоративные заказы

. Обслуживание мероприятий

. Свадьбы, дни рождения, похороны

. Туристические поездки

. Сплавы

. Вахта

Все это обуславливает, то, что между оформлением заявки и выездом автобуса на маршрут проходит слишком краткий период для проверки соответствия дорожных условий на маршрутах требованиям безопасности путем, непосредственного обследования.

В связи с тем, что все поездки выполняются по уже существующим маршрутам представляется нецелесообразным проведение данных обследования.

Форма государственной проверки проведения перевозчиком обследования в настоящее время также не обуславливает достижение желаемых результатов. В частности Акты об обследовании составляются самим перевозчиком и фактически Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области не может осуществить проверку на предмет, был ли осуществлен выезд и документ составлен без реального обследования.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 года по итогам контроля перевозчиков заполняется журнал контроля на линии.

Однако предпринимателю со среднегодовым доходом около 60000 руб. в месяц, а главное работающего с разовыми заказами просто не под силу отслеживать нарушения правил перевозки пассажиров и правил дорожного движения водителями. Если на постоянных маршрутах это возможно организовать, то на разовых заказах не только экономически невыгодно, но и практически реализовать очень трудно. В свою очередь и Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области не обладает возможностями по проверке достоверности данных представленных в Журнале контроля на линии, что превращает его в бесполезную, дополнительную «бумажку»

. По ранее осуществленным заказам отсутствуют списки пассажиров, в соответствии с которыми производиться посадка определенного круга лиц, в предоставленное транспортное средство.

Анализ заказов за последние четыре года позволяет сделать вывод о том, что 80% заказов поступает от физических лиц, и только 20% от юридических лиц.

В связи с этим составление списков пассажиров практически не представляется возможным. Как заказчик, который оформляет заявку на свадьбу или похороны может, а главное захочет предоставить список пассажиров. При любых попытках соблюдения данного требования предприниматель потеряет порядка 90% клиентов - физических лиц и окоо половины - юридических.

Представляется отменить данную норму для перевозчиков, работающих на разовых заказах, по меньшей мере при работе с физическими лицами.


Заключение


Свобода предпринимательства в сфере автотранспорта без соответствующего государственного регулирования может привести к ряду негативных последствий в безопасности дорожного движения, загрязнение окружающей среды и т.д. С целью недопущения этого проводится государственное регулирование пассажирских автотранспортных услуг.

Лицензирование - это важнейший метод государственного регулирования, направленный на решение следующих задач:

соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований безопасности перевозки пассажиров и охраны окружающей среды;

допуск на рынок транспортных услуг квалифицированных, надёжных и финансово-дееспособных производителей этих услуг.

Не все нормы нормативно-правовых документов соответствуют сегодняшним реалиям перевозки пассажиров, однако иного выбора транспортным организациям и предпринимателям не предоставлено. Более поздний документ - Временные правила перевозок пассажиров - так и не был зарегистрирован в Минюсте, поэтому не имеет силы нормативного акта.

Нормы специального закона - Федерального закона о лицензировании, а также принятого на его основании подзаконного акта - Постановления о лицензировании - противоречат нормам Гражданского кодекса РФ, так как ухудшают положение предпринимателя, предъявляя к нему требования, не относящиеся к процессу осуществления им предпринимательской деятельности, а регулирующие отношения в области безопасности дорожного движения.

Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении иных лицензионных требований и условий. Например, требование, выполнение которого гарантирует пассажиру денежное возмещение за вред, причиненный ему во время перевозки, заключается в наличии у соискателя лицензии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предлагается принять федеральный закон, определяющий правовые основы перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе закрытый перечень лицензионных требований и условий, сформулированных предельно конкретно, без ссылок на иные правовые акты; определить вопросы, по которым должно быть взаимодействие перевозчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Лицензирование пассажирских автомобильных перевозок (кроме международных) относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Челябинской области этим органам является Управление автодорожного надзора по Челябинской области.

В соответствии с действующим постановлением правительства РФ на автомобильном транспорте подлежат лицензированию городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами, принадлежащими юридическим лицам не зависимо от их организационно-правовой формы, а так же физическими лицами осуществляющими предпринимательскую деятельность, без образования юридических лиц.

На право организации вышеуказанных перевозок выдаётся лицензия, к лицензии прилагают лицензионные карточки на каждое автотранспортное средство, учтённое в лицензии. В случае перевозок пассажиров в междугородном сообщении, в том числе межобластном, у лицензиата должен быть оформлен договор обязательного личного страхования пассажиров.

Анализ реализации отдельных норм государственного регулирования на материалах проверки ИП Дугиной О.В. позволил выявить ряд проблем.

Так, не смотря на то, что норма о необходимости установки тахографа на автобусах междугородних перевозок уже давно вступила в силу и все перевозчики обязаны ее соблюдать, в Челябинской области отсутствуют уполномоченные и главное обладающие для этого профессиональной подготовкой по расшифровке его данных. Что приводит к тому что данная норма является лишь обременением, особенно для индивидуальных предпринимателей которые осуществляют непостоянные, разовые заказы. Для государственного контроля до появления специализированного органа, либо учреждения по работе с данным оборудованием это норма абсолютно бессмысленна.

Кроме того, в связи с тем, что все поездки перевозчиком выполняющим разовые заказы выполняются по уже существующим маршрутам представляется нецелесообразным проведение обследования маршрута. Форма государственной проверки проведения перевозчиком обследования в настоящее время также не обуславливает достижение желаемых результатов. В частности Акты об обследовании составляются самим перевозчиком и фактически Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области не может осуществить проверку на предмет, был ли осуществлен выезд и документ составлен без реального обследования.

Проблема отслеживания нарушений правил перевозки пассажиров и правил дорожного движения водителями в настоящее время также очень актуально. Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области не обладает возможностями по проверке достоверности данных представленных в Журнале контроля на линии, что превращает его в бесполезную, дополнительную «бумажку»

Требование о составлении списков пассажиров, в соответствии с которыми производиться посадка определенного круга лиц, в предоставленное транспортное средство также является не обоснованным и неэффективным. Представляется отменить данную норму для перевозчиков, работающих на разовых заказах, по меньшей мере при работе с физическими лицами.

Список литературы


1.   Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, (в ред. от 24 февраля 2010 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 26 февраля.

2.       Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 9 марта 2010 г.) // Российская газета. 1998. 6 августа; Текст Федерального закона официально опубликован не был.

.        О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I (в ред. от 23 ноября 2009 г.) // Российская газета. 1992. 7 апреля; Российская газета. 2009. 27 ноября.

.        Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ (в ред. от 1 февраля 2010 г.) // Российская газета. 2002. 7 мая; Российская газета. 2010. 3 февраля.

.        О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2009 г.) // Российская газета. 1995. 26 декабря; Российская газета. 2009. 27 ноября.

.        О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета. 2008. 30 декабря; Российская газета. 2009. 29 декабря.

.        О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета. 2001. 10 августа; Российская газета. 2009. 29 декабря.

.        Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ // Российская газета. 2007. 17 ноября.

.        Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 №45 (в ред. от 15 июня 2009 г.) // Российская газета. 2006. 17 февраля; Российская газета. 2009. 24 июня.

.        Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя): Постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г. №637 // Российская газета. 2006. 5 ноября.

.        Устав автомобильного транспорта РСФСР: Постановление СМ РСФСР от 08.01.1969 №12.

.        Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН): Постановление Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. №163) // Текст классификатора приводится по официальному изданию (ИПК Издательство стандартов, 2000)

.        Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР: Приказ Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 №176.

.        Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом: Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 №75.

.        Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами: Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2.

.        Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15.

.        Методические рекомендации по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утв. Распоряжением Ространснадзора от 24.03.2005 N АН-57-р (фс).

.        Алексеева С.Н. Лицензирование перевозок по новым правилам // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. №1. С. 23-28.

.        Николаева К.С. Пассажирские перевозки // Вмененка. 2009. №7. С. 34-39.

.        Алексеева С.Н. Изучаем порядок уведомления о начале осуществления перевозок // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. №13. С. 7-15.

.        Борисова К.О. Водитель по заказу // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. №3. С. 11-19.

Похожие работы на - Государственное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Челябинской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!