Высшая математика
Контрольная работа №1
Вариант 5
Задача №1. Даны четыре вектора
,
,
,
в некотором
базисе. Показать, что векторы
,
,
образуют базис и найти координаты
вектора
в этом
базисе.
Решение.
Проверим, образуют ли векторы
,
,
базис.
Три вектора образуют базис, если они
не лежат в одной плоскости. Найдем смешанное произведение векторов
,
,
.
Поскольку смешенное произведение
векторов не равно 0, то векторы
,
,
образуют базис.
Найдем координаты вектора
в базисе 

.
.
Подставляя координаты векторов,
получим систему линейных алгебраических уравнений, которую решим по формулам
Крамера.
Воспользуемся формулами Крамера:
,
,
,
где
- определитель, составленный из
коэффициентов при неизвестных.
=
= 42 + 0 +18 +0 +30 - 28 = 62;

= 42 + 0 - 156 +0 + 30 - 21 = -105;

= 42 +0 +36 +0 + 312 - 56 = 334;

= 312 + 40 -18 +36 - 30 -208 = 132.
Найдем
,
,
.
. Ответ:
Задача №2 Даны вершин пирамиды
,
,
,
. Найти:
длину ребра
;
угол между ребрами
и
;
угол между ребром
и гранью
;
площадь грани
;
1) объем
пирамиды;
уравнения прямой
;
уравнение плоскости
;
уравнение высоты, опущенной из
вершины
на грань
;
Сделать чертеж.
Решение:
1) Длина d отрезка,
проходящего через точки с координатами
,
вычисляется по формуле:
Поставим в формулу координаты точек
и
.
Получим
.
2) Угол φ между
векторами
находится
по формуле:
=
Найдем координаты векторов
и
.
=
.
=
.
Тогда
=
=
.
радиан.
) Угол
между
прямой
и
плоскостью
находится
по формуле:
, где
- нормальный вектор плоскости.
Так как
и
,
то вектор
можно найти
как векторное произведение векторов
и
.
=
=
.
Нормальный вектор плоскости равен
(7, 26, -8).
Тогда
=
=
=
.
радиан.
) Найдем площадь грани
по формуле
Из пункта 3 имеем
=
.
Тогда
=
=
=
.
=
=
.
) Объем пирамиды вычислим по формуле
=
,
где
- смешанное произведение векторов
,
,
.
Вычислим
.
=
=
=
.
Значит,
=
=
.
) Канонические уравнения прямой,
проходящей через точку
параллельно
вектору
имеет вид:
Подставим координаты точки
и вектора
, получим:
=
=
- канонические уравнения прямой
.
) Уравнение плоскости, проходящей
через точку
,
перпендикулярной вектору
имеет вид:
.
Нормальный вектор плоскости
имеет
координаты (7, 26, -8) (вычислено п. 3).
, откуда
- уравнение
плоскости
.
) Найдем уравнение высоты, опущенной
из вершины
на грань
.
Направляющим вектором прямой является нормальный вектор плоскости
-
= (7, 26,
-8).
Сделаем чертеж:
Задача №3 Составить уравнение линии,
каждая точка которой является центром окружности, касающейся оси абсцисс и
проходящей через точку
Решение.
Т.к. каждая точка линии является центром
окружности, касающейся оси абсцисс, то радиус окружности в произвольной точке
линии будет перпендикулярен оси абсцисс. Значит, линия параллельна оси абсцисс.
Тогда уравнение линии имеет вид:
Ответ:
.
Задача №4. Доказать совместность
данной системы линейных уравнений и решить ее двумя способами. 1) методом
Гаусса; 2) средствами матричного исчисления.
Решение
Докажем совместность системы. По
теореме Кронекера-Капелли если ранг основной матрицы равен рангу расширенной,
то система совместна. Найдем ранг расширенной матрицы. Сведем матрицу к
ступенчатому виду с помощью элементарных преобразований.
Умножим первую строку матрицы на -4
и прибавим ко второй.
Умножим первую строку матрицы на -2
и прибавим к третьей.
Далее вторую строку матрицы прибавим
к третьей, умноженной на -7.


.
Получили ступенчатую матрицу.
и равен
количеству неизвестных, следовательно, система совместна и определена, т.е.
имеет единственное решение.
Решим систему методом Гаусса.
Запишем систему линейных уравнений
полученную после преобразования матрицы
.
.

(3, 8, 13) - решение системы.
. Решим систему матричным способом.
Запишем систему в матричной форме
, где
,
,
Решение системы в матричной форме
имеет вид
, где
- матрица,
обратная матрице
. Найдем
матрицу
по формуле
=
,
где
- алгебраическое дополнение к
элементу.
=
= 3 - 4 + 2 -6 -1 +4 = -2
Обратная матрица имеет вид:
=
.
Найдем решение системы.
=

= 
=
.
(3, 8, 13) - решение системы.
Ответ: (3, 8, 13).
Задача №5. Найти размерность и базис
пространства решений однородной системы линейных уравнений.
линейный
алгебраическое уравнение пространство
Решение.
Составим матрицу, из коэффициентов
системы.
Поменяем первую и третью строки
местами.
Умножим первую строку матрицы на -2
и прибавим ко второй.
Умножим первую строку матрицы на -7
и прибавим к третьей.
Далее вторую строку матрицы умножим
на -3 и прибавим к третьей.


Получили трапециевидную матрицу,
следовательно, система совместна и не определена.
Очевидно, что ранг матрицы
равен 2.
Следовательно, две неизвестные являются главными, и две - свободными. Значит, фундаментальная
система решений системы содержит 4-2=2 линейно независимых решения. Выберем в
качестве главных неизвестных
, тогда переменные
будут
свободными.
Система, соответствующая
преобразованной матрице, имеет вид
.
Или иначе:
.
Фундаментальная совокупность
решений, является базисом линейного пространства решений исходной системы.
Следуя общему правилу, полагаем
; затем -
. В
результате приходим к двум частным решениям, которые и составляют
фундаментальный набор.
;
.
Размерность искомого пространства равна 2.
Все решения данной системы выражаются через
фундаментальный набор:
, где
произвольные числа.
Ответ:
.
Задача №6. Найти собственные
значения и собственные векторы линейного преобразования, заданного в некотором
базисе матрицей.
Решение.
Пусть
есть столбец координат неизвестного
собственного вектора, принадлежащего собственному значению
.
, т.е.
(1).
Эта система имеет ненулевые решения
только при условии равенства нулю её определителя
.
Составим характеристическое
уравнение.
=
=
;
,
,
. - собственные значение матрицы.
При
система 1 примет вид.
,
Собственный является любой вектор
вида:
,
.
При
система 1 примет вид.
,
Собственный является любой вектор
вида:
,
.
При
система 1 примет вид.
,
Собственный является любой вектор
вида:
,
.
Задача№7. Привести к каноническому виду
уравнение линии второго порядка, используя теорию квадратичных форм.
.
Решение.
Матрица квадратичной части
многочлена второй степени равна
.
Собственными числами данной матрицы
будут
.
Решим уравнение
=0 получим:
,
.
При
имеем:
,
Собственным является любой вектор
вида:
,
.
При
имеем:
,
Собственный является любой вектор
вида:
,
.
Получим собственные векторы
;
Выполним преобразование:
;
;
;
;
;
- эллипс с полуосями
и
.
Задача №8 Построить график функции
преобразованием
графика функции
.
Решение
Задача №9 Дана функция
на отрезке
. Требуется:
1) построить график функции в полярной системе координат по точкам, давая
значения
через промежуток
, начиная от
; 2) найти
уравнение полученной линии в прямоугольной декартовой системе координат, начало
которой совпадает с полюсом, а положительное полуось абсцисс - с полярной осью,
и по уравнению определить, какая это будет линия.
Решение.
Построим кривую
. Сведем
данные в таблицу:
|
0        
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54,072,661,751,250,970,820,740,710,740,82
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
     
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,971,251,752,664,075
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим график функции
по данным
таблицы.
Найдем уравнение кривой в
прямоугольных координатах.
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
- эллипс с центром в точке
и большей
полуосью
, и меньшей
полуосью
Задача №10 Найти указанные пределы,
не пользуясь правилом Лопиталя.
Решение.
а)
=
=
=
=
=
=
=4.
Чтобы раскрыть неопределенность
поделили
числитель и знаменатель на старшею степень.
б)
=
=
=
=
=
=
=
=
.
Чтобы раскрыть неопределенность
помножили
числитель на сопряженное выражение, знаменатель разложили на множители.
в)
=
=
=
=
=
=
=
.
При решении примера использовали
первый замечательный предел
и его следствие
.
)
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
= -1. При решении примера был
использован второй замечательный предел
.
Задача №11 Заданы функция
и два
значения аргумента
и
. Требуется:
1) установить является ли заданная функция непрерывной или разрывной для
каждого из заданных значений; 2) в случае разрыва найти пределы при приближении
к точке слева и справа; 3) сделать схематический чертеж.
Решение.
Найдем область определения функции:
. Функция
неопределенна при
.
Чтобы определить является ли функция
непрерывной в заданной точке, воспользуемся критерием непрерывности функции.
Для этого для каждой точки найдем односторонние пределы.
Для точки
;
;
.
Согласно критерия т.к.
, то функция
непрерывна в точке
.
Для точки
;
.
Согласно критерия т.к.
, то функция
имеет в точке
разрыв
второго рода.
Сделаем схематический чертеж
функции.
Задача №12 Заданы функция
различными
аналитическими выражениями для различных областей изменения независимой
переменой. Найти точки разрыва функции, если они существуют сделать чертеж.
Решение.
Область определения функции
. На
интервалах (-1, 0),
(0, 2), (2, +¥) функция
непрерывна, так как задана на них элементарными функциями. Следовательно,
разрыв возможен только в точках
и
, в которых изменяется аналитическое
задание функции.
Рассмотрим точку
. Найдем
односторонние пределы в точке
.
,
.
Так как
, то в точке
имеет
непрерывна.
Рассмотрим точку
.
,
.
Так как
, то в точке
имеет
разрыв первого рода. Скачек равен
.
Строим график функции:
Задача №13 Найти производную
данных
функций.
а)
;
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
.
б)
;
=
=
=
=
=
.
в)
.
=
=
=
=
=
.
г)
.
Данная функция является степенно-показательной.
Применим метод логарифмического дифференцирования. Прологарифмируем функцию:
. Применим
свойство логарифмов:
.
Тогда
. Дифференцируем обе части равенства
:
;
;
;
.
)
.
;
;
;
; .
.