Психоанализ З. Фрейда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психоанализ З. Фрейда

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии



Курсовая работа по дисциплине

«Социальная психология»

на тему:

«Психоанализ З. Фрейда»

План

Введение

1.Введение в психоанализ

.1Исторические факты

1.2Значение психоанлиза Фрейда

2Психоаналитическая конструкция личности З. Фрейда

.1Структура личности

2.2Концепция либидо

3Теория неврозов

3.1Понятие невротического симптома

3.2Психотерапевтические методы психоанализа З. Фрейда

Заключение

Библиографический список

Введение

За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одним из самых известных направлений является теория психоанализа.

Он был основан австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX- начале XX вв.

Работы Фрейда, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Актуальность темы ККР обусловлена тем, что комплекс фрейдистских доктрин оказал значительное воздействие на психологическую науку и стал одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии классического периода.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психо-нервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд развил свои идеи и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Объект данной ККР - классический психоанализ.

Предмет - психоаналитические теории З.Фрейда.

Цель ККР: раскрыть сущность психоанализа З. Фрейда.

Задачи:

1.Описать исторические факты жизни З. Фрейда.

2.Раскрыть сущность и значение психоанализа Фрейда.

.Определить структуру личности по З. Фрейду.

.Описать концепцию либидо.

.Раскрыть сущность понятия невротического симптома.

6.Охарактеризовать психотерапевтические методы психоанализа З. Фрейда.

Теоретическая основа - труды З. Фрейда «Введение в психоанализ: лекции», «Психология бессознательного», «Толкование сновидений».

Источниковая база - труды, в которых охарактеризован и проанализирован психоанализ З. Фрейда, а так же сайты, рассматривающие данную тему.

Используемые методы - аналитический, систематический, библиографический, дедуктивный, индуктивный, теоретический.

1.Введение в психоанализ

1.1Исторические факты

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей. Зигмунд выделялся исключительными способностями, острым умом и страстью к чтению, к остальным детям относился свысока.

Отец Фрейда был на двадцать лет старше матери. По складу характера это был жесткий и авторитарный человек. В детстве Фрейд испытывал по отношению к отцу смешанные чувства страха и любви. Его мать, напротив, была женщиной мягкой и заботливой. К ней он всегда испытывал сильную привязанность. Страх по отношению к отцу и сексуальное влечение к матери - именно это Фрейд впоследствии назвал Эдиповым комплексом. Истоки же этого понятия могут быть найдены в его детских переживаниях.

Он окончил гимназию с отличием в 17 лет. Во время учебы знакомство с теорией эволюции Дарвина пробудило в нем интерес к научным исследованиям, и он решил посвятить себя медицине и поступил в Венский университет.

В эти годы он увлекался биологией и работал в физиологической лаборатории доктора Э. Крюке. Уже первые его научные интересы были связаны с вопросами пола. Это определило уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека.

Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд был вынужден заняться частной практикой. Но, прослушав курс по психиатрии, заинтересовывается связью между психическими симптомами и физическими болезнями.

К 1885 году добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Крюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только открыла Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и подняла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену Фрейд совместно с психиатром Брейером исследует динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему.

Однако постепенно Фрейд отходит от Брейера, который не принял психоанализ как новый метод лечения истерии и настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями в случае с Анной О., которая страдала от ряда тяжелых истерических симптомов. Лечение гипнозом улучшило состояние Анны О., помогло найти переживания, ставшие причиной названных симптомов, а обсуждения переживаний в состоянии гипноза способствовало улучшению состояния. Но вскоре Анна стала переносить свои чувства по отношению к отцу на врача. Появилась взаимная привязанность. Брейеру не удалось окончательно вылечить Анну О.

Случай Анны О. чрезвычайно важен для становления психоанализа, поскольку именно здесь Фрейд впервые соприкоснулся с методом катарсиса, лечебной беседы, который впоследствии сыграл столь значительную роль в его собственных исследованиях. Для Фрейда понимание мощи переноса и контрпереноса в этой истории болезни стало отправным пунктом на пути перехода от катартической терапии к психоанализу.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга "Толкование сновидений", в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге "Психопатология обыденной жизни". Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. Но Фрейд становится все более догматичным во взглядах, не терпит отклонений от своей концепции, пресекая попытки самостоятельной разработки и анализа положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом многих его последователей.

Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия. Фрейд считал, что в своих отношениях с Крюке, Шарко и, особенно, с Брейером, он трансформировал свои отношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, с другой - желание найти свой собственный путь, превзойти своих учителей. Так вырисовываются контуры концепции Фрейда о "трансфере" и "Эдиповом комплексе", которые затем займут важное место в его теории личности.

С началом XX века Фрейд выпускает свои основные научные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого „Я» (1921), «Я и Оно» (1923).

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против него. В 1933 году нацисты сожгли книги Фрейда в Берлине. После захвата гитлеровцами Австрии положение Фрейда становится опасным. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда. Он уезжает в Англию. Он умер в 1939 году, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Т.о., описав биографию Фрейда и рассмотрев жизненный путь отца психоанализа, было выявлено, что многие моменты учения Фрейда имеют автобиографические истоки.

1.2Значение психоанализа Фрейда

Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов и истерии. Появление психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Фрейда порывает с картиной упорядоченного, рационально организованного мира, с представлениями бихевиоризма и гештельтпсихологии, которые ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания.

Представители психоанализа стремились образовать более тесный союз с психологии с другими науками, имеющими дело с психическими явлениями.

Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

Психоанализ является частью психотерапии, врачебным методом исследования. Изначально он создавался Фрейдом для диагностики и излечения истерии, затем был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Психоанализ - это не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать.

Сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях: как метод психотерапии, как метод изучения психологии личности и как систему научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Фрейдизм - и в этом его заслуга - стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно свои научные взыскания З.Фрейд начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями, Фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, что привело к отказу от некоторых его идей многих ученых.

Сначала психоанализ развивался преимущественно вне основного русла академической психологии. Но затем психологи усвоили многие идеи Фрейда, которые со временем вошли в основной корпус психологических теорий. Признание роли бессознательных процессов, значимости обращения к детскому опыту, исследование действия защитных механизмов - вот далеко неполный список психоаналитических идей, получивших широкое распространение в современной психологии.

Но в настоящее время без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.

Т.о., психоанализ - это вид психотерапевтической и клинической практики, а так же философское учение о человеке, социальной философии. Появление психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Психология в психоанализе обрела живого человека, глубину проникновения в сущность его души и поведения. Первоначально психоанализ развивался вне основного русла психологии, но затем многие фрейдовские идеи прочно вошли в психологические теории.

2. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда

.1 Структура личности

Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляется как напряженность. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы пытаемся свести до приемлемого уровня. Чтобы удовлетворять свои потребности и поддерживать приемлемый уровень напряженности, нужно взаимодействовать с реальным миром. А потому необходимо установить связи между потребностями ид и реальностью.

Эго, Я служит посредником между ид и внешним миром. В противоположность нерассуждающему и полному неукрощенных страстей ид эго ориентируется на причинные связи и рациональность. Ид полно слепых вожделений, не соотносит себя с реальностью. Эго сознает реальность, манипулирует ею и регулирует деятельность ид, сдерживая вожделеющие порывы ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго черпает силу в ид, но и помогает ид, способствует осуществлению его вожделений. Ид должно направляться и контролироваться, иначе рациональное эго будет сброшено и растоптано.

Третий компонент структуры личности супер-эго (сверх-Я) возникает в раннем возрасте, когда ребенок усваивает правила поведения, внушаемые при помощи системы поощрений и наказаний. Те виды действий, которые осуждаются или поощряются, служат основой для развития сознания, которое составной частью входит в супер-эго. Поведение ребенка изначально контролируется родителями. Но только в супер-эго сформировалась модель надлежащего поведения, поведение направляется при помощи самоконтроля, человек сам вырабатывает для себя поощрения и наказания. Супер-эго представляет собой моральность. По Фрейду, это «непрерывное стремление, тяга к совершенству. Оно воплощает в себе все представления о высших сторонах личности человека, какие только мы в состоянии в себя вместить». Супер-эго не может не конфликтовать с ид. В отличие от эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний ид до более подходящего случая, супер-эго намеревается подавить эти вожделения.

В итоге, эго предстает как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением ид, соотносить действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением супер-эго к совершенству. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают предотвратить или смягчить конфликт Ид и Супер-Эго.

Когда эго подвергается слишком сильному давлению, возникает тревога. Это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективная (возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире), невротическая (возникает из осознания потенциальных опасностей, которые проистекают из потворствования инстинктам ид; боязнь наказания за проявление импульсивных желаний), моральная (опасение осуждения; зависит от того, насколько развито у человека чувство вины).

Тревога создает чувство напряженности, заставляя сознание предпринимать действия для снижения напряженности. Эго возводит преграду против тревоги - защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности. Фрейд выделил 7 защитных механизмов: отрицание (внешней угрозы или травматического события), замещение (переключение импульсов ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный), проекция (вызывающий тревогу импульс приписывается другому), рационализация (переформулирование поведения так, что оно становится более понятным, более приемлемым и менее пугающим для окружающих), реактивная формация (подмена одного импульса ид на противоположный), регрессия (возвращение к ранним, казавшимся более безопасными, стадиям психической жизни), подавление (отрицание существования фактора, вызывающего тревогу), сублимация (изменение или замещение импульсов ид через переключение энергии инстинкта на социально приемлемые цели).

Важным компонентом теории Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: постоянства, удовольствия и реальности.

Т.о., Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - Ид, Эго и Супер - эго. Конфликт между Ид и Супер - Эго вызывает чувство тревоги. Фрейд выделил три типа тревоги и семь защитных механизмов - своеобразных преград против тревоги. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и дает возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и важные патологические процессы душевной жизни.

2.2Концепция либидо

фрейд психоанализ личность либидо невротический

Одной из особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения. Началом и основой психической жизни являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, инстинкт деструкции, разрушения). Представляя человеческую жизнедеятельность как результат их борьбы, Фрейд считал, что эти инстинкты являются двигателями прогресса, определяют деятельность социальных групп.

Подавление и реализация сексуальных инстинктов составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась как энергия сексуального влечения или половой голод. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь». Термин «либидо» используется при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, для описания хода психического развития нормального человека, его деятельности, сублимации.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера. По Фрейду, смещение либидозной энергии по эрогенным зонам обуславливает развитие человека. С точки зрения психоаналитической теории развития, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий, т.е. стадий развития ребенка, когда его психика концентрируется вокруг определенных эрогенных зон. В этот период ребенок выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Считается, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона. Он выделил 5 фаз развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Фрейд убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности формируются почти полностью к пятому году жизни.

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго - третьего года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренится именно в этой детской оральной стадии.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. Оба случая свидетельствуют об неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии могут привести к появлению двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероятно чистоплотный, опрятный и организованный тип).

Во время фаллической стадии развития в возрасте от З до 5 лет, основное внимание сосредотачивается на эротическом удовлетворении, что включает любование и демонстрацию гениталий, сексуальные фантазии. Фрейд описывает стадию при помощи Эдипова комплекса у мальчиков, комплекса Электры у девочек. Эдип - это персонаж древнегреческой мифологии, который, не ведая того, убивает своего отца и женится на собственной матери. Эдипов комплекс - бессознательное влечение мальчика к собственной матери, а также желание заменить собой или устранить отца. Этот комплекс появляется на 4-5 годах.

На этой стадии у ребенка развивается влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник. Материалом для такого заключения послужили его собственные детские переживания. «У себя самого я также обнаружил признаки влечения к матери и ревности по отношению к отцу» - писал Фрейд.

Как правило, ребенку удается преодолеть Эдипов комплекс через отождествление себя с родителем своего пола и замещением влечения к родителю противоположного пола нормальным сексуальным влечением к другим людям. Однако тот опыт отношения к противоположному полу, который формируется на данной стадии, сохраняется и продолжает оказывать влияние на все взаимоотношения с партнерами противоположного пола. Одним из следствий отождествления с родителем одного с собой пола является развитие супер-эго. Принимая манеры и позицию родителя, ребенок усваивает и нормы его супер-зго.

Далее ребенок вступает в длительный латентный период, продолжающийся с 5- до 12-лет. После этого под натиском пубертатных сигналов у ребенка начинается генитальная стадия (в возрасте от 12 до 18 лет). В этот период преимущественное значение приобретает гетеросексуальное поведение, и человек начинает готовиться к супружеской жизни, отцовству или материнству.

Т.о., началом и основой психической жизни человека по Фрейду являются инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеку. Термином «либидо» Фрейдом объясняет причины возникновения невроза, а также описывает ход психического развития нормального человек. Либидозная энергия связана с инстинктом жизни и является основой развития личности, характера.

3. Теория неврозов

.1Понятие невротического симптома

По Фрейду, симптомы психических заболеваний являются вредными или бесполезными актами, на которые лицо часто жалуется как на вынужденные и связанные с неприятностями или страданиями. Их главный вред заключается в душевных затратах, которых стоят они сами, и в затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов затраты могут привести к обеднению личности в отношении распоряжения её жизненной энергией.

Невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Ид и эго встречаются в симптоме и как будто примиряются благодаря компромиссу - образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив - он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения.

На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция - это эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном

Невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются.

Известно, что Я проявляет некоторую заинтересованность в возникновении и последующем существовании невроза. Симптом поддерживается Я, потому что у него есть такая сторона, благодаря которой он дает удовлетворение вытесняющей тенденции Я. Кроме того, разрешение конфликта путем образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения. Бывают случаи, когда даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение. Если можно сказать что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, отойдет в сторону, щадя больного.

Классический психоанализ Фрейд включает теорию психологического происхождения неврозов. Он различает следующие типы неврозов.

Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов - давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возникновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.

Нарциссический невроз, при котором человек не способен к образованию переноса.

Невроз характера - в этом случае симптомы являются чертами характера.

Травматический невроз - который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.

При неврозе переноса, который вызывается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.

По словам З.Фрейда, содержание указанных неврозов неопределенно и неустойчиво. Названные формы невроза иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическим заболеванием.

И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом - другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний.

Т.о., невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо; конфликта Ид и Эго.

3.2Психотерапевтические методы психоанализа З. Фрейда

Психоанализ является психотерапевтическим методом исследования и лечения неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека определяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется вытеснением из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные влечения и желания не исчезают бесследно, а загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться минимум год и составлять от 3 до 6 сеансов в неделю продолжительностью около часа.

Основными методическими средствами психоанализа являются анализ свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.

Интерпретация является основным, наиболее важным инструментом психоаналитика. Свободные ассоциации, сны, рисунки и другой продукт творческой деятельности человека являются непосредственным объектом для интерпретации. Интерпретации в психоанализе - это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения "негативной" информации на бессознательный уровень.

Метод свободных ассоциаций - исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (зачастую бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем. Особенностью метода является совместная, осознанная и целенаправленная борьба психоаналитика и пациента против состояния психического дискомфорта или (и) заболевания. Фрейд предлагал расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит в голову пациенту. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждал, что первая случайная мысль содержит то, что нужно, и является забытым продолжением воспоминания.

Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами, т.к. сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Метод толкования сновидений. По Фрейду, с помощью сновидения открывается наличие интенсивной психической жизни в глубинах мозга. Анализ сновидения заключается в том, что отыскивают скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в сновидении. Запутанность сновидения, таящая значимость скрытого содержания, на языке психоанализа называется сопротивлениями, которые проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью сопротивлений бессознательное устанавливает барьеры для собственной защиты. Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Сновидение выражает тайные желания посредством символов. Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемы для сознания, что позволяет преодолеть цензуру. Проявление бессознательного в форме сновидения - одна из великих тайн.

Фрейд решил обрабатывать сновидения как симптомы болезней и применять для этого тот же метод, что и для анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Но для правильного применения метода не следует рассматривать сновидение как единое целое, потому что такое «расследование» ведет в никуда. При рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но ещё и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое прячется за внешним.

В методах психоанализа Фрейд так же выделял анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.

Ошибочные действия - это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного.

По содержанию ошибочные действия весьма разнообразны. По Фрейду они могут проявляться через парапраксис: оговорки, описки, очитки, ослышки; забывание имён собственных, чужих слов, своих намерений, впечатлений; затеривание и запрятывание вещей; действия «по ошибке».

Фрейд показал, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия служат реализации бессознательных желаний. Это - компромиссные образования, создаваемые соответствующим сознательным намерением и частичным одновременным осуществлением бессознательного желания.

Несмотря на кажущуюся их нелепость и невинность, Фрейд отказывал таким действиям в тривиальности, трактуя их как значимое в психологическом плане явление - внешнее проявление неразрешенных бессознательных конфликтов и вытесненных желаний. Как и в сновидениях, Фрейд видел в парапраксисе потенциальную «дорогу» к тайнам бессознательного.

Не все ошибочные действия легко понятны, однако в ходе аналитической работы с пациентом удаётся понять смысл самых запутанных ошибочных действий. А ошибочные действия пациента (забывание времени сеанса или оплаты лечения) позволяют получить важные сведения о сопротивлении и переносе.

Фрейд придавал анализу ошибочных действий огромное значение и написал о них знаменитую книгу - «Психопатологию обыденной жизни» (1901). За ошибкой по Фрейду кроется вытеснение чего-то неприятного, что не может быть высказано напрямик.

Т.о., основой психотерапевтических методов психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Основными методическими средствами психоанализа являются анализ свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни. Наиболее важным инструментом психоаналитика является интерпретация.

Заключение

Психоанализ - это вид психотерапевтической и клинической практики исследования и лечения неврозов, а так же философское учение о человеке, социальной философии. Многие моменты учения Фрейда имеют автобиографические истоки.

Наиболее существенная часть психоаналитической теории Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Появление психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Психология в психоанализе обрела живого человека, глубину проникновения в сущность его души и поведения. Первоначально психоанализ развивался вне основного русла психологии, но затем многие фрейдовские идеи прочно вошли в психологические теории.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и дает возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и важные патологические процессы душевной жизни.

Так, представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты в структурной теории личности. Личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается защитными механизмами, образовавшимися в результате эволюции человека.

Началом и основой психической жизни человека по Фрейду являются инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеку. Термином «либидо» Фрейдом объясняет причины возникновения невроза, а также описывает ход психического развития нормального человек. Либидозная энергия связана с инстинктом жизни и является основой развития личности, характера.

Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

Психоанализ является психотерапевтическим методом исследования и лечения неврозов. Основой психотерапевтических методов психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо; конфликта Ид и Эго. Невротические симптомы имеют свой смысл и по-своему связаны с жизнью лиц, у которых обнаруживаются.

Основными методическими средствами психоанализа являются анализ свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных непреднамеренных симптоматических действий повседневной жизни. Наиболее важным инструментом психоаналитика является метод интерпретации, то есть перевода важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения "негативной" информации на бессознательный уровень.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов (Эдипов комплекс и комплекс Электры) как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение человека.

Библиографический список

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 394 с.

2.Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004. 608 с.

3.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. М.: Республика, 2006. 458 с.

4.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. 453 с.

5.Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Алетейя, 2005. 437 с.

Режим доступа: #"justify">6.Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2005. 448 с.

7.Фрейд З. Толкование сновидений. СПб.: Знание, 2007. 386 с.

Режим доступа: #"justify">8.Фрейд З.: Хроника - Хрестоматия: Учеб. Пособие / Сост. В.А. Луков. М.: Флинта, 2006. 663 с.

9.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. 532с.

Режим доступа:://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/shulc/13.php

10.Сайт А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов.

Режим доступа: #"justify">11.Сайт психоанализа, психотерапии и психологической консультации.

Режим доступа: http://www.lpsy.ru/metody_raboty_v_psihoana

Похожие работы на - Психоанализ З. Фрейда

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!