Анализ туристической привлекательности Республики Бурятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,03 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ туристической привлекательности Республики Бурятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ» ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра региональной экономики







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Маркетинговые исследования в Связях с общественностью

Анализ туристической привлекательности Республики Бурятия

Выполнил студент Дылыкова И.В.

Проверил: Кирьянко А.В.




Новосибирск 2011

Введение

Туризм представляет собой крупную сферу национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой - может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли.

Устойчивый туризм предполагает возможность создания долгосрочных условий для развития как собственно туризма, так и сохранения природных ресурсов, социальных и культурных ценностей общества. При этом его целью является достижение более высокого уровня жизни населения путем экономического роста и сохранения, экологических благ, природного капитала для будущих поколений.

В настоящее время туризм выступает одной из приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия и может рассматриваться как фактор экономического роста не только Бурятии, но и России, поскольку по прогнозам Всемирной туристкой организации, к 2020 г. страна войдет в число 20 крупнейших по въезду туристов стран.

Цель работы: проанализировать туристическую привлекательность Республики Бурятия с помощью метода SWOT-анализ и экспертной оценки.

Основные задачи исследования:

·проанализировать теоретические источники по изученной проблеме;

·выявить актуальное состояние привлекательности Республики Бурятия;

·исследовать слабые и сильные стороны региона с помощью SWOT-анализа

·Провести экспертную оценку

Объектом исследования является Республика Бурятия.

Предметом исследования является туристическая привлекательность Республики Бурятия.

Республика Бурятия: актуальное состояние региона

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского Федерального округа. Административно-хозяйственным и культурным центром республики является г. Улан-Удэ.

География и население Республики Бурятия

маркетинг туризм бурятия экспертный

Расстояние по железной дороге от г. Улан-Удэ до г. Москвы - 5519 км, а до Тихого океана - 3500 км. Площадь Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв.км. Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал. На юге Республика Бурятия граничит с Монголией, на юго-западе - с Республикой Тыва, на северо-западе - с Иркутской областью, на востоке - с Забайкальским краем.

Городское население составляет около 58 % от всего населения республики, сельское - около 42 %, в столице республики проживает около 42% населения республики. Коренное население республики - буряты, эвенки и сойоты. Национальный состав республики, по данным переписи 2002 г., был следующим: русские - 67 %, буряты - 27 %, украинцы - 1 %, другие национальности - 5 %. Климат Бурятии - резко-континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Зима холодная, с сухим морозом и малым количеством снега. Существенной чертой климата Бурятии является большая продолжительность солнечного сияния - 1900-2200 часов, и по данному показателю не уступает, а порой превосходит южные районы России.

На территории Бурятии находится большая часть (около 60% береговой линии) озера Байкал - самого глубокого пресноводного озера в мире. Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды высочайшего качества. В озере обитает 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых являются эндемиками.

Комплексный социально - экономический анализ состояния сферы туризма

Территории туризма и рекреации.

Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия базируется на крупном рекреационном потенциале, одним из составляющих которого являются природные и историко-культурные ресурсы туризма. Ареалы распространения максимального и высокого потенциала ресурсов туризма занимают 45,6% от общей площади территории республики. При этом наиболее крупные ресурсы находятся в границах 14 административных единиц (прибрежная зона озера Байкал - Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Северо-Байкальский районы, г.Северобайкальск; горные и курортные районы - Тункинский, Окинский, Курумканский; историко-культурные районы - гг.Улан-Удэ, Кяхта, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Иволгинский, Хоринский районы). В Республике Бурятия сложилось несколько основных зон массового туризма и отдыха, в том числе: озера Котокель и Щучье; побережье озера Байкал на участках Посольский сор, участок от дельты р.Селенги до с.Заречье Кабанского района, а также от с.Гремячинск Прибайкальского района до турбазы «Максимиха» в Баргузинском районе; территории государственных национальных парков «Забайкальский» и «Тункинский»; несколько территорий в Северо-Байкальском районе (бухта Хакусы, озеро Фролиха, Давша, коса Ярки, озеро Слюдянское). Территории горных хребтов Хамар-Дабан (озеро Соболиное, озеро Таглей, р.Снежная), Восточного Саяна, Баргузинского и Байкальского хребтов.

Туристская деятельность

Туристская деятельность коммерческого характера осуществляется в республике (по данным 2002 года) 33 туристскими организациями, имеющими лицензию на ведение турагентской и туроператорской деятельности. Из них 70 % сосредоточено в г.Улан-Удэ. Ежегодно в республике регистрируется 1-3 новые туристские организации, что характеризует туристский бизнес как молодой, но развивающийся медленными темпами по сравнению с другими отраслями экономики.

Доля местного рынка Республики Бурятия, которым владеют туристские организации, организующие прием на ее территории, составляет 14,7% всего рынка, остальные 85,3 % рынка функционируют в неорганизованной форме. Из данных 14,7 % организациями Иркутской области охватывается 38,3 %, организациями Республики Бурятии - 33 %, организациями Москвы - 9,5 %, организациями Новосибирской области - 4,8 %, организациями Омской области - 4,8 %, организациями Читинской области - 4,8 %, организациями Республики Саха-Якутия - 4,8 %. Организации из других регионов, а также из зарубежных стран владеют незначительной долей рынка. Доля рынка туризма республики, которой владеют организации, зарегистрированные в Республике Бурятия, при этом составляет 4,8 %.

Данное соотношение выражает особенности туристского процесса на территории республики и определяется тем, что она входит в состав Байкальского региона, где туристский рынок формирует спрос и предложение, относящиеся ко всему региону, независимо от его разделения на административные единицы. Особым фактором является наличие крупных природных и историко-культурных ресурсов, рассредоточенных по территории всего региона, но вместе с тем представляющих наибольший интерес в своей совокупности. При этом деятельность туристских организаций из других регионов России и зарубежных стран имеет тенденцию к активизации, что обуславливается увеличением привлекательности озера Байкал как объекта туризма.

Туристская деятельность некоммерческого характера осуществляется рядом организаций, осуществляющих эту деятельность за счет бюджетных, спонсорских, а также собственных средств. В основном эта деятельность направлена на реализацию экологических, спортивно-оздоровительных и социальных программ.

Динамика и состав туристского потока

Динамика туристского потока, характеризующаяся резким спадом в с 1987 по 1994 год (400 тысяч туристов и экскурсантов в 1987 году, 20 тысяч туристов в 1994 году), с 1995 году имеет положительную тенденцию, что связано с действием ряда рыночных и организационных факторов. Ежегодное увеличение туристского потока в области внутреннего туризма составило 15 %, въездного туризма - 6 %. В структуре туристского потока внутренний туризм составляет 85 %, въездной туризм 10 %, выездной туризм 5 %. Соотношение видов туризма указывает на преимущественное развитие внутреннего туризма, что является положительным фактором для экономики Республики Бурятия, так как это стимулирует создание и модернизацию материальной базы и инфраструктуры туризма на ее территории, а также развитие производства товаров и услуг в смежных с туризмом областях.

Основную долю потока в 2002 году составили граждане России - 98,2%, из них, жители Бурятии - 60,6%, жители Иркутской области - 25,3%, жители Читинской области - 2,2%, жители других регионов и городов - 11,9%. Граждане зарубежных стран составляют 1,8% потока.

Емкость рынка туризма

По состоянию на 2002 год емкость рынка частично характеризуется объемами обслуживания в следующих показателях: количество обслуженных туристов 180 тыс.чел., объем реализованных услуг на сумму 199 млн. руб. С учетом того, что в летний период загрузка мест размещения составляет 100% , данные показатели характеризуют уровень развития материальной базы и инфраструктуры туризма и достижение определенного предела приема, связанного с их ограниченными возможностями. Реальная и потенциальная емкость рынка туризма республики не определена, так как не произведена инвентаризация мест размещения, не определен полный объем предоставляемых основных и дополнительных услуг, не определены направления и ресурсы развития, за счет которых емкость рынка может быть увеличена.

Конъюнктура местного рынка и диверсификация туристского продукта.

Наибольшая активность рынка внутреннего и въездного туризма отмечается в летний период, что придает туризму Республики Бурятия ярко выраженный сезонный характер. Активность рынка выездного туризма также подвержена колебаниям, тем не менее, она имеет более стабильный характер.

На местном рынке преобладают следующие основные тенденции:

быстрое увеличение спроса на точную и полную туристскую информацию. Потребность туристов в информации крайне мало удовлетворяется за счет источников информации в самой сфере туризма. Более 80% туристов получают информацию от знакомых, друзей и родственников, 20% из средств массовой информации и туристской рекламы;

растущий спрос на комфортабельные объекты размещения туристов. Наибольшим спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи - 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг - 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки - 18,9%. Несколько меньшим спросом пользуются санатории - 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы - 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;

стабильный спрос на зимний отдых. 69,9% туристов относятся положительно к возможности зимнего туризма. Этому способствует увеличение количества отпусков в зимний период. В то же время, рынок межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;

достаточно высокий спрос на семейный отдых. 29% туристов предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с тем, количество предложений по организации семейного туризма ограничено;

растущий спрос на более разнообразные туристские программы, комбинированные туры, а также отдых, включающий различные виды туристских занятий.

Процесс диверсификации туристского продукта в республике идет достаточно быстрыми темпами в области выездного туризма. Несколько медленнее процесс идет в области внутреннего и въездного туризма, что связано с недостаточным развитием материальной базы и инфраструктуры туризма, недостатком квалифицированных кадров. Наряду с традиционными предложениями стационарного отдыха, появляются новые предложения, расширяется география туристских маршрутов. На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).

В Республике Бурятия функционирует 1 аэропорт федерального значения, но его реконструкция не произведена, нет оборудованного контрольно-пропускного пункта, что препятствует организации международных туристских авиаперевозок. Остановлена деятельность большинства районных аэропортов. Недостаточно комфортабельных самолетов, приспособленных для организации воздушных путешествий и перевозки туристов на местных линиях, отсутствуют вертолеты туристского класса и малые самолеты.

В Республике Бурятия функционирует несколько железнодорожных путей, связывающих ее с западными, восточными регионами России, а также с Монголией. 21,9% туристов пользуется услугами железной дороги, преимущественно для поездок в республику и из республики. Внутренние железнодорожные перевозки в ее границах развиты слабо, в тоже время потребность в данного рода перевозок достаточно высокая.

В настоящее время нет специализированных пассажирских водных перевозчиков, выполняющих рейсы по рекам и озерам и инфраструктуры пассажирских водных перевозок. Нет пассажирских портов, недостаточна база моторного и парусного флота, без которой невозможна организация водных путешествий, в том числе, круизов. Это ограничивает возможности разработки водных маршрутов связывающих г.Улан-Удэ с оз.Байкал и Монголией. Следствием этого является низкий уровень развития водных видов туризма, лишь 1,1 % туристского потока использует водный транспорт.

Неблагополучная ситуация складывается в области автотранспортного обеспечения сферы туризма, прежде всего в части перевозок внутри республики. Парк автобусов небольшой, часть из них не имеет специального оборудования. Уровень комфорта транспортных средств достаточно низкий.

Информационная инфраструктура туризма находится на начальном этапе своего формирования. Сайт туризма находится в стадии разработки, до 2003 года средства на его создание и поддержку в достаточном объеме не выделялись. Создано 7 информационных и визитных центров туризма, в том числе центр Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту в г.Улан-Удэ, 3 центра в Тункинском районе, центры в с.с. Усть-Баргузин, Кабанск, Нижнеангарск. Планируется создание центров в с.Турка, Иволгинск. Уровень бюджетной поддержки деятельности центров пока является недостаточным.

Развитие инфраструктуры общего пользования в Республике Бурятия осуществляется в соответствие с отраслевыми федеральными и республиканскими программами, причем потребности сферы туризма в них учитываются недостаточно.

Инвестиции в сфере туризма.

Инвестиционное обеспечение развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия осуществляется через механизм государственной поддержки и рыночные механизмы, влияние которых на туристский процесс увеличивается. Обеспечение из бюджетов осуществляется за счет финансирования целевых программ развития туризма и курортов.

Система подготовки кадров для сферы туризма в республике развивается с 1995 года. Участие в формировании кадровой базы туризма принимают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общественные организации, осуществляющие курсовое обучение. По данным Комитета государственной статистики Республики Бурятия за 2002 год численность работников, работающих в сфере туризма, составила 2492 чел.

Ежегодно высшее и среднее специальное образование в области туризма и гостиничного бизнеса получают около 60 человек, около 40 человек проходят курсовую подготовку. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Более 20% работников туризма и гостиничного бизнеса имеют специальное образование.

Вместе с тем, развитие кадровой базы сопряжено с рядом проблем. В Республике Бурятия пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Обучение в сфере туристского и гостиничного бизнеса часто осуществляется на коммерческой основе. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуации в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, на нем не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая республиканская система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов.

Развитие научных исследований в сфере туризма

Научные исследования в сфере туризма в Республике Бурятия не имеют общего плана, бюджетные расходы на их проведение недостаточны. В результате сложившего положения не выполнен научный прогноз развития туристской отрасли, не изучены многие вопросы современного состояния туристско-рекреационного комплекса, не ведется научный мониторинг его развития. Не определены предельно допустимые нормы нагрузок, что препятствует введению в центральной экологической зоне озера Байкал правил организации туризма, как предусмотрено в Законе Российской Федерации «Об охране озера Байкал».

Развитие туризма. Основные цели и задачи

Главным приоритетом развития туризма в Республике Бурятия является развитие внутреннего и въездного туризма.

Цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса на период до 2010 г. определены на основании анализа существующих проблем и сформулированы с учетом достигнутого уровня развития туризма, а также наличия реальных ресурсов развития.

Основной целью концепции развития туризма является создание условий для упорядочения функционирования рынка туризма в Республике Бурятия, развития межотраслевого сотрудничества и реализации кластерного подхода в сфере туризма, развития материальной базы и инфраструктуры туризма, укрепления позиций туристско-рекреационного комплекса на российском и международном рынках.

Развитие кадровой базы, туристского образования и отраслевой науки.

Создание современных условий для маркетинга, продвижения туристского продукта Республики Бурятия на рынках.


Экономический потенциал развития туризма определен с учетом нескольких факторов и условий, в которых происходит развитие.

. Основные факторы и их оценки.

Конъюнктура рынка: растущий спрос на природные, экологически безопасные виды туризма, наличие в Республике Бурятия условий для преимущественного развития данных видов туризма делает этот фактор положительным. Общественная оценка перспективности туризма как выгодного бизнеса и наличие интереса к туризму в предпринимательской среде: около 60 % населения прибрежных районов озера Байкал положительно относится к перспективе развития туризма и участию в туристском бизнесе. Активизируется процесс включения предпринимателей в туристский бизнес, растет инвестиционная активность. Фактор оценивается как положительный.

. Условия развития туризма и их оценки.

Наличие туристских ресурсов: Республика Бурятия обладает высоким потенциалом ресурсов, 45,6% территории относится к ареалам максимального и высокого потенциала ресурсов туризма. Данное условие является определяющим положительным условием развития. Экологические ограничения: действующее законодательство и административная практика в настоящее время создают относительно мягкий режим для предпринимательства, в то же время они недостаточно эффективны для предотвращения экологической деградации территории. Ужесточение режима природопользования связывается с введением в действие новых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы природопользования на Байкальской природной территории. С учетом того, что данные условия изменяются, их оценка возможна по завершении процесса.

. Состояние экономики и финансово-инвестиционный потенциал.

Рост показателей экономического развития Республики Бурятия положительно влияет на развитие туризма. В то же время неразвитость механизма кредитования туризма сдерживает внедрение инвестиционных проектов. Условие может быть оценено как положительное по мере решения проблемы кредитования.

. Развитость материальной базы и инфраструктуры туризма.

Материальная база достаточно крупная, но в целом морально и физически устаревшая, не соответствующая требованиям рынка. Условие, отрицательно влияющее на увеличение объемов обслуживания, экономические результаты, имидж Республики Бурятия как региона туризма.

. Демографический потенциал.

В Республике Бурятия достаточное количество незанятого населения, молодежи, за счет которых формируется кадровая база туризма. Условие положительное.

. Образовательный потенциал.

Наличие учебных заведений, готовящих специалистов для туризма и высокий образовательный уровень населения республики делают это условие положительным.

. Научно-технический потенциал.

Определяется как высокий, но научные учреждения мало привлекаются для проведения исследований в сфере туризма.

. Рыночный потенциал.

Быстрое формирование и активность местного рынка, увеличение его привлекательности для туристов из других регионов России делает это условие положительным.

. Рекреационная емкость территории.

Потенциальная рекреационная ёмкость территории республики ранее была оценена в 2,5 миллиона человеко-дней в год. Общая рекреационная ёмкость прибрежной полосы озера Байкал в границах республики соответственно 1-1,2 миллионов человеко-дней в год. Условие положительное, но величина рекреационной емкости является переменной величиной.

Экономический потенциал развития сферы оценен как потенциальный суммарный доход в сфере туризма, который может быть получен при условии формирования туристского потока в пределах данной рекреационной емкости и составляет 2 млрд. 500 млн. рублей в год при средней стоимости 1 человеко-дня 1000 рублей.

Экономический потенциал развития туризма ограничивается рамками допустимых масштабов туристского освоения территории республики, что требует комплексной оценки способности природного и экономического комплексов республики, а также социума без ущерба воспринять развитие туризма, определения оптимальных предельных показателей развития. Республика Бурятия входит в состав Байкальской природной территории, являющейся модельной территорией, на которой отрабатывается механизм развития индустрии туризма в зоне повышенного экологического риска и соответствующих экологических ограничений. Развитие туризма происходит в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры и отсутствия единых для всей территории нормативно-правовых и административно-управленческих рамок.

Стратегии развития туризма

. Внешние факторы развития.

Внешние факторы, действующие как на межрегиональном, так и на международном уровнях в настоящее время оказывают позитивное влияние на развитие сферы туризма. Республика Бурятия имеет достаточно устойчивые связи с соседними регионами, прежде всего с Иркутской и Читинской областями, Республикой Саха-Якутия. Между данными субъектами не существует жестких экономических, правовых, административных барьеров, препятствующих осуществлению туристской деятельности.

Удобное расположение Республики Бурятия на стыке транспортных путей, связывающих западные и восточные регионы России, а также регионы России с Монголией и Китаем, определяет ее место на мировом рынке туризма, разделенного на региональные, субрегиональные и локальные рынки. Его специализация привела к образованию крупного, быстро растущего Азиатско-Тихоокеанского рынка туризма, к которому тяготеет рынок Республики Бурятия. В настоящее время рынок Республики Бурятия является слабо развитой периферией Азиатско-Тихоокеанского рынка. В то же время, он органично входит в общероссийский национальный рынок туризма, и является одной из наиболее перспективных его частей, специализирующихся на развитии экологического, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного туризма.

В силу весьма благоприятной ситуации, сложившейся в сфере туризма Монголии и Китая, где ведется крупное строительство гостиниц, республика имеет хорошие возможности использования географического фактора для развития более тесных связей с этими странами и привлечения с их помощью клиентов и инвестиций в сферу туризма.

Вместе с тем использование данных факторов является недостаточным. В Республике Бурятия не ведется целенаправленная деятельность по привлечению инвестиций в сферу туризма из соседних регионов и стран. Туристский продукт не продвигается на международных выставках, организуемых в Монголии и Китае, между субъектами туристской деятельности Республики Бурятия, Монголии и Китая относительно стабильные связи поддерживаются в области шоп - туризма, в то же время по иным видам туризма заметные результаты не достигнуты. Рынок Китая, обладающий колоссальными ресурсами, все более ориентируется на предложения центральных регионов России.

. Ресурсы развития и ограничения.

Ресурсы развития туризма в республике связаны с наличием природных и историко-культурных ресурсов туризма, развитой производственной базы, демографическим потенциалом.

Использование ресурсов туризма на современном этапе является недостаточным. Создание новых, конкурентоспособных программ обслуживания, повышение качества обслуживания и увеличение доходности туризма возможно при условии создания эффективного порядка использования природных и культурно-исторических объектов.

Развитие и перепрофилирование предприятий промышленности и сельского хозяйства на цели туризма является крупным ресурсом развития, за счет которого может быть сформирована производственная база для выпуска продукции для ее реализации на местном и иных рынках.

С учетом того, что туризм является трудоемкой сферой услуг, демографический потенциал является ресурсом, позволяющим создать кадровую базу без привлечения рабочей силы из других регионов. Рост деловой активности и увеличение занятости в сфере туризма увеличиваются пропорционально созданию новых организаций и вводу в действие объектов туризма и составляют 10 % в год.

Стратегия комплексного развития туризма

. Совершенствование системы регулирования развития туризма.

Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма.

Целью государственного регулирования в сфере туризма является развитие в Республике Бурятия туристско-экскурсионного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в услугах, развитие экономики, увеличение доходов, создание новых рабочих мест, развитие партнерских связей с регионами России и зарубежными странами, сохранение и рациональное использование ресурсов туризма.

Совершенствование системы государственного регулирования в сфере туризма должно осуществляться по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы туризма;

совершенствование структуры формирующейся туристской отрасли, создание институциональных и административно-правовых условий, ускоряющих процесс ее формирования, благоприятствующих ее развитию и усиливающих ее конкурентные преимущества;

поддержка местных производителей туристских услуг, специализирующихся в области внутреннего и въездного туризма, создание условий для развития конкуренции и недопущению монополизма;

содействие внедрению прогрессивных технологий развития туристской индустрии, обеспечивающих ее устойчивое, экономически выгодное и экологически безопасное развитие;

содействие в развитии внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей;

создание условий для повышения уровня безопасности в туризме, развитие системы профилактики происшествий и оказания оперативной помощи туристам;

совершенствование механизма финансирования развития туризма.

Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма обеспечивается за счет перераспределения части функции по государственному регулированию в сфере туризма между исполнительными органами власти Республики Бурятия.

Совершенствование механизма финансирования развития туризма

Совершенствование механизма финансирования развития туризма должно осуществляться за счет увеличения эффективности бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных источников.

. Развитие системы охраны и использования ресурсов туризма.

Основой для развития системы охраны и использования ресурсов туризма служат нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия.

Использование земельных ресурсов в целях туризма.

Земельный фонд Республики Бурятия, используемый в целях туризма, подразделяется на земли, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности. Предусматривает создание условий для продуктивного использования всех категорий земель, перспективных для развития туризма. Все данные земли переводятся в категорию рекреационных земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности, передаются в пользование и аренду для реализации проектов на конкурсной основе в соответствие с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Проекты проходят предварительное согласование в Межведомственном совете по туризму. При этом учитывается вид земли, степень ее освоения, уровень развития общей и специальной туристской инфраструктуры, место расположения, доступность, посещаемость, рыночная стоимость, а также иные, значимые условия.

. Развитие туристских центров и зон туризма.

На территории Республики Бурятия формируется несколько туристских центров и зон туризма. Центры туризма отличаются от зон туризма наличием условий, позволяющих организовывать прием в самих центрах, а также формировать туры по периферии республики.

Основными типами туристских центров на территории республики являются:

городские центры туризма, располагающие развитой материальной базой и инфраструктурой туризма, а также достопримечательностями. К данному типу центров относятся г.г. Улан-Удэ, Северобайкальск, Кяхта;

сельские центры туризма, располагающие материальной базой туризма, состоящей в основном из туристских баз, баз отдыха и санаториев, а также альтернативных средств размещения в частном секторе, частично развитой инфраструктурой и объектами культуры и спорта, досуга и развлечений. К данному типу центров относятся с.с. Аршан, Усть-Баргузин, Гремячинск, Горячинск, Максимиха, Энхалук, Сухая, Иволга и другие центры;

Основными типами зон туризма являются:

зоны стационарного отдыха и кемпингового туризма, расположенные вне населенных пунктов, располагающие дифференцированно развитой материальной базой туризма (турбазы, базы отдыха, санатории), инфраструктурой и объектами спортивного, культурно-развлекательного и иного назначения. К данному типу зон туризма относятся Посольский сор, Нилова Пустынь, оз. Котокель, оз. Щучье, Лемасово, Баргузинский и Чивыркуйский заливы оз. Байкал, Гремячинск - Турка, Энхалук - Сухая, Ярки и другие зоны;

зоны активного туризма, расположенные вне населенных пунктов, в горных и лесных районах, не располагающие материальной базой и инфраструктурой туризма. К данному типу относятся Мунку-Сардык, Шумак, отдельные районы Восточных Саян, Баргузинского и Байкальского хребтов, хребта Хамар-Дабан и другие зоны.

При развитии данных центров и зон должен применяться дифференцированный подход, учитывающий местную специфику.

В первую очередь развиваются наиболее перспективные, располагающие лучшими ресурсами, удобно расположенные и доступные, обладающие стабильным туропотоком центры и зоны. Развитие менее перспективных центров и зон осуществляется во вторую очередь. По мере развития сети центров и зон создаются условия для перераспределения туристского потока из более нагруженных центров и зон в менее нагруженные. За счет этого снижаются рекреационные нагрузки и более равномерно распределяются выгоды от развития туризма.

. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма.

Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма должно осуществляться с целью повышения качества услуг и увеличения объемов обслуживания. Развитие всей инфраструктуры Республики Бурятия осуществляется с учетом интересов развития туристско-рекреационного комплекса. Этот принцип используется при разработке и выполнении проектов и программ, предусматривающих строительство и модернизацию объектов тепло - электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Они проходят оценку экспертной группы Межведомственного совета по туризму и корректируются в соответствии с его рекомендациями.

Наиболее перспективными объектами размещения туристов на период действия концепции признаются объекты с малым и средним количеством мест, соответствующие классу 2-3 звезды, с развитой материальной базой, позволяющей реализовывать большой перечень разнообразных услуг высокого качества.

Привлечение внешних и внутренних инвестиций осуществляется в плановом порядке. Для привлечения инвестиций используется также республиканская система маркетинга, оказывающая содействие в развитии контактов с российским и международным финансовыми рынками и обеспечивающая обмен информацией об условиях участия в проектах и получения кредитов.

. Развитие систем, обеспечивающих и поддерживающих развитие туризма

Развитие республиканской системы маркетинга.

Республиканская система маркетинга создается и функционирует на материальной основе сети информационных и визитных центров туризма во всех принимающих туристов районах и городах республики, а также информационных (рекламных) отделов туристских предприятий. В ее деятельности используются современные организационные решения и информационные технологии. Система выполняет функции по созданию банка информации по ресурсам туризма и услугам, мониторингу рынка, развитию корпоративного бизнеса, продвижению туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия на рынках, обеспечению взаимодействия потребителей и производителей услуг, развитию партнерских связей с регионами России и зарубежными странами, вовлечению в туристский бизнес незанятого населения, привлечению инвестиций в сферу туризма.

Развитие системы маркетинга должно осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям, в том числе: развитию подсистемы рекламно-информационного обеспечения сферы туризма и развитию централизованной подсистемы бронирования и продаж туристских, гостиничных и иных услуг.

Функционирование республиканской системы маркетинга, а также организация всей рекламно-информационной деятельности должна осуществляться на плановой основе за счет бюджетных средств, выделяемых по программам и планам развития туризма, частично за счет хозрасчетной деятельности, а также за счет участия рекламодателей.

Развитие научных исследований.

Развитие научных исследований в сфере туризма осуществляется с целью оценки состояния туристско-рекреационного комплекса, изучения проблем, подготовки оснований для планирования и научного прогнозирования.

. Развитие кадровой базы.

С целью развития кадровой базы туризма в Республике Бурятия создается республиканская система подготовки и переподготовки специалистов и персонала в сфере туризма и гостиничного бизнеса, участниками которой являются высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для туризма и гостиничного бизнеса, а также иные организации, осуществляющие обучение на курсовой основе.

Основной акцент в подготовке кадров на период действия Концепции делается на подготовке управленцев-менеджеров среднего и низшего звена, а также на подготовке персонала туристских организаций, гостиниц, иных объектов размещения, других организаций, реализующих услуги в сфере туризма, в соответствии с потребностью и квалификационными требованиями. С целью повышения качества услуг и ответственности работников туристской отрасли, непосредственно занятых в обслуживании туристов, в Республике Бурятия вводится порядок индивидуальной аттестации и аккредитации кадров.

Определение потребности в специалистах должно осуществляться на основании мониторинга рынка труда в сфере туризма, а также заданий, формируемых на основании заявок хозяйствующих субъектов. Функции по обеспечению непосредственных связей между работодателями и потенциальными работниками, обеспечению подготовки, соответствующего практическим потребностям сферы туризма, должно осуществляться через специально созданные для этих целей организации по профессиональной адаптации.

. Развитие внутрирегионального, межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма.

Развитие внутрирегионального сотрудничества в сфере туризма.

Развитие внутрирегионального сотрудничества в сфере туризма имеет целью создание условий для участия в развитии туристской отрасли всех городов и районов Республики Бурятия, имеющих потенциал развития туризма, ориентации деятельности промышленных и иных предприятий на производство товаров для туризма, вовлечения в туристский бизнес населения. Развитие внутрирегионального сотрудничества должно осуществляться по линии органов исполнительной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также субъектов деятельности в сфере туризма и в связанных с туризмом отраслях экономики, культуры и социальной сферы. Основой для сотрудничества являются планы и программы по развитию материальной базы и инфраструктуры туризма, производству товаров и услуг, а также решения Межведомственного совета по туризму.

Развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма.

Развитие межрегионального сотрудничества имеет целью использование конъюнктуры рынка России, тенденций развития внутреннего туризма для привлечения в Республику Бурятия туристов из тех регионов, отношении с которыми имеют наибольшие перспективы развития. Развитие межрегионального сотрудничества предполагает активизацию отношений Республики Бурятия с несколькими промышленно развитыми центрами Новосибирской, Кемеровской, Свердловской областей, Красноярского, Хабаровского, Приморского краев, а также с Республикой Саха-Якутия. Перспективным является сотрудничество с г. Москва. Развитие сотрудничества с Читинской областью, входящей в Байкальский регион является одним из приоритетов Концепции, что определяется пограничным положением Читинской области по отношении к Китаю.

Основные направления сотрудничества включают:

сотрудничество по линии государственных органов управления в сфере туризма Российской Федерации в области государственного регулирования и государственной поддержки развития туризма;

сотрудничество по линии профессиональных туристских ассоциаций и объединений России, в том числе сотрудничество с Российским Союзом Туриндустрии, Ассоциацией Делового Туризма, Национальной Туристской Ассоциацией, Ассоциации Социального Туризма, Туристско-спортивным Союзом России по привлечению туристов и инвестиций, развитию партнерских проектов, продвижению туристского продукта;

сотрудничество по линии Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение» и Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по реализации действующих туристских проектов, а также разработке новых проектов;

сотрудничество по линии предприятий туризма за счет активизации участия в международных и региональных выставках, подготовки новых, конкурентоспособных предложений, развития партнерских связей;

сотрудничество в рамках Байкальского Экономического Форума;

сотрудничество по линии представительств Республики Бурятия в регионах России и в г. Москве.

Развитие сотрудничества с Иркутской областью в сфере туризма.

Развитие сотрудничества с Иркутской областью является одним из основных приоритетов Концепции.

Развитие сотрудничества должно осуществляться по нескольким направлениям, в том числе:

созданию общих для всей территории правовых и административных условий для развития общего туристского рынка. Корректировке региональных нормативно-правовых актов, выработке общих принципов и подходов к развитию сферы туризма;

созданию общих механизмов управления развитием туризма и охраны ресурсов туризма. Созданию для этих целей Межрегионального органа управления в сфере туризма в форме координационного совета или межрегиональной ассоциации;

развитию Байкальской системы информации и маркетинга;

совместному продвижению рекламного бренда озера Байкал, являющегося главным туристским объектом региона, поддержке международной туристской выставки «Байкал-тур», а также участию единым стендом в международных и российских выставках;

совместному участию в развитии материальной базы и инфраструктуры туризма;

участию в совместных проектах, в том числе в проектах: «Чайный путь», «Транссибирская магистраль», «Великие озера Азии», «Байкало-Монгольская Азия», «Большая Байкальская Тропа» и в других проектах.

Сотрудничество осуществляется на основании регионального плана развития туризма, а также планов выполнения проектов, предусматривающих участие всех заинтересованных сторон Республики Бурятия и Иркутской области.

Развитие международного сотрудничества.

Развитие международного сотрудничества осуществляется с целью интеграции туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия в международный рынок туризма, формирование стабильного потока туристов из зарубежных стран.

Сотрудничество должно осуществляться по следующим направлениям:

изучение и внедрение в деятельность туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия современных технологий организации туристского процесса и высоких стандартов обслуживания, повышение его конкурентоспособности и экономической эффективности;

сотрудничество по линии культурных и побратимских связей между органами местного самоуправления в Республике Бурятия и муниципалитетами зарубежных стран, а также связей между торгово-промышленными палатами;

сотрудничество по линии национальных культурных обществ Республики Бурятия;

сотрудничество по линии представительств Республики Бурятия в Монголии, на Украине, в Белоруссии;

сотрудничество по развитию приграничного туризма с участием приграничных районов Республики Бурятия и аймаков Монголии.

Наиболее перспективным на азиатском рынке туризма является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Китаем, Монголией, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия.

. Определение и развитие перспективных направлений и видов туризма.

Определение перспективных видов туризма в рамках данных приоритетов должно осуществляться по результатам научных исследований, на основании которых разрабатывается их рейтинг, определяются источники и ресурсы развития.

По результатам маркетинговых исследований 2002 года, перспективными видами на среднесрочный период (3-5 лет) определены следующие виды:

экологический туризм и туризм в условиях природной среды, природоведческие экскурсии;

отдых в туристских центрах и зонах с развитой материальной базой и инфраструктурой активного туризма, физической культуры и спорта;

отдых в туристских центрах с развитой материальной базой развлекательного бизнеса;

пляжный туризм и отдых в лесопарковых зонах;

отдых в специализированных туристских комплексах семейного типа с развитой материальной базой для занятий и развлечений детей;

зимний туризм;

лечебно-оздоровительный туризм на курортах;

сельский туризм;

городской туризм;

культурно-познавательный туризм.

. Повышение конкурентоспособности туристской отрасли.

Повышение конкурентоспособности туристской отрасли должно достигаться за счет нескольких ключевых факторов успеха:

улучшения качества материальной базы и инфраструктуры туризма;

повышения эффективности управления развитием сферы туризма;

повышения профессионального уровня и достаточности кадровой базы;

повышения эффективности стратегии субъектов туристской деятельности на рынке, улучшения их структуры, использования новых способов конкуренции, совершенствования предложений и технологий.

поддержания необходимого качества туристских ресурсов и условий их использования;

развития смежных и поддерживающих отраслей экономики.

Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, фактор качества природных ресурсов имеет доминирующее значение. Общее повышение конкурентоспособности туристской отрасли достигается за счет благоприятного изменения действия всех факторов, предопределяющих, в конечном итоге, прибыльность туристской отрасли. Вместе с тем, достижение позитивных результатов обеспечивается за счет использования организационных резервов, имеющихся как в сфере туризма, так и в связанных с туризмом отраслях.

SWOT-анализ Республики Бурятии

СильныеСлабые60% побережья уникального природного объекта - озера Байкал-средоточие мировых запасов пресной воды и природной экзотики, являющегося мировым брендом Бурятия - российский центр мировой религии - буддизма Богатое культурно-историческое наследие (культуры кочевников, буддизма, шаманизма, семейских/ старообрядцев) Высокий уровень образования и науки (классический, технологический, сельскохозяйственный, культуры и искусств), филиал Сибирского отделения РАН) 45,6% территории республики относится к ареалам высокого рекреационного потенциала Богатый природный ландшафт (национальные парки, заповедники и заказники составляют 9% от общей площади территории региона) Наличие полезный ископаемых Это один из социально спокойных регионов мира. Наличие ж/д сети - ВСЖДУдаленность от центра РФ (5 тыс. км.) Отсутствие международного аэропорта Отсутствие крупной промышленности Концентрация производства в столице республике Дотационный регион Зона рискованного земледелия Высокий уровень безработицы Отдаленность озера Байкал от столицы республики г.Улан-Удэ - 250 км. Низкое качество туристкой инфраструктуры Отдаленность туристических центров друг от друга Низкое качество транспортной инфраструктуры в северном направлении Байкала Слабая гостиничная инфраструктура в прибрежной зоне и отдаленных районах Низкое качество организации пляжей Недостаток профессиональных кадров в сфере обслуживания,ВозможностиУгрозыГеографический центр Азиатского континента и соприкасается с Китаем, Монголии. Статус туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань» Озеро Байкал - участок мирового природного наследия ЮНЕСКОЗначительно более высокие тарифы на электроэнергию по сравнению с соседней Иркутской областью Резко-континентальный климат Федеральный закон о защите оз. Байкал, ограничивающий хозяйственную деятельность в прибрежных районах Низкий уровень жизни населения районов республики Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль Высокие тарифы на летние авиаперевозки Снижение инвестиционной привлекательности в сфере туризма

SWOT-анализ показал, что, безусловно, Бурятия имеет богатый ресурс для развития туризма. Построение туристического бренда важный и необходимый инструмент маркетинга республики, обладающей уникальным природным, культурно-историческим богатством. Однако, столь ли бесспорна туристическая стратегия брендинга Республики Бурятия? На мой взгляд, нет достаточных оснований утверждать, что туристический бренд должен стать приоритетным в архитектуре бренда Республики Бурятия. Во-первых, слишком противоречивы условия для развития туризма, во-вторых, масштабны слабые стороны и велики угрозы, в третьих, такой подход слишком узок и пренебрегает массой имеющихся у территории возможностей.

При планировании и формировании позиционирования бренда территории необходимо следовать четырем золотым правилам:

Во-первых, позиционирование должно быть уникальным и узнаваемым. Это необходимо для успешной и четкой дифференциации от конкурентов. Озеро Байкал расположено не только на территории Бурятия, но и Иркутской области. При этом Иркутская область имеет на сегодняшний день достаточно развитую инфраструктуру туризма. Иркутск намного раньше и успешнее запустил коммуникационную программу позиционирования бренда региона через присоединение к сильному бренду «Байкал».

Во-вторых, позиционирование должно соответствовать явным и скрытым нуждам целевых потребителей. Безусловно, Байкал уникальный природный объект, известный во всем мире, но турист едет не столько за впечатлениями от природных ландшафтов, сколько за решением своих проблем. Способен ли массовый российский, а тем более, иностранный турист преодолеть приличное расстояние (от Москвы до Улан-Удэ - 5 тыс. км.)? Имеет ли он возможность для преодоления этого расстояния? - Ведь продолжительность отпуска ограничена, а проезд ж/д транспортом от Москвы до Улан-Удэ только в одну сторону займет 5 дней. Способен ли он заплатить за авиабилет 7-10 тыс. руб. в один конец? Достаточно сложен вопрос и о качестве продукта. Ведь кроме красот, истории, культуры, экзотики нельзя забывать, что Бурятия расположена в зоне резко-континентального климата - короткий летний пляжный период, низкие зимние температуры.

В-третьих, позиционирование должно быть подкреплено реальными фактами. Это необходимо для того, чтобы потребитель никогда не испытал разочарования. Нарушение этого принципа ведет к ситуации, которая может быть охарактеризована как синдром неоправданных ожиданий. В этой позиции угрозу представляют слабая туристская инфраструктура, низкое качество транспортной инфраструктуры.

В-четвертых, позиционирование должно быть неизменным во всех элементах marketing, mix. Но это уже больше относится к практической реализации позиционирования.

Наконец, пятое, негласное, правило: позиционирование должно быть.

В результате анализ можно предположить, что возможная стратегия туристического брендинга Бурятии должен содержать концепцию экологического, религиозного, лечебного, экстремального туризма.

В-третьих, Бурятия имеет мировую привлекательность, поскольку на его территории расположено оз. Байкал - средоточие мировых запасов пресной воды и природной экзотики. Наконец, на территории республики мирно сожительствуют славянский и азиатский этносы, православная и буддистская религии. Это один из социально спокойных регионов мира. Словом, Бурятия объективно может стать крупнейшим плацдармом России на Востоке для продвижения ее дальше в Азию, в АТР.

Заключение

Проведя исследование состояния и развития туризма на Байкальской природной территории можно сделать следующие выводы.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. В настоящее время положительное влияние туризма на процесс возрождения и сохранения культурного наследия в республике пока незначительно. В качестве объектов туристского показа фигурирует небольшое количество профессиональных и народных произведений культуры и искусства. В тоже время большое их количество находится вне поля внимания, как организаторов туризма, так и туристов. Крайне неразвито производство сувенирной продукции, отражающей национальный колорит, фольклор. Ведь ее производство - это сохранение и процветание народных и художественных промыслов, а приобретение ее туристами - это экспорт культурного продукта, национального колорита и самобытности. С одной стороны, это содействует распространению произведений национальных культуры и искусства по каналам туризма и таким способом привлечению внимания к республике, с другой стороны, содействует созданию стабильных источников финансирования местных культур, а также вовлечению незанятого населения в смежные с туризмом отрасли экономики.

Во многих регионах и странах развитие туризма рассматривается как альтернативное другим видам деятельности использование территории. Для республики Бурятия, относящейся к числу регионов, слабо адаптированных к рыночным условиям, а по большинству экономических показателей - к кризисным, туризм может выступить как инструмент поддержания социально-экономической устойчивости территории и естественного развития сообщества. Особенно это актуально для прибрежных районов, расположенных в центральной экологической зоне озера Байкал и характеризующихся ростом основных показателей туризма (количество туристов, инвестиции, доходы, занятость). Все это повышает интерес и формирует новые требования со стороны государственных органов управления и органов местного самоуправления к совершенствованию механизмов территориального управления на основе понимания перспектив устойчивого развития региона в условиях экологических ограничений.

Однако недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом устойчивого развития территории. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком спектре практических инициатив - от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа его экономического воздействия.

Степень прямого и косвенного воздействия туризма на социально-экономическое развитие регионов является пока неразработанной в силу отсутствия единой методики оценки вклада туризма в народное хозяйство. Определение таких базовых показателей, как государственные доходы и занятость, прибыль, налоги, туристские расходы, потребление будет способствовать выявлению роли туризма как важного экономического фактора в производстве товаров и услуг для туристского потребления.

Список использованных источников

1.Князева И.В., Шевцова Е.В. Маркетинг территорий: курс лекций для студентов очной формы обучения / И.В. Князева, Е.В. Шевцова. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 200 с.

.Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. 2 - е издание., дополн. / А.П. Панкрухин. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

3.Маркетинг территорий - ключ к успеху региона [Электронный ресурс: <http://www.koism.rags.ru/publ/articles/36.php>]

.Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие [Электронный ресурс: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php]

Похожие работы на - Анализ туристической привлекательности Республики Бурятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!