Формирование и функционирование особых туристско-рекреационных экономических зон в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    479,68 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и функционирование особых туристско-рекреационных экономических зон в России

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы создания туристско-рекреационных особых экономических зон

1.1 Особые туристско-рекреационные экономические зоны как территории с особым правовым и инвестиционным статусом

1.2 Особенности создания особых туристско-рекреационных экономических зон

1.3 Государственное управление в процессе функционирования ОТРЭЗ

Выводы

2. Создание и функционирование ОТРЭЗ в национальной экономике

2.1 Формирование и функционирование ОТРЭЗ России

2.2 Сравнительный анализ ОТРЭЗ

Выводы

3. Проектная часть

3.1 Методические рекомендации по созданию и развитию инфраструктуры для ОТРЭЗ в России

4. Технологическая часть

4.1 Формирование материально-технической базы ОТРЭЗ

5. Безопасность жизнедеятельности

5.1 Особенности безопасности туристов в ОТРЭЗ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Туристско-рекреационные особые экономические зоны - не новое явление в мировой экономической практике. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. различных особых экономических зон с годовым оборотом 600 млрд. долларов. Для современной России создание туристско-рекреационных особых экономических зон стало делом государственной важности, так как страна теряет туристическую привлекательность. Потенциально прибыльная туристская индустрия России второе десятилетие не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и практически всей современной инфраструктуры, необходимой для привлечения туристов и переориентации российских граждан, предпочитающих отдыхать за границей, на внутренний туристский рынок. Предполагается, что создание в России туристско-рекреационных особых экономических зон будет способствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития. [61]

Актуальность исследования заключается в том, что процесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в России начался сравнительно недавно и говорить о достигнутых результатах пока преждевременно, особый интерес представляет изучение начальных этапов их формирования в условиях современной экономики.

Таким образом, можно определить цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       дать определение понятиям "особая экономическая зона" и "туристско-рекреационная особая экономическая зона";

-       изучить особенности создания особых экономических зон в Российской Федерации;

-       изучить законодательную базу особых экономических зон в Российской Федерации;

-       провести сравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особых экономических зон;

-       оценить возможные перспективы развития.

Объектом исследования являются туристско-рекреационные зоны как приоритетная отрасль российской экономики.

Предметом исследования является состояние туристско-рекреационных особых экономических зон.

Информационной базы на сегодняшний день практически нет. Малое количество специализированной научной литературы, посвященной особым экономическим зонам, в том числе туристско-рекреационным. В процессе исследования были изучены различные публикации на данную тему (в том числе статьи, монографии, сообщения СМИ).

1. Теоретические основы создания туристско-рекреационных особых экономических зон


1.1 Особые туристско-рекреационные экономические зоны как территории с особым правовым и инвестиционным статусом


Одним из самых эффективных инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику служит создание в той или иной форме особых (свободных) экономических зон, которые на сегодняшний день играют значимую роль в мировой экономике.

Такие зоны, как правило, создаются для увеличения притока иностранных инвестиций, расширения экспортно-импортных операций, установления более открытых отношений с мировым рынком, развития новых технологий, внедрения инноваций в производство. В отдельных проектах свободные экономические зоны формируются для оживления экономики депрессивного региона за счет особого режима ведения бизнеса на его территории.

Особая экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса. [21, с.8]

Определяет этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в свободной экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; административный режим; лицензирование; визовое оформление; банковская деятельность; имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны); предоставление концессий; гарантии прав инвесторов; управление свободной зоной. Определенную специфику в свободной экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства.

туристская рекреационная зона экономическая

При всем разнообразии свободных экономических зон в мире и их теоретических концепций суть данного явления состоит в следующем: создании на определенном участке территории страны экономического оазиса, имеющего беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связанного с мировым рынком.

Таким образом, свободная экономическая зона представляет собой относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии. [37, с.48]

Федеральный закон от 09.07.2006 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" трактует понятие "особая экономическая зона" аналогичным образом. Согласно ст.2 данного Федерального закона, особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом № 116 ФЗ в России могут создаваться особые экономические зоны только четырех типов:

·        Промышленно-производственные;

·        Технико-внедренческие;

·        Туристско-рекреационные;

·        Портовые. [1]

Туристско-рекреационная зона - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы, в том числе в международную логистику. [41, с.25]

Механизм формирования туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Победителями конкурсов стали Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Калининградская и Иркутская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Позже в сентябре 2010 вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 752 "О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края". [7] В итоге сегодня в Российской Федерации создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон, их месторасположение представлено на Рис.1.1.1:

Рис.1.1.1 Расположение ОТРЭЗ в Российской Федерации

1.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Алтайская Долина" (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67. [5]

Расположена на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и обладает площадью 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкальская гавань" (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68. [5]

Особая экономическая зона в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия по близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, спортивно-оздоровительного комплекса, центра восточной медицины, обустройство маршрутов и экологических троп.

3.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Бирюзовая Катунь" (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69. [5]

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство горнолыжной трассы, кемпингов, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Гранд Спа Юца" (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71. [5]

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

5.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Ворота Байкала" (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72. [5]

Территория, отводимая под размещение туристско-рекреационной зоны, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах особой экономической зоны предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

6.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Куршская коса" (Калининградская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 73. [5]

Площадь национального парка "Куршская коса" составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал особой экономической зоны позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

7.       Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край). Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201. [5]

Туристско-рекреационная особая экономическая зона будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

Андрей Алпатов, заместитель руководителя РосОЭЗ говорит, что критериев отбора этих территорий было несколько. Во-первых, в каждом из них должен быть уникальный природный объект, который сам по себе вызывает у туристов огромный интерес, например, Куршская коса или озеро Байкал. Второй критерий - экономическая эффективность, окупаемость проекта. Третий - его воздействие на развитие региона. Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий, например транспорта, строительной отрасли, сферы обслуживания. [19, с.25]

Правовое положение туристско-рекреационных особых экономических зон имеет ряд особенностей:

·        Туристско-рекреационная зона может создаваться на одном или нескольких участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

·        Туристско-рекреационная зона может размещаться на территории нескольких муниципальных образований и занимать территорию всего муниципального образования полностью;

Кроме того в туристско-рекреационных особых экономических зонах разрешено размещать объекты жилого фонда.

На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны не допускаются:

-    Разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыча, а также металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

-    Переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод и иного использования природных лечебных ресурсов, а также переработка лома цветных и черных металлов;

-    Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. [39. с,59]

Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. [1]

Резиденты туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять деятельность по "строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод" [1]

В особых экономических зонах туристско-рекреационного типа также привлекательны налоговые преференции, административный режим, льготные условия по аренде и выкупу резидентами земельных участков, входящих в территорию туристско-рекреационной зоны.

Льготный административный режим заключается в оказании всех государственных услуг по системе "одно окно" в административно-деловом комплексе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), расположенном на территории зоны. В этом здании будет размещено территориальное управление РосОЭЗ, филиал или дочернее общество ОАО "Особые экономические зоны", специально созданного для проектирования и строительства инфраструктуры особых экономических зон.

Среди основных налоговых льгот резидентов следует отметить освобождение от земельного налога и налога на имущество в течение первых 5 лет ведения туристско-рекреационной деятельности, а также установление пониженной ставки налога на прибыль в размере 16%. Государством предоставлены гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства.

Арендная плата за землю в туристско-рекреационных особых экономических зонах составляет 0,02% от кадастровой стоимости земельного участка в год. На наш взгляд, это одно из основных конкурентных преимуществ туристско-рекреационных особых экономических зон.

Для того чтобы воспользоваться льготами и преференциями, резиденту туристско-рекреационной зоны необходимо подать заявку с бизнес-планом своего проекта в территориальное управление РосОЭЗ.

Первые 8 резидентов туристско-рекреационной зоны были зарегистрированы 31 июля 2008 года, 6 - в туристско-рекреационной зоне на территории Алтайского края, 2 - в туристско-рекреационной зоне на территории Республики Алтай. Эти резиденты уже начали свою работу и ведут проектирование объектов. Ими создаются рабочие места, инвестируются средства, а резидент туристско-рекреационной зоны в Алтайском крае уже оказывает гостиничные услуги.

Бизнес-планами резидентов предусматривается создание современных гостиничных комплексов разной звездности, объектов спортивного и развлекательного назначения, горнолыжных трасс и подъемников и других объектов. Большинство проектов уже зарегистрированных резидентов будет реализовано до 2012 года, общий объем заявленных инвестиций превышает 5 млрд. рублей.

В декабре 2008 года были зарегистрированы еще 10 резидентов: 3 - в туристско-рекреационной зоне Республики Бурятия, 7 - в туристско-рекреационной зоне Республики Алтай. [49] Полный список и количество зарегистрированных резидентов представлен в таблице 1.1.1 и на рис.1.1.2.

Рис.1.1.2 Количество зарегистрированных резидентов в ОТРЭЗ

Таблица1.1.1

Список резидентов зарегистрированных в ОТРЭЗ

ОТРЗ

Резиденты ОЭЗ

Алтайский край

ООО "Алтай-Известь Плюс"; ООО"АНТЕ"; ООО "Ермак"; ООО "Грин-парк"; ООО "Жемчужина Катуни"; ООО"СКИ-КОМПЛЕКС"; ОАО "Интурист" (г. Москва); ООО "СББ - Лизинг"; ООО "Алтай-Известь"; ООО "Анте"; ООО "Алтай-Известь плюс".

Республика Бурятия

ООО "Байкальская гавань"; ЗАО "Золотые пески Байкала"; ООО "Путник Сибирь"; ООО "Круизы Байкала"; ООО "Путник Сибирь".

Иркутская область

Ассоциация "Байкальская Виза"; ООО "Гранд Байкал"; ЗАО "Россо Групп" компания "Наньтун" (КНР); ООО "Импекс"; ООО "Реал Групп"; ООО "Сноулэнд"; ООО "Геолион"; НП "Национальный траст сохранения и развития национальных ландшафтов; компания "Эрлинхот" (КНР).

Республика Алтай

ООО "Майма-строй", ООО "Турсервис", ООО "Алтайтур", "Алком-трэвел", ООО "Регион", ЗАО "Парк развлечений ТРТ "Алтайская долина", ЗАО "Этническая деревня Алтай" "Интерски" (построит горнолыжный комплекс) и "Горно-тур" (коттеджи и ресторан).

Ставропольский край

За время существования ТР ОЭЗ ни одного резидента.

Калининградская область

"HELIOPARK Group", ООО "Русские отели", ЗАО "Интерсетьотель", ООО "ВАК", ООО "Интер-инвест", ЗАО "TUTA STRОY"

Приморский край

Нет данных


Сегодня для вливания новых инвестиций в российскую экономику, по оценкам иностранных экспертов, существует четыре основных барьера:

-    административный (бюрократический);

-    налоговый (непрозрачная налоговая система и отсутствие налоговых льгот для инвесторов);

-    таможенный (сложная процедура импорта и экспорта);

-    нестабильность правового поля для инвестиций - отсутствие надежных гарантий защиты прав инвесторов.

Поэтому в Федеральном законе "Об особых экономических зонах" представлена система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие особых экономических зон, а именно;

-    особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, один регулирующий орган - Агентство по управлению особой экономической зоной, принцип "одного окна");

-    особый налоговый режим;

-    особый таможенный режим;

-    право аренды земельного участка на территории особой экономической зоны для резидентов;

-    правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства, судебный порядок разрешения споров и т.д.).

Кроме того, Закон № 116-ФЗ является определенной гарантией для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие особых экономических зон, так как правовая основа создания и деятельности таких зон, как и гарантии прав инвесторов, заложены на законодательном уровне и не могут произвольно отменяться, или изменяться подзаконными нормативно-правовыми актами.

Данные льготы и определяют в совокупности особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. [39, с.52стр.]

 

.2 Особенности создания особых туристско-рекреационных экономических зон


Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма.

Территории, предназначенные для размещения туристско-рекреационных экономических зон, должны соответствовать некоторым требованиям. [1]

.        Особые туристско-рекреационные экономические зоны могут создаваться не только на земельных участках, находящихся в государственной и/или муниципальной собственности.

2.       На момент создании туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда, и участки, на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и/или в пользовании граждан или юридических лиц.

.        Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

.        На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности.

.        На территории разрешено размещение объектов жилищного фонда. [39,c.71]

Под жилищным фондом законодательство понимает "совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской федерации". Под категорию "жилых помещений" попадают жилые дома, квартиры и комнаты в них. [9] Пункт 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ № 25 от 21.01.2006 г. "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями" описывает жилое помещение как "изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан". [4]

Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ, к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. [10] Согласно Федеральному Закону №119-ФЗ от 17.06.2010 г. "О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому земельные участки, предоставляемые для размещения особых экономических зон, должны предварительно пройти государственную регистрацию. [2]

Впрочем, отсутствие государственной регистрации прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В этом случае распоряжаться такими земельными участками могут органы местного самоуправления. Также следует иметь в виду положения Закона № 53-Ф3 от 17.04.2006 г., уже разграничившего государственную собственность на некоторые земельные участки между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации в результате конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон определенного типа. Заявки на создание особых экономических зон на конкретных территориях подаются высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования с обоснованием целесообразности и потенциальной экономической эффективности особой экономической зоны. [36, c.72]

Заявка должна содержать следующие сведения:

а) технико-экономическое обоснование создания особой экономической зоны;

б) характеристика социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;

в) характеристика социально-экономического положения муниципального образования, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;

г) стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию особой экономической зоны в реализацию указанной стратегии;

д) перечень потенциальных резидентов особой экономической зоны, их краткая характеристика, а также направления деятельности;

е) сведения о трудовых ресурсах субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, и возможности их привлечения;

ж) расчеты предполагаемых расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

з) перечень сопроводительных документов. [8]

К заявке прилагаются следующие сопроводительные документы:

а) документ, определяющий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный для осуществления взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, и копии его правоустанавливающих документов;

в) документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, на которых планируется создание особой экономической зоны;

г) в случае если земельные участки, на которых планируется создание особой экономической зоны, и (или) расположенные на них объекты недвижимости находятся во владении и (или) пользовании юридических лиц, должны быть представлены их правоустанавливающие документы;

д) документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и территориального планирования муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны;

е) картографические материалы, характеризующие положение земельных участков, на которых планируется создание особой экономической зоны, в масштабе 1: 20000 и 1: 100000;

ж) документ, подтверждающий согласие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечить выполнение обязательств по созданию и функционированию определенного типа особой экономической зоны с указанием объемов предполагаемых расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;

з) паспорт участка, на котором предполагается создание особой экономической зоны, заполняемый по форме;

и) проект соглашения о создании особой экономической зоны между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, согласованный исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации. [8]

В течение 30 дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны. Соглашение является трехсторонним (подписывается Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ и исполнительным органом муниципального образования) и может рассматриваться как своеобразный устав особой экономической зоны, определяющий ее экономические и организационные параметры. Потенциальный инвестор должен, прежде всего, изучить данный документ, чтобы определить возможность и экономическую целесообразность для себя стать резидентом данной особой экономической зоны. [39, c.74]

Важные пункты данного соглашения:

.        объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

2.       план обустройства и соответствующего материально - технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

.        комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

.        размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны;

5.      порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, находящихся в общей долевой собственности;

.        порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны;

.        обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;

.        порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

.        обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

.        обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования. [1]

Особая экономическая зона создается на 20 лет, при этом срок ее существования продлению не подлежит.

Создание особой туристской зоны "с нуля" ставит в неравные условия "старые" и "новые" территории и невыгодно для государства и частного бизнеса. Образование абсолютно новой рекреационной зоны потребует не только колоссальных инвестиций, но и формирования в сознании массового туриста благоприятного образа создаваемого инновационного продукта. Этот образ должен переориентировать потребителя с традиционного отдыха на новый его вид, что в силу неразвитости механизма продвижения регионального туристского продукта представляется весьма проблематичным. [14. с,22]

Целью особых экономических зон, согласно Закону № 116-ФЗ, является "развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичны отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной" (ст.3 Закона № 116-ФЗ). Учитывая опыт особых экономических зон за рубежом и в России, можно определить, что под "развитием", указанным в Законе № 116-ФЗ, подразумевался целый комплекс целей, который представлен на рис.1.2.1 [38. с,32]

Рис.1.2.1 Цели создания ОЭЗ

1.3 Государственное управление в процессе функционирования ОТРЭЗ


В особых экономических зонах создана многоуровневая система управления (Рис.1.3.1). Функции разработки государственной политики и нормотворчества возложены на Минэкономразвития России, управления - возложены на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и его территориальные органы. Строительством инфраструктуры занимается ОАО "ОЭЗ", туристскую инфраструктуру создают частные лица - резиденты особых экономических зон. Регионы, в том числе через Наблюдательные советы особых экономических зон, участвуют в принятии всех важных для развития туристско-рекреационных зон решений. [46]

Рис.1.3.1 Управление ОЭЗ

На Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами возложены обязанности по разработке государственной политики в сфере создания и функционирования зон, а также управление ими. Агентство и его территориальные органы составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Финансирование расходов на его содержание, его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В систему управления входят также наблюдательные советы особых экономических зон, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за реализацией планов, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны. [46]

Органы управления особыми экономическими зонами выполняют ряд специфических функций, среди которых, например:

-    регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов особой экономической зоны;

-    представление в Минэкономразвития России ежегодного отчета о результатах функционирования особых экономических зон;

-    контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности;

-    функции заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или передают выполнение этих функций в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, акционерному обществу, 100% акций которого принадлежат Российской Федерации;

-    управление и распоряжение объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны и т.д. [23, c.158]

Фундаментальную основу нового правового регулирования особых экономических зон в Российской Федерации заложили два федеральных закона, принятых 22 июня 2005 г.:

1.      Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон № 116-ФЗ).

Текст данного закона был создан группой специалистов Минэкономразвития РФ и Администрации Президента РФ и включил в себя новейшие достижения мировой практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов.

Первоначально Закон № 116-ФЗ регулировал следующие базовые вопросы:

·        типы особых экономических зон в России;

·        создание и прекращение деятельности особых экономических зон;

·        правовое положение резидентов особой экономической зоны;

·        государственное регулирование и государственный контроль на территории особой экономической зоны;

·        порядок заключения, изменения и расторжения, а также существенные условия соглашений о ведении промышленно - производственной или технико-внедренческой деятельности, заключаемых с инвесторами на территории особой экономической зоны;

·        порядок предоставления земельных участков инвесторам и режим землепользования в особой экономической зоне;

·        основы налогообложения резидентов особых экономических зон и таможенный режим особой экономической зоны;

·        государственные гарантии резидентам особых экономических зон.

Впоследствии Закон № 116-ФЗ был отредактирован федеральными законами № 76-ФЗ от 03.06.2006 г., № 232-ФЭ от 18.12.2006 г. и № 240-ФЗ от 30.10.2007 г.

В этих законах были представлены положения о туристско-рекреационной деятельности, о порядке проведения резидентами мероприятий, предусмотренных бизнес-планом в части строительства, и введены положения об особых экономических зонах портового типа.

2.      Федеральный закон № 117-ФЗ от 22.07.2005 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"" (далее - Закон № 117-ФЗ).

Данный закон вступил в силу с 1 января 2006 г. и внес ряд существенных изменений в другие законодательные акты, касающиеся особого режима предпринимательства на территории особой экономической зоны, в частности:

·        в Налоговый кодекс РФ в части налоговых льгот и порядка налогообложения резидентов особой экономической зоны;

·        в Таможенный кодекс РФ в отношении особенностей режима свободной таможенной зоны;

·        в Земельный кодекс РФ в части прав арендатора земельного участка на территории особой экономической зоны;

·        в Градостроительный кодекс РФ о порядке согласования и выделения земельных участков на территории особой экономической зоны. [51]

На данный момент были введены в действие следующие подзаконные акты.

1.      Указ Президента РФ № 855 "О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" от 22.07.2005 г.

Данным Указом в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" был образован новый федеральный орган исполнительной власти, на который возложены полномочия по осуществлению управления особыми экономическими зонами, - Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Агентство подведомственно Министерству экономического развития и торговли РФ.

Соответствующее изменение внесено в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ № 649 от 20.05.2004 г.

Издан Указ Президента РФ № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 г., которым были внесены изменения в систему государственных органов. Однако РосОЭЗ остался в подчинении Министерства экономического развития и торговли (в дальнейшем мы будем часто использовать устоявшееся сокращенное название - МЭРТ), хотя само оно потеряло функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию торговли.

2.      Постановление Правительства РФ № 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" от 19.08.2005 г.

В целях реализации Указа Президента РФ № 855 "О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" от 22.07.2005 г. утверждено Положение об указанном агентстве, установлена штатная численность работников его центрального аппарата и территориальных органов, определен порядок и размер финансирования агентства.

Кроме того, были установлены полномочия агентства и порядок организации его деятельности.

Постановлением Правительства РФ № 367 от 13.06.2006г. на РосОЭЗ возложены обязанности по управлению особой экономической зоной в Калининградской области.

В связи с изданием Указа Президента РФ № 724 от 12.05 2008г. вероятно внесение изменений в Положение об агентстве.

3.      Постановление Правительства РФ № 564 "Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны" от 13.09.2005 г. (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства № 36 от 31.01.2008 г.).

Правила определяют порядок оформления и подачи заявок на создание особой экономической зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, а также особых экономических зон туристско-рекреационного и портового типов. Кроме того, устанавливается перечень документов, прилагаемых к заявкам.

Заявки должны подаваться в Минэкономразвития РФ претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон - высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

В качестве приложений к документу приведены типовые формы сопроводительного письма к заявке на участие в конкурсе, а также паспорта участка, на котором планируется создание особо экономической зоны.

4.      Постановление Правительства РФ № 563 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон" от 13.09.2005 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 471 от 31.07.2006 г. и Постановления Правительства РФ № 36 от 31.01.2008 г.).

Согласно указанному Положению, организатором конкурса выступает Минэкономразвития РФ, которое принимает решение о проведении конкурса, утверждает его результаты и конкурсную документацию.

Оценивают поданные заявки и определяют победителей конкурса комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон, созданные при РосОЭЗ. Так, согласно Положению, в состав комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа должны входить представители Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, министерств образования и науки РФ, министерств информационных технологий и связи РФ, министерств промышленности и энергетики РФ, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, Федеральной антимонопольной службы и Российской Академии наук.

Наконец, утверждение результатов конкурса и принятие решении о создании особой экономической зоны на конкретной территории является прерогативой Правительства РФ.

5.      Постановление Правительства РФ № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 04.03.2007г.

Данным постановлением определены полномочия органов исполнительной власти по организации государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий. Также утверждено положение, устанавливающее порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации.

6.      Приказ Минэкономразвития РФ № 190 от 14.07.2006г.

Приказом утверждена методика расчета арендной платы по договорам аренды государственного и/или муниципального недвижимого имущества (зданий, их частей, сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов, а также методика расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон с изменениями, внесенными Приказом Минэкономразвития № 147 от 29.05.2008 г.

7.      Приказ Минэкономразвития РФ № 131 от 23.04.2007г.

Этим приказом определяется порядок выдачи разрешений на строительство, а также порядок получения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передачи этих условий и разрешений индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.

8.      Приказ Минэкономразвития РФ № 403 от 19.11.2007г.

Этим приказом было утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

9.      Приказ Минэкономразвития РФ № 449 от 20.12.2007г.

Этим приказом был определен порядок заключения соглашения с резидентом туристско-рекреационной особой экономической зоны.

10.    Приказ Минэкономразвития РФ № 464 от 28.12.2007г.

Этим приказом был определен порядок приема граждан органами управления особыми экономическими зонами.

11.    Приказ Минэкономразвития РФ № 175 от 02.07.2008г.

Данным приказом утвержден порядок, с соответствии с которым проводится проверка соответствия деятельности резидента особой экономической зоны в Калининградской области условиям реализации инвестиционного проекта, содержащимся в инвестиционной декларации. Проверку осуществляет администрация особой экономической зоны в Калининградской области совместно с Федеральным агентством по управлению ocобыми экономическими зонами.

12.    Приказ Минрегионразвития РФ № 62 от 09.07.2007 г.

Данным приказом утверждены критерии отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

13.    Приказ РосОЭЗ № П/0071 от 21.05.2008 г.

Приказ предусматривает персональное закрепление сотрудников территориальных управлений РосОЭЗ за резидентами и создание Ассоциации резидентов особых экономических зон.

14.    Приказ Федеральной таможенной службы от 14.07.2008 г.

Данным приказом утвержден Порядок идентификации товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, Перечень сведений, указываемых в заявлении на идентификацию товаров, и форма заключения о приемлемости выбранного способа идентификации. [39, c.44]

Выводы


Туристско-рекреационные особые экономические зоны представляют собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. На сегодняшний день в туристско-рекреационных особых экономических зонах предоставляются налоговые льготы, льготы по аренде земли, и, что немаловажно, создается особый режим администрирования по системе "одно окно". Для управления туристско-рекреационных особых экономических зон выстраивается система упрощенного администрирования, когда все необходимые для резидента службы находятся в одном офисе, широко вводится электронный документооборот, жестко регламентируются сроки работы по обращениям резидентов. О том, насколько эффективна эта система, можно будет говорить только через некоторое время, однако стремление к уменьшению административных издержек резидентов можно только приветствовать. [49]

Территории для создания туристско-рекреационных особых экономических зон были определены Правительством Российской Федерации в феврале 2007 года по результатам конкурса, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, в котором участвовало 28 субъектов Российской Федерации. Выбор территорий для создания туристско-рекреационных зон был обусловлен их значительным рекреационным потенциалом, что подтверждается возрастающим интересом российских и иностранных туристов к этим регионам. В итоге сегодня в Российской Федерации создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются с целью развития туризма и санаторно-курортной сферы и должны стать эффективным инструментом в развитии туристской индустрии. [75]

2. Создание и функционирование ОТРЭЗ в национальной экономике

2.1 Формирование и функционирование ОТРЭЗ России


Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России. [23, c. 207]

Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта туристско-рекреационной особой экономической зоны "Дед Мороз". При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом. [75]

Создание туристско-рекреационных особых зон направлено увеличение масштабов внутреннего и въездного туризма, на рост туристских потоков. Тенденция увеличения потока туристов представлена в таблице 2.1.1 и на рис.2.1.1.

Таблица 2.1.1

Количество туристов посетивших территории особых экономических зон за 2008г., 2009г. и 2010г.


2008г.

2009г.

2010г.


Количество туристов (тыс. чел)

Алтайский край

760

880

1100

Республика Алтай

850

930

1100

Республика Бурятия

320

360

400

Иркутская обл.

678

658

675

Калининградская обл.

520

378

420

Ставропольский край

715

850

950

Приморский край

520

615

730


Рис.2.1.1 Динамика турпотока за 2008г., 2009г. и 2010г.

Российские туристы отправляются за рубеж, предпочитая пляжный отдых. Высококачественный разнообразный пляжный отдых с наличием альтернативных направлений отдыха, группы современных туристских объектов, находящихся на ограниченной территории туристско-рекреационных зон - это то предложение, которое сегодня Краснодарское побережье Черного моря предложить не в состоянии. В свою очередь, туристско-рекреационная особая экономическая зона в Ставропольском крае вступит в конкуренцию с зарубежными спа-курортами. Высокое качество туристских услуг, предложение разнообразных туристских продуктов могут привести к переориентации части российских туристов с зарубежных курортов и к изменению соотношения экспорт/импорт туристских услуг. На территории туристско-рекреационных зон туристу необходимо обеспечить разнообразный досуг, предоставить возможности для занятий спортом, шопинга, оздоровления. Это позволит не только привлечь более широкую аудиторию, но по-новому взглянуть на известные туристские направления, обеспечит всесезонный характер создаваемых курортов.

Всего посетителями туристско-рекреационных ОЭЗ смогут стать более 40 млн. российских и зарубежных туристов, для чего в туристско-рекреационных зонах будет создано более 34 тыс. мест размещения в гостиницах уровня 3-5 звезд. Стоит отметить, что наиболее значимым в количественном отношении для регионов, где создаются туристско-рекреационные зоны, является рост числа мест размещения уровня 4 и 5 звезд. [49]

Для функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон потребуется создание более 23 тыс. новых рабочих мест. Более 50% от требуемого числа специалистов составит персонал гостиниц (горничные, администраторы, портье и пр.), значительное число специалистов потребуется для обслуживания ресторанов, спортивно-развлекательных, технических и прочих объектов.

Важнейшим следствием функционирования туристско-рекреационных зон станет повышение качества жизни населения за счет использования современной инженерной, транспортной инфраструктуры, высокого уровня оплаты труда, также появления возможностей для дополнительного заработка (изготовление и продажа сувенирной, сельскохозяйственной продукции, доход от размещения туристов, оказание транспортных услуг и т.д.) и обеспечения сотрудников туристско-рекреационных зон жильем. [70]

Создаваемые туристско-рекреационные зоны формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности.

Для функционирования туристско-рекреационных зон создана нормативно-правовая база, обеспечивающая предоставление резидентам льгот и преференций: в течение пяти лет предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также снятие 30% -го ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, на региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся туристско-рекреационные особые экономические зоны. [60]

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации (см. табл.2.1.2) на создание туристско-рекреационной инфраструктуры их Федерального бюджета будет выделено около 44,5 млрд. руб. и около 271,4 млрд. руб. составят частные инвестиции. [35]

В течение 2008 года была осуществлена значительная работа по формированию условий для начала проектирования и строительства объектов инфраструктуры и объектов туристской индустрии в туристско-рекреационных особых экономических зонах. В частности, завершены работы по созданию системы управления туристско-рекреационными зонами, в том числе созданы и функционируют на регулярной основе наблюдательные советы туристско-рекреационных зон.

В 2008 году завершена работа по определению границ всех семи туристско-рекреационных зон и заключены соответствующие дополнительные соглашения к соглашениям о создании туристско-рекреационных зон.

Таблица 2.1.2

Объем финансирования проектов ОЭЗ (млрд. руб.)

ОТРЗ

Стоимость проекта

Внебюджетные инвестиции

Бюджетные средства




Федеральный бюджет

Бюджет субъекта

Местный бюджет

Калининградская область

7,6

5,82

1,5

0,3

Нет данных

Ставропольский край

52,06

49

2,54

0,24

0,28

Республика Алтай

12,35

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Республика Бурятия

51,3

38

10,2

3

0,94

Алтайский край

10,47

3,16

6,93

0,3

0,08

Иркутская область

14,6

10,32

2,56

1,89

0,22

Приморский край

36,4

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных


Осуществлены инвентаризационные мероприятия на территориях особых экономических зонах Алтайского и Краснодарского краев, республик Алтай и Бурятия, Иркутской области с целью уточнения объектов недвижимости, в том числе земельных участков, подлежащих передаче в управление и распоряжение РосОЭЗ.

В соответствии с соглашениями о создании туристско-рекреационных зон разработаны планы обустройства и соответствующего материально-технического оснащения, а также перечни объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры туристско-рекреационных зон.

В I квартале 2008 года завершена работа по разработке концепций создания и развития туристско-рекреационных зон. В указанных концепциях установлены перспективные направления развития туризма, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, определены необходимый объем инвестиций, туристские объекты, которые необходимо построить, проведено планирование территории, выбран архитектурный стиль.

На основании разработанной концепции в течение 2008 года были разработаны проекты планировки территорий туристско-рекреационных зон в Алтайском крае, в республиках Алтай и Бурятия, в Краснодарском и Ставропольском краях, разрабатываются проекты планировок территорий туристско-рекреационных зон в Иркутской и Калининградской областях.

В 2009 году завершено строительство административно-деловых комплексов туристско-рекреационных зон, в которых размещены офисы резидентов туристско-рекреационных зон, а также служба "одного окна".

В период 2009-2011 годов будут осуществлены основные работы по строительству инженерной, транспортной и иной инфраструктуры туристско-рекреационных зон.

В 2009 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры. [3]

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае, "Алтайская долина" в Республике Алтай и "Байкальская гавань" в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты туристско-рекреационных особых экономических зон не будут "заморожены" надолго - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае. [49]

Финансирование туристско-рекреационной особой экономической зоны Алтайский край. Непосредственно в создание внутренней инфраструктуры особой экономической зоны планируется инвестировать 3,83 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 290 млн. рублей, бюджета Алтайского края - 300 млн. рублей, бюджета Алтайского района Алтайского края - 80 млн. рублей, внебюджетных источников - 3,16 млрд. рублей.

Общий объем инвестиций на создание внешней инфраструктуры особой экономической зоны составит 6, 64 млрд. рублей.

Бюджетные средства будут потрачены на строительство (реконструкцию) следующих объектов:

·        строительство объектов внешней инфраструктуры газоснабжения;

·        строительство мостового перехода в районе села Ая;

·        строительство автодороги;

·        реконструкция аэропортов в г. Бийск и г. Барнаул;

Финансирование туристско-рекреационной особой экономической зоны Республика Алтай. Средства бюджета будут потрачены на строительство следующих объектов инфраструктуры: дороги, канализация, объекты водоснабжения, очистные сооружения.

·        Федеральный бюджет - 64,8%

·        Бюджет РА - 33%

·        Бюджет МО "Майминский район" - 1,1%

·        Бюджет МО "Чемальский район" - 1,1%

Создание туристско-рекреационной зоны в республике Алтай обойдется ориентировочно в 12,35 миллиарда рублей - налоговые поступления к 2026 году оцениваются в 13,9 миллиарда рублей.

Финансирование туристско-рекреационной особой экономической зоны Республика Бурятия. Согласно Соглашения о создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа № 2768-ГГ/Ф7 от "2" марта 2007 г. финансирование за счет государственных инвестиций осуществляется в следующих пропорциях:

·        Федерального бюджета - 76,4 %;

·        Бюджета Республики Бурятия - 23,0 %;

·        Бюджета муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия - 0,6 %.

Также определены показатели по выполнению данного Соглашение к 2026 году, это - 38 млрд., руб. внебюджетных инвестиций, 22,3 тыс. мест размещения туристов, 1 млн. туристов в год и 34 тыс. рабочих мест.

Общий объем инвестиций в особую экономическую зону составит 51,3 млрд. руб. Государственные инвестиции предусмотрены в размере 13,34 млрд. руб. - из них средства федерального бюджета составят 10,2 млрд. руб., республиканского бюджета - 3 млрд. руб., местного бюджета - 94 млн. руб.

Бюджетные средства будут направлены на создание транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство социальных объектов.

Финансирование туристско-рекреационной особой экономической зоны Иркутская область. Объем инвестиций в создание особой экономической зоны составит 14,6 млрд. рублей в период с 2007 по 2020 года, из них частных инвестиций - 10,32 млрд. рублей.

Государственные инвестиции в объеме 4,3 млрд. направлены на создание объектов инженерной инфраструктуры:

-    Подготовка территории для строительства - 899 млн. рублей

-    Объекты передачи и распределения электроэнергии - 2 108 млн. рублей (внешние объекты - 1227,83 млн. рублей и объекты внутри зоны - 880, 47 млн. рублей)

-    Объекты транспортного хозяйства и связи - 742 млн. рублей

-    Наружные сети водоснабжения и канализации - 472 млн. рублей

-    Прочее - 99 млн. рублей

Распределение объемов финансирования:

·        Федеральный бюджет - 50 %

·        Бюджет субъекта федерации - 44, 9%

·        Местный бюджет - 5,1 %  [59]  <#"512879.files/image005.gif">

Рис.4.1 Динамика въезда иностранных граждан в Россию

ВТО оценивает, состояние туризма в России при надлежащем уровне развития туристической структуры принять до 40 млн. только иностранных туристов за год. Но в 2010 году число приезжающих в Россию иностранных туристов с туристскими, служебными, а также частными целями составляет всего 22,2 млн. человек, что конечно никак не удовлетворяет потенциалу, которым обеспечена наша страна.

Анализ состояние туризма в России указывает на низкий уровень его развития и по качественным, а так же по другим характеристикам.

Особыми факторами которые сдерживают развитие туризма, в наше время являются:

.        Низкое качество обслуживания из-за низкого уровня подготовки кадров почти во всех сегментах туристического бизнеса и отсутствие опыта работы при рыночной экономики, в том числе ввиду долгого срока эксплуатации туристских средств размещения по принципу социального страхования;

2.       Завышенные цены и низкое качество размещения в гостиничных комплексах;

.        Недостаточная туристическая инфраструктура, повышенный физический и моральный износ существующей материальной базы, небольшое количество гостиных мест для размещения туристов в гостиницы класса,2-3 звезды, с подобающем для этого уровня комфорта. [72]

Благодаря созданию туристско-рекреационных особых экономических зон планируется оснащение материально-технической базы туристско-рекреационных зон и прилегающих к ним территорий. Материально-техническая база является основой развития туристско-рекреационных зон, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т.д.).

В отдельных литературных источниках материально - техническая база туризма ассоциируется лишь как средство труда (основные и оборотные фонды). Это туристские сооружения (здания), их техническое оснащение, транспортные средства и другие основные фонды. Материально-техническая база является основой развития туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг. Объекты материально-технической базы туризма можно классифицировать по признакам: по видам предоставляемых услуг, видам собственности объектов и по экономическим элементам (рис.4.2.). По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у юридических лиц (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц. По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды. [78]

Основные фонды - это совокупность материально-производственных ценностей в стоимостном выражении, служащих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по частям, в процессе амортизации. Как средство труда эти фонды многократно используются в хозяйственном процессе, не меняя форму. Оборотные производственные фонды - активы, целиком потребляемые в одном производственном цикле и полностью переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт. Как правило, их натурально-вещественная форма не сохраняется и оборотные фонды возвращаются хозяйствующему субъекту в денежной форме после завершения кругооборота средств. Эти фонды состоят из предметов труда (сырье, материалы, топливо, тара и др.), средств труда со сроком службы менее 1 года или стоимостью не более 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу, незавершенного производства (полуфабрикаты), расходов будущих периодов. [55]

Если рассматривать туризм как комплекс отраслей, а не фазы туробслуживания, то, конечно, следует добавить и рекреационные ресурсы, и памятники истории, и многое другое.

Рис.4.2 Классификация объектов материально-технической базы туризма

Состав и содержание материально-технической базы наряду с природно-климатическими факторами также является одним из важнейших факторов, влияющих на спрос в туристическом бизнесе. Кредитно-финансовое состояние этого бизнеса определяет набор услуг и их материально-техническое обеспечение. Богатая материально-техническая база и хорошие природно-климатические условия в любое время года привлекут иностранный и отечественный туризм, оказывая положительное влияние в целом на экономику страны.

В состав материально-технической базы туризма входят [27, c.43]:

-    здания, сооружения и прилегающая к ним территория;

-    технические и технологические системы жизнеобеспечения;

-    бытовая техника;

-    инвентарь и техника туристского и спортивно-оздоровительного назначения.

К зданиям, сооружениям и прилегающим к ним территориям относят:

-    жилые здания (гостиницы, кемпинги, коттеджи и т.п.);

-    сооружения котельной, насосной, трансформаторной подстанции, водонапорные башни, гаражи и станции технического обслуживания, складские помещения и др.;

-    площадки - автостоянки, игровые, вертолетные, для отдыха и развлечений и др.

К техническим и технологическим системам жизнеобеспечения относят: системы электроснабжения; водоснабжения и канализации; отопления и теплоснабжения; вентиляции и кондиционеры воздуха; пожаротушения; грузоподъемные и подъемно-транспортные; охранной и пожарной сигнализации; телефонизации и радиофикации; коммуникации и др.

Бытовая техника включает в себя следующие приборы и оборудования: холодильное; пылеуборочное; электронагревательное; для оздоровления микроклиматов в помещении; индивидуального пользования личной гигиены и медицины и др. [30, c.34].

К инвентарю и технике туристского и спортивно-оздоровительного назначения относят: транспорт (вело- , мото-, водно-моторный и др.); технику для жилья и ночлега в полевых условиях (палатки, спальные мешки и др.); технику и посуду для приготовления пищи в полевых условиях; тренажеры, игровые автоматы и др.

В состав материально-технической базы туризма также входят туристская фирма (туроператоры и турагенты), пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и т.п. Туристская фирма - крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них. [55]

Одним из основных и наиболее значимых элементов материально-технической базы туризма являются средства размещения. Именно поэтому в туристско-рекреационных зонах планируется построить большое количество гостиниц различной категории.

Самое популярное среди туристов в настоящее время средство размещения - отель. На сегодняшний день в мире существует более 30 систем классификаций средств размещения. В каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Наиболее известная система звездная. Она особенно распространена в Европе. Несмотря на попытки разработать унифицированные международные стандарты качества, до сих пор единой системы не существует. В 1989 г. ВТО был разработан документ "Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями", который может рассматриваться как международный стандарт, имеющий исключительно рекомендательный характер.

Попытка ввести единую систему классификации средств размещения в России была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие в настоящее время на территории России стандарты были введены в 1995 г. одновременно с процедурой сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд. Непосредственно определением категории гостиниц занимаются независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом РФ. На территории России их около 50, в Москве - приблизительно 15. Принято считать, что классификация гостиниц в России - добровольная. Услуга эта довольно дорогая. В такой ситуации гостинице нередко становится экономически невыгодно официально подтверждать уровень своего сервиса.

Средняя стандартная цена номера для пятизвездочного российского отеля составляет 230-280 долл., четырехзвездочного - 90-150, трехзвездочного - 30-60.

Структуру современного рынка средств определяют наряду с предприятиями гостиничного хозяйства так называемые нетрадиционные или дополнительные, средства размещения, которые возникли и успешно развиваются, в течение последних 30-40 лет. Они включают апартаменты, дачные дома, кемпинги, аренду частных комнат, размещение на яхтах, таймшер, кондоминиум и т.д. [47]

Даже прекрасно развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Развитие культурных ресурсов гостеприимства является важнейшим фактором в туризме. Эти ресурсы - все культурное богатство туристского района, которое предоставляет возможности для качественного обслуживания туристов. Понятие "ресурсы гостеприимства" включает учтивость, обходительность, дружелюбие, искренний интерес, желание обслуживать и прочие способы выражения теплоты и гостеприимства работниками туризма и местными жителями принимающего региона. Кроме того, культурные ресурсы включают изящные искусства, литературу, историю, музыку, драматическое искусство, танцы, спорт и т.п. [43]

Благоприятное отношение к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения.

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

Система показателей развития индустрии туризма включает [40, c.54]:

·        объем потока туристов;

·        состояние и развитие материально-технической базы;

·        показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

·        показатели развития международного туризма.

Необходимо также рассмотреть показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы, определяющие ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся:

-    коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п.;

-    число коек, предоставляемых местными жителями;

-    число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;

-    число мест в театрах, отведенных для туристов;

-    число ванн в водолечебницах для туристов и т.д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

где Мк - общее количество койко-мест, ед.; Кг - число койко-мест круглогодичного использования; Кс - число койко-мест сезонного использования, ед.; tc - число дней сезонного использования, дней. [10, c.43]

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Улучшение материально-технической базы: создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов и повышению экономической эффективности от указанной деятельности [22, c.43].

Для удовлетворения потребностей туристов по классической схеме предоставления туристских услуг: "транспорт + размещение + развлечения", - необходимо обеспечение туристов следующими услугами [24, c.23]:

-    проживанием, что должно удовлетворяться несколькими типами основных и дополнительных средств размещения;

-    питанием, что связано с необходимостью обеспечения разнообразным, в том числе, занимательным питанием;

-    туристскими впечатлениями;

-    транспортом.

На территории, где располагаются достопримечательности или объекты туристского приближения (музеи, театры, зрелищные и спортивные объекты), фокусируются и объекты туристского обслуживания. "Кустовая" организация туристских достопримечательностей и видов деятельности является важным принципом планирования. Группирование достопримечательностей в определенных зонах может привлечь больше туристов в каждую из них и способствовать их более продолжительному пребыванию. Это удешевляет создание инфраструктуры и более удобно для организации туров. "Кустовой" подход заключается и в развитии нескольких дополнительных достопримечательностей вблизи основной, притягивающей туристское внимание. Эти вторичные элементы могут уже существовать в данной зоне и только нуждаться в обустройстве. В других случаях они могут быть мобильными (какая-либо культурная массовая акция, событие, зрелище), или развиваться с нуля (например, организация центра для экспозиций и продажи изделий народных промыслов) [28, c.56].

В формирование единой системы туристских зон входят [29, c.56]:

Группировка туристских объектов и форм времяпровождения по функциональным признакам, таких, как объекты размещения, культурные объекты, объекты организации досуга.

Похожие работы на - Формирование и функционирование особых туристско-рекреационных экономических зон в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!