Финансовый рынок, проблемы государственного регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый рынок, проблемы государственного регулирования

Содержание

Введение

Глава I. Сущность государственного регулирования

.1Понятия финансового рынка и его особенности

.2Необходимость государственного регулирования

Глава II. Современные проблемы регулирования финансовых рынков

.1 Основные модели регулирования финансовых рынков

.2 Кредитный и валютный рынок и его государственное регулирование

Глава III. Современное состояние и государственное регулирование валютного рынка и рынка ценных бумаг

.1 Проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России

.2 Тенденции консолидации государственного регулирования финансовых рынков

Заключение

Список литературы

Введение

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка поддержание правопорядка в экономике. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа» а предполагает более широкое поле деятельности.

В экономической теории предполагается, что действия государство являются следствием решений, принимаемых гражданами и государственными служащими, которые учитывают свои предельные издержки и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что государственное регулирование экономики призвано обеспечить ее равновесие и устойчивое развитие. Оно в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типичных мероприятий законодательства, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют правомочные государственные учреждение и общественные организации с целью стабилизации, а адаптации существующей социально-экономической системы к условиям, которые изменились.

Основной целью современного государственного регулирование экономики являются его перевод на интенсивный путь развития с последовательным сокращением расходов на экстенсивный рост и вложений в интенсификацию эффективного использования уже созданного хозяйственного потенциала.

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.

Наша экономика представляет собой преимущественную рыночную систему. Вместе с тем, экономические функции правительства - федерального, местных органов власти - играют в ней существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства, правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.

Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов и на покупку товаров, и на социальные программы, составляет приблизительно 1/3 национального продукта.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлением. Государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде» не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности, это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждает субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Методы косвенного воздействия лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики.

Государство постоянно должен контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества.

Целью работы является исследования государственного регулирования финансовых рынков.

Для достижения цели сформулируем задачи работы:

Изучить сущность государственного регулирования;

Проанализировать необходимость государственного регулирования и современные проблемы регулирования финансовых рынков;

Рассмотреть основные модели регулирования финансовых рынков;

Дать характеристику современному состоянию государственного регулирования валютного рынка и рынка ценных бумаг

Объектом работы являются финансовые рынки, предметом - методы государственного регулирования финансовых рынков.

В курсовой работе подробно освещаются такие вопросы, как: сущность и цель государственного регулирования, понятие финансового рынка и его структура, проблемы регулирования финансовых рынков.

Подробно рассмотрены государственное регулирование фондового и валютного рынка, методы регулирования валютного курса и государственное регулирование денежного капитала.

Глава I. Сущность государственного регулирования

1.1Понятие финансового рынка и его особенности

Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных средств физических и юридических лиц и их распределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках. Финансовые рынки - это общее обозначение тех рынков, на которых проявляется спрос и предложение на различные платежные средства.

Термин finansia возник в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Дальнейшее употребление - в качестве понятия, связанного с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования госфондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал: во-первых, денежные отношения между двумя субъектами; во-вторых, субъекты обладали разными нравами в процессе этих отношений; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера.

Это основные признаки финансов, по которым можно безошибочно выделить их изо всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения между гражданами, между людьми и розничной торговлей нельзя отнести к финансам. Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств и субъектов государственной, частной, коллективной и других форм хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страховые, государственные субъекты. Формируется финансовые ресурсы за счет таких источников: собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и другие); мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение)

Государственные финансы являются средством перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе государственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансирования отдельных целевых мероприятий (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости).

Финансы - один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие). Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов. В состав финансового механизма входят:

а) финансовые инструменты;

б) финансовые приемы и методы;

в) обеспечение подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

«Финансовые инструменты» - различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляются на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючеры и свопы.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, представление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги.

Финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов. На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кредитно-финансовые учреждения. На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом. На рынке капиталов аккумулируется, и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг - выпуск и первичное размещение ценных бумаг. На этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

Основу денежного рынка составляют деньги. Основой денежного рынка являются банки. К основным функциям банков относятся:

кредитование предприятий, государства, частных лиц и операции с ценными бумагами

регулирование денежного обращения;

привлечение временно свободных денежных средств, накоплений и превращение их в заемный капитал;

осуществление денежных расчетов и платежей в государстве;

выпуск кредитных способов обращения (депозитно-чековая эмиссия);

консультации.

Денежный рынок обеспечивает механизм распределения и перераспределения денег между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения. Главная функция денежного рынка - трансформация бездействующих денежных средств в ссудные средства.

Таким образом, финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств и субъектов государственной, частной, коллективной и других форм хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

1.2 Необходимость государственного регулирования

Реформы, которые осуществляются в стране, призваны изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности, уменьшить часть государственной собственности, создать экономические условия для обеспечения высокой деловой активности. Цель государственного регулирования экономики - создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности. Ориентирами, которых придерживается государство в процессе регулирования экономики, являются показатели, которые характеризуют уровень экономического развития и качества жизни. Следовательно, конкретное государственное регулирование можно определить как влияние государства на воспроизводительные процессы в экономике соответствующими средствами с целью ориентирования субъектов ведения хозяйства и отдельных граждан на достижения целей и приоритетов государственной политики общественного развития.

Государственное регулирование - это почти все функции государства, связанные с экономической и экономико-социальной деятельностью и призванные обеспечить условия функционирования рыночной системы. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики всплывает из объективного присущих государству экономических функций. В условиях существования разных форм собственности роль государственного регулирования заключается, с одной стороны, в обеспечении юридического механизма их реализации, а с другой стороны в направленном влиянии на рыночные параметры, которые обеспечивают организацию функционирования экономической системы как целого.

Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного оборота, территориальных пропорций и региональных рынков. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики.

Таким образом, цель государственного регулирования экономики - создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.

Глава II. Современные проблемы регулирования финансовых рынков

.1 Основные модели регулирования финансовых рынков

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональным участников рынка - саморегулирующим (СРО) организациям (например, во Франции)

При этом структура государственных органов, регулирующих рынков, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США - штатам, в Германии - землям). Общей тенденций в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками - более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно 15% стран регулирования рынка осуществляются министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление.

Идеальной модели функционирования и регулирования в мире не существует. Лучшие из них представляют собой «золотую середину» между жесткими централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.

Итак, регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей и первая предполагает регулирование государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональным участников рынка.

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям.

.2 Кредитный и валютный рынок и его государственное регулирование

Кредитный рынок - это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимся в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут предоставить (одолжить) на определенных условиях.

А. Основные функции кредитного рынка

. Объединение мелких, разрозненных денежных сбережений населения, государственных подразделений, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.

. Трансформация денежных средств в ссудный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.

.Предоставление займов государственным органам и населению для решения таких важнейших задач, как покрытие бюджетного дефицита, финансирование части жилищного строительства и другие.

Кредитный рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики. Кредитный рынок - это синтез рынков различных платежных средств. В странах с развитой рыночной экономикой кредитные сделки опосредуются:

) кредитными институтами (коммерческими банками или другими учреждениями), которые берут взаймы и ссужают деньги;

) инвестиционными или аналогичными организациями, обеспечивающими выпуск и движение различных долговых обязательств, реализуемых на особом рынке ценных бумаг.

Б. Структура кредитного рынка

Кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов и рынок долговых обязательств. В зависимости от сроков предоставления различают:

) краткосрочный кредит выдается на срок менее года

) среднесрочный кредит предоставляется на срок от 1 года до 3 лет

) долгосрочный кредит выдается, как правило, на срок свыше 8-10 лет.

В. Банковский кредит

Банковский кредит - это экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют заемщикам денежные средства с условием их возврата на коммерческой основе. Формы банковского кредита:

. Срочный кредит - это кредит, который предоставляется полностью в начале срока. Поэтому процент по такому кредиту начисляется из расчета всей суммы, а основная сумма погашается периодическими взносами или единовременным платежом в конце срока. Краткосрочные кредиты, как правило, предоставляется по фиксированной процентной ставке, а долгосрочные - под плавающей процент в любой валюте.

. Кредит по овердрафту - это бессрочный кредит, при котором компания может получать заем по первому требованию под процент, в соответствии с условиями договора превышающий базовую ставку и рассчитываемый ежедневно. Кредит по овердрафту может быть аннулирован банком без предварительного уведомления заемщика.

. Кредитная линия - обязательство банка предоставить оговоренную в договоре сумму по требованию заемщика. Кредитная линия открывается на определенный срок и не может быть аннулирована в течение этого срока. В случае необходимости кредитная линия может быть использована компаниями как дополнительный источник финансирования.

. И кредитные линии, и овердрафты могут иметь вид револьверного кредита, при котором заемщик может постоянно использовать и погашать суммы в пределах оговоренной суммы кредита. Например, если банк открыл для компании кредитную линию с револьверным кредитом на три года на сумму 30 млн. руб, то компания может получить все 30 млн. на три месяца. Револьверный кредит заемщик использует более короткий срок. Когда по истечении трех месяцев сумма погашается, то заемщик может автоматически возобновить кредит на сумму до 30 млн. руб.

. Синдицированный кредит. Соглашение о традиционном срочном банковском кредите заключается между банком и компанией, то есть в нем участвуют две стороны:

Между компаний A и разными банками заключены отдельные кредитные соглашения. Однако если компании необходима более крупная сумма или банк не желает брать на себя повышенные кредитные риски, или компания не может полагаться только на один банк при финансировании, то требуются синдицированные кредиты - кредиты, предоставляемые компании группой банков: Синдицированный кредит организуется через банк-гарант, который создает группу банков, и каждый банк дает определенную часть суммы кредита.

Важнейшей функции государства является воздействие на денежно- кредитные отношения. Оно реализуется через денежно- кредитную политику.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Высшая цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития народного хозяйства. Конкретными целями выступают укрепление денежной системы, воздействие на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование.

Главная роль в проведении кредитно - денежной политики принадлежат Центральному банку. Это основной субъект кредитно - денежной политики. Не являясь, как правило, правительственным инструментом, банк выполняет целевые установки правительства. В то же время может придерживаться самостоятельного курса.

В комплексе задач, решаемых центральными банками, выделяют два направления. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом (в частности - это эмиссионная политика), так как устойчивая национальная валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление - влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, строящееся так, чтобы соответствующим образом обеспечить интересы государства.

В настоящее время при регулировании оперативной деятельности банков в зарубежной и отечественной практике основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. В ряду важнейших инструментов контроля центрального банка за рисками, ликвидностью и обеспечение гарантии стабильности банковской системы выделяется такой показатель, как минимальный уставной капитал банка. В международной практике минимальный уставной капитал банка находится в пределах 5 млн. долларов США. В России во втором квартале 2005 г.

Он был равен 6 млрд. рублей. Центральным банком устанавливается директивно такой показатель, как соотношение собственных и общей суммы заемных средств. В США этот показатель составляет 1: 20, Англии - 1:20, Люксембурге - 1:33, Швейцарии - 1:8,2. В России в 2001-2004 гг. это соотношение допускалось в пределах от 1:15 до 1:25.

В некоторых странах (например, во Франции, Германии) соблюдение соотношения собственных и общей суммы заемных средств законом не предусматривается. Здесь ограничиваются пределы развития кредитных операций, и определяется соотношение их общего объема и собственных средств.

В последнее время со стороны центральных банков усиливается контроль за величиной выдаваемых кредитов. В Германии крупным кредитом считается кредит одному заемщику на сумму 15% капитала банка. Обо всех крупных кредитах банк должен ставить в известность центральный банк. В России крупным кредитным риском считается объемы кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка.

Мерой по сокращению риска операций коммерческих банков и решения проблем банковской ликвидности является создание обязательных минимальных резервов. Эта мера осуществляется путем депонирования в центральном банке определенной доли банковских средств.

В развитых странах сейчас широко распространено государственное страхование банковских депозитов, что полностью гарантирует мелких и средних вкладчиков от разорения. Так в США Федеральная корпорация по страхованию депозитов гарантирует возмещение 100% остатков средств вкладчиков в банках в пределах 100 тыс. долларов по каждому вкладу.

Центральный банк при практической реализации денежно- кредитной политики государства использует определенный набор инструментов, представляющий методы косвенного и прямого воздействия на денежно - кредитную сферу и сопряженные с ней области экономики.

К косвенным методам реализации кредитной политики относятся:

) операции на открытом рынке ценных бумаг;

) учетная (дисконтная) политика;

) политика минимальных резервов;

) свободные согласия.

Прямым вмешательством в рассматриваемую сферу считается ограничение роста кредитных вложений.

Суть данного метода заключается в том, что центральный банк ограничивает рост кредитных вложений, производимых коммерческими банками в небанковском секторе. Это выражается в установлении для коммерческих банков процентной нормы повышения сумм, проходящим через кредитные операции в течение определенного времени. При несоблюдении какими-то из банков установленных норм центральный банк применяет к ним санкции. Они могут выступать в виде обязательных выплат банками штрафных процентов или перевода на счет центрального банка суммы, равной размеру превышенного кредита.

Одним из инструментов проведении кредитно-денежной политики является проведение операций на открытом рынке. Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги коммерческим банкам, нефинансовым структурам и населению, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране.

Коммерческие банки, покупая ценные бумаги центрального банка, уменьшают свои резервы, что сокращает возможность кредитования потенциальных заемщиков. При продаже ценных бумаг центральному банку коммерческие банки увеличивают свои резервы. Нефинансовые структуры, покупая ценные центрального банка, сокращают свои депозиты (средства на банковских счетах) в коммерческих банках. Таким образом, центральный банк получает возможность непосредственно влиять на эти структуры, уменьшая роль в этом деле коммерческих банков.

Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом кредитной политики. Операции на открытом рынке ценных бумаг по своей природе вполне рыночный инструмент, соответствующий рыночным «правилам игры». В то же время позволяет центральному банку выходить на нефинансовый сектор экономики.

Обладая несомненными достоинствами, данный инструмент имеет недостатки. К ним, в частности, относятся ограниченные временные рамки. Время действия тут определено сроками: чем длиннее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее период использования данного инструмента кредитной политики. Другим фактором, снижающим эффект от использования операций на открытом рынке, служащим возможности рестрективной (сдерживающей) политики, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток устраняется (смягчается) обычно двумя способами. Либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно.

Другим инструментом денежной кредитной политики является учетная (дисконтная) политика и ломбардная политика. При их применении центральный банк выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг(ломбардная политика). Средства, полученные таким образом в центральном банке, называются ломбардным кредитом. Ставка, определяемая центральным банком по таким кредитам, в экономической науке и практике называется официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой.

Центральный банк имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он увеличивает «цену» кредита, чем ограничивает спрос со стороны коммерческих банков на заемные средства, или же, наоборот, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Коммерческие банки, взяв в центральном банке кредиты, ссужают эти средства, но уже под более высокий процент, другим субъектам экономики. Рост процентной ставки, то есть «удорожание» кредита, ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит «дешевле», доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям. Практически это выражается в расширении покупок акций, производственного оборудования, в строительстве новых производственных помещений и т.д.

Нужно иметь в виду, что описанным выше методом роль учетной политики не ограничивается. Учетная политика усиливает эффект других регулирующих воздействий центрального банка на денежно-кредитную сферу, в частности на операции, проходящие на открытом рынке, и на нормы обязательных резервов. Кроме того, учетная политика центрального банка является для других субъектов экономики индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, к примеру, официальная учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намерено свертывать деловую активность. И наоборот, снижение ее свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

Учетная политика центрального банка может дополняться другими методами. Например, центральный банк вправе изменить состав ценных бумаг, которые используются в учетных и ломбардных операциях.

Центральный банк России, наряду с учетной политикой, начиная с 2005г. стал использовать и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Политика обязательных резервов как инструмент кредитной политики правительства выполняет практически две функции. С одной стороны, это определенное страхование банковских вкладов, с другой - регулятор денежно- кредитной политики. Практика банковской деятельности, сложившаяся в конце 19 - начале 20 века, показала, что операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Нередки были ситуации, когда банки, чрезмерно увлекаясь кредитной экспансией, попадали в тяжелое положение, не имея возможности выполнить требования своих вкладчиков о возврате средств. Это осложняло экономическую ситуацию в целом. Таким образом, у правительств разных стран появился повод к изданию законов о контроле над банками, в частности, в целях зашиты интересов вкладчиков. Так родилось и практически реализовалось идея о создании минимальных резервов. Данная система представляет собой определенные денежные суммы, которые коммерческие банки должны держать на счетах центрального банка. Суммы эти необходимы для гарантированного выполнения коммерческими банками своих обязательств перед вкладчиками. Впервые такой порядок был введен в США в 1933 г. в рамках «Нового курса» Ф. Рузвельта.

Суммы, представляющие собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранятся в центральном банке в форме бессрочных вкладов. Эти средства должны гарантировать работу банков в течение определенного периода (как правило, месяца). Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты.

Механизм действия политики минимальных резервов достаточно прост. Установление определенного минимального уровня обязательного резерва и необходимость держать его в центральном банке ставит коммерческие банки в определенную зависимость от него. Центральный банк, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует ее.

Политика минимальных резервов как инструмент кредитной политики государства является относительно «грубым» способом вмешательства в экономические процессы. Поэтому обычно он используется в сочетании с другими мерами кредитного регулирования, в частности с учетной и ломбардной политикой.

В России система минимальных резервов введена в 1990 г. (последний ее вариант в 2010 г.). Норма резервов сейчас составляет 4.4% в зависимости от видов вкладов.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение суммы предписанного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка.

Рассмотренная выше совокупность регулирующих мер может дополняться системой, так называемых добровольных соглашений. Они заключаются между центральным банком и коммерческими банками. В этих соглашениях могут также участвовать страховые общественные институты. Коммерческие банки, заключая такое соглашение, добровольно ставят свою деятельность в определенные рамки, Например они, обязуются расширять кредиты лишь в лимитированных пределах. Центральный банк берет на себя обязательство информировать кредитный сектор о тенденции в осуществлении тех или иных операций (например, валютных). Это делается для того, чтобы предупреждать субъектов экономики о возможных неблагоприятных процессах в монетарной области. Успешная реализация такого рода соглашений во многом зависит от возможности центрального банка методами «мягкого» давления оказывать влияние на коммерческие банки. Добровольные соглашения, поэтому особенно выгодны в том случае, когда центральный банк должен принимать оперативные решения, действовать быстро и с ориентацией на минимум бюрократических сложностей.

Механизм денежно - кредитной политики, оказывающий мощное воздействие на макроэкономическую ситуацию, в практике государственного регулирования сочетается с финансовой политикой. Проблема состоит в отыскании оптимальных соотношений финансовых и денежно-кредитных мер.

Практика государственного регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание той и другой политики. Однако в рамках этого сочетания возможны колебания в сторону усиления или финансово-бюджетного или кредитно-денежного инструментария в зависимости от конкретной сложившейся ситуации.

В качестве критерия при выборе вариантов инструментария берутся показатели, представляющие наибольшую опасность макроэкономическому равновесию. Если наибольшее социально-экономическое напряжение в обществе обусловлено массовой безработицей, несовершенной системой распределения доходов и резким спадом в экономическом росте, необходимо использовать финансовые рычаги (бюджетное финансирование, фискальную политику). В случае, когда наибольшую угрозу для экономики страны представляет инфляция и потеря платежеспособности национальной валюты, прибегают к денежно-кредитному механизму, или монетаризму.

Меняющаяся социально-экономическая ситуация (как внутренняя, так и внешняя) обусловливает перенесение акцентов в государственном регулировании с кейнсианских методов на монетаристские и наоборот.

В экономической политике российского правительства в настоящее время применяется комбинация финансовой и денежно-кредитной политики. В то же время повышение роли денежно-кредитного механизма не означало и не означает финансовых рычагов. Многие отрасли отечественной экономики (ВПК, аграрный сектор, социальная сфера) продолжают существовать в основном за счет финансирования из бюджета.

Итак, кредитный рынок - это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимся в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут предоставить (одолжить) на определенных условиях.

Валютный рынок - это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валют.

Успешное развитие валютных отношений возможно при условии существования особого рынка, на котором можно свободно продать и купить валюту. Без такой возможности экономические контрагенты просто не смогли бы реализовать свои валютные отношения - не имели бы иностранной валюты для осуществления своих внешних обязательств, не могли бы превратить полученную инвалютную выручку в национальные деньги для выполнения своих внутренних обязательств. Такой рынок заведено называть валютным.

Тем не менее, на валютном рынке покупают и продают валюту не только для осуществления платежей, а и для других целей: для спекулятивных операций, операций хеджирования валютных рисков. Причем эти операции приобретают все более широкий размах, который выводит валютный рынок за границы простого придатка к международным расчетно-платежным отношениям и предоставляет ему статус относительно самостоятельной экономической структуры.

По своему экономическому содержанию валютный рынок - это сектор денежного рынка, на котором уравновешиваются спрос и предложение на такой специфический товар, как валюта.

Валютный рынок имеет все атрибуты обычного рынка: объекты и субъекты, спрос и предложение, цену, особую инфраструктуру и коммуникации.

Объектом купли-продажи на этом рынке являются валютные ценности, иностранные - для резидентов, если они покупают или продают их за национальную валюту, и национальные - для нерезидентов, если они покупают или продают эти ценности за иностранную валюту. Поскольку на рынке одновременно осуществляют операции обоих этих видов, то объектом купли-продажи вместе с тем выступают национальные и иностранные валютные ценности.

Субъектами валютного рынка могут быть любые экономические агенты (юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты) и посредники, прежде всего банки, брокерские компании, валютные биржи, которые «сводят» продавцов и покупателей валюты и организационно обеспечивают операции купли-продажи.

Общим для всех субъектов валютного рынка есть желание получить прибыль от своих операций. Одни получают прибыль (или убыток) непосредственно после завершения соответствующей операции, например спекулянты; другие прибыль получают современим, после завершения дальнейших хозяйственных операций, оплаченных купленной на рынке валютой, например предприниматели.

За характером выполняемых операций и степенью их риска субъектами валютного рынка являются:

Предприниматели, которые покупают и продают валюту для обеспечения своей коммерческой деятельности (импортеры, экспортеры);

Инвесторы, которые вкладывают свой или одолженный капитал в валютные ценности с целью получения процентного дохода;

Спекулянты, которые постоянно покупают-продают валюту ради получения дохода от разницы в ее курсе; профессиональными спекулянтами являются валютные дилеры. Ими могут быть юридические и физические лица;

Хеджеры, которые осуществляют операции на валютном рынке для защиты от неблагоприятного изменения валютного курса;

Посредники: брокерские конторы, биржи и т.п..

Ведущее место среди посредников валютного риска занимают банки. Поскольку они ведут счета (национальные и инвалютные) и имеют развитые системы телекоммуникаций, им очень удобно выполнять поручения клиентов по купле-продаже валюты. Поэтому банки постоянно торгуют валютой внутри страны и за ее пределами как непосредственно один с одним, так и через валютные биржи. Торговлю они, ведут за свои средства и за средства клиентов. Для этого банки должны получить лицензию от своего центрального банка.

Спрос и предложение на валютном рынке имеют ту особенность, которая заключается в том, что объектом и инструментом купли-продажи здесь являются деньги разной национальной принадлежности. Поэтому спрос на иностранную валюту одновременно является предложением национальной валюты, с предложение иностранной валюты является одновременно спросом на национальную валюту. Тем не менее, если речь идет про национальные валютные рынки, то под спросом имеется в виду спрос на иностранную валюту как желания купить определенную ее сумму, а под предложением - предложение иностранной валюты как желания продать определенную ее сумму.

Ценой на валютном рынке является валютный курс. Он представляет собой цену денежной единицы данной валюты в денежных единицах другой валюты. Валютный рынок имеет собственную инфраструктуру и широко развитую систему современных коммуникаций, которые обеспечивают оперативную связь между всеми субъектами рынка не только в границах отдельных стран, а и в мировом масштабе. В зависимости от организации торговли валютный рынок делится на биржевой и внебиржевой

На биржевом рынке торговля валютой осуществляется организованно на специальной «площадке», которая называется валютной биржей. Хотя биржи обычно не являются коммерческими предприятиями, тем не менее за свои услуги они взимают весомые комиссионные. Поэтому субъекты валютного рынка все меньшее обращаются к услугам традиционных бирж, и они постепенно свертывают свою деятельность.

Ускоренно развивается внебиржевая валютная торговля, если продавцы и покупатели валюты вступают в прямые связи между собою. Современные средства связи и электронные информационные технологии дают возможность сделать это значительно быстрее и дешевле, чем через биржу.

Как свидетельствует мировая практика, на секторе биржевого рынка постепенно сосредоточиваются преимущественно отдельные валютные операции, технология осуществления которых предусматривает централизованное выполнение через биржу (фьючерсные, опционные и др.)

Валютный рынок имеет свою структуру, которая включает национальные (местные) рынки, международные рынки и мировой рынок. Они различаются по масштабам и рынки, международные рынки и мировой рынок. Они различаются по масштабам и характером валютных операций, количеством валют, которые продают - покупаются, уровнем правового регулирования и т.п.

Национальные валютные рынки существуют в большинстве стран мира. Они ограничиваются экономическим пространством конкретной страны и регулируются ее национальным валютным законодательством.

Международные валютные рынки сформировались в странах, в которых к минимуму сведены ограничения на валютные операции (валютные ограничения). Такие рынки регулируются, скорее всего, межгосударственными соглашениями, договоренностями самых участников этих рынков, традициями.

Похожие работы на - Финансовый рынок, проблемы государственного регулирования

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!