Проектирование ленточного конвейера
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Казанский государственный аграрный
университет
Кафедра «Общеинженерные дисциплины»
ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
к курсовому проекту по деталям машин
и основам конструирования
Тема: Проектирование ленточного
конвейера
Разработал: студент 292 группы Яфизов М.Р.
Руководитель проекта: Мудров А.Г.
КАЗАНЬ
2012
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Спроектировать привод люлечного элеватора с одноступенчатым
горизонтальным цилиндрическим косозубым редуктором.
Полезная
сила, передаваемая цепью элеватора:
Скорость
цепи:
Число
зубьев приводной звездочки:
Шаг
цепи:
Материал
зубчатых колес: 45У.
Долговечность
привода: 10000ч.
Схема
привода приведены на рисунке 1.
Рисунок
1-Схема привода
Необходимо
разработать:
1. Сборочный чертеж редуктора.
2. Чертеж общего вида привода.
. Рабочие чертежи:
· корпуса редуктора;
· вала выходного;
· колеса зубчатого;
· рамы сварной.
1 ВЫБОР
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
ленточный конвейер
Полезная
сила, передаваемая цепью элеватора:
Скорость
цепи:
Число
зубьев приводной звездочки:
Шаг
цепи:
Материал
зубчатых колес: 45У.
Долговечность
привода: 10000ч.
Схема
привода приведены на рисунке 1.
1.1 Определение мощности и выбор электродвигателя
(1.1)
где F- полезная сила передаваемая цепью элеватора, Н
где V - скорость цепи, м/с
Мощность электродвигателя определяется по формуле:
(1.2)
Общий КПД привода определяется по известной формуле:
, (1.3)
где
- КПД пары цилиндрических зубчатых колес 1, ();
- КПД
пары цилиндрических зубчатых колес 2, ();
- КПД
опоры подшипников 1, ();
- КПД
опоры подшипников 2, ();
- КПД
муфты, (=0,99);
- КПД
открытой цепной передачи, ().
.
По
расчетной мощности принимается электродвигатель
А
02 - 22 - 4.
Мощность
электродвигателя: Nдв
Синхронная
частота вращения: .
Номинальная частота вращения: .
1.2 Определение частоты вращения рабочих органов:
Диаметр приводного барабана определяется по формуле:
(1.4)
где t - шаг цепи, мм;
z - число зубьев
малой звездочки.
;
Частота
вращения рабочих органов определяется по формуле:
(1.5)
где
V-скорость цепи, м/с;
D-диаметр
приводного барабана, м.
1.3 Определение передаточного отношения выбранных двигателей:
(1.6)
(1.7)
1.4 Определение минимального и максимального передаточного числа
заданного привода:
(1.8)
(1.9)
(1.10)
1.5 Разбивка общего передаточного отношения на ступени:
(1.11)
1.6
Подсчет оборотов на валах
(1.12)
(1.13)
(1.14)
1.7 Определение крутящих моментов на валах
(1.15)
(1.16)
(1.17)
(1.18)
2
РАСЧЕТ ЗАКРЫТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
Колесо:
материал - сталь 45, термообработка - нормализация; .
Шестерня:
материал - сталь 45, термообработка - нормализация; .
Рассчитаем
допускаемые контактные напряжения:
, (2.1)
где:
-предельное значение контактной выносливости;
При
НВ<350 ,
-коэффициент
долговечности;
-коэффициент
безопасности для колес из улучшенной стали;
Коэффициент
долговечности находим по формуле:
;
; (2.2)
; (2.3)
При
принимаем значение ,
коэффициент запаса прочности .
Определяем
межосевое расстояние:
; (2.6)
,
Определяем
числа зубьев шестерни и колеса:
(2.7)
(2.8)
Уточняем
передаточное число:
(2.9)
(2.10)
Нормальный
модуль:
; (2.11)
принимаем
среднее значение, соответствующее стандартному: m = 1,75 мм.
Основные
размеры шестерни и колеса:
диаметры
делительные:
(2.12)
(2.13)
проверка:
(2.14)
Диаметры
вершин зубьев:
; (2.15)
Уточняем
угол наклона зубьев:
(2.16)
Ширина
колеса:
. (2.17)
Ширина
шестерни:
. (2.15)
Окружная
скорость колеса:
(2.16)
.
При
данной скорости назначаем 8-ю степень точности.
При
данной скорости выбираем
Коэффициент
нагрузки для проверки контактных напряжений:
. (2.17)
Проверяем
контактные напряжения:
(2.21)
Уточняем
контактное напряжение:
(2.22)
3
РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
Допускаемые
изгибные напряжения:
(3.1)
где
- предел выносливости зубьев при изгибе,
-
коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки,
-
коэффициент долговечности для
Допускаемые
напряжения при действии максимальной нагрузки:
контактные:
(3.2)
изгибные:
(3.3)
Число
зубьев колеса:
(3.4)
3.1 Расчет модуля и выбор основных параметров передачи.
Расчетный модуль зацепления:
(3.5)
где
- коэффициент открытой передачи,
- число
зубьев шестерни,
-
коэффициент учитывающий форму зуба,
-
коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра, - коэффициент учитывающий неравномерность
распределения нагрузки по ширине венца,
-
коэффициент внешней динамической нагрузки.
.
Значение
модуля m, учитывая повышенный износ в открытых передачах,
рекомендуют принимать в 1,5…2 раза большим расчетного :
(3.6)
В
соответствии с ГОСТ 9563-60 выбираем значение модуля:
Диаметры зубчатых колес:
-
делительных: ,
(3.7)
(3.8)
-
вершин зубьев:
(3.9)
впадин
зубьев:
(3.10)
Межосевое расстояние:
(3.11)
Ширины венцов:
- зубчатого колеса:
(3.12)
шестерни:
(3.13)
3.1.1 Действительное передаточное число:
(3.14)
3.2 Силы в зацеплении зубчатых колес:
3.2.1 Уточненный крутящий момент на шестерне:
(3.15)
3.2.2
Окружные силы:
(3.16)
(3.17)
3.2.3 Радиальные
силы ():
(3.18)
(3.19)
4 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Ведущий
вал: Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении по формуле:
(4.1)
Примем
диаметр вала под подшипниками Шестерню
выполняем за одно целое с валом.
Ведомый вал: Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении
по
формуле:
(4.2)
Примем
диаметр вала под подшипниками Диаметр
вала под зубчатым колесом:
Размеры ступиц колес:
(4.3)
Толщина
стенки редуктора:
Толщину
стенки редуктора принимаем 8 мм.
Расстояние
от боковых поверхностей элементов, вращающихся вместе с валом, до неподвижных
наружных частей редуктора
5 НАГРУЗКИ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
.1 Определение сил в зацеплении закрытых передач
В
проектируемых приводах конструируются цилиндрические косозубые редукторы с
углом наклона зуба . Угол зацепления принят .
.2
Определение консольных сил
Консольные
силы в зацепление цилиндрической косозубой закрытой передачи.
Окружные
силы в зацепление шестерни:
(5.1)
Окружные силы в зацепление колеса:
(5.2)
Радиальные
силы в зацепление шестерни:
(5.3)
Радиальные силы в зацепление колеса:
(5.4)
Осевые
силы в зацепление шестерни:
(5.5)
Осевые силы в зацепление колеса:
(5.6)
-
действительная величина угла наклона зубьев для косозубых передач, в градусах: , .
Консольные
силы в шестерне открытой передачи на тихоходном валу, Н:
(5.7)
где - вращающий момент на валу тихоходной передачи, Нм; .
Консольные
силы в муфте на быстроходном валу, Н:
(5.8)
где - вращающий момент на валу тихоходной передачи, Нм; .
6. РАСЧЕТНАЯ
СХЕМА ВАЛОВ РЕДУКТОРА
.1 Предварительный выбор подшипников
Выбираем подшипник для шестерни:
Тип подшипника: радиальный шариковый однорядный легкой серии 204.
Данные подшипника:
Выбираем
подшипник для колеса:
Тип
подшипника: радиальный шариковый однорядный лёгкой серии 205.
Данные
подшипника:
.2
Определение реакций в опорах подшипников.
Силовые
факторы, Н:
на
шестерне:
Делительный
диаметр шестерни косозубой передачи:
Расстояние
между точками приложения реакций в опорах подшипников быстроходного вала :
; (6.1)
где - ширина подшипника для быстроходного вала, в мм; .
На
колесе:
Делительный
диаметр колеса косозубой передачи:
Расстояние
между точками приложения реакций в опорах подшипников тихоходного вала :
; (6.2)
где - ширина подшипника для тихоходного вала, в мм; .
Расстояние
между точками приложения консольной силы и реакции смежной опоры подшипника
тихоходного вала :
; (6.3)
где - длина 1 - й ступени на тихоходном валу в мм: .
- длина
2 - й ступени под уплотнение крышки с отверстием и подшипник на тихоходном валу
в мм: .
- ширина
подшипника для тихоходного вала, в мм; .
7.Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Для тихоходного вала:
Дано:
Н;
Н;
Н;
;
;
;
.
Вертикальная плоскость.
а).
Определяем опорные реакции, Н:
;
; (7.1)
; (7.2)
;
; (7.3)
; (7.4)
; (7.5)
;
Проверка:
;
; (7.6)
б)
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1…3,
:
;
; (7.7)
;
;
; (7.8)
.
Горизонтальная плоскость.
а)
Определяем опорные реакции, Н:
;
(7.9)
; (7.10)
;
; (7.11)
; (7.12)
;
Проверка:
;
; (7.13)
б)
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных
сечениях 1…4, :
(7.14)
; (7.15)
;
; (7.16)
;
.
Строим эпюру крутящих моментов, :
; (7.17)
;
.
Определяем суммарные радиальные реакции, Н:
; (7.18)
;
; (7.19)
Для
быстроходного вала:
Дано:
Н;
Н;
Н;
Н;
;
;
.
.
Вертикальная плоскость.
а).
Определяем опорные реакции, Н:
;
; (7.20)
; (7.21)
;
; (7.22)
; (7.23)
;
Проверка:
;
; (7.24)
б).
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1…4,
:
;
;
; (7.25)
;
;
; (7.26)
.
Горизонтальная плоскость.
а).
Определяем опорные реакции, Н:
;
; (7.27)
; (7.28)
;
;
; (7.29)
; (7.30)
;
Проверка:
;
; (7.31)
б)
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных
сечениях 1…3, :
;
; (7.32)
;
.
Строим эпюру крутящих моментов, :
; (7.33)
.
.
Определяем суммарные радиальные реакции, Н:
; (7.34)
;
; (7.35)
8 РАСЧЕТ И
ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ
Для вала I подбирается подшипник 204 ГОСТ
8328-75. Эквивалентная нагрузка определяется по формуле из[4] :
, (8.1)
где
- максимальная радиальная нагрузка на подшипник,();
-
коэффициент вращения,( из[4] )
-
коэффициент безопасности, (из[4] )
-
температурный коэффициент, (из[4] ).
.
Номинальная
долговечность (в миллионах оборотов) определяется по формуле из[4]:
, (8.2)
где
- динамическая грузоподъёмность,();
-
коэффициент, учитывающий тип подшипника,().
.
Номинальная
долговечность (в часах) определяется по формуле:
, (8.3)
где
- частота вращения вала, ().
.
Долговечность
подшипников выше установленного ресурса, который составляет .
Для вала II подбирается
подшипник 205 ГОСТ 8328-75.
Максимальная
радиальная нагрузка на подшипник ;
.
Динамическая
грузоподъёмность;
.
Частота
вращения вала,();
.
Долговечность подшипников выше установленного ресурса, который составляет .
9 ПРОВЕРОЧНЫЙ
РАСЧЕТ ШПОНОК
Материал
шпонок - сталь 45. Проверим шпонки под зубчатыми колесами на срез и смятие. .
Условия
прочности:
(9.1)
(9.2)
Шпонка
на быстроходном валу:
Шпонки
на тихоходном вале:
Все
шпонки удовлетворяют условию прочности на срез и смятие.
10
УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Материал
валов - сталь 45 улучшенная, предел прочности - .
Общий
коэффициент запаса прочности по пределу текучести, определяется по формуле из
[1] стр.280:
, (10.1)
-
коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям, определяется по формуле
из [1] стр.280:
, (10.2)
где
- предел выносливости материала при изгибе с
симметричным знакопеременном цикле нагружения ,определяется по формуле:
, (10.3)
.
-эффективный
коэффициент концентрации напряжений ( из атласа детали машин для всех валов);
-
коэффициент поверхностного упрочнения ( из атласа детали машин для всех валов );
-коэффициент,
учитывающий влияние поперечных размеров вала, из атласа детали машин
для
вала I ;
для
вала II .
-
амплитуда цикла нормальных напряжений, определяется по формуле:
, (10.4)
где
- момент сопротивления сечения изгибу, определяется по
формуле:
, (10.5)
для
вала I ;
для
вала II .
Для
вала I ;
для
вала II .
-
коэффициент характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
нагружения, определяется по формуле:
, (10.6)
.
- среднее
напряжение цикла,().
Для
вала I ;
для
вала II .
-
коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям, определяется по
формуле из[1] стр.280:
, (10.7)
где
- предел выносливости материала при кручении с
симметричным знакопеременном цикле нагружения, определяется по формуле:
, (10.8)
.
-эффективный
коэффициент концентрации напряжений (из атласа детали машин );
-
коэффициент поверхностного упрочнения (из атласа детали машин );
-коэффициент,
учитывающий влияние поперечных размеров вала, из атласа детали машин:
для
вала I ;
для
вала II .
-
амплитуда цикла касательных напряжений, определяется по формуле из[1] стр.280:
, (10.9)
Для
вала I ;
для
вала II .
-
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
нагружения, определяется по формуле:
, (10.10)
.
- среднее
напряжение цикла,().
Для
вала I ;
для
вала II .
Для
вала I ;
для
вала II .
Общий
коэффициент запаса прочности выше минимально допустимого .
11 СМАЗКА
РЕДУКТОРА
В редукторе применена картерная система смазки, то есть масло заливается
непосредственно в корпус редуктора. При картерной смазке колёса редуктора
смазываются разбрызгиваемым маслом. Так как окружная скорость колёс менее
м/с то для смазывания подшипников используется пластичная смазка.
Пластичной смазкой на 1/3 заполняется пространство внутри подшипникового узла.
Данное пространство отделяется от внутренней полости корпуса мазеудерживающим
кольцом.
В качестве жидкой смазки используется индустриальное масло И-30А
ГОСТ 20799-95. В качестве пластичной смазки используется Литол-24
ГОСТ 21150-87
Для замены масла в корпусе редуктора предусмотрено специальное отверстие,
закрываемое пробкой.
Для контроля уровня масла предусмотрен жезловой маслоуказатель.
12 ТЕХНОЛОГИЯ
СБОРКИ РЕДУКТОРА
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и
покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии с чертежом
общего вида редуктора, начиная с узлов валов.
На валы закладывают шпонки и напрессовывают элементы передач редуктора.
Маслоудерживающие кольца и подшипники следует насаживать, предварительно нагрев
в масле до 80-100 градусов по Цельсию, последовательно с элементами передач.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку
корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым
лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических
штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого в
подшипниковые камеры закладывают смазку, ставят крышки подшипников с комплектом
металлических прокладок, регулируют тепловой зазор. Перед постановкой сквозных
крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом.
Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы
должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышку винтами. Затем ввертывают
пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло, закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор
обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой
техническими условиями.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Дунаев П.Ф. ,Леликов О.П. Детали машин. Курсовое
проектирование, М.: Издательство Машиностроение, 2002-535c.
2. Иванов М.Н. Детали машин. - М.:Высшая школа, 2002
. Кудрявцев В.Н. Детали машин. - Л.: Машиностроение, 1980
. Решетов Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1989
5. Проектирование механических передач. - М.: Машиностроение,
1984
. Чернавский С.А., Боков К.Н.,Чернин И.М., Ицкович Г.М.,
Козинцов В.П.
Курсовое проектирование деталей машин М.: Издательство
Машиностроение, 1988.-416с.