Учетная политика организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    660,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика организации

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Сочинский филиал

Государственное Образовательное Учреждение

Российский Университет Дружбы Народов

Экономический факультет








КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу "Бухгалтерский учет"

на тему

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ









г.Сочи

год

Оглавление

Введение

Глава 1. Нормативная база для формирования учётной политики

1.1 Понятие и нормативная база для формирования учётной политики

1.2 Виды и направления учетной политики организации

Глава 2. Основные методы и организация учетной политики предприятия

2.1 Организационная форма бухгалтерской работы

2.2 Уровень централизации учета. Организационная структура для бухгалтерской работы

Глава 3. Учетная политика предприятия на практическом примере

Заключение

Использованная литература

Введение

 

Цель работы - изучение методов и техники формулирования учетной политики организации, на основе которой производится учет затрат на производство товаров и услуг.

Задачи работы сводятся к следующим позициям:

1.       исследовать теоретические и практические принципы формулирования учетной политики организации;

2.       определить сущность учетной политики организации, ее назначение;

3.       рассмотреть состав нормативной базы по созданию учетной политики;

4.       перечислить и обобщить методы формирования учетной политики предприятия;

5.       изучить, как осуществляется формулирование учетной политики в конкретной организации и рассмотреть практические аспекты ее формирования.

Объект курсовой работы - подразделение, функционально занятое бухгалтерским учетом в организации (на предприятии) с точки зрения методов, средств и организации его работы по созданию документа по учетной политике.

Предмет работы - принципы и порядок формирования документа по учетной политики организации.

Используемые методы. При написании использовались методы изучения литературы, анализа содержания организационно-распорядительных документов федерального значения и документов организации.

Теоретическая база. При написании использовались теоретические пособия и работы по организации учета на предприятиях, формированию учетной политики, учебные пособия и нормативные документы федерального уровня (федеральные законы, постановления правительства и министерства финансов Российской Федерации).

Согласно федеральному закону, «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». [1, ст.1]

Бухгалтерский учет в Российской Федерации требуется вести в соответствии с нормативными документами и стандартами.

Так обеспечивается единообразный подход различных хозяйствующих субъектов к формированию финансовых отчетов.

Составленные на основе стандартов финансовые отчеты могут быть полезными и понятными не только для собственников, акционеров и налоговых органов страны, но и для всех заинтересованных пользователей.

Четвертый уровень документов по бухгалтерскому учету - это внутренние нормативные документы хозяйствующего субъекта, которые регламентируют организацию бухгалтерского учета на конкретном предприятии, Они разрабатываются самим хозяйствующим субъектом и утверждаются его руководством.

ü  Учетная политика хозяйствующего субъекта

ü  Рабочий План счетов бухгалтерского учета

ü  Состав первичной документации

ü  Порядок представления внутренней отчетности

ü  Должностные инструкции работников аппарата бухгалтерии

Учетная политика хозяйствующего субъекта хотя и находится на четвертом уровне нормативных документов, но значимость такого документа от этого не уменьшается. Без учетной политики организация или предприятия не может с полным правом осуществлять хозяйственную деятельность.

Бухгалтерский учет на предприятии или в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема состоит в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы оптимальный результат ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательно такое регулирование состоит в выявлении этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.

Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992 г. №10) в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин “учетная политика предприятия”. Использование указанного термина вошло в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики.

Согласно приказу Министерства финансов РФ (приложение от 02.07.1994г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования - для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия - для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо о собственной инициативе. Итак,

Учётную политику определяют как совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Или согласно последнему документу, определяющему порядок ее ведения, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [2, ч.I]

 

Глава 1. Нормативная база для формирования учётной политики

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов ХХ века от словосочетания accounting policies, употребляемого в документах Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета, основанного в 1973 году в Лондоне. В начале 1992 года этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени» [7, c.48];

«…совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования» [4, c.7]; или - «… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности» [9, c.10]. В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности» [3, c.5]. Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно - экономический строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения же происходят только в техническом и организационном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

 

.1 Понятие и нормативная база для формирования учётной политики.


Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) - это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности.

Они принимаются Министерством финансов РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (обнародования) учетной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия», утвержденном Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 № 60н), а в 2008 г. - на ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменено приказом Минфина России от 11.03.2009 № 22н).

Понятие «учетная политика» в данных нормативных актах тождественна. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

·              требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);

·              требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);

·              требование осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);

·              требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);

·              требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);

·              требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

 

.2. Виды и направления учетной политики организации

 

Виды учетной политики

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей налогового учета

Учетная политика для отчетности по международным стандартам (например, US GAAP, IAS, IFRS)

Учетная политика для целей Бухгалтерского учёта

Учетная политика для целей бухгалтерского учета закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

·              Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» [1]

·              Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008 [2]

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта.

. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

. Способ начисления амортизации основных средств:

·              линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

5. Способ начисления амортизации нематериальных активов:

·              линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

6. Создание резервов. Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения организация может формировать резервы:

·              резервы сомнительных долгов.

7. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:

·              по средней себестоимости;

8. Возможность создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:

·              в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

·              отдельно в составе расходов на продажу.

. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:

·              по покупным ценам (без учёта наценки);

11. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

·              доходы от обычных видов деятельности;

·              прочие доходы.

14. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

·              как материалы.

Учетная политика для целей налогового учёта

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль.

·              метод начисления - доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

·              по средней стоимости;

3. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

·              линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

4. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

·              резерв по сомнительным долгам;

5. Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

·              «по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

ПБУ 1/2008, выпущенный приказом Министерства Финансов РФ, является обязательным для исполнения документом по формированию учетной политики. Поэтому Положение распространяется:

· в части формирования учётной политики - на организации, независимо от организационно-правовых форм;

·        в части раскрытия учётной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учётную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчётности.

Учётная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

· рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

·        формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

·        порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

·        методы оценки активов и обязательств;

·        правила документооборота и технология обработки учётной информации;

·        порядок контроля за хозяйственными операциями;

·        другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

При формировании учётной политики предполагается что:

· активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и

·        обязательств собственников этой организации и активов и обязательств

·        других организаций (допущение имущественной обособленности);

·        организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

·        принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому (допущение последовательности применения учётной политики);

·        факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определённости факторов хозяйственной деятельности).

Учётная политика организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

·        своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности (требование своевременности);

·        большую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

·        отражение в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

·        тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца

·        (требование непротиворечивости);

·        рациональное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Принятая организацией учётная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учётную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учётная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учётной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;

·        разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;

·        существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учётной политики должно быть обоснованным и оформляется соответствующими организационно-распорядительными документами.

Изменение учётной политики обычно вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом, приказом или другим.

Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учётной политики производится на основании данных, выверенных организацией на дату, с которой применяется изменённый способ ведения бухгалтерского учёта.

Результаты изменения учётной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учёту, отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учётной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчётному, не может быть произведена с достаточной надёжностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учётной политики следует исходить из предположения, что изменённый способ ведения бухгалтерского учёта применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учётной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчётность за отчётный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчётному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчётности. При этом никакие учётные записи не производятся.

В случае, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учётной политики в отношении периодов, предшествующих отчётному, не может быть произведена с достаточной надёжностью, изменённый способ ведения бухгалтерского учёта применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа.

Изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации должны быть отдельно раскрыты в бухгалтерской отчётности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учётной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчётного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчётность за отчётный год);

Перемены в учётной политике на год, который следует за отчётным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчётности организации.

Глава 2. Основные методы и организация учетной политики предприятия

Следующим шагом для создания учетной политики предприятия является определение основных методов, организационных принципов и структур для формирования и ведения учетной политики.

Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия уже основательно закреплены в нормативных документах, принятых законодательной и исполнительной властью Российской Федерации за период с 1992 года. Практика бухгалтерского учета еще более обогащает нормативный и методический материал, который периодически обновляется в рамках документов, издаваемых Министерством Финансов РФ и другими органами власти.

Несмотря на то, что учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации (предприятия), она строится, как указано в Главе 1, на основании и в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ. Эти и другие документы, указанные выше, являются обязательными для руководства и использования в работе в качестве федеральных нормативных актов и законов для всех предприятий и организаций на территории федерации.

2.1 Организационная форма бухгалтерской работы


Бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:

· бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данного предприятия;

·        специализированной профессиональной организацией на договорных началах, том числе централизованной бухгалтерией; соответствующим специалистом на договорных началах.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета

Предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП.

2. Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.

3. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. порядок финансирования ремонта основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

7. Формирование учетных групп материальных ценностей.

8. способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции.

10.Сроки погашения расходов будущих периодов.

11.Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

12.Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

13.Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект

Состоит в том, как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

1. План счетов бухгалтерского учета.

2. Форма бухгалтерского учета.

3. Технология обработки учетной информации.

4. Организация внутрипроизводственного контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект

Заключается в том, как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

 

.2 Уровень централизации учета. Организационная структура для бухгалтерской работы


В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия учет на нем может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизации учета все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда и организации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.

При децентрализации учета наряду с центральной бухгалтерией предприятия в отдельных подразделениях создаются свои бухгалтерии. Они осуществляют законченный цикл учетных работ, вплоть до составления отдельного бухгалтерского баланса, активы и пассивы которого включаются в общий баланс предприятия. К несомненным достоинствам децентрализованной формы необходимо отнести приближение учетного персонала к производственным подразделениям, повышение оперативности и аналитических свойств учета.

Предприятия может применять и смешанную форму организации учета, когда лишь некоторые (наиболее крупные) подразделения составляют отдельный баланс либо когда бухгалтерские службы подразделений выполняют только часть учетных работ (приемку и проверку первичных документов, учет расчетов с работниками, группировку информации в разрезах, необходимых для руководства подразделением, и др.).

Состав и соподчиненность отдельных бухгалтерских подразделений и работников определяют исходя из численности персонала и объема учетно-контрольных работ, вытекающего из масштабов хозяйственной деятельности предприятия, качества и рациональности постановки самого учета.

На небольших предприятиях функции ведения бухгалтерского учета распределяются между исполнителями, как правило, по предметному признаку:

каждый исполнитель осуществляет весь комплекс работ на определенном участке учета (учет материальных ценностей, учет производственных затрат и т.д.).

Все работники бухгалтерской службы подчиняются главному бухгалтеру. На крупных и средних предприятиях в составе бухгалтерской службы предусматривается ряд подразделений (отделы, сектора). Они, как правило, выделяются так же по предметному признаку. Внутри этих подразделений работа может распределяться между исполнителями по линейному (когда работник обслуживает целиком какое-либо производственное подразделение) или функциональному (когда работник выполняет определенную группу операций) признаку.

Например, в состав бухгалтерии предприятия может быть расчетный, материальный, производственный, сводный отделы и другие подразделения.

Расчетный отдел обычно занимается комплексом работ по учету расчетов по оплате труда, расчетов с Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и другими подобными органами, а также соответствующей отчетностью.

Материальный отдел отвечает за ведение учета и осуществление контроля наличия и движения материальных ресурсов. Производственный отдел ведет учет затрат на производство, исчисляет себестоимость продукции. На сводный отдел возлагается обобщение данных бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности. Специальные подразделения бухгалтерии могут заниматься учетом капитальных вложений (при большом объеме капитального строительства), учетом готовой продукции и реализации, финансово-банковскими операциями, расчетами по налогам и неналоговым платежам в бюджет.

Структура бухгалтерии

Структура подразделений бухгалтерии, так или иначе, подчинена задаче организации учета на предприятии.

Рис.2. Типовые подразделения бухгалтерии предприятия.

В зависимости от сложности и разветвленности хозяйственной деятельности организация (предприятие) вправе выбрать типовую структуру бухгалтерии, которая помогает решать текущие и стратегические задачи.

Типовой состав подразделений бухгалтерии предприятия (организации) приведен в тексте. Однако упрощение или усложнение структурной организации как бухгалтерии, так и ее учетной работы не должно мешать или препятствовать реализации учетной политики предприятия.

Поэтому для целей осуществления правил учетной политики организация (предприятие) могут взять, к примеру, на выбор одну из двух структур, приведенных ниже.

Рис.2. Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы

Рис. 2. Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности

Независимо от того, как организована учетная работа: по функциям персонала или по участкам работы, учетная политика задает принципы всей этой работы, как целостной и непрерывной системы.

Выделение подразделений предприятия на отдельный баланс.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предприятие может выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав. Активы и пассивы отдельного баланса включаются в бухгалтерский баланс предприятия.

Выделение того или иного подразделения предприятия на отдельный баланс представляет собой не что иное, как способ бухгалтерского оформления разделения учетного труда на предприятии. Его цель - упростить и рационализировать учетный процесс на предприятии и работу бухгалтерской службы.

Выделение структурного подразделения на отдельный баланс осуществляется в случае 1) территориальной удаленности этого подразделения от остальных подразделений предприятия и 2) относительной обособленности производственного, коммерческого, финансово-хозяйственного процессов.

Эти факторы предопределяют и относительное обособление учетного процесса в данном подразделении. С территориальной удаленностью связаны определенные сложности для централизованной обработки. В связи с обособленность деятельности подразделения возникает необходимость использования специфических способов и приемов бухгалтерского учета, осуществления практически завершенного учетного цикла, а также формирования системы показателей, характеризующих экономическую ситуацию в данном подразделении предприятия.

Вместе с тем выделение на отдельный баланс ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве полного обособления структурного подразделения от предприятия. Бухгалтерский баланс, составляемый структурным подразделением, характеризует его имущественное и финансовое положение лишь отчасти. По нему невозможно достоверно исчислить финансовый результат деятельности подразделения. Точнее, результат, представляемый в отдельном балансе, следует рассматривать лишь в качестве внутреннего хозрасчетного результата, но никак не конечного финансового результата деятельности, о котором идет речь в бухгалтерском и налоговом законодательстве.

Отдельный баланс не отражает реального обеспечения долгов предприятия, перед его кредиторами выступает не подразделение, а предприятие как юридическое лицо, субъект гражданских правоотношений. Руководство подразделения не имеет права действовать от своего имени; оно вступает в любое правоотношения только по доверенности от руководства предприятия.

Отдельный баланс является частью баланса предприятия. С этой точки зрения отбельный баланс - сугубо внутренний документ, предназначенный для завершения учетного процесса на предприятии. В этом его отличие от самостоятельного баланса. Причем в данном случае не имеет никакого значения тот факт, что структурное подразделение может иметь некоторые черты, свойственные юридическому лицу.

Внутрипроизводственный контроль.

Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных на предприятии создается система внутрипроизводственного контроля. Основными задачами такого контроля являются предотвращения непроизводительных расходов и потерь, неэффективного расходования ресурсов, использования средств не по назначению, а также оценка эффективности работы каждого подразделения предприятия.

При организации внутрипроизводственного контроля следует иметь в виду, что никакая система, сколь бы идеальной она ни была, не сможет абсолютно надежно защитить предприятие от посягательств на его активы, от искажения учетной и отчетной информации. Системы внутрипроизводственного контроля создают не для того, чтобы полностью исключить все злоупотребления и гарантировать безубыточную работу, а для того, чтобы снизить до минимума вероятность попыток незаконных действий, обеспечить их выявление и способствовать достижению максимального эффекта каждым подразделением, службой и исполнителем. При этом необходимо исходить из следующего: любая система контроля целесообразна лишь настолько, насколько она приносит выгоду предприятию. Сложность контроля и затраты на его осуществление должны компенсироваться реально приносимой им пользой.

Наиболее существенными элементами организации внутрипроизводственного контроля, применяемыми предприятиями с учетом конкретных особенностей их деятельности, являются следующие.

. Отделение функций по осуществлению реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности от функции по ведению бухгалтерского учета. Один и тот же сотрудник предприятия не должен распоряжаться материальными ценностями и денежными средствами и вести бухгалтерский учет операции с этими актами. Такой подход обеспечивает объективность и независимость учета и создает основу для действительного внутрипроизводственного контроля.

. Разделение функций по ведению бухгалтерского учета. При распределении обязанностей между работниками бухгалтерской службы необходимо добиваться, чтобы один сотрудник не осуществлял контроль за ведением всего участка бухгалтерского учета, выполняя одновременно с этим какую-либо одну операцию на том же участке.

. Установление ответственности каждого работника предприятия. При подборе персонала предприятия необходимо точно определить меру ответственности конкретных исполнителей за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, ни и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

. Система утверждений. Внутренними правилами и регламентами предприятия должен быть определен круг должностных лиц, которые имеют право подписи документов на отпуск материальных ценностей, на расход денежных средств, на принятие к учету командировочных и представительских расходов. Особо должно быть ограничено число лиц, которым предоставлено право распоряжаться дефицитными ценностями и дорогостоящим имуществом. Может быть установлен порядок, при котором материалы, признанные дорогостоящими и дефицитными, выдаются лишь при наличии на расходных документах визы уполномоченного работника бухгалтерской службы.

. Использование бланков строгой отчетности. Бланки отдельных видов первичных документов, которыми оформляются операции движения определенных ценностей, могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности, за движением которых устанавливается особый контроль.

. Организация хранения ценностей. Перечислим некоторые предпосылки действительного контроля за сохранностью ценностей: соответствующее оборудование складских помещений и их специализация; материалы должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро их найти; необходимо оснастить места хранения соответствующими весовыми, измерительными и контрольными приборами и приспособлениями, мерной тарой; денежные средства должны храниться в специально изолированных помещениях.

. Средства охраны. Вероятность хищений материальных ценностей и денежных средств, утери соответствующих документов снижается при надлежащей организации охраны, применении средств сигнализации, установление сейфов, ограничении доступа к ценностям и денежным средствам.

. Внезапные проверки. Хозяйственную деятельность периодически должны контролировать бухгалтерская служба, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, независимая аудиторская организация, лица, уполномоченные правлением или дирекцией. В частности, один раз в месяц целесообразна внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всей наличности и проверкой других ценностей, находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематически проверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведена выборочная проверка наличия и состояния каких-либо ценностей.

. Квалификация персонала. На предприятии должно быть организовано систематическое обучение персонала правилами приемки и отпуска материальных ценностей и денежных средств, технике составления и оформления первичной учетной документации в соответствии с положениями и требованиями действующего хозяйственного законодательства.

В данной главе мы рассмотрели методы и сам механизм организации учетной работы на предприятии, включая и возможные организационные структуры для ведения бухгалтерской работы. Все это вместе - методы, организационная структура, техническая и кадровая составляющая учетной работы - дает более четкое понимание организационной, нормативной и технической среды, в которой происходит формулирование учетной политики предприятия (или организации).

Остается перевести эти представления о нормативной базе и организационной среде для создания учетной политики в практическую плоскость, или в то, как формируется приказ об учетной политике на конкретном предприятии.

учётный политика бухгалтерия

Глава 3. Учетная политика предприятия на практическом примере

На сегодняшний день имеющаяся практика формирования учетной политики предприятия (организация) в сжатом виде может быть представлена в виде таблицы, приведенной ниже.

Данная таблица показывает, как собственно формулируется учетная политика предприятия (организации) на очередной финансовый год. Подобный приказ издается ежегодно. В окончательном виде оформляется к концу года и до наступления очередного года подписывается руководителем предприятия (организации).

Методика формирования Приказа об учетной политике организации (Пример).

Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация"  почтовый адрес, номер телефона, электронный адрес, факс   ОКПО, ОКУД, ИНН, КПП

У Т В Е Р Ж Д А Ю  (должность руководителя) (подпись)  (число) (месяц) (год)


ПРИКАЗ № ____

"Об учетной политике Корпорации на 2011 год"

Руководствуясь требованиями бухгалтерского и налогового законодательства с целью соблюдения в организации единой методики ведения бухгалтерского и налогового учета, ПРИКАЗЫВАЮ: Принять с 01 января 2011 года учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения следующего содержания.

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета ООО «Корпорация», которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки.

.2. Характеристика организации: полное название, дата государственной регистрации, реквизиты расчетного счета, юридический и почтовый адреса и т.д.

. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 Выбор одного из вариантов Основание  2.1. Способ ведения учета: · учет ведет лично руководитель,  · учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения,  · учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету), · учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист. пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ  2.2. Уровень централизации учета: · централизованный, · децентрализованный пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ  2.3. Организационная структура учета: · линейная, · функциональная, · линейно-функциональная пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете,  статья 313 НК РФ  2.4. Формы первичных учетных документов: · не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложения к учетной политике, · операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,  статья 313 НКРФ,  пункт 2 ст.9 ФЗ о бухгалтерском учете  2.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ  2.6. Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операций: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете,  статья 313 НК РФ  2.7. График документооборота: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложеии к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ  2.8. Форма учета бухгалтерского: · журнально-ордерная, · мемориально-ордерная, · упрощенная, · автоматизированная.  налогового: · ручная · автоматизированная пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,  пункт 5 ПБУ 1/98, статьи 313, 314 НК РФ  2.9. Рабочий план счетов · для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении · для налогового - формируется самостоятельно или не применяется пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете,  статья 313, 314 НК РФ  2.10 Обработка учетной информации: · ручная, · автоматизированная пункт 3 ст.6 ФЗ о бухгалтерском учете,  статья 313, НК РФ  2.11 Реестр форм регистров для бухгалтерского учета: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике  для налогообложения: · разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета, · используются рекомендованные формы, · регистры формируются самостоятельно. пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,  пункт 5 ПБУ 1/98, статья 313, 314 НК РФ  2.12. Инвентаризация состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций  · законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статья 12 ФЗ о бухгалтерском учете, пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98  2.13. Внутренний контроль · организация создает контрольные службы или · передает контрольные функции отдельным работникам.  пункт 3 с. 6 ФЗ о бухгалтерском учете,  статья 313 НК РФ  2.14. Формы отчетности · типовые · разработанные организацией  Приказ Минфина № 67н  2.15 Способ представления отчетности · лично · по доверенности · по почте · в электронном виде  пункт 6 ст. 13 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НКРФ  3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ   Выбор одного из вариантов Основание  3.1 Амортизация основных средств Способ амортизации основных средств: · для бухгалтерского учета - линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции,  · для налогового - линейный или нелинейный Учет активов стоимостью до ХХ 000 рублей. Установить стоимость, в пределах которой Искраы подлежат учету в составе материально-производственных запасов (не более ХХ 000 р. для целей бухгалтерского учета) Применение льготы по амортизации для целей налогообложения Установить, будут ли разрешенные 10% от первоначальной стоимости включатья в состав расходов периода или будут амортизироваться в обычном порядке. пункт 18 ПБУ 6/01, статья 259 НК РФ   3.2. Способ амортизации НМА · для бухгалтерского учета - линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции, · для налогового - линейный или нелинейный пункт 15 ПБУ 14/2000, статья 259 НК РФ  3.3.Способ отражения амортизации НМА · с использованием счета 05 "Амортизация НМА" · на счете 04 "НМА" пункты 20, 21 ПБУ 14/2000  3.4. Переоценка основных средств · проводить переоценку, · не проводить переоценку пункт 15 ПБУ 6/01  3.5. Ремонт основных средств · решение о создании ремонтного фонда, · единовременное списание затрат. пункт 3 ст. 260, 324 НК РФ  3.6. Учет затрат по кредитам и займам · решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную пункт 6 ПБУ 15/01  3.7. Оценка финансовых вложений при выбытии · по первоначальной стоимости · по средней стоимости· способ ФИФО пункт 26 ПБУ 19/02  3.8. Учет материальных ценностей·  с использованием счетов 15 и 16·  без использования счетов 15 и 16  Инструкция по применению плана счетов  3.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство · по себестоимости единицы · по средней себестоимости · способ ФИФО  пункт 27 ПБУ 5/01,  пункт 8 ст. 254 НК РФ  3.10 Учет транспортно-заготовительных расходов · учет на счете 15 · включение затрат в фактическую себестоимость ценностей · учет на субсчете к счету 10  пункт 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов  3.11. Оценка приобретаемых товаров · по покупным ценам · по фактической себестоимости · по продажным ценам   для налогообложения  · ФИФО · ЛИФО · средней себестоимости · стоимости единицы  пункты 6, 13 ПБУ 5/01,  подпункт 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ   3.12. Оценка тары · по фактической себестоимости · по покупным ценам · по учетным ценам  пункты 166, 182 Методических указаний по учету материально-производственных запасов  3.13. Оценка незавершенного производства · по фактической себестоимости · по плановой себестоимости · по прямым статьям затрат · по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов пункт 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ  3.14. Порядок признания выручки · в бухгалтерском учете - по мере готовности продукции или в целом по работе, · в налоговом - метод начислений и кассовый метод Инструкция по применению Плана счетов, статьи 271-273 НК РФ  3.15. Момент реализации товаров · по мере отгрузки статья 167 НК РФ  3.16. Учет выпуска готовой продукции · с использованием счета 40 · без использования счета 40  Инструкция по применению Плана счетов  3.17 Формирование резервов · резервы создаются (по видам)  · резервы не создаются  пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,  статья 324(п.1), 265, 266, 267 НК РФ   3.18. Перечень прямых расходов организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).   статья 318 НК РФ   Ответственность за осуществление учетной политики возложить на главного бухгалтера.  Основание: ст. 7 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 313 Налогового кодекса РФ  _____ ______________________ ________________  ______________________  (должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи) 





В результате применения такого инструмента была сформулирована учетная политика на очередной финансовый год для ООО «Корпорация». Структура документа, являющегося приложением к приказу по организации, подписанному 30 декабря 2010 года, выглядит следующим образом:

Приложение к приказу № 759 от 30.12.2010 ООО «Корпорация»

«Учетная политика на 2011 год»

. Общие положения

. Организация бухгалтерского и налогового учета

. Рабочий план счетов, правила документооборота, технология обработки учетной информации в целях бухгалтерского учета

. Бухгалтерская отчетность

. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

. Учет операций, связанных со строительством олимпийских объектов

. Учет основных средств, нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности

. Учет финансовых вложений

. Учет материально-производственных запасов

. Учет расходов будущих периодов, затрат на приобретение программных продуктов и резервов

. Учет расчетов, прочих активов и пассивов

. Учет целевого финансирования и добавочного капитала

. Учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности

. Учет резервного фонда и иных фондов

. Учетная политика для целей налогообложения

.1. Организация налогового учета

.2. Способы ведения налогового учета по налогу на прибыль

.3. Налог на добавленную стоимость

.4. Налог на имущество

.5. Транспортный налог

. Изменение учетной политики.

Как явствует из структуры учетной политики, в документе учтены все возможные направления и виды бухгалтерской работы по учету производства продукции (или услуг) предприятия. Каждая из статей положения об учетной политики становится не просто тезисом, а наполняется реальными цифрами определяющими сроки, параметры, условия, конкретные показатели или их интервалы, которых будет придерживаться предприятие при осуществлении учетной работы.

Например, при определении порядка ведения учета по налогу на добавленную стоимость, Корпорация определяет следующее:

«15.3. Налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения НДС для Корпорации не признаются следующие операции:

целевые поступления и финансирование, пожертвования;

операции по реализации Корпорацией основной деятельности в рамках исполнения обязательств по заключенным соглашениям на строительство спортивных объектов в г.Казани.

Филиал Корпорации в г. Москва выставляет от имени Корпорации счета-фактуры с указанием своего КПП, формирует свои разделы книги покупок и книги продаж.

Счета-фактуры, выставленные филиалом Корпорации в г. Москва, нумеруются с использованием индекса подразделения:

ПодразделениеИндекс*

Филиал ООО «Корпорация» в г. Москва М

(*Индекс - первая заглавная буква в названии города, в котором находится подразделение)».

«3. Рабочий план счетов, правила документооборота, технология обработки учетной информации в целях бухгалтерского учета

.1.Рабочий план счетов бухгалтерского учета Корпорации утверждается внутренним организационно-распорядительным документом и применяется в процессе ведения бухгалтерского учета структурными подразделениями, указанными в пункте 2.1 настоящего Положения. Рабочий план счетов Корпорации составляется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

.2.Документооборот в Корпорации в целях ведения бухгалтерского и налогового учета, а также составления бухгалтерской и налоговой отчетности регулируется графиком документооборота, который утверждается внутренним организационно-распорядительным документом.

.3.График документооборота устанавливает сроки, порядок и объем представления первичных учетных и иных документов и отчетов в структурные подразделения, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения, в другие структурные подразделения Корпорации в зависимости от выполняемой хозяйственной операции.

.4.Сроки и объем представления бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности Корпорации в соответствующие государственные контролирующие органы графиком документооборота не устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации.

.5.Основные правила ведения бухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций в Корпорации соответствуют Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, с учетом особенностей деятельности Корпорации, принятых и отраженных в настоящем Положении.

.6.Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.

.7.Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

.8.Для оформления фактов хозяйственной деятельности Корпорация применяет формы первичных учетных документов, утвержденные Росстатом, Минфином России и другими уполномоченными государственными органами. Указанные формы документов применяются также при условии, что они разработаны для организаций отдельных отраслей. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы или с учетом специфики деятельности Корпорации необходимо внесение изменений в установленные формы, разрабатываются Корпорацией самостоятельно и утверждаются организационно-распорядительным документом.

.9.Первичные учетные документы передаются лицами, составившими эти документы, в структурные подразделения Корпорации, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения, в соответствии с графиком документооборота.

.10.Право подписи первичных учетных документов имеют уполномоченные работники Корпорации в соответствии с организационно-распорядительными документами Корпорации (приказами) или доверенностями.

.11.Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства подписываются президентом Корпорации и главным бухгалтером или иными лицами в соответствии с организационно-распорядительными документами Корпорации (приказами) или доверенностями.

.12.Подлинники первичных учетных и иных документов по хозяйственным операциям, совершаемым Корпорацией, принимаются к учету и хранятся по месту нахождения Корпорации в г.Казани и по месту нахождения филиала Корпорации в г.Москва.

.13.Регистры бухгалтерского учета Корпорации (главная книга, оборотно-сальдовые ведомости и т.д.) составляются в формате, предусмотренном программным обеспечением «1С: Предприятие», на базе которого ведется бухгалтерский учет в Корпорации. Регистры бухгалтерского учета ежемесячно распечатываются на бумажных носителях. Регистры бухгалтерского учета, составленные структурными подразделениями Корпорации по месту ее нахождения в г. Сочи и по месту нахождения ее филиала в г. Москва, хранятся в месте нахождения указанных структурных подразделений.

.14.В целях разъяснения положений учетной политики для отражения отдельных фактов хозяйственной деятельности Корпорацией разрабатываются регламенты и положения, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и оформления первичных учетных документов, которые утверждаются организационно-распорядительными документами».

Наконец, если обратить внимание на статью «Изменение учетной политики», то она приняла следующий вид:

«16. Изменение учетной политики

.1. Изменение учетной политики Корпорации может производиться в следующих случаях:

изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработка Корпорацией новых способов ведения бухгалтерского учета; существенное изменение условий хозяйствования.

.2. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующим организационно-распорядительным документом Корпорации».

Таким образом, ни одна из важных позиций бухгалтерского учета, упомянутая в нормативных и юридических документах по учетной политике на предприятиях Российской федерации, не остается без внимания при подготовке и выпуске документа по учетной политике. Большая часть методов, принципов, организационных механизмов, предусмотренных нормативной базой по бухгалтерскому учету, так или иначе находят отражения в документе по учетной политике. Кроме того организационная структура бухгалтерской службы организации (предприятия) тоже отражает потребности налаживания оперативного и всестороннего учета. Так, все вместе практические, методические и организационные аспекты находят оказываются задействованы не только при создании документа по учетной политике, но и при его практическом применении.

 

Заключение

Исходя из целей создания, особенностей отраслевых и/или территориальных ведения хозяйственной деятельности организация (предприятие) имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия, от формы собственности или особенностей его структуры.

Эту возможность организации (предприятия) имеют благодаря учетной политике. Понятие «учетная политика» впервые появилось в практике российского бухгалтерского учета в связи с переходом нашей страны от прежней административно-хозяйственной системы и перехода к так называемой рыночной экономике, вернее, ее государственно-регулируемой модификации. Гибкость учетной политики при использовании в практике хозяйственной деятельности заложена в сложившейся на сегодняшний день нормативной базе по формированию и ведению политики в Российской федерации. В этом отношении все организации находятся в равных условиях независимо от организационно-правовых форм. Различие может состоять лишь в объеме документа, формулирующего учетную политику.

В работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо шире.

По данному вопросу в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» сказано: "Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету».

Такое расширение "области" учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить «обратную» связь теории и практики.

Наряду с выгодами ведения учетной политики в организации ее практика имеет множество проблем. В первую очередь, это невероятная сложность и объемность законодательной базы по бухгалтерскому и налоговому учету на сегодняшний день.

Существующие ныне законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. Поэтому предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать.

В нормативных актах, в которых говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания и выражения «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. В результате, порой неясно, любой ли вариант допускается нормативными актами по бухгалтерскому учету, или уже является элементом учетной политики.

Отдельного обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ «Учетная политика организаций» не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны, пункт 4 статьи 6 Закона РФ «О бухгалтерском учете», введенный в действие с 28.11.96, не позволяет это сделать.

Вывод из всего вышесказанного состоит в том, что законодателям и разработчикам нормативных документов в Минфине РФ необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которая бы позволила организациям (предприятиям) максимально формализовать и стандартизировать в разумных пределах сам процесс формулирования и ведения учетной политики.

Таким образом, учетная политика опиралась бы на мощную нормативную базу, достаточным образом стандартизированную и автоматизированную с помощью новейших программных пакетов. Это позволило бы не только централизовать учет хозяйственной деятельности на уровне всей Российской федерации, но и отслеживать новейшие тенденции и изменения учетной политики, - отраслевые, территориальные, государственные и частные - с тем, чтобы процессы эти не были хаотичными, а были бы доступны для обобщения и анализа, открытого и гласного, и всестороннего улучшения.

И совсем не обязательно, чтобы преимущества и недостатки учетной политики возникали из слепого копирования мировых бухгалтерских стандартов - европейских и американских главным образом. Гораздо ценнее собственный опыт страны, выстраданный и вынесенный из суровой хозяйственной действительности. Вполне может оказаться, что к моменту готовности России к принятию мировых стандартов бухгалтерского учета и учетной политики они безнадежно устареют. Развитие мирового кризиса косвенно подтверждают тот факт, что экономический мировой кризис касается и состояния мировой экономической науки и теории бухгалтерского, как ее составной части.

Наука и практика, бесспорно, выявят, дополнят, обобщат и улучшат подходы к формированию и ведению учетной политики на предприятиях и в организациях России.

 

Использованная литература

1. Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ.

. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н.

. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1995, с. 8.

. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: “Бухгалтерский учет” 1994г. с. 7

. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 1998, с.8

. Монахова Т.Н., Еремина М.В. Учетная политика в кредитных организациях. / Налоговый вестник №6 1998, с.152

. Настольная книга бухгалтера Т.1. Составитель Прудников В.М. / М.: Информ-М 1995, с.46.

. Обзор нормативных актов, опубликованных в первой половине августа 1998г. / Главбух №16 1998, с.87

. Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 1995.

. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. Под ред. Королева С. А., Крикунова А.В. \\ М.: 1996.

. Рыбчак Е.В. Учетная политика органов государственной федеральной службы занятости населения / Налоговый вестник №7 1998, с.152.

. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

13. <http://www.snezhana.ru/upload/pbu_1.rar>

. <http://www.diplomilirist.ru/buhgalterskaja-sluzhba-v-strukture-upravlenija-organizacii-i-ee-status/organizacionnaja-struktura-buhgalterskoj-sluzhby.html>

.<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!