Бюджет муниципального образования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,46 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджет муниципального образования

Введение

В индустриально развитых странах наблюдается процесс расширения полномочий местных властей на основе формирования механизмов перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, позволяющих учитывать интересы населения муниципальных образований.

Вместе с тем, как показывают исследования, расширение расходных функций российских местных органов власти не сопровождалось адекватным увеличением их доходной базы.

В настоящее время основная часть муниципальных образований России не в состоянии обеспечить собственными средствами финансирование даже минимальных расходов реально существующей социальной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования.

Значительное число местных бюджетов в большинстве субъектов Федерации, являются хронически дефицитными и дотационными, во многих муниципальных образованиях помощь из областного бюджета на финансирование необходимых расходов составляет порядка 80%.

Современный этап реформы межбюджетных отношений характеризуется усилением внимания к вопросу укрепления финансовой базы муниципальных образований и изменениям в системе бюджетного устройства РФ, позволяющим проводить на местном уровне самостоятельную бюджетную политику для обеспечения доходной самодостаточности местных органов власти и получения населением достаточного объема общественных благ.

Формирование в рамках общероссийской бюджетной политики эффективной бюджетной политики на местах включает в себя спектр вопросов, связанных с определением направлений бюджетной политики и целей, которые должны быть достигнуты при ее реализации, оценкой адекватности ее приоритетов потребностям населения и целям социально-экономического развития муниципального образования, что определяет актуальность темы исследования.

Объект контрольной работы - бюджетная политика.

Предмет контрольной работы - бюджетная политика муниципального образования.

Цель контрольной работы - анализ бюджетной политики муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть сущность и структуру бюджета муниципального образования.

. Изучить сущность и формирование бюджетной политики муниципального образования

. Исследовать бюджетную политику города Челябинска как муниципального образования.

1. Понятие и структура бюджета муниципального образования

Существуют различные подходы к определению категории «бюджет». Термин «бюджет» одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов. В Бюджетном кодексе под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств.

Возможны и иные трактовки: «бюджет как основной централизованный фонд денежных средств», «…совокупность денежных отношений…бюджет как основной финансовый план…как важнейший финансовый регулятор».

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Бюджеты муниципальных районов,

бюджеты городских округов

Бюджеты городских

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также осуществляют контроль за его исполнением.

Основными структурными элементами бюджета являются доходы и расходы. Структура бюджета являются доходы и расходы.

Доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Таблица 1. Структура доходов бюджета города

По действующему законодательствуПри реализации реформыСобственныеСобственныеРегулирующие-Субвенции на исполнение государственных полномочийСубвенции на исполнение государственных полномочийДругие доходы в виде дотаций, субвенций, субсидий-

Расходы местного бюджета - это денежные средства, направленные на финансирование обеспечения задач и функций местного самоуправления. Выделяют текущие и капитальные расходы.

Капитальные расходы местного бюджета - это часть расходов бюджета, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели т. п. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия его формирования определяются федеральным законодательством.

Текущие расходы местного бюджета - это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, финансовых затратах на оказание государственных и муниципальных услуг, устанавливаемых Законодательством Российской Федерации.

Важно отметить, что Бюджетным кодексом с января 2005 года введено понятие «расходные обязательства» с одновременным определением прав и обязанностей органов публичной власти разных уровней по их установлению и исполнению.

Относительно местных бюджетов перераспределение расходных обязательств выражается в переносе расходов с местных бюджетов на федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации по следующим видом расходов: льготы для федеральных служащих; адресные жилищные субсидии; финансовое обеспечение учебного процесса в школах; финансовое обеспечение школ - интернатов, домов ребенка, детских домов; воинский учет и призыв; субсидирование сельхозпроизводства; обеспечение противопожарной безопасности; платежи за неработающее население в системе обязательного медицинского страхования.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место приведения расходов над доходами дефицит бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Источники покрытия дефицита бюджета: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от полученных организаций; бюджетные суды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Таким образом, бюджет муниципального образования является важнейшим инструментом регулирования экономики муниципального образования и бюджетная политика муниципального образования должна быть продуманной и эффективной.

2. Содержание и разработка бюджетной политики муниципального образования

Бюджетная политика муниципального образования - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами представительной и исполнительной власти муниципального образования мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и муниципального образования.

Содержание бюджетной политики муниципального образования многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов.

Разработка бюджетной политики муниципального образования должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики муниципального образования, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, муниципального образования.

Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики муниципального образования, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.

И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.

Функциональный аспект бюджетной политики муниципального образования включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления муниципальным долгом, политику в области межбюджетиых отношений.

Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность муниципального образования.

Основу бюджетной политики муниципального образования составляют стратегии, направления экономии, и соц. политики муниципального образования; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых муниципальным образованием финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетной политики муниципального образования - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия муниципального образования на общественное производство.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики муниципального образования при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы муниципального образования. Бюджетная политика муниципального образования не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы гл. цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат муниципального образования в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. В разработке бюджетной политики муниципального образования участвуют представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

бюджет образование город муниципальный

3. Бюджетная политика города Челябинска

Город Челябинск как муниципальное образование имеет собственный бюджет. Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, действующим Уставом города и положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемом городской Думой.

Бюджет города Челябинска - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления.

Формируемый и утверждаемый в городе единый бюджет, включает в себя:

  • городской бюджет;
  • сметы доходов и расходов районов в городе.

Единство бюджета реализуется через единую городскую социально-экономическую, финансовую и налоговую политику.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» взаимоотношения между бюджетом субъекта российской Федерации (бюджетом Челябинской области) и местным бюджетом, а также между федеральным бюджетом и местным бюджетом осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Фактически же построение межбюджетных отношений почти полностью определяется региональными властями. Город Челябинск с остальными регионами России объединяет одна черта: по мнению экспертов, все местные бюджеты в значительной степени зависят от перечислений из вышестоящих бюджетов. Тем самым фактически нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования из регионального бюджета местному бюджету оказывается финансовая помощь. В целом механизмы выделения помощи бюджету г. Челябинска, как и всем местным бюджетам, еще более субъективны по сравнению с механизмами оказания финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

Факторами, определяющими процесс регулирования бюджетной обеспеченности, являются:

  • планируемый объем финансовых средств, предназначенный на обеспечение реализации Федеральных и областных правовых актов, передаваемых отдельных государственных полномочий и целевых областных расходов;
  • показатели вертикального распределения финансовых ресурсов консолидированного бюджета на обеспечение текущих расходов между областным и местными бюджетами;
  • доходный потенциал территорий по собственным доходам;
  • параметры единых нормативов отчислений от регулирующих доходов, закрепляемых на временной основе, за местными бюджетами;
  • индекс бюджетных расходов, учитывающий относительный уровень расходных потребностей территорий, исходя из численности конечных потребителей бюджетных услуг и особенностей характера их предоставления по каждой территории;
  • показатель налоговых усилий территорий по мобилизации в консолидированный бюджет, как собственных доходов, так и доходов по временным нормативам отчислений от регулирующих доходов;
  • выбранный на планируемый год метод регулирования - выравнивание бюджетной обеспеченности и стимулирование мобилизации бюджетных доходов.

Разработка расчетных показателей по расходам областного бюджета на год проводится в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и рекомендациями по основным направлениям бюджетной политики, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области», Постановлениями Губернатора Челябинской области (например «О разработке проекта закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2004 год») и других нормативных документах Челябинской области по обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств.

При расчете расходных потребностей местных бюджетов применяется метод относительного уровня бюджетных потребностей.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством. Это означает высокую государственную значимость формируемой системы государственных гарантий и законодательно регулируемой социальной сферы. Основным источником финансирования социальной сферы в г. Челябинске является бюджет. Поэтому львиную долю в расходах бюджета г. Челябинска занимают расходы на социальную сферу.

Как известно, муниципальные образования вынуждены работать в условиях ежегодно меняющихся нормативов отчислений от собираемых доходов в вышестоящие бюджеты. Челябинск не является исключением из общего правила. Кроме того, реформы, проводимые в налоговой политике, привели к снижению налогооблагаемой базы, а, следовательно, и к номинальному уменьшению размера плановых поступлений от налогов и сборов. Следовательно, возникает необходимость проведения работ по оценке реального налогового потенциала территории и поиска новых источников доходов.

В рамках разработки стратегии развития г. Челябинска до 2010 года, с учетом Налогового и Бюджетного кодекса, были определены приоритетные направления работы, в том числе обеспечение финансовой устойчивости муниципальных предприятий и доходов от использования земли. Разработчикам стратегии развития представляется наиболее перспективной тема обеспечения финансовой устойчивости муниципальных предприятий, которая помогает решить одновременно две проблемы: сокращение бюджетных дотаций и получение дополнительных доходов.

В настоящее время расходы местных бюджетов, в общем, и расходы бюджета г. Челябинска, в частности, определяются исходя из планируемых доходов, а не наоборот. Именно этот фактор, по мнению специалистов, является исходным и главным методическим принципом нынешней российской практики разработки местных бюджетов.

В связи с этим в бюджетном планировании г. Челябинска доминирует задача определения возможных будущих доходов местного бюджета. Для этого используются специальные методики оценки доходных (налоговых) потенциалов, производятся вариантные расчеты и т.д.

Определение же расходов бюджета носит вторичный характер, и планируются исходя из потребностей не населения, а муниципальных бюджетных учреждений на базе ведомственных нормативов, и нередко «от достигнутого». В результате подобных расчетов расходные потребности, как правило, превышают имеющиеся в консолидированном бюджете региона финансовые средства, и «в ход пускается» процедура бюджетного регулирования, основанная на индивидуальном подходе к муниципальным образованиям, учитывающем объемы их бюджетных расходов в предшествующий период с необходимыми корректировками (индексацией и т.п.).

Челябинская городская Дума решила отказаться от разработки трехлетних бюджетов и внесла изменения в уже принятый финансовый документ, исключив из него показатели 2010 и 2011 годов.
Как передает корреспондент «Нового Региона», согласно этому решению дефицит городского бюджета на 2009 год устанавливается в размере 600 тысяч рублей. Предел муниципального внутреннего долга Челябинска на 1 января 2010 года - не должен превышать 1 миллиарда 200 миллионов рублей, в том числе предельный объем по муниципальным гарантиям - 200 миллионов.
Администрация города 15 ноября должна утвердила прогноз социально-экономического развития Челябинска на очередной финансовый 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, предоставить в городскую Думу проект бюджета на 2010 год, а также среднесрочный финансовый план до 2012 года.

В дополнение к вышесказанному, следует отметить, что в сложившейся структуре бюджетных расходов муниципального образования основными видами затрат являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, социальную политику, здравоохранение и на государственное управление. При всех территориальных различиях доля указанных расходов составляет абсолютно преобладающую часть ассигнований всех местных бюджетов.

Заключение

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития, местные бюджеты - самые многочисленные. Местным бюджетам принадлежит важнейшая роль в финансировании местных потребностей, в обеспечении защиты интересов граждан, проживающих в городских, сельских и иных муниципальных образованиях.

Анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность местных органов власти по формированию и исполнению бюджета позволяет сделать вывод, что законодательство требует дальнейшего реформирования. Необходимо сделать работающей норму минимальной бюджетной обеспеченности, а значит предпринять шаги к разработке и внедрению данных норм.

Следует обратить особое внимание на сокращение собственной налоговой базы, и, как следствие, основного канала притока средств в местные бюджеты. С принятием Бюджетного и Налогового кодексов в процессе упорядочения налоговой системы и создание единого налогового пространства ликвидированы многие местные налоги.

Кроме этого в течение последних лет наблюдалась устойчивая тенденция сужения полномочий местных органов власти в области налоготворчества, что противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации и статье 32 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», которые дают право органам местного самоуправления на введение местных налогов. Фактически, на сегодняшний день, бюджетные права муниципальных образований максимально приближены к бюджетным правам административно-территориальных образований, не обладающих правом введения собственных налогов.

И, тем не менее, местные органы должны решать вопросы местного значения, которые в большинстве финансируются исключительно из средств местных бюджетов, это такие статьи расходов как система среднего образования, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, средства массовой информации, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные органы охраны порядка, муниципальное жилищное хозяйство, благоустройство территории и ремонт муниципальных дорог, транспортное обслуживание население и многое другое.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.

2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. 06 октября. Ст. 3822.

3.Устав города Челябинска. Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 г. (с поправками, изменениями и дополнениями, принятыми Челябинской городской Думой 26.08.1997 г., 20.06.2000 г., 27.03.2001 г.) // Вечерний Челябинск. 1997. 11 сентября.

4.Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Челябинске: Решение Челябинской городской Думы от 04.09.2001 №8/4 // Будни. 2001. 20 сентября.

5.Бюджетная система России: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2008. С. 128.

.К вопросу об оценке доходов местных бюджетов, необходимых для обеспечения расходных полномочий местных органов власти по решению вопросов местного значения, в рамках осуществления реформы местного самоуправления // Муниципальное право. 2008. №34. С. 61-80.

.Култаев Ю.М. Проблемы формирования доходной части бюджета муниципального образования (на примере г. Челябинска) // Материалы научно-практической конференции «Стратегия развития миллионного города». Челябинск, 2000. С. 40.

Похожие работы на - Бюджет муниципального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!