Анализ жидкого топлива

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,15 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ жидкого топлива














Анализ жидкого топлива

Содержание

Введение

Общие сведения о методах контроля качества жидкого топлива

Классификация топлива

Оценка качества топлив

Методы оценки качества топлив

Квалификационные методы оценки качества

Стандартизация и аттестация качества топлив

Организация контроля качества топлив

Заключение

Список источников

Введение


Жидкое топливо является очень важным энергетически ресурсом. Оно широко используется как в транспорте, так и на производстве. С развитием моторостроения и форсированием режима работы различной техники, где применяются углеводородные топлива, к их качеству начали предъявлять новые требования. В связи с этим появляется необходимость в создании методов, позволяющих оценивать новые эксплуатационные показатели топлив. От того, насколько достоверно тем или иным методом можно оценить какое-либо свойство, насколько близко соответствует оценка, полученная данным методом, действительному поведению топлива в условиях его использования, во многом зависят результаты разработки сортов топлив необходимого качества, экономичность и надежность работы двигателей и техники в целом. Хороший метод должен удовлетворять следующим общим требованиям: оценка какого-либо свойства должна быть достоверной (соответствовать действительным свойствам), воспроизводимой (в разное время, разными операторами), метод должен быть чувствителен к изменению определяемого свойства, оценочные параметры, должны быть точными (что зависит от прибора, способа измерения и др.).

Именно поэтому актуальным является контроль и оценка качества жидкого топлива.

Наиболее полно и всесторонне оценить эксплуатационные свойства топлива можно с помощью серии выбранных методов, так называемого Комплекса квалификационных методов. Такие комплексы включают физико-химические и специальные- квалификационные методы, осуществляемые на модельных установках, или специальные лабораторные методы; достоверность оценки этими методами обязательно устанавливается по результатам эксплуатационных испытаний на двигателях. Проверенные на достоверность результатов методы или серии методов (комплексы) утверждаются соответствующими научными организациями, объединяющими поставщиков и потребителей топлив; при этом оговаривается область действия этих комплексов, а также случаи, когда необходимо провести длительные испытания.

Предмет работы - жидкое топливо

Объект - контроль качества и методы анализа жидкого топлива

Цель - изучить виды контроля качества и методы анализа жидкого топлива.

Тема раскрывается путем решения следующих задач

- характеристика и организация контроля качества топлив

обзор методов стандартизации и аттестации качества топлив

общие сведения о методах контроля качества жидкого топлива

сущность квалификационных методов оценки качества жидкого топлива, классификация методик

описание разновидностей топлива


Общие сведения о методах контроля качества жидкого топлива


Важными характеристиками метода являются его продолжительность, удобство аппаратуры, ее доступность и стоимость, объем топлива, требуемый для оценки определенного свойства, токсичность, доступность и стоимость применяемых реагентов и материалов.

Методы, применяемые для оценки свойств топлив (как и других нефтепродуктов), делят на физико-химические и специальные.

Физико-химические методы -обычные методы, широко применяемые для определения свойств различных веществ (в том числе и нефтепродуктов), -плотности, вязкости, поверхностного натяжения, молекулярной массы, показателя преломления и др. Некоторые из этих методов позволяют, кроме информации о физико-химических свойствах топлива, косвенно получить представление о его эксплуатационных свойствах, т. е. о свойствах топлива, которые проявляются при использовании его в двигателе.

Для непосредственного определения эксплуатационных свойств топлив служат специальные методы. К ним относятся квалификационные методы и эксплуатационные испытания. Квалификационные методы - методы испытаний топлив, проводимых на модельных установках, натурных агрегатах, одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях.

В отличие от физико-химических методов квалификационные методы позволяют достоверно и с достаточной точностью оценить эксплуатационные свойства топлив, причем значительно быстрее, чем при длительных испытаниях топлив непосредственно на реальных двигателях.

В ряде случаев применение квалификационных методов позволяет сократить или полностью исключить длительные эксплуатационные испытания. Квалификационные методы можно использовать для разработки требований к качеству топлив, создания новых сортов топлив, оценки сравнительной эффективности различных технологических методов их получения, эффективности действия присадок к топливам, влияния на их свойства отдельных компонентов и др. [1, с.3]

Классификация топлива


Нефтяные жидкие топлива по основному назначению подразделяются на группы и подгруппы в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Группа топлива

Подгруппа топлива

Обозначение марки топлива

Бензин  Газотурбинное   Дизельное    Мазут   Бытовое

Авиационный Автомобильный Реактивное Для судовых и стационарных энергетических установок (судовое) Для быстроходных двигателей (дистиллятное) Для среднеоборотных и малооборотных двигателей (смесевое) Флотский Топочный Мартеновский Печное Керосин

Б А Р Г  Д  ДТ  Ф М МП П К


Бензины классифицируются по разным показателям, включая интервалы температур кипения, октановое число, содержание серы. Интервалы температур кипения. Большинство бензинов кипит в интервале 30-2000С. Высокое содержание низкокипящих компонентов, таких, как бутаны и пентаны, обусловливает исключительно высокое давление паров и в теплое время является причиной образования паровых пробок, когда газовые пузырьки препятствуют течению топлива по узким трубам двигателей и тепловых установок. В то же время недостаток низкокипящих компонентов служит причиной трудностей запуска двигателя зимой. Октановое число. Октановое число - наиболее важная характеристика бензина. Оно обычно определяется в одноцилиндровой стационарной установке, снабженной различными приборами для регистрации склонности к детонации. При испытании бензина с неизвестными детонационными свойствами его сравнивают со смесью гептана и изооктана, имеющей такую же способность к детонации, как и испытуемый бензин; октановое число бензина - это процентное содержание изооктана в такой смеси. Присадки. Практически все бензины содержат различные присадки, в том числе ингибиторы смолообразования и небольшое количество красителя. Законодательством многих промышленно развитых стран существенно снижен допустимый уровень соединений свинца в бензине (этилированный бензин, т.е. содержащий добавки тетраэтилсвинца, повышающие октановое число бензина). Антидетонаторы - это вещества, которые добавляют к бензинам (не более 0,5%) для улучшения антидетонационных свойств. Однако многие из них очень очень токсичны.

Керосины Безопасность керосина при использовании в осветительных лампах определяется стандартным тестом на вспышку. Керосин медленно нагревают в небольшой стеклянной или металлической чашке и к поверхности периодически прикасаются пламенем до тех пор, пока не появится небольшой дымок, соответствующий точке воспламенения. На основе прямогонных керосиновых фракций получают реактивные топлива. Фракционный состав реактивных топлив различных марок различается.

Основные требования, предъявляемые к реактивным топливам:

1.   Обеспечение требуемой испаряемости топлива.

2.   Низкая температура начала кристаллизации (не выше -600С).

3.   Высокая теплота сгорания топлива (низшая теплота сгорания должна быть для реактивных топлив не менее 43120 кДж/кг).

4.   Низкая склонность к образованию отложений (образование нагара, который определяется долей ароматических углеводородов и продолжительностью окисления). Содержание ароматических углеводородов для дозвуковой авиации не более 22%, для сверхзвуковой не более 10%, для марки Т-6 и для Т-8В также не более 22%.

5.   Термоокислительная стабильность (в течение 4-5 часов при температуре 1500С, определяют количество осадка, в течение 4 часов- количество осадка не должно превышать более 8 мг/100см3.

6.   Низкая коррозионная активность (агрессивность), определяется содержанием общей серы, (содержание гетероатомных соединений не должно превышать 0,1% при содержании меркаптановой серы не более 0,003%). Сульфидная, теофеновая, теофановая сера не обладает коррозионной активностью. Содержание кислот, щелочей и механических примесей недопустимы.

7.   Важной характеристикой топлива является Иодное число, которое определяет содержание непредельных углеводородов, образующихся в процессе ректификации (выражается в граммах J2 на 100 грамм продукта). Норма не более 1 грамма J2 на 100 грамм продукта.

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;

фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;

вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;

низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;

степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндропоршневой группы двигателя;

температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;

наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Требования, предъявляемые к качеству котельных и тяжелых моторных топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.

Эксплуатационные характеристики определяются поведением топлива в условиях хранения, транспортировки и эксплуатации. Эти показатели определяются следующими физико-химическими характеристиками:

1.      Вязкость - определяет методы и продолжительность сливно-наливных операций, условия перевозки и перекачки, гидравлическое сопротивление при транспортировке по трубопроводам и эффективность работы форсунок. От вязкости будет зависеть способность отстаивания от воды, чем выше вязкость, тем труднее отделяется вода. По химическому составу все темные топлива отличаются наличием твердых парафинов, асфальто-смолистых веществ.

2.      Содержание серы - нормы по содержанию серы определяются характеристиками нефти, из которой получен мазут. Сера в легких дистиллятах темных топлив содержится в виде различных соединений. В остаточных фракциях сера неактивная: сульфиды, теофены, теофаны. Наличие в дымовых газах SO3 повышает температуру начала конденсации газа (повышает точку росы), в результате чего на поверхностях котлов конденсируются капли серной кислоты.

3.      Теплота сгорания - от теплоты сгорания зависит расход топлива, измеренного кДж/кг, т.е. это выделение тепла на единицу топлива. ГОСТом нормируется низшая теплота сгорания - это теплота сгорания, не учитывающая расход тепла на конденсацию паров воды. Высшая теплота сгорания - это теплота сгорания, учитывающая затраты тепла на конденсацию воды. Теплота сгорания зависит от химического состава и от соотношения углерод-водород. Кроме того, низшая теплота сгорания зависит от содержания сернистых соединений. Для топлив высокосернистых она ниже, чем для малосернистых. Для котельных топлив низшая теплота сгорания QH=39900-41580 дж/кг, при ρ=940-970 кг/м3.

.        Температура застывания - характеризует условия хранения, слива и перекачки. Зависит от качества перерабатываемой нефти и от способа получения топлива. Для топочных мазутов М-40 и М- 100 температура застывания должна быть до +250С.

5. Температура вспышки для флотских мазутов определяют в закрытом тигле (не ниже 75-80°С), для котельных топлив определяют в открытом тигле (не ниже 90-100°С).

Содержание примесей - содержание примесей воды, механических примесей, определение зольности. Показатель зольности характеризует содержание в топливе солей металла. [2, с.33]

Оценка качества топлив

качество контроль жидкий топливо

Свойства и качество топлив

Всю совокупность свойств нефтепродуктов, определяющих их качество, делят на три группы: физико-химические, эксплуатационные и технические. При этом к экологической группе отнесены стабильность нефтепродуктов при хранении, их пожароопасность и т.д. Свойства нефтепродуктов делятся на такие три группы: физико-химические, эксплуатационные и технические.

К физико-химическим относят свойства, характеризующие состояние нефтепродуктов и их состав (плотность, вязкость, теплоемкость, теплопроводность, поверхностное натяжение, электрическую проводимость, диэлектрическую проницаемость, элементный, фракционный и групповой углеводородный, составы и др.).

Во второй группе сосредоточены все эксплуатационные свойства нефтепродуктов, обеспечивающие надежность и экономичность эксплуатации двигателей, машин и механизмов. Эксплуатационные свойства характеризуют полезный эффект от использования нефтепродукта по назначению и определяют область его применения. Количество таких свойств зависит от вида нефтепродукта и может колебаться в широких пределах.

Технические свойства жидкого топлива, выделенные в третью группу, не связаны с их применением, а проявляются в процессах хранения и транспортирования. Эту группу можно разделить на две подгруппы. Первая объединяет те свойства, которые определяют сохранность качества нефтепродуктов в процессах их транспортирования и хранения. Все свойства этой подгруппы могут быть отнесены к трем видам: химическая и физическая стабильность и биологическая стойкость. В понятие физическая стабильность входят склонность к потерям от испарения, к расслаиванию, гигроскопичность, загрязненность и т.п. Под химической стабильностью имеется в виду способность нефтепродукта (углеводородов, неуглеводородных примесей и присадок) противостоять окисляющему воздействию кислорода воздуха, а в отдельных случаях химическому воздействию среды. Биологическая стойкость подразумевает защищенность нефтепродукта от воздействия плесени, грибков и бактерий.

Вторую подгруппу составляют технические свойства, обеспечивающие безопасность транспортирования, хранения и применения нефтепродуктов. Все свойства этой подгруппы также можно отнести к трем видам: токсичность, пожароопасность и склонность к электризации. В понятие токсичность входит степень вредности нефтепродукта для человека и окружающей среды, влияние качества нефтепродукта на состав отработавших газодвигателей и т.д. Пожароопасность объединяет пределы воспламеняемости смеси паров нефтепродукта с воздухом, температуры вспышки, самовоспламенения и т.д. Такое свойство нефтепродуктов, как склонность к электризации, пояснений не требует.

В предложенном делении к эксплуатационным свойствам нефтепродуктов отнесены только свойства, проявляющиеся при эксплуатации. Однако существует мнение, что к эксплуатационным свойствам можно отнести все свойства, проявляющиеся и при хранении и при транспортировании.

Важное значение имеет понятие «уровень качества продуктов». Наиболее важный показатель часто используют при маркировке нефтепродуктов. Taк, эксплуатационное свойство бензинов - детонационная стойкость - нашло отражение в марках бензинов в виде цифр, характеризующих октановое число. Для дизельных топлив важное значение имеют низкотемпературные свойства, поэтому в зависимости от температуры застывания и помутнения топливо называют летним, зимним или арктическим.

Уровень основных свойств нефтепродуктов является сложной функцией и формируется с учетом следующих четырех факторов; требования потребителей, технических возможностей и затрат в нефтеперерабатывающей промышленности, экономического эффекта от использования в народном хозяйстве, взаимного влияния отдельных свойств, входящих в понятие качество нефтепродукта.

Первые два фактора просты в оценке и их давно используют в практике: во многих случаях они определяют качество нефтепродуктов, вырабатываемых в настоящее время. Наибольшего внимания и развития в ближайшее время требуют исследования и расчеты по третьему и четвертому направлениям.



Рис. 1. Методы оценки эксплуатационных свойств нефтепродуктов

безмоторные (метод определения коррозионной активности топлив в условиях конденсации влаги, при повышенных температурах и т.д);

на одноцилиндровых и малолитражных двигателях (методы определения октановых и цетановых чисел);

на полноразмерных двигателях в стендовых условиях (метод оценки детонационной характеристики по составу смеси на двигателе АШ-62ИР, метод оценки эксплуатационных свойств дизельных топлив на двигателе ЯМЗ-236 и др.);

лабораторно-дорожные (метод оценки детонационной стойкости в дорожных условиях и др.);

Наиболее полную оценку всех эксплуатационных свойств можно получить непосредственно на полноразмерном двигателе, машине или механизме при проведении эксплуатационных испытаний. Однако такие испытания длительны во времени, требуют большого расхода нефтепродукта, испытуемой техники и т.д. Поэтому чаще всего применяют калификационные методы оценки качества жидкого топлива.

Квалификационные методы оценки качества


Эти методы оценки качества нефтепродуктов возникли в результате тех значительных изменений в технике, которые произошли в ходе научно-технической революции, позволяют в минимально короткие сроки, при малых затратах сил, средств и испытуемых образцов нефтепродуктов надежно оценить важнейшие эксплуатационные свойства. Во многих случаях такие методы пришли на смену длительным испытаниям.

В настоящее время квалификационные методы разработаны практически для всех видов нефтепродуктов. Они считаются наиболее перспективными, поскольку с их помощью удается не только ускорить оценку эксплуатационных свойств нефтепродуктов, но и быстро решать актуальные вопросы химмотологии, от которых в дальнейшем зависит надежность и экономичность работы двигателей и рациональное использование энергетических ресурсов.

Набор ускоренных квалификационных методов совместно с методами определения физико-химических свойств дает объективную и всестороннюю оценку каждого эксплуатационного свойства и оценку качества нефтепродукта в целом. Например, коррозионная активность дизельных топлив оценивается в лабораторных условиях с помощью таких показателей:

содержание обшей серы (ГОСТ 19121-73),

содержание водорастворимых кислот и щелочей (ГОСТ 6307-75),

содержание меркаптановой серы (ГОСТ 17323-71),

содержание сероводорода (ГОСТ 17323-71).

кислотность (ГОСТ 5985-79);

коррозия на медной пластинке (ГОСТ 6321-69).

коррозионная активность при высокой температуре (ГОСТ 20449-75).

В настоящее время созданы и широко применяются комплексы методов квалификационной оценки практически по всем основным видам топлив, масел, смазок и специальных жидкостей. Определение свойств по комплексу методов квалификационной оценки стало обязательным первым этапом испытаний и ранее известных сортов, но полученных из нового сырья или по измененной техпологпи, содержащих новые компоненты, присадки и т.д. Такие образцы топлив и смазочных материалов получили название опытных. [3, с.41]

Результаты испытаний опытного топлива или смазочного материала по комплексу методов квалификационной оценки могут служить основанием для принятия обоснованных решений, а именно:

О допуске данного нефтепродукта к применению без дальнейших испытаний

Об объеме следующих испытаний (стендовых, дорожных, эксплуатационных и др.)

о необходимости проведения функциональных испытаний (например, на коррозионную активность по специальной программе, на токсичность и т.д.)

Оценка результатов испытаний по комплексу методов и решение о дальнейших испытаниях топлив и смазочных материалов или допуске к применению их обязательно базируются на основных технико-экономических показателях, а именно: данных по сырьевым ресурсам, особенностях технологии производства, проекте цены опытного образца, данных расчета эффекта от внедрения и т.д.

Комплексы методов находят широкое применение для решения вопросов унификации, классификации, взаимозаменяемости топлив и смазочных материалов. При этом следует отметить, что разработка новых методов и совершенствование существующих непрерывно повышают корреляцию результатов, получаемых по комплексу методов с данными эксплуатационных испытаний и тем самым расширяют сферу применения комплексов методов квалификационной оценки.

Принципы построения комплексов методов квалификационной оценки и различия между комплексами методов и тем набором методов оценки качества, который принят в стандарте технических условий на данный вид топлива.

Технические условия на основные нефтепродукты складывались исторически и представляют собой набор физико-химических показателей качества и нескольких основных показателей наиболее важных эксплуатационных свойств. Анализ качества нефтепродукта на соответствие техническим условиям приходится делать довольно часто и во многих организациях (на нефтеперерабатывающих предприятиях, на складах и нефтебазах в лабораториях потребителей и т.п.). Время на проведение анализа, как правило, ограничено; сложное дорогостоящее оборудование может быть использовано далеко не во всех лабораториях. Все эти обстоятельства заставляют очень строго подходить к отбору показателей для включения их в технические условия на нефтепродукты. Естественно, все методы оценки качества нефтепродуктов, включенные в технические условия, стандартизованы.

Выбор методов и показателей, включаемых в стандарт на нефтепродукт, требует глубокого химмотологического анализа, основательного научного и экономического обоснования. Число методов, включаемых в комплекс, не следует так ограничивать, как в стандартах технических условий. Комплекс методов применяется реже, аппаратура для проведения всех анализов может быть установлена лишь в некоторых лабораториях крупных исследовательских организаций и химмотологических центров.

Исходя из назначения комплексов методов, очевидно, целесообразнее-их строить по основным эксплуатационным свойствам. При этом в каждом эксплуатационном свойстве необходимо указывать все методы, которые позволяют судить об этом свойстве независимо от того, входят эти методы в стандарт технических условий на данный нефтепродукт или нет, стандартизованы методы или они междуведомственные. Все методы, которые позволяют составить представление о данном эксплуатационном свойстве, должны быть сосредоточены в одном месте комплекса. Ранее созданные комплексы методов начинались такими словами: «В комплекс методов квалификационной оценки, кроме методов стандарта технических условий, входят следующие...». Представляется более целесообразным строить комплексы по основным эксплуатационным свойствам. Так, для топлив при формировании комплексов методов квалификационной оценки качества рекомендуется использовать следующие эксплуатационные свойства.

.        Испаряемость оценивается: фракционным составом; давлением насыщенных паров; зависимостью соотношения пар-жидкость от температуры (склонность к образованию паровых пробок).

.        Воспламеняемость и горючесть оцениваются: температурными и концентрационными пределами воспламенения; пределами устойчивого горения; температурой самовоспламенения; теплотой сгорания; детонационной стойкостью (октановые числа, сортность, коэффициент, распределения детонационной стойкости); отсутствием жесткой работы в дизелях (цетановос число); индикаторными характеристиками двигателей.

. Прокачиваемость оценивается:

вязкостно-температурными свойствами (предельные значения кинематической или динамической вязкости при низких температурах);

низкотемпературными свойствами (температуры помутнения, начала кристаллизации и застывания, предельная температура фильтруемости);

показателями чистоты (содержание воды и механических примесей,' коэффициент фильтруемости);

содержанием поверхностно-активных веществ (эмульгируемость с водой, содержание мыл нафтеновых кислот).

4.      Склонность к образованию отложений оценивается:склонностью к нагарообразованию (общее суммарное содержание ароматических углеводородов, смолисто-асфальтеновых веществ, высота некоптящего пламени и интенсивность его свечения, зольность, коксуемость отложения на нагарниках);

склонностью к образованию отложений во впускной системе и системе впрыска (содержание фактических и адсорбционных смол, йодное число, время образования и омывания отложений на пластинке, масса смолисто-лаковых отложений на форсунках);

термической стабильностью (количество осадка, содержание растворимых и нерастворимых смол после окисления, перепад давления на фильтре и масса отложений на трубке подогревателя специальной установки, температура начала образования отложений).

5.      Коррозионная активность и совместимость с неметаллическими материалами оцениваются:

-содержанием коррозионно-активных веществ (кислотность, содержание общей серы, сероводорода, меркаптановой серы, водорастворимых кислот и щелочей, натрия, ванадия и других металлов);

коррозионными потерями при контакте с металлами (испытания в различных камерах, коррозионные испытания при высокой температуре);

воздействием на резину и герметики (изменение пределов прочности, относительного удлинения и периода старения резин, изменение твердости герметика).

6.      Защитные свойства оцениваются:

-воздействием обычной и морской воды на металлы в присутствии топлива.

7.      Противоизносные свойства оцениваются:вязкостью;

-смазывающей способностью (износ плунжеров и шайбы на стенде, диаметр пятна износа, критическая нагрузка, критерии противоизносных свойств, показатель износа).

8.Охлаждающие свойства оцениваются: теплоемкостью; теплопроводностью

9.Стабильность оценивается:

-физической стабильностью (склонность к потерям от испарения, время расслаивания и выпадения второй фазы, гигроскопичность, совместимость при смешении);

химической стабильностью (индукционный период окисления, содержание антиокислителя, период стабильности, содержание кислот, осадка и смол после окисления);

биологической стойкостью (лабораторные испытания на стойкость к воздействию плесени, грибков и бактерий).

. Безопасность обращения с топливом оценивается:

токсичностью (класс токсичности, предельно допустимые концентрации в рабочей зоне, в атмосфере населенных пунктов, водоемов, цвет и интенсивность окраски, концентрация свинца);

пожароопасностью (температуры вспышки в открытом и закрытом тигле, температура самовоспламенения, температурные и концентрационные пределы воспламеняемости);

склонностью к электризации (удельная электропроводность).

Представленное деление эксплуатационных свойств жидких топлив носит условный характер. Одни свойства, очевидно, можно объединить, другие - разделить, но такое деление позволяет правильно подойти к формированию комплексов, определить полноту оценки каждого эксплуатационного свойства, систематизировать имеющиеся и наметить необходимые методы квалификационной оценки.

Все комплексы методов квалификационной оценки топлив описаны с позиций деления понятия качества топлив на указанные выше эксплуатационные свойства. При этом следует иметь в виду, что для одного вида топлив наиболее весомы одни эксплуатационные свойства, для другого - другие, поэтому порядок изложения свойств иногда нарушается. Значимость некоторых эксплуатационных свойств возрастает по мере развития техники (например, в настоящее время все большее внимание уделяется чистоте применяемых топлив).[4, с.23]

Стандартизация и аттестация качества топлив


Улучшение качества продукции - одна из важнейших народно-хозяйственных задач, способствующих повышению эффективности общественного производства. В стандартах и технических условиях на топлива и их компоненты содержатся требования лишь по некоторым показателям качества. Выбор диктуется рядом соображений. С одной стороны, в стандартах желательно иметь как можно больше показателей, характеризующих эксплуатационные свойства топлив. Однако перегружать стандарт и соответственно лаборатории заводов, нефтебаз и потребителей большим числом анализов экономически невыгодно, да и продолжительность проведения анализа образца топлива значительно увеличивается. В связи с этим в стандарты включают требования по составу и физико-химическим свойствам топлив и некоторые (важнейшие) показатели, характеризующие эксплуатационные свойства топлив. Методы оценки состава топлив и их физико-химических свойств широко используют при контроле процесса производства топлива и определении его марки. Квалификационные методы, применение которых предусмотрено стандартами на топливо, как правило, оценивают кроме важнейших и те свойства, которые могут меняться при хранении и транспортировании (например, содержание фактических смол, октановое число и др.).

в Украине сегодня действует одновременно несколько стандартов.

Бензин. Во-первых, ДСТУ 4063-2001, который является аналогом европейского стандарта Евро-2, - продается такое топливо на украинских АЗС как "обычный бензин", "украинский" или UA.

В 2007-м году появился новый стандарт - ДСТУ 4839 (между Евро-4 и Евро-5). Однако часть украинских НПЗ оказалась к нему не готова - на уровне правительства было принято решение, что оба стандарта будут действовать параллельно. С тех пор на АЗС и начали продавать два вида 95-го бензина - "95UA" и "95+" (либо под другими фирменными названиями, например, "Евро" или "Супер-пупер"). В паспорте качества топлива, который должен быть на каждой АЗС, должно быть указано, по какому стандарту произведен конкретный 95-й бензин.

Дизель. На сегодняшний день актуален ГОСТ 4840:2007 (европейский аналог EN 590:2004 или Евро-4). Но с ним параллельно еще действует стандарт 99-го года ДСТУ-3868 (Евро-3) дизель, выпущенный по стандарту 2007-го года. C 1 января 2011-го правительство собиралось перейти на новые стандарты полностью, но сроки вновь перенесли. [5]

 

Организация контроля качества топлив


Показатели качества и методы их сценки, включенные в стандарт на топливо, должны позволять быстро определять вид топлива, его марку как в условиях завода-изготовителя, так и у потребителя. В стандарте на топливо обязательно должно быть предусмотрено определение тех свойств, которые склонны к изменению в условиях транспортирования и хранения.

Качество топлив систематически контролируют, начиная с момента их производства и кончая заправкой в бак машин и топочных устройств. Анализы проводят в лабораториях заводов, нефтесбытовых организаций и крупных потребителей и но назначению их подразделяют на приемо-сдаточные, контрольные, полные и арбитражные.

Приемо-сдаточный анализ проводят для установления соответствия поступившего или запланированного к отгрузке топлива тем данным, которые указаны в соотвстствуюших документах. Контрольный может проводиться по ходу приготовления топлива («ходовой» анализ). после перекачки, в процессе хранения и т.д. Полный анализ позволяет дать оценку качества по основным эксплуатационным свойствам, включенным в стандарт на топливо; его проводят для партии топлива, отгружаемой с завода, перед «закладкой» топлива на длительное хранение и в некоторых других случаях.

Арбитражный анализ проводят в случае возникновения разногласий между поставщиками и потребителем в специально сертифицированных лабораториях.

Во всех случаях анализ топлива осуществляют по тем показателям, которые включены в стандарт на данное топливо. Однако число контролируемых показателей может быть различным. Например, при оценке изменения качества бензина при хранении в первую очередь определяют такие показатели, как фракционный состав, содержание фактических смол и кислотность. Для арбитражного анализа определяют, как правило, только те показатели, по которым возникли разногласия.

Объем анализов и сроки их проведения на разных этапах системы контроля качества топлив регламентируются соответствующими инструкциями и распоряжениями, Нефтеперерабатывающий завод или комбинат - производитель топлива-обязан вьшать нефтебазе или потребителю (при отгрузке транзитом) паспорт качества с развернутыми характеристиками качества.

Все особые условия по качеству топлив включают отдельными пунктами в договор о поставке, заключенный между поставщиком и нефтесбы-товыми органами или потребителя.ми. Так, необходимость поставки автомобильных бензинов неэтилированных при их использовании в отдельных городах, районах и на некоторых предприятиях должны специально оговариваться в договоре о поставке с учетом потребностей потребителей и возможностей производства, направления грузопотоков и т.п. [1, с.23]

. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Т 581 Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова и др.; Под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Техинформ", 1999.-596 с.

.        Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина. Современные дизельные топлива и присадки к ним. - М.: Издательство «Техника». ООО «ТУМА ГРУПП», 2002. - 64 с.

.        Белянин Б.В., Эрих В.н., Корсаков В.Г. Технический анализ нефтепродуктов. Л.: Химия, 1986. - 184с.

5.      http://bycar.com.ua/index.php?PHPSESSID=20a546366e7713af81b4d0094382865d&topic=553.0

Похожие работы на - Анализ жидкого топлива

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!