Контроль и ревизия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контроль и ревизия

Содержание

Введение

. Контроль на уровне страны, на уровне региона, на уровне отрасли, на уровне предприятия, на уровне отдельного подразделения, на уровне должностного лица

. Контроль и ревизия финансовых результатов и использования прибыли

.1 Задачи, объекты, источники информации и последовательность контроля

.2 Предметная область проведения проверок

.3 Проверка формирования финансового результата

.4 Проверка отражения результата от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

.5 Проверка прочих доходов и расходов

.6 Проверка доходов будущих периодов

Заключение

Список литературы

Введение

Без должного контроля невозможно организовать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности. Поэтому правильная постановка контроля является обязательным условием перехода субъектов предпринимательской деятельности к рыночным отношениям. Необходимость решения этих задач требует совершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действенными являются ревизия и аудит.

Контроль является широко распространённым объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ этой сферы практики управления.

Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль - одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.

Ревизия же представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектов предпринимательской деятельности, отраженные первичных документах и записях бухгалтерского учёта, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного отражения их совершения, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей.

Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определённого круга вопросов. Так, объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют приём фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют её результаты с данными бухгалтерского учёта.

Объектом ревизии является также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражённые в первичных документах, учётных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчётности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливаю соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров, текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий.

1. Контроль на уровне страны, на уровне региона, на уровне отрасли, на уровне предприятия, на уровне отдельного подразделения, на уровне должностного лица

Финансовый контроль - одна из ключевых специализированных категорий финансового права. Данное мнение основано на том, что финансовый контроль - это комплексный институт финансового права, а также важное специальное понятие, включающее в себя такие элементы, как государственный и муниципальный финансовый контроль, государственный аудит, налоговый контроль, валютный контроль, страховой и банковский надзор и др. Финансовый контроль нельзя считать чисто экономической или юридической категорией - это сложное экономико-правовое образование. Применительно к финансовому праву финансовый контроль одновременно является категорией права и категорией науки.

Финансовый контроль как категория науки финансового права - это специальная область знаний, связанная с изучением деятельности по контролю за расходованием государственных и муниципальных денежных средств, целесообразностью их использования и соблюдения действующего законодательства в области финансов.

В этой связи отметим, что деление финансового контроля как категории науки финансового права на региональный и федеральный финансовый контроль значительно расширяет её возможности в качестве метода научного познания.

Под федеральным финансовым контролем понимается контроль, осуществляемый на всей территории РФ федеральными органами государственной власти и специально созданными для этого федеральными структурами. Объектом такого контроля выступают прежде всего денежные средства федерального бюджета, а также имущество, находящееся в собственности Российской Федерации.

Вторым направлением в финансовом праве является определение финансового контроля в системе финансового права. В этой части финансовый контроль выступает в качестве комплексного (смешанного) института российского финансового права, в основе которого заложены нормы не только финансового права, но и других отраслей права (конституционного, административного, таможенного и др.). В этой связи региональный финансовый контроль является его составной частью или специальным "субинститутом" финансового права.

По содержанию понятие "региональный финансовый контроль " состоит из внешнего финансового контроля на уровне субъектов РФ и внешнего финансового контроля на уровне муниципальных образований. Обосновывается это тем, что система организации и правового регулирования этих уровней общегосударственного финансового контроля во многом схожа. Часто местные финансово-контрольные органы в системе представительной власти создаются по принципу контрольно-счетных палат субъекта РФ, в котором находится то или иное муниципальное образование. Следовательно, эти уровни власти как элементы общегосударственного финансового контроля необходимо рассматривать в комплексе. Это дает возможность понять, как будет в дальнейшем развиваться наиболее слабое звено в системе внешнего финансового контроля нашей страны - контроль на уровне местного самоуправления.

Направления деятельности регионального финансового контроля имеют свою специфику по отношению к общегосударственному контролю.

В этой связи выделяется:

) контроль в процессе собирания денежных средств. Доходы субъектов и муниципальных образований делятся на налоговые, неналоговые и межбюджетные трансферты. Региональный финансовый контроль реализуется только в отношении неналоговых доходов (и то не всех их разновидностей);

) контроль в процессе распределения и перераспределения денежных средств;

) контроль за использованием денежных средств и имущества.

Применяя функциональный подход к изучению регионального финансового контроля, можно выделить следующие функции внешних контрольных органов субъектов РФ:

) контрольная (осуществление контроля за движением средств бюджета субъекта РФ);

) информационная (освещение финансовой ситуации в субъектах РФ или муниципальных образованиях субъекта РФ через средства массовой информации, а также опубликование плана контрольных мероприятий и отчетов об исполнении бюджета и пр.)

) координационная (создание единой системы регионального финансового контроля, в том числе и системы взаимодействия с муниципалитетами и их контрольными органами, проверки межбюджетных трансфертов, создание союзов контрольно-счетных органов субъекта РФ и пр.);

) образовательная (обучение сотрудников местных контрольных органов путем стажировок, проведения обучающих семинаров, а также в процессе проведения совместных проверок).

Региональный финансовый контроль занимает важное место в системе контрольной деятельности Российской Федерации. Для этого необходимо создание общих подходов и требований к организации и деятельности финансово-контрольных органов. Единство бюджетной системы РФ обеспечивается однообразной правовой базой, в том числе регулирующей государственный и муниципальный финансовый контроль.

Объективно на сегодняшний день требуется создание целостной системы государственного и муниципального финансового контроля, основанной на единых подходах и принципах организации. Общегосударственная система финансового контроля в нашей стране пока не сформирована.

Основной причиной такой ситуации является "отсутствие признанной обществом научно обоснованной концепции государственного финансового контроля ". В такой ситуации постоянное внесение изменений в БК РФ не может существенно повлиять на сложившуюся систему общественных отношений в бюджетной сфере на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Самая сложная и по сей день нерешенная проблема финансового контроля в России - создание единой системы финансового контроля не только между Федерацией и её субъектами, но и между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также Федерацией и муниципальными образованиями.

Законодательно процесс взаимодействия между субъектом и муниципальными образованиями в части проверки расходования бюджетных средств не установлен, что значительно влияет на возникающие отношения. Большинство муниципальных образований в России не обладают достаточной финансовой независимостью, но при этом все бюджеты муниципальных образований подлежат обязательной внешней проверке.

Доминирующими формами реализации финансового контроля в региональном законодательстве являются два вида контрольных мероприятий - проверка и ревизия. Именно они выделяются практически во всех законах субъектов РФ о внешних контрольных органах. В ряде субъектов дополнительно выделяются обследование и финансовая экспертиза. При этом экспертиза во многих законах - это направление деятельности Контрольно-счетной палаты, но не контрольное мероприятие.

ревизия - система контрольных действий по проверке финансово-хозяйственной деятельности субъекта контрольных мероприятий за определенный период;

проверка - изучение и анализ деятельности субъекта контрольных мероприятий по отдельным направлениям или вопросам с преимущественным использованием приемов выборочного документального контроля, которая может быть тематической, комплексной, встречной;

обследование - оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию Контрольно-счетной палаты, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения проверки.

По результатам контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют органам государственной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного бюджету ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

Результаты проверок оформляются в виде представлений и предписаний. Представление - акт контрольного органа, носящий рекомендательный характер, составляется должностным лицом контрольного органа и подписывается его председателем. Представление должно быть рассмотрено подконтрольным субъектом в срок, который указан в самом представлении. По истечении установленного срока в Контрольно-счетную палату направляется уведомление о принятых мерах по реализации представления. Если в представлении срок не указан, то рассмотрение представления и направление уведомления осуществляются в течение месяца со дня его получения (ст. 30 указанного Закона).

Исправлением недочетов в законодательстве должна заниматься сама Контрольно-счетная палата. Для этого внешний контрольный орган субъекта должен быть наделен правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, изложенных в предписании, а равно нарушение срока сообщения о результатах рассмотрения предписания влекут за собой административную ответственность, установленную законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях. Помимо административной ответственности контрольно-счетные органы могут применять и финансово-правовые санкции. Так, на основании актов контрольно-счетного органа может быть приостановлено финансирование из регионального бюджета.

Региональный финансовый контроль имеет свои виды, которые отличаются от видов финансового контроля в целом. Региональный финансовый контроль подразделяется на несколько видов по различным основаниям. По времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.

В России применительно к субъектам РФ предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии принятия регионального бюджета (внешний контрольный орган должен давать заключение на проект бюджета).

Текущий контроль проводится в процессе исполнения бюджета (осуществляется в основном Федеральным казначейством и внутренними контрольными органами субъекта РФ).

Последующий финансовый контроль заключается в проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета и ревизии финансовой деятельности получателей средств регионального бюджета.

В целом региональный финансовый контроль имеет огромное значение в системе общегосударственного финансового контроля в нашей стране Он позволяет обеспечить систему финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации и способствует решению значительного количества проблем, а также способствует созданию единой системы финансового контроля на всей территории РФ.

2. Контроль и ревизия финансовых результатов и использования прибыли

.1 Задачи, объекты, источники информации и последовательность контроля

контроль финансовый прибыль ревизия

Внутренний финансовый контроль - составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

) помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

) проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;

) контроль сохранности собственности организации;

) обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

) защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;

) повышение дисциплины учетной работы.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

) контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;

) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

) контроль над формированием финансовых результатов;

) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

) контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;

"Контроль и ревизия: конспект лекций"

) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

) анализ деятельности предприятия;

) контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

) контроль надежности информации, представляемой системе управления;

) организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.

Достижение общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:

) соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;

) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;

) сохранность имущества;

) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

) показатели эффективности системы бухгалтерского учета;

) рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

) соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;

) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.

Слово «ревизия» происходит от латинского revision, что означает «пересмотр». Ревизия - это система мер по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий за определённый период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности производственных хозяйственных операций.

Ревизия - это основной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и рациональность совершаемых хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учёта в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования.

Ревизия позволяет изучить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений. Она имеет чёткий правовой статус, определяющий границу её распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится путём:

изучения действующей системы внутрихозяйственного учёта, контроля и экономического анализа у проверяемого субъекта;

проверки документов в целях установления законности и целесообразности проведённых хозяйственных и финансовых операций;

проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

сопоставления данных бухгалтерского учёта с данными отчётности, данных учёта и отчётности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом и др.);

сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другими операциями;

проведения встречных проверок, т.е. сличения имеющихся у проверяемого субъекта записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у тех субъектов хозяйствования, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

сопоставление в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по расчётным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путём ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей;

сопоставление в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого субъекта, с платёжными документами, имеющимися в банке;

контрольного обмера объёмов выполненных работ;

проверка состояния внутрихозяйственного контроля;

других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определённых программой ревизии.

Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения ревизии, являются: проверка соблюдения субъектом хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений; проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества; своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений; принятие мер по возмещению причинённого ущерба; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования.

.2 Предметная область проведения проверок

Сохранность бюджетных денег, их рациональное и целевое использование - основная задача, стоящая перед государственными контролирующими органами. Поэтому бюджетный контроль является основной частью финансово-экономического контроля и представляет собой мероприятия, проводимые государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности использования денежных ресурсов РФ.

В задачи бюджетного контроля входит:

) обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

) соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

) контроль за правильностью ведения бухучета и составлением отчетности;

) проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

) улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

) выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

) контроль над реализацией механизма межбюджетных отношений, формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

) проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

) пресечение незаконных решений по представлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

) выявление расточительства и финансовых злоупотреблений;

) принятие адекватных мер наказания к виновным лицам, проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Исходя из этих задач формируется и действует система контрольных органов РФ в условиях углубления экономической реформы. Финансовый контроль со стороны представительной власти осуществляют различные парламентские органы, контрольные функции которых рассмотрены ниже.

В последние годы возникло большое количество различных предприятий и организаций негосударственной собственности. В основном предприниматели не имеют необходимых профессиональных знаний, достаточного организационного опыта, моральных качеств, позволяющих оценивать принимаемые решения не только с позиций прибыли, но и с позиций соблюдения закона. Государство не может безразлично относиться к тому, как ведутся дела на предприятиях и организациях негосударственной формы собственности. Во-первых, этот сектор располагает огромным национальным богатством, которое в значительной мере бесплатно или по льготной оценке перешло к нему из государственной собственности. Во-вторых, значительная часть негосударственных предприятий за годы переходного периода еще не наработала собственного капитала, а имеющаяся же финансовая база создана за счет операций в финансово-кредитной сфере и мобилизации государственных финансовых ресурсов различными путями, в том числе недозволенными. В-третьих, в сложившейся финансово-банковской структуре, на крупных предприятиях, финансово-промышленных группах государству и гражданам принадлежит значительная часть акций. Таким образом, необходимо повышать действенность государственного финансового контроля и укреплять органы, его осуществляющие. Причем контролю подлежат не только плохо работающие организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности, чтобы предупредить их банкротство и неплатежеспособность, которые может повлечь за собой волну разорений партнеров, поставщиков, акционеров и клиентов.

Одна из категорий предпринимателей, на которых распространяется финансовый контроль, - это предприниматели без образования юридического лица, так называемая ПБОЮЛ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

.3 Проверка формирования финансового результата

В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) доходы и расходы организации в зависимости от характера, условий получения и осуществления направлений деятельности организации подразделяются:

Доходы (Д)Расходы (Р)Доходы от обычных видов деятельностиРасходы по обычным видам деятельностиОперационные доходыОперационные расходыВнереализационные доходыВнереализационные расходыЧрезвычайные доходыЧрезвычайные расходы

Формирование бухгалтерской прибыли (убытка) может быть выражено формулой:

БП = +(-) ПР(46) +(-) ПР(47) +(-) ПР(48) + ПД (80) - ПР(80),

где БП - бухгалтерская прибыль (убыток) (конечный финансовый результат деятельности организации); ПР(46) - прибыль (убыток) от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг; ПР(47) - прибыль (убыток) от продажи и прочего выбытия основных средств; ПР(48) - прибыль (убыток) от продажи и выбытия прочего имущества (сырья, материалов, МБП, нематериальных активов и др.); ПД(80) - прочие доходы, учитываемые по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки»; ПР(80) - прочие расходы, учитываемые по дебету счета 80 «Прибыли и убытки».

Осуществляя проверку, аудитор должен учитывать, что в отчетности формирование финансового результата показывается развернуто.

По статьям отчетности «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы» показывается формирование финансового результата при продаже и выбытии основных средств и прочих активов, отражаемого в бухгалтерском учете на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 « Реализация прочих активов».

Доходы и расходы, учитываемые непосредственно на счете 80, отражаются в Отчете о прибылях и убытках по трем группам:

доходы, полученные по финансовым вложениям;

операционные доходы и расходы;

внереализационные доходы и расходы.

.4 Проверка отражения результата от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).

В ходе проверки должно быть подтверждено, что:

·операции по продаже надлежащим образом санкционированы;

·продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;

стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;

·суммы продажи правильно классифицированы;

·суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.

Правильность отражения операций по продаже устанавливается в ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот. Такая проверка может быть проведена на предварительном этапе аудита. При этом её объем будет определяться результатами проверки эффективности системы внутреннего контроля.

.5.Проверка прочих доходов и расходов.

Выполняя процедуру проверки прочих доходов и расходов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов соответствует положениям нормативных актов?

Данные аналитического и синтетического учета по счету 91 "Прочие доходы и расходы" соответствуют данным главной книги и баланса?

Корреспонденция счетов по счету 91 "Прочие доходы и расходы" составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

В таблице приведен перечень первичных документов, на основании которых аудитор должен проверить правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов.

Наименование видов прочих доходов и расходовНаименование первичного документаРасходы на содержание законсервированных производственных мощностейПриказ руководителя организации, определяющий перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования; сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичные документы по оформлению расходов (ведомости начисленной заработной платы, платежные поручения, акты приема--передачи и др.)Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событийАкты, удостоверяющие такое событие и подписанные руководителем организации, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и пр.); расчет бухгалтерии (смета) понесенных убытков; заключение эксперта о возможности восстановления испорченного имущества; решение суда об установлении виновного лица и присуждении ему выплаты убытков; платежные поручения на суммы возмещения убытковЗатраты по аннулированным производственным заказам, не давшим результатаДоговор купли--продажи, поставки продукции; счета, платежные поручения; накладные, акты сдачи--приемки выполненных работ; соглашения, протоколы о расторжении оговораСписание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давностиДоговор купли--продажи; договор поставки продукции; банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств поставщику; счета--фактуры, накладные на отгруженную продукциюОбоснованность создания резерва сомнительных долговДоговор купли--продажи; договор поставки продукции; накладные на отгрузку продукции; акты сдачи--приемки выполненных работ; акт инвентаризации дебиторской задолженности, акт сверки расчетов между дебитором и кредитором; решение арбитражного суда о признании предприятия--дебитора банкротом; выписка из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия--дебитора; решение суда об отказе в иске к дебитору; справка органов МВД о невозможности розыска дебитораРазмеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходовРешение суда; платежное поручение

Порядок проведения проверки прочих доходов и расходов включает: Сверка данных аналитического учета прочих доходов и расходов, с оборотами и остатками синтетического учета. При проведении проверки необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 91 синтетического учета прочих доходов и расходов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 91 учета прочих доходов и расходов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

При проведении проверки, необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке учета прочих доходов и расходов.

При проверке необходимо установить правильность отражения в бухгалтерском учете следующих видов доходов:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества, - в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам");

поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления от операций с тарой - в корреспонденции со счетами учета тары и расчетов;

проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации, - в корреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

поступления, связанные с безвозмездным получением активов, - в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов;

поступления в возмещение причиненных организации убытков - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, - в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности;

курсовые разницы - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;

прочие доходы, признаваемые операционными или внереализационными.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы" (кроме субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

.6. Проверка доходов будущих периодов.

Порядок проведения проверки доходов будущих периодов: Сверка данных аналитического учета доходов будущих периодов, с оборотами и остатками синтетического учета. При проведении проверки необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 98 синтетического учета доходов будущих периодов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 98 учета доходов будущих периодов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

При проведении проверки, необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке формирования доходов будущих периодов. Суммы, учтенные как доходы будущих периодов, списывают в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Заключение

Региональный финансовый контроль - это деятельность системы органов внешнего финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, уполномоченных законодательной (представительной) властью и от её лица следить за соблюдением законодательства в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований, а также эффективностью использования регионального имущества.

Данная дефиниция указывает на наличие существенных особенностей в организации и правовом регулировании осуществления внешнего финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований по сравнению со Счетной палатой РФ.

Необходимо отметить, что введение в научный оборот нового понятия "региональный финансовый контроль " позволяет:

. Уточнить содержание финансового контроля как категории финансового права.

. Более качественно исследовать систему контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, рассматривая эти уровни контроля в комплексе.

. Сделать вывод о том, что деление финансового контроля на региональный и федеральный значительно расширяет возможности правовой категории "финансовый контроль " как метода научного познания.

В процессе использования прибыли отражается финансовые отношения предприятия с бюджетом, банками, коллективом работников.

При проверке необходимо особое внимание обратить на соблюдение установленной методики отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль. Начисление этого налога как по ежемесячным авансовым платежам, так и по ежеквартальным и годовым пересчетам должно производиться, исходя из фактически полученной с начала года прибыли. В заключительных оборотах декабря перед составлением годового отчета на указанных счетах должна отражаться вся причитающаяся к уплате сумма налога с фактической прибыли за отчетный год.

Таким образом, контроль хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности предприятия и использования прибыли дополняется рекомендациями по устранению выявленных недостатков и внесением соответствующих корректировок в учетные данные и отчетность.

Список литературы

1. Правило (стандарт) № 1. Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности : утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532 // Консультант плюс (текущая версия)

. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности : постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 523 // Консультант плюс (текущая версия)

. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ в ред. федер. закона от 03.11.2006 г. // Консультант плюс (текущая версия)

. Правило (стандарт) № 2. Планирование аудита : утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532 // Консультант плюс (текущая версия)

. Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности : утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532 // Консультант плюс (текущая версия)

. Правило (стандарт) № 23. Заявление и разъяснения руководства аудируемого лица : утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 в ред. пост. Правительства РФ 16.04.2005 г. № 228 // Консультант плюс (текущая версия)

. "Готовимся к аудиторской проверке", Шубцов А.И.,"Статус-Кво 97", 2005г.

. Подольский В. И., «Аудит», Юнити, 2010 г.

. Сотникова Л. В. Бухгалтерская отчетность организации / Л. В. Сотникова; ред. А. С. Бакаев. - М. : ИПБР-БИНФА, 2006. - 597 с.

Похожие работы на - Контроль и ревизия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!