Случайная
.Внезапная.Повторная.контрольная
)Инспекции - 3 направления
.Разработка и утверждение норм и правил, соблюдение которых проверяет инспекция
.Организация и проведение контроля за соблюдением норм и правил
.Применение мер административно-правовых мер к нарушителям
Виды.Налоговая.Пожарные.Хищения
)Ревизия - система обязательных контрольных действий по проверки законности, целесообразности, эффективности совершаемых финансово-хозяйственных операций, а также законности действий должностных лиц
.По отношению к плану.Плановые - в соответствии с планом контрольно-ревизионного органа.Внеплановые - проводятся при обнаружении фактов злоупотреблений, хищений со стороны МОЛ, при существенном снижении показателей, характеризующих деятельность организации
.От повторяемости контрольных действий.Первичные - проводятся по первоначальному плану-заданию.Повторные - в случае установление факта некачественного проведения первичной ревизии. Проводятся другим составом ревизоров.Дополнительные - для выявления обстоятельств, невскрытых первичной или повторной ревизией
.По полноте проверки.Сплошные.Выборочные
.По субъекту контроля.Внутрихозяйственная - проводится подразделениями предприятия.Ведомственная - контрольно-ревизионным отделом, ведомством, министерством.Вневедомственная - органы ФК, ФТC
)Аудит - предпринимательская деятельности по независимой проверке бухгалтерской и финансовой отчетности организаций и ИП
..Внешний - проводится внешним аудитором.Внутренний - дело самого экономического субъекта. Нет нормативной базы. В организациях могут создаваться службы внутреннего аудита, либо поручать кому-либо эту функцию для обеспечения контрольной функции менеджмента:
.Финансовые контрольные проверки
.Контроль расходов
.УУ, УА за контролем материальных и финансовых потоков
.Инвентаризации
Перечень задач определяется самим предприятием в зависимости от необходимости
Внутренний аудит:
.Операционный аудит
.Управленческий
.Служба контролинга
Цели и задачи у внутреннего и внешнего аудита разные, они не пересекаются. Внешний аудит оценивает внутренний аудит. Остальных точек пересечения нет
.В зависимости от цели:.Аудит отчетности.Аудит на соответствие предъявляемых требований.Аудит финансово-хозяйственной деятельности - услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, экономических анализ
..Независимый.Государственный - основной субъект СП - по линии законодательной власти, ФК, ФНС, Минфин, контрольно-ревизионный аппарат президента - по линии исполнительной власти
..Обязательный.Инициативный
. Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ
Постановление Правительства от 6 августа 1998 №188 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Минфина"
Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляют последующий контроль на территории соответствующего субъекта РФ, в частности:
.Контролируют целевое использование средств ФБ и государственных ВБФ
.Производят документальные и ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов
.В ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
.Контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими материального ущерба
ТКРО Минфина имеют право:
.Проверять в ревизуемой организации денежные, бухгалтерские и иные документы
.Получать от должностных лиц объяснения
.Получать от органов государственной власти и МСУ, а также организаций данные, для осуществления своих функций
.Направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств
.Ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы
ТКРО имеют право проходить все здания и помещения, занимаемых ревизуемыми учреждениями. Но не должны вмешиваться в их оперативную деятельность
10. Методы и приемы финансово-экономического контроля
Методы:
)Общенаучные
.Анализ
.Синтез
.Индукция
.Дедукция
.Абстрагирование
.Аналогия
.Системный анализ
.Моделирование
.конкретизаций
)Расчетно-аналитические
.Экономический анализ
.Статистические методы
.ЭММ
.ФСА
)Специальные
.Методы документального контроля.Формальная проверка - проверка полноты и правильности заполнения реквизитов. Проводят формальную проверку - ФЗ о БУ.Арифметическая проверка - правильность таксировки и подсчета итоговых сумм в первичных и сводных документах.Проверка по существу - проверка соответствия фактически совершенной финансово-хозяйственной деятельности законодательству РФ.Нормативно-законодательная проверка - проверка соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству РФ.Хронологическая проверка - проверка своевременности отражения операций в БУ и О организаций.Балансовый метод - количество сданной продукции*норму расходы +НЗП *норма расхода +брак*норму
.Методы фактического контроля.Контрольный обмер - используется для определения объема СМР, а также работ по капительному ремонту ОС.Контрольный запуск сырья и материалов в производство - для подтверждения обоснованности норм расходов на 1 ГП.Лабораторный анализ - для определения химического состава вещества. При этом пробы для проведения лабораторного анализа отбирают в 2 экземплярах
экземпляр - в лабораторию
экземпляр - в опечатанном ревизорами конверте остается на предприятии.Экспертная оценка - либо стоимости, либо уточнение качественных характеристик МЦ
.Смешанного контроля:.Встречная проверка - проверка одноименных документов, оформляющих одну и ту же финансово-хозяйственную операцию и принадлежащим разным хозяйствующим субъектам.Взаимный контроль - проверка документов, оформляющих одну и ту же хозяйственную операцию или связанную хозяйственную операцию и принадлежащих одному и тому же хозяйствующему субъекту (корешок чека, выписка банка, ПКО, отчет кассира, кассовая книга).Логический анализ - позволяет определить имела ли место хозяйственная операция в указанном объеме за определенный промежуток времени.Служебное расследование - опрос участников конкретных ситуаций, а также изучение их письменных объяснений
11. Приемы и способы документального контроля
. Формальная проверка - проверка полноты и правильности заполнения реквизитов. Проводят формальную проверку - ФЗ о БУ
. Арифметическая проверка - правильность таксировки и подсчета итоговых сумм в первичных и сводных документах
. Проверка по существу - проверка соответствия фактически совершенной финансово-хозяйственной деятельности законодательству РФ
. Нормативно-законодательная проверка - проверка соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству РФ
. Хронологическая проверка - проверка своевременности отражения операций в БУ и О организаций
. Балансовый метод - количество сданной продукции*норму расходы +НЗП *норма расхода +брак*норму
. Контрольные функции Федерального казначейства и его территориальных органов
Постановление Правительства "О Федеральном казначействе"
ФК - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств ФБ
Находится в велении МинФина
Полномочия:
.Доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств ФБ показателей сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования
.Открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей, получателей средств ФБ
.Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей, получателей средств ФБ
.Составляет и представляет Минфину оперативную информацию и отчетность об исполнении ФБ
.Ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов
.Осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ
.Осуществляет управление операциями на едином счете ФБ
.Ведет учет операций по кассовому исполнению ФБ
.Ведет учет показателей сводной бюджетной росписи ФБ, лимитов бюджетных обязательств
.Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
.Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами ФБ главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета
.Осуществляет потверждение денежных обязательств ФБ и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов ФБ в расках выделенных лимитов бюджетных обязательств
.осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций
. Приемы и способы фактического контроля
. Контрольный обмер - используется для определения объема СМР, а также работ по капительному ремонту ОС
. Контрольный запуск сырья и материалов в производство - для подтверждения обоснованности норм расходов на 1 ГП
. Лабораторный анализ - для определения химического состава вещества. При этом пробы для проведения лабораторного анализа отбирают в 2 экземплярах
экземпляр - в лабораторию
экземпляр - в опечатанном ревизорами конверте остается на предприятии
. Экспертная оценка - либо стоимости, либо уточнение качественных характеристик МЦ
. Контрольные функции Федеральной налоговой службы
Постановление Правительства "Об утверждении положения о ФНС"
ФНС - федеральный орган исполнительной власти. Находится в ведении Мин Фина. Служба и ее территориальные органы (управление службы по субъектам, межрегиональные инспекции, инспекции, службы по районам, в городах) составляют единую централизованную систему налоговых органов
Полномочия:
.Контроль и надзор за соблюдением законодательства по налогам и сборам
.За правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей
.Производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции
.Осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств
.Обеспечивает представления в делах о банкротстве и процедурам банкротства, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ о денежных обязательства
.Выступает агентом валютного контроля в пределах своей компетенции
.Выдает в установленном порядке ряд лицензий: на производства, хранение, поставку этилового спирта
.Осуществляет проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности
. Виды государственного финансово-экономического контроля: бюджетно-финансовый контроль
Предмет - процессы, связанные с формированием и использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств
Бюджетно-финансовый контроль осуществляется за:
.Законностью, рациональностью, эффективностью использования государственных бюджетных и внебюджетных средств
.Полнотой и своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета, государственных ВБФ по объему, структуре, целевому назначению
.Эффективным использованием государственной собственности, за ее приватизацией, национализацией
Виды:
.Парламентский - осуществляется в 3 направлениях.Предварительный - рассмотрение и утверждение проекта бюджета на следующий календарный год.Текущий -за полнотой и своевременностью исполнения доходных и расходных статей принятого бюджета.Последующий - рассмотрение и утверждение проекта закона об исполнении бюджета
.Административный - осуществляется органами исполнительной власти и направлен на проверку соблюдения законодательства РФ
.Денежно-кредитный - СП РФ, субъектов, Мин Фин, органы Федерального Казначейства, ЦБ, ФСФБН
. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации
До начала проведения инвентаризации МОЛ дает расписку, что к началу инвентаризации все ценности, поступившие на его ответственности оприходованы, а выбывшие списаны в расход
Наличие средств проверяют при обязательном участии МОЛ. Результаты подсчета, обмера, взвешивания заносятся в инвентаризационные описи. На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров МЦ и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке, подсчете итогов за подписями лиц, производивших проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и МОЛ. В конце описи МОЛ дает расписку, что все ценности проверены и внесены в опись в его присутствии и претензий к комиссии не имеется. Оформленные инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию, где их проверяют, а затем сравнивают фактическое наличие средств с данными учета. Результаты сравнения записываются в сличительную ведомость. В ней указывается фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результат сравнения (излишек/недостача). В сличительную ведомость записываются только те ценности, по которым выявлено расхождение. По данным проведения инвентаризации составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая утверждается руководителем
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учете отражаются на счетах БУ:
. излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты КО, а бюджетной организации - на увеличение финансирования (по ТРС)
. Недостача имущества и его порча в пределах естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порции списываются на финансовые результаты КО, у бюджетной организации - на уменьшение финансирования
. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля
Внутренний финансовый контроль - независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть по возможности функционально и организационно независим
Цель внутреннего контроля - помочь руководству хозяйствующего субъекта или органу управления эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Использую эту информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения недостатков и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности
Обязанности внутренних контролеров:
.Проверка эффективности систем контроля
.Оценка экономичности и эффективности действий организации
.Определение уровня достижения программных целей
На внутренних контролеров может быть возложена функция внутреннего аудита - изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и выработке политики организации
Внутрихозяйственный - проводится структурными подразделениями самих организаций
Внутриведомственный - проводится контрольно-ревизионным отделами министерств, а также головных организаций за деятельностью подотчетных им структур
Направления:
.Контроль планирования - бюджеты, бизнес-планы, сметы
.Контроль структуры капитала - соотношение ЗК и СК, оборотные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты
.Контроль инвестиций
. Виды государственного финансово-экономического контроля: таможенный контроль
Таможенный контроль - вид общегосударственного контроля
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства РФ
Совокупность осуществляемых сер - формы, способы и средства производства таможенного контроля
Формы производства таможенного контроля - отдельные разновидности проверочных мероприятий:
.Проверка документов
.Устный опрос
.Получение пояснения
.Таможенное наблюдение
.Таможенный осмотр товаров и ТС
.Таможенный досмотр товаров и ТС
.Личный досмотр
.Проверка маркировки товаров
.Осмотр помещений и территорий
.Таможенная ревизия
Способы производства таможенного контроля - меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля:
.Идентификацию товара и ТС
.Назначение экспертизы
.Привлечение специалиста
.Наложение ареста на товары
.Создание зон таможенного контроля
Средства производства таможенного контроля:
.Технические средства таможенного контроля
.Морские и воздушные суда таможенных органов
.Информационные ресурсы таможенных органов
.Поисковые собаки
Таможенный контроль может проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК
Обеспечивают координацию других органов, если проверка тех органов также необходимо. Пробы и образцы товаров берутся только с письменного разрешения таможенного органа. Окончательное решение о выпуске товаров принимает таможенный орган на основе проведенного таможенного контроля
Особенность таможенного контроля - проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение
. Основные задачи и направления внешнего финансового контроля
Основная цель внешнего контроля - составить мнение об эффективности действий руководителей по управлению переданной в их распоряжение собственностью, о достоверности информации, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности, о законности и эффективности отдельных операций и движения ДС экономических субъектов, о соответствии отражения финансово-хозяйственной деятельности субъектов общепринятым бухгалтерским принципам и действующим НПА
Информация, получаемая от осуществления внешнего контроля, предназначена, как правило, для внешних пользователей. Деятельность внешнего контролера во многом аналогична деятельности внутреннего. Используется практически одна и та же исходная информация, приемы и методы контроля и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничества между внешним и внутренним контроля
Внешний контроль более независим от руководства и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед заказчиками и внешними потребителями
Выделяют:
.Государственный