Бухгалтерский учет денежных потоков Управления культуры

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    322,66 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет денежных потоков Управления культуры

1.      Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа денежных потоков

1.1 Денежный поток: сущность, принципы, факторы

Осуществление практически всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования.

Это движение денежных средств функционирующего предприятия во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием «денежный поток».

Понятие «денежный поток» широко используется в теории и практике экономики, поэтому весьма важным является его однозначное толкование экономистами различных специализаций.

Международной системе финансовой отчетности (МСФО) по бухгалтерскому учету, по отчету о движении денежных средств, дается понятие денежного потока.

Денежные потоки - это приходы и выбытие денежных средств и их эквивалентов [13, c. 112].

Однако данное понятие носит относительно узкий смысл, так как его используют пользователи финансовых отчетов. Специалисты по финансовому менеджменту дают более широкое понятие денежному потоку.

Ю. Бригхем дает такое определение: «Денежный поток - это фактически чистые денежные средства, которые приходят на предприятие на протяжении определенного периода». Данная формулировка непосредственно связана с оценкой целесообразности осуществления капитальных вложений, т. е. с учетом чистого денежного потока. Автор определяет его по следующей модели:

Чистый денежный поток=Чистый доход+Амортизация=Доход на капитал.

Отечественный экономист И. А. Бланк формулирует определение денежного потока: «Денежный поток (cash-flow) - основной показатель, характеризующий эффект инвестиций в виде возвращаемых инвестору денежных средств. Основу денежного потока по инвестициям составляет чистая прибыль и сумма амортизации материальных и нематериальных активов» [13, c. 120].

Такие авторы, как Р. А. Брейли и С. С. Майерс предлагают определить поток денежных средств, следующим образом: «Поток денежных средств от производственно-хозяйственной деятельности определяется путем вычитания себестоимости проданных товаров, прочих расходов и налогов из выручки от реализации».

Дж. К. Ван Хорн отмечает: «Движение денежных средств предприятия представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник».

Несмотря на полемику между отечественными и зарубежными авторами по определению «денежный поток» - все они правы, так как рассматривают его с различных позиций финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, денежный поток - это совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, в результате реализации какого-либо проекта или функционирования того или иного вида активов.

Денежные потоки представляют собой хозяйственные связи в деятельности предприятия во всех его аспектах.

Эффективное управление денежными потоками предприятия - это обеспечение финансового равновесия профицита в процессе развития предприятия путем сбалансирования объемов поступления и расходования денежных средств и их синхронизации во времени.

На рисунке 1.1 представлены принципу управления денежными потоками.

Рис. 1.1. Принципы управления денежными потоками предприятия

Рассмотрим данные принципы подробнее.

.        Принцип информативной достоверности. Создание информационной базы представляет определенные трудности, так как прямая финансовая отчетность, базирующаяся на единых методических принципах бухгалтерского учета.

.        Принцип обеспечения эффективности. Денежные потоки предприятия характеризуются существенной неравномерностью поступления и расходования денежных средств в разрезе отдельных временных интервалов, что приводит к формированию значительных объемов временно свободных активов предприятия. Реализация принципа эффективности в процессе управления денежными потоками заключается в обеспечении эффективного их использования путем осуществления финансовых инвестиций предприятия.

.        Принцип обеспечения ликвидности. Высокая неравномерность отдельных видов денежных потоков порождает временный дефицит денежных средств предприятия, который отрицательно сказывается на уровне его неплатежеспособности. Поэтому в процессе управления денежными потоками необходимо обеспечивать достаточный уровень ликвидности на протяжении всего рассматриваемого периода. Реализация этого принципа обеспечивается путем соответствующей синхронизации положительного и отрицательного денежных потоков в разрезе каждого временного интервала рассматриваемого периода.

.        Принцип обеспечения сбалансированности. Реализация этого принципа связана с оптимизацией денежных потоков предприятия в процессе управления ими [14, c. 93].

Далее рассмотрим факторы, влияющие на формирование денежных потоков (см. рис. 1.2).

Рис. 1.2. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков

Итак, согласно рисунку 1.2. данные факторы делятся на два вида: внутренние и внешние.

Внутренние факторы.

.        Жизненный цикл предприятия. Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов денежных потоков.

.        Продолжительность операционного цикла. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снимает размер этой потребности.

.        Сезонность производства и реализации продукции по источникам своего возникновения может быть отнесена к числу внешних факторов, однако технологический процесс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.

.        Неотложность инвестиционных программ заключается в формировании потребности объема соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока.

.        Амортизационная политика. При осуществлении ускоренной амортизации активов возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли предприятия [17, c. 230].

Внешние факторы:

.        Конъюнктура товарного рынка. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока. И наоборот, спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности».

.        Конъюнктура фондового рынка влияет на возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств и формированию объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

.        Система налогообложения предприятия. Любые изменения в налоговой системе определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия [12, c. 318].

.        Система кредитования поставщиков и покупателей. Влияние этого фактора проявляется в формирование как положительного, так и отрицательного денежного потока во времени.

.        Доступность финансового кредита. В зависимости от конъюнктуры рынка растет или снижается объем предложения денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника.

.        Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока предприятия.

Денежные потоки компании классифицируются в зависимости от характера операций, с которыми они связаны, а также от того, каким образом информация о них используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности компании. Денежные потоки любого из направлений деятельности бывают положительными и отрицательными.

Положительные потоки - это поступление денег в компанию, отрицательные - это выбытие и расходование средств компанией. Денежные потоки от текущих операций - это поступление и расход денег, связанный с осуществлением компанией обычной деятельности, приносящей выручку. Как сказано в п. 9 ПБУ 23/2011, денежные потоки от текущих операций, как правило, связаны с формированием прибыли (убытка) компании от продаж.

Денежные потоки от инвестиционных операций - это движение денег по операциям, связанным с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов компании.

Денежные потоки от финансовых операций - это движение денег от операций, связанных с привлечением финансирования на долговой или долевой основе, приводящих к изменению величины и структуры капитала и заемных средств компании.

1.2 Бухгалтерский учет денежных потоков

Рассмотрим бухгалтерский учет денежных средств бюджетного предприятия.

Счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» предназначен для учета бюджетным учреждением движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а также для учета денежных документов и денежных средств в иностранной валюте.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»;

201 02 000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении»;

201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути»;

201 04 000 «Касса»;

201 05 000 «Денежные документы»;

201 06 000 «Аккредитивы»;

201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Учет денежных средств на банковских счетах

На счете 1 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» учитываются операции по движению денежных средств учреждения в случае проведения указанных операций по счетам, открытым в кредитных организациях (не через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета).

Также на этом счете отражаются операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности [11, c. 82].

Счета 2 201 01 000, 3 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» используются бюджетными учреждениями для учета средств, полученных из внебюджетных источников, вне зависимости от того, где они находятся (на банковском счете учреждения или на лицевом счете по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах Казначейства).

Учет операций по движению средств на банковских счетах ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к банковским выпискам.

Операции по поступлению денежных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

. Поступление денежных средств главному распорядителю, распорядителю, получателю для осуществления платежей в соответствии с бюджетной росписью:

Дебет 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».

. Поступление денежных средств, связанное с возникновением долговых обязательств:

Дебет 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 0 301 01 710 «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам», Кредит 0 301 02 720«Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам» [24, c. 109].

. Поступление денежных средств на восстановление расходов в погашение дебиторской задолженности:

Дебет 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 0 401 01 200 «Расходы учреждения», Кредит 0 201 04 610 «Выбытия из кассы», Кредит 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», Кредит 0 209 00 000«Расчеты по недостачам», Кредит 0 210 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств», Кредит 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

. Поступление денежных средств, связанное с зачислением администрируемых учреждением доходов:

Дебет 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», Кредит 0 401 01 100 «Доходы учреждения».

Операции по выбытию средств со счета оформляются следующими бухгалтерскими записями:

. Перечисление денежных средств учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя):

Дебет 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»

Кредит 0 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

. Перечисление предварительной оплаты в соответствии с заключенными договорами на приобретение материальных ценностей, выполнение работ, услуг, осуществление других выплат:

Дебет 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»

Кредит 0 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

. Перечисление денежных средств в оплату счетов поставщиков за поставленные материальные ценности, оказанные услуги:

Дебет 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 0 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

. Получение наличных денежных средств в кассу учреждения:

Дебет 0 201 04 510 «Поступления в кассу»

Кредит 0 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

. Расходы за оказанные услуги по конвертации:

Дебет 00 401 01 226 «Расходы на прочие услуги»

Кредит 00 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

. Перечисление в бюджет средств, поступивших в возмещение причиненного учреждению ущерба на счет, по операциям со средствами, полученными от деятельности, приносящей доход, открытый в кредитной организации:

Дебет 2 401 01 100 «Доходы учреждения»

Кредит 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

. Перечисление в бюджет средств, поступивших в возмещение причиненного учреждению ущерба на лицевой счет, по операциям со средствами в рамках бюджетной деятельности, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета:

Дебет 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»

Кредит 0 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».

Все поступления или выбытия денежных средств по банковским счетам, отражаемые бюджетным учреждением в бюджетном балансе по дебету (кредиту) счетов 0 201 01 000, одновременно записываются на забалансовых счетах:

ü  17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждений»;

ü  18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждений».

Эти забалансовые счета предназначены для учета поступлений или выбытий денежных средств на банковские счета бюджетных учреждений в разрезе КБК.

Аналитический учет по забалансовым счетам 17 и 18 ведется в Многографной карточке.

Касса.

Счет 0 201 04 000 «Касса» предназначен для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кассе бюджетного учреждения.

При оформлении и учете кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40.

Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности:

Квитанциям (форма 0504510),

Приходным кассовым ордерам (форма 0310001).

Если наличные денежные средств принимаются уполномоченными лицами, то последние обязаны ежедневно сдают в кассу бюджетного учреждения полученные денежные средства по Реестру сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

В бюджетных учреждениях широко практикуется выдача денежных средств раздатчиками, назначенными приказом руководителя учреждения и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности.

Учет денежных средств, выдаваемых раздатчиками, ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

При выдаче из кассы наличных денежных средств под отчет на хозяйственные расходы или на командировочные расходы нескольким лицам одновременно, вместо индивидуальных Расходных кассовых ордеров (форма 0310002) Инструкцией №25н рекомендовано использовать Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (форма 0504501) [28, c. 192].

Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях ведется в Кассовой книге (форма 0504514).

Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведутся на отдельных листах Кассовой книги (форма 0504514) по видам иностранных валют.

Учет операций по движению наличных денежных средств на счете 00 201 04 000 «Касса» ведется в Журнале операций по счету «Касса» на основании кассовых отчетов, которые составляются кассиром ежедневно.

При использовании счета 0 210 03 000 выдача наличных денежных средств бюджетным учреждениям оформляется в два этапа:

бюджетное учреждение отражает задолженность перед получателем денежных средств на основании представленной заявки;

образовавшаяся задолженность погашается на основании чека, и одновременно, полученные денежные средства принимаются к учету в кассе учреждения.

Лимит остатка кассы - это та сумма наличных денежных средств, которую бюджетное учреждение может оставлять в кассе на конец рабочего дня.

Лимит остатка кассы устанавливается ежегодно.

Отражение кассовых операций бюджетными учреждениями осуществляется следующими записями на счетах (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 Отражение кассовых операций бюджетными учреждениями

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит


0 201 04 510

0 201 01 610 0 210 03 660

Отражено поступление наличных денежных средств в кассу учреждения с банковского счета

0 201 04 510

0 304 05 000 0 210 03 660

Отражено поступление наличных денежных средств в кассу учреждения с лицевого счета, открытого в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов

0 201 04 510

0 201 02 610 0 210 03 660

Отражено поступление наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, со счета денежных средств во временном распоряжении

0 201 04 510

0 304 01 730

Приняты наличные денежные средства во временное распоряжение

0 201 04 510

0 209 00 660

Возвращен в кассу остаток подотчетной суммы

0 304 01 830

0 201 04 610

Выданы наличные денежные средства, находящихся во временном распоряжении учреждения

0 208 00 560

0 201 04 610

Выданы из кассы денежные средства подотчет

0 302 01 830 0 302 02 830 0 302 03 830

0 201 04 610

Выдана заработная плата, денежное довольствие и прочие выплаты работникам бюджетного учреждения

0 302 18 730

0 201 04 610

Выдана стипендия

0 206 01 560

0 201 04 610

Выплачен аванс по заработной плате

0 302 03 830

0 201 04 610

Осуществлены выплаты по больничному листу за счет средств Фонда социального страхования

0 302 08 830

0 201 04 610

Произведена оплата труда работникам, не состоящим в штате, выполняющим работу, связанную с содержанием имущества

0 304 02 830

0 201 04 610

Выдана депонированная заработная плата

0 210 03 560 0 304 05 000

0 201 04 610

Отражены наличные денежные средства, внесенные из кассы бюджетного учреждения на лицевой счет, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов

0 201 01 510 0 210 03 560

0 201 04 610

Внесены наличные денежные средства из кассы учреждения на банковский счет

0 201 02 510 0 210 03 560

0 201 04 610

Внесены наличные денежные средства, полученные во временное распоряжение, на счет учреждения в банке

0 209 05 560

0 401 01 130

Выявлена недостача денежных средств в кассе учреждения

0 401 01 130

0 201 04 610

Произведено списание денежных средств

0 201 04 510

0 209 05 660

Кассир внес в кассу денежные средства в погашение недостачи

0 210 03 560

0 201 04 610

Денежные средства, полученные в счет возмещения недостачи, внесены на лицевой счет учреждения (в казначейство)

0 304 05 212

0 210 03 660

Отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения в соответствии с выпиской

0 210 02 130

0 304 05 290

Денежные средства, полученные в счет погашения недостачи, зачислены в доход бюджета


Бюджетным учреждениям, обслуживающимся в ОФК лимит остатка кассы устанавливается казначейством.

Орган Федерального казначейства устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, форму 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Получатели средств федерального бюджета обязаны обращаются в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания для установления лимита остатка кассы [30, c. 116].

Если бюджетное учреждение не представило расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная денежная наличность на конец рабочего дня - сверхлимитной.

Учет денежных документов

К денежным документам относятся:

·        оплаченные талоны и пластиковые карты на бензин и масла;

·        талоны на питание;

·        оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы;

·        полученные извещения на почтовые переводы;

·        почтовые марки;

·        марки государственной пошлины;

·        прочие денежные документы.

Все денежные документы должны храниться в кассе учреждения.

Поступление в кассу денежных документов оформляются приходным кассовым ордером (форма 0310001), выбытие - расходным кассовым ордером (форма 0310002).

Приходные и расходные кассовые ордера, отражающие движение денежных документов, регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма 0310003), но отдельно от операций по денежным средствам [25, c. 305].

Учет операций с денежными документами ведется в Журнале по прочим операциям.

Для отражения операций с денежными документами предназначен счет 00 201 05 000 «Денежные документы».

Счета по учету денежных документов не корреспондируют со счетом 00 201 04 000 «Касса». Но они хранятся в кассе, и кассир несет полную материальную ответственность за них.

В целях контроля по обеспечению сохранности денежных документов в кассе учреждения комиссией, назначенной приказом руководителя, не реже одного раза в месяц должна проводиться внезапная инвентаризация. Ее результаты оформляются в «Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) бланков строгой отчетности и денежных документов» по форме 0504086.

Поступление денежных документов в кассу оформляется бухгалтерской записью:

Дебет 0 201 05 510 «Поступления денежных документов»

Кредит 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Выдача из кассы денежных документов отражается записью:

Дебет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит 0 201 05 610 «Выбытия денежных документов».

1.3 Методы анализа денежных потоков

Оценка движения денежных средств предприятия за отчетный период, а также планирование денежных потоков на перспективу является важнейшим дополнением анализа финансового состояния предприятия и выполняет следующие задачи:

·        определение объема и источников, поступивших на предприятие денежных средств;

·        выявление основных направлений использования денежных средств;

·        оценка достаточности собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности;

·        определение причин расхождения между величиной полученной прибыли и фактическим наличием денежных средств.

Основными методами расчета величины денежных потоков являются прямой, косвенный и матричный методы [37, c. 129].

Анализ движения денежных прямым методом позволяет судить о ликвидности предприятия, поскольку он детально раскрывает движение денежных средств на его счетах, что дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для уплаты по счетам текущих обязательств, а также осуществления инвестиционной деятельности. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия:

. Позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;

.Дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;

. Устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период;

Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия. Кроме того, данный метод требует больших затрат времени, чем другие методы оценки денежного потока, а полученная с его использованием отчетность менее полезна. Прямой метод направлен на получение данных, характеризующих как валовой, так и чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Он призван отражать весь объем поступления и расходования денежных средств в разрезе отдельных видов хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. При использовании прямого метода расчета денежных потоков используются непосредственные данные бухгалтерского учета, характеризующие все виды поступлений и расходования денежных средств [43, c. 94].

Суть косвенного метода состоит в преобразовании величины чистой прибыли в величину денежных средств. Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, и позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия; устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период. Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации.

Подготовка отчета о движении денежных средств на основе косвенного метода проходит в несколько этапов:

. расчет изменений по статьям баланса и определение факторов, влияющих на увеличение или уменьшение денежных средств предприятия;

. анализ ф. № 2 и классификация источников поступления денежных средств и направлений использования;

. объединение полученных данных в отчете о движении денежных средств.

Косвенный метод направлен на получение данных, характеризующих чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Источником информации для разработки отчетности о движении денежных средств предприятия этим методом являются отчетный баланс и отчет о финансовых результатах. Расчет чистого денежного потока предприятия косвенным методом осуществляется по видам хозяйственной деятельности и предприятию в целом.

Проведение анализа денежных потоков предприятия показывает его многогранность. Автор Кузнецова И. Д. предлагает такую структуру анализа денежных потоков, где каждый этап анализа придает большую его «глубину» и позволяет выявить: как управлять в условиях рынка финансовыми потоками (см. табл. 1.2).

Этапы

Задачи

Анализ потоков денежных средств

Выявление величины недостатка (избытка) денежных средств, определение источников их поступлений и выплат

Анализ потоков денежных средств по трем видам деятельности: основной, инвестиционной, финансовой.

Определение притоков и оттоков денежных средств по каждому виду деятельности.

Определение денежных средств с помощью: прямого, косвенного метода.

Прямой метод позволяет показать основные источники притока и оттока денежных средств. Косвенный метод позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия.

Использование моделей Б. Баумоля и Миллера-Орра.

Позволяют спрогнозировать оптимальный денежный остаток.

Планирование денежных средств.

Позволяет планировать денежный поток.

Прогнозирование денежных средств.

Позволяет спрогнозировать денежный поток.

Определение риска

Способствует выявлению рисков и позволяет определить пути их снижения.

Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Организация должна иметь достаточное количество денежных средств для того, чтобы вовремя рассчитаться со своими кредиторами, выплатить заработную плату, в конечном итоге, чтобы поддержать некий оптимальный уровень ликвидности.

2.     
Бухгалтерский учет и анализ денежных потоков на примере управления культуры администрации г. Новый Уренгой

2.1 Краткая характеристика Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой

Управление культуры Администрации г. Новый Уренгой является отраслевым органом администрации муниципального образования г. Новый Уренгой, осуществляющим управление в области культуры, искусства, охраны историко-культурного наследия.

Управление культуры является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в качестве муниципального учреждения, имеет лицевой счет в финансовом органе администрации муниципального образования г. Новый Уренгой, имеет право открывать банковский счет по поручениям, круглую печать со своим полным наименованием, а также необходимые для осуществления своей деятельности другие штампы и бланки с собственным наименованием.

Управление культуры в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», законами Тюменской области, Уставом муниципального образования г. Новый Уренгой и т. д. (см. прил. 4).

Адрес местонахождения: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Молодежная, 17 В.

Начальник Управления культуры: Мазар Наталья Владимировна.

На рисунке 1.3 представлена структура Управления культуры.

Рис. 1.3. Структура Управления культуры

В структуру Управления культуры входят относящиеся к муниципальной собственности муниципального образования г. Новый Уренгой учреждения культуры и искусства.

В Новом Уренгое развита инфраструктура организации досуга населения. Основными площадками являются Городской Дворец культуры «Октябрь», Культурно-спортивный центр «Газодобытчик», Центр национальных культур, Культурно-спортивные комплексы «Дорожник» и «Буровик», Культурно-досуговые центры районов Коротчаево и Лимбяяха, Централизованная библиотечная система, Новоуренгойский музей изобразительных искусств, четыре детских школы искусств и художественная школа.

Управление культуры является бюджетной организацией и финансируется из бюджета муниципального образования г. Новый Уренгой на основе сметы.

Основными направлениями деятельности Управления культуры можно выделить следующие:

·        организация библиотечного обслуживания населения;

·        создание условий для организации досуга и обеспечения жителей г. Новый Уренгой услугами организаций культуры, искусства, кинематографии;

·        организация дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;

·        охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Новый Уренгой;

·        иные вопросы в сфере культуры в соответствии с действующим законодательством.

Задачами Управления культуры являются:

·        создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок;

·        организация культурного обслуживания населения с учетом культурных интересов и потребностей, различных социально-возрастных групп;

·        создание условий для культурно-творческой деятельности, эстетического и художественного воспитания населения;

·        обеспечение доступности культуры для жителей г. Новый Уренгой;

·        сохранение и пропаганда культурно-исторического наследия;

·        обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений культуры.

Для достижения целей Управление культуры выполняет следующие функции:осуществляет разработку и реализацию планов и программ комплексного социально-экономического развития г. Новый Уренгой в части развития культуры и обеспечения культурного обслуживания населения, муниципальных целевых программ развития культуры на территории города, принимает участие в формировании проекта бюджета г. Новый Уренгой по сфере культуры и его последующей корректировке, так же составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений культуры и осуществляет контроль за использованием ими бюджетных средств;формирует, размещает и контролирует исполнение муниципального заказа на библиотечное обслуживание населения, организацию досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры, охрану и сохранение объектов культурного наследия муниципального значения, иные виды культурного обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; организует подготовку и переподготовку кадров, квалификационную аттестацию работников подведомственных учреждений культуры, методическое обеспечение культурной деятельности.

.2 Бухгалтерский учет денежных потоков Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой

План счетов бухгалтерского учета Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой представлен в приложении 5.

Для приема, хранения и расходования наличных денег Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой имеет кассу.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией банка России от 04.10.93г. «О порядке ведения кассовых операций в РФ».

В соответствии с этим документом все организации и предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

А для осуществления расчетов наличными деньгами должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Размер сумм наличных денег в кассе предприятий ограничен лимитом.

Для этого предприятие Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой представляет в Сбербанк РФ расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в его кассу».

Лимит остатка денег в кассе - предельное значение количества денег в кассе, зависит от среднедневного поступления денег в кассу.

Сверх установленных норм наличность на предприятии хранится только в дни выплаты заработной платы в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Всю денежную наличность сверх лимита Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой сдает в банк.

Наличные деньги поступают в кассу организации: с банковских счетов организации; от покупателей (выручка от продаж); от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм); в оплату за денежные документы; от сотрудников организации (возврат займов, возмещение ущерба).

Операции по поступлению денежных средств в кассу Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой оформляются унифицированным первичным документом - Приходным кассовым ордером (форма КО-1) <http://www.snezhana.ru/upload/ko_1.rar>. Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) 1 экземпляр приходного кассового ордера. Отрывная часть (квитанцию) заверяется печатью и выдается лицу, внесшему деньги в кассу. Деньги, которые поступают в кассу как выручка за товары, работы, услуги оформляются с применением кассового аппарата, т.е. помимо квитанции к приходному ордеру покупателю выдается кассовый чек. Выписанный приходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов <http://www.snezhana.ru/upload/ko_3.rar> (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги). Операции по выдаче денежных средств из кассы Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой оформляются унифицированным первичным документом - Расходным кассовым ордером <http://www.snezhana.ru/upload/ko_2.rar> (форма КО-2). Расходный кассовый ордер может быть составлен на одну операцию или на группу однотипных операций (например: на выплату зарплаты оформляется Платежная ведомость <http://www.snezhana.ru/upload/form_t53.rar> и на общую сумму по ведомости выписывается один расходный кассовый ордер).

Выписанный расходный ордер регистрируется в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов <http://www.snezhana.ru/upload/ko_3.rar> (форма КО-3), и подшивается к отчету кассира (отрывной лист Кассовой книги).

Выдача наличных денег из кассы происходит в следующих случаях:

·        выплата заработной платы и приравненных к ней платежей <http://www.snezhana.ru/cash_4_1/> (премии, отпускные, пособия); бухгалтерский учет денежный поток

·        выдача денег под отчет сотрудникам организации <http://www.snezhana.ru/cash_4_2/>;

·        сдача наличных денег в банк <http://www.snezhana.ru/cash_4_3/>;

·        выплаты поставщикам <http://www.snezhana.ru/cash_4_4/>.

Когда выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте расходного кассового ордера после фамилии, имени и отчества получателя денежных средств бухгалтером указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда же выдача денег производится по ведомости, то перед распиской в получении денег кассир делает надпись «По доверенности». Никаких подчисток, помарок или исправлений в кассовых документах не допускается. Деньги по приходным и расходным кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этих документов. [44, c. 38]

Приходные и расходные кассовые ордера или платежные ведомости на руки, лицам, вносящим или получающим деньги, не выдаются. Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную (отдельно по приходным и по расходным ордерам) нумерацию без пропусков и регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.

Кассовая книга в Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой ведется кассиром.

Для учета наличия движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 020104000 «Касса».

Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы поступивши в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными.

Кассовые операции записываются по кредиту счета 020104000 и отражаются в журнале-ордере по этому счету в бухгалтерии. Основанием для заполнения журнала-ордера по счету 020104000 «Касса» служат отчеты кассира.

Согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ обеспечение сохранности наличных денежных средств возложено на руководителя организации. Все рекомендательные правила по обеспечению сохранности наличных денег Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой соблюдены:

·        помещение кассы изолированно, во время совершения операции двери кассы закрыты;

·        в помещение кассы доступ посторонних лиц запрещен;

·        наличные деньги хранятся в специальных сейфах, ключи от которых имеются у начальника;

·        помещения кассы ежедневно опечатываются кассиром;

·        не допускается хранение в кассе наличных денег, не принадлежащих организации;

·        при транспортировке денег кассир обеспечен транспортом и охраной;

·        в случае недееспособности кассира приказом начальника назначается лицо его замещающее, на которое также возлагается полная материальная ответственность.

Все документы, связанные с приходом и расходом денежных средств хранятся в архиве Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой 5 лет. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий причиненный в связи с неправильным их хранением ущерб предприятию. Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом № 49 Минфина РФ <http://www.snezhana.ru/upload/49fz.rar> от 13.06.1995 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и Порядком ведения кассовых операций. Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. Инвентаризация в Управлении культуры проводится в случаях: при смене кассира; при выявлении недостач и хищений; перед составлением годовой отчетности [45, c. 18].

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (это как правило, представитель руководства, бухгалтерии, службы аудита).

Для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами предприятие использует журнал-ордер по счету 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (1С -«Бухгалтерия»).

Основанием для заполнения журнала-ордера являются расходные кассовые ордера, новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в суммах полученных и израсходованных.

К учету принимаются авансовые, отчеты, проверенные арифметически, по существу (в отношении целесообразности и необходимости расходов, соответствия их назначению аванса) и утвержденных генеральным директором предприятия.

Бухгалтер обрабатывает авансовый отчёт, проставляя на документах и на отчете корреспондирующие счета, отвечающие направлению расхода.

При выдаче под отчет на хозяйственные нужды или на командировочные расходы бухгалтер делает проводку: Дт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» - Кт020104000 «Касса»; при выдаче в возмещение перерасхода: Дт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»Кт020104000 «Касса», а при возврате подотчетными лицами неиспользованных сумм: ДтКт020104000 «Касса»Кт020800000 «Расчеты с подотчетными лицами».

Порядок ведения безналичных расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. У Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой открыт расчетный счет в СБ РФ.

На расчетном счете предприятия сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, и прочие зачисления.

С расчетного счета Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы; погашение задолженности бюджету, соцстраху; получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий, пособий по уходу за ребенком и т.п.

Выдача денег, а также безналичные перечисления со счета предприятия банком осуществляются, как правило, на основании приказа Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой или с его согласия (акцепта).

Акцепт имеет две формы: предварительную и последующую. При предварительном акцепте поступившее в банк плательщика платежное требование оплачивается на следующий день после наступления срока оплаты, если плательщик не заявил отказ. А при последующем акцепте банк списывает деньги со счета плательщика сразу. В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций.

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основе документов специальной формы. Это платежные поручения, объявления на взнос наличными, чеки (денежные). Объявление на взнос наличными - выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом [46].

Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой применяет такую форму для сдачи торговой выручки в банк. Чек - это приказ предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег. Чек является ценной бумагой и по этому его бланки служат бланками строгой отчетности. Деньги по чеку в основном снимаются с расчетного счета Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой на хозяйственные расходы, командировку и заработную плату.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов и представляют собой поручение Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия.

Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой оплачивает платежными поручениями товары, работы, услуги, перечисляет налоги и другие платежи.

Платежные поручения в банк подаются на бланке установленной формы и действительны в течение 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой ежедневно получает от Сбербанка РФ выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им операций.

К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком.

Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету.

Обрабатывая выписки, бухгалтер учитывает одну особенность и записывает зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание - по кредиту. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.

Необходимо отметить, что проверка и обработка выписок производится в день их поступления. Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой ведет на счете 020201000 «Средства единого счета бюджета в финансовых органах».

Это активный счет, по дебету которого записываются: остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды.

По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Отражение операций по счету осуществляется на основании выписок с банковских счетов или счетов, открытых в органах казначейства.

Поступления на единый счет бюджета оформляются следующими бухгалтерскими записями:

·        поступление сумм налогов, платежей и иных доходов в бюджет отражается по дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах» и кредиту соответствующих счетов счета 040201100 «Поступления в бюджет по доходам»;

·        поступление от реализации нефинансовых активов отражается по дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах» и кредиту соответствующих счетов счета 040201400 «Поступления в бюджет от реализации нефинансовых активов»;

·        поступление средств в погашение предоставленных бюджетных ссуд (кредитов),от погашения (реализации) ценных бумаг и реализации иных финансовых активов отражается по дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах» и кредиту соответствующих счетов счета 040201600 «Поступления в бюджет от реализации финансовых активов»;

·        привлечение средств по долговым обязательствам отражается по дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах» и кредиту соответствующих счетов счета 040201700 «Поступления в бюджет от заимствований»;

·        возврат средств на восстановление произведенных платежей за счет средств бюджета отражается по дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах» и кредиту соответствующих счетов счета 040201200 «Выбытия средств бюджета за счет расходов», 040201300 «Выбытия средств бюджета за счет приобретения нефинансовых активов», 040201500 «Выбытия средств бюджета за счет приобретения финансовых активов», 040201800 «Выбытия средств бюджета за счет погашения долговых обязательств»;

·        поступление на счет средств, перечисленных в отчетном периоде, но не поступивших на конец отчетного периода, поступление средств, полученных от продажи валюты, отражается по дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах» и кредиту счета 020202610 «Выбытия средств бюджета в пути».

Платежи с единого счета бюджета оформляются следующими бухгалтерскими записями:

·        предоставление главным распорядителям средств бюджета на банковские счета в соответствии с предусмотренными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств в случае отсутствия лицевых счетов, открытых в органах казначейства, отражается по кредиту счета 020201610 «Выбытия средств с единого счета бюджета в финансовых органах» и дебету соответствующих счетов счета 040201200 «Выбытия средств бюджета за счет расходов», 040201300 «Выбытия средств бюджета за счет приобретения нефинансовых активов», 040201500 «Выбытия средств бюджета за счет приобретения финансовых активов»;

·        осуществление кассовых выбытий средств бюджета на оплату расходов отражается по кредиту счета 020201610 «Выбытия средств с единого счета бюджета в финансовых органах» и дебету соответствующих счетов счета 040201200 «Выбытия средств бюджета за счет расходов»;

·        перечисление средств в погашение долговых обязательств отражается по кредиту счета 020201610 «Выбытия средств с единого счета бюджета в финансовых органах» и дебету соответствующих счетов счета 040201800 «Выбытия средств бюджета за счет погашения долговых обязательств»;

·        размещение временно свободных средств в депозиты отражается по кредиту счета 020201610 «Выбытия средств с единого счета бюджета в финансовых органах» и дебету счета 020201510 «Поступления средств на единый счет бюджетов в финансовых органах».

Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет работнику бухгалтерии Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой: анализировать, источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия; контролировать целевое использование средств, пополнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

Синтетический учет расчетов с работниками по заработной плате, пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством, расчетов со студентами, аспирантами и учащимися по стипендиям осуществляют на следующих аналитических счетах счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

«Расчеты по заработной плате»;

«Расчеты по прочим выплатам»;

«Расчеты по начислениям на оплату труда»;

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»;

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»;

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг»;

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате арендной платы за пользование имуществом»;

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества»;

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»;

«Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

«Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»;

         «Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

«Расчеты по прочим расходам».

Начисленные суммы заработной платы, денежного довольствия, пенсий и иных выплат, сумм оплаты труда лицам, не состоявшим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, относят на уменьшение финансового результата текущей деятельности учреждения (счет 040101000) или увеличение затрат в объекты нефинансовых активов (счет 010600000). Начисленные работникам учреждений суммы указанных выплат отражаются по кредиту соответствующих счетов счета 030200000. Удержания из начисленных сумм и выплаты причитающихся сумм работникам учитывают по дебету соответствующих счетов счета 030200000.

Суммы начисленной заработной платы отражаются по кредиту счета 030201730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» и дебету счетов 040101211 «Расходы по заработной плате», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)», а суммы начисленных дополнительных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации - по дебету счетов 040101212 «Расходы по прочим выплатам», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счета 030202730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам».

Суммы начисленных пособий работникам по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются по дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» и кредиту счета 030203730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда»; суммы начисленных платежей в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - по дебету счета 030306830 «Уменьшение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и кредиту счета 030203730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда».

Начисление оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, отражают по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (030204730-030209730, 030218730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения» (040101221-040101226, 040101290), счета 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

2.3 Анализ денежных потоков Управления культуры Администрации г. Новый Уренгой

От объемов и скорости движения денежных средств, эффективности управления им находятся в непосредственной зависимости платежеспособности и ликвидность предприятия. Поэтому анализ денежных потоков служит основой оценки и прогнозирования платежеспособности предприятия, позволяет более объективно оценить его финансовое состояние. Основными источниками данных для анализа являются «Отчет об исполнении бюджета» (см. прил. 1), «Бухгалтерский баланс» (см. прил. 2), «Приложение к балансу», «Отчет о финансовых результатах деятельности» (см. прил. 3), данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета по счетам денежных средств.

Согласно требованиям МСФО (IAS) 7 (международным стандартам финансовой отчетности) учет денежных средств в хозяйственных субъектах ведется прямым и косвенным методом.

В таблице 1.2 приведены показатели поступления и выбытия денежных средств исследуемого хозяйствующего субъекта.

Таблица 1.2. Поступления и выбытия денежных средств по отчеты об исполнении бюджета за 2010-2011 гг.

Показатели

2010

2011

Изменения




+/-

%

Доходы:





Утвержд. бюджетные назначения

58243,6

54764,0

-3479,6

94,03

Исполнено

34222,9

37065,0

2842,1

108,30

Неисполненные назначения

24020,7

17699,0

-6321,7

73,68

Расходы:





Утвержд. бюджетные назначения

286461,2

294591,4

8130,2

102,84

Исполнено

271321,4

266385,3

-4936,1

98,18

Неисполненные назначения

15139,8

28206,05

13066,25

186,30

Результаты исполнения бюджета

-237099,0

-229320,3

7778,2

96,72


Итак, согласно таблицы 1.2, в 2010 году исполнение по показателю «доходы» составило всего лишь 58,75%, а в 2011 году 67,68%. Причем в 2011 году утвержденные бюджетные назначения по показателю «доходы» снизились на 5,97%. По показателю «расходы» утвержденные бюджетные назначения увеличились на 2,84% по сравнению 2010 годом. Но исполнение снизилось на 1,82% по сравнению с 2010 годом и составило 90,4%. Результаты по исполнению бюджета в 2010 году составили минус 237099,0 тыс. руб., а в 2011 году данный показатель снизился на 3,28% и составили минус 229320, 3 тыс. руб.

Далее рассмотрим поступление и выбытие денежных потоков на основании отчета о финансовых результатах деятельности (см. табл. 1.3).

Таблица 1.3. Поступление и выбытие денежных потоков на основании отчета о финансовых результатах деятельности за 2010-2011 гг.

Показатели

2010

2011

Изменение




+/-

%

Доходы (стр. 010)

37620,3

39017,5

1397,2

103,71

Расходы (стр. 150)

296626,3

285525,1

-11101,2

96,26

Чистый операционный результат (стр. 290)

-259006

-246507,6

12498,4

95,17


Как видно из таблицы 1.3 как в 2010, так и в 2011 годах расходы превышают доходы. В 2011 году доходы учреждения увеличились на 3,71% по сравнению с 2010 годом и составили 39017,5 тыс. руб. Расходы снизились в 2011 году на 3,74% и составили 285525,1 тыс. руб.

Вертикальный анализ денежных потоков по видам деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой) позволяет установить долю каждого вида деятельности в формировании положительного, отрицательного и чистого денежного потоков.

Результат вертикального анализа служит базой проведения фундаментального анализа формирования чистого денежного потока.

Для проведения вертикального анализа поступления и расходования денежных средств на исследуемом предприятии используем данные таблицы 1.4.

Таблица 1.4 Вертикальный анализ поступления денежных средств 2011 г.

Наименование показателей

Абсолютная величина, тыс. руб.

Доля от суммы всех источников дохода, %

Доходы - всего

39017,5

100

Доходы от собственности

21,56

0,06

Доходы от оказания платных услуг

22096,23

56,63

Безвозмездное поступление от бюджетов

2496,0

6,4

Доходы от операций с активами

-164,5

-0,42

Прочие доходы

14568,17

37,33


Из данных таблицы видно, что основным источником притока денежных средств в учреждении являются доход от оказания платных услуг 56,63% и прочие доходы 37,33%. Отрицательную долю имеют доходы от операции с активами минус 0,42%.

В таблице 1.5 проанализируем выбытие денежных средств за 2011 год.

Таблица 1.5 Вертикальный анализ выбытия денежных средств за 2011 год

Наименование показателейАбсолютная величина, тыс. руб.Доля от суммы всех источников дохода, %



Расходы - всего

285525,1

100

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

211146,1

73,93

Приобретение работ, услуг

22461,9

7,9

Безвозмездные перечисления организациям

6853,3

2,4

Социальное обеспечение

11497,8

4,02

Расходы по операциям с активами

28300,9

9,91

Прочие расходы

5265,2

1,84


Среди направлений расходования денежных средств основной удельный вес занимает оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 73,93%.

Остальные направления расходования денежных средств имеют следующий удельный вес:

·        Расходы по операциям с активами 9,91%;

·        Приобретение работ и услуг 7,9%;

·        Социальное обеспечение (социальная помощь населению) 4,02%;

·        Безвозмездные перечисления организациям 2,4%;

·        Прочие расходы 1,84%.

Следовательно, исследуемое учреждение в целом неспособно генерировать денежные средства в объеме, достаточном для осуществления необходимых расходов.

Список используемой литературы

1.   Положение Центрального банка РФ от 12.10.2011г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ».

.     Конституция Российской Федерации: офиц. текст с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ. Собр. законодательства РФ. - 2009. - №4. - ст.445.

3.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 19.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2009) // Собр. законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст.3340.

.        О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - №48. - Ст5369.

.        О несостоятельности (банкротстве) предприятий: федеральный закон от 26.08.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07. 2010) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - №43. - Ст.4190.

.        Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Постановление правительства РФ от 06 марта 1998г. № 283 // Собр. Законодательства РФ. - 1998. - №40. - Ст.4214.

.        Об объемах и формах бухгалтерской отчетности организации: Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 № 67-н (ред. от 18.09.2006) // Финансовая газета. - 2003. - №32.

.        Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации: Приказ Федеральной службы по финансовому оздоровлению РФ от 23 января 2001г. № 16 // Вестник ФСФО РФ. - 2001. - №2.

.        Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 18 сентября 2006 года) Финансовая газета. - 1999. - №34.

.        Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 01 декабря 2010 года № 157н.

.        Приказ № 49 Минфина РФ от 13.06.1995 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

.        Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12.12.2011 г.

.        Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2010 № 199н).

Книги одного, двух или трех авторов

.     Бабаев Ю.А. , Комисарова И.П. , Бородин В.А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 528 с.

15.    Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: пер. с англ.: учебник / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 624 с.

.        Бланк И.А. Управление денежными потоками: учебное пособие / И.А. Бланк. - Киев.: Ника - Центр, Эльга, 2007. - 242 с.

.        Бочаров В.В. Финансовое планирование - СПб.: Питер, 2006. - 321 с.

.        Васильева Л.С. Финансовый анализ : учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Л.С.Васильева, М.В. Петровская. - М.: КНОРУС, 2007. - 816 с.

.        Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: учебно-практическое пособие / А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис, 2008. - 192 с.

.        Гончарук О.В. Управление финансами предприятия: учеб. пособие/О.В, Гончарук, М.И. Кныш, Д.В. Шопенко. - СПб.: Дмитрий Буланин. 2008 - 430

.        Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / С.В. Дыбаль. - Спб.: Бизнес-пресса, 2006. - 304 с.

.        Донцова Л.В. Комплексный анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: ДИС, 2009. - 336 с.

.        Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности: учебник О.В. Ефимова. - М.: Омега- Л, 2006. - 405 с.

.        Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 610 с.

.        Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.- 724с.

.        Костырко Л.А. Финансовый анализ и прогнозирование экономического потенциала предприятия: учебное пособие / Л.А. Костырко. - Луганск.: Финансист, 2006. - 92 с.

27. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 640с.

.     Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие / Г.Н. Лиференко. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 202 с.

29.    Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебник / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 438 с.

.        Мельник М.В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения: учебное пособие / М.В. Мельник, В.В. Бердников. - М.: Экономистъ, 2006. - 159 с.

.        Новопашина Е.А. Практика оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта: учебное пособие / Е.А. Новопашина. - М.: Омега -Л, 2008. - 214 с.

.        Павлова, Л.Н. Финансы предприятий: учебник для вузов Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. - 639 с.

.        Попова Р. Г. Финансы предприятия / Р.Г. Попова, Н.И. Самонова, И.И. Добросирдова. - СПб.: Питер, 2007. - 491 с.

.        Рожнова О.В. Задачи по международным стандартам учета и отчетности / Рожнова О.В., Ухтеева Н.А. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. - 121 с.

.        Савицкая, Г.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / 6-е изд., переработ. и доп. / Г.Н. Савицкая. - Мн.: Новое знание, 2007. - 304 с.

.        Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики, 2009. - 387 с.

.        Титаева А.В. Анализ денежного потока /А.В. Титаева. - СПб.: Питер, 2010. - 348 с.

38. Тихомиров Е. Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: учебник для вузов / Е. Ф. Тихомиров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 384 с.

.     Федотов А.В. Учет кассовых операций. - М.: ЗАО Издательский дом «Главбух», 2007. - 285 с.

40.    Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, Н.И. Гамаюнов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 521 с.

.        Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2007. - 443 с.

.        Гутова А.В. Управление денежными потоками: теоретические аспекты.//Финансовый менеджмент, 2007. - №4. - С. 21-24.

43. Овсийчук М.Ф. Управление денежными средствами предприятия / М.Ф. Овсийчук // Аудитор. - 2008. - №5. - С. 37-42.

44.    Савотеева, Л.Р. Международные стандарты финансовой отчетности / Л.Р. Савотеева // Финансовая газета. - 2010. - №21. - С. 17-20.

Электронные ресурсы

45.    Денежный поток. Управление денежными потоками. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.financial-lawyer.ru/>

.        Юрконсул. - Законодательная информация. - - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://pravo.urconsul.ru/law/>

.        Управление - Функции финансового менеджмента - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.upravlenie24.ru/funfinmanagmenta.htm>

.        Финансы предприятия - Принципы финансового менеджмента - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://dkb-fin.ru>

Похожие работы на - Бухгалтерский учет денежных потоков Управления культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!