Оценка функционирования и обслуживания в торговых предприятиях Республики Беларусь и Могилёвской области

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка функционирования и обслуживания в торговых предприятиях Республики Беларусь и Могилёвской области

Содержание

Введение

1. Сущность, признаки и типы торговых предприятий как основного организационно-хозяйственного звена торговли

1.1 Виды торговых предприятий

1.2     Классификация розничных торговых предприятий

1.3 Общая характеристика оптовых торговых предприятий и их роль в процессе товародвижения

1.4     Контроль работы розничных торговых предприятий

2. Оценка функционирования и обслуживания торговых предприятий Республики Беларусь и Могилёвской области

2.1 Оценка функционирования торговых предприятий в Республике Беларусь

2.2     Оценка функционирования торговых предприятий в Могилёвской области

.3       Торговая характеристика магазина «Мила»

3.   Современные направления развития торговых предприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Торговля - это отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Для выполнения своих функций по обслуживанию населения торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной организации. Такими организациями служат торговые предприятия.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Функции торгового предприятия обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основная функция - продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную.

Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.

В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:

·  оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);

·        розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующей системы контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках законодательства, экономической политики государства и при этом учитывать интересы конечных потребителей.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

Магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Все вышеперечисленные аргументы обуславливают актуальность выбранной темы и значимость всей работы в целом.

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о торговых предприятиях, а также выявление современных направлений развития торговых предприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

изучить общие характеристики розничных и оптовых торговых предприятий; - рассмотреть понятие торговых сетей;

изучить основные принципы размещения магазинов;

проследить, как происходит контроль работы розничных торговых предприятий;

изучить оценку функционирования и обслуживания торговых предприятий Республики Беларусь и Могилёвской области, а так же торговую характеристику магазина;

рассказать о современных направлениях развития торговых предприятий.

1. Сущность, признаки, типы и виды торговых предприятий как основного организационно-хозяйственного звена торговли

1.1    Виды торговых предприятий

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:

·  оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);

·        розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью). [9]

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются: торговые предприятия, организации и системы.

Торговое предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятельность и связанные с ней торговые услуги.

Торговое предприятие - основное звено розничной торговли, для которого характерны три признака: экономический, организационный и правовой.

Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.

Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

Основным типом торгового предприятия и организации до недавнего времени на территории республики был торг. В настоящее время по решению правительства идет процесс демонополизации торгов.

Существующие торги подразделяются на республиканские (Велювелирторг) и местные (пищеторги, промторги, коопторги, пищепромторги).

Вместо торгов в республике получили развитие новые типы торговых предприятий: арендные предприятия, малые, совместные предприятия, кооперативы.

Арендное предприятие образуется путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов

Акционерные общества - это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).

Преобразование государственных предприятий в акционерное общество производится следующим образом:

) коллектив государственного предприятия принимает согласованное с органами власти решение о преобразовании в акционерное общество;

) разрабатывается устав АО и другие документы;

) распространяются акции среди работников и населения;

) проводится учредительная конференция или общее собрание акционеров.

В настоящее время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий как розничной, так и оптовой торговли.

Совместное предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.

Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предприятия - предельная численность работающих, которая в розничной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприятия могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.

Учредители наделяют создаваемые ими малые предприятия основными и оборотными средствами, образующими их уставный фонд. Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителями. В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия). На основании этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Советов народных депутатов города или района, после чего оно приобретает права юридического лица.

Кооператив представляет собой организацию граждан и предприятий, добровольно объединяющихся для ведения торговой или иной деятельности, носящей товарный характер, на основе принадлежащего ему или предоставленного в пользование имущества, самостоятельности и самофинансирования. По действующему законодательству в кооперативе должно работать не менее 3 человек. Они различаются по видам деятельности (розничной торговли, торгово-закупочной, по оказанию услуг и т.п.), степени обособленности и структуре. [8,с. 9]

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

o изучение покупательского спроса на товары;

o   формирование ассортимента товаров;

o   организацию закупок и завоза товаров;

o   оказание торговых услуг покупателям;

o рекламирование товаров и услуг. [9]

Торговая организация представляет собой орган управления, объединяющий торговые единицы (нехозрасчетные магазины) и самостоятельные торговые предприятия.

Торговые предприятия и организации могут создавать объединения. Наиболее распространёнными в экономике Республики Беларусь являются ассоциации и концерны.

Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий л формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.

Основными функциями ассоциации являются:

o координация деятельности входящих предприятий;

o   защита и представление интересов в суде, арбитраже и др.;

o   исследование рынка;

o   анализ и обобщение передового опыта;

o   подготовка кадров;

o   социальное развитие предприятий и т.п.

Концерн - это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.

Предприятия-участники связаны между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.

Концерн характеризуется единством управления и контроля. По сравнению с ассоциацией здесь более широко централизованы функции управления и в большей степени утрачена экономическая самостоятельность.

Основными функциями концерна являются:

o финансовый контроль за деятельность входящих предприятий;

o   координация коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятий;

o   проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;

o   маневрирование товарными ресурсами; создание фондов и резервов.

К чисто торговым концернам в Республике Беларусь можно отнести Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще предприятия розничной торговли относятся к концернам производственного типа.

Характерным признаком торговой системы является однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.

К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Министерства торговли, система потребительской кооперации, система ОРСов промышленных предприятий и транспорта, системы прочих министерств и ведомств. [8,с. 12]

1.2    Классификация розничных торговых предприятий

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с её помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей. [8, c. 20]

Рассмотрим основные разновидности розничных торговых предприятий по отдельным классификационным признакам, положенным в основу современных принципов организации розничной торговой сети.

. По основным контингентам покупателей магазины разделяются на такие группы:

магазины, которые обслуживают городских жителей;

магазины, которые обслуживают сельских жителей.

Стоит обратить внимание на то, что значительную часть покупок сельские жители делают в городах, где обеспечен более разнообразный ассортимент товаров и созданы лучшие условия для их приобретения.

. По характеру размещения на территории населенного пункта магазины делятся на такие группы:

магазины, которые размещены непосредственно в жилой застройке;

магазины, которые размещены в местах общегородского значения.

Характер размещения магазина определяется различными факторами. Так, магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах (основные группы продовольственных товаров, хозяйственные, галантерейно-парфюмерные, другие группы непродовольственных товаров повседневного спроса). Главным фактором при их размещении является радиус пешеходной доступности (в пределах 500 м).

Магазины второй группы призваны удовлетворять периодические и эпизодические потребности покупателей. Здесь основными факторами является широта предложенного выбора и обеспечения транспортной доступности.

. По формам товарной специализации магазины делятся на такие группы:

универсальные;

комбинированные;

специализированные;

узкоспециализированные;

смешанные.

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных и непродовольственных товаров. Они наиболее удобны покупателям, так как обеспечивают комплексное удовлетворение их спроса.

Комбинированные магазины реализуют товары двух-трех групп, объединенных общностью их потребления (мясо - рыба - овощи, трикотаж - галантерея, галантерея - парфюмерия).

Специализированные магазины реализуют, как правило, одну группу товаров (продажа одежды, обуви, хлебобулочных изделий, рыбных товаров и т. п). Это связано с тем, что, ограничивая свою деятельность определенным сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить высокий уровень удовлетворения спроса на отдельные товары, предложить широкую номенклатуру дополнительных услуг.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной товарной подгруппы, например, по продаже женской обуви, инструментов, мужских рубашек, электроосветительных приборов и т.п.

Смешанные магазины реализуют товары разных групп, не связанных между собой. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольственных товаров.

. По значимости товаров, которые реализуются разными методами, магазины делятся на такие группы:

магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей;

магазины, которые реализуют товары методом самообслуживания;

магазины, которые реализуют товары по образцам и каталогам.

. По ценовым уровням реализованных товаров магазины делятся на такие группы:

элитные магазины с самым высоким уровнем цен;

магазины со средним уровнем цен;

магазины с низким уровнем цен.

Эта относительно новая для нашей практики система классификации является результатом углубления дифференциации доходов населения после перехода к рыночной экономике.

. По размерами торговой площади магазины делятся на такие группы: малые, средние, большие, очень большие.

К малым магазинам в городах относят магазины с торговой площадью до 250 кв. м, в сельской местности - до 100 кв. м.

К средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 251-1000 кв. м, в сельской местности - 101-400 кв. м. Такие магазины размещаются в приспособленных помещениях или в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованы универсальные продовольственные, комбинированные, специализированные и узкоспециализированные магазины.

К большим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 1001-3500 кв. м, в сельской местности - 401-1000 кв. м. Такая торговая площадь дает возможность создавать магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные и непродовольственные магазины.

К очень большим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв. м, в сельской местности - свыше 1000 кв. м. Это, как правило, непродовольственные магазины.

. По категориям магазины делятся на "люкс", "высшая", "первая", "вторая", "без категории". Присвоение категории осуществляется местными государственными администрациями путем аттестации объектов розничной торговли на основе комплекса показателей, которые характеризуют:

местонахождение здания и состояние прилегающей территории;

вид, тип и особенности здания;

комфортность, техническую оснащенность, внутренний и внешний дизайн помещений;

логичность и функциональную организацию торгового процесса;

методы обслуживания;

квалификацию персонала;

качество обслуживания.

. По формам обслуживания различают магазины самообслуживания и магазины, которые используют традиционный метод торговли (за прилавком, по образцам, каталогам и т.п.).

. По типу здания и особенностям объемно-планового решения магазины делятся на отдельно стоячие, встроено-пристроенные и торговые комплексы, а также одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. [9]

1.3 Общая характеристика оптовых торговых предприятий и их роль в процессе товародвижения

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, - оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

За последние годы произошло резкое сокращение объемов оптовых операций. Существенно снизилась роль оптовых предприятий в снабжении розничных торговых предприятии товарами. В связи с этим важной задачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций.

Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров.

В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Существенно расширяются права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке. [2, с.35]

Мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:

• торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других, подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебаниями цен;

· торговля по прямым производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение имеет в торговле черными металлами и сталью;

· оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя:

Ø оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев, а также предоставляет им обширный сервис;

Ø  оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар;

· оптовая торговля с оплатой наличными до приемки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по форме самообслуживания). Данный вид оптовых продаж производится постоянным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые комплектуют свои заказы на складе по форме самообслуживания. Оплата товара осуществляется наличными, клиент осуществляет погрузку и вывоз товара самостоятельно (самовывоз). Например, розничный торговец может ежедневно самостоятельно приобретать необходимое дневное количество овощей и фруктов на центральном рынке, аналогичную операцию проделывают рестораны, закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.;

· оптовая торговля со стеллажей. Крупные предприятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуществляет текущее наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно непроданные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и дополняет его ассортимент. По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли:

•оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу, например оптовая торговля продовольственными товарами;

•специализированная оптовая торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углубленный ассортимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю широкий выбор товаров.

В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (Таблица 1.1.). К числу наиболее значимых относятся:

· коммерческо-посреднические фирмы - оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников;

· оптовые базы - это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции.[4, с. 112]

Таблица 1.1

Видовое разнообразие оптовых организаций [3, с. 165]

Типы

Виды

Независимые оптовые структуры

1. Республиканские (общенациональные)

Оптовики

Посредники

Организаторы



60-65%*

15- 20%*

25%*



специализированные

предприятия-агенты

Оптовые ярмарки



универсальные

предприятия-брокеры

Выставки-ярмарки





Товарные биржи





Аукционы





Оптовые продовольственные





Склады гарантированного хранения





Склады-отели

Зависимые оптовые структуры

Транспортно-экспедиционные предприятия

2. Региональные

Сбытовые подразделения промышленных предприятий


(внутрирегиональные)

Оптовые структуры розничных предприятий и объединений

•   товарные биржи - организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством;

•        оптовые магазины - оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции;

•   торговые дома - брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или других оптовых предприятий;

•        ярмарки-выставки - периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

•        аукционы - особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов;

•        брокерские конторы (фирмы, брокеры) - посреднические торговые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет;

•        дилерские конторы (фирмы, дилеры) - посреднические предприятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов;

•        коммивояжеры - разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары но имеющимся у них образцам или каталогам;

•        торговые и промышленные агенты - лица, действующие по поручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию;

•        ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относятся торговые (торгово-промышленные) палаты. Торговые палаты (ТП), существующие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов);

•        оптовые продовольственные рынки (ОПР) - это огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и внешние оптовики напрямую продают сельскохозяйственную продукцию предпринимателям сферы переработки и хозяевам различных магазинов. Несомненно, что продукты, поставляемые в город через такие рынки, обходятся покупателю значительно дешевле, чем по сложившейся схеме снабжения продовольствием через посредников. Рынки обеспечивают стабильность продовольственного снабжения, защищают товаропроизводителя и переработчика, способствуют поступлению средств в местный бюджет за счет легализации торговли.[4,с. 115]

1.4    Контроль работы розничных торговых предприятий

Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующей системы контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках законодательства, экономической политики государства и при этом учитывать интересы конечных потребителей.

Контроль - наблюдение, надзор с целью проверки; проверка чего-либо.

Система контроля позволяет:

• определить практические результаты работы субъектов хозяйствования;

• выявлять слабые стороны, недостатки в деятельности субъекта хозяйствования

• своевременно корректировать содержание мероприятий по выполнению установленных заданий;

• оценивать альтернативы развития;

• оценивать степень достижения целей.

По роду своей деятельности и полномочиям по регулированию отношений между участниками рынка контролирующие органы подразделяются на государственные, органы местного самоуправления и общественные.

Государственные контролирующие органы представлены на рис 1. Свои полномочия контролирующие органы осуществляют в соответствии с законами, нормативно-правовыми актами, уставами, положениями, инструкциями.

Рисунок 1. Органы государственного контроля за деятельностью торговых организаций

Контроль за деятельностью организаций осуществляется путем его проверки.

Проверка - способ контроля, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций но одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:

• проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

• проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

• своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

• принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Внеплановые проверки проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов.

Основанием для проверки торговых организаций являются плановые задания органов исполнительной власти и внеплановые проверки по заявлениям, жалобам, обращениям потребителей, по публикациям в средствах массовой информации о нарушениях в деятельности организаций, а также по обращениям других контролирующих органов и участников потребительского рынка.

Проверка торговых организаций заключается в обследовании их общих характеристик, условий реализации товаров и предоставления услуг, наличия и использования необходимой документации, фактического соблюдения правил реализации товаров и предоставления услуг, в контроле качества и безопасности товаров и услуг, выполнения предписаний контролирующих органов и требований Закона О защите прав потребителей. Эти направления контроля составляют предметы контроля.

Осуществляются проверки по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки выдается предписание, в котором указываются наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого проводится проверка, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и срок ее проведения. Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней, который может быть продлен руководителем контролирующего органа.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки, в которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.

В случае отказа уполномоченного представителя субъекта предпринимательской деятельности от подписания акта проверки в нем делается соответствующая запись. Представитель субъекта предпринимательской деятельности вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку.

Все объекты розничной торговли независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности должны иметь:

книгу отзывов и предложений, в которую покупатели записывают жалобы, предложения, замечания;

книгу учета проверок (ревизий) - для записи проверяющими результатов проверки и предложений по устранению недостатков и нарушений в работе;

санитарный журнал (для объектов торговли, осуществляющих реализацию продовольственных товаров), который выдается по требованию представителей санитарно-эпидемиологической службы и других контролирующих органов в соответствии с их полномочиями.

Порядок их ведения определен нормативными актами.

Книга отзывов и предложений должна находиться в торговом зале на видном и доступном для покупателей месте. Книга учета проверок (ревизий) и санитарный журнал находятся у руководителя (собственника) торгового объекта или по его поручению у иного должностного лица.

Юридические лица (организации) несут административную и гражданско-правовую ответственность. Персонал предприятия несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность. Контролирующий орган по результатам проверки организации должен ограничиться составлением протокола об административном правонарушении, а постановление по делу об административном правонарушении должен выносить судья. [1, c. 143]

торговый предприятие оптовый розничный

. Оценка функционирования и обслуживания торговых предприятий Республики Беларусь и Могилёвской области

.1 Оценка функционирования торговых предприятий в Республике Беларусь

Розничная торговля представляет собой торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Основу материально-технической базы торговли составляет розничная торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Торговое предприятие - это упорядоченная система, все составные элементы которой функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие.

Таблица 2.1

Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь

Показатель

1990г.

2000г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Темп роста

Магазины - всего, ед.

21180

24644

27943

29100

30966

32075

151,4

в том числе:

17842

10085

8810

9186

10541

11025


магазины самообслуживания







61,8

с торговой площадью от 650 кв. м

136

171

210

212

230

243

178,7

с торговой площадью от 1000 кв. м

63

81

99

107

115

124

196,8

Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м

2323,9

2641,7

2587,7

2674,8

2771

2968

127,7

в том числе магазинов самообслуживания

2021,9

1213,7

1228,9

1318,6

1602,7

1658,5

82

Фирменные магазины, ед.

33

680

516

530

589

608

1842,4

Торговые центры, ед.

-

-

205

260

324

321

156,6

Площадь торговых центров, тыс. кв. м

-

-

205,8

220,5

358,6

245,5

119,3

Торговые объекты в торговых центрах, ед.

-

-

13627

16900

20119

19994

146,7

Торговая площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м

2323,9

2641,7

2793,5

2895,5

3129,6

3213,5

138,3

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м



286

308,5

322

342

119,6

Рынки, ед.

220

293

368

416

413

396

180

Количество торговых мест на рынках, тыс. ед.

38,8

62,3

73,6

106,1

102,8

264,9

Магазины-склады - всего, ед.

-

73

156

161

175

173

236,6


Как видно из данной таблицы, в республике на конец 2009 г. насчитывалось 32075 предприятий торговли всех форм собственности. Это на 1109 единиц больше, чем в 2008 г., а по сравнению с 1990 г. разница составила 10895 магазинов.

Также наблюдается рост торговых площадей магазинов традиционного метода обслуживания, и снижение в магазинах с самообслуживанием. За последнее десятилетие появились торговые центры с количеством объектов на 2009 г. 19994 единиц. Получили свое развитие рынки и магазины-склады.

По итогам 2009 г. наибольшее количество магазинов было с формой самообслуживания и составило 34,4 % от общего числа магазинов. Это говорит о том, что данный метод реализации товаров наиболее приемлемый и удобный, как для магазина, так и для покупателя, на данный момент времени.

За январь-март 2011 года объем розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 18366,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 20,9% (январь-март 2010 г. - на 13,3%).

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь-март 2011 г. составил 17454,6 млрд. руб. и увеличился по сравнению с январем-мартом 2010 г. в сопоставимых ценах на 21,4% (таблица 2.2.).

Таблица 2.2

Розничный товарооборот через все каналы реализации по областям и г. Минску за январь-март 2011 года. [5]

Наименование областей

Розничный товарооборот торговли и общественного питания через все каналы

В том числе


2011 г.

2011 г. в % к 2010 г. в сопоставимых ценах

товарооборот розничной торговли




2011 г.

2011 г. в % к 2010 г. в сопоставимых ценах

Брестская

2321,7

120,2

2215,2

120,6

Витебская

2112,3

121,2

2019,4

121,6

Гомельская

2189,5

121,7

2053,8

122,9

Гродненская

1954,0

119,5

1873,5

119,9

Минская

2412,5

122,7

2320,3

123,1

Могилевская

1770,5

122,1

1690,2

122,5

г.Минск

5605,8

120,2

5282,2

120,7


18366,3


17454,6



Отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (118,6%), удельный вес которых составляет 15,9% в розничном товарообороте торговли и общественного питания.

В январе-марте 2011 г. населению увеличилась продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 18,4%, непродовольственных товаров - на 24,7%. В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе-марте 2011 г. составил 52,1% (в январе-марте 2010 г. -51,4%), непродовольственных товаров - 47,9% (в январе-марте 2010 г. -48,6%).

В январе-апреле 2011 г. населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 12708,4 млрд. рублей, что составляет 118,1% к уровню соответствующего периода прошлого года, непродовольственных товаров - на 11689,1 млрд. рублей, или 124,5%.

Динамика розничного товарооборота торговли пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями и непродовольственными товарами представлена данными таблицы (Таблица 2.3.):

Таблица 2.3

Динамика розничного товарооборота торговли пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями и непродовольственными товарами [7]


Пищевые продукты, напитки и табачные изделия, в % к

Непродовольственные товары, в % к


соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2010 г.1) I квартал Апрель Январь-апрель II квартал I полугодие III квартал Январь-сентябрь IV квартал Январь-декабрь 2011 г. Январь Февраль Март I квартал Апрель Январь-апрель

 114,3 112,9 113,9 114,4 114,6 115,8 115,0 116,8 115,5  117,9 120,1 116,9 118,4 117,3 118,1

 92,1 103,0 х 114,1 х 109,9 х 102,7 х  81,82) 93,0 112,9 х 106,0 х

 113,0 120,3 115,0 118,5 115,9 121,6 118,0 122,4 119,3  123,6 126,8 124,0 124,7 124,0 124,5

 83,7 114,3 х 118,1 х 110,1 х 108,6 х  79,82) 98,3 110,7 … 104,0 х


) В 2010 году данные приведены по продовольственным товарам и непродовольственным товарам, включая табачные изделия.

) Оценка

Торговыми организациями в январе-апреле 2011 г. продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 10534,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 118,7% к уровню января-апреля 2010 г.

Данные о продаже отдельных пищевых продуктов, напитков и табачных изделий представлены в таблице (таблица 2.4.):

Таблица 2.4

Данные о продаже отдельных пищевых продуктов, напитков и табачных изделий [7]


Продано в январе-апреле 2011 г., тыс. т

Январь-апрель 2011 г. в % к январю-апрелю 2010 г.


по всем каналам реализации

в том числе торговыми организациями

по всем каналам реализации

в том числе торговыми организациями

Мясо,  в том числе мясо домашней птицы и мясные продукты продукты из мяса, (колбасные изделия, копчености, полуфабрикаты) консервы мясные Масло животное Сыр Масло растительное Сахар Крупа Макаронные изделия Яйца, млн. шт. Газированные безалкогольные напитки, млн. дал Кондитерские изделия из сахара Фруктовые и овощные соки Табачные изделия, млрд. штук

218,5  98,5   3,0 2 9,8 12,7 28,4 1 57,1 42,3 25,7 1 448,2 8,7  33,5  45,0 6,9

143,8  77,1   2,5 7,0 10,5 17,3 57,1 22,8 15,4 1 324,1 7,6  29,1  34,2 5,2

116,0  119,1   129,5 102,3 109,3 122,6 142,8 110,5 120,3 1 105,9 125,6  109,2  128,6 106,7

115,9  117,8   127,3 102,5 109,8 124,1 142,8 108,2 119,3 105,4 126,5  110,1  131,8 106,0


В январе-апреле 2011 г. торговыми организациями продано непродовольственных товаров на 7888,3 млрд. рублей, что составило 67,5% от всей продажи непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров торговыми организациями в январе-апреле 2011 г. по сравнению с январем-апрелем 2010 г. возросла на 33%.

Данные о продаже отдельных непродовольственных товаров торговыми организациями приводятся в таблице (таблица 2.5):

Таблица 2.5

Данные о продаже отдельных непродовольственных товаров торговыми организациями [7]


Продано в январе-апреле 2011 г.

Январь-апрель 2011 г. в % к январю-апрелю 2010 г. (в сопоставимых ценах)


по всем каналам реализации

в том числе торговыми организациями

по всем каналам реализации

в том числе торговыми организациями

Верхняя одежда, млрд. руб. Трикотажные изделия, млрд. руб. Чулочно-носочные изделия, млрд. руб. Обувь, млрд. руб. Строительные материалы, млрд. руб. Синтетические моющие средства, тыс. т Холодильники и морозильники, тыс. шт. Стиральные машины, тыс. шт. Телевизоры цветного изображения, тыс. шт. Фармацевтические товары, млрд. руб. Моторное топливо, млрд. руб.

880,3 658,6 118,4 642,3 599,5 15,6 74,3 58,7 4 72,6 661,11 1298,51

181,4 170,9 70,2 251,9 324,9 1 8,7 59,1 45,6 1 66,3 661,1 1 1298,5 1

136,3 136,3 117,4 124,2 150,8 130,7 175,5 166,7 114,9 124,7 109,8

122,1 126,2 122,4 131,9 154,2 138,7 162,6 166,0 114,1 124,7 109,8


Доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-марте 2011 г. составили 73,6%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - 83,6%, непродовольственных товаров - 58,9%.

На 1 апреля 2011 г. объем товарных запасов в торговых организациях снизился на 4 дня по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, обеспечивая 40 дней торговли, что соответствует уровню запасов на 1 января 2011 г.

Изменение товарных запасов в торговых организациях характеризуется следующими данными (таблица 2.6):

Таблица 2.6

Изменение товарных запасов в торговых организациях (на конец месяца). [7]


Товарные запасы, млрд. рублей

Уровень запасов, в днях торговли

2010 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2011 г. Январь Февраль Март Апрель

 4747,5 4877,2 5117,4 5295,2 5317,1 5447,3 5516,1 5486,3 5694,2 5781,1 6068,2 6439,1 4  6378,6 4 6001,9 6203,9 6698,5

 46 50 44 45 43 44 41 39 43 41 43 40  46 45 40 41


2.2 Оценка функционирования торговых предприятий в Могилёвской области

Торговое обслуживание населения Могилёвской области осуществляется через 4820 магазина (с торговой площадью 385,2 тыс. кв. метров), 64 торговых центра и 1540 предприятий общественного питания, что на 365 объектов больше, по сравнению с 2009 годом. Фирменная торговля представлена 66 магазинами. В области функционируют 58 рынков на 11,2 тыс. торговых мест и объектов и 36 магазинов-складов.

По итогам работы за 2010 год объем розничного товарооборота через все каналы реализации по области достиг 6694,2 млрд. рублей и составил 117,6% в сопоставимых ценах при прогнозе на 2010г. 114-115% (республика - 117,1%), в т.ч. по официально учтенным предприятиям - 118,8% (республика - 118,3%). Прогноз по розничному товарообороту не выполнили 9 регионов: Белыничский - 111,5% (прогноз - 115,0%), Быховский - 112,0 (прогноз - 115,0%), Глусский - 109,0% (прогноз - 115,0%), Кличевский - 112,1% (прогноз - 115,0%), Краснопольский - 111,9% (прогноз - 115,0%), Мстиславский - 113,0% (прогноз -115,0%), Славгородский - 109,5% (прогноз - 115,0%), Хотимский - 106,8% (прогноз - 115,0%), Чаусский - 109,8% (прогноз - 115,0%).

В 2010 году розничный товарооборот на 73,3% формировался торговыми организациями и на 26,7% - индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках в киосках, палатках и других объектах.

Розничный товарооборот на душу населения через все каналы реализации в целом по области за 2010 год составил 5984,5 тыс. рублей (республика без г. Минска - 6233,7 тыс. руб.). Область превысила соответствующие показатели по Гомельской области (на 420,3 тыс. рублей).

Не достигли среднеобластного показателя по товарообороту на душу населения с учетом всех каналов реализации (без г.г. Могилева и Бобруйска) 8 районов: Белыничский, Бобруйский, Быховский, Дрибинский, Кировский, Кличевский, Могилевский, Чаусский.

Объем товарооборота организаций системы потребкооперации достиг 891,9 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил - 109,3 % при прогнозе на год - 109-110%. Удельный вес потребительской кооперации в розничном товарообороте торговых организаций области снизился к 2009 году на 1,2 п.п. и составил 18,2%.

Товарооборот предприятий общественного питания за 2010 год составил 279,3 млрд. рублей, темп роста - 109,3%. Не достигли уровня прошлого года 3 региона: Круглянский, Осиповичский, Хотимский.

В целом по области товарооборот непродовольственной и продовольственной группы товаров возрос в сравнении с 2009 годом соответственно на 18,1% и 19,2%. Удельный вес непродовольственных товаров в товарообороте области составил 38,7% и снизился на 1,5 п.п. к соответствующему периоду 2009 года.

Удельный вес реализации товаров отечественного производства в целом по области за 2010 год составил 80,6%, в т.ч. по продовольственным товарам - 86,3%, непродовольственным - 71,6%. За 2010 год всеми районами и городами Могилевом и Бобруйском, за исключением Белыничского, Глусского, Дрибинского, Краснопольского, Могилевского, Мстиславского, Чаусского, Чериковского и Шкловского, допущено снижение удельного веса товаров отечественного производства в объемах розничных продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение данного показателя является следствием неудовлетворительной работы с товарами отечественного производства. За 2010 год ни одним районом не обеспечено выполнение решения облисполкома от 5 марта 2010 года №7-14 «Об объемах поставок потребительских товаров в 2010 году» в части освоения объемов выделенных товарных ресурсов.

Областью за 2010 год освоены объемы по всем позициям продовольственных и непродовольственных товаров.

По состоянию на 1 января 2011 года в 1747 объектах торговли установлено 2520 платежных терминалов, в том числе за 2010 год за счёт собственных средств организаций торговли всех форм собственности и кредитов банка - 334.

По итогам работы за январь-ноябрь 2010 года чистая прибыль в целом по отрасли достигла 34,9 млрд. рублей (103,1% к уровню 2009 года), прибыль от реализации - 60,5 млрд. рублей (148,0% к уровню 2009 года), рентабельность реализованной продукции, работ и услуг составила 11,0% (январь-ноябрь 2009 года - 9,0%), рентабельность продаж - 1,6% (январь-ноябрь 2009 года - 1,4%).

Удельный вес убыточных организаций торговли составил 3,4%. С убытками сработали 5 организаций против 6 за январь-август 2009 года (убытки составили 611 млн.рублей за январь-август 2010 года и 1149 млн.рублей за соответствующий период 2009 года). Удельный вес убыточных организаций торговли составил 2,0%. С убытками сработали 3 организации против 5 за январь-ноябрь 2009 года (убытки составили 621 млн.рублей за январь-ноябрь 2010 года и 1283 млн.рублей за соответствующий период 2009 года). [6]

.3 Торговая характеристика магазина «Мила»

Объектом исследования курсовой работы является торговый объект «Мила», который расположен по адресу г. Могилев, Ленинская 18. Торговым профилем данного магазина является косметика, бытовая химия, парфюмерия и товары для детей.

В магазине используется метод самообслуживания. Форма торгового зала прямоугольная и разделена на две части, которые соединены общим проходом, что условно делит магазин на две секции. Данный метод продажи подходит для реализуемой продукции, поэтому на полках имеется достаточный запас товаров. Для снижения потерь магазина, связанных с «забывчивостью покупателей», имеется видеонаблюдение.

Товары располагаются на стеллажах и островках. Они разбиты на секции в зависимости от назначения (товары для ухода за кожей, волосами, телом, парфюмерия, товары для детей и др.). В свою очередь на стеллажах выкладка осуществляется следующим образом: товары выставляются вертикально (средства одной серии выставлены на одной полке), так же применяется идейное представление товаров, т.е. товары одной серии располагаются вместе. Выкладка товаров в магазине оптимальная, полностью соответствует методу продажи, так же присутствуют элементы декора.

Все товары сопровождаются ценником с указанием наименования товара, цены, производителя товара, наименованием организации, к которой относится данный торговый объект. Ценники находятся прямо под указанной на ценнике продукцией. Имеются ценники желтого цвета, символизирующие продажу со скидкой.

Предлагается ассортимент товаров (6000-7000 наименований), отработанный по современным технологиям спроса жителей определенного региона. Основным покупателем в магазине «Мила» является женщина, которая сможет самостоятельно, либо с помощью обученных консультантов подобрать себе декоративную косметику известных мировых брендов и белорусских производителей, косметику для детей и взрослых, повседневные средства гигиены и бытовой химии и многие приятные мелочи. Ценовая политика предполагает полное соответствие наших цен рыночным. Кроме того, существуют программы акций и распродаж, подарки для покупателей.

Каждый месяц магазин издает листовки. Многим живущим покупателям они попадают в почтовый ящик. Там представлена акционная продукция со скидками. Таких товаров - около сорока, а цена снижена на 30-40 процентов.

Торговый объект работает с 10:00 до 20:00 с понедельника по субботу и с 10.00 до 18.00 в воскресенье, без обедов и выходных.

Торговый персонал - женщины. Бейджи у торгового персонала имеются, они содержат следующую информацию: Ф.И.О продавца и логотип магазина.

Форма одежды у персонала стилизованная, аккуратная (майка фирменных цветов магазина: салатового и розового с логотипом). Продавцы хорошо разбираются в представленном товаре и могут оказать квалифицированную помощь при выборе косметического средства.

Продавец-консультант предлагает свою помощь, по истечению некоторого времени после прихода покупателя в магазин. Помощь является ненавязчивой и не побуждает покупателя покинуть магазин.

Торговый персонал очень приветлив и дружелюбен, готов помочь покупателю в любой момент в выборе косметического средства.

На кассе происходят не только расчетные операции, но и разъяснение о условиях проходящих акций, выдача подарков.

К услугам, предоставляемым данным магазином можно отнести консультацию продавца, подбор средств, наличие тестеров косметики и возможность их использования.

Помещение магазина имеет общую площадь в 200 квадратных метров, из них торговая площадь - 170 квадратных метров. Экспозиционная площадь - 80 квадратных метров, площадь подсобных помещений - 30 кв.м.

Исходя из данных рассчитаем удельный вес торговой площади магазина по формуле (1).

=, (1)

где - - удельный вес торговой площади;

S - установочная площадь оборудования;

S - площадь торгового зала.

Расчет: =170/200=0,85

Исходя из рассчитанного показателя можно отметить, что торговая площадь занимает 85% площади магазина. Это означает, что необходимо немного больше пространства для хранения, перемещения товаров.

Внешнее оформление магазина «Мила» выдержано в фирменном стиле, с использованием логотипа сети магазинов (сердечко), а также с использованием фирменных цветов салатового и розового. Эти цвета очень яркие, что привлекает внимание прохожих и вызывают желание посетить его. Наружные витрины оформлены фотографиями продукции, а также информацией продаваемом ассортименте. В целом витрины оформлены ярко, красочно, вызывающе. Вход аккуратный и чистый, белые пластиковые двери и стекла начисто вымыты, над входом висит вывеска с названием магазина и фирменным логотипом (сердечко).

При входе в магазин присутствует атмосфера уюта, аккуратности и чистоты. Внутри магазин так же оформлен в фирменном стиле, на всем оборудовании имеется фирменный логотип, все оборудование в фирменном розовом цвете. Стены салатового цвета, что создает ощущение свежести и натуральности, что немаловажно, учитывая ассортимент реализуемой продукции.

Отделы и секции размещены таким образом, что бы покупателю было легко и доступно найти нужный ему товар, легко ориентироваться в торговом зале, так как имеются указатели месторасположения товаров, оборудование для выкладки товаров размещено вдоль стены, а также имеются островки по середине торгового зала. Проходы достаточно широкие, свободные, что обеспечивает свободное двустороннее движение покупательских потоков.

Направление движения покупательских потоков с лева на право, что ликвидирует все холодные зоны магазина.

Касса располагается возле входа, пересечение входящих и выходящих покупателей регулируется при помощи специального оборудования. Есть уголок покупателя (там размещена следующая информация: свидетельство о государственной регистрации, специальное разрешение (лицензия), информация о том, где находится книга замечаний и предложений, ассортиментный перечень), выдержанный в фирменном стиле, а так же имеется стол для упаковки товаров, инвентарные корзины и номерные ящики. Хотя магазин открылся совсем недавно, но уже пользуется большой популярностью. Магазин расположен в пешеходной зоне, где бывает множество горожан, что подтверждает желание магазина максимально удовлетворять спрос населения. В течение 20 минут (после 12.00) магазин посетило около 15 человек.

3. Современные направления развития торговых предприятий

На сегодняшний момент в Республике Беларусь насчитываются десятки тысяч розничных торговых предприятий самых разных размеров и форм. Более того, постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых форм. Например, современные магазины сочетают в себе черты универсама и магазина сниженных цен.

Розничные торговые предприятия самообслуживания стали стремительно расти в стране. Сегодня услугами розничных магазином самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.

Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаром имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.

Категория специализированных и неспециализированных ритейлоров - относительно простой способ выделения различных типов торговых предприятий. Однако, с точки зрения потребителя, коммерческая привлекательность определенного магазина связана со способом осуществления продаж. Под розничным форматом понимается предлагаемый потребителю ритейлером в магазине пакет товаров и услуг. Розничные форматы могут быть определены в соответствии с различным атрибутами.

Местоположение. Для того чтобы привлечь потребителей, магазины в загородных торговых центрах должны предлагать широкий выбор и качество. Для торговой точки, расположенной в проходных местах, привлекательным должен быть соответствующий ассортимент первоклассных брендов по выгодным ценам.

Размер магазина влияет на ожидания потребителя относительно товарного ассортимента. От маленьких магазинов ожидают интересного ограниченного ассортимента.

Мерчендайзинг. Розничный торговец должен принять во внимание ряд аспектов:

1. товар-микс. Некоторые магазины придерживаются одной из основных товарных категорий (бакалея), другие могут «смешивать» продукты питания и основные непродовольственные товары (электротовары).

2. товарный ассортимент : выбор товаров в пределах классификации.

3.       товарная широт а, измеряемая числом различных брендов в магазине.

.        товарная глубина товаров: измеряемая средним числом товарных единиц хранения в пределах каждого бренда.

Цена. От универсама ожидают низких цен и широкого и глубокого ассортимента; от экономичных магазинов (дискаунтеров) - относительно ограниченного диапазона товаров по более низким ценам. Специализированные магазины, как ожидается, обеспечивают широкий диапазон товаров. Специализированные продовольственные магазины назначают относительно высокие цены. C другой стороны, специализированные непродовольственные магазины варьируют цены в зависимости от предлагаемой товарной категории.

Атмосфера и сервис. Восприятие качества или низкой цены; полное или ограниченное обслуживание - все это сигналы, которыми потребители руководствуются в своих решениях относительно мест совершения покупок. Ограниченность магазинного пространства означает, что розничный торговец должен сделать выбор между широтой и глубиной ассортимента или пойти на компромисс с вместимостью (более узкие проходы либо высокие полки).

Для того чтобы оставаться в бизнесе, розничным торговцам, как и другим предпринимателям, необходимо создавать прибыль. Но генерирование прибыли сегодня не должно ставить под сомнение ее получение завтра. Достижение долгосрочного успеха предполагает планирование розничной торговли. Успех в бизнесе основывается на продвижении вперед по различным направлениям:

Установление розничным торговцем рыночной позиции, позволяющей удовлетворять потребности четко определенной группы или групп потребителей:

·  фирма должна иметь некие предлагаемые потребителям преимущества. Небольшие удобные магазины в непосредственной близости к потребителям, сводят на нет преимущества по издержкам крупных супермаркетов своим продленным рабочим днем и сфокусированными товарными линиями;

·        ритейлор предоставляет товары, соответствующие требованиям его потребителей. Он адаптирует товары и услуги к происходящим на рынке изменениям.

Современные форматы (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) активно развиваются во всех областях Республики Беларусь, но значительно опережает все областные центры город Минск.

Одной из наиболее значимых тенденций современного белорусского розничного рынка является развитие сетевых форматов (то есть структуризация розничного рынка), что в наибольшей степени характерно для современных розничных форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Доля сетевых торговых точек во всех областях наиболее велика среди супермаркетов. Очевидно, что именно для этого формата наиболее характерны сетевые формы развития, поскольку его эффективность напрямую связана с увеличением торгового оборота.

В магазинах совершается более 90% всех розничных продаж. Однако темпы роста внемагазинной торговли в настоящее время значительно превышают аналогичный показатель для розничной торговли.

В случае прямой торговли покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации существуют различные виды прямой торговли. Торговля по каталогам основана на почтовых услугах, торговля с помощью телевидения происходит на телеканалах, в интерактивной электронной торговле используются компьютеры и кабельное телевидение. Таким способом продаются разнообразные товары и услуги. Самые быстрые области прямой торговли - продажа одежды, лекарств и витаминов, а также спортивных принадлежностей. Более медленными темпами развивается прямая торговля дешевыми ювелирными изделиями и подарками, продуктами питания и услугами по фотопечати.

Внемагазинная торговля позволяет потребителям выбрать и приобрести товар вне зависимости от места. Обычно заказы доставляются по указанию покупателя, как правило, на дом. Однако внемагазинная торговля происходит и на рабочем месте, и дома, например у одного из соседей. Все преимущества торговли такого типа важны для покупателей, которым не хватает времени, а также и для людей, которые по каким- либо причинам не могут пойти в магазин.

Современные форматы (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) активно развиваются во всех областях Республики Беларусь, но значительно опережает все областные центры город Минск.

Одной из наиболее значимых тенденций современного белорусского розничного рынка является развитие сетевых форматов (то есть структуризация розничного рынка), что в наибольшей степени характерно для современных розничных форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров.

Считается, что в современном развитии торговых предприятий главную роль играют такие параметры, как:

.   удачное расположение предприятия торговли;

2.       выбор современных методов продажи;

.        рациональное использование торговых площадей;

.        атмосфера магазина;

.        обслуживающий персонал и др.

Что касается магазина «Мила», то он является своеобразным магазином-эталоном, на который следует равняться. Так как магазин был открыт совершенно недавно, то рекомендаций по улучшению не имеет. Магазин расположен в пешеходной зоне, имеет яркие витрины, что привлекает внимание прохожих, внутреннее оформление магазина привлекательное, создает ощущение уюта и чистоты, оборудование расположено рационально, выкладка товаров вертикальная, аккуратная. Единственное, что хотелось бы предложить, это размещение товаров белорусских производителей на отдельном стеллаже, что явилось бы удобным для покупателей, которые пришли целенаправленно за белорусской продукцией.

Заключение

На сегодняшний момент в Республике Беларусь насчитываются десятки тысяч розничных торговых предприятий самых разных размеров и форм. Более того, постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых форм.

В последние годы стали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.

Торговля является одним из наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности, затрагивающим существование всех групп населения.

Одной из характерных особенностей торговли как отрасли экономики является высокая скорость оборота капитала. С одной стороны, это позволяет минимизировать инфляционные потери в нестабильных условиях переходного периода. Но с другой стороны, возможна потеря некоторой величины добавленной стоимости, вызванная снижением общей рентабельности товарооборота. Кроме того, в торговле, как ни в одной из отраслей экономики, велика доля поступления и выбытия наличных денежных средств. Это, в свою очередь, позволяет формировать неучтенный наличный денежный оборот, являющийся основой теневой экономики.

За последние 20 лет произошли изменения в торговой отрасли. Значительно увеличилась число магазинов и их торговая площадь. Появились такие торговые предприятия как торговые центры, магазины-склады.

За последние 20 лет произошли изменения в торговой отрасли. Значительно увеличилась число магазинов и их торговая площадь. Появились такие торговые предприятия как торговые центры, магазины-склады, гипермаркеты.

Список использованных источников

1. Гурская, С.П. Правила торговли и защита прав потребителей: учеб. Пособие для вузов / С.С.Гурская. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2007. - 190 с.

2.       Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 510 с.

.        Егоров, В.Ф. Организация торговли: учебник для вузов / В.Ф. Егоров. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

4. Киселева Е.Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 192 с.

5.       Министерство торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=363&Itemid=326>

.        Могилёвский областной исполнительный комитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://region.mogilev.by/ru/node/8628

.        Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php

8. Платонов, В.Н. Организация торговли : учеб. пособие / В.Н. Платонов. Минск: БГЭУ, 2002. - 287 с.

9. Торговые решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.torgresh.ru

Похожие работы на - Оценка функционирования и обслуживания в торговых предприятиях Республики Беларусь и Могилёвской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!