Расчет привода и редуктора

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    453,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет привода и редуктора

Содержание

1. Исходные данные для РГР

1.1 Диаметр грузового каната

1.2 Диаметр и длина барабана

1.3 Частота вращения барабана

1.4 Передаточное отношение привода

1.5 Момент на барабане лебедки

1.6 Общее передаточное отношение

1.7 Момент на зубчатом колесе тихоходной передачи

1.8 Допускаемые контактные напряжения

1.8 Коэффициенты относительной ширины колес

1.9 Эквивалентное время работы

2. Выбор оптимального варианта компоновки редуктора

2.1 Обработка результатов расчета на ПЭВМ

2.2 Оценка условий смазки и выбор способа смазки редуктора

2.3 Геометрический расчет передач редуктора

2.3.1 Косозубая передача I cтупени

2.3.2 Косозубая передача II ступени

3. Кинематический расчет редуктора

3.1 Статическое исследование редуктора

3.1.1 Моменты на валах и колесах редуктора

3.1.2 Составляющие полного усилия в зацеплениях быстроходной и тихоходной передач

4. Расчет на прочность зубчатых передач редуктора

4.1 Материалы, термическая обработка колес

4.2 Допускаемые контактные напряжения

4.3 Допускаемые напряжения изгиба

4.4 Контактные напряжения в зацеплении косозубой передачи II ступени (тихоходной)

4.5 Напряжение изгиба в зубьях шестерни и колеса

4.6 Заключение о работоспособности передачи

5. Конструирование валов редукторов привода

5.1 Расчет промежуточного вала на усталостную прочность

5.2 Определение ресурса подшипников промежуточного вала

5.3 Подбор призматических шпонок

6. Конструирование элементов корпуса редуктора

Литература

1. Исходные данные для РГР


Рисунок 1 - Схема привода и редуктора

Таблица 1

Усилие в канате F, кН

Скорость каната в V, м/с

Режим нагружения

Длительность работы под нагрузкой Lh, ч

11,3

0, 41

1

15000


1.1 Диаметр грузового каната


Диаметр каната определяется исходя из условий прочности с учетом коэффициента безопасности S, устанавливаемого для каждой категории режима (Гост 21354-87) по нормам ГОСГОРТЕХНадзора. Выбор коэффициента S выполняем по табл. 1. 3 [1]. Для грузовой лебедки с машинным типом привода, работающей по среднему режиму работы категории 1. S=6,0.

Подбор каната осуществляется по величине нагрузки:

Fр = S·Fк = 6·11300 = 67800 (Н) = 67,8 (кН)

Из условия: F ≤ [F], где [F] - предельное усилие, указываемое в таблице стандартов для канатов - ГОСТ 2688-80 и называемое: расчетное разрывное усилие, зависящее от диаметра каната dк и предела временного сопротивления σв (рекомендуется σв = 1800…2000 МПа).

Для режима категории 1 диаметр каната можно определить по формуле

dк ≈ 0,1= 0,1= 10,63 (мм)

Выбираем канат двойной свивки типа ЛК-Р: 11,0-Г-В-Н-1860 ГОСТ 2688-80, dк = 11,0 мм, Fр = 69 кН.

 

1.2 Диаметр и длина барабана


Диаметр барабана назначается по условию

Dб>(18-25) ·dк

с округлением полученного размера по 10-му стандартному ряду нормальных чисел.

Dб > (18-25) ·11,0 = (198-275) (мм)

Принимаем Dб = 250 мм

Длину барабана принимают в пределах

Lб=(1-2) ·Dб=(1-2) ·250=(250-500),

принимаем Lб = 300 мм.

 

1.3 Частота вращения барабана


Частота вращения барабана вычисляется по формуле:

nб === 31,33 » 31 (мин-1)

 

1.4 Передаточное отношение привода


Выбор электродвигателя

Передаточное отношение привода определяется из условия

iпр = uоп·i = nэд/nб

Мощность двигателя Рэд связана (с учетом допускаемой перегрузки) с потребной (крюковой) мощностью Р соотношением

Рэд ≥ 0,88∙Р,

где Р - мощность привода, определяемая по формуле:

 

Р = ,

V - скорость набегания каната на барабан, м/мин;

Fк - усилие на канате, Н.

Значение потерь мощности учитывается КПД, рассчитываемым по универсальной формуле:

,

где ηбар-КПД барабана, учитывающий потери за счет внутреннего трения каната в контакте с барабаном. Обычно, ηбар=0,85…0,95 [1];

ηм-КПД в муфте, соединяющей вал электродвигателя и вал редуктора, принимаем ηм=1 [1].

-КПД двухступенчатого редуктора,

Где ηзац-КПД зацепления, учитывающий потери в зацеплениях зубчатых передач, принимаем ηзац=0,97…0,98 [1];

ηп-КПД подшипников, принимаем ηп=0,99 [1];

ηупл-КПД уплотнения, принимаем ηупл=1 [1];

ηМВ-КПД, учитывающий потери, связанные с разбрызгиванием масла, принимаем ηМВ=1 [1].

=0,95·0,92·0,98=0,876

Найдем потребную мощность для выбора электродвигателя:

Р===5,28 (кВт)

Найдем частоту вращения электродвигателя:

nэд = nб·uпр = 31·(8... 25) = (248... 775) (об/мин)

Подберем по каталогу электродвигатель привода - АИР 132М8У3

ТУ16-525. 564-84. Мощность электродвигателя Рэд = 5,5 кВт, номинальная частота вращения nэд ном = 720 об/мин, диаметр вала электродвигателя dэд = 38 мм, масса электродвигателя mэд = 90 кг.

Рисунок 2 - Электродвигатель АИР 132М8У3

привод редуктор смазка электродвигатель

1.5 Момент на барабане лебедки


Вращающий момент на барабане лебедки

Тбар= Fк·Dб/2 =11300·0,250/2 = 1412,5 (Н·м)

1.6 Общее передаточное отношение


Найдем общее передаточное отношение:

iобщ = nэд/nб = 720/31 = 23,22.

Так как вращение с вала электродвигателя на вал редуктора передается через муфту, то iобщ = iред= 23,22

1.7 Момент на зубчатом колесе тихоходной передачи


Момент на выходном валу редуктора:

Твых = Tбарбар = 1412,5/0,95 = 1486,84 ≈ 1487 (Н·м)

1.8 Допускаемые контактные напряжения


Допускаемые контактные напряжения для быстроходной [σH] Б и тихоходной [σH] Т передач предварительно назначаем с учетом заданной схемы редуктора, согласно рекомендациям

H] Б ≤ (0,8…0,85) [σH] Т = (771,23…819,9) МПа

Принимаем [σH] Т = 960 МПа, [σH] Б = 800 МПа.

1.8 Коэффициенты относительной ширины колес


Для двухступенчатого редуктора, в котором нагрузка увеличивается от ступени к ступени, во второй ступени значение ψba принимаем больше на 20…30%, чем в предыдущей.

Относительную ширину зубчатых венцов колес для быстроходной ψba Б и тихоходной ψba Т передач выбираем при несимметричном расположении колес относительно опор для схемы редуктора №20:

ψba Б = (0,7…0,8) ∙ ψba Б = 0,4…0,45 = 0,42;

1.9 Эквивалентное время работы


Эквивалентное время работы назначают с учетом категории режима работы по ГОСТ 21354-87 по следующим правилам:

по таб. 8. 10 [2] определяем коэффициент µН,

µН = 0,5;

находим Lhe по формуле:

Lhe = µН·Lh = 0,5·15000 = 7500 (час),

где Lh - заданный срок службы.

2. Выбор оптимального варианта компоновки редуктора


2.1 Обработка результатов расчета на ПЭВМ


Оптимизация по критериям минимального объема и массы зубчатых колес.

На рис. 2 приведены основные размеры зубчатых передач редуктора по схеме 20 с косозубой быстроходной передачей и выделены размеры А, В и L, определяемые для каждого из содержащихся в распечатке варианта по следующим формулам:

А=da2 max;

В = bw Б+ bw Т+3·a;

L= 0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б+ aw Т;

b0 = (3... 4) ·a,

где da2 max-наибольшая из двух величин da2 Б или dа2 Т; а - зазор между корпусом и вращающимися деталями передач (колесами) (мм), определяемый по формуле:

а =

Вариант 1:

А=da2 max=d2 Т+2m2= 301,54+2·3 = 307,54 (мм)

L=0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б+ aw Т= 0,5·(49,18+307,54) +115+180 = 473,36 (мм)

а ==+3=10,79 ≈11 (мм)

В=bw Б+ bw Т+3·a=39,1+50,3+3·11=122,4≈123(мм)

b0=(3... 4) ·a=(3... 4) ·11=33…44 (мм)

L1=L+(3... 4) a=473,36+3·11=506,36 ≈ 507 (мм)

А1= А+ а + b0=308+11+33=352 (мм)

Вариант 2:

А = da2 max = d2 Т+2m2=278,18+2·3=284,18 (мм)

L = 0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б+ aw Т = 0,5·(51,39+284,18) +125+170 =

= 462,78 (мм)

а ==+3=10,73 ≈ 11 (мм)

В = bw Б+ bw Т+3·a = 36,6 + 51,1 + 3·11 = 120,7 (мм)

b0 = (3... 4) ·a=(3... 4) ·11 = 33 …44 (мм)

L1 = L+(3…4) a = 462,78 +3 ·11 = 495,78 ≈ 496 (мм)

А1 = А+ а + b0 = 284,18+11+33 = 328,18 ≈ 329 (мм)

Вариант 3:

А= da2 max=d2 т +2m=255,38+2·3=261,38 (мм)

L=0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б+ aw Т= 0,5·(48,71+261,38) +135+160=450,04 (мм)

а = = +3 =10,66 ≈ 11 (мм)

В = bw Б+ bw Т+3·a = 40,8+53,8+3·11= 127,6 ≈ 128 (мм)

b0=(3... 4) ·a=(3... 4) ·11=33…44 (мм)

L1 = L+3a=450,04+3 ·11=483,04 ≈ 484 (мм).

А1 = А+ а + b0=261,38+11+33 = 305,38 ≈306 (мм)

Вариант 4:

А=da2 max=d1 т +2m=253,85+2·2,5=258,33 (мм)

L = 0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б+ aw Т = 0,5·(51,15+238,33) +150+150 =

= 444,6 (мм)

а ==+3=10,63 ≈ 11 (мм)

В = bw Б+ bw Т+3·a = 35,7 + 53,8 + 3·11 = 122,5 ≈ 123 (мм)

b0=(3... 4) ·a=(3... 4) ·11=33 …44 (мм)

L1= L+3a = 444,6+3 ·11=477,6 ≈ 478 (мм)

А1= А+ а + b0=258,33+11+33=302,33≈ 303(мм)

Вариант 5:

А=da2 max=d2 б +2m=276,92+2·3=282,92 (мм)

L=0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б +aw Т=0,5·(49,08+233,21) +150+160=

=476 (мм)

а =  = +3=10,81 ≈ 11 (мм)

В = bw Б+ bw Т+3·a=41,6+56,3+3·11=130,9 ≈ 131 (мм)

b0=(3... 4) ·a =(3... 4) ·11=33…44 (мм)

L1 = L+3a = 476+ 3·11 = 509 (мм)

А1 = А+ а + b0 = 282,92+11+33=326,92≈327 (мм)

Вариант 6:

А = da2 max = d2 б +2m = 316,92+2·3 = 322,92 (мм)

L=0,5·(da1 Б+ da2 Т) +aw Б +aw Т=0,5·(49,08+213,07) +140+180=506 (мм)

а =  = +3=10,97 ≈ 11 (мм)

В = bw Б+ bw Т+3·a=40,9+64,8+3·11=138,7 ≈ 139 (мм)

b0=(3... 4) ·a =(3... 4) ·11=33…44 (мм)

L1 = L+3a = 506+ 3·11 =539 (мм)

А1 = А+ а + b0 = 322,92+11+33=366,92≈367 (мм)

 

Рисунок 3 - Эскиз редуктора

Сравнение вариантов рекомендуется производить по диаграмме, которая строится в следующем порядке.

Объем корпуса редуктора, определяющий массу редуктора, можно оценить по формуле:

V=A1·B·L1.

Массу заготовок для зубчатых колес, характеризующую затраты на материалы, вычисляется по формуле:

m=,

где  - коэффициент пропорциональности, для стальных зубчатых колес можно принять равным 6,12 кг/дм3. Если при расчетах V и m размеры колес выражать в дм, тогда объем выразится в литрах, а масса в кг.

Вариант 1:

V=A1·B·L1=3,08·1,23·4,73 =17,92 (л)

m==6,12·(3,072·0,503+1,882·0,391) = 37,47 (кг)

Вариант 2:

V=A1·B·L1=2,84·1,21·4,96=17,04 (л)

m==6,12·(2,842·0,511+2,082·0,368) =34,96 (кг)

Вариант 3:

V=A1·B·L1=2,61·1,28·4,5 =15,03 (л)

m==6,12·(2,612·0,538+2,312·0,408) = 35,72 (кг)

Вариант 4:

V=A1·B·L1=3,03·1,23·4,44 =16,55 (л)

m==6,12·(2,382·0,569+2,582·0,357) =34,25 (кг)

Вариант 5:

V=A1·B·L1=3,27·1,31·4,76 =20,4 (л)

m==6,12·(2,332·0,563+2,832·0,416) =39,12 (кг)

Вариант 6:

V=A1·B·L1=3,67·1,39·5,06 =25,81 (л)

m==6,12·(2,132·0,648+3,232·0,409) =44,11 (кг)

Данные расчетов заносим в таблицу 2

Диаграмма, показывающая изменение массы и объема в зависимости от рассматриваемого варианта, представлена на рис. 3

Рисунок 4 - Диаграмма оптимального варианта редуктора

Согласно диаграмме, наиболее оптимальный вариант 4 и 3. Но приемлем 3 вариант, удовлетворяющий всем условиям сборки:

∆= аw2-d - ≥8…15 (мм),

d> d

d близко к d

где dвых - диаметр выходного вала.

dвых ===0,072 (м) = 72 (мм)

Вариант 3:

∆ = аw2 - d- = 160-231,29/2-72/2 = 8,4 > 8…15

d= 261,38 мм > d= 231,29 мм

Основные условия выполняются.

Таблица 2

Варианты

I

II

III

IV

V

VI

M, кг

37,47

34,96

35,72

34,25

39,12

44,11

V, л

17,92

17,04

15,03

16,55

20,4

25,81


2.2 Оценка условий смазки и выбор способа смазки редуктора


Двухступенчатые редукторы обычно смазываются картерным способом, при этом в корпус редуктора заливается масло, которое при эксплуатации редуктора периодически заменяется.

При выборе масла ориентируются на окружную скорость в зацеплениях колес. Чем выше скорость в зацеплениях, тем менее вязкое масло выбирают для его заливки в редуктор, а его марку подбирают по таблицам. Выбранный вариант отвечает условию смазки зубчатых колес передач редуктора.

Оптимальным считается случай, когда колесо быстроходной передачи редуктора при окружной скорости Vокр= 0,3…12,5 м/с погружено в масляную ванну на глубину (2…2,5) ∙m = (2…2,5) ·2,5 = (5…6,25) мм. При этом колесо тихоходной передачи погружается в масло не более, чем на 0,3da2 Т= 0,3·261,38 ≈ 78,5 мм. Уровень масла, показанный на рис. 2. удовлетворяет этим требованиям.

 

2.3 Геометрический расчет передач редуктора


Все колеса нарезаются реечным инструментом или долбяком с исходным контуром по ГОСТ 13775-81 с параметрами: угол профиля α = 200; коэффициентом головки (ножки) зуба h=h=1; коэффициент радиального зазора с*=0,25.

 

2.3.1 Косозубая передача I cтупени

Делительные диаметры:

d1= 43,71 (мм), d2= 226,29 (мм)

Диаметры вершин:

dа1= d1+2·m=43,71+2·2,5 = 48,71 (мм)

dа2= d2+2·m=226,29+2·2,5=231,29 (мм)

Диаметры впадин:

df1= d1-2,5·m =43,71-2,5·2,5=37,46 (мм)

df2= d2-2,5·m =226,29 - 2,5·2,5=220,04 (мм)

Начальные диаметры:

dw1 = d1 = 43,71 (мм)

dw2 = d2 = 226,29 (мм)

Коэффициент торцевого перекрытия для косозубой передачи:

εα===1,64

Коэффициент осевого перекрытия:

εβ=bw·sinβ/(π·m) =40,8· sin13,5360/3,14·2,5≈1,1

Суммарный коэффициент перекрытия:

ε= εα+ εβ=1,64+1,1= 2,74

 

2.3.2 Косозубая передача II ступени

Делительные диаметры:

d1= 64,62 (мм),

d2= 255,38 (мм)

Диаметры вершин:

dа1= d1+2·m = 64,62+2·3 = 70,62 (мм),

dа2= d2+2·m = 255,38+2·3 = 261,38 (мм)

Диаметры впадин:

df1= d1-2,5·m = 64,62-2,5·3 = 57,12 (мм),

df2= d2-2,5·m = 255,38-2,5·3 = 247,88 (мм).

Начальные диаметры:

dw1 = d1 = 64,62 мм

dw2 = d2 = 255,38 мм.

Коэффициент торцевого перекрытия для косозубой передачи:

εα===1,655

Коэффициент осевого перекрытия:

εβ=bw·sinβ/(π·m) =53,8· sin12,8390/3,14·3 ≈1,144

Суммарный коэффициент перекрытия:

ε= εα+ εβ=1,655+1,144 = 2,8

3. Кинематический расчет редуктора


Частоты вращения валов и зубчатых колес определяются следующим образом:

частота вращения быстроходного вала - из предварительного расчета и распечатки, принимаем

n1 = n= 720 (мин-1)

частота вращения промежуточного вала

n= n= n/uБ = 720/5,18 = 138,99 (мин-1)

частота вращения тихоходного вала

n= n= n/uБ·uТ = 720/5,18·3,95 = 35,19 (мин-1)

Окружная скорость в зацеплении быстроходной передачи

VБ = π·dw1 Б· n1/104 = 3,14·43,71·720/104 = 9,88 (м/мин)

Окружная скорость в зацеплении тихоходной передачи

VТ = π·dw1 Т· n1 Т/104 = 3,14·64,62·138,99/104 = 2,82 (м/мин)

3.1 Статическое исследование редуктора


Целью статического исследования редуктора является определение вращающих моментов на валах и колесах редуктора и значений составляющих полных усилий в зацеплениях для каждой передачи.

Схема представлена на рис. 4

3.1.1 Моменты на валах и колесах редуктора

Момент на колесе тихоходной передачи,

Т==≈ 1502 (Н·м).

Момент на шестерне тихоходной передачи,

Т==≈388 (Н·м).

Момент на колесе быстроходной передачи,

Т= =≈ 392 (Н∙м).

Момент на хвостовике быстроходного вала,

Т=  =  ≈ 77,22 (Н·м)

В этих формулах используются значения КПД, принятые в п. 1. 1. 4.

 

3.1.2 Составляющие полного усилия в зацеплениях быстроходной и тихоходной передач

Окружная сила на шестерне быстроходной передачи,

Ft1(Б) =2·Т·103/dw1(Б) =2·77,22·103/43,71=3533,3 (Н).

Радиальная сила на шестерне быстроходной передачи,

Fr1(Б) = Ft1(Б) ·tgα/cosβ =3533,3·tg200/cos13,5360 = 1174,5 (Н).

Осевая сила на шестерне быстроходной передачи,

Fa1(Б) = Ft1(Б) ·tgβ=3533,3·tg13,5360=704,9 (Н).

Усилия, действующие на колесо быстроходной передачи,

Ft2(Б) = Ft1(Б) ·ηзац = 3533,3·0,98= 3463,6 (Н);

Fr2(Б) = Fr1(Б) ·ηзац = 1174,5·0,98 = 1151 (Н).

Fa2(Б) = Fa1(Б) ·ηзац = 704,9·0,98 = 690,8 (Н)

Окружная, радиальная и осевая силы на шестерне тихоходной передачи:

Ft3(Т) = 2·Т·103/dw1(Т) = 2·388·103/64,62 = 12008,7 (Н)

Fr3(Т) = Ft3(Т) ·tgα/cosβ = 12008,7·tg200/ cos12,8390 = 3981,25 (Н)

Fa3(Т) = Ft3(Т) ·tgβ = 12008,7·tg12,8390 = 2455,23 (Н)

Усилия, действующие на колесо тихоходной передачи:

Ft4(Т) = Ft3(Т) ·ηзац = 12008,7·0,98= 11768,5 (Н)

Fr4(Т) = Fr3(Т) ·ηзац =3981,25·0,98=3901,6(Н)

Fa4(Т) = Fa3(Т) ·ηзац = 2455,23·0,98 = 2406,1 (Н)

Рисунок 5 - Схема приложения сил зубчатых передач

4. Расчет на прочность зубчатых передач редуктора


4.1 Материалы, термическая обработка колес


Зубчатые колеса редукторов изготавливают из сталей с твердостью Н≤350 НВ или Н>350 НВ. Зубчатые колеса редукторов изготавливают из сталей с твердостью Н≤350 НВ или Н>350 НВ. В первом случае заготовки для колес подвергают нормализации или улучшению, во втором - после нарезания зубьев различным видам термической и химико-термической обработке: объёмной закалке, поверхностной закалке ТВЧ, цементации, азотированию и т.д., обеспечивающим высокую твердость поверхности зуба.

В п. 1. 1. 8 были приняты предварительные допускаемые контактные напряжения для быстроходной [σH] Б и тихоходной [σH] Т. Учитывая все выше изложенное выбираем:

) быстроходная косозубая передача - шестерня из стали 40ХН (48…54 НRС, термообработка-закалка ТВЧ), колесо из стали 35ХМ (45…53 НRС, термообработка-закалка ТВЧ).

) тихоходная косозубая передача - шестерня из стали 35ХМ(45…53 HRC, термообработка - закалка ТВЧ), колесо из стали 35ХМ (45…53HRC, термообработка - закалка ТВЧ).

4.2 Допускаемые контактные напряжения


Для косозубых передач с небольшой разностью твердости зуба шестерни и колеса за расчетное принимается среднее двух допускаемых напряжений, определенных для материала шестерни [σH] 1 и колеса [σH] 2.

Допускаемые контактные напряжения для шестерни [σH] 1 или колеса [σH] 2

H] 1(2) = ,

где SH-коэффициент безопасности (таб. 1. 10 [1]); σН0-предел контактной выносливости. Для применяемых материалов и термообработки σН0 показан в табл. 1. 10; ZN - коэффициент, учитывающий срок службы (ресурс) и режим работы, определяемый из условия для шестерни и колеса (индекс опущен):

ZN=,

где NH0-базовое число циклов перемены напряжений, определяемое по формуле:

NH0=30·НВ2,4 ≤ 12·107

NHЕ - эквивалентное число циклов, соответствующее

NHЕ= NH·КНЕ=60·nw·n·Lh·μH,

где nw - число зацеплений, в которое входит шестерня или колесо за один оборот, в нашем случае nw=1; n-соответствующая частота вращения, мин-1, Lh-ресурс привода, час; μН-коэффициент режима, определяемый по таб. 8. 10 [2], в зависимости от категории режима.

Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи I ступени.

Найдем эквивалентное число циклов для шестерни:

NHЕ1= NH·КНЕ=60·nw·n1·Lh·μH=60·1·720·15000·0,5 = 3,24·108

Находим базовое число циклов перемены напряжений:

NH01=30·НВ2,4 = 30·5102,4 = 9,45·107 ≤ 3,24·108

Так как NHЕ1 > NH01, то ZN1=1, следовательно;

σН01=17НRС+200=17·51+200=1067,

SH1= 1,2 (табл. 1. 10 [1]), тогда

H] 1 =  =  = 889,17 (МПа)

Найдем эквивалентное число циклов для колеса:

NHЕ2= NH·КНЕ=60·nw·n2·Lh·μH=60·1·138,99·15000·0,5 =6,25·107

Находим базовое число циклов перемены напряжений:

NH02=30·НВ2,4=30·4802,4 = 8,16·107 ≥ 6,25·107

ZN===1,275, σН02=17HRC+200=17·48+200=1016 (МПа)


H] 2 = ==1079,5 (МПа).

Допускаемое контактное напряжение:

H] Б={ [σH] 1+ [σH] 2}/2=984,34 МПа

 

Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи II ступени.

Найдем эквивалентное число циклов для шестерни:

NHЕ1= NH·КНЕ=60·nw·n1·Lh·μH=60·1·138,99·15000·0,5 =6,25·107

Находим базовое число циклов перемены напряжений:

NH01=30·НВ2,4=30·4502,4 = 7·107 ≥ 6,25·107.

Находим коэффициент, учитывающий срок службы:

ZN1===1,242

Находим предел контактной выносливости по табл. 1. 10 [1]:

σН01=17НRС+200=17·45+200=965 (МПа).

Коэффициент безопасности SH=1,2 (табл. 1. 10 [1]).

Допускаемые контактные напряжения:

H] 1 = ==998,77 (МПа)

Найдем эквивалентное число циклов для колеса:

NHЕ2= NH·КНЕ=60·nw·n2·Lh·μH=60·1·35,19·15000·0,5 =1,6·107

Находим базовое число циклов перемены напряжений:

NH02=30·НВ2,4 =30·4502,4=7·107 ≥ 3,3·107

Находим коэффициент, учитывающий срок службы:

ZN2===1,134

Находим предел контактной выносливости по табл. 1. 10 [1]:

σН02=17НRC+200=17·45+200=965 (МПа).

Коэффициент безопасности по табл. 1. 10 [1] SH=1,2.

Допускаемые контактные напряжения:

H] 2 = ==911,92 (МПа)

Допускаемое контактное напряжение, МПа:

H] Т={ [σH] 1+ [σH] 2}/2=955,35 МПа

 

4.3 Допускаемые напряжения изгиба


Допускаемые напряжения изгиба определяются для шестерни [σF] 1 и колеса [σF] 2 отдельно по формуле (индексы опущены):

F] =,

где σF0-предел изгибной выносливости, определяемый по табл. 1.10 [1]

SF-коэффициент безопасности, приведенный в табл. 1.10 [1];

YA - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, в нашем случае, YA=1;

YN-коэффициент, учитывающий срок службы передачи и переменности режима нагружения, рассчитываемый по формуле:

YN= (1≤ YN<2,5),

где NF0-базовое число циклов, для всех сталей NF0=4·106;

NFЕ-эквивалентное число циклов:

NFE= NF·μF=60·nw·n·Lh· μF,

где nw-число зацеплений, в которое входит шестерня или колесо за один оборот, в нашем случае nw=1;

n-соответствующая частота вращения, мин-1.

YR - коэффициент, учитывающий шероховатость переходной кривой, YR=1 при шероховатости Rz ≤ 40 мкм.

Допускаемые напряжения изгиба для косозубой передачи I ступени

Найдем эквивалентное число циклов для шестерни:

NFE1= NF· μF=60·nw·n1·Lh· μF=60·1·720·15000·0,3=7,8·107.

Найдем коэффициент, учитывающий срок службы передачи и переменности режима нагружения, mF=9 согласно табл. 8. 10 [2]:

YN1===0,72 ≈ 1.

Коэффициент безопасности SF=1,75 согласно табл. 1. 10 [1].

Предел изгибной выносливости по табл. 1. 10 [1]:

σF01= 900 (МПа).

Допускаемые напряжения изгиба:

F] 1==·1·1·1=514,28 (МПа).

Найдем эквивалентное число циклов для колеса:

NFE2= NF· μF=60·nw·n2·Lh· μF=60·1·138,99·15000·0,3 = 1,5·107.

Найдем коэффициент, учитывающий срок службы передачи и переменности режима нагружения, mF=9 табл. 8. 10 [2]:

YN2===0,86 ≈1.

Коэффициент безопасности по табл. 1. 10 [1] SF=1,75.

Предел изгибной выносливости по табл. 1. 10 [1]:

σF02=900 (МПа).

Допускаемые напряжения изгиба:

F] 2==·1·1·1=514,28 (МПа).

 

Допускаемые напряжения изгиба для косозубой передачи I I ступени

Найдем эквивалентное число циклов для шестерни:

NFE1= NF· μF=60·nw·n1·Lh· μF=60·1·138,99·12500·0,3 = 1,5·107.

Найдем коэффициент, учитывающий срок службы передачи и переменности режима нагружения, mF=9 (табл. 8. 10 [2]):

YN1===0,86 ≈ 1.

Коэффициент безопасности по табл. 1. 10 [1] SF=1,75.

Предел изгибной выносливости по табл. 1. 10 [1]:

σF01=900 (МПа).

Допускаемые напряжения изгиба:

F] 1==·1·1·1=514,28 (МПа).

Найдем эквивалентное число циклов для колеса:

NFE2= NF· μF=60·nw·n2·Lh· μF=60·1·35,19·15000·0,3 = 9,5·106.

Найдем коэффициент, учитывающий срок службы передачи и переменности режима нагружения, mF=9 (табл. 8. 10 [2]):

YN2===0,91 ≈1.

Коэффициент безопасности SF=1,75 (табл. 1. 10 [1]).

Предел изгибной выносливости по табл. 1. 10 [1]:

σF02=900 (МПа).

Допускаемые напряжения изгиба:

F] 2==·1·1·1=514,28 (МПа).

 

4.4 Контактные напряжения в зацеплении косозубой передачи II ступени (тихоходной)


Проверку будем вести тихоходной ступени редуктора

Контактные напряжения в зацеплении определяется по формуле:

σH=1,18·Z·,

где Епр - приведенный модуль упругости. Для стальных колес и шестерен Епр=0,215·106 МПа;

Т - момент на шестерне передачи, Н·м.

dw1 - начальный диаметр шестерни, мм;

bw - ширина зубчатого венца колеса, мм;

αw - угол зацепления;

u - передаточное число передачи;

При расчете косозубой передачи коэффициент Z определяется по формуле:

Z=,

где КНα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависящий от степени точности и окружной скорости и определяемый по таб. 8. 7. [2]; εα - коэффициент торцевого перекрытия; β - угол наклона зубьев на делительном диаметре.

Коэффициент нагрузки КН представляется в виде

КН= КНβ·КНV,

где КНβ - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, находится по графикам на рис. 8. 15 [2], в зависимости от схемы редуктора, от параметра ψbd=b/dw1 и от сочетания твердости зубьев шестерни и колеса, КНV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, зависящий от вида передачи, степени точности и окружной скорости V и назначаемый по табл. 8. 3 [2].

Контактные напряжения в зацеплении косозубой передачи I I ступени.

 

Епр=0,215·106 МПа;

Т1 = 388 Н·м;

dw1 = 64,62 мм;

bw = 53,8 мм;

αw = 200; u = 3,95

Найдем коэффициент, учитывающий распределение нагрузки:

КНα=1,09 (8 степень точности табл. 8. 7 [2]).

Найдем коэффициент, учитывающий распределение нагрузки:

КНβ1=1,2 (график VI, рис. 8,15 [2] ψbd=b/dw1=53,8/64,62=0,83).

Определим коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении:

КНV =1,0 (V =2,82 м/мин, 8 степень точности табл. 8. 3 [2]).

Найдем коэффициент нагрузки:

КН1= КНβ·КНV=1,2·1,0 =1,2

Z===0,795

Контактные напряжения в косозубом зацеплении:

σH=1,18·Z·=

=1,18·0,795×=914,2 (МПа)

σНт =914,2 МПа < [σН] т=955,35 МПа

Условие прочности выполняется, недогруз составляет около 5%

 

4.5 Напряжение изгиба в зубьях шестерни и колеса

 

Напряжения в основании зубьев косозубых колес определяются по формулам: для шестерни:

σF1=YF1·Z·Ft·KF/(bw·m),

где Z-коэффициент, вычисляемый по формуле

Z= K· Yβα

K - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (см. табл. 8. 7, [2]);

Yβ-учитывает работу зуба как пластины (а не балки) и определяется равенством

Yβ=1-β0/1400;

для колеса:

σF2= σF1· YF2 /YF1,

Значения YF2 иYF1 назначают по графику рис. 8. 20 [2] в зависимости от условных чисел зубьев шестерни zV1=z1/cos3β и колеса zV2= z2/ cos3β.

Напряжение изгиба в зубьях косозубой передачи II ступени редуктора

Найдем условные числа зубьев шестерни и колеса:

zV1=z1/cos3β=21/ cos312,839=22,34

zV2= z2/ cos3β= 83/ cos312,839=88. 3

Следовательно YF1= 3,9; YF2=3,6 (рис. 8. 20 [2])

Yβ=1-β0/1400=0,908.

Найдем коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:

К=0,91 (8 степень точности табл. 8. 7 [2]).

Найдем Z:

Z= K· Yβα=0,91·0,908/1,655 = 0, 5

Найдем коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца:

К2=1,15 (график VI рис. 8. 15 [2], ψbd=b/dw1=53,8/64,62=0,83).

Определим коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении:

КFV=1,1 (V=2,82 м/мин, 8 степень точности табл. 8. 3 [2]).

Найдем коэффициент нагрузки:

КF2= К2·КFV=1,15·1,1=1,265

Определим напряжения в основании зубьев косозубых колес:

для шестерни:

σF1=YF1·Z·Ft·KF2/(bw·m) =

=3,9·0, 5·12008,7·1,265/53,8·3,0=183,53 (МПа)

для колеса:

σF2= σF1· YF2 /YF1=183,53·3,6/3,9 = 169,42 (МПа)

 

4.6 Заключение о работоспособности передачи


Передача считается работоспособной, если выполняются условия:

1)      контактная выносливость поверхностей зубьев колес тихоходной передачи,

σНТ ≤ [σН] Т

σНТ =914,2 МПа ≤ [σН] Т= 955,35 МПа;

2)      изгибная выносливость зубьев шестерни косозубой передачи,

σFт ≤ [σF] Т

σF1=183,53 МПа ≤ [σF] 1=514,28 МПа

изгибная выносливость зубьев колеса косозубой передачи

σF2 = 169,42 МПа≤ [σF] 1=514,28 МПа

В результате проведенного расчета получилось, что рабочие напряжение изгиба σF1,2 значительно меньше допустимых, но это вполне допустимо для закрытых зубчатых передач, так как нагрузочная способность этих передач ограничивается, как правило, контактной выносливостью зубьев.

5. Конструирование валов редукторов привода


Проектный расчет валов носит ориентировочный характер и имеет целью определить основные размеры и форму вала, связанные с нагрузками и назначением его основных элементов.

Диаметры участков валов можно определить по формулам:

для быстроходного вала,

dБ=(8,5... 9,5) ·=(8,5... 9,5) ·=36,2…38,32 ≈ 40 (мм)

Полученный диаметр близок по значению диаметру вала электродвигателя (dэд = 38 мм).

Диаметр конического хвостовика вала под полумуфту принимаем:

d = (0,8…1,2) · d дв;

где

d дв - диаметр выходного конца вала ротора двигателя.

d = (0,8…1,2) · 38 = 30,4…. 45,6мм.

Принимаем 32 мм

для промежуточного вала в месте установки зубчатых колес,

dпр=7·=7· = 51,23 ≈ 53 (мм),

для тихоходного вала,

dвых === 0,072 (м) =75 (мм)

Полученные результаты согласованы со стандартным рядом чисел Ra40, ГОСТ 12080-66 и ГОСТ 12081-72.

Для других участков валов диаметры определяются по формулам, имеющим рекомендательный характер.

Диаметр цапфы вала под подшипником для быстроходного вала:

dП = d-2·tкон,

где tкон=2 мм (табл. 1. 9 [1])

dП = dБ - 2·tкон = 40 - 2·2 = 35 (мм).

Диаметр буртика для упора кольца подшипника:

dБП = dП+3·r = 35+3·2,5 = 42,5 ≈ 43 (мм),

r = 2,5 мм (табл. 1. 9 [1])

Диаметр цапфы вала под подшипником для тихоходного вала:

dП = 70(мм), tцил=1,5мм (табл. 1. 9 [1]).

Диаметр буртика для упора кольца подшипника:

dБП= dП+3·r = 70+3·4 = 82 (мм),

r = 4 мм (табл. 1. 9 [1]).

Диаметр шейки вала в месте установки колес:

dк ≥ dБП,

dк = 75 мм.

Диаметр буртика для упора зубчатого колеса:

dБК= dК+3·f =75+3·3=81 (мм),

f = 3 мм (табл. 1. 9 [1]).

Диаметр цапфы вала под подшипником для промежуточного вала:

dП = 45 (мм),

Диаметр буртика для упора кольца подшипника:

dБП=dП+3·r≤dK

dБП = dП+3·r = 45+3·3 = 51 (мм),

r=3 мм (табл. 1. 9 [1]).

Диаметр буртика для упора зубчатого колеса:

dБК = dК+3·f = 53+3·1,6 = 57,8 ≈ 58 (мм),

f = 1,6 мм (табл. 1. 9 [1]).

Длину посадочного участка быстроходного вала принимаем по ГОСТ 12081-72: LМБ = 50 мм

Длина промежуточного участка быстроходного вала:

LКБ = (1…1,4) ·dП = (1…1,4) ·45 = 45…63 ≈ 50 (мм),

Длина промежуточного участка тихоходного вала:

LКТ = (0,8…1,2) ·dП = (0,8…1,2) ·70 = 60…84 ≈ 70 (мм)

Длину посадочного участка тихоходного вала принимаем по ГОСТ 12081-72: LМБ = 110 мм

Конструкции быстроходного, промежуточного и тихоходного валов приведены на рис. 5

Рисунок 6 - Конструкции валов

5.1 Расчет промежуточного вала на усталостную прочность


При расчете на усталостную прочность представим вал в виде балки на двух опорах. Одну из опор примем шарнирно-неподвижной, другую шарнирно подвижной. Заменим действие установленных на вал колес соответствующими нагрузками. Векторы радиальных сил Fr2 и Fr3 перенесем в центр тяжести сечения вала по линии их действия. Векторы окружных сил Ft2 и Ft3-параллельно самим себе. При этом появятся два крутящих сосредоточенных момента:

Ткр2кр3=392 (Н·м)

Перенесем векторы сил Fa2 и Fa3 на ось промежуточного вала. При этом возникает сосредоточенные изгибающие моменты:

Тиз2Б = =78,2 (Н·м)

Тиз2Т = =79,33 (Н·м)

Силовые факторы лежащие в вертикальной плоскости вызовут в подшипниках реакции Ray и Rby, а в горизонтальной плоскости Rax и Rbx.

Видно (рис. 6), что вал работает на совместное действие растяжения, кручения и изгиба. Рассмотрим каждую деформацию отдельно, используя принцип независимости действия сил. Определим положение опасного сечения вала, для этого используя метод сечений, установим, как меняются по длине вала внутренние силовые факторы, т.е. построим их эпюры.

Изгиб в вертикальной плоскости.

Σmoma=0ююю

Fr3·l1 + Fr2· l2 - Tиз2Биз2Т - Rbz·l3 =0

Rbz==

=  - 459,15 (Н)

Σmomb = 0

Fr2·(l3 - l2) +Fr3·(l3 - l1) - Tиз2Биз2Т+Raz·(l3) = 0

Raz= =

= - 2371,2 (Н)

Проверим правильность определений реакций. Для этого запишем уравнения статического равновесия в виде суммы проекций всех сил на ось Z.

ΣY= - Raz - Fr2 + Fr3 - Rbz= - 2371,2 - 1151+3981,35-459,15 = 0

Вычислим изгибающие моменты:

Т11в= Raz·l1 = - 2371,2·45,6·10-3 = - 108,13 (Н·м)

Т12в= Raz·l1из2Т = - 108,13 +79,33 = - 28,8 (Н·м)

T21в= Raz·l2+Fr3· (l2-l1) =

2385,05·100,9·10-3+3981,25∙55,3·10-3 = - 20,5 (Н·м)

T22в=Raz·l2+Fr3· (l2-l1) - Tиз2Б=

= - 20,5 - 78,2 = - 98,69 (Н·м)

По полученным значениям строим эпюру Тив (рис. 6).

Рисунок 7 - Эпюра вертикальных сил

Изгиб в горизонтальной плоскости.

Σmoma=0

Ft3·l1-Ft2·l2-Rbу·l3=0

Rby===1415,1 (Н)

Σmomb=0t2·(l3-l2) - Ft3·(l3-l1) +R·l3=0ay==

==7130 (Н)

Проверим правильность определений реакций. Для этого запишем уравнения статического равновесия в виде суммы проекций всех сил на ось Y.

ΣY= Ray - Ft3+ Ft2+Rby=7130-12008,7+3463,6+1415,1=0

Вычислим изгибающие моменты:

Т=Ray·l1=7130·45,6·10-3=325,13 (Н·м)

T2г=Ray·l2-Ft3· (l2-l1) =

=7130·100,9·10-3-12008,7·(100,9-45,6) ·10-3 = 66,2 (Н·м)

По полученным значениям строим эпюру Тиг (рис. 7).

Рисунок 8 - Эпюра горизонтальных сил

Рисунок 9 - Эпюра cуммарных моментов

 

Определим суммарный изгибающий момент в опасном сечении.

 

Ти===342,64 (Н·м)

 

Определим суммарные реакции в опорах.

 

Ra= ==7513,95 (Н)

Rb= ==1487,7 (Н)

Fa = Rbx=2455,23 Н.

 

Определим фактический запас прочности.

Выбираем материал вала - сталь 45, улучшенная, σВ=750 МПа,

σТ=450 МПа. Диаметр вала в опасном сечении d = 57,12 мм.

Осевой момент сопротивления:

Wи=0,1·d3=0,1·(57,12·10-3) 3=18,6·10-63).

Полярный момент сопротивления:

Wp=0,2·d3=0,2·(57,12·10-3) 3=37,2·10-63).

Определим для опасного сечения запас сопротивления усталости и сравним его с допускаемым. При совместном действии напряжения кручения и изгиба запас сопротивления усталости определяют по формуле:

S=,

где sσ=-запас сопротивления усталости только по изгибу;

sτ=-запас сопротивления усталости только по кручению.

В этих формулах σа и τа-амплитуды переменных составляющих циклов напряжений, а σm и τm-постоянные составляющие, ψσ и ψτ-коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости, σ-1 и τ-1 - пределы выносливости, Кd-масштабный фактор, КF-фактор шероховатости, Кσ и Кτ-эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.

Найдем напряжение изгиба:

σаи/Wи=342,64/18,6·10-6 = 18,42 (МПа).

Напряжение кручения:

τ=Ткр/Wp=392/37,2·10-6=10,54 (МПа),

τа=0,5·Ткр/Wp=0,5·10,54 = 5,27 (МПа).

Рассчитаем пределы выносливости σ-1 и τ-1:

σ-1=0,4·σВ=0,4·750=300 (МПа),

τ-1=0,2·σВ=0,2·750=150 (МПа).

По табл. 15. 1 [2] для галтели Кσ=1,85, Кτ =1,4.

По графику (см. рис. 15. 5 [2], кривая 2) Кd=0,48.

По графику (см. рис. 15. 6 [2], для чистовой обточки) КF=0,9.

Для средне углеродистой стали ψσ=0,1 и ψτ=0,05 [2]. Найдем sσ:

sσ==≈3,8

Найдем sτ:

sτ===8,7

Определим запас сопротивления усталости:

S=

5.2 Определение ресурса подшипников промежуточного вала


Конические радиально-упорные подшипники подбираются по ГОСТ 333-79 исходя из ранее найденного диаметра dп=45 мм. Из каталога находим их параметры-размеры, динамическую грузоподъемность С и статическую грузоподъемность С0, а также параметр осевого нагружения е и коэффициент осевой нагрузки Y.

Подшипник № 7209 А:

D=85 мм, d=45 мм, b=19 мм, С=42,7 кН, С0=33,4 кН, е=0,414, Y=1,45.

Радиальные нагрузки Ra = 7557,5 Н и Rb = 1374,4 Н, осевая нагрузка Fa=2455,23 Н.

Определим

Fa/(VRa) = 2455,23/1·7513,95 = 0,327 < е = 0,414,

Fa/(VRb) = 2455,23/1·11487,7 = 1,65 > е = 0,414.

Коэффициент вращения V=1 [2] при вращении внутреннего кольца.

Эквивалентная нагрузка подсчитывается по формулам:

при Fa/(V·Fr) ≤ e,

Pа= V·Ra·Kд·Kt=1·7513,95·1,3·1 = 9768,14 (Н);

где, Kд - коэффициент динамической нагрузки, Kд=1,3 ([1] для редукторов), Kt - температурный коэффициент, Kt=1 [1];

при Fa/(V·Fr) >e,

Pb=(Х·V·Rb+Y·Fa) · Kд·Kt=

=(0,4·1·1487,7+1,45·2455,23) ·1,3·1 =4333,7 (Н)

с подставкой Х=0,4 (табл. 16. 4 [2]) и Y, выбранного из каталога.

Ресурс подшипника определяется из равенства:

LE=60·10-6·n·Lhe=60·10-6·138,99·7500 = 62,55 (млн. об),

где n-частота вращения, в нашем случае n=n=n=138,99 об/мин.

Динамическая грузоподъёмность подшипника:

Ср=Р·,

где р=10/3=3,33 для роликовых подшипников, а1-коэффициент надежности (а1=1 [1]), а2 - коэффициент, учитывающий свойства материалов колец и тел качения (а2=1,1 табл. 16. 3 [2]).

Найдем динамическую грузоподъёмность подшипников (самого нагруженного):

Сра= Ра·=9768,14·=32833,33 (Н)

Проверим выполнение условия:

Ср ≤ С

Сра = 32833,33 Н≤ С = 42700 Н

Условие выполняется, следовательно, подшипники подобраны верно.

Рисунок 10 Подшипник по ГОСТ 333-79

5.3 Подбор призматических шпонок


Подбор шпонок производится по таблицам стандартов в функции диаметра вала d, определяющего ширину шпонки b и высоту h.

Принимая величину допускаемых напряжений смятия [σсм] =80…120 МПа, определяют рабочую длину шпонки (мм) по формуле:

Lр≥4·Т·103/(d·h· [σсм]),

где · [σсм] =150 МПа (для неподвижных посадок [2]).

Шпонка b=10 мм, h=8 мм на хвостовике быстроходного вала:

Lр≥4·Т·103/(d·h· [σсм]) =

= 4·77,22·103/(32·8·150) = 8,04 (мм)

Полная длина шпонки первого исполнения (со скругленными торцами)

L = Lр+b = 8,04+10= 18,04 ≈ 20 (мм)

Выбираем шпонку 10х8х 28 по ГОСТ 23360-78

Но исходя из конструктивных соображений длину шпонки

принимаем равной 36 мм

Выбираем шпонку 16х10х36 по ГОСТ 23360-78

Шестерню промежуточного вала выполняем в целом с валом.

Шпонка b= 20 мм,h =12 мм под колесом тихоходного вала:

Lр≥4·Т·103/(d·h· [σсм]) =

= 4·1487·103/(75·12·150) = 44,1 (мм)

Полная длина шпонки первого исполнения (со скругленными торцами)


Выбираем 2 шпонки 20х12х 36 по ГОСТ 23360-78

Шпонка b=18 мм, h=11 мм на хвостовике тихоходного вала:

Lр≥4·Т·103/(d·h· [σсм]) = 4·1487·103/(60·11·150) = 60,1 (мм)

Полная длина шпонки первого исполнения (со скругленными торцами)

L = Lр+b=60,1+18 =78,1» 80 (мм).

Выбираем шпонку 18х11х80 по ГОСТ 23360-78

6. Конструирование элементов корпуса редуктора


Корпус редуктора служит для размещения и координации деталей передачи, защиты их от загрязнения, организации системы смазки, а также восприятия сил, возникающих в зацеплении редукторной пары, подшипниках, открытой передаче. Корпус редуктора, как правило, разъемный; состоит из крышки и корпуса. Габаритные размеры корпуса редуктора определяются габаритом передачи. В малонагруженных редукторах при ТВых≤500н·м толщины корпуса и крышки принимаются одинаковыми.

Толщина стенок в нашем случае вычисляется по формуле:

мм


Толщину стенки корпуса принимаем равной 12 мм, а крышки - 11 мм.

Толщину фланцев поясов корпуса и крышки:

верхнего пояса принимаем равной 15 мм,

нижнего пояса принимаем равной 20 мм.

Диаметры фундаментных болтов:

d1 = (1,5…2,5) ·δ

d1 = (1,5…2,5) ·12 = 18…30 мм

Принимаем фундаментные болты с резьбой М 20

Будет достаточно для проектируемого редуктора 4-х фундаментных болтов.

Болты для крепления корпуса к крышке:

d2 = (0,5…0,6) · d1 = (10…12) мм

принимаем болты с резьбой М 12

Болты для крепления корпуса к крышке у подшипников:

d3 = (0,5…0,75) · d1 = (6…9) мм

принимаем болты с резьбой М 6 и М8

Болты с шестигранной головкой ГОСТ 7798-70


Резьба d = d1

6

8

12

Шаг резьбы

крупный

1,0

1,25

1,75


мелкий

-

1,0

1,25

 

Размер под ключS

10

13

19

Высота головкиk

4

5,5

8

Диаметр описанной окружностиe

10,9

14,2

20,9

Длина болта l

20

28

45

Длина резьбы b

18

22

30


Гайка М12-7Н по ГОСТ 5915-70

Шайбы пружинные ГОСТ 6402-70


Диаметр болта, винта

d

s = b

6

6,1

1,6

8

8,1

2,0

12

12,1

3,0


Штифт 8х25 ГОСТ 3128-70

 = 8; l = 25

Манжеты резиновая армированная для валов ГОСТ 8752-79

Тип 1 d = 35; D = 58; h = 10 Манжета 1-35´58-3 ГОСТ 8752-79


Тип 1 d = 70; D = 95; h = 10 Манжета 1-70´95-3 ГОСТ 8752-79


Внутренний объем редуктора определяется исходя из зазоров между выступающими частями передачи и внутренними стенками корпуса редуктора.

Корпуса бывают литые и сварные. Литейные радиусы зависят от толщин соединяющихся частей корпуса, но не менее 2мм.

Смотровой люк служит для контроля сборки узла и осмотра редуктора при эксплуатации. Люки можно совмещать с отдушкой.

Рисунок 11 - Крышка-отдушина

Проушины, скобы, цапфы служат для транспортировки редуктора.

Во время эксплуатации редуктора масло в нем постепенно загрязняется, теряет свои свойства, тем самым, вызывая необходимость периодической замены. Для этого в корпусе предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической или конической резьбой (см. рис. 11).

Рисунок 12 - Сливное отверстие

Для данного редуктора выбираем сливное отверстие с цилиндрической резьбой М16´1,5 с габаритными размерами: l = 13 мм, L = 24 мм, b = 3 мм, D = 25 мм, S = 19 мм, d1 = 16 мм, D1 = 20,9 мм

Пробки для слива отработанного масла располагаются со стороны тихоходного вала.

Маслоуказатели служат для контроля количества масла в масляной ванне редуктора. Они бывают крановые и жезловые.

Выбираем маслоуказатель жезловый для нашего редуктора:

М12х1,75: d1 = 16 мм, D = 25 мм.

Рисунок 13 Маслоуказатель жезловый

Литература


1.       Проектирование приводов с цилиндрическими редукторами: Методические указания к выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»/Сост.: С. С. Прокшин, Б. А. Беляев, А. А. Сидоренко, В. А. Федоров, С. М. Минигалеев. - Уфа: УАИ, 2006. - 58 с.

2.       Иванов М. Н. Детали машин. Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1984. 336 с., ил.

.        Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.

.        Анурьев В. И. Cправочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. 559 с., ил.

Похожие работы на - Расчет привода и редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!