Заявления и жалобы граждан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,85 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Заявления и жалобы граждан

Федеральное агентство по образованию

Муромский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Владимирский Государственный Университет"

Факультет: "Права и социальных технологий"

Дисциплина: "Административное право"




Курсовая работа

Тема: "Заявления и жалобы граждан"


Руководитель: Маркелова М.А.

Выполнил: студент гр.Юз-109

Дятлова А.С.







Муром 2011г.

Содержание

Введение

Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения

1.1 Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования

1.2 Порядок рассмотрения обращений граждан

Глава 2. Механизм судебного обжалования

.1 Правовая основа обжалования нарушенных прав граждан

.2 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц

Заключение

Библиографический список

Введение

Конституция РФ в ст. 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан и одной из организационно-правовых гарантий их охраны. Впервые право граждан на обращение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., что явилось важным шагом в развитии данного института. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан, вплоть до 2 ноября 2006 г. был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в ред. от 4 марта 1980 г.). Социально-политическая сущность этого акта велика, в свое время он сыграл положительную роль в защите прав граждан, однако с позиций сегодняшнего дня он не отвечает требованиям динамично развивающихся общественных отношений. Особую актуальность отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение, приобретают в условиях рыночной экономики и становления институтов гражданского общества. Именно сейчас граждане нуждаются во всемерном совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, в выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти. Все это послужило основанием для разработки и принятия нового Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. Данный нормативно-правовой акт регулирует правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами указанных органов. Кроме того, действующий закон распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя это и не отражено в названии акта. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. установил ряд существенных гарантий реализации права граждан на обращение, не закрепленных ранее на законодательном уровне. Так, при рассмотрении обращения гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права и законные интересы иных лиц и если в них нет сведений, содержащих государственную тайну; получать уведомление о переадресации обращения; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема, если оно не требует дополнительной проверки, и с согласия гражданина ответ на устное обращение дается в устной форме, а в остальных случаях в письменной форме.

Цель работы: анализ административно-юрисдикционной деятельностьи органов исполнительной власти по работе с жалобами, предложениями и заявлениями граждан.

Задачи работы: 1. Правовое регулирование обращений, жалоб и заявлений граждан; 2. Особенности разрешения обращений, жалоб и заявлений граждан.

Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения

Само понятие "обращение" весьма неоднозначно. Действующее законодательство такого термина вообще не знает, разве только в Конституции РФ говорится, что "граждане Российской Федерации имеют право... направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы", притом не поясняется, что под обращением понимать. Однозначного определения обращения нет не только в законодательстве, но и доктрине. Так, Большой юридический словарь, выпущенный издательством "Инфра-М" в 1999 году также не содержит определения обращения. Обращение определяется всего лишь как "изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба гражданина", т.е. лишь опосредованно, через отдельные его виды. И кроме того, указанные виды далеко не исчерпывают всего разнообразия обращений, что постараемся показать ниже. Так что остаётся не вполне понятным, что понимать под "обращением" не в философском или этимологическом (что для нашей работы не имеет значения), а строго в формально-юридическом смысле, остаётся неясным. Проще говоря, непонятно, что может считаться обращением, имеющим определённую силу, подлежащем обязательному рассмотрению строго в установленные законом сроки и т.п.; каковы его обязательные признаки и формальные реквизиты. Очевидно, что без решения этого вопроса невозможно говорить о нормативном регулировании работы с обращениями граждан. Однако этот вопрос совсем не прост и для решения его необходимо проделать значительную работу. Собственно говоря, попытка сформулировать общее определение обращения, возможное для закрепления в законе и выявить его главные, необходимые признаки и есть главная цель настоящего исследования.

Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращения, являются предметом регулирования различных отраслей отечественного права: административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других. Однако, основное содержание этих правоотношений должно закладываться нормами государственного (конституционного) права. Для такого подхода есть ряд оснований.

Во-первых, характер нормативно-правового обеспечения реализации права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является одной из характеристик уровня развития демократии в стране, в конечном счёте - типа сформировавшегося в ней государственного (политического) режима.

Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев причиной обращения гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления является неудовлетворительная работа тех властных органов или их должностных лиц, действия которых обжалуются. При этом, как справедливо отмечает М.Д. Загряцков, "воля государства может быть выражена только волей физических лиц, но именно соблюдение закона (его буквы, цели или предписанных форм) преобразует конкретную волю индивида в отвлечённое волеизъявление государства"[1]. Иными словами, обжалуя действия или решения должностного лица в полномочный государственный орган, гражданин тем самым выступает либо против воли государства (когда обжалует нормативный акт, вступивший в законную силу) либо в защиту этой воли (когда обжалует действия должностного лица, не основанные на законе).

При этом, несмотря на то, что целью обращения, как правило, является частный интерес гражданина, последствия его обращения, в подавляющем большинстве случаев, имеют публично-правовое значения.

Таким образом, с точки зрения содержания, право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления подпадает под предмет регулирования государственного (конституционного) права. Однако есть и ряд формальных оснований, позволяющих отнести данные правоотношения к сфере государственно-правового регулирования. Во-первых, на современном этапе конституционного развития России право граждан на обращения получило закрепление в Основном законе страны. Таким образом, с формально-юридической точки зрения оно стало одним из основных (конституционных) прав граждан.

Причём, с учётом вышеизложенного, это право граждан можно отнести к числу политических. Как известно, правовое регулирование конституционных прав граждан относится к сфере действия государственного (конституционного) права. А что касается основных политических прав граждан, то их регулирование относится к сфере действия государственно-правовых отношений не только на конституционном уровне, но и на уровне отраслевого законодательства.

Во-вторых, конечно все правоотношения в исследуемой области не могут быть включены в сферу конституционно-правового регулирования. Значительная их часть относится к сфере действия перечисленных в начале параграфа отраслей права. Однако, государственное (конституционное) право, как базисная отрасль права, в данном случае выступает как системообразующий фактор. Она формирует важнейшие - базисные - правоотношения, устраняя коллизии и пробелы в правовом регулировании, которые неизбежно возникают в процессе нормативно-правового регулирования близких по содержанию правоотношений несколькими отраслями права.

Определив отраслевой предмет правового регулирования, мы можем перейти к более подробной характеристике содержания государственно-правового института права граждан на обращения в государственные органы. Прежде всего, представляется необходимым выяснить проблему соотношения частного и публичного интереса в этой сфере.

Так, Ю.А. Тихомиров определяет публичный интерес как "признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией её существования и развития"[2] Следовательно, всё, что не входит в сферу публичного интереса, методом исключения может быть отнесено к сфере частного интереса. Под этим углом зрения и попытаемся рассмотреть содержание права граждан на обращения.

Вместе с тем, при защите публично-правового интереса - восстановления законности, нельзя забывать и о частных интересах лица, обратившегося в полномочный орган. Поэтому главной целью процесса рассмотрения обращения гражданина по существу должно стать восстановление прежнего положения, нарушенного теми или иными неправомерными действиями или решениями органа государственной власти или местного самоуправления.

К сожалению, эта задача не всегда решается на практике, поскольку законодательство, регламентирующее право граждан на обращения, не содержит такого требования.

Однако вернёмся к анализу содержания административной юстиции. Думается, что даже исходя из того, что отечественное и зарубежное законодательство позволяет гражданам подавать как индивидуальные, так и коллективные обращения в государственные органы, разграничение публичного и частного интересов в этой сфере не может быть сведено к количеству субъектов, подписавших обращение. Соотношение общественного и индивидуального интереса, по нашему мнению, гораздо сложнее.

Продолжим рассмотрение позиции М.Д. Загряцкова по данному вопросу. "Самоограничение государства, - утверждает учёный, - признание за гражданином, даже только в пределах частного права, положения субъекта права, логически неизбежно ведёт к признанию за ним права на иск или жалобу в праве процессуальном (нет права без иска), то есть признание за ним статуса публичного субъекта права" Загряцков Д.М.. С этой позицией нельзя не согласиться, особенно в свете современной теории правового государства, основанной на равноправии гражданина и государства как субъектов публично-правовых отношений. Однако данная позиция раскрывает лишь внешнюю - формально-процессуальную сторону рассматриваемых отношений. А у неё имеется и вторая - материальная сторона, раскрываемая через содержание права на обращения. Суть её сводится к правовому значению того или иного обращения. Если в индивидуальном обращении гражданина присутствует интерес социальной общности, то такое обращение будет направлено на защиту социального интереса. Остаётся только одна проблема: как выявить этот интерес социальной общности в обилии частных интересов, присутствующих в большом количестве обращений граждан.

Здесь может быть три пути: анализ и обобщение обращений граждан, социологические исследования и опросы населения и, наконец, петиционная форма самого обращения, требующая сбора установленного законом количества подписей подробнее проблему петиций и сбора подписей рассмотрим ниже. Однако, последняя форма обращений выходит за рамки административной юстиции.

Таким образом, одной из характеристик, права граждан на обращения как государственно-правового института является наличие в этих правоотношениях публичного интереса, как в материальной, так и процессуальной форме.

В то же время, сведение права на обращения только к деятельности административной юстиции означает ограничение предмета этого права, поскольку причиной обращения граждан в государственные органы может стать не только административный произвол и основанный на нём индивидуальный исполнительно-распорядительный акт, но и закон, принятый представительным, вплоть до высшего, органом власти, либо отсутствие необходимого закона (хотя обращения в законодательные органы власти выходят за рамки данного исследования). Последнее может быть восполнено путём реализации гражданской (народной) инициативы, выражающейся в таких специфических формах обращений как петиция (коллективное обращение) и гражданский наказ. Подробнее особенности этих видов обращений мы постараемся показать ниже, при рассмотрении вопроса о классификации обращений.

В целом, подводя итоги сказанного, можно заключить, что содержанием государственно-правового института права граждан на обращения в государственные органы является:

а) одна из форм народовластия, осуществляемая в виде обязательной для рассмотрения в установленном законом порядке гражданской инициативы, направленной на принятие органом государственной власти или местного самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового акта, не противоречащего Конституции и законам РФ, или решения им в иной форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан;

б) установленный законом порядок защиты прав, свобод и законных интересов граждан, осуществляемый ими в публично-правовой форме путём направления заявлений, жалоб (и иных видов обращений) в органы государственной власти или местного самоуправления.

.1 Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования

Такое право закреплено в ст. 33 Конституции РФ; 'Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления'. В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества . Обращения граждан к субъектам власти - главное средство реализации , защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать:

по содержанию (пенсионные, налоговые и т.д.),

по авторам (индивидуальные, групповые),

по форме (устные, письменные),

по адресатам,

их можно делить: первичные и вторичные и т. д.

апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР' О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан', который пока действует в России в редакции Указа от 4 марта 1980 года. Как видно из названия, сейчас в РФ различаются три вида обращений, ,предложение , заявление, жалоба.

Принятый 16 декабря 1997 года Свердловской области закон " Об обращениях граждан " различает, предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

В законе использованы такие понятия:

предложения- обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической , политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;

заявления - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и Свердловской области;

жалобы- обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями /бездействием/ и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;

ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

коллективные обращения граждан- обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

.2 Порядок рассмотрения обращений граждан

К сожалению, в отличие от отмененного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII, в действующем Законе подробно не описываются правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается орган, который должен утвердить такие правила. Новый Закон содержит только основные положения, регламентирующие порядок такой работы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Требования к регистрации и сроки рассмотрения обращений граждан:

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями от 29 июня, 27 июля 2010 г.):часть 2 статьи 8. Направление и регистрация письменного обращения:

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения:

. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Внимательно изучая положения Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, можно заметить, что данный документ закрепляет срок рассмотрения обращений граждан на 3 дня меньше установленного новым Законом. Разъясним арифметику вопроса: Закон предполагает регистрацию обращений в течение 3-х дней и их рассмотрение в течение 30-ти дней с момента регистрации (т.е. 33-хдней с момента получения), а Типовой регламент устанавливает срок рассмотрения в 30 дней с момента получения обращения.

Пункт 12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005г. №452:

Обращения граждан рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 дней с даты поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указания причин продления.

Говоря о регистрации, стоит отметить, что 3-дневный срок установлен впервые. Ранее действующие документы закрепляли регистрацию обращения в день его поступления. При этом срок регистрации в день поступления установлен и ныне действующей Типовой инструкцией по делопроизводству для всех входящих документов, к которым относятся и обращения граждан

Обнаружив данные расхождения в положениях Закона, Типового регламента и Типовой инструкции, необходимо задать два вопроса:

Можно ли сказать, что Типовой регламент и Типовая инструкция противоречат новому Закону?

В какой срок стоит производить регистрацию и рассмотрение обращений граждан?

Ранее действовавший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" содержал положение, по которому другими законодательными актами могли устанавливаться сокращенные сроки рассмотрений заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях. К сожалению, действующий Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ такого положения не содержит. Но говорить о явном противоречии Типового регламента и Типовой инструкции новому Закону можно было бы только в том случае, если бы они разрешали проводить регистрацию и рассмотрения в более длительные сроки.

Итак, делаем вывод:

федеральные органы исполнительной власти должны производить регистрацию обращений граждан вдень их поступления и рассматривать в течение 30-ти дней с момента поступления; а остальные органы государственной власти и органы местного самоуправления могут регистрировать обращения в течение 3-х дней с момента получения и рассматривать в течение 30 дней с момента регистрации, если для них не установлены сокращенные сроки другими нормативными документами.

Достаточно часто встречаются случаи, когда обращение гражданина удовлетворяет всем установленным требованиям, а значит, заслуживает ответа, но при этом получено не по адресу. Тогда оно должно быть переадресовано тому органу или должностному лицу, к компетенции которого относится. На это Законом отводится 7 дней со дня регистрации обращения. Одновременно гражданин уведомляется о переадресации его обращения. Отдельно отметим: Закон запрещает пересылать жалобы на рассмотрение в тот орган или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Глава 2. Механизм судебного обжалования

В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на два вида: судебные и внесудебные.

В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (в части, не противоречащей Закону и Конституции РФ), некоторыми другими нормативно-правовыми актами обеспечивается механизм реализации обращений граждан.

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Они различаются по следующим признакам.

Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их исправления, или устранения;

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с нарушением;

Жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

Характерно, что в одном и том же обращении могут содержаться все указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство позволяет различать:

а) общее право жалобы, которым обладают все граждане

б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.п.

Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью, например, после подписания трудового договора (контракта), контракта на военную службу гражданин именуется "работником", "контрактником" и т.д., приобретая права и обязанности в соответствии с заключенным договором.

Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а "лицом", в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспорта, сантехника, сварщика, механизатора и т.д.

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:

а) право на административное обжалование;

б) право на судебное обжалование.

В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица: могут быть обжалованы самые разнообразные случаи. Например, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных объединений, ВАК (Всероссийской аттестационной комиссии) в защите диссертации и т.д. Не ограничен и круг лиц, могущих подать жалобу. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца.

Жалоба подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, на действия которого подана жалоба.

Необходимо отметить, что с 1988 г. рассмотрение анонимных жалоб не производится.

Закон от 27 апреля 1993 г. распространяется и в отношении государственных служащих. Обжалованию подлежат действия (решения) в том числе и предоставление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых:

а) нарушены права и свободы граждан;

б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, имеет право обжаловать не только действие, но и бездействие вышеуказанных лиц.

Законом предусмотрено, что не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда (например, в 1995 г. Конституционный Суд по жалобе граждан РФ указал, что отсутствие свыше 6 месяцев на занимаемой муниципальной жилплощади не может быть основанием для лишения человека права проживать на указанной жилплощади. Таким образом была фактически отменена ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, на основании которой граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда, лишающий их свободы на срок свыше 6 месяцев, подлежали выписке и лишению жилья.

Не могут быть обжалованы действия и решения, в отношении которых законодателем предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Вышеупомянутый Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Другими словами, гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в месячный срок. Существует альтернативная подсудность - гражданин может подать жалобу либо в суд по месту жительства, либо по месту, либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в определенные сроки: в течении 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности данного служащего, вплоть до увольнения.

По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено.

Например гражданин Минин В.Ю. пожаловался на неправомерные действия коллегиального органа - Правительства РФ. Суть дела состояла в том, что в Постановлении Правительства "Об утверждении правил сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений" содержалась норма, по которой похищенное водительское удостоверение невозможно было восстановить без сдачи экзаменов. Истец возражал на том основании, что указанное Постановление противоречит Конституции страны (ст. 55), в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом; а само Постановление противоречило Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". В соответствии с этим В.Ю. Минин просил призанать Постановление Правительства РФ незаконным.

Рассмотрев дело по существу Верховный Суд РФ пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению на том основании, что "Правительство РФ фактически ограничивает права граждан, которые принадлежат им в соответствии со ст. 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения", как уже получившими право управления транспортными средствами в результате сдачи квалификационных экзаменов и выполнения требований закона. Законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)".

Рядовой гражданин оспорил постановление высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ, на равных с представителями Правительства отстаивал в судебном заседании свою позицию, и его аргументы были признаны судом более весомыми, чем возражения правительственной стороны. Правительство беспрекословно подчинилось решению суда и внесло необходимые изменения в свое Постановление.

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Следует отметить, что законы или иные нормативные акты РФ, издаются во многих субъектах Федерации. Так, из 89 субъектов Федерации их Уставы (Конституции) только в двух случаях соответствовали российской Конституции; из 44 тысяч правовых актов субъектов РФ, поступивших в Министерство юстиции РФ, менее половины соответствует Конституции страны.

Например, в Ивановской области в 1997 г. был принят Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым вводилась административная ответственность в отношении граждан и юридических лиц за действие (бездействие), не предусмотренные КоАП РСФСР. Одновременно этим же законом органам гражданской обороны неоправданно предоставлялось право наложения административных взысканий. Данное положение Закона было отменено по требованию прокурора области.

Глава администрации поселка Светлополянск Самарской области обязал всех граждан, проживающих в поселке, предоставить справки о прохождении медосмотра, флюорографии и анализов на СПИД.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании нормативных актов противоречащими закону" даны разъяснения о том, какие акты носят нормативный характер, что отличает их от индивидуальных нормативных актов.

К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном.

Примером данного положения может являться обжалование индивидуальным частным предпринимателем определения Оренбургского областного суда о прекращении производства по жалобе на распоряжение заместителя главы администрации Оренбургской области "О налогообложении". Прекращая производство по делу областной суд исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила из текста обжалуемого распоряжения его нормативный характер и отменила данное определение на том основании, что данный документ не относится к числу актов, указанных в ст. 22 АПК РФ. Судебная коллегия признала, что заявленное требование частного предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), уоторый рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен.[1] Он рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе.

Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало изветсно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы. Надо сказать, что этот институт является абсолютно новым и когда его возглавлял С.А. Ковалев, то о деятельности этого института много писали в средствах массовой информации и юридических изданиях; с назначением на этот пост А.Н. Миронова информация прекратилась, во всяком случае, никаких отчетов о деятельности Уполномоченного по правам человека за последние 2 года найти не удалось.

Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Причем, речь идет именно о гражданах страны.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особеннсоти дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц и т.д.

Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот. Например, группа военных пенсионеров обратилась в суд, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. №790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Согласно этому Постановлению право военнослужащих на 50% скидку на пользование квартирным телефоном должно было реализовываться путем возмещения им этих расходов воинскими частями или военными комиссариатами.

В процессе судебного разбирательства Верховным Судом РФ было установлено, что данные льготы являются непосредственно действующими на всей территории РФ и должны финансироваться их бюджета.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права, но в некоторых случаях бывают исключения. Например, военнослужащий имеет право обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Специальное право жалобы не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении и отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получением доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного количества времени и денег (пошлина, плата за справки, копии справок и решений и т.д.).[2]

административный муниципальный ущерб должностной

2.1 Правовая основа обжалования нарушенных прав граждан

В целях усиления судебной защиты прав граждан 30 июня 1987 года был принят Закон СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан" . 2 ноября 1989 года был принят аналогичный Закон СССР в новой редакции.

В настоящее время действует вышеназванный Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года. Он закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих.

Действие закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. Обжалованию подлежат действия (решения), в том числе представление информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать также бездействие упомянутых органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, повлекшее за собой такие последствия. Он может обжаловать вышеназванные действия (решения), а также послужившую для их совершения информацию либо то и другое одновременно.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, и надлежаще уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть повлекших нарушение прав и свобод и т.д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, ноне вправе отменить обжалуемое решение вообще. Такое право суда не вытекает из вышеназванного закона. Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе об обжаловании гражданами определенных актов и действий органов и должностных лиц (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации самостоятельной предпринимательской деятельности граждан и др.). Однако не могут быть обжалованы в арбитраже нормативные акты. Он рассматривает дела о недействительности актов, адресованных конкретным лицам или группам лиц.

Уполномоченный по правам человека, как уже отмечено, рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в которых усматривается нарушение их прав. Порядок их разрешения специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если ранее заявитель обжаловал соответствующие решения и действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Установлены реквизиты жалобы: она должна содержать фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; изложение существа обжалуемых решений или действий; сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Уполномоченный принимает меры к их восстановлению. Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Подчеркнем повторно, что в этих случаях имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитываются какие-либо особенности в их правовом статусе. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений. Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц, и т.д. Как исключение специальное право обжалования военнослужащих закреплено Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года о судебном обжаловании. Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права. Вместе с тем в его контексте также предусматривается специальное право на внесудебное и судебное обжалование, например, постановлений о наложении административных взысканий. Военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом Российской федерации от 27 апреля 1993 года о судебном обжаловании. Специальное право не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении, отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получения доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного времени и обремененностью судебного обжалования пошлиной, введением платы за выдачу необходимых документов (справок и др.). Эффективность права жалобы как средства защиты прав и свобод граждан предполагает устранение из законодательства всего того, что затрудняет его реализацию. Должна быть сохранена ответственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установлена ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлений граждан. Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года №810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" установлен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны рассматривать не позднее трех дней сообщения о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками указанных органов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов и вступивших в законную силу решений судов. Ответ редакциям должен быть дан не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информации. На федеральном уровне копии материалов рассмотрения таких сообщений направляются в Главное контрольное управление Президента Российской федерации.

2.2 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он - сторона равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан. Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: " Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования". Особенность ответственности по ст. 1069 ГК в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния.[1]

Заключение

Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального и хозяйственного направления, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан.

Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан должны способствовать усилению контроля народа за деятельностью государственной и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы. Однако количество откликов на происходящие в стране политические и экономические события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования в форме акции, забастовки, митинга, голодовки и т. д. На это все нельзя закрывать глаза и в первую очередь высшим органам государственной власти. Непринятие мер, не реагирование на все происходящее сегодня, может привести к социальному взрыву.… Ведь все чаще в выступлениях граждан звучат политические требования: смена курса реформ, смена правительства, отставка Президента и т. д.

Библиографический список

Нормативные акты:

. Гражданский кодекс РФ (с учетом изменений и дополнений по состоянию на 25 ноября 2005 г.). - М.: ГроссМедиа, 2006. - 384 с.;

. Кодекс РФ об административных правонарушениях (в редакции от 20.12.2001). - М.: изд. "ЭЛИТ", 2004. - 224 с.;

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (редакция 22.07.05 г.) / электронная версия системы "Консультант-Плюс"

. Конституция Российской Федерации 1993 года. / М.: Юристъ, 2000.

Литература:

.Агеенкова Т.Г. Административное право РФ. / М.: Издательство МНЭПУ, 2000. - 458 с.;

.Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2001. - 592 с.;

.Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: "Норма", 2000. - 288 с.;

.Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 368 с.;

.Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник. - М.: ТК Велби, 2004. - 432 с.;

.Гричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби, 2005. - 480 с.;

.Ремнев В.И. Право жалобы в РФ / М.: ТК Велби, 1996. - 216 с.;


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!