Производство по обращениям граждан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производство по обращениям граждан

Учреждение образования

Частный институт управления и предпринимательства







Курсовая работа

по дисциплине: Административное право

на тему: Производство по обращениям граждан














Минск 2009

Введение

Построение правового государства неразрывно связано с укреплением и развитием субъективных прав и свобод граждан. В реализации и охране таких прав и свобод одно из важнейших мест занимают предложения, заявления и жалобы граждан. Одновременно они выполняют роль, гарантирующую соблюдение законности в государственном управлении. Уровень соблюдения режима законности в государстве прямо зависит от заинтересованного участия законопослушных граждан в деятельности по его поддержанию. С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что наличие большого числа жалоб на действия работников исполнительного аппарата является тревожным симптомом, заставляющим подвергнуть пристальному анализу состояние дел в этом аппарате и предпринять меры по качественному улучшению его работы. Одно из важнейших направлений такого укрепления правопорядка состоит в совершенствовании действующего законодательства, и, прежде всего административно-процессуальных норм, регламентирующих возможность осуществления и защиты субъективных прав и свобод граждан.

При этом исследования юридической науки, направленные на совершенствование механизма рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, могут в значительной мере способствовать укреплению законности, правового статуса гражданина, усилению охраны его прав и законных интересов, восстановлению их в случае нарушения.

К числу важнейших источников информации, необходимых для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, следует отнести обращения граждан, представляющие собой важное средство осуществления и охраны прав граждан.

Обращения могут касаться самых разных сторон жизни общества, начиная с общегосударственных интересов и оканчивая интересами конкретного человека. Несмотря на то, что в обращениях содержится различная информация - одобрительная, критическая, содержащая просьбы, вопросы, предложения, с требованиями о восстановлении нарушенного права и защиты законных интересов, а также заключающая в себе суждения всех типов, - все они характеризуются рядом общих признаков, а именно:

) обращения отражают состояние дел в соответствующих сферах жизни общества и соответственно состояние исполнительной деятельности;

) обязательным получателем информации, содержащейся в обращениях, является представитель государственного органа;

) такого рода информация порождает правовые последствия: рассмотрение дела, наказание виновных и т.д.;

) сведения, отраженные в обращениях граждан, исходят от них по их личному волеизъявлению.

Общей целью внесения обращений является желание побудить соответствующие органы и других лиц рассмотреть их и разрешить по существу. Кроме того, обращениям граждан свойственен и такой общий признак, как наличие стадий производства по ним.

Вместе с тем по своей юридической природе обращения граждан неоднородны, что позволило законодателю выделить такие виды обращений, как предложения, заявления и жалобы граждан. Законодательное регулирование порядка рассмотрения обращений граждан осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан».

Таким образом, вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования выступает процесс производства по обращениям граждан.

Целью курсовой работы является изучение производства по обращению граждан. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

рассмотрено понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан;

раскрыты стадии производства по обращениям граждан;

изучена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан.

1. Понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан. Виды обращений

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в сфере производства по обращениям граждан, является Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6.06.1996 г. № 407-XIII (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 № 340-З) (далее - Закон). Закон направлен на правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах - документах (постановлениях, решениях).

Герловская Е.Е. дает следующее определение понятию «производства по обращениям граждан»: производство по обращения граждан - это урегулированный порядок совершения процессуальных действий уполномоченными субъектами по рассмотрению и разрешению предложений, заявлений и жалоб.

В соответствии со ст.1 Закона «Об обращениях граждан», обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме [6].

Можно выделить следующие виды обращения граждан:

предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;

жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;

индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

устное обращение - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;

повторное обращение - обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

анонимное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан) [6].

Основными целями производства по обращениям граждан являются:

воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;

наказание правонарушителей;

создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;

превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;

восстановление общественных отношений.

Действие Закона распространяется на предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением обращений:

рассматриваемых в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

Законодательство Республики Беларусь об обращениях граждан состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь [6].

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам). Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Граждане вправе обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) лично либо через своего представителя. Обращения от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями.

Представительство интересов граждан при обращении в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо акта уполномоченного на то государственного органа либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.

Право на обращение реализуется гражданами добровольно.

Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, имущественного или иного положения при обращении в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) запрещается.

Должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

Не являются разглашением сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, направление письменных обращений, поступивших в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в этих обращениях, соответствующим государственным органам, иным организациям (должностным лицам) в соответствии с частью второй статьи 9 Закона, а также запрос и предоставление информации, необходимой для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам).

Руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений в соответствии с требованиями Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.

Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители государственных органов, иных организаций.

Ведение делопроизводства по обращениям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Письменное обращение должно содержать:

наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан в случаях, предусмотренных частью второй статьи 4 Закона (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).

К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям Закона могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном Законом.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска срока, установленного Законом. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

В случае, если срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом [6].

Письменные обращения, направленные в государственные органы, иные организации (должностным лицам) с соблюдением требований Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан, подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц).

Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в частях первой и второй статьи 10 Закона.

В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с абзацем третьим статьи 14 Закона должностное лицо государственного органа, иной организации, рассматривающее такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан [6].

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

Срок рассмотрения обращений при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.

Сроки рассмотрения обращений, указанные в части четвертой статьи 7, части третьей статьи 8 и части второй статьи 9 Закона, исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях.

В государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 Закона.

Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций, в порядке, установленном Законом.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном Законом. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители государственных органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.

Обращения, направленные в средства массовой информации Республики Беларусь, подлежат рассмотрению в соответствии с Законом и законодательством Республики Беларусь о средствах массовой информации.

При рассмотрении обращений граждане имеют право:

знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;

отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные организации (должностным лицам);

обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Должностные лица государственных органов, иных организаций при рассмотрении обращения обязаны:

соблюдать требования, установленные Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан;

принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

принимать законные и обоснованные решения;

письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;

разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан;

решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Делопроизводство по предложениям (замечаниям), заявлениям (ходатайствам) и жалобам граждан в органах государственной власти, объединениях граждан, в организациях независимо от форм собственности, в средствах массовой информации ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на специально назначенных для этого должностных лиц или на подразделения служебного аппарата.

Порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную тайну, которая охраняется законом, определяется специальными нормативно-правовыми актами.

Личную ответственность за состояние делопроизводства по обращениям граждан несут руководители организаций.

Указанной инструкцией предусмотрено, что все поступившие предложения, заявления и жалобы должны приниматься и централизованно регистрироваться в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках, пригодных для обработки ПК, или в журналах. Конверты сохраняются вместе с предложением, заявлением, жалобой. Учет личного приема граждан ведется на карточках, в журналах или с помощью электронно-вычислительной техники.

Журнальная форма регистрации предложений, заявлений и жалоб и учета личного приема граждан допускается в организациях с годовым объемом поступлений до 600 предложений, заявлений и жалоб и таким же количеством обращений граждан на личном приеме.

Письменные предложения, заявления и жалобы, поданные на личном приеме, также подлежат централизованной регистрации на регистрационно-контрольных карточках, пригодных для обработки компьютером, или в журналах.

Регистрационно-контрольная карточка, журнал регистрации предложений, заявлений и жалоб, карточка (журнал) учета личного приема граждан ведутся в соответствии с указаниями по их заполнению.

Автоматизированная регистрация предложений, заявлений и жалоб и учет личного приема граждан осуществляются путем введения в компьютер таких элементов: дата поступления обращения; фамилия, имя, отчество, категория (социальное положение) заявителя; откуда получено обращение, дата, индекс, контроль; затронутые вопросы - краткое содержание, индексы; содержание и дата резолюции, фамилия автора, исполнитель, срок исполнения; дата отправления, индекс и содержание документа, принятые решения, дата снятия с контроля; номер дела по номенклатуре.

Автоматизированная регистрация учета личного приема граждан путем прямого введения в компьютер осуществляется с помощью таких элементов: дата приема, кто принимает; фамилия, имя, отчество, адрес, место работы, категория (социальное положение) заявителя; затронутые вопросы - краткое содержание, индексы; кому поручено рассмотрение, содержание поручения, срок исполнения, принятые решения, дата получения ответа.

Состав указанных элементов при необходимости может быть дополнен, например, распиской исполнителя в получении документа, ходом исполнения и т.д.

Регистрационный индекс предложения, заявления, жалобы отмечается в регистрационном штампе. Штамп ставится на нижнем поле первого листа документа справа или на другом свободном от текста месте, кроме места, предназначенного для подшивки.

В случае поступления повторных предложений, заявлений и жалоб им присваивается следующий регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационно-контрольной карточки, журнала или на соответствующем поле регистрационной карточки, вызванной на экран монитора компьютера во время автоматизированной регистрации, указывается регистрационный индекс первого предложения, заявления, жалобы. На верхнем поле первого листа повторных предложений, заявлений и жалоб справа и на регистрационных формах делается отметка «Повторно» и подбирается вся предыдущая переписка.

В случае, когда о результатах письменного предложения, заявления, жалобы необходимо уведомить другую организацию, все образцы регистрационно-контрольных форм и первый лист контролированного обращения обозначаются словом «Контроль» или буквой «К».

Предложения, заявления и жалобы, на которые даются предварительные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после принятия решения и принятия мер по решению предложения, заявления, жалобы. Решения о снятии с контроля предложений, заявлений, жалоб принимают должностные лица, которые приняли решения о контроле.

В случае, когда по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб даются письменные и устные ответы, делается соответствующая запись в регистрационно-контрольных формах и в документах дела или в отдельной справке.

Должностные лица, которые ведут делопроизводство по предложениям, заявлениям и жалобам, ежегодно до 15 января готовят для руководителей организаций материалы для анализа и обобщения в форме аналитических справок. Аналитические справки текущего характера составляются по мере необходимости.

Предложения, заявления и жалобы граждан после их решения со всеми документами по их рассмотрению и решению и образцом регистрационно-контрольной формы должны быть возвращены должностным лицам или подразделению служебного аппарата, которые ведут делопроизводство по предложениям, заявлениям и жалобам, для централизованного формирования дела, картотек, банка данных. Формирование и сохранение дел у исполнителей запрещается.

Документы размещаются в делах в хронологическом или алфавитном порядке. Каждое предложение, заявление, жалоба со всеми документами по их рассмотрению и решению составляет в деле самостоятельную группу и помещается в мягкую обложку. В случае получения повторного предложения, заявления, жалобы или появления дополнительных документов они подшиваются в данную группу документов.

Во время формирования дел проверяются правильность и комплектность документов в деле. Нерешенные предложения, заявления, жалобы, а также неправильно оформленные документы подшивать в дело запрещается.

Организации сохраняют предложения, заявления и жалобы для предоставления справок и использования их в других целях.

Ответственность за сохранность документов по предложениям, заявлениям и жалобам возлагается на руководителей, других должностных лиц организаций в соответствии с их функциональными обязанностями.

Срок сохранения документов по предложениям, заявлениям и жалобам определяется утвержденными руководителями организаций перечнями документов и номенклатурами дел. Как правило, устанавливается пятигодичный срок сохранения предложений, заявлений и жалоб и документов, связанных с их рассмотрением и решением.

. Стадии производства по обращениям граждан

Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15.10.2007г. № 498 (далее - Указ) регламентирует отношения в сфере производства по обращениям граждан.

Как и любому административному производству, производству по обращениям граждан присуще наличие стадий. Стадии административного производства - это этапы, через которые проходит административное дело от возникновения до окончания, это совокупность последовательно совершаемых административных действий.

Особенностями правовой природы обращения определяется и специфика выделений стадий производства по обращениям граждан. Такими стадиями могут быть:

) возбуждение производства;

) рассмотрение обращения и принятие решения по нему;

) исполнение решения по предложению.

) обжалование [7].

Возбуждение производства.

Основанием возникновения данного производства следует считать внесение гражданином обращения с целью совершенствования различных сторон деятельности государственного органа.

Законодатель четко сформулировал требования к обращениям граждан. В частности, обращения могут быть устными и письменными, а также индивидуальными (поданными отдельными лицами) и коллективными (поданными группой лиц). В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложены суть поднятого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы либо требования. При этом обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.

Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями.

Поскольку граждане могут добросовестно заблуждаться относительно компетенции того или иного органа, к которому они обратились с обращением, следует признать весьма разумным положение о том, что орган, получивший обращение и не обладающий полномочиями по его разрешению, должен в срок не более пяти дней переслать его по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу и уведомить об этом гражданина, подавшего обращение. Такой подход способствует устранению проявлений формализма в общении с заявителем и означает стремление государства в максимальной степени обеспечить гражданину разрешение его проблем.

Законом закрепляется обязательность принятия и рассмотрения обращений.

Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.

Законом формулируются отдельные ограничения, касающиеся рассмотрения обращений граждан. Так, запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решение которых обжалуются. Не рассматриваются также письменные обращения без указания местожительства, не подписанные автором (авторами), а также такие, по которым невозможно установить авторство. Такого рода обращения признаются анонимными.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также жалобы, поданные с нарушением срока их подачи, и обращения лиц, признанных судом недееспособными.

Важными гарантиями обеспечения прав лиц, подавших обращение, служат положения закона, запрещающие преследование граждан за подачу обращения и не допускающие принуждения их к его подаче. Так, никто не может быть принужден к подаче собственного или подписанию коллективного обращения либо к участию в акциях в поддержку обращений иных лиц или организаций.

Не допускается также разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, представляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанной в устной форме или указанной в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилия, место жительства и работы.

Рассмотрение обращения и принятие решения по нему.

Вопросам процессуального регулирования стадии рассмотрения обращений граждан посвящен раздел 2 Закона. Наиболее важные его положения заключаются в следующем.

Государственные органы и их должностные лица, руководители и должностные лица учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, предприятий, в полномочия которых входит рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решение в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, а также сообщать гражданам о результатах их рассмотрения.

Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке дается органом, их получившим и в компетенцию которого входит решение поднятых в них вопросов, за подписью руководителя или лица, исполняющего его обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Применительно к рассмотрению жалоб граждан законодатель устанавливает, что жалоба на действия или решения государственного органа, иной организации учреждения, объединения граждан, предприятия, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу. В случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением он вправе в соответствии с действующим законодательством непосредственно обратиться в суд.

К жалобе прилагаются имеющиеся в наличии у гражданина решения или копии решений, принимавшиеся по его обращению ранее, а также иные документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Пропущенный по уважительным причинам срок подачи жалобы может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

Свое разрешение получил один из важных вопросов, который может возникнуть на стадии возбуждения производства. Как правило, граждане лично подают заявления или жалобы. Однако практика показывает, что в отдельных случаях этой возможности они могут быть лишены. Речь идет о психических или физических недостатках гражданина, возрасте либо иных обстоятельствах (нахождение в экспедиции, туристической поездке, работа в ином государстве и т п.), препятствующих ему лично подать обращение в соответствующий орган. С этой точки зрения вполне оправданна позиция законодателя, закрепившего возможность подачи жалобы лицом, уполномоченным на то гражданином. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями. Предусмотрена и возможность подачи жалобы в интересах гражданина трудовым коллективом или организацией, осуществляющей правозащитную деятельность. Наиболее важные положения Закона касаются регламентации конкретных прав и обязанностей субъектов производства. В частности, граждане при рассмотрении их заявления или жалобы имеют право:

лично изложить аргументы лицу, проверяющему заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

знакомиться с материалами проверки;

представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим заявление или жалобу;

присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;

пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;

высказывать устно или письменно требования по соблюдению тайны рассмотрения заявления или жалобы;

требовать возмещения ущерба, если он стал результатом нарушений установленного порядка рассмотрения жалоб.

В свою очередь, в обязанности государственных органов, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц по рассмотрению заявлений и жалоб граждан входят:

объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы;

по просьбе гражданина приглашать его на заседание органа, рассматривающего его заявление или жалобу;

отменять или изменять обжалуемые решения в случаях, предусмотренных законодательством, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, безотлагательно принимать меры для пресечения неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;

обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;

письменно уведомлять гражданина о результатах проверки заявления или жалобы и принятом решении;

принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если он был причинен гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых было допущено нарушение, а также по просьбе гражданина не позже чем в месячный срок довести принятое решение до сведения трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина;

в случае признания заявления или жалобы необоснованными разъяснить порядок обжалования принятых по ним решений;

не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;

организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению порождающих их причин, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы;

организовывать и проводить личный прием граждан.

Анализ указанных обязанностей позволяет сделать вывод о том, что процессуальные права конкретных граждан находятся в неразрывной связи, а зачастую прямо соотносятся с ними. Так, обязанность проводить личный прием граждан неразрывно связана с правом гражданина лично излагать аргументы по заявлению или жалобе, а право гражданина присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы прямо соотносится с обязанностью соответствующего органа по просьбе гражданина приглашать его для участия в рассмотрении своего обращения.

Это обстоятельство служит наглядным подтверждением того, что правовой статус гражданина в производстве по его обращениям неразрывно связан с административно-процессуальными правами и обязанностями иных субъектов производства. Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, рассматриваются безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней. Плата за рассмотрение обращений граждан не взимается.

Законом устанавливается право граждан на возмещение ущерба, в том числе и морального, причиненного ему в связи с неправомерным решением по его обращению. Так, в случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, которые приняли неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и потерянный за это время заработок. Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, может быть возмещен моральный ущерб, причиненный неправомерными действиями или решениями органа либо должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения морального (неимущественного) ущерба в денежном выражении определяется судом.

Вышестоящий орган при поступлении к нему обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения подчиненной (подотчетной) этому вышестоящему органу организацией, проверяет содержащиеся в обращении сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает автору обращения. Организация, получившая данное предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение трех дней с момента его исполнения сообщить об этом вышестоящему органу, а также уведомить автора обращения.

Обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обращения, поступившие из редакций средств массовой информации, рассматриваются организациями в порядке, установленном законодательством для рассмотрения обращений граждан, за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок рассмотрения обращений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения в соответствии с законодательством решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения и в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан письменный ответ [2].

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

обращения не соответствуют требованиям, указанным в данном Указе;

в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;

текст обращения не поддается прочтению;

обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Решение об оставлении обращения без рассмотрения принимает руководитель организации, в которую поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо.

При оставлении обращения без рассмотрения по существу и при наличии данных о месте жительства (юридическом адресе) автора организация в пятидневный срок со дня регистрации обращения письменно, за подписью лица, указанного в части второй пункта, уведомляет автора о причинах оставления обращения без рассмотрения по существу и возвращает ему оригиналы документов, приложенных к обращению, а в случае, указанном в абзаце пятом части первой пункта, также разъясняет, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.

Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, в пятидневный срок со дня их регистрации в организации направляются ими в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы [2].

Организации в целях постоянного совершенствования работы с обращениями обязаны изучать, анализировать и систематизировать содержащиеся в них вопросы, данные о количестве и характере обращений и принятых по ним решений, проводить проверки соблюдения порядка рассмотрения обращений в этих организациях и принимать меры по устранению указанных в них и выявленных в ходе проверок недостатков.

Вышестоящие органы осуществляют проверки соблюдения в подчиненных (подотчетных) им организациях порядка рассмотрения обращений не реже одного раза в год согласно графикам проверок, утверждаемым руководителями вышестоящих органов на соответствующий календарный год.

Исполнение решения по обращению.

Стадия исполнения решения по обращению гражданина носит факультативный характер. Другими словами, ее может не быть вообще, если в ходе рассмотрения предложения оно будет признано нецелесообразным и бесполезным [2]. производство обращение гражданин административный

Как известно, важнейшим элементом, характеризующим любую процессуальную форму, является итоговый процессуальный документ. Это в полной мере относится и к производству по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. В указанном производстве таким документом служит решение по конкретному обращению гражданина. Наличие такого решения по предложению гражданина в основном обусловлено целесообразностью. Что касается решения по заявлению или жалобе, то наличие его следует признать обязательным.

Решения по делам об обращениях граждан выносятся на основе всех материалов и доказательств, в их совокупности. Они должны содержать логическое и правовое обоснование результата рассмотрения дела. Заключительной стадией производства по заявлениям или жалобам граждан является стадия исполнения принятого решения. Производство по делу следует считать полностью оконченным лишь тогда, когда реально удовлетворены притязания гражданина, устранены препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов, восстановлены в полном объеме нарушенные права и законные интересы, отменены незаконно возложенные обязанности либо незаконное привлечение к ответственности. Окончанием производства также служит аргументированный, основанный на законе отказ по обращению гражданина.

Обжалование.

Стадии обжалования решения по делу может и не быть, если гражданин удовлетворен полученным результатом.

Решение организации по обращению может быть обжаловано в вышестоящий по отношению к ней в соответствии с ее подчиненностью (подотчетностью) государственный орган, иную организацию. Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов должна размещаться в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).

При обжаловании решения государственного органа, иной организации, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту Республики Беларусь, соответствующее обращение может рассматриваться от имени Президента Республики Беларусь Администрацией Президента Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. Решение вышестоящего органа по обращению может быть обжаловано в суд.

Далее целесообразно рассмотреть стадии производства в зависимости рот вида обращения.

Важной формой реализации гражданами своих прав и законных интересов является подача заявлений. Цель заявления состоит в реализации через соответствующие органы предоставленных гражданам законных прав и интересов, а также в исполнении определенных обязанностей.

Законодатель определил, что заявление (ходатайство) - это обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов либо сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов, депутатов местных советов, должностных лиц, а также выражение мнения об улучшении их деятельности.

Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п.

Порядок рассмотрения данного вида обращения граждан, как и в производстве по предложениям граждан, может быть только административным.

В производстве по заявлениям граждан предусмотрены такие стадии:

) возбуждение производства;

) рассмотрение заявления по существу и принятие по нему решения;

) обжалование решения по заявлению;

) исполнение решения, принятого по заявлению.

Особое место среди обращений граждан занимают жалобы.

Реализация конституционного принципа законности предполагает неукоснительное соблюдение прав и законных интересов граждан, позволяет эффективно защищать их от любых нарушений. Право на подачу жалобы - один из действенных способов устранения возможных нарушений законности, важное средство восстановления нарушенных субъективных прав. Жалоба - это обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.

Между производством по предложениям и заявлениям граждан и производством по жалобам есть определенное сходство - и в том, и в другом случае они представляют собой обращения к компетентным органам.

Перечень же оснований, по которым можно различать данные производства, гораздо шире.

Прежде всего, цель подачи жалобы заключается в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов гражданина. Сами граждане не в состоянии обеспечить себе эту защиту, ибо не обладают государственно-властными полномочиями, которыми наделены государственные органы, в которые они и обращаются. Таким образом, жалоба является способом защиты и восстановления нарушенных субъективных прав граждан. Объектом обжалования выступают действия или бездействие государственных органов или должностных лиц, а также издаваемые ими акты, послужившие причиной нарушения прав и законных интересов граждан.

Обязательным элементом содержания жалобы является указание на конкретный факт нарушения прав и законных интересов гражданина.

Как показывает практика, в ряде случаев жалобы подаются гражданами, чьи права и интересы прямо не затрагиваются. Например, известны случаи подачи жалобы в интересах других лиц родственниками, знакомыми, соседями граждан, которые в силу преклонного возраста и состояния здоровья лишены возможности лично направить жалобы. Следует ли считать, что такого рода обращения не являются жалобами? Безусловно, нет. В таких случаях лица, подавшие жалобу в интересах других граждан, руководствуются, прежде всего, нормами морального порядка, положительными нравственными побуждениями. Их действия никоим образом не влияют на юридическую природу такого рода обращений. Поэтому следует признать, что жалобой может быть не только обращение, связанное с нарушением прав и интересов лица, его подавшего, но и обращение с целью защиты нарушенных прав и интересов других лиц. Не случайно законодатель установил, что жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями.

Прежде всего, порядок разрешения жалоб, предусмотренный действующим законодательством, может быть как административным, так и судебным. Кроме того, подача жалобы свидетельствует о том, что права либо законные интересы гражданина, по его мнению, нарушены и он требует их восстановления средствами обеспечения законности. Подача же заявления, как правило, не связана с фактом нарушения прав гражданина. Последний лишь ходатайствует о предоставлении ему возможности реализовать определенные субъективные права или обязанности в соответствии с законом.

Наконец, субъектом разрешения вопроса по жалобе должно быть не лицо, которое нарушило права или законные интересы гражданина и действия которого обжалуются, на что есть прямое указание в законе, а лишь вышестоящая инстанция либо должностное лицо, выступающее в этом случае в качестве «гаранта» обеспечения законности и объективности рассмотрения жалобы.

В случае же подачи заявления последнее адресуется непосредственно в орган или должностному лицу, которые компетентны принять решение по нему либо обеспечить процедуру принятия такого рода решения в соответствии с требованиями закона.

При анализе производства по жалобам следует учитывать его стадийность. Можно выделить следующие стадии указанного производства:

) возбуждение производства по жалобе;

) рассмотрение жалобы по существу и принятие по ней решения;

) обжалование или опротестование решения по жалобе;

) исполнение решения по жалобе.

К сожалению, в Законе «Об обращениях граждан» вопросы исполнения принятого по делу решения не отражены. Это обстоятельство следует признать существенным пробелом в законодательстве.

3. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

Для рассмотения ответственности за нарушения законодательства об обращениях граждан целесообразно дать определение понятию «юридическая ответственность».

В правовой литературе нет единства мнений по поводу понятия юридической ответственности. Отсутствие легального (установленного законом) определения и не всегда продуманное использование правовых терминов в актах текущего законодательства создают объективные сложности для анализа данной правовой категории и не способствуют развитию как юридической науки, так и отечественной правовой системы. Вследствие этого категория ответственности трактуется исследователями по-разному. Каждый из них акцентирует внимание на той стороне этого многогранного по своей природе явления, которую считает наиболее значимой; каждый имеет собственное представление о функциях, целях, социальном назначении института. Отсюда множество точек зрения, которые зачастую имеют очень мало общего, хотя направлены на решение одной и той же проблемы.

Термин «ответственность» употребляется в различных значениях. С развитием права появляются новые явления, которые также называют ответственностью; формируются новые отрасли, имеющие иные предмет, метод правового регулирования и, как следствие, особые охранительные институты, своеобразие которых «размывает» грани устоявшегося уже понятия юридической ответственности. Под правовой ответственностью обычно понимают:

наказание, кару правонарушителя;

реализацию санкции правовой нормы;

меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

результат основанного на законе порицания (отрицательной оценки) совершенного правонарушения и его субъекта;

особое «охранительное» правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением;

определенную стадию развития возникшего в момент совершения правонарушения охранительного правоотношения.

Кроме того, юридической науке известны и другие подходы, не укладывающиеся в предложенную выше схему, некоторые из которых также будут рассмотрены на страницах данной курсовой работы.

В правовой литературе нет единства мнений по поводу основания юридической ответственности, под которым понимают:

связь между личностью и обществом, социальную детерминацию действий субъектов; - общественные отношения;

несоблюдение требований правовых норм;

правонарушение;

состав правонарушения;

несение субъектом права позитивной юридической ответственности.

Д.А. Липинский отмечает, что термин «основание ответственности» может употребляться в двух смыслах: нормативное и фактическое основание. Таким образом, совершение правонарушения является фактическим основанием, а наличие норм права, предусматривающих ответственность, - формальным.

Важное дополнение высказано И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшиным. Они указывают, что основанием ответственности конкретного лица является не просто правонарушение (точнее - состав правонарушения), а установленное правонарушение с его стороны. Пока наличие в деянии конкретного лица состава конкретного правонарушения не установлено (естественно, судом), ответственность этого лица невозможна.

Состав уголовного правонарушения (преступления), как известно, включает четыре признака (или группы признаков): субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона преступления; при этом общепризнанно и законодательно закреплено, что отсутствие хотя бы одного из указанных элементов «рушит» весь состав.

В состав гражданского правонарушения включают тоже четыре признака: противоправное поведение, наличие убытков, причинная связь между деянием лица и образовавшимися убытками и вина причинителя вреда. Есть ли гражданское правонарушение и может ли быть возложена ответственность в том случае, если какого-либо из указанных признаков не хватает? Здесь существуют самые разные позиции. Есть мнение, согласно которому в этом случае нет правонарушения, поэтому и юридическая ответственность невозможна. Другие усматривают все же здесь гражданско-правовой деликт, за который должна следовать ответственность. Существует даже третья позиция: ответственность может наступать при отсутствии правонарушения.

Цели юридической ответственности - конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают существование регулятивной и охранительной функций права.

В юридической литературе авторы, в целом, едины в определении целей юридической ответственности.

Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности.

Общими целями юридической ответственности являются:

) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;

) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;

) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;

) наказание правонарушителей;

) восстановление общественных отношений.

Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели - укреплению законности и правопорядка. Глобальной целью юридической ответственности является формирование гражданского общества и построение правового государства.

Обобщая все вышесказанное, можно дать следующее определение юридической ответственности: Во-первых, - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Таким образом, целесообразно рассмотреть виды юридической ответственности.

Право регулирует и охраняет от нарушений различные отношения и разнородными методами. Это отражается и на видах ответственности. Известно множество классификаций ответственности по различным основаниям.

Обычно ответственность подразделяется на виды в зависимости от отраслей права: гражданскую, уголовную, административную и т.д.

Отдельные исследователи отмечают, что виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений:

гражданско-правовая ответственность (гражданское правонарушение);

дисциплинарная ответственность (дисциплинарный, служебный проступок);

административная ответственность (административный проступок);

уголовная ответственность (преступление).

Административная ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан предусмотрена ст. 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: нарушение законодательства об обращениях граждан - влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

В соответствии со ст.16 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» за нарушение законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан должностные лица государственных органов, иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы.

Расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан в судебном порядке.

В заключение отметим, что законом предусматривается ответственность граждан за подачу обращений противоправного характера. Так, подача гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и иных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и иным действиям, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством. При этом расходы, понесенные в связи с проверкой обращений, которые содержат заведомо неправдивые сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Учитывая особую значимость обращений граждан, Совет Министров утвердил специальную инструкцию по делопроизводству, связанному с обращениями граждан.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан предусмотрена ст. 197 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В частности, ущемление должностным лицом прав, свобод и законных интересов гражданина за направление им в государственные органы или общественные объединения предложений, заявлений или жалоб, либо за содержащуюся в них критику, либо за выступления с критикой в иной форме (преследование граждан за критику) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет. То же действие, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного исследования целесообразно сделать ряд выводов.

. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере производства по обращениям граждан, являются:

Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6.06.1996 г. № 407-XIII (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 № 340-З);

Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15.10.2007г. № 498.

. В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан», выделяют следующие виды обращений:

предложение;

заявление;

жалоба;

индивидуальное обращение;

коллективное обращение;

письменное обращение;

устное обращение;

анонимное обращение.

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

обращения не соответствуют требованиям, указанным в данном Указе;

в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;

текст обращения не поддается прочтению;

обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

. Можно выделить основные стадии производства по обращениям граждан:

) возбуждение производства;

) рассмотрение обращения и принятие решения по нему;

) исполнение решения по предложению.

) обжалование.

. Существуют различия в производстве в зависимости от вида обращения граждан.

. В правовой литературе нет единства мнений по поводу понятия юридической ответственности. Вследствие этого категория ответственности трактуется исследователями по-разному. Каждый из них акцентирует внимание на той стороне этого многогранного по своей природе явления, которую считает наиболее значимой, отсюда множество точек зрения, которые зачастую имеют очень мало общего, хотя направлены на решение одной и той же проблемы.

. Общими целями юридической ответственности являются:

) создание упорядоченного состояния общественных отношений;

) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан;

) воспитание активной гражданской позиции;

) наказание правонарушителей;

) восстановление общественных отношений.

. Виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений:

гражданско-правовая ответственность (гражданское правонарушение);

дисциплинарная ответственность (дисциплинарный, служебный проступок);

административная ответственность (административный проступок);

уголовная ответственность (преступление).

Таким образом, производство по обращениям граждан является важной составной частью административного производства, которое способствует укреплению и развитию субъективных прав и свобод, а также гарантирует соблюдение законности в государственном управлении.

Список использованных источников

1.Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875-XII (ред. от 17.11.2004г.) // «Звязда», №276, 27.11.1996.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (ред. 20.06.2008г.) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь, 05.03.199г., №7-9, ст.101.

.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003г. № 194-З (ред. от 05.08.2008г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003г., №63, 2/946.

4.Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006г. №194-З (ред. от 05.01.2008г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.01.2007г., №14, 2/1291.

.Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-З (ред. 21.07.2008г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.10.1999г., №76, 2/50.

.Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.1996 г. № 407-XIII (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 № 340-З) // «Звязда», №286-287, 25.11.2004.

.Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» от 15.10.2007г. № 498 // «Советская Белоруссия», №196, 17.10.2007.

.Указ Президента Республики Беларусь от 16.03.2006 № 152 (ред. от 19.02.2009) «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан» // «Советская Белоруссия», №50, 17.03.2006.

.Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004г. № 40 «Об утверждении инструкции по исполнительному производству» (ред. 28.07.2008г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2005г., №2, 8/11871.

.Административно-правовые основы государственного управления. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Крамника. Минск: 2004. - 204с.

11.Гавриленко Д. А., Гавриленко С. Д. Административное право. Учебное пособие. Минск: 2002. - 251 с.

12.Крамник А. Н. Курс административного права Республики Беларусь. Минск: Амалфея, 2002. - 185 с.

13.Пугачева Т.И. Административное право: Учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение»: в 4-х частях Ч.1. - Новополоцк: ПГУ, 2006. - 459 с.

Похожие работы на - Производство по обращениям граждан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!