Учет дебиторской и кредиторской задолженности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,14 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности

.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

.2 Значение и задачи учета дебиторской и кредиторской задолженности

.3 Состояние изученности темы исследования

. Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Респект»

.1 Краткая экономическая характеристика организации

.2 Учет дебиторской задолженности в организации

.3 Учет кредиторской задолженности в организации

. Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Респект»

Заключение

Глоссарий

Список используемых источников

Введение

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у каждой организации появляются обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные работы и услуги перед другими организациями и физическими лицами, возникают задолженности других организаций и физических лиц по расчетам за реализованные им товары, продукцию (работы, услуги) и т.п.

Для объективной оценки активов и обязательств организации в бухгалтерском учете особую актуальность в условиях рыночной экономики приобретает достоверность отражения дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность - это, по сути, задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации, а кредиторская задолженность - это задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам. Правильный учет задолженностей позволяет судить о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении [10, с. 44].

Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар. К сожалению, задержка платежа в иных случаях может привести к свёртыванию инвестиционных программ, необходимости брать в долг и даже к банкротству.

Поэтому значение внутреннего контроля за движением кредиторской и дебиторской задолженностями трудно переоценить: при его помощи обеспечивается защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере финансов и предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта [12, с. 502].

Проводимые контрольные мероприятия позволяют своевременно получать руководству хозяйствующего субъекта и собственникам информацию об имеющихся недостатках в данном направлении финансово-экономической и хозяйственной деятельности, дают возможность правильно оценить фактическое использование денежных и материальных ресурсов, состояние бухгалтерского и налогового учета и отчетности, подтверждают полноту выполнения мероприятий, включенных в бизнес-планы и программы деятельности.

Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины, и важным фактором контроля является оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности [11, с. 44].

Таким образом, целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности;

дать краткую характеристику организации;

рассмотреть бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности в организации;

разработать пути совершенствования бухгалтерского учета в организации.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Респект». Это производственно - торговое предприятие. Оно осуществляет производство изделий из бетона, оптовую и розничную продажу товаров, выполняет торговые операции.

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности

.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

У предприятий систематически складываются расчётные отношения с покупателями и поставщиками, с рабочими и служащими по заработной плате, с бюджетными и другими фондами. Долги, возникающие в результате деятельности организаций, принято называть кредиторской или дебиторской задолженностью в зависимости от того, кто является должником [16, с. 14].

Дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением товарно-материальных ценностей, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств. Кроме того, дебиторская задолженность возникает при отражении в учете сумм задолженности по взносам учредителей и участников, а также по суммам, подлежащим получению в рамках финансирования различных мероприятий [27, с. 18]. Существует довольно много случаев образования дебиторской задолженности. Например, товар отгружен покупателю (работы выполнены, услуги оказаны), а деньги за него не поступили; поставщику перечислен аванс, а товары в счет этого аванса так и не получены; подотчетное лицо не отчиталось за выданные под отчет средства, бюджетом (внебюджетным фондом) не возвращены (не зачтены) излишне уплаченные суммы налогов.

Кредиторская задолженность чаще всего возникает при нарушении обязательств, связанных с куплей-продажей товаров (работ, услуг):

  • у покупателя, который не оплатил товары,
  • у поставщика, который их не отгрузил, но при этом получил аванс. Возникшая дебиторская задолженность может быть прекращена
  • исполнением обязательства, причем как лично должником, так и сторонней организацией по его поручению. Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также списана как невостребованная. Обычно дебиторская или кредиторская задолженности погашаются путем перечисления денежных средств на счет дебитора или кредитора, а момент прекращения обязательства - это момент поступления денежных средств на расчетный счет. Обязательство может быть погашено не только денежными средствами, но и путем взаимозачета (передачи финансового актива) или передачи нефинансового актива. Возможен отказ от признания обязательств, если должник на законных основаниях освобожден от выполнения обязательства (или его части) либо в судебном порядке, либо самим кредитором.
  • Дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском учете в сумме, которая установлена в договоре купли-продажи, договоре подряда и иных договорах между организациями-поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) [20, с. 29]. Дебиторская задолженность при отражении в бухгалтерском балансе уточняется на сумму созданного резерва по сомнительным долгам. Сомнительный долг - задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском учете и в бухгалтерском балансе в сумме, определяемой на основании договоров с поставщиками и подрядчиками, на основании нормативных актов или на основании кредитных договоров организации. Необходимо отметить сложность оценки дебиторской и кредиторской задолженности. Это обусловлено тем, что величину задолженности не всегда можно точно определить. Например, если товар отгружен на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа в несколько месяцев и требованием ежемесячной оплаты процентов с оставшейся суммы долга, то размер процентов будет меняться ежемесячно в зависимости от скорости погашения обязательств.- Следовательно, при отгрузке сумма оплаты будет неизвестна.
  • Одним из главных инструментов контроля за состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами является инвентаризация расчетов. Инвентаризация задолженности при расчетах с покупателями, поставщиками, бюджетом, подотчетными лицами, работниками банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета [19, с. 420]. Проверке должны быть подвергнуты счета расчетов. Например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» проверяется по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, а также по расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. По задолженности работников выявляются причины возникновения переплат. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования. Инвентаризационной комиссией посредством документальной проверки устанавливается правильность и обоснованность:
  • -расчетов с банками, финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
  • числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
  • По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17) и справка к акту. В акте фиксируются сведения о задолженности, подтвержденной и неподтвержденной дебиторами и кредиторами, о задолженности с истекшим сроком исковой давности.
  • По истечении сока исковой давности невостребованная дебиторская и кредиторская задолженность подлежит списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
  • Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н «дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались или на увеличение расходов у некоммерческой организации». Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. В течение пяти лет с момента списания она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», предназначенном в соответствии с Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной вследствие неплатежеспособности должников и для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50,51,52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
  • Списание сумм невостребованной кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, производится в соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Он гласит: «Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации». Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются прочими доходами организации. Списание кредиторской задолженности должно производиться своевременно, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено как сокрытие или неучет доходов организации.
  • Списанные суммы кредиторской задолженности (с учетом НДС), согласно п. 7 ПБУ 9/99, включаются в состав прочих доходов. Такой прочий доход признается в том отчетном (налоговом) периоде, в котором истек срок исковой давности.
  • Регулирование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности включает в себя 4 уровня, среди которых законодательный, нормативный, методический, уровень предприятия. К документам законодательного уровня относится Гражданский кодекс РФ, по которому срок исковой давности, установленный для учета кредиторской и дебиторской задолженности на балансе организации, составляет 3 года; Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором содержатся общие правила ведения учета, в частности то, что необходимо проводить оценку и инвентаризацию имущества и обязательств; Приказ «Об утверждении формы «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации»«, в котором отражаются указания по заполнению формы, содержащей показатели дебиторской и кредиторской задолженности в целом по организации, включая показатели деятельности филиалов и иных обособленных подразделений, независимо от их местонахождения. К документам нормативного уровня относятся ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», содержащее отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском балансе и сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности в приложении к бухгалтерскому балансу; ПБУ 9/99 «Доходы организации», в котором содержится информация о том, что выручка признается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности; ПБУ 10/99 «Расходы организации», исходя из которого расходы по -обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности; ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», содержащее информацию о том, что сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность, а погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности. В документах методического уровня более подробно излагаются методические основы учета дебиторской и кредиторской задолженности. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, в котором отражены счета дебиторской (62,71,73,75,76) и кредиторской (60,68, 69,76) задолженности; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые устанавливают порядок проведения инвентаризации задолженности организации и оформления ее результатов. Разработка документов уровня предприятия входит исключительно в компетенцию организации. При этом следует отметить, что содержание таких документов не должно противоречить документам более высокого уровня нормативного регулирования. К ним, например, относится рабочий план счетов и учетная политика организации, в случае если имеются какие-то отдельные аспекты учета дебиторской и кредиторской задолженности, характерные только для данной конкретной организации.
  • 1.2 Значение и задачи учета дебиторской и кредиторской задолженности
  • учет дебиторская кредиторская задолженность
  • Сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской и кредиторской задолженности, так как их образование и существование объясняется простыми объективными причинами:
  • для организации-должника - это возможность использования дополнительных, причем бесплатных, оборотных средств;
  • -для организации-кредитора - это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.
  • Рационально организованная система бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности позволяет обеспечить:
  • своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
  • контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
  • контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • своевременную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной [13, с. 325]. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения). Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств, составляющих дебиторскую задолженность. Данный контроль должен включать в себя следующие элементы:

проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;

проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений.

разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

К непосредственным задачам учета дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:

  1. точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
  2. контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
  3. определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
  4. определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
  5. выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
  6. выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. Определение причин их возникновения и возможных путей устранения;
  7. определение правильности использования банковских ссуд;
  8. выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
  9. определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

Однако, существует ряд проблем в отражении дебиторской и кредиторской задолженностей, среди острейшими являются: порядок списания и определение последствий списания задолженностей, соотношение доли кредиторской и дебиторской задолженности [17, с. 158]. Можно предложить следующие рекомендации: контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям; следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия и снижению текущей ликвидности предприятия; по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам; предоставлять скидки при досрочной оплате; своевременно истребовать либо погашать суммы задолженностей; использование вексельных форм расчетов и взаимозачетов для снижения объемов кредиторской и дебиторской задолженности..

Важно, чтобы предприятие имело полную документацию, подтверждающую правильность отражения остатков задолженности по статьям баланса; обосновывающую причины образования и реальность получения задолженности. Очень важно следить за сроками задолженности по каждому дебитору и кредитору, своевременно принимать меры для погашения или взыскания задолженности, чтобы не пропустить срока исковой давности в случае необходимости взыскания задолженности в судебном порядке, а также, чтобы иск не подали на рассматриваемое предприятие [22, с. 85].

.3 Состояние изученности темы исследования

Существует несколько определений к понятию дебиторской и кредиторской задолженности.

Например, Ю.А. Бабаев и A.M. Петров дают следующие определения. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность другой организации, работников и физических лиц данной организации. Иными словами, это задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами. Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами [14, с. 169].

Бортник Н.А. дебиторской задолженностью называет часть оборотных активов организации, направленная на расчеты с физическими и юридическими лицами, а кредиторская задолженность представляет собой обязательства организации за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками [16, с. 258].

Ф.Н. Филина определяет дебиторскую задолженность как сумму долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними, а кредиторскую задолженность как вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц [28, с. 65].

В этих определениях, предложенных различными авторами, общим является то, что дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.

Общими определяющими критериями учета дебиторской и кредиторской задолженности являются правильность документирования текущих обязательств и расчетов организации; основания для постановки дебиторской и кредиторской задолженности на учет; контроль за изменением их суммы и соблюдение правил отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности.

2. Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Респект»

.1 Краткая экономическая характеристика организации

Общество с Ограниченной Ответственностью «Респект» (далее 000 «Респект»), создано согласно ГК РФ, Закона об обществах с ограниченной ответственностью, других нормативных актов, утверждено учредителями в октябре 2001 года.

Общество является коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Деятельность общества, права и обязанности его учредителей регулируются ГК РФ, Законом об Обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, Уставом, утвержденным руководителями. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен Уставом общества.

Общество имеет обособленное имущество, имеет расчетный счет и другие счета в банке. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование.

Высшим органом управления этого общества является общее собрание участников общества. Собрания учредителей бывают очередные и внеочередные. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать для принятия решений.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором - единоличным исполнительным органом общества. Директор общества подотчетен общему собранию участников.

ООО «Респект» - производственно - торговое предприятие. Оно осуществляет производство изделий из бетона, оптовую и розничную продажу товаров, выполняет торговые операции.

Оптовая торговля является посредником между предприятием изготовителем и розничным торговым предприятием. Оптовая торговля ООО «Респект» организует движение товаров по каналам распределения между филиалами.

В качестве основной цели своей деятельности общество как коммерческая организация преследует цель - извлечение прибыли в результате хозяйственной деятельности.

Функции ООО «Респект» как оптового предприятия:

  1. изучение спроса и оценка потребностей,
  2. преобразование производственного ассортимента в торговый,
  3. накопление и хранение товарных запасов,
  4. формирование партий товаров и их доставка в розничные предприятия,
  5. организация хозяйственных связей предприятиями - изготовителями товаров,

6)выполнение операций торгово-технологического процесса. Розничная торговля предназначена для доведения товаров непосредственно до потребителя. Ее значение в том, что в ней завершается процесс товародвижения.

Коммерческими функциями ООО «Респект», как розничного торгового предприятия, являются:

  1. изучение спроса рыночных покупателей,
  2. составление заявок на завоз товара,
  3. формирование товарного ассортимента,
  4. реклама,
  5. продажа товара.

Основными заказчиками ООО «Респект» являются предприятия Пензы, Саранска, Саратова и Самары. Это ОАО «ПензМаш», ООО «Автомастер», ФГУ «Центр сердечно-сосудистой хирургии», ООО «Самко Пивоваренный завод» и многие другие.

Поставщиками сырьевых материалов и вспомогательных материалов являются: ООО «Атлант», ООО «ПСК Бетонспецстрой», ЗАО «Трейд ЕВРОЦЕМЕНТ», ООО «МИКС», ОАО «ПензМаш», ООО «ТД Цитрон» и многие другие.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, разработанным на основании Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н [12].

Бухгалтерский учет в ООО «Респект» автоматизирован, используются программы «1С: Предприятие» версии 8.0 и «Первичные документы». Предприятие ООО «Респект» применяет типовые формы первичных учетных документов, отраженные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Одним из основных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета организации, является учетная политика.

В учетной политике ООО «Респект» установлен порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, в том числе и расчетов с контрагентами.

Расчеты с дебиторами и кредиторами являются разделом учета, организация и ведение которого требуют от бухгалтерии ООО «Респект» взаимодействия, как со структурными подразделениями своего предприятия, так и с внешними контрагентами.

Дебиторская и кредиторская задолженность возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. Поэтому, основными задачами учета дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Респект» являются:

  1. распределение дебиторской и кредиторской задолженности по видам задолженностей, должникам и срокам (датам) погашения задолженностей. Установление законности проведения расчетных операций;
  2. установление объемов непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности и своевременное выявление расчетных документов, не оплаченных контрагентами организации, а также самой организацией, векселей, срок оплаты которых уже наступил, непогашенных коммерческих и иных кредитов;
  3. установление состава и объемов непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности, связанных с расчетами по авансам, векселям, страхованию, претензиями и другими расчетами. Установление причин их возникновения и выявление возможностей их погашения;
  4. установление состава и объемов непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с работниками организации - материально-ответственными и подотчетными лицами. Установление причин их возникновения и выявление возможностей их погашения;
  5. своевременное выявление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, установление ее объемов и доли в общей задолженности, постоянный контроль за финансовым состоянием должников, имеющих просроченную задолженность, изыскание возможностей для ее погашения;
  6. выявление резервов и возможностей для погашения задолженностей как с помощью денежных, так и не денежных расчетов. Изыскание возможностей досудебного решения этого вопроса;

7)оперативный учет движения денежных средств по расчетным операциям;

)постоянный контроль за соблюдением подразделениями организации и ее ответственными лицами платежно-расчетной дисциплины.

Основная масса документов, являющихся первичными при ведении расчетов с дебиторами и кредиторами, создается не на предприятии, что требует от бухгалтерии ООО «Респект» особого внимания и вызвано следующими факторами:

)сложностью в соблюдении требований по унификации первичных документов. Ведь бухгалтер не в состоянии влиять на форму и качество документов, оформляемых контрагентами (особенно по оказанным услугам). В связи с этим возникает риск признания расходов документально не подтвержденными в соответствии с требованиями ст.252 НК РФ;

)сложностью восстановления утраченных либо неправильно оформленных документов;

)несвоевременным поступлением документов от контрагентов.

Учет расчетов с поставщиками (подрядчиками), покупателями (заказчиками) и прочими дебиторами и кредиторами в 000 «Респект» осуществляется на бухгалтерских счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, дебиторская и кредиторская задолженность в ООО «Респект» отражаться на счетах:

  1. счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  2. счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  3. счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  4. счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
  5. счет 67 «Расчеты по налогам и сборам»;
  6. счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  7. счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  8. счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  9. счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

10)счет 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»;

) счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей в ООО «Респект» организован таким образом, чтобы обеспечить прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление расчетами с дебиторами и кредиторами.

.2 Учет дебиторской задолженности в организации

В соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению [12] в ООО «Респект» по строкам бухгалтерского баланса «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» отражается вся дебиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная) независимо от контрагентов, по расчетам с которыми она возникла.

Долгосрочная дебиторская задолженность отражается по строке 230 Формы № 1. Долгосрочная дебиторская задолженность в ООО «Респект» отсутствует.

Краткосрочная дебиторская задолженность отражается по строке 240 Формы № 1, где отражается сумма остатков по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (дебетовое сальдо) и дебетовое сальдо по счету 71 «Расчет с подотчетными лицами».

Для счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыты следующие субсчета:

-1 «Авансы полученные»;

-2 «Расчеты векселями».

В ООО «Респект» в расчетах с покупателями применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов. Расчеты наличными производятся в пределах 60000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только через банки и другие кредитные организации.

Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными требованиями, счетами-фактурами, приходными кассовыми ордерами. На суммы оплаты за выполненные работы и оказанные услуги ООО «Респект» предъявляет расчетные документы заказчику и производится следующие бухгалтерские записи:

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К 90 «Продажи».

Поскольку услуга считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС (Д 90 - К 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

В соответствии с заключенными договорами ООО «Респект» может получать авансы на покупку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате услуг и работ по частичной их готовности.

Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов используется субсчет 62-1 «Расчеты по авансам полученным». Суммы, полученные ООО «Респект», авансом отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств: Д 51 -К 62. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62 аванс и увеличивается задолженность бюджету:

Д 62 - 1 «Авансы полученные» - К 68 «НДС».

Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам счета 62 записью: Д 62-1 «Авансы полученные» - К 62.

ООО «Респект», выполняет работы долгосрочного характера. Для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Каждый законченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных, выполненных работ списывается, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 в дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается 62 (Д 51 - К 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в дебет счета 62.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей -по каждому покупателю и заказчику. В таблице 3 представлены бухгалтерские проводки с покупателями и заказчиками.

Таблица 3 - Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Содержание операцииКорр. счетаДебетКредит1. Получен аванс от покупателя под заказ5162-12. Начислен НДС62-1683. Отражена задолженность покупателя за выполненные работы6290-14. Восстановлен НДС по сумме аванса62-1685. Произведен зачет аванса6262-16. Отражено получение векселя от покупателя6262-27. Списание неоплаченной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам63628. Поступление денежных средств от покупателя в окончательный расчет5162

В процессе финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Респект» возникает потребность в использовании наличных денежных средств для осуществления расчетов с работниками по командировкам, по выдаче им средств для представительских целей, для покупки товаров в других организациях или у физических лиц, а также на иные хозяйственно-операционные цели. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами.

В ООО «Респект» могут выдавать работникам из кассы наличные денежные средства под отчет на:

командировочные расходы;

хозяйственно-операционные нужды;

Установление целесообразности и обособленности использования подотчетных сумм, а также соблюдение предусмотренного законодательством порядка возмещения и учета затрат, производимых через подотчетных лиц является основной задачей учета расчетов с подотчетными лицами.

Бухгалтерский учет с подотчетными лицами по выданным наличным денежным средствам ведется в ООО «Респект» на счете 71 «Расчет с подотчетными лицами». Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму не возмещенного перерасхода.

По дебету счета 71 учитывается остаток и увеличение дебиторской задолженности или уменьшение кредиторской задолженности. По кредиту -остаток и увеличение кредиторской и уменьшение дебиторской задолженности.

При этом на сумму денежных средств, выданных под отчет, делается запись: Д 71 -К 50.

В бухгалтерском учете расчетов с подотчетными лицами, при направлении их в командировки учитывается следующее:

цель командировки, место командировки, срок командировки, какие расходы допускаются в служебной командировке, порядок учета расходов для целей налогообложения.

Корреспонденция счетов по учету расчетов по командировочным расходам представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Схема корреспонденции счетов по учету расчетов с подотчетными лицами

Содержание операцииКорр. счета ДебетКредит1. Выданы из кассы работнику денежные средства на командировку71502. Отражены расходы на проезд08713. Начислены суточные в пределах установленных норм08714. Возвращен в кассу остаток неизрасходованной суммы50715. Зачтен из бюджета НДС по расходам на проезд и проживание работника68196. Произведены подотчетными лицами расходы социального характера91-2717. Удержана задолженность по подотчетным суммам из оплаты труда7071

Наряду с командировочными расходами работники ООО «Респект» могут получать в кассе наличные денежные средства на: хозяйственно-операционные расходы, представительские нужды.

В промежуточных и заключительных балансах годового отчета дебиторская задолженность по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» находит свое отражение во 2 разделе актива (дебиторская задолженность) баланса по статьям соответственно «Прочие дебиторы».

По дебетовой стороне счета учитываются остаток и увеличение дебиторской задолженности или уменьшение кредиторской задолженности: Д 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - Кредит счетов 50 «Касса».

В балансе счет 73 находит свое отражение во 2 разделе актива (дебиторская задолженность) баланса по статье соответственно «Прочие дебиторы».

Синтетический учет по счету 73 ведется в Главной книге в обобщенном виде и в денежном измерении. К счету 73 открыты следующие субсчета:

-1 Расчеты по предоставленным займам;

-2 Расчеты по возмещению материального ущерба.

На субсчете 73-1 отражаются расчеты с работникам» ООО «Респект» по предоставленным им займам. При этом по дебиту счета 73 отражается сумма предоставленного работнику организацией займа в корреспонденции со счетом 50 или 51. На сумму платежей, поступивших от работника-заемщика, счет 73 кредитуется в корреспонденции со счетами 50, 51, 70.

Аналитические счета по субсчету 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» открывается в ООО «Респект» отдельно на каждого работника.

.3 Учет кредиторской задолженности в организации

Кредиторская задолженность в ООО «Респект» отражается как долгосрочная (раздел IV Формы № 1), так и краткосрочная (раздел V Формы № 1) в зависимости от контрагентов, по расчетам с которыми она возникла:

  • задолженность перед поставщиками и подрядчиками (стр.621);
  • задолженность перед персоналом организации (стр.622);
  • -задолженность перед государственными внебюджетными фондами (стр.623);
  • задолженность по налогам и сборам (стр.624);
  • задолженность перед участниками по выплате доходов (стр.630).
  • К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств, обслуживание компьютерной техники и др.). и оказывающие различные виды услуг.
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ним с согласия организации.
  • Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в ООО «Респект» предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
  • Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.
  • Отражение задолженности перед поставщиками и подрядчиками производиться только на основании соответствующим образом оформленных документов в соответствии с их датированием.
  • Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг).
  • К бухгалтерским проводкам по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» относятся проводки, приведенные в таблице 5.
  • Таблица 5 - Бухгалтерские проводки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Содержание хозяйственной операцииКорр. счетаДебетКредит1. Отражена стоимость приобретенных отдельных объектов основных средств и нематериальных активов (без НДС)08602. Отражена стоимость выявленных недостач ценностей и арифметических ошибок в счетах поставщиков76-2603. Отражена сумма НДС, включенная в счет - фактуру по полученным ценностям, принятым работам и услугам19624. Погашена задолженность по безналичным расчетам через счета в банке6051

  • На счете 60 в ООО «Респект» задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»)
  • Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К 50, 51.
  • Перечисленные авансы поставщиками и подрядчиками учитываются по дебету этого счета пока не будут выполнены полностью и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов
  • При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью: Д 50, 51 - К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
  • Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками в ООО «Респект» ведется в журнале-ордере № 6.
  • Синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей в 000 «Респект» ведется в ведомости № 5, данные которой включают в конце месяца общим итогом по корреспондирующим счетам в журнале-ордере № 6.
  • Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его оприходования или выполненным работам (услугам) учитываются на счетах 60 «Расчеты с подрядчиками» и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения суммовых разниц.
  • В ходе осуществления своей деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального страхования и обеспечения и другими организациями и лицами.
  • Бухгалтерский учет расчетов с работниками по заработной плате в ООО «Респект» осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет по отношению к балансу является пассивным-и размещается в 5 разделе «Краткосрочные обязательства» по статье «Кредиторская задолженность перед персоналом организации» где учитываются начисленные, но невыплаченные суммы оплаты труда работникам.
  • Для удобства распределения расходов по труду и заработной плате по разным направлениям деятельности (отделам) в ООО «Респект» принята следующая аналитика счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»:
  • 70-1 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (отдел № 1);
  • 70-2 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (отдел № 2);
  • 70-3 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (отдел № 3).
  • 70-4 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (административно-управленческий персонал).
  • Синтетический учет ведется в Главной книге по секторам (отделам) и в денежном выражении.
  • Аналитический учет ведется в расчетно-платежных ведомостях отдельно по каждому отделу.
  • Бухгалтерские проводки, отражающие движение кредиторской задолженности перед персоналом организации представлены в таблице 4.
  • Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами отражается в балансе по строке 623.
  • Здесь группируются суммы единого социального налога и взносов по:
  • социальному страхованию,
  • расчетам по пенсионному обеспечению,
  • обязательному медицинскому страхованию.
  • Таблица 6 - Бухгалтерские проводки по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Содержание операцииКорр. СчетаДебетКредит1. Начислена оплата труда работникам участка № 12070-12. Начислена оплата труда управленческому персоналу26703. Начислены пособия за счет средств Фонда социального страхования РФ69-170-14. Удержан налог на доходы физических лиц70-1685. Выплачена заработная плата из кассы организации70-1506. Отражена депонированная заработная плата7076-47. Выдана депонированная заработная плата76-4508. Удержана стоимость недостач с виновных лиц из их заработной платы70-273-29. Удержаны алименты из заработной платы70-316

  • К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» открыты следующие субсчета:
  • 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;
  • 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
  • 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»;
  • Единый социальный налог уплачивается как во внебюджетные фонды, так и в федеральный бюджет.
  • Сумма налога, начисленного к уплате в федеральный бюджет, отражается по дебету тех же субсчетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной платы работникам ООО «Респект».
  • В счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет засчитываются сумма взносов по пенсионному обеспечению работников ООО «Респект».
  • Таблица 7 - Отражение расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Содержание операцииКорр. с ДебетСчета Кредит1. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования20,2669-1-12. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд20,2669-23. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования20,2669-3-14. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования20,2669-3-25. Начислены взносы на социальное страхование от несчетных случаев на производстве и профзаболеваний20,2669-3-26. Начислены взносы на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников91697. Страховые взносы с сумм отпускных9669

  • Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым ООО «Респект», и налогам с работников организации предназначен счет 68 «Расчеты с работниками по налогам и сборам».
  • Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям по взносу в бюджету (в корреспонденции со счетом 99 - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму налога на доходы физических лиц).
  • По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
  • Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете ООО «Респект» открывается субсчет. К счету 68 открыты следующие субсчета:
  • 68-1 «Расчеты по налогам на прибыль»;
  • 68-2 «Расчеты по НДС»;
  • 68-3 «Расчеты по налогам на имущество»;
  • 68-4 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».
  • Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде, а аналитический учет - в учетных регистрах по видам налогов.
  • Уплата налогов в бюджет отражается следующим образом: Д 68 - К51.
  • Что касается порядка расчетов с бюджетом, то можно выделить следующие виды налогов:
  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость;
  • единый социальный налог.

По итогам расчета в учете может быть сделана следующая запись:

Д 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» -

К 68 - начислен условный расход по налогу на прибыль;

Д 68 - К 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» -

начислен условный доход по налогу на прибыль. Д 68 - К 51 - перечисление налога в бюджет. Бухгалтерские проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Бухгалтерские проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Содержание операцииКор. счетаДебетКредит1. Начислен налог на имущество91-2682. Уплачен налог на имущество68513. Уплачен налог на имущество26684. Удержан налог на доходы физических лиц с сумм оплаты труда70685. Перечислен налог на доходы физических лиц6851

Задолженность ООО «Респект» перед учредителем по выплате доходов отражается на счете 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов».

Для обобщения информации о расчетах по операциям с кредиторами, не отраженных на счетах 60-75 предназначен счет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами».

На этом счете осуществляется учет расчетов с разными организациями, предприятиями, учреждениями по некоммерческим операциям; по имущественному и личному страхованию, по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций на основании исполнительных документов, постановлений судов и т.д.

По суммам штрафов, пеней и неустоек, признанным плательщиками, счет 76 корреспондируется с кредитом счета 91 «прочие доходы и расходы». По мере удовлетворения претензий счет 76 кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств - 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.


В ООО «Респект» инвентаризация проводится нерегулярно. Более того, инвентаризация обязательств не проводится вовсе.

В связи с этим предлагается в ООО «Респект» регулярно проводить инвентаризацию обязательств.

Охарактеризуем подробно данный метод бухгалтерского учета и приведем предлагаемый порядок проведения инвентаризации в ООО «Респект».

Инвентаризация - метод бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий - приём фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса.

Инвентаризация была одним из первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическое наличие имущества на определённый момент [30, с. 134].

Инвентаризация выполняет три основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия трудящихся в организации учёта и контроля); воспитательную (как средство воспитания бережного отношения к имуществу).

Принципы инвентаризации: внезапность; сопоставимость единиц измерения; плановость; объективность; юридическая правомочность результатов; непрерывность; полнота охвата объектов; воспитательное воздействие и материальная ответственность; оперативность и экономичность; гласность.

Инвентаризация как средство контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и проверки организации материальной ответственности классифицируется по различным признакам.

В зависимости от времени проведения и роли в хозяйственном процессе различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана (графика) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных органов и других контролирующих органов в случаях особой необходимости (переоценка, передача, установление фактов хищений, документальная ревизия и т. д.)

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные и сплошные. Полная инвентаризация осуществляется в предусмотренные сроки, при этом инвентаризируются не только товарно-материальные ценности и денежные средства предприятия, но и правильность расчётов с другими организациями, выверяется сальдо по основным статьям баланса. При частичной инвентаризации проверяют отдельные виды средств, например товары, наличные деньги, основные средства. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных. Выборочные инвентаризации подразделяются на целевые и общие. Выборочные инвентаризации, например проводят, как правило, по товарам, по которым предъявляют претензии на недовложение; по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта; оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.

Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе [28, с. 137].

По способу организации инвентаризационной работы инвентаризации могут делиться на постоянно действующие или на осуществляемые рабочими инвентаризационными комиссиями.

По мнению многих экономистов инвентаризация является общим элементом метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные функции в деле сохранности имущества существенно усиливается. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта и элемент метода хозяйственного контроля различаются, не тождественны между собой.

Во-первых, кругом решаемых задач. Если главная задача инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учёта состоит в установлении соответствия учётных и фактических данных о наличии и состоянии имущества и создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих решений, то основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений.

Во-вторых, составом субъектов осуществления. Инвентаризации в целях внутри бухгалтерского контроля проводят на предприятиях инвентаризационные комиссии. Инвентаризацию в процессе ревизий и проверок осуществляют ревизионные комиссии или специальные инвентаризационные комиссии под руководством ревизора.

В-третьих, составом нормативных документов, регулирующих право и необходимость проведения инвентаризации.

В-четвёртых, охватом объектов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта осуществляется, в основном, в сложном порядке, всего имущества и в обязательном и плановом порядке, в установленные сроки. Инвентаризации, проводимые в ходе ревизии, относят к частным, выборочным, а сроки проведения зависят от плана проведения ревизий, проверок и других обстоятельств.

В-пятых, широтой охвата решаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые в целях бухгалтерского контроля, носят характер инструктирования, оказания квалифицированной помощи материально ответственным лицам в налаживании учётной работы, выявляют естественную убыль имущества и реальность годовых производственно-финансовых показателей. В период же ревизии инвентаризации выполняют в основном узкую функцию контроля за наличием и сохранностью собственности, характеризуют качество проводимой ранее инвентаризационной работы.

Важное место занимает инвентаризация в процессе осуществления экономического анализа.

Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия.

Поэтому она выступает одним из методов контроля трудящихся за деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля за работой материально-ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи и хищения товарно-материальных ценностей.

Значительная часть должностных хищений в торговле совершается упрощёнными способами, то есть путём присвоения выручки или товара. Данные хищения продолжаются сравнительно недолго, сопровождаются примитивными маскировочными действиями и выявляются при своевременном проведении инвентаризации. Наряду с этим в торговле возникает небольшое количество квалифицированных должностных хищений, наносящих ей большой ущерб. Эти хищения совершаются при соучастии других работников предприятия и посторонних лиц. Характерной особенностью хищений этой группы являются создание неучтённых излишков ценностей, с последующей реализацией их без отражения в учёте или крупные растраты, скрываемые путём подлогов в первичных документах и учётных регистрах. Выявление таких хищений затруднено и требует от ревизоров и инвентаризаторов глубокое знание бухгалтерского учёта, методов ревизий и организации торговли.

Растраты и злоупотребления всё же возникают в первую очередь, из-за некачественного и несвоевременного проведения инвентаризаций [19, с. 184].

Инвентаризация проводится инвентаризационными комиссиями, состав которых утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, техники, экономисты и т.п.). В состав комиссии могут включаться внутренние и внешние аудиторы. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

Формы первичной учетной документации по инвентаризации и указания по их применению и заполнению утверждены Постановлениями Госкомстата РФ №88 от 18 августа 1998г. и №26 от 27.03.2000г. В том случае, если в альбомах унифицированных форм ГКС РФ, а также отраслевых документах соответствующих министерств и ведомств отсутствуют формы первичной учетной документации для определенного типа или варианта инвентаризации, то такие формы должны быть утверждены в виде приложений к учетной политике организации. На каждый вид инвентаризируемых объектов составляются отдельные инвентаризационные описи, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Инвентаризационные описи (акты) составляются как правило в двух экземплярах (один передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица либо в инвентаризационной комиссии), а при смене материально ответственных лиц - в трех экземплярах (для бухгалтерии, для сдающего и для принимающего ценности материально ответственных лиц). При выявлении расхождений между данными учета ценностей и данными инвентаризации составляются отдельные сличительные ведомости. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, а также результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации регистрируются в особых журналах. Данные результатов всех инвентаризаций, произведенных в течение одного года, обобщаются в сводной ведомости учета результатов инвентаризаций.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

В том случае, если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней или если имущество одного и того же материально ответственного лица находится в нескольких помещениях, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

По тем наименованиям имущества, по которым выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации, составляются сличительные ведомости с указанием в них выявленных расхождений как в натуральных, так и в стоимостных измерителях.

При инвентаризации расчетов данные бухгалтерского учета сопоставляются с информацией контрагентов (актов сверок), договоров и иных документов. В ходе инвентаризации перед составлением промежуточной и годовой финансовой отчетности необходимо уточнить договорные сроки погашения задолженностей с длительными сроками погашения для корректного их отнесения к краткосрочным, либо долгосрочным в зависимости от периода от отчетной даты до даты погашения задолженности. Производится проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах расчетов, в том числе своевременность начисления процентов по займам «по начислению» в операционные расходы или на увеличение стоимости инвестиционного актива, а также корректность отнесения процентов по займам, использованным для осуществления предоплат, на увеличение дебиторской задолженности поставщика (за период до поступления соответствующих ценностей) или на операционные расходы в соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Внимание должно быть уделено также оплаченным ценностям в пути и неотфактурованным поставкам (при этом анализируются соответствующие иные бухгалтерские счета на предмет нестыковок при отражении взаимосвязанных операций). Не допускается оставление в бухгалтерской отчетности неотрегулированных разниц по расчетам с банками и бюджетом.

Выявленные при инвентаризации расхождения в общем случае подлежат отражению в учете в месяце завершения инвентаризации (по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете). Предложения о порядке урегулировании расхождений, выявленных в результате инвентаризации, представляются инвентаризационной комиссией руководителю организации для принятия окончательного решения.

Порядок отражения выявленных при инвентаризации результирующих недостач и излишков материальных ценностей следующий:

  1. недостачи списываются в балансовой оценке с кредита счетов учета соответствующих ценностей в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а затем отражаются в той же оценке по кредиту счета 94;
  2. потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, по счету 94 не отражаются, а относятся в балансовой оценке сразу в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и отражаются в бухгалтерской отчетности как чрезвычайные расходы;
  3. излишки приходуются на счета учета соответствующих ценностей с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по рыночной стоимости (предложенный Планом счетов порядок оприходования безвозмездно полученных ценностей с использованием счета 98 «Доходы будущих периодов» в данном случае применяться не должен, поскольку отнесение излишков, выявленных при инвентаризации, на финансовые результаты предусмотрено специальными положениями как Закона «О бухгалтерском учете» и «Положения по ведению бухгалтерского учета ...», так и «Методических указаний по инвентаризации ...»). По выявленным неучтенным основным средствам оприходование первоначальной стоимости и амортизации, определенных по актам оценки и действительного технического состояния основных средств, производится раздельно.

В ходе проведения инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности организацией могут быть получены документы, подтверждающие ликвидацию контрагента, либо его неплатежеспособность (что существенно для оценки дебиторской задолженности). В этом случае по данным инвентаризации принимается решение о списании соответствующей задолженности на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Для случая с неплатежеспособным дебитором для списания должны выполняться соответствующие дополнительные требования ПБУ 10/99 «Расходы организации», а списанная с баланса задолженность должна быть отражена по забалансовому счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для последующего контроля возможности взыскания этой задолженности с дебитора в течение пяти лет.

Существенной может оказаться и полученная в ходе инвентаризации информация о существенном ухудшении финансового положения контрагента, по расчетам с которым дебиторская (и кредиторская) задолженность на дату инвентаризации вполне может вообще отсутствовать. Например, если за такого контрагента данная организация выдала поручительство (т.е. фактически инвентаризируется забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»), то организации в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», возможно, придется создать резерв (признать условное обязательство) за счет операционных расходов: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит дополнительно вводимого субсчета «Условные обязательства» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с раскрытием соответствующей информации в финансовой отчетности (отражение резервов указанного типа на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

При отражении в бухгалтерском учете результатов годовой инвентаризации следует учитывать требования ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» относительно того, следует ли формально следовать стандартному порядку отражения результатов такой инвентаризации в годовом балансе или их необходимо отразить более поздней датой появления соответствующего обстоятельства.

Некоторые выявленные в ходе инвентаризации факты хозяйственной деятельности могут не подлежать отражению на счетах бухгалтерского учета, однако должны быть описаны в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, если того требуют соответствующие Положения по бухгалтерскому учету.

Заключение

Несмотря на то, что понятия «дебиторской» и «кредиторской» задолженности используются каждым бухгалтером по нескольку раз в день, в законодательстве о бухгалтерском учете нет определения этих терминов, возможно именно в силу их кажущейся очевидности.

Дебиторская задолженность - это денежное выражение обязательств других лиц перед предприятием, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов.

Кредиторская задолженность предприятия - это денежное выражение обязательств предприятия перед другими лицами, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов [24, с. 120].

С позиции бухгалтерского учета дебитором является юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары, рабочий или служащий, получивший аванс на командировку или на другие расходы, и многие другие должники.

Кредитором следует считать юридическое или физическое лицо, предоставляющее организации деньги или товары в кредит и имеющее право на последующее возмещение этих средств в денежной форме или путем обмена на другие товары либо услуги. В широком смысле к кредиторам относятся банки и другие кредитные учреждения, предприятия, отпускающие продукцию и товары с последующей оплатой (в пределах срока отсрочки платежа), рабочие и служащие, которым начислена, но не выплачена заработная плата, налоговые органы в части начисленных, но не уплаченных налогов и приравненных к ним платежей и др.

Займы и кредиты в российском бухгалтерском учете и отчетности обособлены от кредиторской задолженности и классифицируются как долгосрочные и краткосрочные обязательства. В качестве задолженности кредиторам учитывают лишь суммы по неоплаченным счетам поставщиков и подрядчиков, предъявленным к уплате векселям, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, полученные авансы, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, перед участниками (учредителями) по выплате доходов и т.д. Однако если речь идет об оценке платежеспособности организации, ее финансового положения и состояния, при расчете величины чистых активов и других финансовых показателей в составе задолженности дебиторов и кредиторов учитывают все виды заемных и кредитных обязательств.

В курсовой работе был проведен анализ бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля расчетов с дебиторами и кредиторами и было выявлено, что в ООО «Респект» определен рабочий план счетов и разработаны схемы отражения на счетах дебиторской и кредиторской задолженности.

Аналитический учет ведется по группам дебиторской и кредиторской задолженности (краткосрочная и долгосрочная).

Среди нарушений необходимо отметить следующие:

.Приказом руководителя не пределен круг лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет.

.Инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей проводятся только в конце года инвентаризационной комиссией, назначенной приказом руководителя. Поэтому необходимо провести сплошную инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.

.В учетной политике произведена классификация дебиторской и кредиторской задолженности только на группы.

.Проверка расчетов с подотчетными лицами, показала, что расходные материалы используют работники структурных подразделений, а учет и контроль операций осуществляет главный бухгалтер, который является ответственным за отражение данных по финансовому положению, и не должен заниматься обработкой данных по хозяйственным операциям.

Для совершенствования системы внутреннего контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в учетную политику ООО «Респект» для целей бухгалтерского учета необходимо внести следующие дополнения:

  1. о периодичности инвентаризации по учету расчетов с подотчетными лицами;
  2. о периодичности проведения проверки по долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности обесценение финансовых вложений (на отчетные даты промежуточной отчетности).

ООО «Респект» рекомендуется создать резерв по сомнительным долгам. Целесообразно ООО «Респект» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте. Преимущество будет заключаться в том, что:

  1. Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского учёта, не корректируя их.
  2. Не нужно исчислять и отражать в бухгалтерском учёте разницы, прописанные в ПБУ 18/02 - их просто не будет.

Изучение организации системы внутреннего контроля ООО «Респект» позволяет оценить её эффективность как среднюю.

Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов производится только 1 раз в год, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.

Дебиторская и кредиторская задолженность непосредственно связана с имуществом предприятия. В правовом смысле понятие имущества включает не только материальные ценности и денежные средства, находящиеся в собственности их обладателя в данный момент времени, но и материальные и денежные средства, находящиеся у других юридических и физических лиц, право собственности, на которые принадлежит данной организации.

Глоссарий

Давность - установленный законом срок, истечение которого влечет юридические последствия, например, утрату права на иск (исковая давность), на принудительное исполнение решения суда, арбитража и т.п. (исполнительная давность), исключение уголовной ответственности либо возможности обвинительного приговора.

Дебиторы - организации и лица, которые должны данной организации.

Дебиторская задолженность - это задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации. Она возникает при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг, выдаче кредитов и займов юридическим и физическим лицам, формировании уставного капитала, переплате налогов и сборов, а также поставщикам.

Инвентаризация - один из обязательных способов выявления и описания фактического наличия и качественной характеристики имущества и обязательств организации. Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Кредиторы- организации и лица, которым должна данная организация.

Кредиторская задолженность- это задолженность организации другим организациям, работникам и лицам. Данная задолженность образуется при закупке сырья, материалов, товаров для перепродажи, другого имущества, при начислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, начислении заработной платы, дивидендов учредителям, при получении авансов, кредитов и займов. Данная задолженность показывает, сколько мы должны заплатить по долгам.

Срок исковой давности - срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Субсчет - дополнительная группировка показателей однородных аналитических счетов в пределах данного синтетического счета.

Счет - это способ группировки информации об однородных объектах учета. На каждый вид средств или их источников открывается отдельный счет.

Список используемых источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального Закона от 13.05.2008 г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального Закона от 30.12.2008 г.)
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996г. №129- ФЗ
  4. Приказ Минфина РФ от 10.03.1999 № 19н «Об утверждении формы «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации»«
  5. Бухгалтерская отчетность организаций: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н
  6. Доходы организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н
  7. Расходы организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н
  8. Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 15/2008) от 06.10.2008 № 107н
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10.2000 № 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003№ 38н)
  10. Абрамова Э.В. Исполнение обязательств как способ погашения дебиторской задолженности/Э.В.Абрамова // Все для бухгалтера.-2009.-№20. - С. 43 - 48.
  11. Абрамова Э. В. Отражение в бухучете списания кредиторской задолженности/Э.В.Абрамова //Бухгалтер и закон.-2009.-№11. - С. 42 - 46.
  12. Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет: учебн. пособие для студ. вузов .- М.:ИТК «Дашков и К», 2008.- 797с.
  13. Бабаев Ю.А., Петров A.M. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: учеб.-практ. пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 424 с.
  14. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: учебник для студентов вузов.- М..ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 303с: ил.
  15. Богоцкая Т.Г. Списание кредиторской задолженности (полученного аванса)/ Т.Г.Богоцкая //Бухгалтерский учет.- 2009.- N20.- С. 13 - 16.
  16. Бортник Н.А. Бухгалтерское дело: учеб. пособие.- М.:ИТК «Дашков и К»,2008.-398с: ил.
  17. Букина О. А. Азбука бухгалтера от аванса до баланса.- Ростов н/Д:Феникс,2009.- 317с- (Библиотека бухгалтера и аудитора)
  18. Волков А.Н. Некоторые аспекты реструктуризации дебиторских задолженностей промышленных предприятий посредством факторинга как направление обеспечения их экономической безопасности/А.Н.Волков //Финансы и кредит.- 2009.- №13. - С. 24 - 28.
  19. Волков Д.Л. Финансовый учет: теория, практика, отчетность организации.- С-П.: Изд. дом С-Петерб. Госун-та, 2006.- 640с
  20. Денисова, Л.А. Формирование и погашение кредиторской задолженности/Л.А.Денисова //Финансы.- 2009.- №8.- С. 28 - 30.
  21. Едронова В.Н. Управление рисками дебиторской задолженности/В.Н.Едронова, Ю.В.Чемоданова //Финансы и кредит.- 2006.- №33.-С.75-77.
  22. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности.- М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2007.- 192с
  23. Кришталева Т.И. Проблемы списания дебиторской задолженности в торговых организациях/Т.И.Кришталева, О.А.Баскакова //Все для бухгалтера.- 2009.-№24.-С.35-38.
  24. Лисицына Е. В. Лекция 3. Управление активами компании/Е.В.Лисицына //Финансовый менеджмент,- 2009.- №5.- С. 112 - 127.
  25. Михайлова Д. Н. Учет обеспечительных мер по уплате дебиторской задолженности/ Д.Н.Михайлова //Бухгалтерский учет.- 2006.- №1.- С. 20 - 27.
  26. Перевозчиков А. Г. К оценке стоимости дебиторской задолженности общим потоком/ А. Г. Перевозчиков //Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- №6.- С.32 - 35.
  27. Поленова С. Н. Просроченная дебиторская задолженность: учет и налогообложение отдельных операций/С. Н.Поленова //Бухгалтерский учет.- 2007.-№9.-С. 16-20.
  28. Филина Ф.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Острые вопросы налогообложения. - М.: ГроссМедиа, 2008.- 152с.

Похожие работы на - Учет дебиторской и кредиторской задолженности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!