сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения.
Решение о размещении ценных бумаг принимается уполномоченным органом (лицом) эмитента. Орган управления эмитента, принимающий решение о размещении ценных бумаг, определяется в соответствии с компетенцией органов управления эмитента, установленной ГК РФ, федеральным законом, регулирующим деятельность юридического лица в определенной организационно-правовой форме, и уставом (учредительными документами) эмитента.
В общем случае решение о размещении ценных бумаг принимается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом) эмитента.
Под способом размещения ценных бумаг понимается совокупность правил и норм, определяющих основные (базовые) условия размещения ценных бумаг. Смысл определения способа размещения ценных бумаг состоит в следующем: ценные бумаги одного и того же вида, категории (типа), размещаемые одновременно (в один и тот же период времени) и образующие один и тот же выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг (то есть предоставляющие их владельцам одинаковый объем прав), должны размещаться одним и тем же способом и не могут размещаться двумя или более способами.
Способами размещения акций являются:
а) распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем);
б) распределение акций среди акционеров;
в) конвертация;
г) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;
д) приобретение, в том числе возмездное приобретение;
е) обмен на акции акционерного общества, созданного в результате преобразования, долей (паев) преобразованного в акционерное общество хозяйственного общества.
Способы размещения облигаций и опционов эмитента: а) открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка; б) конвертация.
Решение о выпуске ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объема прав, предоставляемых ценной бумагой ее владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в части объема прав по ценной бумаге, установленных этим решением.
Зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является открытым (публичным) документом. Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона № 39-ФЗ эмитент и (или) регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица обязаны предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление.
Если первичный рынок связан с появлением ценных бумаг на рынке (их выпуском и размещением), то вторичный рынок создает необходимые условия для их обращения. Под обращением ценных бумаг понимается переход права собственности от одного их держателя (владельца) к другому при заключении ими гражданско-правовых сделок. При этом следует также иметь в виду, что гражданско-правовые сделки могут совершаться как на рыночных условиях, так и на основе гражданско-правовых норм, определенных Гражданским кодексом РФ. Состав и характер сделок при этом будут разные. Для рынка ценных бумаг необходимы спрос и предложение, поэтому сделка подразумевает взаимное согласование условий и цены. Гражданско-правовые нормы четко определяют условия тех или иных сделок, они становятся законом и не могут согласовываться или оспариваться сторонами. На рынке ценных бумаг их обращение принимает форму сделки купли-продажи или обмена (мены). Гражданско-правовые сделки предусматривают, что переход права собственности может произойти при таких сделках, как мена, дарение, наследование. Право собственности от одного держателя к другому может перейти и по решению суда, при приватизации, внесении ценных бумаг в качестве взноса в уставный капитал.
На рынке ценных бумаг их обращение регламентируется как государством, так и самими участниками рынка через устанавливаемые ими правила торговли, стандарты и нормы поведения.
Для обращения ценных бумаг на рынке характерна определенная последовательность действий, которой обязаны придерживаться профессиональные участники рынка ценных бумаг и учитывать потенциальные их покупатели и продавцы.
Листинг необходим для допуска ценных бумаг на тот или иной рынок (биржевой или внебиржевой), выдвигающий совокупность требований, которым должны соответствовать ценные бумаги, выступающие объектом сделок. Только после листинга как продавец, так и покупатель могут давать посредникам торговые поручения на продажу или покупку ценных бумаг.
Наиболее сложным этапом обращения являются торги ценными бумагами.
Торги ценными бумагами могут происходить только в том случае, если их участники будут располагать необходимой информацией, достаточной для согласования условий сделки. Такая информация формируется на основе торговых поручений (приказов) непосредственных продавцов и покупателей ценных бумаг, а также на основе заявок, которые представляют участники торгов.
Если в результате торгов произошло заключение сделки, то торговая система должна создать необходимые условия для сверки параметров сделки отдельными участниками. По результатам такой сверки торговая система гарантирует равенство объемов покупки и продажи, возможность подбора сделок, а участники сделок исключают технические ошибки, связанные с заключением сделок.
Согласно действующему законодательству факт совершения сделки не означает перехода прав собственности на ценные бумаги. Для этого необходимо исполнение сделки, которому предшествуют клиринг и расчеты по сделкам. Основное назначение клиринга состоит в выявлении позиций участников сделок (обеспечение требований и обязательств).
Переход права собственности на ценные бумаги связан со следующими проблемами.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что переход права собственности на ценную бумагу означает и переход к новому держателю тех имущественных прав, которые закреплены за той или иной ценной бумагой.
Поэтому о переходе права собственности, а следовательно, и о передаче имущественных прав, закрепленных за ценной бумагой, должен быть извещен тот, кто осуществляет эти имущественные права, и тот, кто учитывает как право собственности, так и право на имущественные права по ценным бумагам - номинальный держатель, депозитарий, регистратор (держатель реестра). При этом ответственность за своевременное уведомление о переходе права собственности лежит на приобретателе ценной бумаги. Имущественные права, закрепленные за ценной бумагой, должен обеспечивать эмитент или уполномоченное им лицо.
Форма удостоверения права собственности на ценную бумагу зависит от формы ее существования, а также места нахождения.
Учет прав собственности именных ценных бумаг документарной формы выпуска, помещенных на хранение в депозитарий, ведется на основании записи на счете депо о количестве ценных бумаг, находящихся в централизованном (коллективном) или обособленном хранении.
Именная ценная бумага может находиться у владельца, тогда право собственности будет удостоверяться не только сертификатом, но и записью на лицевом счете в реестре, и для осуществления имущественных прав, как было отмечено ранее, необходимо совпадение имени владельца, указанного в сертификате и на лицевом счете.
В случае бездокументарных ценных бумаг, которые могут быть только именными, право собственности удостоверяется либо записью на счете депо, либо на лицевом счете в зависимости от принятой системы учета прав (места нахождения).
Форма удостоверения права собственности для документарных ценных бумаг на предъявителя будет зависеть от их места нахождения: если ценная бумага находится у владельца, то право собственности удостоверяется только сертификатом, если она помещена владельцем в депозитарий - то записью на счете депо.
Переход права собственности на ценную бумагу будет означать изменение формы удостоверения права собственности.
Чаще всего перерегистрацией права собственности на ценные бумаги занимается держатель реестра (сам эмитент или независимый регистратор). Он обязан вносить в реестр записи о переходе права собственности на ценные бумаги при представлении передаточного распоряжения, которое может представить лицо, зарегистрированное в реестре. Таким лицом может быть продавец, передающий ценные бумаги приобретателю. Переданное распоряжение может представить и покупатель, на лицевой счет которого должны быть зачислены приобретенные ценные бумаги, или уполномоченный представитель продавца или покупателя.
Исходя из выше изложенного следует, что участников рынка ценных бумаг можно разделить в зависимости от их функционального назначения на продавцов, потребителей (инвесторов); посредников; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля; либо в зависимости от их отношения к рынку на клиентов или пользователей; профессиональных торговцев; организации, специализирующиеся на предоставлении услуг участникам рынка ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг является одним из источников привлечения финансовых средств. Она используется как государством, органами власти и управления, так и отдельными юридическими лицами, которым предоставлено право выпуска ценных бумаг. Эмиссия составляет основу первичного рынка ценных бумаг. Его участниками являются эмитенты, инвесторы, органы, регистрирующие выпуск ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг представляет собой строго регламентированный со стороны государства процесс, обеспечивающий прозрачность рынка ценных бумаг.
Что же касается вторичного рынка, то он создает необходимые условия для обращения ценных бумаг, в ходе которого происходит перепродажа и смена собственника. Формы перехода права собственности могут быть разными: купля-продажа, обмен, дарение и т.д. Они регулируются, как правило, и рынком, и нормами права, установленными государством.
Обращение ценных бумаг на организованных рынках начинается с процедуры допуска их к торгам, которая основывается на проверке и изучении финансового положения эмитента, характеристик эмиссии и т.п.
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Старт рынка в 1990-1992 гг. - это смесь идей, людей, первых рыночных институтов с громкими именами. Это было время «международных» и «центральных» бирж. Известны случаи, когда утром на площадке велись биржевые торги, а вечером там начиналась дискотека. Одна из «московских центральных» бирж находилась в староарбатской коммунальной квартире с продавленными диванами, сохранившимися от старых хозяев. Уже в 1993-1994 гг. в России официально существовали более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж - более 40% их мирового количества (вслед за 700 товарными биржами, учрежденными в 1990-1991 гг.). Повсеместная скупка ваучеров (с 1992 г.), массовые суррогаты и предъявительские ценные бумаги (все бесследно исчезли из обращения), финансовые пирамиды и их крахи делали биржи «уличными».
К октябрю 1994 г. было зарегистрировано более 2700 инвестиционных институтов - финансовых брокеров, инвестиционных консультантов и ИК (за год их количество увеличилось в 2,7 раза), более 3000 страховых компаний (рост - в 30 раз с октября 2003 г.), создано на волне приватизации более 660 инвестиционных фондов (абсолютное большинство с конца 1990-х гг. перестали существовать), несколько десятков НПФ. Выжили немногие.
Вместе с тем в эти годы был дан старт тем институтам и сегментам фондового рынка, которые стали в дальнейшем его профессиональной основой. В 1992 г. создана ММВБ, стартовавшая валютными аукционами, с 1993 г. - рынком ГКО, основанным на зарубежных аналогах и не уступающим им (организация, информационные технологии). В 1993-1994 гг. был запущен международный проект, которому суждено было стать РТС. Рынок государственных ценных бумаг составлял 6-7 млрд. долл. (рыночная стоимость), формируя профессиональную структуру фондового рынка.
В 1995-1998 гг. в России утвердилась современная инфраструктура фондового рынка (ММВБ + РТС как национальные системы со связанной с ними депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктурой). Сложилась смешанная модель рынка (универсальные коммерческие и инвестиционные банки как равные участники). В российские финансовые активы вошли глобальные инвесторы (более 90% оборотов РТС и более 30% вложений в ГКО через ММВБ к моменту кризиса формировали нерезиденты).
В ответ на кризис неплатежей и политику низкой монетизации возник уникальный сегмент - объемный вексельный рынок, который начал наполнять оборот суррогатами денег, становясь при этом прототипом рынка коммерческих бумаг секьюритизированного краткосрочного долга реального сектора.
С 1995 г. (начало разогрева рынка) до осени 1997 г. (пик, затем азиатский кризис) рынок быстро наращивал обороты, постоянно увеличивалось число инвестиционных институтов, расширялся круг обращающихся ценных бумаг (более 300 эмитентов).
При этом год от года нарастал кризисный потенциал. В 1990-е гг. на российском рынке ценных бумаг достигнуто одно из самых высоких в мире значений рыночного риска, в 1995-2000 гг. коэффициент вариации составлял более 50%.
Множеством финансовых кризисов показано, что все это делает внутренний рынок подверженным потокам «горячих денег», зависимым от нерезидентов, стремящихся к сверхдоходности, крайне волатильным, манипулятивным и олигополистическим, подверженным спекулятивным атакам и паническим реакциям бегства капиталов. В 1995-1998 гг. российский рынок открылся для нерезидентов. Рынок был (и остается) сильно коррелированным с рынками Латинской Америки, демонстрировал экстремальную волатильность, одну из самых высоких в мире.
После кризиса осени 1997 - лета 1998 г. были сохранены и продолжали развиваться две национальные торговые системы - ММВБ и РТС. Выжили наиболее крупные и успешные игроки, устояла и была укрупнена инфраструктура российского фондового рынка (примерно 110 регистраторов, более 100 депозитариев на конец 1999 г.). Кризис содействовал «естественному отбору» (30-50% профессиональных участников, до 80-90% лицензий прекратили существование).
Дешевизна финансовых активов, при том что сырьевая экономика России стала выглядеть перспективной на фоне растущих цен на сырье, начиная с конца 1998 г. привела к очередному повороту потоков «горячих денег» нерезидентов, но уже в пользу отечественного рынка.
В 1998-2006 гг. примерно в 30 раз выросли значения фондовых индексов, почти в 40 раз - обороты рынка акций, восстановились рынки государственных и муниципальных ценных бумаг, заново создан сегмент корпоративных облигаций. В 2005-2006 гг. обороты ММВБ и РТС превысили обороты на АДР на российские акции (в конце 1990-х -2004 гг. зарубежные рынки на российские АДР (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт - Берлин, Вена) существенно превосходили по своим оборотам российские, что ставило под сомнение конкурентоспособность внутреннего рынка, вызывало утечку торговой активности за рубеж).
Одним из итогов развития финансового сектора в России в 1990-е гг. стало создание фондового рынка, более крупного по размеру, чем рынки - конкуренты стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии (65-75% от совокупных оборотов по региону).
Российский рынок акций расширил свою долю по оборотам в группе BRIC + Турция до 20% в 2006 г., по капитализации - до 27%, существенно опередив ближайшего конкурента - Бразилию (страны сопоставимы по многим параметрам). Самая высокая в группе капитализация рынка к ВВП, сопоставимая с индустриальными странами, - предмет для дискуссий.
Трудно найти рынок, который бы рос в 1999-2006 гг. такими темпами и с такими рисками, как российский. Как следствие, противоречивость ситуации: очень значительный потенциал роста капитализации рынка при сверхвысоких рисках.
Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.
К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:
развитие инфраструктуры фондового рынка;
повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;
создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;
проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвидных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка, для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.
нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;
дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных компаний;
незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО;
депозитарий, т.к. нет крупного признания всеми головного депозитария и существует проблема с регистраторами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой инфраструктуры в части денежных расчетов;
отсутствие на нашем рынке таких институтов, как дилеры-оптовики и джоберские конторы;
недостатки системы российского бухгалтерского учета, проблема, мешающая превратить Россию в мировой фондовый центр и выталкивающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит оттого, будет ли проводиться политика создания регионального финансового центра «Финансовая площадка - Россия»; будет ли сделана попытка создания на территории России финансовых оффшоров в одной или нескольких портовых свободных экономических зонах (пример - свободные банковские и финансовые зоны, созданные в юрисдикции Британского Содружества); будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы «единого паспорта» для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран).
Повышению конкурентоспособности рынка должна способствовать программа реструктуризации отрасли. Повышение капитализации инвестиционных институтов, введение надзора за финансовыми рисками, завершение создания мегарегулятора с ростом его операционной способности, дальнейшая консолидация фондовых бирж, депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры. Происходящий разогрев рынка увеличивает системные риски - огромное значение приобретает создание системы их мониторинга, планов чрезвычайных действий для вмешательства в ситуации, когда начинает разрастаться финансовый кризис. Должна быть решена многолетняя проблема отсутствия правоприменения в отношении действий на финансовом рынке, нарушающих честный и справедливый характер ценообразования (что неизбежно при олигополистической структуре инвестиционных банков и институциональных инвесторов). Отсутствуют системы общедоступной информации и статистических публикаций, привычные для развитых рынков. Не отстроена система налоговых стимулов для долгосрочного, неспекулятивного инвестирования в ценные бумаги. Макрофинансовая политика по-прежнему, как и в конце 1990-х гг., нуждается в нормализации. Список решений, позволяющих увеличить конкурентоспособность российского рынка, можно продолжать долго.
Системные риски финансового кризиса в России увеличивают: сохраняющаяся низкая монетизация экономики; высокая доходность финансовых активов; укрепляющийся рубль при валютной либерализации, открытом счете капиталов и крупных спекулятивных вложениях иностранных инвесторов (по оценке, не менее 30% внутреннего рынка); опережающий рост корпоративных внешних заимствований, значимая часть которых - привлечение средств банками под конвертацию в рубли и получение высокой доходности на внутреннем рынке; быстрый рост деривативов на биржевом и внебиржевом рынке.
Базовый прогноз до 2012 г. таков:
всплески системных рисков на финансовых рынках индустриальных стран будут погашаться благодаря эксцессивному предоставлению ликвидности со стороны центральных банков и расширенным мерам по абсорбции потерь со стороны квазигосударственных финансовых институтов и пулов коммерческих и инвестиционных банков;
периодическая активизация системных рисков внутри России (на базе излишних концентраций кредитного, процентного, рыночного рисков) будет абсорбироваться на базе денежных потоков, поступающих в страну от сырьевого экспорта, наращенных золотовалютных резервов и резервных фондов;
наибольшие вероятности цепной реакции и возникновения глобального кризиса лежат в рисках финансового кризиса в группе формирующихся рынков, которые будут переданы через механизм взаимодействия, «финансовой инфекции» и вызовут бегство спекулятивных капиталов нерезидентов из России наравне с другими формирующимися рынками. В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка от инвестиций нерезидентов, прежде всего от краткосрочных заимствований и спекулятивных портфелей акций, формируемых в значимой части крупными глобальными инвесторами и международными коммерческими и инвестиционными банками, такое бегство капитала может стать спусковым механизмом для цепной реакции реализации кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятельности резидентов. Таким образом, будет создан потенциал для масштабного финансового кризиса в России.
Заключение
рынок ценная бумага
Вот и закончено рассмотрение одного из ключевых аспектов развития экономики - деятельность на рынке ценных бумаг. Многое осталось за пределами данной работы, но мы надеемся, что основная часть позволит сформировать основные понятия о данных категориях и расширить ваш кругозор.
Как было сказано выше, рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка выступает системой экономических отношений, связанных с мобилизацией, накоплением и распределением свободных денежных ресурсов, предназначенных для развития производства.
Рынок ценных бумаг - это сложная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая имеет много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам: по структуре участников; по эмитентам и инвесторам; по способу торговли ценными бумагами на фондовом рынке и т.д.
Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка. Кроме того, в работе были рассмотрены особенности размещения и обращения ценных бумаг.
Что касается дальнейшего развития рынка ценных бумаг в России, то нужно отметить, что дальше - формирующийся рынок, шаг за шагом переходящий в более зрелые стадии, сопоставимые с рынками, которые сложились в «новых индустриальных экономиках». Рынок, очень похожий на многие другие, прежде всего на рынки Латинской Америки, корреляция с которыми стабильно выше 0,9. Рынок - очень волатильный, спекулятивный, в значительной мере зависящий от внешнеэкономической и финансовой динамики, с огромным влиянием иностранных инвесторов и финансовых институтов - нерезидентов. Рынок, основанный на высокой концентрации собственности, на олигополии, на объемном участии государства в капиталах и экономической жизни и, следовательно, на пассивном участии населения в инвестициях. Краеугольным камнем этого рынка будут не акции, а долги и сделки корпоративного контроля. Как и на других emerging markets, крупнейшие компании будут финансироваться прежде всего за рубежом и обслуживаться преимущественно западными инвестиционными банками. Появится ли у государства агрессивная политика создания финансовой площадки в России, подкрепленная ресурсами и политической волей, - большой вопрос.
Этот стресс-сценарий объективно ведет к сужению роли финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов на цели инвестиций, подобно тому, как это происходило в СССР в конце 1920-х гг., в Иране в конце 1970-х гг. и при многих других попытках перехода к более закрытым и патерналистским обществам.
В этой связи важнейшая задача - не допустить в ближайшие годы признаков финансового кризиса, каких-либо финансовых стрессов, которые бы стали спусковым механизмом, поводом для рестриктивной политики государства на финансовом рынке.
Список использованной литературы
1.О рынке ценных бумаг: федеральный закон Российской Федерации от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 № 282-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
2.Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / Т.А. Батяева; И.И. Столяров. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 303 с. - (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова).
.Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг / В.А. Боровкова. - СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 316 с. - (Академия финансов).
.Гусева И.А. Рынок ценных бумаг: практические задания по курсу: учебное пособие для вузов / И.А. Гусева. - М. : Экзамен, 2005. - 462 с.
.Ивансенко А.Г. Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования: учебное пособие / А.Г. Ивасенко; Я.И. Никонова; В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2005. - 272 с.
.Киляков А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебное пособие для вузов / А.А. Килячков; Л.А. Чалдаева. - М.: Юристь, 2002. - 702 с. - (Homo faber).
.Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: курс в схемах / А.А. Килячков; Л.А. Чалдаева. - М.: Юристъ, 2003. - 391 с.: ил. - (Homo faber).
.Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / Б. А. Колтынюк. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. - 426 с.
.Краев А.О. Рынок долговых ценных бумаг: учебное пособие для вузов / А.О. Краев; И.Н. Коньков; П.Ю. Малеев. - М.: Экзамен, 2002. - 511 с.
.Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для ВУЗов / К.В. Криничанский. - М.: ДИС, 2011. - 512 с.
.Лялин В.А. Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / В.А. Лялин; П.В. Воробьев. - М.: Проспект, 2006. - 383 с.
.Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа / В.И. Малюгин. - М.: Дело, 2003. - 319 с.
.Маренков Н.Л. Рынок ценных бумаг в России: учебное пособие для вузов / Н.Л. Маренков; Н.Н. Косаренко. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2005. - 247 с.
.Миркин Я. Российский рынок ценных бумаг: риски, рост, значимость / Я. Миркин // Рынок ценных бумаг. - №23. - 2007. - С. 56-62.
.Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебник для вузов / ред. О.И. Дегтярева; Н.М. Коршунов; Е.Ф. Жуков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - 501 с.
.Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / В.А. Галанов; [и др.]; ред. В.А. Галанов; А.И. Басов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 447 с.
.Рынок ценных бумаг: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков; [и др.]; ред. Е.Ф. Жуков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 463 с.
.Рынок ценных бумаг: учебник для ВУЗов / ред. В.А. Галанов; ред. А.И. Басов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 447 с.
.Рынок ценных бумаг: учебник для экономических вузов / В.А. Галанов; [и др.]; ред. В.А. Галанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 350 с.
.Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / ред. Е. Ф. Жуков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 399 с.
.Синицына Н.М. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / Н.М. Синицына. - Н.Новгород: Полиграфторгсервис, 2004. - 110 с.
.Смыслов Д.В. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление, эволюция, перспективы / Д.В. Смыслов // Мировая экономика и международные отношения. - №1. - 2011. - С. 34-44.
.Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа / С.А. Тертышный. - СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 219 с. - (Краткий курс).