Тип акцентуации характера
|
Уровень стрессоустойчивости
|
Количество человек
|
Гипертимный
|
Высокий
|
2
|
|
Средний
|
4
|
|
Низкий
|
1
|
Возбудимый
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
2
|
Эмотивный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
1
|
Педантичный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
1
|
Тревожный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
-
|
Циклотимный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
1
|
|
Низкий
|
6
|
Демонстративный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
2
|
|
Низкий
|
-
|
Неуравновешенный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
-
|
Дистимный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
-
|
Экзальтированный
|
Высокий
|
-
|
|
Средний
|
-
|
|
Низкий
|
2
|
Выводы ко 2 главе:
На основе нашего исследования можно сделать вывод, что
исследуемые показатели по шкале «гипертимный тип» являются наиболее
стрессоустойчивыми в экстремальных ситуациях.
Мы обнаружили также, что такие типы акцентуаций
характера как «циклотимный», «возбудимый», «экзальтированный», являются более
подвержены стрессу.
Также на основе нашего исследования можно сделать
вывод, что ощущение возможности контроля над происходящими событиями является
важным фактором при совладании со стрессом.
Заключение
В заключение мы обобщили результаты исследования и сформулировали выводы.
Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и
эмпирическом. На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по
изучению акцентуаций характера. В процессе исследования были решены следующие
задачи:
-исследованны акцентуации характера старшеклассников Черлакской средней
общеобразовательной школы;
найдена взаимосвязь акцентуаций характера старшеклассников и поведения в
стрессовой ситуации.
В качестве
основополагающей нами была принята классификация типов акцентуаций характера по
К. Леонгарду. Тест К. Леонгарда исследует типы характера, раскладывая его по
акцентуированным характерам, а именно: Гипертимный тип; Возбудимый тип;
Эмотивный тип; Педантичный тип; Тревожный тип; Циклотимный тип; Демонстративный
тип; Неуравновешенный тип; Дистимный тип и Экзальтированный тип.
На основе анализа теоретической литературы, нами было выделено 3 модели
стресса. К ним относятся:
Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые
рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному
напряжению;
Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную
реакцию на требование окружающей среды;
Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как
взаимодействие между личностью и окружающей средой;
На основе эмпирического исследования влияния акцентуаций характера на
поведение человека в ситуации стресса были выявлены следующие моменты:
старшеклассники с определенным типом акцентуации характера различаются по
степени сопротивляемости стрессу.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на
теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно
сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были
решены, а его цель достигнута.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -
4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999.-672 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни, - М: Изд-во:
«Мысль»,1991.- 299с.
. Анцыферова Л.И, Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая
защита//Психологический журнал. - 1994. №1. -С.З - 18.
4. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. - Л.: Наука, 1988. - 270с, Ю. Бодолев А.А., Столин И.Б. Общая
психодиагностика. - СПб.: Речь,2000. - 440с.
5. Бодров В.А, Психологический стресс: развитие учения и
современное состояние проблемы, - М.; ИП РАН, 1995. - 128с.
. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И.
Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт
практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -352 с.
. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. -СПб.: Питер, 2002. - 352с,
8. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности:
психологические механизмы.-СПб.: Знание, 1999. -352с.
9. Гринберг Д. Управление стрессом, - СПб.: Питер, 2002.- 496с,
10. Гришина Н.В. Психология конфликта,-СПб,:Питер,2000. - 464с,
11. Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера: М.:
2005.-254 с.
12. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология, М.:
Академия, 2003.- 464с.
13. Китаев-Смык Л.A.
Психология стресса. -М.; Наука, 1983. - 368с.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:
Академия, 2004.- 304 с.
15. Кокс Т., Маккей К. Транзактный подход к изучению производственного
стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние
и перспективы. - М.: Радикс. - 1995.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. -М.:
Просвещение,1980. -191с.
. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: феникс,
- 2000.
18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.:
Наука, 1984.
19. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие - область исследований /
Психология социальных ситуаций. Под ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер,
2001.-416с.
20. Мизриев H.C., Прохоров А.О. Особенности
регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуациях / Психология
психических состояний; Сб-к статей. Вып.4. Под ред, А.О. Прохорова, - Казань:
Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. - С.275 - 283.
21. Прохоров А.О. Системно-функциональная модель регуляции
психических состояний / Психология психических состояний: Сб-к статей, Вып.4.
Под ред. А.О. Прохорова. - Казаны Изд-во «Центр инновационных технологий»,
2002. - С,6 - 24,
22. Селье Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1982.- 125с.
23. Личко
А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. -
256 с.
Приложение 1
Характерологический опросник К. Леонгарда
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е.
определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний
вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических
расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал,
соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует
личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую
акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого.
Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет
повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая
шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о
неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости,
десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не
ограничивается.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего
характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак
"+" (да), если нет - знак "-" (нет). Над вопросами долго не
думайте, правильных и неправильных ответов нет".
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для
стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное
число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются
патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда)
Бланк тестируемого __________________________________________
Если Вы согласны с утверждением, выделите "Да", если не
согласны - "Нет".
. У Вас чаще -веселое и беззаботное настроение?
. Вы чувствительны к оскорблениям?
. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре,
в беседе и т.п.?
. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не
успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано
правильно?
. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?
. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного
ликования до отвращения к жизни, к себе?
. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?
. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом
настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
. Вы серьезный человек?
. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?
. Предприимчивы ли Вы?
. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?
. Мягкосердечны ли Вы?
. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели
ящика, что письмо полностью упало в него?
. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?
. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с
незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом
возрасте)?
. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?
. Любят ли Вас Ваши знакомые?
. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение
возможной беды, неприятности?
. У Вас часто несколько подавленное настроение?
. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?
. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?
. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы
отстаиваете свои интересы?
. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы
сразу же стараетесь поправить их?
. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?
. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?
. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей
профессии?
. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?
. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает
Вас?
. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?
. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и
недвусмысленно?
. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных
ощущений?
. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?
. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили
несправедливо?
. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?
. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но
требования к качеству выполнения невысоки?
. Общительны ли Вы?
. В школе Вы охотно декламировали стихи?
. Убегали ли Вы в детстве из дома?
. Кажется ли Вам жизнь трудной?
. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены,
что идти на работу казалось невыносимым?
. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?
. Вы очень любите животных?
. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в
таком состоянии, что там ничего не случится?
. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими
может случиться что-то страшное?
. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим
количеством людей?
. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в
глубокое отчаяние?
. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней
приходится преодолевать массу препятствий?
. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают
слезы?
. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого
дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?
. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через
кладбище?
. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была
всегда на одном и том же месте?
. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на
следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?
. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
. Бывают ли у Вас головные боли?
. Вы часто смеетесь?
. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не
любите, не уважаете?
. Вы подвижный человек?
. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?
. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ,
погашен ли свет, заперты ли двери?
. Вы очень боязливы?
. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной
самодеятельности?
. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
. Часто ли Вас тянет путешествовать?
. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?
. Долго ли Вы переживаете обиду?
. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради,
если случайно оставили в ней кляксу?
. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с
доверчивостью?
. Часто ли Вы видите страшные сны?
. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса
проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что
можете внезапно выпасть из окна?
. В веселой компании Вы обычно веселы?
. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно,
приняв алкоголь?
. В беседе Вы скудны на слова?
. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль,
чтобы позабыть о том, что это только игра?
КЛЮЧ
.Г-1 Гипертимые хЗ (умножить значение ) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,
-: нет
. Г-2 Возбудимые х2 + : 2,15,24,34,37,56,68,78,81, -: 12,46, 59
. Г-3 Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, -: 25
. Г-4 Педантичные х2 +:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83, - :36
. Г-5 Тревожные х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, -: 5
. Г-6 Циклотивные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84, -: нет
. Г-7 Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88, -:
51
. Г-8 Неуравновешенные х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86, -: нет
. Г-9 Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87, - : 31, 53, 65
. Г-10 Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76, -: нет
Описание акцентуаций по К. Леонгарду
. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной
способности к вытеснению, демонстративности поведения.
. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности
психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
. Застревающий тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость
аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность,
ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
. Гипертимный тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне
настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью,
предприимчивостью.
. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему,
характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни,
идеомоторной заторможенностью.
. Тревожно-боязливый тип. Основная черта-склонность к страхам, повышенная
робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
. Циклотимный тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует
смена гипертимных и дистимных фаз.
. Экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон
эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в
полное отчаяние от печальных.
. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются
глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Приложение 2
Методика для диагностики склонности к срывам в стрессовой ситуации
«Прогноз» (В.А. Баранов)
Методика предназначена для первоначального, ориентировочного выявления
лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. При этом под
нервно-психической неустойчивостью понимается повышенная склонность нервной
системы индивида к срывам в условиях воздействия экстремальных факторов. Методика
разработана В.А. Барановым. Анкета содержит 84 утверждения, на 84 вопросов
каждое из которых обследуемый должен ответить согласием или несогласием; дать
ответы «да» или «нет» в регистрационном бланке.
Инструкция
Перед вами анкета, состоящая из 84 вопросов (утверждений). Прочитайте
последовательно каждый из них и решите, какой ответ - «да» или «нет» более
точно вас характеризует. Если вы отвечаете на вопрос «да», то необходимо
поставить знак «+» в клетке регистрационного бланка, соответствующей номеру
вопроса, если «нет», то следует поставить знак «-». Работайте самостоятельно,
не тратьте слишком много времени на обдумывание вопросов. Все ответы должны
быть искренними. Если у кого - нибудь возникают вопросы, поднимите руку.
Текст опросника
. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о
них никому не рассказывать.
. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и
во всем стоять друг за друга.
. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я
никак не могу справиться.
. Бывали случаи, что я не сдерживал свои обещания.
. У меня часто болит голова.
. Иногда я говорю неправду.
. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно
ощущаю жар во всем теле.
. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь
. Бывает, что я сержусь.
. Теперь мне трудно надеяться, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать
сегодня.
. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и общественных
мероприятиях.
. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают редко.
. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
. Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти
улицу там, где мне хочется, а не там где положено.
. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у
большинства моих знакомых.
. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
. Запоры у меня бывают редко.
. В игре я предпочитаю выигрывать.
. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя
хорошо.
. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею)
. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это
как бы придает мне вес в собственных глазах.
. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи
были неприятности из-за правонарушения.
. С моим рассудком творится что- то неладное.
. Меня беспокоят сексуальные ( половые ) вопросы.
. Когда я пытаюсь что - то сказать, то часто замечаю, что у меня
дрожат руки.
. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
. Думаю, что я человек обреченный.
. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
. Я часто вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не
задумываясь, соглашался с мнением других.
. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
. Моя внешность меня в общем -то устраивает.
. Я вполне уверен в себе.
. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и
взволнованным.
. Кто-то управляет моими мыслями.
. Я ежедневно выпиваю необычайно много воды.
. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у
меня смех.
. Счастливей всего я бываю, когда я один.
. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
. Я любил сказки Андерсона.
. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
. Меня злит, когда меня торопят.
. Меня легко привести в замешательство.
. Я легко теряю терпение с людьми.
. Часто мне хочется умереть.
. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не
справлюсь с ним.
. Почти каждый день случается что-то , что пугает меня
. К вопросам религии я отношусь равнодушно.
. Приступы плохого настроения бывают у меня очень редко.
. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
. У меня бывали очень необычные фантастические переживания.
. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
. Я человек нервный и легко возбудимый.
. Мне кажется, что обоняния у меня такое же, как и у других (не
хуже).
. Всё у меня получается плохо, не так, как надо.
. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
. Большую часть времени я ощущаю себя усталым.
. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу свои вещи.
. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о
любви.
. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы.
Переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется мне невыносимо
трудными.
. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто
поступают несправедливо.
. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется
жить.
. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
. Часто у меня бывают периоды, когда мне не хочется никого видеть.
Никого!
. Мне трудно проснуться в назначенный час.
. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его
безнаказанным.
. В детстве я был капризным и раздражительным.
. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у
невропатологов, психиатров.
. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие
успокаивающие средства.
. Есть ли у вас судимые родственники?
. Имели ли вы приводы в милицию?
. Оставались ли в школе на второй год?
Обработка результатов
Обработка проводится с помощью «ключей». Обработку начинают со шкалы
искренности, которая служит для оценки достоверности ответов. Подсчитывается
количество минусов (ответов «нет») по этой шкале. Полученное число соответствует
значению шкалы искренности в баллах. Если у обследуемого по этой шкале получено
10 и более баллов, то использовать результаты анкеты не рекомендуется, а
причины неискренности следует выяснить в процессе индивидуальной беседы.
Показатель по шкале нервно-психической неустойчивости получают
суммированием количества «+» (ответ «да») для положительных ответов и «-»
(ответ «нет») для отрицательных ответов согласно «ключам». Полученный результат
переводится в 10-бальную шкалу оценок и используется для оценки уровня
нервно-психической неустойчивости.
«Ключи» для первичной обработки данных анкеты «Прогноз»
Наименование шкал
|
Количество вопросов
|
Содержание ответа
|
Порядковые номера утверждений
|
Шкала «искренности»
|
15
|
«нет»
|
1,4,6,8,9,11,15,17,18,22,25, 31,34,36,43
|
Шкала нервно-психической неустойчивости
|
69
|
«да»
|
3,5,7,10,16,20,26,27,29,32, 33,35,37,40,41,42,44,45,47,
48,49,50,51,52,53,56,57,59, 60,62,63,64,65,66,67,69,70,
71,72,73,74,75,76,77,78,79, 80,81,82,83,84
|
|
|
«нет»
|
2,12,13,14,19,21,23,24,28, 30,38,39,46,54,55,58,61,68
|
Перевод в баллы «сыры» значений по методике «Прогноз»
Методика, показатель
|
Баллы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
«Прогноз» (НПУ)
|
23 и более
|
19-22
|
16-18
|
13-15
|
11-12
|
9-10
|
7-8
|
5-6
|
3-4
|
2 и менее
|
«Прогноз»(НПУ)
|
42 и более
|
31-41
|
25-30
|
19-24
|
15-18
|
11-14
|
8-10
|
6-7
|
4-5
|
3 и менее
|
Характеристика уровней нервно-психической устойчивости по данным анкеты
«Прогноз»
Баллы
|
Уровень НПУ
|
Заключения и рекомендации
|
7-10 Высокий
|
(1-2 группы)
|
Высокий уровень нервно-психической устойчивости. Спокоен,
уравновешен. Нервно-психические срывы маловероятны.
|
4-6 Средний
|
(3 группа)
|
Уровень нервно-психической устойчивости достаточный. Однако
существует вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях.
|
1-3 Низкий
|
(4 группа)
|
Низкий уровень нервно-психической устойчивости. Неустойчив
в стрессе. Отличается повышенной склонностью к снижению качества деятельности
в напряженных ситуациях. Высокая вероятность нервно - психических срывов.
Склонен к конфликтности. Необходимо углубленное психофизиологическое
обследование и консультация психоневролога.
|