Социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,99 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая деятельность

по профессиональному самоопределению старшеклассников

 

Курсовая работа

 

 

 Исполнитель:

  Насрыева В.М.

 студентка 231 группы

  заочного отделения

  ________ ____________

дата подпись

Научный руководитель:

Кустова Ольга Леонидовна,

доцент кафедры общей

педагогики и истории образования

   оценка:

  ________   ___________

дата подпись

 

 

 

Екатеринбург, 2009


Содержание

 

 

 

Введение……………………...………………………………….……….………..3

§1.Сущность и содержание профессионального самоопределения ………5

§2.Психологические особенности профессионального самоопределения  старшеклассников……………………………………………………………….20

§3.Содержание социально – педагогической деятельности по

профессиональному самоопределению…………………………………….29

Заключение………………………………………………………………….........41

Список использованной литературы…………………………………...............43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Личность в  юношеском возрасте должна осознавать, что сегодня, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает перед личностью в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, более того находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

Все эти изменения, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте, поэтому исследование данной проблемы актуально.

Тема курсовой работы  «Социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников».

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Цель данной работы: определить особенности и содержание социально-педагогической деятельности  по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Задачи:

1. Определить сущность и содержание профессионального самоопределения старшеклассников.

2. Выявить психологические особенности старшеклассников в процессе профессионального самоопределения.

3. Рассмотреть содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению.

Гипотеза: профессиональное самоопределение старшеклассников будет происходить успешнее, если в данной работе будет принимать участие социальный педагог.

 Методы исследования: работа с литературными источниками, анализ полученного материала.

В курсовой работе 3 параграфа, введение, заключение, снабжена списком литературы. Текст работы состоит из 43 страниц, список литературы составляет 30 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.  Сущность и содержание профессионального самоопределения

 

Целенаправленное изучение профессионального самоопределения началось  в начале ХХ века. Система профессионального самоопределения раньше, чем в других странах, начала создаваться в Германии и Америке при бюро по устройству на работу (1902г.), а первое справочно-информационное бюро для учащихся школ было организовано в США в 1907 году.

В России первое бюро профконсультации для молодежи было основано в 1927 году при Народном Комиссариате труда В.М. Бехтеревым и его коллегами.

В практике профессионального самоопределения профконсультанты  делали основной акцент на «самосознание» как определяющее условие адекватного  выбора профессии. «…Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты» [17, с.71].

Природа далеко не каждому и не сразу открывает его предназначение, иными словами, не у всех правильный выбор профессии основан на раннем и подлинном, а не случайном проявлении способностей. В оказании помощи по выявлению способностей, наклонностей и интересов; в формировании устойчивых мотивов выбора профессии; в соотнесении личностных желаний с потребностями общества и заключается основная цель профконсультационных мероприятий. Считается, что на процесс профессионального самоопределения  наиболее сильное влияние оказывают следующие группы факторов:

- интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии;

- индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы;

- уровень подготовки, который включает в себя широту эрудиции и кругозор, школьную успеваемость, мировоззрение;

- состояние здоровья и уровень физической подготовки;

- а также, ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы  родителей, рекомендации учителей, друзей, средства массовой информации [2, с.26].

Словосочетание «профессиональное самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Это и «самоопределение профессионала», т.е. работника со стажем, молодого специалиста, и «самоопределение подрастающего человека – будущего профессионала»  [26, с.64].

Может показаться, что слово «самоопределение» содержит в себе знание «предел», т.е. граница, ограничение и может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе пределов, границ. Конечно же, обдумывание жизненного и в частности, профессионального трудового пути это есть непременно некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Однако, уменьшение неопределенности выбора профессии не следует понимать как воздвижение преград, препятствующих дальнейшему развитию, т.к. оставляя в стороне некоторые другие возможности выбора (вроде бы лишая себя возможности «прожить» те или иные жизненные пути, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Таким образом «самоопределение» следует понимать не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как профессионала.

По мнению М.А. Галагузовой, предметная область профессионального самоопределения предполагает ориентировку в четырех блоках явлений:

1блок – многолетний процесс возрастного (физического и психологического) развития человека на всем протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала);

2 блок – множество разнотипных профессий в современном обществе («пространство выбора», перед которым рано или поздно реально оказывается подрастающий человек);

3 блок – возможные варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа (хотя бы тип профессии) к человеку;

4 блок – своеобразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах (включая длительную «допрофессиональную» фазу этого процесса и еще более длительную собственно профессиональную – овладение профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высоких уровней мастерства или приход к разочарованию, перемене труда – профессиональной переориентации и др.) [4, с.354].

Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок,  взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения человека настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку, она требует разностороннего информационного и организованного обеспечения. И здесь роль школы, семьи, социального окружения, как формирующих систем особенно высока.

Что касается семьи, то она является той системой, которая оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи и не только в форме прямых воздействий – требований родителей, родственников, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. Как нет двух совершенно одинаковых людей, так нет и одинаковых семей. Это различие еще более усилилось в последние годы в связи с экономическим расслоением нашего общества, отходом многих людей от традиционных ценностей. Однако в одном еще по - прежнему работает стереотип – в семье проблема профессионального самоопределения осознается и становится предметом серьезных разговоров обычно к старшему школьному возрасту.

Следует обратить внимание и на то, что в неправильном выборе профессии нередко виновны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание своего ребенка, а на приходящие или ситуативные ценности: заработок, преемственность профессии в семье, доступность получения профессии, престижность и т.д. Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Существует также большая доля случайного выбора профессии: по совету друзей, знакомых, по причине престижности и привлекательности профессии и т.д.

С точки зрения интересов развития нашего общества идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям различных отраслей в кадрах. Именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство – в наименее массовые; когда,  профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям).

В этом идеальном, вымышленном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной. И наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной и с психологической точек зрения картина несоответствия, рассогласования профессиональных устремлений потенциальных субъектов труда и объективной потребности общества в кадрах.

Анализ результатов, неоднократно проводимых социально-психологических исследований, направленных на выяснение мотивов выбора профессии, путей их получения и перспективах дальнейшего приложения своих сил свидетельствует о том, что влияние на выбор учащимися будущей профессии оказывают: родители (родственники) – 47%;  друзья – 10%;  общественное мнение – 17%; непредвиденные обстоятельства – 20%; собственное мнение – 6%  [26, с.34].

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить.

Мыслители древности, в своих трудах, предостерегали молодежь от ошибок в выборе жизненного пути. Однако, вместе с тем, они подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего.

Однако то, что было предметом размышления отдельных выдающихся мыслителей, теперь стало областью научного знания, в которой работают многие исследователи, вооруженные современными методами, позволяющими изучить проблему профессионального самоопределения в рамках научного анализа.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

По мнению Е. А Климова профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [8, c.55].

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, как считает Е. И. Головака – это  решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями [6, с.6].

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера также рассматривается как «смена чередующийся выборов»)

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими востребованными ныне понятиям как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансцеденция и.т.д. При этом многие авторы связывают самореализацию, самоактуализация и т.п. с трудовой деятельностью, с работой.

Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой, К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение, П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность [12, с.5].

По мнению Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [8, с.46].

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей (В.Франкл): «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…» [27, с.68].

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» [5, с. 10].

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов [18, с.7].

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего листа в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Самоопределение можно рассматривать с разных позиций: - как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - это социологический подход;

- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, - дифференциально-психологический подход [9, с.89].

В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое – осознает себя как представителя того или другого пола, национальное – отождествляет себя с собственным народом.  В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути – поиск мучительный, нередко безуспешный.

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;

- личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека;

- профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей [22, с.105].

В социально педагогическом смысле профессиональное самоопределение жизненно необходимо для каждого человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества.

В психолого-педагогическом плане оно проявляется в виде личностных задач, которые часто носят проблемный характер и представляют собой процесс поэтапного принятия решения.

Поскольку «мир труда и профессий» - одна из основных сфер взаимодействия человека и общества, поскольку профессиональное самоопределение – необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.

Опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головака, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова можно рассматривать самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, обществе, процесс, развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном.

Ценностно-смысловой аспект профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности, интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план»; «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов человека. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение.

Деятельностный аспект профессионального самоопределения личности включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Эти аспекты самоопределения личности находятся в системных, противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность – это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения своей смысловой основы. Поэтому, как пишет А.Г. Асмолов, «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность … сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом – источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования [1, с.67].

Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности.  Деятельностно-смысловое единство личности – это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется:

- оптимальным соотношением между системой ценностно-смысловых ориентаций личности и сформированной системой деятельности, направленной на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и т.д.), т.е. состоянием, обуславливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов);

- возможностями для развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования  деятельности личности;

- минимальным проявлением неблагоприятных психологических состояний. 

Личность при таком подходе является одновременно объектом  профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне. Можно выделить этапы профессионального самоопределения, когда уровень его проблемности повышается в силу указанных причин.

Этапы профессионального самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека [27, с.99].

 Каждый этап профессионального самоопределения кроме содержания характеризуется конкретной ситуацией, специфическими затруднениями и достигаемым уровнем профессионального роста.

Ситуация профессионального  самоопределения – это совокупность его внутренних и внешних условий на конкретном этапе [27, с.80].

Внутренние условия профессионального самоопределения:

- особенности ценностно-смысловой сферы личности (характеристики его целостности, непротиворечивости, устойчивости), уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности;

- объем предыдущего опыта личности и степень его использования;

- наличные знания, умения, навыки личности;

-индивидуально-психологические особенности личности (потенциально значимые в труде, а также определяющие характер отношений и переживаний).

Внешние условия профессионального самоопределения:

- условия и содержание профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заниматься человек;

- требования этой деятельности к человеку, его качествам;

- условия жизни, быта, особенности их влияния на профессиональное самоопределение;

- особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и прочее.

Затруднения и риски профессионального самоопределения – это особенности ситуации профессионального самоопределения, препятствующие его эффективному развитию и требующие для своего разрешения изменений в структуре ценностно-смысловой системы личности или ее деятельности. Именно затруднения профессионального самоопределения актуализируют потребность в консультативной помощи и являются одним из компонентов содержания профессионального консультирования [28, с.10].

Рассматривая социально-профессиональное самоопределение личности, как сложный, непрерывный и целостный процесс, осуществляемый на всех этапах жизни человека, возможно, условно выделить его качественные уровни:

- Самоопределение в обществе и культуре, предполагающее в качестве идеального результата осознание себя личностью через общественно полезный труд, способствующий прогрессу и развитию общества. При этом имеется в виду, что и сама личность реализует в такой трудовой деятельности лучшие свои силы, получает общественное признание, являющееся важным условием чувства собственного достоинства.

- Самоопределение на уровне конкретного государства, предполагает осознание себя личностью, адаптированным членом данного государства, принимающим его основные нормы и ценности. При этом могут возникнуть проблемы, связанные с реальной полезностью для общества выполняемой человеком деятельности (например, в государствах, где «интересы личности ставятся выше интересов общества»).

- Самоопределение в рамках какой-то отрасли общественного производства предполагает осознание человеком себя в качестве эффективного работника данной отрасли, ориентированного на успешную карьеру в рамках этой сферы производства. Подобные мероприятия все больше становятся реальностью, особенно в условиях сокращающейся миграции населения и привязанностью многих людей к своим регионам с традиционными производствами (с преимущественной добычей нефти, ловлей рыбы, производством стали и т.д.). При этом в городах и регионах с разнообразными производствами (где есть возможность выбора и перехода из одной отрасли в другую) такие мероприятия могут быть выражены слабее.

Организационно-производственная деятельность самоопределяющейся личности предполагает осознание человеком себя в качестве эффективного работника данной фирмы или предприятия, также ориентированного на карьеру в данной организации.

Самоопределение в рамках конкретного учебного учреждения (общеобразовательного или учебно-профессионального) предполагает человека, рассматривающего себя в качестве перспективного кандидата на поступление в перспективное учебное профессиональное заведение или в качестве перспективного кандидата на престижную и оплачиваемую работу после окончания вуза, колледжа или училища. Помощь в таком самоопределение предполагает установление реальных связей школы с соответствующими учебно-профессиональными заведениями и производственными организациями.

Наконец, личностное самоопределение предполагает рассмотрение человеком себя в качестве полноценной личности, способной реализовать свои намерения и способности даже в тех случаях, когда они не совсем совпадают (или вообще не совпадают) с ожиданиями от этой личности со стороны общества, государства, отрасли, организации и учебного заведения. Самоопределяющийся таким образом человек, с одной стороны, в наибольшей степени реализует свое право на свободу выбора, хотя, с другой стороны, в этом случае возможны различные проблемы, связанные с его неадекватностью, неадаптированностью. Работа на этом уровне самоопределения требует особой деликатности и ориентировки учителя, психолога, социального педагога и других специалистов в разнообразных проблемах личностного и профессионального самоопределения [15, с.45].

Итак, профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать. Профессиональное самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирает (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта. Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности. Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

 

Как было сказано в предыдущем параграфе, профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий – из свойств личности, второй предполагает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополнительны (первый – преимущественно социологический, второй социально-психологический, третий – дифференциально-психологический).

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

Ранняя юность – это пора завершения физического, умственного, духовного и нравственного развития школьников.  В ранней юности исчезают все диспропорции этого развития, характерные для подросткового возраста. Это пора психологической готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

Социальная ситуация развития старшеклассников характеризуется существенным развитием, расширением социальных, половых ролей, повышением самостоятельности, активности в поведении, общении, формированием психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, завершения физического и психофизического развития и их гармонизацией. Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность старшеклассников. Характеризуется тем, что ученик приобретает личностно-значимый смысл на основе профессионального определения, выбора профессии, отсюда избирательное отношение к учению, к предметам, а мотивацией учения является прагматичность знаний. Новообразованием возраста можно считать бурный рост самосознания, формирование жизненных планов [12, с.236].

Можно выделить следующие основные варианты взросления старшеклассников: а) неопределенный вариант - несложившаяся, диффузная идентичность личности старшеклассника; б) предреченный вариант - раннее   взросление, старшеклассника, включение старшеклассника во взрослую жизнь раннее положенного срока, в связи с неблагоприятными факторами социальной среды, которые оказывают негативное действие на него; в) вариант пробы ролей старшеклассников в попытках выработать самоидентичность; г) зрелая идентичность личности старшеклассника, которая связана с чувством собственной самоопределенности и переходом к самореализации своего «Я».

Профессиональное самоопределение старшеклассника это выбор профессии с учётом системы критериев в профориентации, профотбора и профподбора старшеклассников на ту или иную профессию. Основными критериями здесь выступают: 1) медико-биологические (состояние здоровья старшеклассников); 2) психофизиологические (наличие или отсутствие определенных свойств нейродинамики); 3) индивидуально-психологические (наличие или отсутствие определенных задатков способностей,  потребностей, склонностей или интересов); 4) социально-психологические (наличие или отсутствие открытости, коммуникабельности, совместимости, толерантности, искренности отношений); 5) социально-экономические (наличие или отсутствие спроса на данную профессию в данном решении, её престижность, материальное вознаграждение за работу в данной профессии) [9, c.141].

Возраст сенситивен к формированию мировоззрения, убеждений, самооценки личности старшеклассника, потребности в труде, самоуважении и т.п. Явления социального и этического порядка, связанные с планом деятельности старшеклассника, который экстраполируется на выбор профессии.

Адекватность или неадекватность жизненных планов или социальная и психологическая зрелость или незрелость по - разному предопределяет самореализацию «Я» старшеклассника на близкую, а может и на далекую перспективу. Нравственное самоопределение старшеклассников связано с развитием юношеской рефлексии, в правильном совмещении морального сознания с реалиями действительности. Это неустанный моральный и интеллектуальный поиск смысла жизни, ответа на вопросы: кто «Я», какой «Я», зачем «Я»?

Особенности развития самосознания старшеклассника связаны с более адекватным и устойчивым осознанием, переживанием себя как неповторимой системы «Я», представлений о самом себе, на основе которых они строят свое взаимодействие с окружающими людьми и отношения к себе. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, интерес к собственному «Я», который связан не только с половым созреванием, но и со сменой управления – от внешнего управления к самоуправлению, на основе более полного и глубокого знания о себе,  осознания своей уникальности, неповторимости.

Вместе с тем, открытие своего собственного «Я» вызывает у старшеклассника много тревожных и драматических переживаний, а поскольку юношеское «Я» еще не определенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить, а тогда растет потребность в общении, его избирательность, потребность в уединении.

Будучи важным компонентом самосознания, самооценка юноши, несмотря на некоторые колебания, в целом становится более адекватной, реальной, поскольку она в большей степени начинает совпадать с оценками окружающих людей, а на этой основе формируется самоуважение как высшая форма самооценки. Но самооценка конкретного старшеклассника зависит не только от общей, социальной ситуации развития, но и от различных индивидуальных психологических особенностей ученика – его ценностных ориентации, определяющих оценочный компонент «Я» - конкуренции, установок, убеждений, мировоззрений и т. п. [9, с.57].

Интенсивное развитии саморегуляции, как важного показателя самосознания личности старшеклассника, проявляется, прежде всего, в том, что существенным образом повышается контроль за своим поведением и деятельностью. Старшеклассник становится более степенным,  уравновешенным, организованным, дисциплинированным. В своем поведении он все более ориентируется на определенные, социально значимые этические, нравственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Все это соответствует моральной устойчивости личности старшеклассника, его эффективной социализации.

Специфика развития мировоззрения старшеклассника связана с тем, что устойчивая система взглядов на мир и на свое место в нем в познании действительности идет от окружающего мира. Возвращается к нему, стимулируя различными мировоззренческими вопросами, на которые он ищет и находит самостоятельно четкие, определенные ответы, проявляя подчас в своих взглядах, оценках категоричность, недостаточную гибкость, в целом, так называемый юношеский максимализм.

Когнитивное развитие старшеклассника характеризуется, прежде всего, высоким уровнем развития абстрактного, дивергентного и - дедуктивного мышления [9, с.87]. 

Высокая интеллектуализация психического развития старшеклассника детерминирована их осознанным, осмысленным процессом обучения, в котором он строго избирательно с учетом выбора будущей профессии, не только решают, но и самостоятельно находят, ставят и решают проблемы с опорой на свои знания, умения, в целом на свои способности. С учетом своих индивидуально-психологических особенностей старшеклассник формирует оптимальный индивидуальный стиль познавательной деятельности, который характеризуется накоплением большого объема и систематизации знаний о мире и о себе и на основе которых строятся его мировоззренческие взгляды.

Коммуникативное развитие старшеклассника характеризуется особым интересом к общению с взрослыми. Старшеклассник восстанавливает и генерирует эмоциональные контакты с родителями, учителями, другими взрослыми на более высоком, сознательном, качественном уровне, обсуждает с ними актуальные жизненные перспективы и, прежде всего профессиональные, а также морально-этические проблемы. Большую роль играет общение старшеклассников со сверстниками. Оно носит доверительный, интимный характер и требует взаимопонимания, внутренней духовной психологической близости, откровенности и направлено на раскрытие своего собственного «я» Данное общение поддерживает самопринятие, самоуважение старшеклассника, а на его основе возникают такие важные формы человеческого взаимодействия как юношеская дружба и любовь. Дружба и любовь отражают потребность в эмоциональном тепле, понимании, духовной близости. Вместе с тем юношеская дружба и любовь связана с жесткими требованиями друг к другу [12, с.238].

Для этапа ранней юности характерен переход к самовоспитанию как дальнейшей стратегии активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым личность в раннем юношеском возрасте вступает во взрослую жизнь. В зависимости от успешности адаптации старшеклассников к новым условиям по мнению А.Л. Венгера, можно выделить три их группы.

Первую группу составляют старшеклассники со средней и высокой социальной успешностью (хорошо учащиеся в школе и ориентированные на продолжение образования), но с выраженными трудностями в сфере общения, с проблемами самоопределения в новой для них социальной среде. Характерные для них синдромы дезадаптации – психологическая инкапсуляция (закрытость для других, замкнутость) и семейная изоляция.

Во вторую группу ходят старшеклассники с низкой социальной успешностью (кто не учится в школе или учится с трудом). Для них характерны осознание стоящих перед ним бытовых проблем и при этом непонимание имеющихся психологических трудностей. Обычные для этой группы синдромы дезадаптации – групповая изоляция и социальная дезориентация.

К третьей группе относятся социально неблагополучные старшеклассники с отклоняющимся или откровенно антисоциальным поведением. У большинства из них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем. Собственное асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный, естественный и потенциально эффективный способ разрешения жизненных трудностей. Характерный для них психологический синдром дезадаптации – групповая изоляция [3, с. 25].

 Существенной характеристикой старших школьников, кроме разнонаправленной временной перспективы, является заметное желание ухода от решения собственных проблем. Такое явление было описано Э. Эриксоном, который дал ему название «мораторий юности». Сущность названного феномена состоит в откладывании взрослости на неопределенный период, до лучших времен. Это особенно наглядно проявляется в период социальных перемен в обществе [29, с.116].

Пути развития личности в раннем юношеском возрасте различаются отношением к собственной жизни и организацией жизненной позиции. Параметры «осознанность» и «адекватность» являются ключевыми показателями.

Леонтьев Д. А. описал четыре основных пути развития личности  в раннем юношеском возрасте.

Автономный путь развития (действенный тип личности) свидетельствует о выходе из подросткового кризиса и переходе на уровень социальной самостоятельности. Люди этого типа положительно относятся к себе и ориентируются на ценностные критерии при принятии решения. Они свободны и ответственны в своем выборе, их самостоятельность принимается родителями. Для них характерна «ответственная активность».

Симбиотический путь развития (созерцательный тип личности) характерен и для юношей, и для девушек. Они испытывают отвержение и контроль со стороны родителей, отсюда их неустойчивое и в целом негативное отношение к себе. Родительские ценности для них служат внешней опорой в поведении, их выбор и решения сводятся к «зарабатыванию» признания. Основная их жизненная стратегия – «осознанная пассивность».

Импульсивный путь развития (импульсивный тип личности) в большей степени типичен для юношей. Их отношение к себе неустойчивое из-за противоречивого отношения к ним родителей. В целом их самоотношение положительное, они активны, но успешность достигнутого не связывают со своими усилиями. Таким человеком легко манипулировать, и в итоге он подчиняется внешним воздействиям. Основная линия их поведения – «неосознанная активность».

Конформный путь развития (страдательный тип личности) больше характерен для девушек. Их отношение к себе не устойчиво, преобладает опора на внешние ориентиры при принятии решения. Часто это дети скрыто отвергающих, формально их воспитывающих родителей. В их активности заметно желание «заслужить» признание. Они успешно адаптируются, безоговорочно принимая внешние требования и оценки. Им в полной мере свойственна «неосознанная пассивность».

Активная жизненная позиция позволяет личности управлять событиями своей жизни. «Автономный путь или тип развития является единственным путем, ведущим к достижению личностной зрелости и полноценного существования, - утверждает Леонтьев Д. А. Личностная зрелость – это понятие не возрастное, а характеризующее путь, которым движется  человек» [10, с.38].

Личность формируется в той мере, в какой она проявляет свою активность. Только проявляясь каждодневно в совместной  с другими интеллектуальной, эмоционально-коммуникативной или продуктивной предметной деятельности, человек может сотворить себя как личность.

Признаками развитой личности, по Э. Эриксону, является: уважительное отношение к другим культурам,  неуклонное стремление к гармонии, к  порядку и осмысленности, любовь к своим близким и другим людям как переживание, наполненное духовностью,  принятие своего жизненного пути как достойного приложенных усилий и готовность защищать его от физических и экономических угроз [29, с.96].

Многие из тех событий, которые происходят в жизни старшеклассника и влияют на его профессиональный выбор. Эти события могут стать предметом осознания, средством или инструментом «овладения человеком своим будущим, осуществления будущего при помощи творческих действий»[9, с.70]. 

Итак, на ранней юношеской стадии так же, как и на любой другой, человек делает выбор между двумя альтернативными путями решения возрастных и ситуативных задач развития. От характера этого выбора зависит, успешно или неуспешно сложится последующая жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Содержание социально-педагогической деятельности

по  профессиональному самоопределения старшеклассников

 

 

 В  жизни  каждого  человека  наступает  период,  когда  он  всерьёз  начинает  задумываться о  смысле  жизни,  пытается  определить  путь  в  своё  будущее.  Каждый  может  научиться  многим  и  разным  делам,  но  не  всем  сразу.  Поэтому  необходимо делать  выбор,  поскольку  наша  жизнь  напрямую  связана  с  профессией,  которую  мы  выбираем.  Очень  часто  приходится  сталкиваться  с  такой  ситуацией,  когда  подросток,  сделавший  свой  профессиональный  выбор  и  успешно  сдавший  вступительные  экзамены  в  образовательное  учреждение,  вдруг  обнаруживает  в  первый  год  обучения,  что  совершил  ошибку:  профессия,  которую  он  выбрал  делом  своей  жизни,  совсем  не  интересна  ему.

Более  сложной,  является  ситуация,  когда,  получив  профессиональное образование,  уже  в  процессе  трудовой  деятельности  человек  осознаёт,  что  выбор  сделан  неверно.

Одним  из  важных  психологических  компонентов  труда  является  создаваемая  им  степень  удовлетворённости,  благоприятного  эмоционального  ощущения.  Возникновение  удовлетворённости  зависит  от  наличия  следующих  условий:

 - характера  выполняемой  работы  (творческий  или  конформистский,  рождающий  интерес  или  оставляющий  равнодушным,  связанный  со  стрессами  или  свободный  от  них,  сопряженный с  гибким  рабочим  графиком  или  жестко  регламентированный);

 - занимаемого  индивидом  функционального  и  социального  места  в  организации  (рядовой  исполнитель  или  ответственное  лицо);

 - социального  окружения (психологическое  воздействие  со  стороны  коллег,  руководства);

 - размера  получаемого  доход

 - психологических  особенностей  самого  работника [11, с.126].

 Но  начальной  стадией трудовой  деятельности  является  процесс  выбора  профессии,  который  оказывает  влияние  на весь  жизненный путь  человека.

Ещё  не  повзрослев  и не  став  самостоятельными  не  имея опыта  принятия  решений,  старшеклассники  должны  определиться в  столь  важном вопросе.

Подростковый  возраст  -  традиционно  считается  более  трудным  периодом  развития,  чем  предшествующие  ему  годы  жизни,  как  для  самих  подростков,  так  и  для  взрослых  окружающих  их.  Это  пора  существенных  физических,  психологических,  когнитивных  перемен,  а  так  же  период  изменения  социальных  потребностей.  Особая  сложность  этих  перемен  состоит  в  том,  что  они  совпадают  по  времени с необычайно  бурным физиологическим  развитием.  Помимо  того,  что подростку  приходится  претерпевать  все  эти  изменения,  он  пытается  утвердиться  как  личность  и ответить  на  вопрос: «Кто  я  такой?» [12, с.141].

Представители  различных  теоретических  направлений  психологии  рассматривают  данный  возраст  как  период  стресса  и  психологических  проблем  обусловленных, среди  прочего,  психосексуальным развитием,  эмоциональной  неуравновешенностью,  ролевыми  конфликтами,  статусной  неопределённостью  и  неустойчивостью  социальных  ценностей  подростка.

Наиболее  типичным  и  значительным  отклонением  в  подростковом  возрасте  является  чувство  тревоги [12, с.142].

Некоторые  люди  -  уверенные  в  себе,  волевые,  энергичные,  предприимчивые,  целенаправленные,  активные, общительные,  оптимистичные,  выносливые - быстро  адаптируются  в  любых  жизненных  ситуациях.  Другие пассивные,  неуверенные,  тревожно-боязливые,  сомневающиеся,  замкнутые,  мнительные,  безвольные.  От  того,  какими  из  перечисленных  качеств обладает  подросток,  зависит его  дальнейшая жизнь,  в  частности  -  профессиональная. Одним  из  специалистов,  в  чьи функции  входит помощь  подросткам  в  процессе профессионального выбора,  является  социальный педагог.

Важнейшим  критерием осознания и  продуктивности  профессионального становления  личности является её  способность  находить  личностный  смысл  в  профессиональном труде,  самостоятельно  проектировать,  творить  свою  профессиональную  жизнь,  принимать  решения  о  выборе  профессии,  специальности  и  места  работы.  Конечно,  эти  жизненно  важные  проблемы  возникают  перед  личностью  всей  её  жизни.  Личность  же  постоянно изменяется,  развивается.  Значит,  на  разных  стадиях  её  развития  одни  и  те  же  задачи  профессионального самоопределения  решаются  по-разному.  Постоянное  уточнение  своего  места  в  мире  профессий либо конкретной профессии, освоение своей социально-профессиональной  роли,  отношение  к  профессиональному  труду,  коллективу  и  самому  себе  становятся  важными  компонентами  жизни  человека.  Иногда  возникает  отчуждение  от  профессии,  человек  начинает  ею  тяготится,  испытывает  неудовлетворённость своим  профессиональным  положением.  Нередки  случаи  вынужденной  смены  профессии  (специальности)  и  места  работы.

Можно констатировать, что перед личностью  постоянно  возникают  проблемы,  требующие  от  неё  определения своего  отношения  к  профессиям,  иногда  анализа  и  рефлексии  собственных  профессиональных  достижений,  принятие  решения  о  выборе  профессии  или  её  смене,  уточнение  и  коррекция  карьеры,  решения  других  профессионально  обусловленных  вопросов  [13, с.81].

Весь  этот  комплекс  проблем  объединяет  понятие  «профессиональное  самоопределение».

Проанализируем  высказывания  ученых,  исследовавших  эту  проблему.

Для  анализа  представляют  интерес  высказывания  Н.Гисберс  и  И.Мур рассматривающих  профессиональное  самоопределение  как  саморазвитие  через  интеграцию  ролей,  среды  и  событий  в  жизни  человека.

 А.Маслоу  предложил  концепцию  профессионального  развития  и  выделил  в  качестве  центрального  понятия  самоактуализацию  как  стремление  человека  совершенствоваться,  выражать,  проявлять  себя  в  значимом  для  него  деле.  В  его  концепции  близкими  к  понятию  «самоопределение»  являются  такие  понятия,  как  самоактуализация,  самореализация,  самоосуществление.

П.Г. Щедровский  рассматривает,  самоопределение  как  способность  человека  строить  самого  себя,  свою  индивидуальную  историю,  как  умение  переосмысливать  свою  сущность  [19, с.131].

Подробно  анализируя  профессиональное  самоопределение,  Е.А.Климов, понимает  его  как  «важное  проявление  психического  развития,  формирование  себя как  полноценного  участника  сообщества  «делателей»  чего-то  полезного,  сообщества  профессионалов».

Очень  ценной  для  рассмотрения  профессионального  самоопределения - является  мысль  Е.А.Климова   о  том,  что  выбор  профессии,  кажущийся  подчас  лёгким  и  кратковременным,  на  самом  деле  осуществляется  по  формуле  «мгновение  плюс  вся  предшествующая  жизнь» [13, с.82].

У личности  в  предшествовавшие годы  развития  сложилось  определённое  отношение  к  различным  областям  труда,  представление  о  многих  профессиях  и  самооценка  своих  возможностей,  ориентировка  в  социально-экономической  ситуации,  представление  о  «запасных  вариантах»  выбора  профессии  и многое  другое,  что  характеризует  состояние  внутренней  готовности  к профессиональному самоопределению.

Обобщая  рассуждения  Е.А.Климова,  можно  констатировать,  что  профессиональное  самоопределение  не  сводится  к  одномоментному  акту  выбора  профессии  и  не  заканчивается  завершением  профессиональной  подготовки  по  избранной  специальности,  оно  продолжается  на  протяжении  всей профессиональной  жизни.

Профессиональное  самоопределение  стало  предметом  глубокого  исследования Н.С.Пряжникова.  Он  подчёркивает  неразрывную  связь  профессионального  самоопределения  с  самореализацией  человека  в  других  важных  сферах  жизни,  он  пишет  «Сущностью  профессионального  самоопределения  является  самостоятельное  осознанное  нахождение  смыслов  выполняемой  работы  и  всей  жизнедеятельности  в  конкретной  культурно-исторической  (социально-экономической)  ситуации»  [20, с.17].

Обобщая  приведённый  анализ  профессионального  становления,  выделим  основные  моменты  этого  процесса:

1. Профессиональное  самоопределение - это  избирательное  отношение индивида  к  миру  профессий в  целом  и  к  конкретно  выбранной  профессии.

2. Ядром  профессионального  самоопределения  является  осознанный  выбор  профессии  с  учётом  своих  особенностей  и  возможностей,  требований  профессиональной  деятельности  и  социально-экономических  условий.

3. Профессиональное  самоопределение  осуществляется  в  течение  всей  профессиональной  жизни:  личность  постоянно  переосмысливает своё  профессиональное бытие  и  самоутверждается  в  профессии.

4. Актуализация  профессионального самоопределения личности  инициируется  разными  событиями,  такими  как  окончание  общеобразовательной  школы,  профессионального учебного  заведения  и др. 

5. Профессиональное  самоопределение  является  важной  характеристикой  социально-психологической  зрелости  личности,  её  потребности  в  самореализации  и  самоактуализации [13, с.84].  

Исследуя  профессиональное  самоопределение,  Н.С.Пряжников  создал,  следующую  его  содержательно-процессуальную  модель:

1. Осознание  ценности  общественно  полезного  труда  и  необходимости  профессиональной  подготовки  (ценностно-нравственная  основа  самоопределения).

Ориентировка  в  социально-экономической  ситуации  и  прогнозирование  престижности  выбираемого  труда.

Общая  ориентировка  в  мире  профессионального  труда  и  выделение  профессиональной  цели-мечты.

Определение  ближних  профессиональных  целей  как  этапов  и  путей  к  дальней  цели.

Информирование  о  профессиях и  специальностях, профессио-нальных  учебных  заведениях и  местах  трудоустройства.

Представление  о  препятствиях,  осложняющих  достижение  профессиональных  целей,  а  так  же  знание  своих  достоинств,  способствующих  реализации намеченных  планов  и  перспектив.

Наличие  системы  резервных  вариантов  выбора  на  случай  неудачи  по  основному  варианту  самоопределения.

Начало  практической  реализации  личной  профессиональной  перспективы  и  постоянная  корректировка  намеченных  планов  по  принципу  обратной  связи  [20, с.18].

Анализируя  потенциальные  возможности самореализации  личности,  Н.С.Пряжников предложил  семь  типов  её  самоопределения:

1.  Самоопределение  в  конкретной  трудовой  функции.

Для  этого  типа самоопределения  характерна  реализация  себя  в  рамках  выполняемой  деятельности.  Работник  находит  смысл  своей  деятельности  в  качественном  выполнении  отдельных  функций  или  операций  (например,  работа  на  конвейере).  Свобода  выбора  и  диапазон  действий  человека  минимальны.  Для  многих  такой  труд  не  выносим,  но  некоторые  люди  получают  удовлетворение  от  такого  однообразного труда. 

2. Самоопределение  на  конкретном  трудовом  посту  предполагает  выполнение  многообразных  функций  (например,  труд  токаря). Трудовой  пост  характеризуется  определёнными  правами  и  производственными  заданиями,  ограниченной  производственной  средой,  включающей  средства  труда.  Возможность  самореализации  в  рамках  выполняемой  деятельности  значительно  выше,  чем  в  первом  случае. Смена  конкретного  трудового  поста  негативно  сказывается  на  качестве  и  производительности  труда, а так  же  вызывает  неудовлетворённость  работника.

3. Самоопределение  на  уровне  конкретной  специальности  предполагает  безболезненную  смену  трудовых  постов  и  расширяет  возможности  самореализации личности.  Например,  водитель  автотранспорта легко  управляет  различными  видами автомобилей.

4.  Самоопределение  в  конкретной  профессии  предполагает,  что  работник  способен  выполнять близкие  смежные виды  трудовой  деятельности.  Как  известно,  профессия объединяет  группу  родственных  специальностей.  Поэтому  по  сравнению  с  предыдущим  типом самоопределения  работник  выбирает  уже  специальности,  а  не  только  трудовые  посты. 

5. Следующий  тип - жизненное  самоопределение,  к  которому  помимо  профессиональной  деятельности  относятся  учёба,  досуг,  вынужденная  безработица  и  др.  По  сути,  речь  идёт  о  выборе  образа  жизни человека.  Следует  отметить,  что  некоторые  люди  видят  смысл  жизни  во  непрофессиональной   деятельности.  Жизненное  самоопре-деление  предполагает  не  только  выбор   и  реализацию  социальных  ролей,  но  и  выбор  стиля  и  образа  жизни.  В  этом  случае  профессия  может  стать  средством  реализации  определённого  образа  жизни.

6. Личностное  самоопределение - более  сложный  тип,  рассматри-вается как  высшее проявление  жизненного  самоопределения,  когда  человек  становится  хозяином  ситуации  и  всей  своей  жизни.  Личность,  в  этом  случае,  как  бы  приподнимается  и  над  профессией  и над  социальными  ролями  и  стереотипами.  Личностное  самоопределение – это  нахождение  самобытного  образа  «Я»,  постоянное  развитие  этого  образа  и  утверждение  его  среди  окружающих  людей.

7.  Самоопределение  личности  в  культуре – самый  сложный  тип - высшее  проявление  личностного  самоопределения.  Здесь  присутствуют внутренняя  активность,  направленная  на  продолжение  себя  в  других  людях,  что  позволяет  говорить  о  социальном  бессмертии человека.

В  каждом  из  представленных  типов  самоопределения,  автор  выделяет  пять  уровней  самореализации  человека: 

- агрессивное  неприятие  выполняемой деятельности  (деструктивный  уровень);

-  стремление  избежать  данной  деятельности;

- выполнение  данной  деятельности  по  образцу,  по  шаблону,  по  инструкции (пассивный  уровень);

-  стремление  усовершенствовать,  отдельные  элементы  работы;  

-стремление  обогатить,  усовершенствовать  выполняемую  деятельность  (творческий  уровень)  [20, с.24].

В современном  понимании  профессиональное  самоопределение  рассматривается  не  только  как  конкретный  выбор  профессии,  но  и  как  непрерывный процесс  поиска  смысла  в  выбираемой,  осваиваемой  и  выполняемой  профессиональной  деятельности.  При  таком  понимании  профессиональное  самоопределение – это  процесс  чередующихся  выборов,  каждый  из  которых  рассматривается  как  важное  жизненное  событие,  определяющее  дальнейшие  шаги  на  пути  профессионального  развития  личности  [14, с.52].

Среди  этапов  профессионального  развития,  этап  выбора  профессии  имеет  наиболее  важное  значение – в  силу  того,  что  он  определяет  весь  дальнейший  профессиональный  путь  человека. 

Существует  достаточно  много  психологических  исследований,  посвящённых  ситуации  выбора  профессии  и  имеющих  в  своей  основе  разные  стратегии  определения  готовности  решать  задачи  профессионального  выбора.  Например,  В.В.Чебышева,  О.И.Галкина  и  Л.М.Злобин  выделяют две  возможные  ситуации  профессионального  выбора  и  описывают  их  следующим  образом.  Для  одних  подростков  выбор  профессии  выражает  собой  осуществление  в  плане  решений,  достаточно  сформированных  интересов  и  способностей,  для  других,  при  отсутствии  у  них  определённых  профессиональных  интересов  и  способностей,  выбор  профессии  представляет  собой  возможность  проверить  свои  силы,  накопить  трудовой  опыт,  чтобы  потом,  сделать  более  обоснованный  профессиональный  выбор  [21, с.39].

Аналогичный  подход,  реализован  в  исследованиях  В.Джайде.  Он выделяет  следующие  типы  профессионального  выбора:

Первый  тип  характеризуется  повышенной  зависимостью  подростка  от  обстоятельств  жизни,  неопределённостью  собственных  желаний  и  их  непостоянством,  в  целом - пассивностью.

Второй  тип - при  достаточной  решительности  и  самостоятельности  имеются  лишь  малодифференцированные  склонности.

Третий  тип-  подросток  в состоянии  сам  сделать  выбор  профессии,  который  соответствовал  бы его  достаточно  выраженным  склонностям  и  способностям. [25, с.125].

Достаточно  синтетический  характер  имеет  типология  проблемных  ситуаций  профессионального  выбора  предложенная  Е.А.Климовым,  в  ней  выделены  следующие  типы:

1. Первый  тип – низкая  самооценка,  слабые  склонности,  затруднения  в  построении  профессионального  плана,  неумение  выделить  у  себя  профессионально  значимые  качества.

2. Второй  тип – заниженная  самооценка,  слабые  склонности,  затруднения  в  построении  профессионального  плана.

3. Третий  тип – заниженная  самооценка,  яркие  интересы,  затруднения  в  построении  профессионального  плана,  высокая  требовательность  к  себе.

4. Четвёртый  тип – завышенная  самооценка,  слабые  склонности,  затруднения  в  построении  профессионального  плана,  ориентация  на  материальный  статус.

5. Пятый  тип – завышенная  самооценка,  выраженные  склонности, затруднения  в  построении  профессионального  плана,  конфликт  между  желаемой  профессией  и  возможностями  ею  овладеть [24, с.25].

Очень  интересными  являются  подходы,  в  которых  делается  акцент  на  эмоциональных  состояниях  подростка,  находящегося  в  ситуации  профессионального  выбора.

Так,  например,  П.Скавран  особенное  внимание  обращает  на  те  случаи,  когда  подросток  обращается  к  профконсультанту  в  силу  своего  страха  перед  выбором  профессии  и  желания  переложить  собственную  ответственность  на  другого [24, с.603].

При  этом  сам  профконсультационный  диалог  строится  в  том  направлении,  что  нужно  не  столько  выявить  те  или  иные  устойчивые  характеристики,  важные  для  будущей  профессии,  сколько  работать  с  актуальными  страхами  и  опасениями  подростка.  В  исследованиях Х.Томе  и  В.Джайде  показано,  что  при  профессиональном выборе  у  подростков  могут  возникать  определённые  отрицательные  состояния,  в  частности  состояния  растерянности, тревожности  обуславливающие  стремление  уйти  от  решения  проблемы  профессионального  выбора,  откладывая  его  на  неопределённое  время. 

Опираясь  на  данные  исследования,  можно  констатировать,  что  при  профессиональной  консультации  подросток  реализует  следующие  типы  профессиональных  установок:

«Самостоятельность» - подросток  и  автономно  решает  задачу  выбора  профессии.

«Подверженность  эмоциональным  влияниям» - подросток  ориентируется  на  эмоциональный  контекст  принятия  решения.

«Надежды  на  профессиональную перспективу» - подросток  с  оптимизмом  относится  к  профессиональному  будущему.

«Легкомысленность профессионального  выбора»  чёткие  критерии  профессионального  выбора  отсутствуют.  

«Ориентация  на  предполагаемые неудачи»  подросток  даёт  пессимистический прогноз  своего  профессионального  будущего.  

«Ощущение  растерянности»  подросток  меняет  критерии  оценки  своей  деятельности  в  процессе  выбора  профессии.

«Переживание  эмоционального  конфликта» подросток  стремится  к  уходу  из  эмоционально неприятной  ситуации  выбора  профессии.  

«Идеализация  своего  профессионального  будущего»  подросток  высказывает  нереальные надежды  на  своё  профессиональное будущее.  

«Основательность  профессионального  выбора»  подросток  рационально  подходит  к  проблеме  профессионального  выбора.

«Ощущение  собственной  неспособности»  подросток  имеет  заниженную  самооценку  профессионально  важных  способностей  и  интересов.

Основная  проблема  профессиональных  установок  это  проблема  формирования  адекватных  профессиональных  установок,  она  может  решаться  в  условиях  индивидуального  и  группового  профконсульти-рования [16, с.54].

Характерные  для  подросткового  возраста  психологические  особенности – повышенное внимание  к  своему  внутреннему  миру,  некоторая  возрастная  интровертированность,  попытки  разобраться  в  себе,  своих  переживаниях  и  мыслях,  в  своих  отношениях  к  миру  и  другим  людям,  застенчивость,  нередко  встречающееся  чувство  одиночества – актуализируются  на  фоне  важнейшей  для  старшеклассников  проблемы – профессионального  самоопределения,  которое  неразрывно  связано  с  личностным  самоопределением  и  самореализацией.  Поэтому подростков  так  сильно  тревожит  целый  аспект  вопросов  относящихся  к  сфере  профессионального  самосознания:  «Какой  я?», «Какие  у  меня  есть  качества?»,  «Дадут  ли  они  возможность  стать  тем,  кем  я  хочу?»,  «Каким  мне  надо  быть,  чтобы  добиться  успеха  на  избранном  профессиональном  пути?»,  «Для  какого  профессионального  и  жизненного  пути  я  предназначен?»  [16, с.66]. 

Итак,  проблема  личностного  и  профессионального  «Я»  встаёт  перед  человеком  в  подростковом  возрасте  со  всей  своей  остротой  и  во  всей  своей  сложности.  Это  происходит  на  фоне  проблем,  связанных  с  особенностями  данного  возраста.  

 

 

 

 

Заключение

 

 

Профессиональное самоопределение личности – это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д.

Проанализировав теоретические аспекты социально – педагогической деятельности по проблеме профессиональное самоопределение старшеклассников, позволило сделать следующие выводы:

 1. Профессиональное самоопределение многомерный и много-ступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения: как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые это личность должна последовательно разрешить в течение определенного промежутка времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых личность в раннем юношеском возрасте формирует баланс между своими интересами и запросами общества; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста показало, что данный возраст связан с построением профессионального пути. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, совершаются первые профессиональные пробы. Профессиональное самоопределение старшеклассников  предоставляет возможность углубленного изучения школьных предметов, необходимых для последующей учебы или работы, стимулирует активность в плане ориентации на рынке труда с учетом запроса региона.

3. Специфика социально-педагогической деятельности по профессио-нальному самоопределению личности в подростковом  возрасте обеспечивается принципами: непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, гибкости, открытости и выполнение функций: диагностической, тактической, практической, аналитической.

Результатом социально-педагогической деятельности по организации процесса профессионального самоопределения в подростковом  возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Асмолов,  А. Г.  Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996. – 161с.

2. Боровиков,  С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Издательство СПб университета, 1991, - 72с.

3. Венгер,  А. Л.  Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям. // Вопросы психологии, - 1995, - №1, - С. 25-33.

 4.  Галагузова,  М. А. Социальная педагогика – Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. – 416с.

5. Гапоненко, А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников. - // Школа и производство, - 2006. - №2. –

С. 7-13.

6. Головака, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наунова думка, 1988. – 162с.

7.   Горбатов,  С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. - // Вестн.,  - СПбГу. Серия 6. 1992. Вып. 1.- С. 70-77.   

8.  Климов,  Е.  А. Психология профессионального самоопределения. – М.: 2003. – 217с.

9. Кон,  И. С. Отношение к труду и выбор профессии. – М.6 Просвещение, 1989. – 193с.

10.  Леонтьев,  Д.  А. Очерк психологии личности, - М.: Смысл, 1993, - 275с.

11.  Мухина,  В. С.  Возрастная  психология:  Учебник  для  студентов  вузов. – М:  Издательский  центр  «Академия».

12.  Немов,  Р. С. Психология: - М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Книга 2: психология образования. – 608с.

13. Осницкий,  А. К.  Умения  саморегуляции  в  профессиональном  самоопределении  учащихся  //  Вопросы  психологии.  1992  №1,2.

14.  Осницкий,  А. К.  Диагностика  самостоятельности  учащихся  в  школе  и

СПТУ:  Методические  рекомендации  для  практических  психологов.  Иваново.  1991.

15.  Павлова,  Т. Л. Профориентация старшеклассника: Диагностика и развитее профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 128с

16.  Петренко,  А. Г. Диагностика  готовности  учащихся  к  освоению  профессии.  Профессиональное  образование.  2000г., №8.

17.  Пряжников, Н. С. Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения. – М.: Воронеж, 1997. – 91с.

18.  Пряжников,  Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. – М.: ВАКО, 2005. – 108с.

19.  Психологическая  помощь  и  консультирование  в  практической  психологии;  Под  ред.  д-ра  психол.  наук,  проф.,  акад.  БПА  М.К.Тутушкиной.  3-е  издание – СПб.;  Изд-во  «Дидактика  Плюс»,  2001.

20. Психологическое  сопровождение  выбора  профессии.  Научно-методическое  пособие.  Под  ред.  докт.  психол.  наук  Л.М.Митиной. – М.;  Московский  психолого-социальный  институт,  Флинта,  1998.

21.  Психология  подростка.  Хрестоматия.  Составитель  Ю.И.Фролов  М.;  Российское  педагогическое  издательство,  1997.

22.Психологический словарь/ авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О. Гордеева, М.М. Балабанова, Под общей ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 640с

23.Резапкина,  Г. В.  Я  и  моя  профессия:  Программа  профессионального самоопределения  для  подростков:  Учебно-методическое пособие  для  школьных  психологов  и  педагогов. – М.:  Генезис,  2000.

24. Рогов,  Е. И.  Настольная  книга  практического  психолога  в  образовании:  Учебное  пособие. – М.:  ВЛАДОС,  1995.

25. Ратанова,  Т. А.,  Шляхта,  Н. Ф.  «Психодиагностические  методы  изучения  личности»:  Учебное  пособие. – Переработанное  и  дополненное  издание  пособия:  Т.А.Ратанова,  Л.И.Золотарёва,  Н.Ф.Шляхта  «Методы  изучения  и  психодиагностика  личности» - М.:  Московский  психолого-социальный  институт:  Флинта,  1998.

 26. Тарасов, Н. И. Состояние и основные проблемы развития сельской школы. // Вестник регионального образования. 2001. - №3. – С. 45-54

27. Черникова, Т. В. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов. – Волгоград: Учитель. 2006. – 120с.

 28. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128с.

29. Эриксон, Э.  Идентичность: юность и кризис. – М.: прогресс, 1996. – 296с.

30. Закон РФ «Об Образовании» - М.: Омега – Л, 2007, 64 с.

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!