Организация приема и учета пациентов в частной стоматологии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,47 Mb
  • Опубликовано:
    2011-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация приема и учета пациентов в частной стоматологии

Урюпинский филиал

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Кафедра Информационных и правовых дисциплин





Курсовая работа

Дисциплина

Автоматизированные системы обработки информации и управления

Тема

Организация приема и учета пациентов в частной стоматологии










Урюпинск 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ

.1 Постановка задачи

.2 Краткая характеристика отдела по вводу и обработке данных выполненных объемов медицинской помощи

.3 Описание контекста системы приема пациентов в больнице и построение начальной контекстной диаграммы

.4 Спецификация структур данных 

1.5 Построение начального варианта концептуальной модели данных

.6 Построение диаграмм нулевого и последующих уровней

.7 Уточнение концептуальной модели данных

.8 Построение диаграмм системных процессов и диаграмм последовательностей экранных форм

. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ        

.1 Обоснование проектных решений

.2 Создание и корректировка базы данных

.3 Формирование запросов в системе управления базой данных

.4 Проектирование интерфейса базы данных

.5 Управление базой данных

. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

база данные учет информационный

Актуальность создания информационной системы в медицинских учреждениях обусловлена сегодня необходимостью использования больших, и постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач.

Информатизация деятельности учреждений здравоохранения уже давно стала не просто данью современных веяний, а насущной необходимостью. Обработка все время растущих массивов информации стала возможна только с использованием современных компьютерных технологий.

Ни для кого не секрет, что большая часть приема уходит не на решение клинических вопросов, а на сопроводительную и далеко не самую основную работу - оформление поликлинических талонов и другой отчетной документации, записей в амбулаторной карте или истории болезни, назначений консультаций или обследования и т.д. Уже не вызывает сомнений, что наиболее эффективным инструментов для облегчения труда медицинских сотрудников и повышения его эффективности являются компьютерные технологии. Автоматизация способна не просто облегчить работу, она должна освободить персонал от рутины и дать ему принципиально новый инструмент, который прямо или косвенно, но приведет к сокращению нецелевого расхода интеллектуального багажа, реализации желания работать и заниматься именно медициной

Главной целью курсового проекта является разработка информационной системы для учета поликлинических услуг частной стоматологии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить нормативные акты, регламентирующие деятельность поликлиники;

-       изучить организационную и функциональную структуру подразделений;

-       обосновать необходимость автоматизации и подбор аппаратного обеспечения;

-       выполнить проектирование реализацию системы автоматизации выбранных функций;

-       обосновать экономическую эффективность использования созданного приложения.

Основным технологическим решением является полный переход, регистратора платных медицинских услуг на электронный метод ввода, накопления информации.

Для построения приложения предлагается использовать реляционную СУБД.

База данных (БД) информационной системы позволит накапливать информацию об услугах по каждому пациенту. Сбор и хранение информации будет, осуществляется на основе электронных документов.

При качестве примера реляционной СУБД можно привести Microsoft Access. Access - это, прежде всего, система управления базами данных (СУБД). Как и другие продукты этой категории, она предназначена для хранения и поиска данных, преставления информации в удобном виде и автоматизации часто повторяющихся операций (заполнение карточки на пациента, заполнение карточки оплаты услуг и. д.), с помощью Access можно разработать простые и удобные формы для ввода данных, а также осуществлять разработку данных и выдачу сложных отчетов.

Благодаря своим возможностям Access позволяет решить следующие задачи:

- оптимально организовать работу регистратора и отделения по вводу и обработки данных выполненных объемов стоматологической помощи в целом;

-       сокращение сроков работы над документами;

-       увеличение числа обслуживаемых пациентов в течение приемного дня;

-       использование системы уменьшит количество ошибок в работе регистратора.

Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть представляет собой пояснительную записку и состоит из трех глав. Первая глава посвящена проектированию информационной системы, описанию контекста информационной системы, построению ER диаграмм. Во второй главе приводится описание процесса проектирования базы данных, а так же руководство пользователя созданной АИС. Третья глава представляет собой руководство пользователя созданной системой.

Практическая часть представлена базой данных в формате Microsoft Access 2003.

Приступая к работе, я ставил перед собой следующую цель: разработать информационную систему для автоматизации процесса работы с пациентами частной стоматологии.

Для достижения поставленной цели мной были выделены задачи:

- провести анализ литературы по теме курсового проектирования;

-       построить концептуальную модель информационной системы;

-       провести анализ средств, предназначенных для создания программного продукта;

-       разработать структуру базы данных;

-       разработать формы и отчеты базы данных.

1. построение концептуальной модели данных

 

1.1 Постановка задачи


Целью разработки учета услуг платной стоматологии является информационная система, которая в свою очередь направлена на:

- увеличение числа обслуживаемых клиентов;

-       сокращение времени на оформление медицинской документации;

-       уменьшение числа возможных ошибок;

-       резкое сокращение времени для обработки данных и получении нужной отчетности.

Для решения поставленной цели необходимо осуществить:

- автоматизацию ввода, контроля и загрузки данных в базу частной стоматологии с использованием экранных форм;

-       автоматизацию ввода услуги и цены на нее;

-       формирование отчетности по заданным организациям;

-       автоматизация ввода услуги и диагноза.

В современном мире во многих видах деятельности человека применяются средства автоматизации, облегчающие труд и повышающие его производительность.

Автоматизированные информационные системы, предусматривающие использование персональных машин, ориентированных на конечного пользователя, несколько меняют сложившиеся подходы к созданию ИО. Персональные компьютеры заставляют пересмотреть стереотипы обработки информации и процессов, происходящих в любой сфере человеческой деятельности. Применение ПК предусматривает участие пользователя в процессе решения задачи на машине, значительно увеличивая при этом круг информационных работ.

Основной задачей автоматизации является обеспечение учета сведений, о выполняемых специалистами организации, медицинских услуг (в том числе сведений медико-экономического, учетно-статистического и расчетно-финансового характера), а так - же формирование соответствующей отчетности и справочной информации.

Регистратору поликлиники не придется вручную заполнять медицинскую документацию, на которую у него уходит основное рабочее время, а также составлять отчет в конце дня по оказанным услугам.

Регистратору будет предложено заполнять все документы через специальные экранные формы. Вывод результатной информации будет осуществлен на экране так же с помощью экранных форм, структура которых максимально приближена к первичным документам. Регистратору будет удобно и оперативно вносить изменения в информационную систему.

Также будет предложено автоматическое формирование отчетности. Сумма по оказанным услугам будет подсчитывать автоматически, и правильно. Регистратору не нужно будет больше посчитывать сумму самостоятельно, что так же позволит избежать дополнительных ошибок. Так же с отчетом в конце дня по оказанным услугам и ежемесячные отчеты по услугам организациям. Эти отчеты занимали много времени и сил, регистратору не придется больше подсчитывать сумму услуг, например, по организации, за прошедший месяц, поднимая при этом документы с первичной информацией.

В таблице 1.1 приводится формализованное описание входных показателей, а в таблице 1.2 - формализованное описание расчета результатных показателей, в которых возникает необходимость в процессе работы регистратора медицинской организации.

Основным результатным показателем является число пациентов обслуженных за день и число услуг, которые были оказаны.

Для получения конечного результата регистратору необходимо подсчитать всех пациентов, которые пришли за день в клинику и услуги, которые были оказаны им.

Таблица 1.1 Формализованное описание входных показателей

№ п/п

Наименование входного показателя

Идентификатор входного показателя

1

Количество пациентов за день на дату d

Pij d

2

Количество пациентов пришедших в клинику с целью изменения данных (договор, диагноз и т.д.)

PLij


Таблица 1.2

Формализованное описание расчета результатных показателей

№ п/п

Наименование результатного  показателя

Идентификатор показателя

Алгоритм расчета

1

Количество пациентов обслуженных в отделении по вводу и обработке данных выполненных объемов медицинской помощи от j - ого регистратора на дату d; n- пациенты j-ого сотрудника

 PL d j

PL d J =

2

Общее количество пациентов изменившие перечень услуг от j-ого регистратора на дату d; n-пациенты j-ого сотрудника

PI d j

PI d J=

3

Общее количество услуг выписанных от j-ого регистратора на дату d; n-пациенты j-ого сотрудника

PO d J

PO d J=


Одним из главных требований, предъявляемых к формализации решения любой задачи, да и к проектируемым системам в целом, является открытость и гибкость, то есть возможность быстрого внесения всех изменений.

При решении данной задачи эти требования были учтены. Требование открытости реализуется на принципах строгой параметризованности и модульности. Гибкость, которая должна обеспечить адаптацию программного продукта без перепрограммирования, так же основана на параметризации. Настройка может быть однократной (на момент внедрения) и заключается в конфигурировании системы по количеству пользователей, особенностям и составу физических устройств, технологическим особенностям реализации услуг, структуре аппарата управления, а также многократность изменений поликлинической технологии при пересмотре цен.

 

1.2 Краткая характеристика отдела по вводу и обработке данных выполненных объемов медицинской помощи


Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для приема и регистрации медицинских услуг в стоматологии имеется отдел по вводу и обработке данных выполненных объемов медицинской помощи, возглавляемый начальником, который осуществляет контроль над работой отдела обработки данных и вместе с руководителем медицинского учреждения несет ответственность за правильную организацию работы, а также четкое медицинское обслуживание клиентов частной стоматологии.

Регистратура лечебного учреждения сталкивается с необходимостью работать с большим количеством информации. В обязанности регистратора входит:

- ввод пациентов в БД частной стоматологии;

-       регистрация услуг оказываемых пациенту;

-       составление отчета об оказанных услугах за день по пациентам.

 

1.3 Описание контекста системы приема пациентов в больнице и построение начальной контекстной диаграммы


Методология Гейна-Сарсона основана на потоках данных. Ее главное назначение состоит в создании базированных на графике документов по функциональным требованиям. Методология поддерживается традиционными нисходящими методами проектирования спецификаций и обеспечивают один из лучших способов связи между аналитиками, разработчиками и пользователями системы за счет интеграции следующих средств:

- диаграмм потоков данных DFD;

-       словари данных, включая групповые и индивидуальные потоки данных, хранилища и процессы, все атрибуты;

-       мини спецификации обработки, описывающие процессы нижнего уровня, являющиеся базой кодогенерации.

Диаграммы DFD моделируют функции, которые ИС должна выполнять, но не отражают строения между данными, зависимость поведения системы от времени. Для этих целей согласно методологии используются диаграммы «сущность-связь» и диаграммы переходов состояний, соответственно. На концепции нисходящего поэтажного разбиения функций ИС на подфункции.

Структурный анализ - это систематический пошаговый подход к анализу требований и проектированию спецификаций системы независимо от того, является ли она существующей или создается вновь. Методология Гейна-Сарсона и Йодана/Де Марко, основанная на идее нисходящей иерархической организации, наиболее ярко демонстрирует этот подход.

Построим начальную контекстную диаграмму потоков данных в нотации Гейна - Сэрсона (рисунок 1. 1). Нарисуем нулевой процесс и присвоим ему имя системы (Система приема пациентов). Поскольку моделируется деятельность регистратуры частной стоматологии, внешними сущностями являются Врач, Пациент и Администрация больницы. Нарисуем внешние сущности и соединим их с нулевым процессом посредством потоков данных. Потоки данных соответствуют документам, запросам или сообщениям, которыми внешние сущности обмениваются с системой.













Рисунок 1. 1. Начальная контекстная диаграмма

1.4 Спецификация структур данных


Определим состав потоков данных и подготовим исходную информацию для конструирования концептуальной модели данных.

1.  Пометим символом «*» все структуры и элементы данных типа «итерация», которые могут иметь повторяющиеся значения.

2.       Пометим символом «°» все структуры и элементы данных типа «условное вхождение», присутствие которых является необязательным.

.        Пометим символом «|» все структуры и элементы данных типа «альтернатива», если в соответствующую структуру может входить только один из перечисленных элементов.

.        Повторим действия 2 - 5, объединяя структуры и элементы данных в более крупные структуры. В результате для каждого потока данных должна быть сформирована иерархическая (древовидная) структура, конечные элементы (листья) которой являются элементами данных, узлы дерева являются структурой данных, а верхний узел дерева соответствует потоку данных в целом. Результат можно представить в виде текстового описания, подобного описанию структур данных в языках программирования.

Примеры спецификации структур данных:

ОТЧЕТ

Текущая_дата

Начальная_дата

Конечная_дата

СТРОКА_ПАЦИЕНТА

Номер_пациента

Фио

Дата_рождения

СТРОКА_ПРИЕМА

Номер_приема /*порядковый номер приема нового пациента*/

Дата_приема

СТРОКА_КУРСА_ЛЕЧЕНИЯ*

Специализация

Стоимость

СТРОКА_РЕЗУЛЬТАТОВ_ЛЕЧЕНИЯ*

Дата

Время

Примечание

ИНФОРМАЦИЯ_ОТ_ВРАЧА

Прием_нового_пациента

Данные_о_враче

Новый_пациент

ОТЧЕТ_О_ПАЦИЕНТАХ

Текущая_дата

Начальная_дата

Конечная_дата

СТРОКА_ПАЦИЕНТА*

Номер_пациента

Фио

Адрес

Телефон

Дата_рождения

 

1.5 Построение начального варианта концептуальной модели данных


Используя нотацию CASE-средства Silverrun, выделим и нарисуем сущности для каждого объекта данных в системе пациентов. Рассмотрим каждую возможную пару сущностей и установим связи между ними. Связь должна отражать наличие взаимодействий между сущностями, причем в системе должна сохраняться информация об этом взаимодействии. Нарисуем диаграмму «сущность-связь». Присвоим название каждой связи и зададим ее характеристики (степень связи и обязательность) (рисунок 1. 2).












Рисунок 1.2 Начальный вариант концептуальной модели данных

 

.6 Построение диаграмм нулевого и последующих уровней


Детализируем начальную контекстную диаграмму для завершения анализа функционального аспекта поведения системы.

1.  Декомпозируем контекстную диаграмму. Для этого можно построить диаграмму для каждого события. Поставим каждому событию в соответствие процесс, нарисуем входные и выходные потоки, накопители данных, внешние сущности и ссылки на другие процессы для описания связей между этим процессом и его окружением.

2.       Сведем все построенные диаграммы в одну диаграмму нулевого уровня.

.        Проверим соответствие между контекстной диаграммой и диаграммой нулевого уровня (каждый поток данных между системой и внешней сущностью на диаграмме нулевого уровня должен быть представлен на контекстной диаграмме).

.        Разделим процессы на группы, которые имеют много общего (работают с одинаковыми данными и/или имеют сходные функции), нарисуем их вместе на диаграмме более низкого (первого) уровня, а на диаграмме нулевого уровня объединим в один процесс. Накопители данных, используемые процессами из одной группы, перенесем из нулевого уровня на первый, а из нулевого уровня удалим и заменим одной базой данных.

.        Декомпозируем сложные процессы и проверим соответствие различных уровней модели процессов.

.        Опишем накопители данных посредством структур данных.

.        Опишем процессы нижнего уровня посредством спецификаций.

Результаты представлены на рисунках 1. 3 - 1. 6.

Описание накопителей данных приведено ниже.

Накопитель данных: пациенты

Номер_пациента

Фио

Адрес

Телефон

Дата_рождения

Накопитель данных: приемы

Номер_приема

Номер_пациента

Дата_приема

Накопитель данных: курсы лечения

Номер_приема

Номер_специалиста

Накопитель данных: специалисты

Номер_специалиста

Имя_специалиста

Адрес

Телефон

Специализация

Номер_кабинета














Рисунок 1.3 Диаграмма потоков данных нулевого уровня

                                                                        












Рисунок 1.4 Диаграмма потоков данных первого уровня для процесса 1

                                     

                                 

        





Рисунок 1.5 Диаграмма потоков данных второго уровня для процесса 1.1















Рисунок 1. 6 Диаграмма потоков данных первого уровня для процесса 2

 

1.7 Уточнение концептуальной модели данных


Определим атрибуты сущностей и уточним построенную модель данных.

1.   Используя построенные ранее структуры данных, уточним
атрибуты каждой сущности и нарисуем их на ER-диаграмме (рисунке 1. 7).

2.       Выделим атрибуты-идентификаторы жирным текстом.

.        Проверим связи, выделим (при необходимости) зависимые от идентификатора сущности и связи «супертип - подтип».

4.   Проверим соответствие между описанием структур данных и концептуальной моделью (все элементы данных должны присутствовать на диаграмме в качестве атрибутов).

 











 

 

 

 

Результаты построения абстрактной модели пользовательского интерфейса системы, отражающей последовательность появления экранных форм в приложении, представлены на рисунке 1.9.




















Рисунок 1.8 Диаграмма последовательности экранных форм

2. разработка автоматизированной информационной системы

 

.1 Обоснование проектных решений


Программное обеспечение (ПО) - включает совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ. Программное обеспечение делится на два комплекса: общие (операционные системы, операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды для разработки прикладных программ, СУБД. Сетевые программы ит.д.) и специальное (совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем, и контрольные примеры).

Для решения проблем обработки экономической информации используются современные компьютеры с соответствующим программным обеспечением, системами управлениями базами данных (СУБД). Лидирующее место среди СУБД в данный момент по праву занимает Microsoft Access. - это прежде всего [24], система управления базами данных (СУБД). Как и другие продукты этой категории, она предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде и автоматизации часто повторяющихся операций (учет, планирование и т.д.). С помощью Access можно разрабатывать простые и сложные формы ввода данных.- мощное приложение Windows для работы с базами данных - вероятно, лучший программный продукт для конечных пользователей и разработчиков, который когда либо был написан. Microsoft Access ограничено сочетает производительность СУБД с теми удобствами, которые имеются в распоряжении пользователей Microsoft Windows. Поскольку эти оба продукта - детище компании Microsoft, они прекрасно взаимодействуют между собой. Система Access работает под управлением Windows 98, Windows Ме, Windows XP, Windows 2000 или Windows NT, так что при работе с ней пользователю доступны все преимущества Windows. Можно вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows в Access и наоборот; можно создавать проект формы в Access и хранить его как отчет.

С помощью объектов OLE (Object linking and Embedding - связывание и внедрение объектов) в Windows и компонентах Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint, Outlook) можно расширить возможности Access по включению доступных для просмотра объектов из этих продуктов Microsoft без необходимости копировать и затем вставлять его в Access. Данная возможность позволяет работать с реальными данными, уже включенными в эти продукты, без необходимости дублировать информацию. Используя OLE, можно фактически изменять информацию в объектах из других программ (Word, Excel и т.д.), лежащих в основе форм Access. С помощью новых расширений для Internet можно создавать формы, которые будут на прямую взаимодействовать с данными из Word Wide Web, и транслировать их прямо на страницы доступа к данным для корпоративных сетей, которые напрямую работают Internet - браузером.

При всем при этом Access - не просто СУБД. Как система управления реляционными базами данных, Access. Позволяет использовать одновременно несколько таблиц базы данных (даже связанных таблиц из других баз данных) для создания новой таблицы. При этом можно существенно упростить структуру данных, облегчая тем самым выполнение поставленных задач. Таблицу Access можно связать с данными, хранящимися на большой ЭВМ или на сервере. С другой стороны, можно использовать таблицы, создания в среде dBase или Excel. Полученные результаты можно быстро и легко связать и объединить с данными электронных таблиц Excel.

2.2 Создание и корректировка базы данных


Для создания приложения использовалась СУБД Microsoft Access 2003. База данных содержит четыре таблицы, три отчета, шесть форм (включая главную кнопочную форму и заставку), а так же два запроса.

Таблица Пациент содержит следующие поля:

Номер_пациента, тип данных числовой, подпись Номер пациента, ключевое поле;

ФИО, тип данных текстовый, подпись Фамилия Имя Отчество;

Адрес, тип данных текстовый;

Телефон, тип данных текстовый, маска ввода 9\-99\-99;

Дата_рождения, тип данных Дата/время, формат поля краткий формат даты, маска ввода 00.00.0000;0;_, подпись Дата рождения;

Группа_крови - поле подстановки, для его заполнения введен фиксированный набор значений, представляющих собой перечисление возможных групп крови;

Страховая_компания - поле подстановки, для его заполнения введен фиксированный набор значений (АСКо, ВолгоСтрах);

Номер_страховки тип данных текстовый, маска ввода 99.99.99, подпись Номер страховки.

Таблица Врач содержит следующие поля:

НомерВрача, тип данных числовой, ключевое поле;

ИмяВрача, тип данных текстовый, подпись Фамилия и.о.;

Адрес, тип данных текстовый;

Телефон, тип данных текстовый, маска ввода 9\-99\-99;

ДатаРождения, тип данных Дата/время, формат поля краткий формат даты, маска ввода 00.00.0000;0;_, подпись Дата рождения;

Специализация тип данных текстовый;

НомерКабинета, тип данных числовой, размер поля целое, подпись Номер кабинета;

РабочийТелефон, тип данных текстовый, маска ввода "3-"99\-99, подпись Рабочий телефон.

Таблица Услуги содержит следующие поля:

IDуслуги, тип данных счетчик, ключевое поле;

Область, тип данных текстовый, размер поля 250;

Описание, тип данных текстовый, размер поля 250;

Стоимость - тип данных денежный.

Таблица Прием содержит следующие поля:

НомерПриема, тип данных числовой, ключевое поле;

НомерПациента - поле подстановки, для его заполнения используются данные полей ФИО и Адрес таблицы Пациент;

НомерВрача - поле подстановки, для его заполнения используются данные полей ИмяВрача и Специализация таблицы Врач;

ДатаПриема, тип данных Дата/время, формат поля краткий формат даты, маска ввода 00.00.0000;0;_, подпись Дата приема;

Проведенное лечение - поле подстановки, для его заполнения используются данные полей IDуслуги, Описание и Стоимость таблицы Услуги;

Дата окончания лечения, тип данных Дата/время, формат поля краткий формат даты, маска ввода 00.00.0000;0;_, подпись Дата выписки.

Для установления связей между таблицами базы данных мной была создана схема данных (рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1 Схема данных

 

2.3 Формирование запросов в системе управления базой данных


Запросы - мощное и универсальное средство манипулирования данными и структурой базы данных.

Запрос представляет собой запрограммированное на специальном языке SQL (Structured Query Language - язык структурированных запросов) требование к системе управления базами данных на выполнение некоторых действий с записями одной или нескольких таблиц (манипулирование данными) либо действий, направленных на изменение структуры самой базы данных (определение данных). Действиями, по манипулированию данными могут быть: выборка группы записей из одной или нескольких таблиц (запросов); удаление из таблицы записей, удовлетворяющих некоторым условиям; добавление в таблицу записей, выбранных из других таблиц (запросов) и т.д. При помощи запросов на определение данных можно создать, удалить или модифицировать базу данных, таблицы, запросы, индексы и другие объекты.

Для печати квитанции на оплату стоматологических услуг только строго определенному пациенту мной был создан запрос Для квитанции (рисунок 2.2.).

Рисунок 2.2. Запрос Для квитанции

Данный использует данные всех таблиц базы данных и содержит два параметра [Введите ФИО пациента] по полю ФИО, [Ведите дату окончания лечения] по полю Дата окончания лечения.

Запрос Прайс (рисунок 2.3) создан по таблице Услуги, предназначен для печати прайс-листа на определенную группу стоматологических услуг, содержит параметр [Введите область стоматологических услуг] по полю Область.

Рисунок 2.3. Запрос Прайс

 

2.4 Проектирование интерфейса базы данных


Для автоматизации работы с базой данных были созданы формы:

–   Заставка (рисунок 2.4) появляется первой при открытии базы данных. Форма Заставка не имеет источника записей, не содержит полос прокрутки, кнопок управления размером и формой представления окна и кнопок перехода по записям. Для открытия следующей формы нужно нажать кнопку Приступить к работе;

Рисунок 2.4. Форма Заставка

–   Главная кнопочная форма (рисунок 2.5) разделена на две области, предназначенных соответственно для работ по приему пациентов и работе со справочниками. Все кнопки формы созданы при помощи макросов и предназначены для перехода к соответствующим формам, отчетам и запросам базы данных, а так же выхода из программы;

Рисунок 2.5 Главная кнопочная форма

- форма Пациент (рисунок 2.6) создана по одноименной таблице при помощи Мастера, а затем доработана в режиме Конструктора. В частности, был добавлен рисунок, заголовок, а так же кнопка возврата на главную форму;

Рисунок 2.6. Форма Пациент

- форма Услуги (рисунок 2.7) создана по одноименной таблице при помощи Мастера, а затем доработана в режиме Конструктора. В частности, был добавлен рисунок, заголовок, а так же кнопка возврата на главную форму;

Рисунок 2.7. Форма Услуги

- форма Врач (рисунок 2.9) создана по одноименной таблице при помощи Мастера, а затем доработана в режиме Конструктора. В частности, был добавлен рисунок, заголовок, а так же кнопка возврата на главную форму;

Рисунок 2. 9. Форма Врач

- форма Прием (рисунок 2.10) создана по одноименной таблице при помощи Мастера, а затем доработана в режиме Конструктора. В частности, был добавлен рисунок, заголовок, а так же кнопка возврата на главную форму.

Рисунок 2. 10. Форма Прием

 

.5 Управление базой данных


Будучи самым распространенным комплектом настольных приложений, Office оказывается оптимальным клиентом для доступа к данным и разработки решений масштаба предприятия. Сочетая простые в работе приложения с возможностью непосредственного подключения к корпоративным хранилищам данных, новая версия Office открывает доступ к корпоративной информации самым разным категориям пользователей.

Для управления базами данных в Microsoft Access используются макросы и модули.

Модуль - объект, содержащий программы на Microsoft Access Basic, для реализации тех действий, которые трудно или невозможно создать только с использованием макросов. Модули могут быть независимыми объектами, содержащими функции, которые можно вызывать из любого места приложения, но они могут быть и непосредственно “привязаны” к отдельным формам или отчетам для реакции на те или иные происходящие в них изменения.

Для управления базой данных в приложении я использовал макросы (рисунок 2.11), которые позволяют вернуться на главную форму из подчиненных, открыть для просмотра отчеты, удалить записи в форме, выйти из программы.

Рисунок 2. 11. Макросы базы данных

3. руководство пользователЯ


Для оптимального функционирования информационной системы для автоматизации процесса работы с пациентами частной стоматологии требуется персональный компьютер следующей конфигурации:

- процессор - Pentium III 800 Мгц (AMD, Celeron и т.п.) и выше;

-   оперативная память -512 Мб и больше;

-   объем памяти на жестком магнитном диске - 19Мб;

-   оптический дисковод.

А так же следующее системное и программное обеспечение:

- операционная система Microsoft Windows 9x - XP;

-   пакет Microsoft Office 2003 и выше (с установленным Microsoft Office Access).

Для начала работы необходимо выполнить следующие действия:

–   запустить Access 2003;

–       выбрать пункт Файл, Открыть и выбрать имя базы данных Регистратура частной стоматологической поликлиники.mdb;

–       после запуска базы данных появляется форма Заставка. Для начала работы нужно нажать кнопку Приступить к работе, после чего откроется главная форма программы;

–       Главная кнопочная форма разделена на две области, предназначенных соответственно для работы по приему больных (регистрация приема, печать квитанций и прайсов) и работы со справочниками.

Работа с главной кнопочной формой:

– для регистрации приема нового (не содержащегося в справочнике пациента) его нужно внести в базу данных. Для этого нужно нажать кнопку Сведения о пациентах, и, в появившемся окне, внести все данные о новом пациенте. После чего, при регистрации обращения, пациента нужно просто выбрать из раскрывающегося списка;

–       аналогично ситуация обстоит и с врачами;

–       для печати прайс-листа на услуги частной стоматологии нужно выбрать одноименную кнопку и, в появившемся диалоговом окне, ввести требуемую область стоматологии (например, Терапевтическая стоматология). При этом следует отметить, что слова нужно вводить с предельной точностью;

–       для печати отчета по пациентам, нужно выбрать одноименную кнопку;

–       для печати квитанции на оплату стоматологических услуг, нужно нажать кнопку Печать квитанции и, в последовательно появляющихся двух диалоговых окнах ввести ФИО пациента и дату окончания лечения;

–       зарегистрировать нового

–       при завершении работы сохранить все необходимые изменения, закрыть файл, закрыть Access 2003.

 


заключение


Информатизация деятельности учреждений здравоохранения позволяет аккумулировать информацию о состоянии здоровья населения в том или ином регионе и развивать диагностическую и лечебную базу, связанную с наиболее часто встречающимися заболеваниями.

Кроме того, информатизация освобождает работников учреждений здравоохранения от рутинных и бумажных операций и позволяет им больше времени уделять пациентам. Это приводит к сокращению нецелевого расхода интеллектуального багажа, позволяет работать и заниматься именно медициной.

Реформа медицинского обслуживания порождает мощные экономические стимулы для внедрения информационных систем в медицинские учреждения, однако главное их достоинство заключается в повышении качества лечения больных.

Отдел по вводу и обработке данных, а в частности регистратура частной стоматологической поликлиники - центральное место медицинского учреждения, где концентрируется значительная часть информации о пациентах и лечебном процессе.

Главной целью курсового проекта являлась разработка информационной системы для учета поликлинических услуг частной стоматологии. Для достижения цели, для отдела по вводу и обработке данных выполненных объемов медицинской помощи, были решены следующие задачи:

- изучены нормативные акты, регламентирующие деятельность поликлиники;

-       изучена организационная и функциональная структура подразделений;

-       обоснована необходимость автоматизации и подбор аппаратного обеспечения;

-       проведено проектирование и реализация системы автоматизации выбранных функций.

Цель достигнута полностью.

- созданная информационная система позволяет регистратору поликлиники:

-       принимать в день большее количество пациентов;

-       поднять качество обслуживания пациентов на более высокий уровень;

-       избавить регистратора от всевозможных ошибок, которые он ранее совершал при заполнении сопутствующей документации;

-       сократилось время для получения нужной отчетности.

Благодаря информационной системе обслуживание пациентов проходит намного быстрее, и качество работы регистратора повысилось.

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы


1.    Федеральный закон от 08.02.1998 № 14- ФЗ ред. от 21.03.2002. Об обществах с ограниченной ответственностью принят ГД ФС РФ 14.01.1998

2.       ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.01.1996 № 27. Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

.        Microsoft Access 2000 [Текст]: справочник. - СПб.: Питер, 1999. - 420с.

.        Вейскас Дж. Эффективная работа с Microsoft Access 2000 [Текст]: учебное пособие.- СПб: Издательство «Питер», 2000. - 1040 с.: ил.

.        Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем [Текст]: учебное Пособие. - М.: Финансы и статистика, 204. - 192 с.

.        Голицина О.Л. Базы данных [Текст]: учебное пособие. -. М. Форум, 2005. - 372 с.

.        Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация [Текст]: учебное пособие.- С.Пб.: Питер, 2002, - 304 с.

Похожие работы на - Организация приема и учета пациентов в частной стоматологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!