Учет единого социального налога и страховых взносов по социальному страхованию и отчислению

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,03 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет единого социального налога и страховых взносов по социальному страхованию и отчислению










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Бухгалтерский учет»

на тему:

«Учет ЕСН и страховых взносов по социальному страхованию и отчислению»


Введение

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне - Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

Актуальность темы заключается в том, что одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь, является ЕСН и от правильности организации его учета и налогообложения на предприятиях зависит, своевременность поступлений страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

В составе ЕСН объединены взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования с целью мобилизации средств, для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона №118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Цель курсовой работы является - описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть экономическую сущность ЕСН

показать схему налогообложения ЕСН

раскрыть организацию учета с внебюджетными фондами

предложить пути совершенствования по организации учета и налогообложения ЕСН.

Объектом исследования является ОАО «Автоагрегат». На его примере показана организация учета, налогообложения расчетов по ЕСН, рассматриваемый период - декабрь 2006 года.

Главным источником информации при написании курсовой работы является Налоговый кодекс РФ часть 2 гл. 24. «Единый социальный налог».


1. Методологические основы организации учета, налогообложения расчетов по единому социальному налогу

1.1 Экономическая сущность единого социального налога

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов - внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития общества.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального государственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом, необходимость образования внебюджетных фондов вызвана объективной закономерностью существования и развития общества, что связано в первую очередь с потребностью перераспределения финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом.

Но так как, Российским законодательством были установлены, с точки зрения международного налогового законодательства, высокие ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды и слишком высокие ставки пени при несвоевременной уплате этих отчислений, это влекло за собой ряд всевозможных причин и схем ухода от налогообложения, использующих все законные, сомнительные и просто противозаконные возможности. Поэтому одной из важнейших задач налоговой реформы, с точки зрения Правительства РФ, являлось снижение совокупной налоговой нагрузки на заработную плату, с целью вывода предприятий из тени.

Для того чтобы в перспективе кардинально переменить складывающиеся тенденции, было предложено наряду с изменением подоходного налога серьезно модифицировать всю систему отчислений (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды. Одним из направлений реформы должна была стать замена взносов во внебюджетные фонды единым социальным налогом.

В проведение налоговой реформы 19 июля 2000 года Государственная Дума приняла, а 26 июля 2000 года Совет Федерации одобрил Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторую), глава 24 которого установила единый социальный налог (взнос).

Единый социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Социальное страхование и обеспечение - это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий - профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание.

Социальное страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, не зависимо от форм собственности предприятий.

1.2 Организация учета расчетов с внебюджетными фондами

социальный учет страхование взнос

Организация учета расчетов с Фондом социального страхования.

Фонд социального страхования является государственным внебюджетным фондом для целевого финансирования выплат социального характера, к которым относятся:

пособие по временной нетрудоспособности,

пособие по беременности и родам,

единовременное пособие женщинам вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,

единовременное пособие при рождении ребенка,

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

социальное пособие на погребение,

оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми- инвалидами,

пособие при усыновлении ребенка,

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей.

Страховые взносы, в размере 2,9% в ФСС уплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-ого числа месяца следующего за отчетным.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляются работодателями в Фонд социального страхования Российской Федерации. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем, который выступает в качестве страхователя.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Размеры страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний измеряются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц (к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору) и варьируются в соответствии с классами профессионального риска по группам отраслей (подотраслей) экономики от 0,2% до 8,5%. Каждая отрасль (подотрасль) экономики относится к одному из 14 классов профессионального риска. Размер страхового тарифа для каждого предприятия назначается отдельно в зависимости от его принадлежности к той или иной отрасли и, соответственно классу профессионального риска.

Суммы страховых взносов перечисляются работодателем в Фонд социального страхования РФ ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц (в срок фактического осуществления расчетов с работниками при расчетах наличными средствами), но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты по оплате труда.

Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ.

Для учета расчетов с ФСС предназначен пассивный сч. 69, субсчет 69/1-1 расчеты по социальному страхованию, 69/1-2 взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По кредиту счета отражается начисление в части, зачисляемой в ФСС, а по дебету - начисление пособий за счет средств ФСС и перечисление в части, зачисляемой в ФСС.

Организация учета с Пенсионным фондом.

Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде, трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком от 1,5 до 6 лет, пособий на детей одиноким матерям.

Для учета расчетов в ПФР также предназначен пассивный сч. 69, при этом открываются соответствующие субсчета: 69/2-1 ЕСН в части, зачисляемый в федеральный бюджет, 69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии», 69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

Организация учета с Фондом обязательного медицинского страхования.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования предназначены для дополнительных медицинских услуг работникам на основании страхового полиса.

Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования составляет 3,1% (из них 1,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2,0% в территориальный).

Для учета расчетов с ФФОМС и ТФОМС также предназначен пассивный сч. 69, с соответствующим субсчетом 69/3-1 ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС и 69/3-2 ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС. По кредиту счетов отражаются начисление страховых взносов в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования, а по дебету - перечисление страховых взносов в соответствующие фонды.

1.3 Основы налогообложения и отчетность по ЕСН

Плательщиками ЕСН являются лица, производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, и адвокаты, стр. 16.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию. Поэтому индивидуальный предприниматель, который привлекает для выполнения работ и оказания услуг физических лиц по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, должен уплачивать ЕСН, как с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу наемных работников в порядке, установленном для организаций, так и с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности 6, стр. 16.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (организаций, индивидуальных предпринимателей), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Любые выплаты (как в денежной, так и в натуральной форме) не являются объектом налогообложения, если они произведены в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.

В числе таких выплат можно назвать любые безвозмездные выплаты, в том числе материальную помощь, оказанную физическим лицам, не связанным с организацией трудовым договором или приравненным к нему договором гражданско-правового характера, а также авторским договором.

Согласно, налогового законодательства налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (таким образом, налоговая база никогда не может быть шире объекта налогообложения).

Не подлежат обложению ЕСН:

. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

. Все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе оплата переезда на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации.

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу, (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации.

. Суммы страховых платежей (взносов):

по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

. Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.

. Выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.

. Выплаты в денежной и натуральной форме, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год.

. Суммы материальной помощи, оказываемой своим работникам работодателями-организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

. В налоговую базу (в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

В основном, для налогоплательщиков - организаций (индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц), за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются ставки ЕСН, указанные в таблице 1.3.1.

Из таблицы видно, что по ЕСН используется регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными бюджетами в зависимости от величины выплаченных доходов.

Порядок исчисления единого социального налога налогоплательщиками - работодателями установлен п. 3 ст. 243 НК РФ. В течение отчетного периода (отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и из ставки налога.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.

Таблица 1 - Ставки единого социального налога (начиная с 2006 г.)

Налоговая база на каждого отдельного сотрудника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования

Обязательное медицинское страхование

ИТОГО




Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования


До 280000 рублей

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

От 280001 рубля до 600000 рубле

56000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280000 рублей

8120 рублей + 1,0% с суммы, превышающей 280000 рублей

3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 рублей + 2% с суммы, превышающей 600000 рублей

11320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей


Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом: из общей суммы доходов, начисленных организацией за налоговый период в пользу каждого отдельного работника в денежной или натуральной форме, исключаются доходы, не подлежащие налогообложению.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.

Определяются суммы налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и в каждый из внебюджетных фондов (ФСС, ФФОМС и ТФОМС), как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, от налоговой базы.

Сумма ЕСН, уплачиваемая в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму самостоятельно произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Это требование распространяется в том числе и на тех налогоплательщиков, которые не имеют счетов в учреждении банков, а также на налогоплательщиков, производящих выплату зарплаты из выручки.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Расчет по авансовым платежам по ЕСН представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками по утвержденной форме, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ), в которой отражаются сведения (отчеты) о суммах:

начисленного налога в ФСС РФ;

использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное лечение детей;

расходов, подлежащих зачету;

) уплачиваемых в ФСС РФ.

1.4 Страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение

Застрахованными лицами - лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование на основании Закона, являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (3, стр. 15).

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) являются обеспечением права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию и учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые Взносы должны исчисляться и уплачиваться страхователями, которыми признаются:

) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), адвокаты.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу. Нормы законодательства, устанавливающие льготы по ЕСН, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяются. Поскольку уплаченная работодателем сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование рассматривается как вычет при определении суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, необходимо помнить, что в случае, когда ЕСН не начисляется, вычет не предоставляется.

Таблица 2 - Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2006 года

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Основание


на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии


До 280 000 руб.

14,0%

10,0%

4,0%

Пп. «а» п. 3 и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2004 №70-ФЗ

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы, превышающей 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.


Свыше 600000 руб.

56800 руб.

40480 руб.

16320 руб.



Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд РФ сведения и документы в соответствии с Федеральным законом, в отношении застрахованных лиц.

Порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен законодательно и практически аналогичен порядку исчисления и уплаты ЕСН.

Ежемесячно страхователи исчисляют сумму авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В связи с этим при уплате организацией страховых взносов за конкретных работников поступившие в ПФР суммы взносов подлежат распределению по индивидуальным лицевым счетам всех работников организации, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования, пропорционально суммам страховых взносов, начисленных по каждому работнику.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Для учета начисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бухгалтерском учете используется счет 69 «Расчеты по обязательному страхованию и обеспечению». При этом открываются соответствующие субсчета:

/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии»;

/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

Сумма страховых взносов представляет собой вычет, принимаемый в целях уменьшения подлежащей уплате в федеральный бюджет суммы ЕСН.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в Расчете по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Расчет по авансовым платежам представляется страхователями в территориальные органы МНС России ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, с нарастающим итогом.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

При рассмотрении данной главы мы узнали, что единый социальный налог представляет собой совокупность нескольких платежей. Прежде всего, это платеж в федеральный бюджет, предназначенный для финансирования базовой части трудовой пенсии. Кроме того, в состав ЕСН входят платежи в ФСС России, а также в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Каждая сумма перечисляется отдельным платежным поручением по соответствующему коду бюджетной классификации.

Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны - НДС.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету не регламентируют, как отражать расчеты по ЕСН. На практике применяются разные способы их отражения на счетах бухучета.


2. Практика организации учета, налогообложения расчетов по ЕСН на примере ОАО «Автоагрегат»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Возьмём в качестве объекта исследования ОАО «Автоагрегат». Ливенский автоагрегатный завод возник на базе Ливенского завода автонасосов». Предстояло построить новое предприятие по выпуску комплектующих изделий для Волжского автомобильного завода, в последнее время структура реконструировалась, что принесло предприятию только пользу.

Органом управления общества является общее собрание акционеров, совет директоров, генеральный директор (единоличный исполнительный орган) и ликвидационная комиссия. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью предприятия является ревизионная комиссия. Совет директоров и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в ОАО «Автоагрегат» образовано в результате преобразования государственного предприятия «Ливенский автоагрегатный завод» (ЛААЗ) и является его правопреемником.

ОАО «Автоагрегат» имеет линейно-функциональную структуру управления в порядке, предусмотренном Уставом предприятия. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.

К компетенции генерального директора общества относятся все вопросы руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенной к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров общества.

Генеральный директор общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров обществ.

В данной организационной структуре управления преобладает вертикальное разделение труда, подчинения распределяют по должностям и руководителям, занимающим эти должности.

ОАО «Автоагрегат» относится к автомобильной промышленности. Несмотря на сезонный характер продаж, с начала 90-х годов наблюдается довольно высокая устойчивость клиентуры. Постоянно расширяющийся ассортимент, высокое качество и приемлемые цены являются залогом высокого спроса и конкурентного преимущества. В настоящее время номенклатура продукции ОАО «Автоагрегат» насчитывает более 350 наименований. Это фильтры и фильтрующие элементы для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, самоходных комбайнов, автобусов, экскаваторов, судовых двигателей, компрессоров газовых станций и другой техники, производимой в России и странах СНГ, а также за рубежом администрация.

В последние годы отсутствие должного внимания со стороны государства к национальной автомобильной индустрии неизбежно приводит к всевозрастающему отставанию от конкурентов, увеличивает зависимость отрасли от импорта автомобильной техники, материалов и комплектующих изделий для ее производства. Это неизбежно ведет к падению производства в отрасли. Увеличивается производство в России автомобилей иностранными компаниями и соответственно деятельность АО «Автоагрегат» отражает эти общие для автомобилестроения тенденции, так как основным видом продукции общества являются комплектующие и запасные части к автомобильной, тракторной и сельскохозяйственной технике.

Для производства продукции основными материалами являются: ленты металлические, бумага, картоны фильтрующие, клеи, пластизоли, РТИ, химикаты, лаки, краски.

В данный момент предприятие получает высокую прибыль за счет повышенного спроса на продукцию, выпускаемую данным предприятием. Прибыль с каждым годом растет. Продукция предприятия является рентабельной.

Главная цель предприятия - достичь разумного компромисса между эффективностью фильтра, его надежностью и ценой. Это обеспечивается применением только высококачественных импортных материалов и клеев, на базе технологического оборудования, позволяющего выпускать более 12 миллионов различных фильтров в год.

Таблица 3 - Показатели результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат»

Показатели

2007, тыс. руб.

2008

Отклонение (+, -)

Темп роста, %




в действующих ценах, тыс. руб.

в сопоставимых ценах, тыс. руб.



1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка от реализации без НДС

614821

636974

614821

+22153

103,6%

2

Себестоимость реализации работ, услуг: - сумма, тыс. руб. - уровень, %

515879

540020

515879

+24141

104,6%

3

Валовая прибыль: - сумма, тыс. руб. - уровень, %

98942

96954

98942

-1988

98%

4

Коммерческие расходы: - сумма, тыс. руб. - уровень, %

9357

10679

9357

+1322

114,1%

5

Управленческие расходы: - сумма, тыс. руб. - уровень, %

62144

66792

62144

+4648

107,5%


В результате проведения анализа деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат», можно сделать следующие выводы. Во-первых, предприятие ведет активную деятельность. Во-вторых, предприятие превосходит своих конкурентов по качеству, номенклатуре и объемам продаж продукции.

Предприятие ОАО «Автоагрегат» осуществляет оперативный учет своей деятельности, ведет бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность в установленном законом порядке.

Прибыль предприятия образуется за счет разницы между поступлениями денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные материальные средства и ценности и материальными затратами на их производство, расходами на оплату труда и прочими расходами на хозяйственную деятельность с учетом разницы уплаченных и полученных штрафов. Из прибыли ОАО «Автоагрегат» производится расчет с бюджетом, погашение кредитов и выплата процентов по ним. Оставшаяся в распоряжении Предприятия часть чистой прибыли используется Предприятием на следующие цели: внедрение, освоение новой техники и технологий, осуществление мероприятий по охране труда и окружающей среды; создание резервного и иных фондов предприятия; развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств; строительство, реконструкция и обновление основных фондов; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, изучение конъюнктуры рынка и потребительского спроса, маркетинг; реклама продукции и услуг предприятия; материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации работников предприятия.

Для покрытия убытков ОАО «Автоагрегат» создает резервный фонд, который не может быть использован для других целей. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений в размере не менее 10% от чистой прибыли. Размер резервного фонда должен быть не ниже 10% уставного фонда предприятия.

Ставки отчислений в пользу федерального и местного бюджетов регулируются действующим законодательством.

Основой для признания структуры баланса предприятия не удовлетворительной является один из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности имеет значение равное 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами - значение менее 0,1.

Определим коэффициент текущей ликвидности по формуле:

К т.л = или         (1)

Подставив данные в формулу получим:

2007 К т.л =

К т.л =

Коэффициент текущей ликвидности в ОАО «Автоагрегат» имеет значение равное более 2 и к тому же имеет темп повышения с 2,3 в 2007 году до 2,7 в 2008 году.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, какая часть оборотного капитала сформирована из собственных средств и определятся по формуле:

К осс= (2)

Подставив данные в формулу получим:

2007 К осс =

К осс =

При нормативном значении 0,6 - 0,8 оборотный капитал в ОАО «Автоагрегат» сформированный из собственных средств имеет значение в 2007 году 0,53, а в 2008 году наблюдается повышение коэффициента до 0,62.

Собственный капитал в обороте определяется по формуле:

СК о = (стр. 490 - стр. 190) (форма №1) (3)

Подставив данные в формулу получим:

СК о = 262818 - 120454 = 140454

СК о = 281115 - 136632 = 144483

Наличие собственного капитала в обороте является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, сформированы за счет заемных средств. На ОАО «Автоагрегат» собственный капитал в обороте на конец 2008 года имеется в сумме 144483 тыс. руб., но в сравнении с 2007 годом он фактически не изменился.

Определим коэффициент мобильности собственных оборотных средств, который показывает долю денежных средств в собственном оборотном капитале, по формуле:

К мсо =          (4)

Подставив данные в формулу получим:

2007 К мсо =

К мсо =

Коэффициент мобильности собственных оборотных средств в 2008 году на 0,22 меньше, чем в 2007 году и составил 0,000042.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами определим по формуле:

Коос =    (5)

Подставив данные в формулу получим:

2007 К оос =

К оос =

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы и имеет значение в 2008 году - 4,5, что на 1,0 меньше, чем в 2007 году.

Доля оборотных средств в активах, характеризующая структуру активов, определим по формуле:

Д оса=    (6)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Д оса =

Д оса =

Доля запасов в оборотных активах, характеризующая качество активов, определяется по формуле:

Д зоа =         (7)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Д зоа =

Д зоа =

Доля запасов в оборотных активах, также как и доля оборотных средств в активах имеют тенденцию повышения.

Доля заемного капитала в итоге баланса определим по формуле:

Д зк = (8)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Д зк =

Д зк =

Доля заемного капитала в итоге баланса показывает, что капитал предприятия ОАО «Автоагрегат» в 2008 году на 23% состоит из заемных средств и по сравнению с 2007 годом он увеличился на 9%.

Доля текущих обязательств в итоге баланса определим по формуле:

Д то =          (9)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Д то =

Д то =

Текущие обязательства в пассивах предприятия ОАО «Автоагрегат», также как и доля заемного капитала в итоге баланса в 2008 году составляют 23%

Определим коэффициент маневренности собственных оборотных средств по формуле:

К мсос =         (10)

Подставив данные в формулу получим:

2008 К мсос =

К мсос =

Маневренность собственных оборотных средств показывает, какая доля собственного капитала направлена в оборотный капитал. При нормативном значении 0,05 - 0,10 коэффициент маневренности собственных оборотных средств в 2008 году составил 0,51.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений определим по формуле:

К сдв =         (11)

Подставив данные в формулу получим:

2007 К сдв =

К сдв =

Из расчетов видно, что ОАО «Автоагрегат» долгосрочных вложений не имеет ни в 2007 ни в 2008 годах.

Долю чистой прибыли в выручке определим по формуле:

Д пв =  (форма 2)       (12)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Д пв =

Д пв =

Из расчетных данных видно, что на ОАО «Автоагрегат» как в 2007, так и в 2008 году наблюдается убыток. Убыток в выручке в 2008 году составляет 4%, что значительно меньше 2007 года.

Рентабельность активов показывает, сколько чистой прибыли в итоге баланса и определяется по формуле:

Rак =     (13)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Rак =

Rак =

Из расчетов наблюдается нерентабельность активов и в 2007 и в 2008 годах.

Рентабельность собственного капитала вычисляется по формуле:

К т.л =    (14)

Подставив данные в формулу получим:

2007 К т.л =

К т.л =

Из расчетов наблюдается нерентабельность собственного капитала и в 2007 и в 2008 годах.

Рентабельность продаж вычисляется как частное от деления чистой прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период по формуле:

Rпр =      (15)

Подставив данные в формулу получим:

2007 Rпр =

Rпр =

Показатель отражает соотношение чистой прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.

Анализируя финансовое состояние ОАО «Автоагрегат» можно сделать вывод, что среди рассматриваемых показателей производственной программы наблюдается положительная динамика, так коэффициент текущей ликвидности в ОАО «Автоагрегат» имеет темп увеличения с 2,3 в 2007 году до 2,7 в 2008 году; оборотный капитал в ОАО «Автоагрегат» сформированный из собственных средств имеет значение в 2007 году 0,53, а в 2008 году наблюдается увеличение коэффициента до 0,62; собственный капитал в обороте на конец 2008 года имеется в сумме 144483 тыс. руб., в сравнении с 2007 годом он увеличился; доля заемного капитала в итоге баланса показывает, что капитал предприятия ОАО «Автоагрегат» в 2008 году на 23% состоит из заемных средств и по сравнению с 2007 годом он уменьшился на 9%. Колебание показателей свидетельствует о не стабильной производственной и финансовой деятельности организации.

2.2 Организация учета и расчетов по ОАО «Автоагрегат»

Организация бухгалтерского учета ОАО «Автоагрегат» осуществляется автоматизированным путем, с помощью программы бухгалтерского учета ПБОЮЛ Гуляева Г.Ю.

Все плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого внебюджетного фонда.

ОАО «Автоагрегат» зарегистрировано в Отделении Пенсионного фонда Ливенского района по Орловской области, в Государственном учреждении - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Орловской области, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по Ливенскому району Орловской области и в МРИ МНС России №1 по РК.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Т.е. в конце каждого месяца инспектором отдела кадров составляется табель учета рабочего времени, где указываются работники и количество отработанного времени за определенный период (месяц). Далее бухгалтер - расчетчик производит в программе начисление заработной платы каждому работнику, в соответствии с установленными окладами согласно штатного расписания. Автоматически в программе происходит расчет налоговой базы, с учетом сумм доходов не подлежащих налогообложению и определяются суммы налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и в каждый из внебюджетных фондов (ФСС, ФФОМС и ТФОМС), как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, от налоговой базы, для каждого работника.

На предприятии начисление оплаты труда производится по подразделениям, в соответствии с этим на счете 20 «Основное производство» открыты соответствующие субсчета.

Далее автоматически происходит составление расчетных ведомостей по каждому структурному подразделению. По данным расчетных ведомостей бухгалтер делает свод начислений и удержаний также по каждому структурному подразделению и по предприятию в целом. На основании данных сводов формируется универсальный свод с отчислениями в фонды ЕСН по счетам.


Таблица 4 - Основные бухгалтерские проводки по начислению и уплате ЕСН в части зачисляемой в ФСС, ФФОМС и ТФОМС

№п/п

Наименование операции

Д-т

К-т

1.

Начислена заработная плата

20

70

2.

Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС

20

69/1-1

3.

Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС

69/1-1

51

4.

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

69/1-1

70


Начислена заработная плата: Д-т 20 К-т 70 = 11223047,48.

Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС: Д-т 20 К-т 69/1-1 =3869940.

Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ФСС: Д-т 69/1-1 К-т 51 =3951548.

Начислено пособие по временной нетрудоспособности: Д-т 69/1-1 К-т 70 =656487,3.

Начислены пени и штрафы за нарушение порядка исчисления и уплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФСС: Д-т 91 К-т 69/1-1.

Перечислены пени и штрафы за нарушение порядка исчисления и уплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФСС: Д-т 69/1-1 К-т 51.

Возврат излишне перечисленной суммы ЕСН в части, зачисляемой в ФСС: Д-т 51 К-т 69/1-1 =4044081.

Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС: Д-т 20 К-т 69/3-1 =1478914.

Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС: Д-т 20 К-т 69/3-2 =2678717.

Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС: Д-т 69/3-1 К-т 51 = 1509868.

Перечислен ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС: Д-т 69/3-2 К-т 51 =2734997.

Начислены пени и штрафы за нарушение порядка исчисления и уплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС: Д-т 91 К-т 69/3-1.

Перечислены пени и штрафы за нарушение порядка исчисления и уплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС: Д-т 69/3-1 К-т 51.

«Общепроизводственные расходы» К-т 69 Д-т 25 = 611555.

«Вспомогательное производство» К-т 69 Д-т 23 = 554561.

«Основное производство» К-т 69 Д-т 20 = 1025582.

«Общехозяйственные расходы» К-т 69 Д-т 26 = 686975,81.

Страховые взносы уплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Для ОАО «Автоагрегат» срок выдачи заработной платы - 19-е число следующего месяца. Перечисление осуществляется отдельными платежными поручениями МРИ МНС Росси №1 по Орловской области для каждого из фондов через МРИ МНС Росси №1 по Орловской области.

Ежеквартально бухгалтер ОАО «Автоагрегат» составляет Расчетную ведомость по средствам фонда Социального страхования и не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца, он предоставляет эту ведомость в исполнительный орган Фонда - Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования РФ по Орловской области.

По истечении отчетного периода (года), но не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом бухгалтер ОАО «Автоагрегат» предоставляет в МРИ МНС Росси №1 по Орловской области Налоговую декларацию по ЕСН.

При изучении этой главы мы, во-первых рассмотрели исследуемый субъект (ОАО «Автоагрегат»); во-вторых рассчитали показатели финансово-экономической деятельности предприятия. Просчитали, как начисляется НДФЛ начисленный на оплату труда.

Узнали, что уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (доплата по квартальному расчету).

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (доплата по годовому расчету).

Налоговая декларация подается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае если по годовому расчету образуется отрицательная разница (исчисленная сумма налога за год меньше уплаченной суммы налога), то она подлежит либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.


3. Разработка рекомендаций по совершенствованию учета ЕСН

3.1 Проблемы и предложения по улучшению организации учета расчетов по ЕСН

Роль и значение данного налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

За последние годы наблюдаются отдельные подвижки в решении этих задач, однако, коренных улучшений все же не достигнуто. Мало того, многие из них обостряются. Главная причина - недостаток бюджетных средств, в том числе, формируемых данным налогом. Этот недостаток средств фактически прогнозируется самой системой взимания налога, которая заложена в установленной регрессивной шкале ставок платежей в зависимости от размера получаемого дохода.

Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

Также данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, в конечном счете, при этом:

. нарушается принцип справедливости и равной напряженности взимания налогов, при котором физические лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании социальных фондов с меньшей нагрузкой, чем физические лица, получающие более низкие доходы;

. разрыв в получаемых доходах отдельными группами населения еще больше увеличивается.

Совокупная ставка налога для налогоплательщиков - работодателей в размере 26,0%.

Решение социальных проблем в стране связано с дальнейшим ростом специальных бюджетных социальных фондов, что может быть достигнуто за счет установления единых ставок платежей в ЕСН независимо от размера получаемого дохода (налогооблагаемой базы).

Если попытаться ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода создается предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба формирования самих специальных бюджетных социальных фондов.

Снижение ставки может отразиться благоприятным образом на всей экономической ситуации, т.к. прежде всего снизится налоговая нагрузка на мелкого и среднего производителя (работодателя - налогоплательщика) и, следовательно, будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению среднего класса.

Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в этом секторе экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.

Сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Тем не менее, введение в действие новой главы Налогового кодекса не должно создавать проблем для функционирования государственных социальных внебюджетных фондов, как не должно стать препятствием для продолжения пенсионной реформы, реформы обязательного медицинского страхования и изменений в системе социального страхования.

Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

3.2 Автоматизация учета расчетов по ЕСН

Как известно, бухгалтерский учёт - прикладная экономическая дисциплина, приобретающая в условиях переходной экономики первостепенное значение для предприятий всех форм собственности и размеров, он обеспечивает регистрацию, хранение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского учёта является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Сам по себе бухгалтерский учёт состоит из множества рутинных операций, связанных с многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме отчётных и платёжных документов и переносом данных из одних документов в другие.

Автоматизированные системы бухгалтерского учёта способны помочь подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчётные документы, а также бланки часто повторяющихся форм с уже сформированными реквизитами предприятия.

Для учёта расчетов по ЕСН характерной чертой является необходимость формирования многочисленных отчётных форм: ведомости начисления страховых взносов по каждому структурному подразделению и по предприятию в целом за определенный отчетный период (месяц), ведомости по каждому аналитическому счету, а также формирование карточек индивидуального учета каждого работника и др.

Автоматизация учета расчетов по ЕСН отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учёта расчетов по ЕСН применяются коды:

         синтетических счетов и субсчетов и объектов аналитического учёта, структурных подразделений предприятия;

         бухгалтерских операций и др.

Коды синтетических счетов, субсчетов и объектов аналитического учёта должны обеспечить сбор информации по счёту 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в следующих группировках:

         расчеты по социальному страхованию;

         расчеты по пенсионному страхованию;

         расчеты по обязательному медицинскому страхованию.

При выборе программы автоматизации бухгалтерского учета для предприятия определяющими являются такие вопросы: меняется ли работа предприятия, чтобы соответствовать программе, или надо что-то сделать с программой, чтобы она соответствовала работе и специфике предприятия?

Автоматизация бухучета по программе 1-с

Внедрение - комплексная автоматизация финансового и управленческого учета, в результате которой предприятие получает единую систему учета позволяющую отслеживать движение товарно-материальных ценностей на всех этапах деятельности, а также анализировать экономическую выгоду.

Настройка - разработка универсальной конфигурации соответствующей требованием каждой организации.

Абонентское сопровождение включает в себя работу телефонной линии бесплатных технических консультаций для наших клиентов. При заключении договора об абонентском обслуживании наш специалист выедет к вам в назначенное время для решения проблемы любой степени сложности.

Информационно-техническое сопровождение - это абонентское сопровождение + Компакт диск от фирмы «1С».

Обучение.

«1С: Бухгалтерия» универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского учета. Она может использоваться на предприятиях разных направлений деятельности и форм собственности. «1С: Бухгалтерия» предоставляет бухгалтеру гибкие возможности учета:

произвольная структура кода счета дает возможность использовать длинные коды счетов (субсчетов) и вести многоуровневые планы счетов с большим уровнем вложенности.

возможность работы с несколькими планами счетов позволяет вести учет в нескольких системах учета (например, российской и GААР);

содержит встроенные механизмы ведения количественного и валютного учета;

на любом счете можно вести многомерный (до 5-ти разных разрезов) и многоуровневый (до 10-ти уровней вложенности) аналитический учет;

поддерживает ведение консолидированного учета, поэтому может применяться в централизованных бухгалтериях.

Программа позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:

операции по банку и кассе.

основные средства и нематериальные активы.

материалы.

товары и услуги, выполнение работ.

учет производства продукции.

учет валютных операции.

взаиморасчеты с организациями.

расчеты с подотчетными лицами.

начисление зарплаты, расчет НДФЛ и ЕСН.

расчеты с бюджетом и другие.

Типовая конфигурация «1С: Бухгалтерия» соответствует принятой методологии бухгалтерского учета в хозрасчетных организациях и позволяет вести налоговый учет в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Предусмотрен как ручной ввод операций, так и работа «от документа» с автоматическим формированием проводок по различным разделам учета. В комплект поставки включено более 30 форм отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики.

Программа «1С: Зарплата и Кадры» предназначена для автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового учета на предприятиях различных типов финансирования и форм собственности.

Программа позволяет:

автоматизировать расчет заработной платы по любым видам начислений и удержаний;

вести налоговый учет доходов сотрудников и прочих физлиц по НДФЛ и ЕСН;

организовать кадровый учет сотрудников;

регистрировать служебные перемещения;

формировать отчеты для представления в различные контролирующие органы.

Типовая конфигурация, поставляемая с программой, может быть использована как для простейшего расчета зарплаты на небольшом предприятии, так и для автоматизации предприятий со сложной системой оплаты персонала.

3.3 Переход от ЕСН на уплату страховых взносов

С 1 января 2010 г. утрачивает силу глава 24 Налогового Кодекса РФ «Единый социальный налог» и вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.

В связи с отменой c 1.01.2010 г. ЕСН последним налоговым периодом по налогу будет 2009 год (последний календарный год.) Исходя из положений ст. 243 НК РФ последний срок представления налоговой декларации по налогу за 2009 год - 30 марта 2010 года.

Налогоплательщик, несмотря на отмену с 1.01.2010 г. ЕСН должен оплатить не позднее 15 января 2010 г. последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам за декабрь 2009 г., а также разницу между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода 2009 г., и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода.

Срок доплаты за 2009 г. - не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, т.е. до 15 апреля 2010 г.

Налогоплательщику надо побеспокоиться о закрытии налоговых обязательств по ЕСН, в связи с его отменой. Для этого всем налогоплательщикам необходимо провести сверку состояния расчетов по налогам с налоговыми органами по месту учета налогоплательщика.

Сделать это целесообразно сразу после представления последней декларации за налоговый период - 2009 год и уплаты оставшейся к уплате суммы налога, т.е. не позднее 15 апреля. По результатам проведенной сверки и выявления по ее результатам недоимки либо переплаты необходимо урегулировать их в соответствии с НК РФ.

Сумма превышения фактически уплаченных ЕСН и страховых взносов над причитающимися к уплате суммами, согласно поданных налоговых деклараций, а также доначислений в результате контрольных мероприятий признается излишне уплаченным налогом и подлежит зачету либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. А именно, переплату по ЕСН и страховым взносам можно зачесть в счет недоимки по пени либо штрафам по этому налогу, либо в счет других федеральных налогов.

Налоговая инспекция вправе применить принудительные меры взыскания задолженности по отмененному налогу после 1.01.2010 г.

Сумма переплаты (задолженности) не будет передаваться в Пенсионный фонд.

Первый срок уплаты ежемесячных обязательных платежей страховых взносов в 2010 году 15 февраля.

Для налогоплательщиков, применяющие упрощенную систему налогообложения или ЕНВД в связи с введением закона о Страховых взносах ничего не измениться до 2011 г. Они по-прежнему будут, уплачивать страховые взносы в таком же размере, что и в 2009 году.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации уменьшают сумму доходов при определении налогооблагаемой базы при выбранном объекте налогообложения по УСН «Доходы за минусом расходы»

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается плательщиками УСН на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

При разработке рекомендаций по совершенствованию учета ЕСН, было предложено ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода. Также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Также стало ясно, что использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского учёта является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Автоматизированные системы бухгалтерского учёта способны помочь подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчётные документы.


Заключение

С введением единого социального налога большинство задач решено на уровне законодательного обеспечения.

Введенная регрессивная шкала налогообложения является важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работникам и работодателем. Но организация может заработать право на применение регрессивной шкалы в текущем году, только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. Поэтому большинству предприятий применение регрессивной шкалы не реально.

Все-таки сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями.

Средств, поступающих в распоряжение этих фондов, основанных на допущении о том, что быстрых изменений в размерах официально выплачиваемой заработной платы не произойдет - на сегодняшний день не достаточно для финансирования всех основных социальных программ, осуществляемых этими фондами.

Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь.

Поэтому, целью курсовой работы являлось как можно, шире и правильнее описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.

Несомненно, что ЕСН является - правильным и обоснованным шагом в организации налогового законодательства, но требуются доработки. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

Роль и значение данного налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека.

От того, как будут аккумулироваться эти средства во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

Проведенный анализ практики применения ЕСН позволяет сформулировать следующие выводы:

Цели, декларируемые при введении ЕСН, не были достигнуты в полном объеме. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а даже увеличилось; количество органов, осуществляющих контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды, практически не сократилось.

Остается дискуссионной правовая природа ЕСН, имеющего признаки индивидуальной возмездности, что не соответствует законодательному определению налога как безвозмездного платежа.

Действующее законодательство по вопросам ЕСН противоречиво и нуждается в серьезной переработке.

Установленный налоговым законодательством целевой характер использования ЕСН, аккумулируемого в федеральном бюджете, противоречит принципам бюджетного законодательства.

Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан. В первой главе показана теоретическая схема налогообложения организации учета расчетов по ЕСН, освещена организация учета расчетов по ЕСН.

Сегодня широко используется автоматизированная организация бухгалтерского учета, в том числе и организация учета расчетов по ЕСН.

Несомненно, что ЕСН является - правильным и обоснованным шагом в организации налогового законодательства, но требуются доработки. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.


Список литературы

1. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет [Текст] / Ю.А. Бабаев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 476 с.

. Воробьева, Е.В. Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц 2006-2007 [Текст] / Е.В. Воробьева. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2007.

. Гейц, И.В. Единый социальный налог [Текст]: практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов / И.В. Гейц. - М.: НОУ ЛИК, 2006.

. Дубова, М.Д. Роль ЕСН в реализации социальной политики государства [Текст] / М.Д. Дубова, 2008.

. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета [Текст] / В.Р. Захарьин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2008.

. Николаева О.Н. ЕСН: возможности оптимизации [Текст] / О.Н. Николаева // Экономика и жизнь. - 2009. - №4. - С. 5-6. - Библиогр.: с. 6.

. Онуфриева М.Л. ЕСН в 2002 году [Текст] / М.Л. Онуфриева // Консультант. - 2007. - №4.-С. 7-8. - Библиогр.: с. 8.

. Разгулин С.В. Порядок уплаты ЕСН организациями [Текст] /С.В. Разгулин // Финансы. 2008. - №11.-С. 11. - Библиогр.: с. 11.

. Федеральный Закон от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

. Федеральный Закон от 08.02.2003 №25-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2003 год» (принят ГД ФС РФ 24.01.2003)

. Федеральный Закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 31.12.2002) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

. «Гражданский кодекс Российской федерации (Часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.03.2003)

. «Налоговый кодекс Российской федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

. Приказ МНС России от 21.02.2002 №БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумма налогового вычета и Порядка ее заполнения»

. Приказ МНС России от 01.02.2002 №БГ-3-05/49 «Об утверждении формы Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и Порядка ее заполнения»

. Приказ МНС России от 28.03.2002 №БГ-3-05/153 «Об утверждении формы Расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Порядка ее заполнения»

. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (ред. приказа от 24.03.2000) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 №1598)

. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»

Похожие работы на - Учет единого социального налога и страховых взносов по социальному страхованию и отчислению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!