Пути повышения кредитоспособности предприятия ООО 'Триумф'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    166,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения кредитоспособности предприятия ООО 'Триумф'

Содержание

Введение

. Теоретические основы кредитоспособности предприятия

.1 Понятие и сущность кредитоспособности

.2 Методика оценки кредитоспособности

.Оценка кредитоспособности предприятия ООО «Триумф»

.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия

.2 Оценка прибыльности и деловой активности предприятия

.3 Анализ ликвидности баланса и коэффициентов ликвидности

.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия

.Пути повышения кредитоспособности предприятия ООО «Триумф»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


В настоящее время банковский кредит в развитых странах имеет чрезвычайно важное значение в развитии реального сектора экономики, потому как привлечение предприятиями кредитов на развитие производства (при рациональном использовании привлечённых средств) приводит к повышению рентабельности собственных средств. Поэтому отношения, складывающиеся между банками и предприятиями по поводу кредитования, строго регламентированы системой законодательных норм и положений ведомственных актов. На их основании в практике западных банков разработаны надёжные схемы предоставления и возврата кредита.

В нашей стране негосударственные кредитные отношения существуют уже более 15 лет - 2 декабря 1990 года были приняты Федеральные законы «О Центральном Банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», однако, положительный опыт кредитования отечественными банками предприятий наработан весьма скудный и проблем в этой сфере в настоящий момент, пожалуй, ненамного меньше, чем пятнадцать лет назад. Одной из них является проблема определения кредитоспособности потенциального заемщика.

Кредитоспособность предприятия - это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Оценивается данная категория с помощью критериев, соответствие или несоответствие которым повышает или понижает вероятность возврата предприятием кредита.

Актуальность указанной темы обуславливается тем, что больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Поэтому интерес к данной теме никогда не снизиться.

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии понятия и сущности кредитоспособности предприятий, а также оценки и анализа данной экономической категории на примере объекта исследования.

Объектом исследования в работе является торговое предприятии г. Чебоксары - Общество с ограниченной ответственностью «Триумф».

Предметом исследования является изучение финансового состояния и оценка кредитоспособности ООО «Триумф» на основе данных его бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2005-2006 гг.

Задачи, которые необходимо рассмотреть для достижения поставленной в работе цели, следующие:

1.   изучить теоретические основы понятия кредитоспособности предприятия;

2.      провести оценку кредитоспособности на примере ООО «Триумф»;

.        выработать пути и предложения по дальнейшему укреплению платежеспособности объекта исследования.

В структурной части работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В качестве теоретической базы исследования при написании курсовой работы были использованы соответствующие нормативные документы и правовые акты, а также новейшие методические и периодические издания по рассматриваемому вопросу, в частности таких авторов как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Донцова Л.В., Никифорова Н.А. и др.

В качестве приложений в конце курсовой работы приведена бухгалтерская (финансовая) отчётность ООО «Триумф» по формам №1 «Бухгалтерский баланс», №2 «Отчёт о прибылях и убытках» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» за период 2005-2006гг.

1.   Теоретические основы кредитоспособности предприятия


1.1 Понятие и сущность кредитоспособности


Для большинства банков кредитование субъектов хозяйствования зачастую связано с риском невозврата кредитных ресурсов. Поэтому выбор методов и процедуры кредитования субъектов хозяйствования начинается с определения кредитоспособности ссудозаемщиков. При кредитовании крупных предприятий любая ошибка банка настолько велика, что при случае невыполнения условий кредитного договора банк подвергается значительному риску. Данное положение банка выражается в показателе соотношения прибыли и риска банка. Это означает, что банки должны уделять особое внимание кредитам, выдаваемым крупным предприятиям, учитывать то, что данные кредиты обычно бывают значительными в силу этого составляют повышенный риск.

Кредитоспособность - это способность кредитополучателя в установленный срок выполнить свои обязательства по кредитному договору.

Составляющими кредитоспособности юридического лица являются:

1.   юридическая правоспособность (способность иметь право и нести ответственность, форма собственности, состав учредителей и их репутация в деловом мире, право руководителей заключать хозяйственные, денежные и другие договора, право распоряжаться имуществом (ограничено ли уставом или правом учредителей), сумма, в пределах которой руководителю дается право заключать договор, наличие лицензии на вид деятельности и другое);

2.      техническая кредитоспособность (конкурентоспособность продукции, ее цена реализации и другое);

.        основные элементы плана маркетинга (схемы распространения продукции, ценообразования, рекламы, методы стимулирования продаж, организация сервиса и другое);

.        финансовая кредитоспособность (состояние оборотных средств, объем прибыли и ее использование, состояние и состав кредиторской и дебиторской задолженности и другое).

Мировая и отечественная практика позволила выделить критерии кредитоспособности:

¾  характер клиента;

¾      способность заимствовать средства;

¾      способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;

¾      капитал;

¾      обеспечение кредита;

¾      условия, в которых совершается кредитная сделка;

¾      контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представлений о целях кредита, соответствие кредитной политике банка.

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписки кредитного договора или ведения переговоров.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: его достаточность и степени вложения собственного капитала в кредитуемую операцию.

Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре.

К условиям, в которых совершается кредитная операция, относится текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка.

Последний критерий - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка - нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы:

¾  имеется ли законодательная и нормативная основа для деятельности заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия;

¾      как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового);

¾      насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.

Источниками информации для проведения банками анализа и определения критериев кредитоспособности кредитополучателей являются:

¾  форма 1 «Бухгалтерский баланс»,

¾      форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»,

¾      форма 3 «Отчет о движении источников денежных средств»,

¾      форма 4 «Отчет о движении денежных средств»,

¾      форма 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

¾      и форма 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», заполненные в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».

1.2 Методика оценки кредитоспособности


По мнению некоторых специалистов в сфере банковской деятельности принято оценивать кредитный риск по двум уровням:

¾  На уровне бизнес-риска.

¾      На уровне финансового риска.

Бизнес-риск, в свою очередь, оценивается по нескольким основаниям:

¾  оценка внешней среды функционирования предприятия (ОПФ, правовое регулирование, конкурентная среда);

¾      качество системы управления на предприятии;

¾      взаимоотношение клиента с банками (кредитная история);

¾      оценка кредитной заявки.

В данной курсовой работе мы ограничимся анализом внешней среды бизнес-риска.

Финансовый риск оценивается по данным бухгалтерской отчётности, достоверность которой, как уже говорилось, должна быть подтверждена безусловно положительным аудиторским заключением следующим образом:

¾  проследить простую динамику статей бухгалтерского баланса;

¾      оценить структуру имущества предприятия и источников его формирования;

2. Рассчитать относительные показатели по данным бухгалтерской отчётности. Все предлагаемые показатели можно разделить на шесть групп:

¾  Показатели прибыльности и рентабельности;

¾      Показатели деловой активности (оборачиваемости);

¾      Показатели ликвидности;

¾      Показатели финансовой устойчивости;

¾      Показатели обеспеченности запасов и затрат собственными средствами.

¾      Показатели платежеспособности.

I. Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности идентифицируют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. При оценке кредитоспособности рассчитываются обычно следующие основные показатели рентабельности:

1.   Рентабельность продаж:

Rпр =  (1)

где: Пр - прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

В - выручка (нетто), тыс. руб.

Данный показатель показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции (услуг).

. Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путём отношения прибыли от продаж к сумме затрат по реализованной продукции (услуг) (З):

Rп =  (2)

Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

. Рентабельность всего капитала предприятия исчисляется следующим образом:

RК =  (3)

где: Пб - брутто-прибыль до выплаты процентов и налогов, тыс.руб.

Ксовок - среднегодовая стоимость всего совокупного капитала предприятия, тыс. руб.

Данный показатель показывает эффективность использования всего имущества строительного предприятия.

. Рентабельность внеоборотных активов:

RАвн =  (4)

где: Авнеоб - среднегодовая стоимость внеоборотных активов предприятия, тыс. руб.

Данный показатель отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

. Рентабельность собственного капитала исчисляется отношением прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме собственного капитала предприятия (Кс):

RКс =  (5)

где: Кс - среднегодовая стоимость собственного капитала предприятия, тыс. руб.

Данный показатель показывает эффективность использования собственного капитала.

II. Анализ деловой активности предприятия выражается в оценке эффективности использования его оборотных средств. В этом случае главным показателем эффективности использования оборотных средств является коэффициент оборачиваемости, который показывает, какой объём реализации услуг приходится на 1 рубль вложенных в производство оборотных средств или сколько раз оборотные средства совершают кругооборот в течение определённого периода времени (месяца, квартала, года).

. Коэффициент оборачиваемости (Коб) оборотных средств определяется по формуле:

Коб = V / ОСсрг, (6)

где V - объём реализации работ (услуг);

ОСсрг - среднегодовой остаток оборотных средств.

. Коэффициент загрузки (Кзагр) показывает, сколько необходимо затратить оборотных средств, чтобы получить 1 рубль объёма реализации услуг. Коэффициент загрузки определяется по формуле:

Кзагр = ОСсрг / V (7)

. Длительность оборота оборотных средств (Д) рассчитывается по формуле:

Д = Кзагр ´ Т = ОСсрг ´ Т / V (8)

где Т - продолжительность анализируемого периода в днях.

III. Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется время для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платёжные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платёжных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платёжных средств величине краткосрочных долговых обязательств. Для проведения анализа ликвидности актив и пассив разбивают на 4 группы. В активе - в зависимости от сроков превращения их в денежную форму, в пассиве - в зависимости от сроков погашения обязательств.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность, налоги по приобретённым ценностям.

Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершённого производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А3).

Четвёртая группа (А4) - это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершённое строительство, расходы будущих периодов, долгосрочная дебиторская задолженность с отсрочкой платежа на год и более.

Соответственно на 4 группы разбиваются и обязательства предприятия:

П1 - наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи);

П2 - среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);

П3 - долгосрочные кредиты банка и займы;

П4 - собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.

Баланс будет считаться абсолютно ликвидным при выполнении следующих условий: А1 ³ П1, А2 ³ П2, А3 ³ П3, А4 £ П4.

Для оценки же платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели:

. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) - отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общёй сумме краткосрочных обязательств:

;(9)

Он показывает степень покрытия оборотными активами краткосрочных обязательств. Удовлетворяет обычно коэффициент больше 2.

. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности (коэффициент критической оценки) - отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к сумме краткосрочных финансовых обязательств.

;(10)

Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Он определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассива баланса).

=; (11)

Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счёт имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25, но на сегодняшний день по данным последних изменений каких-либо нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует.

IV. Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь - от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов предприятия. Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников капитала предприятия и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитывают следующие показатели:

12. коэффициент финансовой автономии (или независимости) - удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;

13.    коэффициент финансовой зависимости - доля заемного капитала в общей валюте баланса;

.        коэффициент текущей задолженности - отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;

.        коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент устойчивого финансирования) - отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса;

.        коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) - отношение собственного капитала к заемному;

.        коэффициент финансового левериджа, или коэффициент финансового риска, - отношение заемного капитала к собственному.

У предприятия, у которого больше доля постоянных затрат, выше безубыточный объем продаж и меньше зона безопасности (запас финансовой устойчивости).

Чтобы определить запас финансовой устойчивости (ЗФУ), необходимо из выручки вычесть безубыточный объем продаж и полученный результат разделить на выручку:

ЗФУ =  (12)

Безубыточный объём продаж определяется следующим образом:

= (13)

Таким образом, нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.

Чтобы узнать, какая сумма собственного капитала используется в обороте, необходимо от общей суммы собственного капитала вычесть сумму долгосрочных (внеоборотных) активов (разд. I актива баланса) за минусом той части, которая сформирована за счет долгосрочных кредитов банка и лизинга.

= разд.III + стр.640 + стр.650 - (разд.I - ДКБ - ЗЛ) (14)

Сумму собственного оборотного капитала (чистые оборотные активы) можно рассчитать и таким образом: из общей суммы оборотных активов (разд. II баланса) вычесть сумму краткосрочных финансовых обязательств.

V. Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость, является обеспеченность запасов (материальных оборотных активов) устойчивыми источниками финансирования, к которым относится не только собственный оборотный капитал, но и краткосрочные кредиты банка под товарно-материальные ценности. Излишек или недостаток плановых источников средств для формирования запасов (постоянной части оборотных активов) является одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия, в соответствии с которым выделяют четыре ее типа.

1. Абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость, если запасы (3) меньше суммы собственного оборотного капитала (СОК):

З < СОК; К = > 1 (15)

. Нормальная краткосрочная финансовая устойчивость, при которой запасы больше собственного оборотного капитала, но меньше плановых источников их покрытия:

СОК < З < Ипл; К =  > 1 (16)

. Неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения временно свободных источников средств (Ивр) в оборот предприятия: непросроченной задолженности персоналу по оплате труда, бюджету по налоговым платежам, внебюджетным фондам, поставщикам и т. д. Но поскольку капитал в запасах находится довольно продолжительное время, а сроки погашения данных обязательств наступят очень скоро,, то вложение коротких денег в длинные активы может вызвать значительные финансовые трудности для предприятия.

З = Ипл + Ивр; К =  < 1 (17)

. Кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства), при котором:

З > Ипл + Ивр; К =  < 1 (18)

Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банка, поставщикам, бюджету и т.д. А это означает, что предприятие находится в кризисной ситуации.

В следующем разделе приступим к непосредственной оценке кредитоспособности торгового предприятия ООО «Триумф» на основе вышеизложенной методики.

 

2.   Оценка кредитоспособности предприятия ООО «Триумф»


2.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия


Общество с ограниченной ответственностью «ТРИУМФ», именуемое в дальнейшем "Общество" учреждено в соответствии с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" №14-ФЗ от 08.02.98г (далее “Федеральный закон”) и действующим законодательством Российской Федерации.

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «ТРИУМФ». Сокращенное наименование: ООО «ТРИУМФ»

Место нахождения Общества: 428000, Чувашская Республика, город Чебоксары, Гагарина, дом 34-222. Учредителем Общества является физическое лицо, гражданин Российской Федерации: Тимофеев Александр Алексеевич.

ООО «Триумф» создано в целях развития предпринимательства и извлечения прибыли. Основные виды деятельности ООО «Триумф»:

¾  оптовая торговля обувью и одеждой специального назначения;

¾      прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

¾      розничная торговля спецобувью. спецодеждой;

¾      розничная торговля верхней, летней одеждой;

¾      ремонт всех видов обуви, всех родов обуви: мужской, женской, детской, различных методов крепления и различных материалов верха;

¾      производство обуви и одежды специального назначения;

¾      пошив верхней, летней одежды по индивидуальным заказам;

¾      предоставление прочих услуг;

ООО «Триумф» осуществляет все виды хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащих предмету и основным задачам его деятельности.

Рис. 1. Организационная структура аппарата управления ООО «ТРИУМФ»

Основными путём совершенствования представленной на рисунке 1 организационной структуры ООО «Триумф» могло бы стать сокращения должности заместителя директора по ремонту обуви и перевод находящегося под его руководством заведующего мастерскими по ремонту обуви под руководство начальника производства по пошиву спецодежды и спецобуви.

В свою очередь, такая перестановка позволила бы более эффективно управлять процессом производства и одновременно сократить аппарат управления.

Руководство текущей деятельностью ООО «Триумф» осуществляется его Директором Тимофеевым А.А.

К его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью исследуемого предприятия.

Таблица 1

Показатели эффективности использования основных средств ООО «Триумф» за период 2005-2006 гг.


Данные таблицы 1 показывают нам, что за 2006г. произошло снижение части показателей эффективности использования основных средств ООО «Триумф». Так, фондоотдача уменьшилась на 3,84 руб., а фондорентабельность - на 0,82 ед., что в свою очередь было обусловлено значительным превышением темпов роста основных средств над темпами роста объёмов деятельности торгового предприятия. Одновременно с этим мы можем видеть, что положительная тенденция роста наблюдается у показателей фондоёмкости и фондовооружённости. В частности, фондовооружённость возросла за 2006 г. на 27,7 тыс. руб. и составила на конец отчётного периода 44,6 тыс. руб. основных средств предприятия на 1 работающего.

Далее на основании таблицы 2 рассмотрим показатели динамики изменения оборотных средств ООО «Триумф» в анализируемом периоде.

Данные таблицы 2 показывают нам, что на анализируемом предприятии за отчётный период произошло уменьшение оборотных средств на 32,72% или на 2792 тыс. руб. Такая тенденция положительна для финансового состояния ООО «Триумф» и говорит об ускорении оборачиваемости имеющихся на балансе управления активов.

Таблица 2

Показатели динамики, состава, структуры оборотных средств ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.

В частности, произошло значительное уменьшение производственных запасов на 47,98% или на 1655 тыс. руб. Одновременно с ними за отчётный период снизилась и дебиторская задолженность предприятия, её спад произошёл на 37,82% или на 1460 тыс. руб. Обратная ситуация наблюдается лишь по статье оборотных активов «Денежные средства» и «Краткосрочные финансовые вложения». За 2006 г. их увеличение произошло соответственно на 226 тыс. руб. и на 129 тыс. руб. по отношению к уровню на начало отчётного года. На конец отчётного периода сумма денежных средств а балансе ООО «Триумф» составляла 250 тыс. руб., а сумма краткосрочных финансовых вложений - 400 тыс. руб.

Оценку эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Триумф» рассмотрим по данным нижерасположенной таблицы 3. Как видим по данным таблицы 3, показатели труда ООО «Триумф» за анализируемый период имеют положительную тенденцию роста. В частности, на конец 2006г. мы можем наблюдать увеличение среднесписочной численности на 3 чел. по отношению к уровню предыдущего года, и на конец отчётного периода среднесписочная численность торгового предприятия составила 2 чел. Её рост был обусловлен, прежде всего, расширением собственной торговой сети, что потребовало привлечение дополнительного персонала.

Одновременно с ростом численности возросла и производительность труда, за 2006г. её уровень увеличился на 4,06% к уровню предыдущего года и составил на 31.12.2006 г. 112,04 тыс. руб. На рост производительности в целом немаловажное влияние оказало также увеличение объёмов деятельности ООО «Триумф» в анализируемом году.

Несмотря на это, имеются и негативные стороны изменения показателей по труду. Так, за 2006 г. среднемесячная заработная плата по предприятию составила 5437 руб., что на 54,19% выше уровня 2005 г. При этом стоит отметить такой негативный фактор, как значительное превышение темпов роста средней заработной платы над темпами роста производительности труда. В дальнейшем такая тенденция может привести к противоположной ситуации, когда при одновременном росте оплаты труда будет снижаться её производительность, а это в свою очередь окажет негативное влияние на прибыльность торгового предприятия.

В целом же по итогам деятельности предприятия, за 2006г. прибыль в расчёте на 1 работника увеличилась на 16,7 тыс.руб. по отношению к уровню 2005г. и составила 59,57тыс.руб. При этом за счёт значительного повышения темпов роста заработной платы на исследуемом предприятии, уровень прибыли в расчёте на 1руб. расходов на оплату труда составил за 2006 г. 1,22руб., что на 0,20 руб. ниже уровня 2005 г.

Таблица 3

Показатели по труду ООО «Триумф» за период 2005-2006 гг.

Таким образом, по результатам вышеприведённых таблиц можно отметить, что на конец отчётного 2006г. состояние ресурсного потенциала ООО «Триумф» стабильное, о чём нам говорят такие факторы, как: обновление основных производственных фондов, ускорение оборачиваемости оборотных средств и значительный рост производительности труда на предприятии наряду с одновременным увеличением объёмов торговой деятельности.

2.2 Оценка прибыльности и деловой активности предприятия


Как известно, финансовые результаты деятельности любого предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Рассмотрим их значение по исследуемому нами предприятию за анализируемый период по данным нижеприведённых таблиц 4 и 5.

Как следует из данных таблицы 4, выручка ООО «Триумф» за 2006 г. увеличилась по сравнению с 2005г. на 7,6% и составила на конец периода 10308 тыс. руб. Себестоимость торгового предприятия за 2006г. увеличилась также на 7,6% в сравнении с 2005 г., что свидетельствует об увеличении затрат на торговую деятельность.

За отчётный период 2006г. чистая прибыль ООО «Триумф» увеличилась на 1548 тыс. руб., что следует оценить положительно.

Таблица 4

Формирование финансовых результатов ООО «Триумф» за 2005-2006 гг. (сумма - тыс. руб., уровень - в % к выручке)


К отрицательным изменениям следует отнести уменьшение прочих операционных доходов на 199 тыс. руб., что было обусловлено некоторым спадом производственной деятельности и расширением торговой.

Одновременно с этим на наш взгляд следует негативно оценить такой фактор, как равномерное соотношение темпов роста выручки ООО «Триумф» за 2006г. и темпов роста себестоимости на 7,6%. Это говорит о неэффективности использования предприятием собственных ресурсов, а также о значительном росте затрат на реализацию отдельных товарных групп по отношению к предыдущим периодам.

Далее по данным таблицы 5 рассмотрим показатели прибыли и рентабельности торгового предприятия ООО «Триумф» за 2005 - 2006 гг.

Расчетные данные, приведённые в таблице 5 показывают, что в отчётном периоде в сравнении с предыдущими годами произошло увеличение практически всех показателей прибыльности и рентабельности предприятия.

В частности, если в 2005 г. прибыль до налогообложения составляла 3815тыс. руб., то уже за 2006 г. она возросла ещё на 1665 тыс. руб. и составила на конец периода 5480 тыс. руб.

Таблица 5

Показатели прибыли и рентабельности ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.

Значительный рост показателей рентабельности ООО «Триумф» прежде всего, обусловлен указанным нами выше увеличением темпов роста показателей прибыльности данного предприятия. В частности, мы видим, что рентабельность продаж возросла за 2006 г. по отношению к 2005 г. на 0,59%, общая рентабельность увеличилась за тот же период на 13,35%, рост расчётной рентабельности за 2006г. составил 12,46%, экономической рентабельности - 0,36%. Снижение произошло лишь по показателю рентабельности собственного капитала на 4,52%, что в свою очередь было обусловлено превышением темпов роста собственного капитала ООО «Триумф» над темпами роста его прибыли от реализации товаров, продукции (работ, услуг).

Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности или деловой активности являются обобщающими параметрами, позволяющими качественно оценить кредитоспособность анализируемого нами предприятия. Их мы можем рассмотреть по полученным нами данным в таблице 6.

Анализируя показатели таблицы 6, мы видим, что за 2006 г. значение коэффициента оборачиваемости, отражающего эффективность использования всех оборотных активов предприятия, составляет соответственно 1,22 и 1,44 что указывает на значительное ускорение кругооборота средств предприятия. На каждый рубль активов ООО «Триумф» реализовано продукции за 2005 г. и 2006 г. соответственно на 1,22 руб. и 1,44 руб.

Коэффициент оборачиваемости запасов, отражающий число оборотов запасов и затрат предприятия, повысился за 2006 г. на 1,50 (с 2,43 до 3,93). Для продажи же запасов предприятию в начале 2006 г. требовалось 148 дней, а в конце анализируемого периода - уже 92 дня.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. В нашем случае коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия за 2006г. понизился на 0,16 (с 3,45 до 3,29). Средний срок оборота дебиторской задолженности характеризует срок ее погашения. На конец 2005 г. значение данного коэффициента составило 104 дня, а на конец 2006 г. - 109 дней.

Таблица 6

Оценка деловой активности ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.


Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Значение данного коэффициента в ООО «Триумф» за два анализируемых периода возросло на 4,7 (с 2,69 до 7,39). Средний срок оборота кредиторской задолженности анализируемого предприятия за 2006 г. увеличился с 134 до 49 дней соответственно. Этот коэффициент указывает средний срок возврата долгов предприятия, и в нашем случае тенденция его изменения за отчётный период положительная для финансового состояния ООО «Триумф» в целом.

В целом же по итогам приведённой оценки показателей прибыльности, рентабельности и деловой активности, исследуемое нами торговое предприятие ООО «Триумф» можно охарактеризовать, как прибыльное и финансово независимое предприятие.

2.3 Анализ ликвидности баланса и коэффициентов ликвидности


Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.

Для начала сопоставим активы и пассивы баланса ООО «Триумф» по данным таблицы 7.

Как видим по данным этой таблицы, за отчётный период у предприятия произошли значительные изменения в динамике активов и пассивов баланса. Так, в структуре актива баланса ООО «Триумф» за 2006 г. произошло резкое увеличение внеоборотных активов на 4971 тыс. руб., в частности за счёт привлечения основных средств на 5164 тыс. руб.

Одновременно с приростом внеоборотных активов произошло значительное уменьшение оборотных активов анализируемого предприятия. За 2006 г. по сравнению с 2005 г. оборотные активы ООО «Триумф» снизились на 2792 тыс. руб. И прежде всего такое их уменьшение связано с сокращением дебиторской задолженности на 1492 тыс. руб. за счёт поиска новых рынков сбыта, покупателей и заказчиков продукции, реализуемой ООО «Триумф».

Таблица 7

Аналитический баланс ООО «Триумф» за период 2005-2006 гг., тыс. руб.

За отчётный период возросла также и нераспределённая прибыль предприятия. Её увеличение за 2006 г. по сравнению с 2005 г. составило 2430 тыс. руб. Такая тенденция положительна для стабильности и финансовой устойчивости предприятия.

Немаловажным будет заметить также и то, что за рассматриваемый нами период времени наряду со снижением дебиторской задолженности, произошло снижение и кредиторской задолженности ООО «Триумф». Её спад за 2006 г. по отношению к 2005 г. составил 219 тыс. руб., что говорит об эффективном и рациональном распределении предприятием собственных ресурсов.

Далее воспользуемся рассмотренной в предыдущей главе методикой и наглядно представим динамику соответствующих группировок актива и пассива по анализируемому нами предприятию, которую отражает таблица 8, представленная ниже.

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности.

Таблица 8

Анализ ликвидности баланса ООО «Триумф» за 2005-2006 гг., тыс. руб.


Как видим из данных таблицы 8, баланс ООО «Триумф» за весь анализируемый период с 2005 по 2006 гг. не является абсолютно ликвидным по причине несоблюдения лишь одного из условий ликвидности, а именно: активы первой группы баланса предприятия не превышают наиболее срочные обязательства первой группы пассива баланса: но при этом если на конец 2005 г. недостаток активов составлял 1209 тыс. руб., то к концу отчётного 2006 г. он сократился на 47,5% и составил 635 тыс. руб.

Такая положительная тенденция говорит о том, что хотя организация ООО «Триумф» и не способна погасить свою кредиторскую задолженность как за счёт краткосрочных финансовых вложений, так и за счёт денежных средств, находящихся в кассе предприятия и на его расчётных счетах, вследствие их недостаточности, но при этом предприятие старается систематически контролировать и синхронизировать поступления собственных наиболее ликвидных активов.

Быстрореализуемые активы же, напротив, полностью покрывают краткосрочные пассивы предприятия, при этом если на конец 2005 г. их платёжный излишек составлял 5420 тыс. руб., то к концу 2006г. он снизился на 1804 тыс. руб. и составил 3616 тыс. руб. Следствием такого их снижения явилось сокращение дебиторской задолженности предприятия, связанное с эффективной работой с дебиторами предприятия.

Аналогичная ситуация наблюдается и в третьей группировке активов и пассивов предприятия, в нашем случае на конец 2005г. медленно реализуемые активы на 2075 тыс. руб. превышали долгосрочные пассивы, и к концу 2006 г. уровень их платёжного излишка снизился на 53,3%, что в конечном итоге дало предприятию излишек медленно реализуемых активов в размере 970 тыс. руб.

И, наконец, положительная тенденция наблюдается и в четвёртой группировке активов и пассивов рассматриваемого предприятия: если на начало 2005 г. излишек источников собственных средств составлял 802 тыс. руб., то уже к концу 2006 г. за счёт значительного увеличения нераспределённой прибыли предприятия, этот платёжных излишек увеличился и составил 3951 тыс. руб. Таким образом, большая часть условий ликвидности баланса нашего предприятия выполняется на протяжении всего анализируемого периода. В целом же бухгалтерский баланс ООО «Триумф» можно признать балансом средней ликвидности, что говорит о возможности предприятия на конец отчётного периода покрыть собственные обязательства при помощи быстрореализуемых и медленно реализуемых активов.

Для того же, чтобы оценить кредитоспособность в краткосрочной перспективе, рассчитаем относительные показатели ликвидности: коэффициент текущей ликвидности (Ктл), коэффициент промежуточной ликвидности (Кпл) и коэффициент абсолютной ликвидности (Кал). Расчет показателей ликвидности, а также методика факторного анализа коэффициентов ликвидности подробно приведена в разделе 1.2. данной курсовой работы. Как уже говорилось выше, при анализе текущего финансового состояния предприятия используются также относительные показатели ликвидности:

. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов):

Данный показатель рассчитывается как отношение всех оборотных средств к величине срочных обязательств. Рассчитаем значение данного показателя по рассматриваемому предприятию:

2005 год: = =;

год: = =;

Превышение текущих активов над текущими пассивами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены. Другими словами, коэффициент покрытия определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости текущих активов, вызванными непредвиденными обстоятельствами, способными приостановить или сократить приток денежных средств. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2. В нашем случае величина его на конец как 2005 г., так и 2006 г. удовлетворяет указанному нормативу (5,5 в 2005 г. и 4,4 в 2006 г. соответственно), но всё же как видим к концу отчётного периода наблюдается тенденция снижения коэффициента текущей ликвидности.

Изменение уровня коэффициента текущей ликвидности может произойти за счёт увеличения или уменьшения суммы по каждой статье текущих активов и текущих пассивов (см. рис. 2).

Рис. 2. Блок-схема факторного анализа коэффициента текущей ликвидности

В первую очередь необходимо определить, как изменился коэффициент ликвидности в 2006 году за счёт факторов первого порядка:

=; =; =;

Изменение уровня коэффициента текущей ликвидности общее:

,3751 - 5,4574 = - 1,0823;

в том числе за счёт изменения:

суммы текущих активов 3,7380 - 5,4574 = - 1,7194;

суммы текущих обязательств 4,3751 - 3,7380 = + 0,6371;

Как видим основным негативным фактором, повлиявшим на общее снижение относительного показателя текущей ликвидности, явилось уменьшение суммы текущих активов предприятия, в частности дебиторской задолженности и запасов (влияние: - 1,7194), и хотя уменьшение суммы текущих обязательств, напротив, оказало положительное влияние на изменение коэффициента текущей ликвидности (влияние: + 0,6371), всё же данный фактор не превзошёл фактор предыдущий. Затем способом пропорционального деления эти приросты можно разложить по факторам второго порядка. Для этого долю каждой статьи текущих активов в общем изменении их суммы нужно умножить на прирост коэффициента текущей ликвидности за счёт данного фактора. Аналогично рассчитывается влияние факторов второго порядка на изменение величины коэффициента ликвидности и по текущим пассивам (таблица 9).

И как видим расчёт влияния факторов второго порядка на изменение величины коэффициента текущей ликвидности показал, что наибольшее и значительное негативное влияние оказал фактор изменения дебиторской задолженности ООО «Триумф», а в частности её уменьшения в отчётном 2006 г. на 1492 тыс. руб. Но если производить расчёт общего коэффициента ликвидности по такой схеме, то почти каждое предприятие (как мы можем убедиться и на нашем случае), накопившее большие материальные запасы, часть которых трудно реализовать, может рано или поздно оказываться кредитоспособным. Поэтому банки и прочие инвесторы отдают предпочтение коэффициенту быстрой (промежуточной) ликвидности.

кредитоспособность финансовый платежеспособность

Таблица 9

Расчёт влияния факторов второго порядка на изменение величины коэффициента текущей ликвидности по ООО «Триумф» в 2006 г.

2. Коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент критической оценки) показывает отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия. Рассчитаем данный показатель за анализируемые периоды:

2005 год: =; =;

год: = =;

Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0.

Из наших расчетов видно, что значение данного коэффициента до конца 2006 г. находится на уровне выше нормативного, в пределах соотношения 0,7-3,3. Хотя к концу 2006 г. этот показатель снизился за счёт уменьшения дебиторской задолженности ООО «Триумф» и составил значение 3,32, что также является нормальным результатом для данного коэффициента ликвидности.

. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Он определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в платёжные средства. Рассчитаем его значение за анализируемые периоды:

год: = =;

год: = =

Значение коэффициента предположительно признаётся достаточным, если он составляет 0,20-0,25. Если предприятие в текущий момент может на 20-25% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. На предприятии ООО «Триумф» на начало 2006 г. абсолютный коэффициент ликвидности составлял 0,2 а на конец - 0,5, что в обоих вариантах достигает нормативного значения, и одновременно с этим заметна тенденция роста данного показателя в отчётном периоде вследствие превышения темпов роста денежных средств предприятия на темпами увеличения его краткосрочных обязательств.

Это говорит о том, что на конец отчетного 2006 г. исследуемое нами предприятие может покрыть имеющимся у него банковским активом большинство наиболее срочных обязательств и краткосрочные пассивы. А теперь подведём некоторые итоги по рассчитанным нами показателям ликвидности (табл.10).

Таблица 10

Относительные показатели ликвидности ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.

Как видим анализируемое нами предприятие по результатам хозяйственной деятельности на конец 2006 г. является ликвидным, но одновременно с этим ООО «Триумф» нельзя назвать организацией с абсолютно благоприятным финансовым состоянием, поскольку его ликвидность по результатам отчётного периода всё же имеет тенденцию к снижению, хотя на наш взгляд в перспективе возможно укрепление кредитоспособности.

2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия


Анализ финансовой устойчивости предприятия начинают с оценки соотношения собственного и заёмного капитала. Рассмотрим данное соотношение на основе относительных показателей, приведённых в таблице 11.

Итак, как видим по данным таблицы 11, положительными факторами в нашем случае оказались:

увеличение удельного веса собственного капитала ООО «Триумф» в 2006 г. на 0,038 ед., на конец отчётного периода собственным капиталом предприятия покрывается 89,0% имущества предприятия;

увеличение коэффициента покрытия долгов собственным капиталом на 2,32 ед., его значение к концу 2006 г. составило 8,083. Тенденция роста в данном случае была обусловлена ростом на балансе предприятия нераспределённой прибыли и значительным снижением обязательств предприятия;

Таблица 11

Плечо финансового рычага уменьшилось в отчётном периоде на 0,05 ед. Это в свою очередь свидетельствует о том, что финансовая зависимость ООО «Триумф» от внешних инвесторов значительно понизилась и доля собственного капитала имеет положительную тенденцию к увеличению.

Далее рассчитаем уровень финансового левериджа по данным анализируемого предприятия (см. табл. 12).

На основании полученных в таблице 12 данных можно сделать вывод, что при сложившейся на исследуемом нами предприятии структуре источников капитала каждый процент прироста брутто-прибыли обеспечивает увеличение чистой прибыли на 1,019%, что в свою очередь является высоким показателем. В такой же пропорции будут изменяться данные показатели и при спаде производства.

Таблица 12

Оценка уровня финансового левериджа ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.


Взаимосвязь между объёмом производства, постоянными и переменными затратами выражается показателем производственного (операционного) левериджа, от уровня которого зависят прибыль предприятия и его финансовая устойчивость (см. табл. 13).

Таблица 13

Расчёт безубыточного объёма продаж и запаса финансовой устойчивости ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.


На основании полученных данных таблицы 13 построим график безубыточности ООО «Триумф» на конец 2006 г. (см. рис. 3)

Как показывает расчёт, представленный нами в таблице 13 и показанный на рис.3, в 2005 г. нужно было реализовать продукции на сумму 5291 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 9583 тыс. руб., что выше пороговой на 4292 тыс. руб., или на 44,79%. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности предприятия.

Рис.3 График безубыточности ООО «Триумф» на конец 2006 г.

В отчётном 2006 г. запас финансовой устойчивости значительно вырос на 1,64% и составил 4692 тыс. руб., это было обусловлено тем, что исследуемое предприятие снизило долю переменных затрат в себестоимости реализованной продукции, что можно оценить положительно. Однако запас финансовой устойчивости достаточно большой. Выручка может уменьшится ещё на 45,52% и только тогда рентабельность будет равна нулю.

Таблица 14

Расчёт суммы собственного оборотного капитала ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.


Далее по данным таблицы 14 узнаем какая сумма собственного капитала исследуемого предприятия используется в обороте. Сумму собственного оборотного капитала (чистые оборотные активы) можно рассчитать следующим образом: из общей суммы оборотных активов (разд. II баланса) вычесть сумму краткосрочных финансовых обязательств (разд. V пассива за вычетом доходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов и платежей).

Приведённые в таблице 14 данные свидетельствуют о некотором снижении финансовой устойчивости ООО «Триумф» в 2006 г. по отношению к уровню 2005 г., так как уменьшение собственного оборотного капитала составило в отчётном периоде 2573 тыс. руб.

Рассчитаем также структуру распределения собственного капитала, т.е. долю собственного оборотного капитала и долю собственного основного капитала в общей его сумме (см. табл.15).

Как видим по данным таблицы 15, на анализируемом нами предприятии по состоянию на конец 2006 г. доля собственного капитала, находящаяся в обороте, значительно снизилась на 0,31 ед. что следует оценить негативно. Причины изменения величины собственного оборотного капитала (чистых оборотных активов) устанавливаются сравнением суммы за базисный и отчётный периоды по каждому источнику формирования постоянного капитала (разд. III и IV баланса) и по каждой статье внеоборотных активов (разд. I баланса) (см. табл.16).

Таблица 15

Расчёт структуры распределения собственного капитала ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.


Из таблицы 16 видно, что дополнительное вложение капитала в основные производственные фонды в размере 5164 тыс. руб. вызвало уменьшение величины собственного оборотного капитала.

Таблица 16

Анализ влияния факторов на изменение наличия собственного оборотного капитала ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.

И в заключение данного раздела рассмотрим обеспеченность запасов (материальных оборотных активов) ООО «Триумф» устойчивыми источниками финансирования, к которым относится не только собственный оборотный капитал, но и краткосрочные кредиты банка под товарно-материальный ценности. Мы проведём оценку излишка или недостатка плановых источников средств для формирования запасов на конец отчётного периода 2006 г.

Запасы (З): 1794 т. руб.; Собственный оборотный капитал (СОК): 4455 тыс. руб.

Временно свободные источники средств (Ивр): 1285 тыс. руб.

Плановые источники покрытия запасов (Ипл): отсутствуют.

Таким образом, из указанных данных получим следующее соотношение:

З < СОК; К = > 1

Таким образом, на исследуемом нами предприятии наблюдается абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость, что делает предприятие вполне кредитоспособным.

3.   Пути повышения кредитоспособности предприятия ООО «Триумф»


По результатам проведённой в предыдущем разделе курсовой работы оценки кредитоспособности торгового предприятия ООО «Триумф» мы выяснили, что на исследуемом предприятии на конец отчётного периода наблюдается абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость, что делает его вполне кредитоспособным перед внешними инвесторами.

Несмотря на это, для банка также важно, чтобы по результатам анализа была выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового прогнозирования деятельности предприятия с целью недопущения банкротства в долгосрочной перспективе и повышения его кредитоспособности в будущем путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

Одним из распространенных на сегодняшний день методов финансового прогнозирования является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса, которым мы и воспользуемся при составлении плана повышения кредитоспособности торгового предприятия ООО «Триумф».

Прогнозная отчетность может составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый период времени.

Итак, основными мероприятиями, которые составят основную часть плана укрепления кредитоспособности ООО «Триумф» в 2007 г., можно назвать следующие:

¾  улучшение договорной дисциплины путём заключения поиска новых поставщиков и заключения выгодных контрактов на реализацию товарной продукции;

¾      систематическое погашение и регулирование как дебиторской, так и кредиторской задолженности. При этом следует учитывать, что кредиторская и дебиторская задолженность должны находится практически на одном уровне;

¾      увеличение объёмов реализации продукции путём выхода на новые более выгодные рынки сбыта и расширения торговой сети;

¾      снижение себестоимости товарной продукции;

Далее проведём экономическое обоснование указанных мероприятий.

Для начала составим ожидаемый в 2007 г. прогноз продаж по ООО «Триумф». Для этого воспользуемся методикой определения показателя производственно-финансового левериджа и проведём анализ планирования прибыли от продаж ОАО «Триумф» на 2007 г. и анализ запаса предполагаемой финансовой устойчивости (зоны безубыточности) данного предприятия.

Как уже говорилось ранее, показатель производственно-финансового левериджа отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга. Так, если в нашем случае планируемый прирост объёма продаж ООО «Триумф» на 2007 г. составляет 10%, прибыли от продаж - 15%, чистой прибыли - 45%, то:

 


На основании этих данных можно сделать вывод, что при сложившейся в отчётном 2006 г. структуре издержек в ООО «Триумф» и структуре источников капитала увеличение объёма производства на 1% обеспечит прирост прибыли от продаж на 1,5% и прирост чистой прибыли на 4,5%. Каждый процент прироста прибыли от продаж приведёт к увеличению чистой прибыли на 3,0%. В такой же пропорции будут изменяться данные показатели и при спаде производства ОАО «Триумф».

Далее по методике, описанной ранее, рассчитаем безубыточный объём продаж (порог рентабельности) на 2007г., т.е. ту сумму предполагаемой в прогнозном году выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов ОАО «Триумф». Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Таблица 17

Расчёт порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости ОАО «Триумф» на 2007 г.

Как показывает расчёт (табл.17), в 2006 г. нужно было реализовать продукции на сумму 5616 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактическая выручка составила 10308 тыс. руб., что выше пороговой на 4692 тыс. руб., или на 45,52%. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности предприятия.

В прогнозируемом 2007 г. запас финансовой устойчивости несколько увеличится, так как вновь созданное предприятие ОАО «Триумф» планирует снизить долю переменных затрат в себестоимости реализованной продукции. Однако запас финансовой устойчивости достаточно большой. Выручка может уменьшиться ещё на 46,0% и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка в 2007 г. станет ещё ниже, то ОАО «Триумф» станет убыточным, будет «проедать» собственный или заёмный капитал и обанкротится. Поэтому в этом случае нужно постоянно следить за уровнем запаса финансовой устойчивости, выяснят, насколько близок или далёк порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка рассматриваемого предприятия. С учётом полученных данных составим прогнозный отчёт о прибылях и убытках, а на основе него проведём расчёт показателей рентабельности на 2007 г.

Таблица 18

Прогнозный отчёт о прибылях и убытках по ОАО «Триумф» на 2007 г.

Как видим по данным табл. 18, согласно приведённым нами выше мероприятиям по укреплению кредитоспособности ООО «Триумф», мы не включили в прогнозируемый отчёт о прибылях и убытках внереализационные доходы и расходы с учётом того, что активы исследуемой организации сосредоточены прежде всего на основной рентабельной деятельности.

В то же время следует помнить, что при любых условиях невозможно получить совершенно точный прогноз продаж, так как он должен основываться на будущих событиях. В то же время при серьезной подготовке возможно разработать прогноз продаж, который будет, по мнению руководства ООО «Триумф», достаточно точным. После же разработки обоснованного прогноза продаж финансовые работники ООО «Триумф» могут определить объём инвестиций в основные средства и оборотный капитал для обеспечения данного объёма продаж.

Таблица 19

Прогнозный расчёт показателей рентабельности ООО «Триумф» на 2007 г.


Как видим по данным таблицы 19, согласно прогнозными оценкам ООО «Триумф» в 2007 г. вследствие роста объёмов закупок и реализации товарной продукции, а также снижения её себестоимости путём выхода на более выгодные рынки сбыта значительно увеличиться и рентабельность деятельности предприятия. Так, по прогнозным оценкам на 2007 г. прирост рентабельности продаж составит 0,91%, общая рентабельность при этом возрастёт на 15,59%, расчётная рентабельность - на 15,55%.

В заключение отметим также, что в результате осуществления перечисленных ранее мер плана дальнейшего укрепления кредитоспособности исследуемого предприятия уже через один год будет обеспечено значительное повышение финансовой независимости ООО «Триумф» и любые дестабилизационные внешние факторы не будут столь чувствительны для платежеспособности данного предприятия.

Заключение


Целью данной курсовой работы являлось изучение анализа и оценки степени кредитоспособности предприятия. В качестве объекта и предмета исследования нами была использована бухгалтерская (финансовая) отчётность торгового предприятия ООО «Триумф» за 2005-2006 гг.

Для её оценки на сегодняшний день банки и кредитные учреждения используют расчёт относительных показателей по данным бухгалтерской отчётности предприятия-заёмщика. Все предлагаемые показатели можно разделить на шесть групп:

1.   показатели прибыльности и рентабельности;

2.      показатели деловой активности (оборачиваемости);

.        показатели ликвидности;

.        показатели финансовой устойчивости;

.        показатели обеспеченности запасов и затрат собственными средствами.

.        показатели платежеспособности.

На основе указанных групп показателей в ходе исследования в курсовой работе нами была осуществлена оценка кредитоспособности торгового предприятия ООО «Триумф», в результате чего мы выяснили, что на исследуемом предприятии на конец отчётного периода наблюдается абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость, что делает его вполне кредитоспособным перед внешними инвесторами.

При этом основными мероприятиями, которые составят основную часть плана дальнейшего укрепления кредитоспособности ООО «Триумф» в 2007 г., можно назвать следующие:

¾  улучшение договорной дисциплины путём заключения поиска новых поставщиков и заключения выгодных контрактов на реализацию товарной продукции;

¾      систематическое погашение и регулирование как дебиторской, так и кредиторской задолженности. При этом следует учитывать, что кредиторская и дебиторская задолженность должны находится практически на одном уровне;

¾      увеличение объёмов реализации продукции путём выхода на новые более выгодные рынки сбыта и расширения торговой сети;

¾      снижение себестоимости товарной продукции;

Согласно же прогнозными оценкам ООО «Триумф» в 2007 г. вследствие роста объёмов закупок и реализации товарной продукции, а также снижения её себестоимости путём выхода на более выгодные рынки сбыта значительно увеличиться и рентабельность деятельности предприятия. Так, по прогнозным оценкам на 2007 г. прирост рентабельности продаж составит 0,91%, общая рентабельность при этом возрастёт на 15,59%, расчётная рентабельность - на 15,55%.

В заключение отметим также, что в результате осуществления перечисленных мероприятий плана дальнейшего укрепления кредитоспособности исследуемого предприятия уже через один год будет обеспечено значительное повышение финансовой независимости ООО «Триумф» и любые дестабилизационные внешние факторы не будут столь чувствительны для платежеспособности данного предприятия.

Список использованной литературы


1.   Гражданский Кодекс РФ (часть первая и вторая) № 51-ФЗ и № 14-ФЗ. - М.: Проспект, 2004.

2.      Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве» от 26.10.2002г. № 6-ФЗ

.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 43-н.

.        Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 34-н (ПБУ 4/99).

.        Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н;

.        Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н;

.        Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / под ред. Иванова Г.П.- М.: Закон и право, 2001.-354с.

.        Бобылева А.Э. Финансовое оздоровление фирмы. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2004.-420с.

.        Гончаров А.И. Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика. - М.: Дело, 2004.-232с.

.        Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Дело и сервис, 2004.-323с.

.        Зуб А.Т. Антикризисное управление. - М.: Финансы и статистика, 2004.-240с.

.        Карелина С.Е. Правовые проблемы несостоятельности (банкротства). - М.: Право, 2005.-180с.

.        Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2003.-268с.

.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.-290с.

.        Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Юнити - Дана, 2002.-495с.

.        Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2005.-433с.

.        Экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. - Экономика, 2002.-326с.

.        Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2003.-140с.

.        Экономический анализ: учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-305с.

.        Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. - М.: Дело, 2005.-410с.

.        Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности. - СПб: НЕВА, 2004.-245с.

.        Юн Г.Б. Методология антикризисного управления. - М.: Инфра-М, 2005.-300с.

.        Демидова Н.С. К вопросу оценки кредитоспособности предприятия-заемщика коммерческого банка // Аспирант и соискатель.- 2003. - №1. - С. 30-39.

.        Ковалевская И.В. Анализ кредитоспособности заемщика // Труды молодых специалистов ПГУ. Экономические науки. - 2004. - Вып. 1. - С. 72-75.

.        Чернов В.А. Анализ платежеспособности организации и оценка деловой активности // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2001. № 10. С. 64-71.

Похожие работы на - Пути повышения кредитоспособности предприятия ООО 'Триумф'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!