Избирательный процесс в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,65 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательный процесс в России

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие избирательного процесса

1.1 Избирательная система

.2 Избирательное право

.3 Выборы

.4 Избирательный процесс

Глава 2. Стадии избирательного процесса в России

2.1 Подготовительная стадия

.2 Голосование на выборах

.3 Подведение итогов выборов

.4 Выборы главы города Петропавловск-Камчатский март 2009 г.

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой частью демократической, республиканской системы является избирательный процесс как способ средство формирования штата государственных служащих посредствам волеизъявления граждан, всенародных выборов. Данная система процедур и действий является, выполненная с соблюдением всех правил и предписаний, гарантом самостоятельности и суверенитета народа, его свободы.

Избирательный процесс как политико-правовая категория используется временными рамками (от начала и до окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой. Термин "избирательный процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица или органа о назначении выборов до дня представления, избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании финансовых средств, выделенных на проведение выборов. Избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения, избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

Таким образом, можно отметить, что ученые только приступают к научному осмыслению категории избирательного процесса, что и определяет недостаточную степень разработанности данной темы.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления избирательного процесса.

Предметом данной работы являются нормы избирательного права, содержащиеся в международно-правовых актах, Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Целями данной работы являются выработка основных понятий теории избирательного процесса как разновидности юридического процесса, анализ проблем правового регулирования избирательного процесса в Российской Федерации, определение основных направлений совершенствования законодательного регулирования избирательного процесса.

Задачи данной работы: 1) определить понятие и признаки: избирательного процесса как разновидности юридического процесса; принципов избирательного процесса (а также дать их характеристику); субъектов и участников избирательного процесса (а также дать их классификацию и характеристику правового статуса); стадии избирательного процесса, процессуальной процедуры и процессуального действия в избирательном процессе; 2) исследовать законодательное регулирование избирательного процесса в Российской Федерации, выявить его недостатки, сформулировать предложения по его дальнейшему совершенствованию.

Теоретико-методологическую основу данной работы составляют диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, его категориальный аппарат, принципы научного познания. В процессе проведенного исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой методы, формально-юридический анализ, синтез, индукция и др.), так и на эмпирическом (статистический, исследование документов, печатных изданий и др.). Широко использовались положения общей теории права и отраслевых юридических наук.

Эмпирическую базу работы составляют: - законодательство Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, федеральное избирательное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации), нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

-материалы судебной практики (постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации);

архивные данные Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

статистические данные о выборах, проводимых в Российской Федерации;

монографии, публикации о выборах в научных журналах.

Единичными исследованиями, целиком посвященными избирательному процессу, являются, кандидатская диссертация М.В. Масловской на тему «Избирательный процесс в Российской Федерации», а также монография С.Д. Князева «Избирательный процесс в Российской Федерации».

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В начале данной работы постараюсь рассмотреть такие понятия как: «избирательная система», «избирательное право», «выборы», «избирательный процесс» и дать им определение.

1.1 Избирательная система

В отечественной научной литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Как правило, под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений между избирателями и депутатами.

Избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами в органы публичной власти и баллотировавшихся кандидатов избранных на должность или в качестве депутата.

Несмотря на то, что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими и политическими особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Каждая избирательная система обладает собственной спецификой, касающейся применения тех или иных избирательных технологий. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную (абсолютного и относительного большинства) и смешанную.

Пропорциональная избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. Каждое избирательное объединение или партия предлагает избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объединения или партии. Распределение мест в соответствующем органе власти в данном случае осуществляется пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением или партией по всей стране. Отсюда и название избирательной системы - пропорциональная.

При пропорциональной системе есть возможность вхождения в представительные органы власти представителей мелких избирательных блоков. Как показывает практика, это ведет к излишнему дроблению политических сил в парламенте, что может парализовать его работу. Для того чтобы предотвратить подобное дробление, вводится так называемый «заградительный барьер», т.е. законодательно оговаривается минимальное число голосов, которое должно набрать избирательное объединение, чтобы быть представленным в парламенте страны. В нашей стране таким барьером является 5% полученных партиями или объединениями голосов. Те из них, которые не преодолели «заградительный барьер», лишаются возможности провести своих кандидатов в парламент, а их мандаты передаются тем партиям и объединениям, которые преодолели этот барьер пропорционально собранным ими голосам.

Избиратель при пропорциональной системе голосует не за отдельного кандидата, а за список выбранной им партии или избирательного объединения, который обычно превышает получаемое число мандатов. Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, например парламента.

В основе мажоритарной (франц. majorite - большинство) избирательной системы лежит принцип большинства. Выборы в данном случае, как правило, проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Наиболее распространенными видами мажоритарной системы являются системы относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно собрать голосов больше, чем наберет любой его соперник по предвыборной борьбе. Во втором случае необходимо получить более 50% голосов (минимум 50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного числа голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Главный недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы.

Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладают каждая из них в отдельности. Такое комбинирование может состоять, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а вторая - по мажоритарной.

1.2 Избирательное право

Понятия «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами

соответствующих органов государственной власти:1) Президента РФ; 2) депутатов Государственной Думы; 3) депутатов законодательных органов субъектов РФ; 4) органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов

Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Конституция Российской Федерации - главный источник избирательного права.

Конституция РФ является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции.

Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства. В Конституции, прежде всего, закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также про - возглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство; регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы Федерального собрания РФ.

В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между РФ и субъектами РФ в сфере избирательного права и законодательства.

Важным источником избирательного права является ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67(с последующими изменениями и дополнениями). Есть также Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" (от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ) и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ). В субъектах Р. Ф имеются собственные региональные законы о выборах депутатов законодательных органов власти, а также о выборах в органы местного самоуправления. В качестве отрасли законодательства избирательное право представляет собой совокупность нормативных актов, предусматривающих регулирование выборов и референдумов.

В избирательное законодательство входят так же нормативные акты, регулирующие избирательные права граждан, принципы избирательного права, а также отдельные вопросы и стадии избирательного процесса. К федеральному избирательному законодательству относятся, прежде всего, Конституция РФ; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - прямое или косвенное право граждан обладать, - при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии и др.) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица.

33

Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводится целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса - начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при наборе голосов не менее установленного в законе числа избирателей.

Распространенное явление в ходе избирательных кампаний - абсентеизм. Этим термином обозначают уклонение избирателей от участия в голосовании.

Причины неявки на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к результатам, протест части избирателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания.

1.3 Выборы

Рассмотрим трактовку этого понятия политологами и юристами. Например, политолог Н.А. Баранов, считает что, выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимизации стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам.

Другой политолог Г.Т. Тавадов считает что, термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два и более кандидата.

Юристы Воробьев Н.И., Никулин В.В., дают следующее определение:

Выборы в современной России - необходимый элемент народовластия. Понятие выборов многогранно. 1) выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно. 2) выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32).

) выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, 4 или 5 лет). 4) выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, выделяются четыре основные классификации видов выборов. 1) выборы делятся, на очередные (основные) и внеочередные. Очередные выборы - это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами. 2) выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов. 3) выделяются общие и частичные выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов РФ. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы - палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года. (Принята поправка, к Конституции РФ увеличивающая срок полномочий депутатов на пять лет). 4) выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования - факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

1.4 Избирательный процесс

Попытки сформулировать понятие российского избирательного процесса уже неоднократно предпринимались в научной юридической литературе. Однако четкое и однозначное определение этого политико-правового явления до сих пор не выработано.

Избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий. Избирательный процесс представляет собой способ обеспечения реализаций и защиты активного и пассивного избирательного права граждан.

Избирательный процесс как определенный порядок формирования органов власти испытывает постоянное влияние внутренней и внешней среды.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности неправительственных организаций, реализующих интересы граждан.

Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права РФ.

Таким образом, понятие "избирательный процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд элементов стадий, избирательных действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная регистрация партий, учет избирателей). Приспосабливаясь к влиянию всех этих факторов, избирательный процесс, избирательный порядок постоянно совершенствует свое строение, искусственно достраивая собственные формы необходимыми институтами и структурами, способствуя при этом целенаправленным изменениям общественных отношений.

избирательное право регулирует избирательную систему (также в широком смысле), именно поэтому некоторые учёные ставят знак равенства между этими двумя понятиями «избирательное право» и «избирательная система». Однако ряд авторов, хотя и признают тесную взаимосвязь этих понятий, все же высказываются против их отождествления. Соотношение избирательного права и избирательной системы в таком случае характеризуется таким образом: под избирательной системой понимается сам порядок выборов, закрепленный в избирательном праве. Хотя и условно, но все, же можно констатировать, что избирательное право есть форма, а избирательная система - содержание реальных отношений общества в области выбора соответствующих органов и должностных лиц.

Относительно соотношения понятий выборов и избирательного процесса, то здесь ученые сходятся в поразительном единодушии, считая, что выборы есть часть избирательного процесса. Хотя в ряде случаев можно найти условное уравнивание этих понятий, но в таких случаях понятие выборы искусственно расширяется, ему присваиваются отличительные черты, характеризующие избирательный процесс. Именно поэтому следует принять факт: выборы являются неотъемлемой частью избирательного процесса, устанавливать знак равенства между данными понятиями невозможно, они, хотя и сильно взаимосвязаны, но не тождественны. Имея между собой подчиненную связь.

ГЛАВА 2. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса. Субъектная составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной кампании, которые вследствие наделения их правами и обязанностями выступают в качестве субъектов избирательного процесса. Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные сроки выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов. Соответствен - но избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. При этом факультативными стадиями являются: в предусмотренных законом случаях повторное голосование, повторные выборы, выборы депутатов, вместо выбывших, новые выборы.

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных процедур в рамках стадий избирательного процесса, избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение.

2.1 Подготовительная стадия

Назначение выборов в Российской Федерации. Назначение выборов - самостоятельная стадия избирательного процесса. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Так, в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов ГД ФС РФ назначает Президент РФ (п. "а" ст. 84 Конституции РФ), выборы Президента РФ - Совет Федерации (п. "Д" ч. 1 ст. 102). В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также высшего должностного лица субъекта РФ (п. 3 ст. 5). Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются органами и должностными лицами, указанными в соответствующих законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы депутатов представительных органов назначает, как правило, глава муниципального образования, и наоборот.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, в орган государственной власти субъекта РФ - не ранее чем, за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, в орган местного самоуправления - не ранее чем, за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на 1/3. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта РФ - его избирательной комиссией не позднее, чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования.

Регистрация избирателей. Учет (регистрация) избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, - т.е. достигшие на день выборов 18 лет, имеющие место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления могут включаться иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, если это предусмотрено международными договорами с соответствующими государствами и российскими законами.

Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в списки избирателей особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся: а) военнослужащие - учет военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в расположении воинской части, осуществляется командиром воинской части; б) российские граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации или находящиеся в длительной заграничной командировке, - их регистрация осуществляется руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения РФ; если избиратели проживают в странах, где нет консульских учреждений РФ, они могут обращаться в консульские учреждения на территории близлежащей страны с просьбой о включении в списки избирателей; в) избиратели, находящиеся в плавании или на полярных станциях, - их учет осуществляется капитанами судов и руководителями полярных станций.

Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией РФ и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана устранить допущенные ошибки или неточности, либо дать письменный ответ с указанием причин отказа.

Образование избирательных округов и избирательных участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ - это территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избирается депутат (или депутаты), выборное должностное лицо. Избирательный округ объединяет граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и другие параметры утверждает по представлению избирательной комиссии соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправлении я не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в котором должны быть назначены выборы.

избирательный выборы законодательный

Виды округов, их число и размеры зависят, прежде всего, от того, какие выборы проводятся - президентские, парламентские или муниципальные. Избирательный округ может быть единым (федеральным, региональным, городским и др.), включающим в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Избирательные округа по выборам, законодательных (представительных) органов бывают одномандатные и многомандатные. Одномандатным является округ, в котором избирается один депутат, независимо от числа кандидатов, претендующих на единственный депутатский мандат. В настоящее время на выборах в законодательные органы субъектов РФ образуются, как правило, одномандатные избирательные округа. В многомандатном избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально.

Избирательные округа в РФ образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Учитывая различную компактность проживания населения в густо,- и слабо населенных местностях законодатель установил допустимые пределы отклонения в размерах избирательных округов от средней нормы представительства избирателей - не более чем на 10 %, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 % (при проведении выборов по одномандатным округам - не более чем на 30 %). При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может быть увеличено до 40 %. При проведении федеральных выборов в некоторых субъектах федерации число избирателей меньше установленной нормы представительства от избирательного округа. Для обеспечения равенства прав субъектов РФ на участие в формировании федеральных органов в отношении вышеуказанных субъектов федерации не применяется требование равенства избирательных округов - независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.

Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легко доступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права. Избирательные участки могут также образовываться: в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах временного содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях; в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах; для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.

Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой администрации муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.

Избирательные комиссии в Российской Федерации. В систему избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, входят: Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК России), избирательные комиссии субъектов РФ (ИКС РФ), избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО), окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии. Избирательные комиссии не образуют жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в РФ. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента РФ.

Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ. Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон обеспечивает самостоятельность комиссий путем установления круга их полномочий и порядка их формирования. В частности, решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны не только для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений и органов местного самоуправления, но и для кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, должностных лиц, избирателей. Установленный Федеральным законом порядок финансирования деятельности ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, территориальных комиссий, действующих на постоянной основе, делает их не зависимыми в финансовом отношении от органов исполнительной власти и должностных лиц. Расходы комиссий по подготовке и проведению выборов, обеспечению их полномочий производятся за счет средств соответствующего бюджета федерального, регионального или местного.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации. Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются, в частности, такие механизмы, как рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям, мониторинг агитационной деятельности, контроль за финансированием избирательных кампаний, отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий, привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса, участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законодательством.

На избирательные комиссии возложена обязанность, по информированию избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Общие условия формирования всех избирательных комиссий, за исключением ЦИК России, следующие: 1) они формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, а также (за исключением ИКС РФ) в представительном органе местного самоуправления (при этом в качестве избирательного объединения может быть и общественное объединение);

) вышеперечисленным политическим партиям, избирательным блокам, избирательным объединениям отдается приоритет и квота не менее чем в 1/2 от общего числа членов соответствующих комиссий; 3) в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя по предложениям от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока; 4) государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 от общего числа членов избирательной комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, рсположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации;

) орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными рамочным Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой комиссии; 6) если уполномоченные на то законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава ИКС РФ назначается ЦИК России, ИКМО - ИКС РФ, иной комиссии -вышестоящей комиссией с соблюдением установленных законом требований.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвижение и регистрация кандидатов одна из важнейших стадий избирательного процесса. Российское законодательство о выборах предусматривает два основных способа выдвижения кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (политической партией). Закон предусматривает возможность выдвижения не только отдельных кандидатов, но и списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Законодательство устанавливает ряд общих условий выдвижения кандидатов. О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление по установленной форме и заявление о согласии баллотироваться по соответствующему округу. После чего он считается выдвинутым, при -обретает соответствующие права и обязанности. В соответствующую избирательную комиссию также должны быть представлены лично сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, в том числе совместной, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме, установленной законом. Установленный законом период выдвижения кандидатов, а также сбора подписей в поддержку выдвижения при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней, при выборах в органы государственной власти субъектов РФ - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

Выдвижение кандидатов может проводиться путем самовыдвижения: любой гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру для баллотировки на выборах. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, необходимых для последующей процедуры регистрации кандидатов. В частности, необходимо собрать определенный минимум голосов избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Так, в поддержку кандидата в Президенты РФ следует собрать не менее двух миллионов подписей, причем на один субъект РФ может приходиться не более 50 тысяч подписей.

В поддержку кандидата в депутаты необходимо собрать подписи не менее 1 % от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, проводится по тем же общим правилам, что и сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями. Следует, однако, иметь в виду, что при сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов в каждом подписном листе указываются данные - не всех выдвинутых кандидатов, а первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка.

По каждому федеральному списку кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ требуется собрать подписи не менее 200 тыс.избирателей, при этом на один субъект федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей.

Регистрация кандидатов. Регистрация кандидатов (списков кандидатов) проводится соответствующей избирательной комиссией при представлении:

письменного уведомления о выдвижении кандидата, заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, сведений об имуществе и доходах; необходимого количества собранных в поддержку кандидата подписей избирателей. Общее число подписей, собранных в поддержку не должно превышать необходимое для регистрации количество подписей избирателей более чем на 10%.

Избирательные комиссии проверяют достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов). Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей (но не менее 20 %), отобранных для проверки посредством случайного выбора (жребия). При проверке подписей, в том числе при проведении выборки подписей для проверки, имеют право присутствовать представившие подписные листы кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений. При регистрации кандидатов (списков кандидатов) избирательная комиссия, помимо подписных листов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям закона, в том числе и соответствие каждого кандидата всем требованиям - возрастному цензу, цензу гражданства, оседлости и др., - которые предъявляются законодательством к пассивному избирательному праву на данных выборах. Так зарегистрированным кандидатом в Президенты России (помимо соблюдения иных требований к регистрации) может быть лишь гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Альтернативным условием для регистрации в качестве кандидата является внесение лицом избирательного залога, т.е. определенной денежной суммы, размер который определяется законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти (за исключением выборов Президента России), в органы государственной власти субъектов Федерации, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов не проводится, а регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Избирательный залог возвращается, если кандидат победил на выборах, либо набрал установленный законом минимум голосов избирателей (не менее 5 % голосов избирателей для кандидатов и не менее 3 % - для списков кандидатов). В противном случае залог перечисляется в доход государства или муниципалитета. Размер избирательного залога составляет 15 % от установленного соответствующим законом о выборах предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Законом субъекта РФ указанный размер залога может быть уменьшен, но не ниже 10 % от установленного законом предельного размера средств избирательного фонда. Избирательная комиссия в течение 10 дней (при проведении выборов в федеральные и региональные органы государственной власти) должна принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации. Основаниями отказа в регистрации могут служить недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов), нарушение установленного законодательством порядка сбора подписей, и др. Кандидат может в любое время снять свою кандидатуру, равно как избирательное объединение, может отозвать свой список кандидатов и отказаться от участия в выборах, однако и в том, и в другом случае они вправе сделать это не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Информационное обеспечение выборов и агитация. Предвыборная агитация - имеет цель побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию. Агитация проводится в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации и начинается со дня регистрации кандидатов.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний осуществляющих телевизионное и радиовещание на территорий соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Не допускаются злоупотребления свободой массовой информации в соответствии с законом.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

2.2 Голосование на выборах

Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило - с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования, территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах) относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов).

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или блока, наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной миссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.

2.3 Подведение итогов выборов

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному окрyгy. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также, если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, предусмотренных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.

Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.

Таким образом, можно сделать вывод, что избирательный процесс является совокупностью юридически значимых стадий, следующих непрерывно одна за другой. Каждая стадия избирательного процесса имеет сугубо индивидуальное юридическое значение, но в тоже время данный процесс невозможен в отсутствии какой-либо его стадии.

Также, подводя итог, имеет смысл повторить отличительные особенности и значение отдельных стадий избирательного процесса, проведя, таким образом, их сравнительный анализ.

Назначение выборов - обязательная отправная стадия избирательного процесса, дающая начало всей деятельности, которая связана с организацией и проведением выборов. При рассмотрении данной стадии необходимо учитывать, что перед официальным опубликованием решения о проведении выборов проводиться сложная и трудоемкая подготовка данного решения и его принятие уполномоченными органами (должностными лицами), что в редких случаях бывает сопряжено с разрешением избирательных споров о сроках и порядке назначения и проведения выборов.

Формирование организационно-технологической основы выборов есть одна из наиболее трудоемких стадий избирательного процесса. По факту именно на этой стадии реализуются основные подготовительные действия, при отсутствии которых ставиться под сомнение сама возможность практической реализации права граждан избирать и быть избранными. Выдвижение и регистрация кандидатов фактически наиболее значимая стадия избирательного процесса, именно с нее начинается реализация пассивного избирательного права российских граждан. По степени важности с ней может сравниться лишь объявление результатов выборов.

Голосование представляет собой самую ответственную стадию избирательного процесса. Она представляет собой логическое завершение всей избирательной компании. Действующим законодательством подробно оговариваются условия и виды голосования, и, конечно, требования, которые предъявляются к деятельности избирательных комиссий, связанных с обеспечением волеизъявления избирателей.

Таким образом, подведение итогов голосования можно назвать самым ответственным и одним из самых важных этапов избирательного процесса. Также следует отметить, что довольна большая часть судебных тяжб, связанных с избирательным процессом, посвящена выявлению итогов голосования и их оспариванию.

2.4 Выборы главы города Петропавловск-Камчатский март 2009 г.

1 марта 2009 года состоялись выборы мэра города Петропавловск - Камчатского. По итогам выборов лидирует действующий мэр города В. Скворцов - 32,85 % голосов. На втором месте - М. Пучковский - 27,81%, за ним следует А. Зимин - 21,819 %.

Во второй тур вышли действующий мэр Петропавловска В. Скворцов («Единая Россия») и начальник управления соцзащиты города М. Пучковский («Справедливая Россия»).

В течение двух недель между двумя кандидатами была развернута жесткая конкурентная борьба. На головы избирателей были «вылиты тонны помоев» и потоки оскорблений в виде черного пиара. Это сотни тысяч экземпляров «чернушной» полиграфической продукции, и оскорбления конкурентов, и откровенные запугивания горожан тем, что в случае избрания нежелательного кандидата федеральный центр прекратит всяческое финансирование, как города, так и всего края, автобусы не поедут, самолеты не полетят. Были применены административные ресурсы. Армию - заставили, а государственные и муниципальные служащие не захотели рисковать своими рабочими местами и должностями, а также обитателей «мест, не столь отдаленных» (что противоречит закону о выборах) обязали поставить в бюллетенях галочки напротив определенной фамилии под угрозой лишения права на условно-досрочное освобождение.

Когда отсутствует настоящее доверие избирателей, для самого кандидата очевидно, цель оправдывает всякие средства.

По итогам выборов во втором туре победу одержал действующий градоначальник В. Скворцов, выдвинутый «Единой Россией».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы дали понятие избирательной системы в РФ, рассмотрели виды избирательных систем в РФ, дали понятие и рассмотрели принципы избирательного процесса в РФ, а также рассмотрели структуру и стадии избирательного процесса.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Избирательный процесс регулирует деятельность субъектов публично-правовых отношений по формированию легитимных органов публичной власти различных уровней (органов государственной власти, местного самоуправления, а в некоторых случаях - органов территориального общественного самоуправления). Избирательный процесс позволяет обеспечить связь непосредственной демократии с представительной. Через избирательный процесс реализуются конституционные права граждан участвовать в управлении государством непосредственно и через избираемые ими органы.

Избирательный процесс - один из основных институтов избирательного права, являющегося подотраслью конституционного права. Он включает правовые нормы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, важнейшими из которых являются акты, принимаемые избирательными комиссиями. При этом акты ЦИК РФ по своему характеру должны быть отнесены к числу ведомственных актов, а акты остальных избирательных комиссий - локальных. В соответствии с этим определяется их место в системе правового регулирования избирательного процесса и юридическая сила.

Избирательный процесс развертывается во времени, проходя определенные стадии и циклы. Стадии - взаимосвязанные этапы деятельности субъектов избирательного процесса. Цикличность избирательного процесса проявляется в повторяемости всех стадий в ходе проведения каждых очередных выборов.

Основные стадии избирательного процесса определяются законом: назначение выборов; регистрация избирателей и составление списков избирателей; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов; сбор подписей избирателей (внесение избирательного залога); регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; определение итогов голосования и результатов выборов; опубликование итогов голосования и результатов выборов; выдача депутатского мандата и документа, подтверждающего избрание лица на выборную должность.

Процесс формирования органов публичной власти посредством выборов, влекущих трансформацию власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и местного самоуправления в нашей стране. С использованием процедуры выборов замещается пост Президента Российской Федерации, формируются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления. Высшие должностные лица субъектов Федерации также замещают свои посты посредством выборов. В подавляющем большинстве случаев уставы муниципальных образований предусматривают прямые выборы глав муниципальных образований. Многообразие органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет за собой практически постоянное функционирование избирательной системы.

Основной целью избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации // Рос. Газ. - 1993. - 25 дек.

. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. Газ. - 2003. - 16 янв.

. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2002. - №51. - Ст.4982.

. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст.5497.

. Федеральный закон РФ от 10 января 2003г. №19-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы // СЗ РФ. - 2003. - №2. - Ст.172

Библиография

.Ахлюстин В.А., Глазков Е.И. Принцип стабильности в избирательном праве и процессе // Иваново-Вознесенский юридический вестник: Научно-практический журнал. - Иваново, 2003. Реформы государственного и муниципального управления. - № 3/4. - с.8-11

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.:Норма, 2007. - 784 с. С 407-406.

. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Источник материала - персональный сайт Н.Баранова.

. Белов С.А. Избирательная система как правовой институт. М.; 2007, С 52.

. Бузин А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними. - М.: Центр «Панорама», 2007. - 271 с. С 65-71.

. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 104 с. С 6,13.

. Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007. С 25.

. «Голос Камчатки» №5(172)2009 от 17 марта 2009 г.

.Городской портал Петропавловск-Камчатский от 20.03.2009 г.

.Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - "ЗАО Юстицинформ", 2008 г. С 133. С 35-36.

. Ерофеев Д.В. Голосование в избирательном процессе: правовые аспекты// Право и власть, М; 2002 №3 С34-39.

. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.-Ростов-на-Дону; Феникс, 2004. С 601.

13. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор - доктор юридических наук А.В. Иванченко. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - 856 с. С 93.

14.Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура. [Журнал «Правоведение»/1999/№3].

15.Князев С.Д., Цырфа В.М. Избирательный процесс в Российской Федерации. Хабаровск, 2000.

16. Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы. М.; 1993. С 56

. Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Автореф. диссертация канд. наук. Волгоград,1999.

.Основы избирательного право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Монография Петров А.А., Иркутск 2004, С 53.

. Тавадов Г.Т. Политология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2002, с.368. С 296.

20. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с. С 367-369.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!